Годунов: Мне, князь Григорий Осипович, известны все твои заслуги перед Государем и Отечеством Русским. Князь Федор Мясоедов поведал, как на войне с польским королем Баторием, ты отличился и даже ранен был в бою. Да и в прошлом году под Нарвой зело большое искусство в военном деле против шведов показал. Помним мы и службу твою верную в Диком поле, и заслуги твои по обороне южных и восточных рубежей земли Русской от набегов орды, когда ты, князь, строительство на Волге сторожевых крепостей, Самары-городка да Царицыно, отменно организовал. Орда присмирела и много спокойнее в тех местах от разбойников стало. Особенно после того, как ты, князь, атамана Матвея Мещерка и его заединщиков за творимые ими злодеяния, повесил да на плотах по Волге пустил в назидание лихим людишкам. Сегодня, князь, в твоей верной службе снова большая нужда у государя имеется.
Засекин: Я, холоп государя нашего Великого князя и царя Всея Руси Федора Иоановича и волю его исполню безропотно.
Годунов: Я верю, князь.Сейчас дьяк Битяговский пояснит твою задачу.
Михайил Битяговский: На западных границах нашего государства Московского по милости Господа и великими трудами наместника всей земли Русской боярина Бориса Федоровича Годунова, установился твердый мир. Все войны кончены достойно без утрат земель наших исконных. И можно спокойно заниматься устроением огромной земли нашей Русской. Нужда большая в этом. Центр хозяйства и поступления доходов в казну царскую смещается к востоку. Именно здесь строятся новые города, распахиваются новые земли, открываются промыслы и разные новые искусные ремесла, добывают серебро, золото и руды. Места весьма пригодные для проживания и обживаются народом русским весьма охотно и успешно. Именно из этих земель поступают к нам в казну подати с большим прибавлением. А это и деньги, и лошади, и рыба, и меха. Отныне здесь на Востоке источник будущего процветания царства и Отечества российского. Наместником всей земли Русской боярином Борисом Федоровичем Годуновым велено начать строительство новых городов на реках Волге , Каме, Белой и Яике. Предстоит большое строительство, какого предки наши еще не знали. Работы много, а делателей нет. Нужных мастеров в землях наших либо вовсе нет либо зело не хватает. Особенно остра нехватка в каменщиках, плотниках и кузнецах. По царскому указу все они переписаны воеводами и взяты на особый царский учет.
Для восполнения сего оскудения, по царскому указу уже выписаны из Европы многие искуснейшие мастера: алхимики, архитекторы, металлурги, литейщики и механики. Наместник всей земли Русской боярин Борис Федорович Годунов послал приглашение известному аглицкому ученому математику, астрологу и алхимику Джону Ди, чья искусность и премудрость, ежели будет на то воля Господа, на пользу земли Русской славно послужит. Мастера заморские помогут своими знаниями укрепить наше государство. Но дорого они казне царской обходятся, золотом платит приходится, да и доверять всецело им нельзя. Пример алхимика и медика Болемина, тайного лазутчика польского, за измену сожженного в Москве, нам забывать не следует.
Наместник всей земли Русской боярин Борис Федорович Годунов особое значение уделяет литью железа и отечественному изготовлению пищалей. Спрос на небольшие походные пушки, стреляющие камнями и легкими железными ядрами, весьма велик. Без западных мастеров найти новые железные рудные копи и наладить механические и литейные мастерские нам будет очень трудно. Так, например, по Волге имеется великое множество запасов селитры и серы, столь необходимых в ружейном производстве, а очистить их и приготовить не умеем. А нужда в них огромна. И за границу с большой выгодой продавать можно. Ртуть, свинец, медь, прутовое железо, бумагу нам приходится закупать из-за границы. Есть острая нужда и в составлении рисунка обширных земель российских и подробном описании торговых дорог.
