Аннотация: Го - уникальная в своем роде игра, которой уже 5 тысяч лет
Го - древняя восточная (зародилась в Китае 3 тыс. лет до н.э.) настольная игра. С самого начала она играла огромную роль при дворе императора. Она служила многим целям Например с ее помощью политические деятели могли узнать получше своего противника, полководцы и политики развивали свои умения и навыки в стратегии и мышлении в целом.
196 год Лу Фань. Умный игрок так ставит камни,
Чтобы открыть последовательности,
Ускользающие от несведущего взора.
За прикрытием легкомыслия
Он уверенно предвидит будущее оком мудреца.
Так он служит интересам правителя,
В игре показывая, как можно предотвратить бедствие.
При близком рассмотрении
Превратности на доске Го
Одинаковы с командованием кавалерией и пехотой.
Однако превратности го можно сравнивать не только с командованием армией, иначе сегодня она не была бы особо актуальна. Го, по сути - инструмент для социально-психологического тренинга. Для любого, у кого была возможность сравнить хотя бы пару партий, это становится неоспоримым фактом. Однако, стоит объяснить это утверждение.
Го как жизнь
Самые общие положения
Основное понятие, которым оперирует Го - свобода (пустота, территория) и деятельность (камни, поступки). Так же как и наша жизнь, доска (свобода) изначально пуста. Цель игры - так расставить на ней камни, чтобы получить наибольшую территорию. Таким образом, по аналогии с жизнью камни - поступки. Как и все поступки, они изначально равны, их ценность определяется позицией на доске. В зависимости от положения и соотношения с другими камнями, он может оцениваться как тактически важный, стратегически важный, незаменимый, бесполезный(мертвый) и так далее.
Таким образом, Го учит распоряжаться ресурсами(бищнес, политика, идеи, жизнь в целом). Го - модель, обучающая находить пустоту и овладевать ею.
Основной целью истинного мастера является не столько победа, сколько сам процесс игры, в котором он узнает своего противника и себя самого, и, с помощью этого, может самосовершенствоваться. Таким образом высшая, конечная цель мастера совпадает с целью самоанализа - катарсисом.
Самая простая - самая сложная
Жизнь - игра, в которой можно соглашаться с правилами либо задавать свои. Ходы в этой игре необходимо делать, используя стратегическое мышление. Для развития такого мышления необходимо совершать анализ и понимать процессы, ведущие к победе и поражению.
С помощью Го постигаются закономерности, выстраиваются оптимальные взаимоотношения, соизмеряются пространство и время. Ее правила минимальны и обобщены, игра максимально абстрактна, поэтому ее закономерности могут проектироваться на любые сферы человеческой жизни. Го, как жизнь, может считаться как предельно легкой (о правилах), так и предельно сложной (в виду бесконечности вариантов).
Игра в Го сравнима с искусством вдвоем: представлена полная свобода по отношению в "холсту" и "краскам". Однако, вне зависимости от победы или поражения партнерский ход игры, в отличие от искусства, исключает эгоистичный ход мысли. Необходимо учитывать, что партнер также ищет лучший ход. Пренебрежение к партнеру может привести к поражению.
Таким образом, Го выступает обобщенным универсальным модулятором общения, который позволяет находить свои слабые стороны и учится их преодолевать.
Расчет и видение
В Го только расчет не ведет к победе, необходимы все психологические способности, в том числе и эмоции, и воля, и воображение, и, также, очень важна гибкость внимание.
Виден лес - не видны деревья,