Сейчас торговые караванные пути особенно важны как никогда. И государь великий хочет, чтобы купцы из восточных стран с товарами, полезными нам здесь на Москве, могли бы без угроз и воровства орды и разбойников спокойно к нам пребывать и уезжать обратно. И мы остро нуждаемся в том, чтобы направлять в южные страны наши меха собольи, куньи, бобровые и прочие, кои купцы армянские, иверские, бухарские, персидские и турецкие закупают в год на миллион рублев, с большим прибытком для казны царской. А ведь мы продаем им еще воск, мед, сало, кожи лосьи и другие, тюлений жир, соль, деготь, слюду и еще немало других товаров. Это тоже миллион рублей дохода в казну. И закупаем в больших количества по военной нужде воинские доспехи, кинжалы, мечи, пищали и пушки и писчую бумагу. И все остальное снаряжение, в чем войско царское острую нужду имеет и что мы сами в достатке пока производить на Руси не можем. И река Волга, как основная торговая дорога соединяющая Русскую землю с южными и восточными странами не просто важна, а бесценна для нас.
А что мы видим. Пока в диком поле на Волге не спокойно. Не мне тебе говорить об этом, князь Григорий Осипович, сам все знаешь. Разбойники и ордынцы в местах тех чувствуют себя еще зело привольно. И грабят нередко караваны царские и караваны купцов русских и иноземных. И Государь наш Великий отсутствием порядка и мира на Волге очень сильно недоволен.
Борис Годунов: Мне Государь Великий поручил навести порядок и установить закон в царствах Казанском и Астраханском. И я наведу его. Спокойно будет в этих землях. Каленым железом выжгу в этих местах разбои и измену.
В сторожевых городках Самаре и Царицыне размещено по пять сотен стрельцов и казаков. Дозорная служба началась и на Волге и в Диком поле. Но этого мало.
Дьяк Щелкалов сейчас объяснит твою, князь Григорий Осипович, государеву службу, конкретно.
Василий Щелкалов: Тебе, князь Григорий Осипович, предстоит послужить верой и правдой Государю нашему и стать воеводой в новом сторожевом городке Саратов, что закладывается на Волге не далеко от сарысайского торгового брода. Место это у брода тебе, князь, хорошо известно. Добрый опыт становления сторожевых городков у тебя князь имеется, поэтому наместник всей земли Русской боярин Борис Федорович Годунов свой выбор на тебе князь остановил. Знаем, что должность беспокойная. Кочующие в диком поле ногайский хан Урас, ханы калмыцкой и киргизской орды признали свою зависимость от нашего государя великого. Но не все их мурзы довольны этим и имеют тайные сношения с кавказскими князьями, а через них с заклятыми врагами нашими магаметанами крымским ханом и турецким султаном. Случись война, орды эти саранчой могут напасть на наши южные границы. А мелкие набеги на села, да посады да на торговые караваны творят ордынцы постоянно. А ордынские ханы ворогов укрывают и на расправу не выдают. Хан Урас, например, каждый раз в грамотах обещает жестоко наказать отступников, но требует богатых даров за мир.
Твоя задача, князь, поставить городок Саратов у брода и переволоке в кратчайший срок и, по воле царской, нести дозор в диком поле и оборонять торговые караваны на Волге от Самары и до Царицына вниз и вверх по реке. Для выполнения царской службы прибыть в мае месяце в сторожевой городок Самару. Там принять команду над отобранными стрельцами и казаками. В твое же, князь, распоряжение выделено там три плотника. Плотников, князь, сам знаешь, не хватает. Поэтому этих плотников береги. Других не будет. И еще, в твое прямое подчинение поступает стрелецкий голова боярин Туров. В июне же месяце со стрельцами и казаками, на плотах и лодьях спустишься по Волге к сарысайскому сторожевому займищу и, не мешкая, но с большой тщательностью поставишь городок Саратов с острогом в известном тебе месте. Смотри, чтобы ордынцы и разбойники тебе бы князь в этой работе не помешали. Обнаружится нужда в лесе, разрешено лес рубить и возить в достатке. Лесу там много, князь. И лес дубовый кряжистый. Землю пахать, мед курить, рыбу ловить и охотиться стрельцам да казакам да посадским людишкам разрешается повсеместно, но без ущерба государевой службе, о чем царский указ тебе, князь, будет выдан.
Знаем, князь, что народу пока мало. Но по указу государя уже набираются охотники по всей земле Русской на государеву службу в сторожевом городке Саратове. При этом всем поступившим на службу государеву будут льготы по тягловым платежам на пять годков.
Указы с печатями, казну денежную, стрельцов для охраны в пути и все остальное получишь в Казанском и Стрелецком приказах.
Борис Годунов: С Богом, князь. Послужи Головой государю и великому князю Всея Руси Федору Иоанновичу и Отечеству нашему Русскому. Выполнишь службу царскую, награда твоя велика будет и род твой отмечен будет.
Засекин: Я с великой радостью выполню Государеву волю. И докажу делом и преданность Великому Государю и зело большую пользу учиню земле Русской.
--
--
--
--
ДЕСТВИЕ ПЕРВОЕ
--
Сцена первая
Явление первое
( Небольшая лужайка на берегу реки Медведица. Костер. У костра варят уху поп Василий и его приемный сын Иван)
Поп Василий. Скоро месяц, как в пути. От деревни к деревне все далее и далее идти. Лошадей здесь не достать. Завтра бы нам, Ивашка, до Аткарска добраться, а там, может быть, и легче будет. Ивашка, посмоти, как ушица-то? Готова?
Иван. Готова, батюшка. Сейчас травки душистой добавлю, и можно хлебать.
Поп Василий. Припозднились мы с тобой, Ивашка, сегодня. Все думал, может на вотчину бортника набредем, ан не удалось найти-то ее. Да, лесные места, глухие.
А ведь, Ивашка, назад эдак лет двести, зело часто эти места заселены были агарянами. И, по преданию, зажиточно здесь жили люди. Были это все владения ханства Золотая Орда. А верст эдак сто отседова на Волге стоял город ханский Укек, это где сейчас сторожевое казацкое займище расположено. Большие дворцы в этом городе были, храмы и каменные палаты. Слава об этом городе доходила до далеких царств и земель. И вот нет ни города Укека, ни народа здесь проживавшего. Все в запустение пришло. На сотни верст кругом. Вот, Ивашка, что Господь и война делает с народами. И не верится, что здешние ордынские ханы Русь нашу улусом своим считали и ежегодную дань немалую собирали. Потому то и орда названа Золотой, что золота в ней было, что песка речного.
Иван. Я знаю, батюшка, агарян на Русь хан Батый привел.
Поп Василий. Да, хан Батый за грехи наших дедов да прадедов, по попустительству Божьему был послан на земли Русские. Тогда, Ивашка, не единый государь в Москве всеми землями нашими управлял, но в каждом городе сидел удельный князь, и в гордыне безмерной чинили князья друг другу обиды и не было из-за ссор покоя. Вот тогда и явился на Русь хан Батый и с ним несметные полчища злобных агарян. Сколько тогда городков, Ивашка, было захвачено и сожжено, сколько церквей да храмов Божьих разграблено и осквернено, и сколько народу в полон и рабство угнано, не счесть. Божьим проведением зарезан был хан Батый королем угорским Владиславом, и теперь даже могила этого страшного хана не сохранилась.
Иван. А что было потом, батюшка?
Поп Василий. Лет через десять после смерти хана Батыя сын его, хан Сартак, послал баскаков на все земли русские, и переписали они народ. Обложили те баскаки народ русский тяжкой данью- ясаком. Правда, не оставил видать, Господь, землю нашу и в те черные годины. Не переписали баскаки служителей Божьей Церкви и с них дани- ясака не брали.
Много раз потом другие ханы хотели и с Божьей Церкви ясак брать, да силой не решались, а преосвященные митрополиты наши готовы были смерть мученическую за веру принять, но ясак добровольно платить не соглашались.
Через сто лет при святом Великом князе Дмитрии Донском были разбиты агаряне на Куликовом поле. Перед битвой пришел князь к святому Сергию Радонежскому за благословением и, получив его, попросил еще двух братьев - иноков Пересвета и Осляба, известных в миру и искусных воинов. Преподобный Сергий отпустил иноков, снабдил их оружием и напутствовал мудро: " Мир Вам, братья мои возлюбленные во Христе Пересвет и Ослябя, постраждуйте как славные воины Христовы, пришел Ваш час, а Господь будет вам помощником и заступником, а князю дарует Он победу и прославит имя его".
И сбылось пророчество святого Сергия Радонежского. Велика была победа над безбожными агарянами. Только избавление от ненавистного ордынского ига пришло спустя сто лет при прадеде государя нашего, при Великом Князе Иване Васильевиче.
Иван. Знать, кровава битва была.
Поп Василий. Божьим милосердием до пролития крови христианской не дошло
Послал тогда Великому князю Ивану Васильевичу агарянский хан Ахмат грамоту, а в ней писал: " Ты князь, есть просто улусник мой, а даров мне не шлешь, и ясак за многие годы не платил, и послам моим в дани и подарках отказываешь. Явись, - писал хан Ахмат,- ко мне сам или пришли своего сына с ясаком за все годы. А не исполнишь волю мою, то я сам приду с войной на землю Русскую и пленю ее, а тебя, князь, рабом своим сделаю".
Сильно опечалился князь, собрал совет из бояр, и бояре порешили: " Лучше, князь, умилостивить богатыми дарами нечестивого хана Ахмата, чем напрасно кровь христианскую пролить". Очень тогда, Ивашка, еще боялись агарян. Только Великая княгиня Софья не испугалась и возмутилась пугливым советом бояр. " Как же это ты, господин мой,- сказала она Великому Князю - и себя, и меня, и детей моих данниками и рабами учинить хочешь? И войско у тебя сильное есть и Бога на помощь призвать можешь, а трусливых своих бояр слушаешь, вместо того, чтобы постоять за честь земли Русской и веру христианскую святую".
И устыдился тогда Великий Князь малодушия своего. Принял он посла ханского без чести и уважения, ханскую грамоту сразу прочитал, а, прочитав, плюнул на нее, изодрал и бросил под ноги. Послу же Великий Князь сказал: " Иди и скажи нечестивому хану, чтобы забыл он свои безумные мысли о владычестве над Русью, не будет ему больше дани и выходов от земель наших, потому как я, Великий Князь, честь и силу имею такую же, как и он, но даже большую, а потому сумею и за себя постоять и христианские земли от нечестивого хана оборонить".
И не решился агарянский хан Ахмат напасть на русское войско. Так и кончилось на Руси страшное иго Золотой Орды. А сорок лет назад, при блаженной памяти царе и государе всея Руси Иване Васильевиче, эти места добровольно покорились Москве, однако покоя и порядка в них нет. Лихие воровские людишки сюда бегут и привольно живут грабежами.
Иван. Батюшка, а куда же Золотая Орда делась?
Поп Василий. А никуда не делась. Сами ханы себя и свой народ войнами бесплодно изводили, а потом, лет через пятнадцать после Куликовской битвы, опустошая все огнем и мечом, прошел по здешним местам лютый агарянский царь Тамерлан, уничтожив славу Золотой Орды, а девяносто лет назад Золотую Орду стер с лица земли большой друг земли Русской крымский хан Менгли - Гирей.
Иван. Батюшка, а что за крики мы на Медведице слышали? Уж не крымчаки ли?
Поп Василий. Нет, Ивашка, что здесь крымчакам делать? Не иначе как Кудеяр - разбойник кого грабил.
Иван. А, правда, по Кудеяра говорят, что он царского роду?
Поп Василий. Разное люди говорят. Да ты, Ивашка-то, не всякому слуху верь. Нечестивец этот Кудеяр. Ему и всей его злодейской шайке быть в аду в самой гиене огненной, Потому как невинные жизни христианские губят и грабят чужое добро. А сказано в Писании: " Не желай дома ближнего своего, ни осла его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего".
Презрел Кудеяр слово Божие, преступил законы Божьи и человеческие и теперь страх ему и на земле перед людьми и царскими слугами и после смерти муки вечные терпеть. А муки эти будут ужасны и жестоки. Столь люты и мучительны, что никакой грешный наш ум человеческий представить не в состоянии. Вот, Ивашка, какова горькая участь Кудеяра. И упаси нас, Боже, с тысячную долю подобных мук испытать.
( Оба крестятся.)
Поп Василий. Ну, чего, Ивашка, рот-то разинул? Уха-то готова? Неси котелок. Осторожно неси, ставь сюда на камень. Хорошо.
(Поп Василийскороговоркой творит молитву, крестит котелок с ухой. Затем достает ложку и начинает есть. Иван тоже достает ложку и присаживается напротив.)
Поп Василий. Это ты чего, Ивашка, надумал? Погоди, погоди, чуток. Не ровняй себя с отцом, грех это большой. Жди, когда отец тебя к столу позовет.
Иван. Да я, батюшка, думал...
Поп Василий. А ты не думай, не умничай. Эх, хороша ушица-то, навариста. А соли нет. Вот кабы ты, Ивашка, соль нашу не замочил, так ушица-то бы невпример вкуснее была. И зачем только доверил тебе соль.
Иван. Я, батюшка, человека спасал. Утоп бы он, не вытащи я его из реки.
Поп Василий. И то. А соль жаль все одно.
Иван. Так он же мне рубль золотой дал.
Поп Василий (достает золотой). Эко, рубль золотой. А что на него здесь в диком месте купишь? Да, ты не дуйся, благое дело сделал. ( Убирает рубль.)
Поп Василий: Ладно. Сотвори молитву и да присаживайся к отцу ушицу хлебать.
(Иван крестит рот, садится есть. Вдруг из леса доносится стон. Иван и поп Василий перестают есть, прислушиваются. Снова начинают есть. Опять стон. Поп поперхнулся.)
Поп Василий. Никак человек на помощь зовет?
Иван. А может зверь или леший?
Поп Василий. Нет, Ивашка, человек. Ну-ка, сходи подмогни. Грех человека-то в беде бросать в эдакой глухомани.
Иван. А вдруг леший?
Поп Василий. Я сказал человек. Иди. Да возьми на всякий случай дубину. А я помолюсь за тебя. Крестит Ивана. Во имя Отца, Сына и Святого Духа, сгинь нечистая сила!
(Иван поднимает палку и уходит. Из темноты доносятся звуки борьбы, удар, стон.
Иван тащит человека, бросает его у костра.)
Явление второе
Иван. Ух, тяжелый какой!
Поп Василий. Да жив ли он? Что-то не шевелится.
Иван. Жив, батюшка, жив. Подошел я к нему, нагнулся, а он меня за горло. Ну, я и ударил его дубьем. Вот он и затих.
Поп Василий. (наклоняется над телом): Да это же сотник стрелецкий Ляпунов. Я его по Москве знаю. Ну-ка, Ивашка, помоги мне его в чувство привести, принеси воды.
(Иван берет пустой котелок и убегает.)
Ляпунов. Где я? Жив?
Поп Василий. Жив, Сотник.
Ляпунов. Я, думал, помер. Помню только, навалился на меня крымчак, а я его за горло схватил, да видать, ослаб...а тут в голове зазвенело, и больше ничего не помню. Куда крымчак делся?
Поп Василий. Победили Вы его, стало быть.
Ляпунов. Должно быть... Лицо твое мне знакомо. Откуда ты здесь?
Поп Василий. Мир тесен, сотник, а пути Господни неисповедимы.
Ляпунов. Постой-ка, так ты тот самый поп, которого сотник Филимон Капуста в Москве на Посаде побил? Точно!
Поп Василий. Я. Сотник Капуста гнева Божьего не испугался, позорил меня перед народом, за бороду хватал, деньги за провоз с обозом требовал. Я - человек бедный, Живу тем, что люди добрые дадут, где мне мостовые да дорожные платить.
Ляпунов. Жаловался бы воеводе.
Поп Василий. Нет уж, сотник, не в моем правиле по приказным избам ходить с ябедами да челобитными. А с Вами- то, Прокопий Петрович, что приключилось?
(Появляется с котелком Иван.)
Ляпунов. Расскажу, батюшка. Дай только поесть. Голоден я.
Поп Василий. Иван, подай сотнику ушицу.
(Ляпунов творит молитву и ест. Глядит на Ивана. Снова ест.)
Ляпунов. По Государеву Указу о постройке здесь на Волге нового городка Саратова ездил я с сотником Капустой по городкам да селам, и набирали мы охотников в служилые люди, в казаки да стрельцы. Набрали пятьдесят человек. Выдали всем по два рубля с полтиной жалованья. Да для служилых людей на Саратове у дьяка Битяговского в Казанском приказе на Москве казну получили и отправились с обозом на место. А тут напали на нас агаряне. И откуда они только взялись? Мои - то новобранцы перепугались. А я да Капуста набросились на ворогов, да куда там. На кауром жеребце налетел на Капусту знатный ордынец, видать лихой рубака, и отрубил ему голову одним ударом. Погиб, значит, твой обидчик, батюшка.
(Все крестятся.)
Поп Василий. Я и раньше на него сердца не держал, а сейчас и тем более все по христиански ему прощаю. Царство ему небесное.
Ляпунов. Я ранен был. Но мне удалось ускакать. Один в поле не воин. Только двоих агарян, думаю, сумел и я с коней ссадить. А и меня в плечо слегка зашибли. Потом и лошадь моя пала. А дальше все знаешь. Значит, мои новобранцы вместе с обозом, мукой, рожью, овсом, порохом, пищалями, денежной казной царской, а, главное, с княжной Наталией Григорьевной, все в полон проклятым агарянам досталось.
Поп Василий. Это дочь князя Засекина, Григория Осиповича? Да как же она с Вами-то оказалась?
Ляпунов. По наказу князя вез я ее из родовой вотчины. Замуж, видать, он ее выдать решил. Не одна она, с мамкой Евпраксией ехала-то. А ведь я за нее перед князем головой отвечаю.
Поп Василий. Я князя-то знавал. А вот дочь его не помню.
Ляпунов. Голова болит, мочи нет.
Иван. А вы холодной водой голову- то намочите, полегчает.
Ляпунов. Пожалуй. Слышь, ты холоп али кто?
Иван. Вольный. Иван я, Васильев. Приемный сын у батюшки. Родители - то мои давно погибли.
Ляпунов. Слышь, Иван, хватит тебе в захребетниках жить. Поступай на службу государеву. Запишу я тебя в стрельцы али в казаки. Получишь жалованье, опять же кормовое довольствие. Дом крепкий справишь. Я тебе слово, даю, даже десятником сделаю. А голова есть, да смерти не боишься, так и сотником станешь. Согласен?
Иван. Я-то согласен, а вот как батюшка.
Поп Василий. Ты, Прокопий Петрович, Бога-то не гневи. Я хоть поп и беспоместный, да меня сам святейший патриарх Иов знает. Не смущай парня, молод он еще для царской службы.
Ляпунов. Если молод, значит молод.
Иван. И не молод я, батюшка, совсем, Мне двадцать один год на святого Фому исполнилось.
Поп Василий (гневно). А ты, Ивашка, помолчи, когда старшие говорят. Иди вон. Постель готовь. Поздно уже. Травы нарви, веток наломай.
(Иван уходит)
Ляпунов. Далеко отсюда до сторожевого займища?
Поп Василий. Верст шестьдесят будет, а то и все сто.
Ляпунов. Ну, давай спать. Скажи Ивану, чтобы огонь постерег. Эх, видел бы ты того каурого коня. Огонь, а не конь. Ничего за такого не жалко. Велено, поп, Государем князю Засекину на месте казацкого сторожевого займища новый городок Саратов ставить
А как поставит князь городок, то заселятся эти места мужиками, станут они землю пахать, рыбу ловить, и будет это нашей Державе на умножение силы, мощи и славы большая польза. А будет городок стоять, будет и в этих местах порядок. И от ордынцев оборона. И от людишек лихих, да и от дончаков. Конец и вольнице и разбоям придет.
Поп Василий. На все воля Господа нашего.
Ляпунов. И Господа нашего, и государя нашего царя всея Руси Федора Ивановича, а пуще шурина его, конюшенного боярина и воеводы дворового и наместника Казанского и Астраханского царства Бориса Федоровича Годунова по чьей злой боярской воле я уже несколько лет, выдержав срам, в опале обретаюсь. Только я в звезду свою верю. Слышал, что помирился он с князьями Шуйскими, вернул всех князей из ссылок. А, значит, и мне в опале недолго осталось пребывать. Князья Шуйские выборного рязанского дворянина Прокопия Ляпунова не должны забыть. Одной я с ними ниточкой по гроб жизни связан.
Поп Василий. Помолимся перед сном грядущим, особливо за голубицу нашу, княжну Наталию Григорьевну, упаси ее Боже от всех невзгод.
Ляпунов. Молись, святой отец за нее истово, всю ночь молись, хорошенько молись.
Господи, помилуй меня, грешного!
(Тот же берег. Один поп Василий.)
Поп Василий. Ушли. Молодые, что им. Подожди мол, отец здесь. Мы де лошадей или подводу достанем. К вечеру вернемся. Каково их ждать. Лучше самому по лесу да по балкам шастать в поисках бортничьих вотчин. И Ивашка мой совсем от рук отбивается. Что вчера удумал: служить Государю пойду. Тать, эдакий. Да для того ли я его пятнадцать лет назад подобрал крохой в разграбленной опричниками родовой вотчине боярина Колычева, не дал умереть с голоду, одел, воспитал, обучил грамоте и молитвам, чтобы сейчас такое услышать.
Ведь как думал: пойдет Иван вслед по моим стопам, посвятит себя служению Господу единому и всемилостивейшему. Время придет, и я ему свой приход, а он у меня обязательно будет, передам. А ум проявит, так и игуменом станет, а то и митрополитом. А что? Задатки у него есть. Смышленый и дотошный. Однако вот она, нынешняя молодежь! Что им разум отцов и дедов? Что им ошибки и заблуждения, они сами с усами. Подумать только: на Москве молодые люди бороды стригут, короткие прически делают, иностранные кафтаны одевают, говорят и пишут не по-нашему. Ох, уж эта молодежь. Отцов перестали слушать. Спорят! Не по породе должности да вотчины на государевой службе норовят получать, а по бойкому уму! Вот оно тлетворное влияние Литвы да Польши.
А как мы бывало-то отцов-то своих слушали со смирением, глаза на отца поднять боялись. Рушатся нравы, рушатся вековые устои. Девки-то и те норовят выходить замуж по любви. Этот ей де нравится, а этот нет. Тьфу! А раньше-то скажет отец, и точка, даже взглядом своего недовольства не выразит. Вот откуда грех да разврат! Из распущенности молодежи. Не понять им, что все это: и похоти, и тщеславие, и желание власти и богатства одна ловля ветра, одна суета. Истинное блаженство - то в служении Богу!
А вот и Ивашка возвращается. Два всадника скачут. Жалко слеповат я глазами-то, не разберу кто где. Однако никто из них не похож ни на Ивашку, ни на Ляпунова. Кто ж это такие? Ба, да это же крымчаки. Сюда скачут... заметили. Господи! Уповаю на милость Твою. Защити раба Твоего
(Слышен топот. Появляются Хазбулат, Джургай и еще два джигита.)
Явление третье
Джургай. Старик, кто ты?
Поп Василий (опустившись на колени и склонив голову). Я смиренный служитель Богу. Иду в Астрахань к игумену Троицко - Астраханского монастыря.
Джургай. Ты, поп, лечить можешь?
Поп Василий. Приходилось и молитвами и постом, а все более травами да настоями.
Джургай. Хазбулат, объявляй привал. Здесь отдыхать будем. Ты, старик, вылечишь мою рабыню, Вылечишь, сделаю рабом своим, одежду дам, молодую жену, есть- пить вдоволь будешь, а нет, живым в землю закопаю, кожу с живого сдеру. Понятно, поп?
Поп Василий. Понятно, господин. На все воля Господа.
Джургай. Пусть сюда приведут рабыню с мамкой. Живо!
Хазбулат. Я уже распорядился.
Джургай. Обидно мне, князь. Позор и унижение терплю от своих недругов. Повелитель хан Урас от меня отвернулся, советы моих недругов слушает. Трусы несчастные! Испугались сотни, другой казаков да стрельцов. Кабы мои недруги не отговорили хана от нападения на Московию, да разве с такой бы нищенской добычей я возвращался теперь назад, в родные улусы. Как на глаза хану появлюсь? Чем на насмешки недругов отвечу? Ясырь от набега: полсотни рабов, да тысяча шестьсот рублей золотом и серебром. Позор и горе мне!
Хазбулат. Я предупреждал тебя, что пустой набег будет. Ни золота, князь не добудешь, ни славы себе. Ты меня не слушал. Только чтобы не слыть трусом вместе с тобой я здесь на Русских землях. Однако не все так мрачно. Боярыня, что захватили, одна тысячи рабов стоит.
Джургай. Да. Хороша девица! Десяток лучших жеребцов из ханского табуна отдал бы за нее не раздумывая. Но ведь и тут Аллах против меня. Заболела она и довезу ли ее живой, не знаю. А как подарю ее хану Урасу, кто посмеет сказать, что я ссорю его с русским царем напрасно?
(Появляются Наталья Засекина, мамка, один джигит Мурат)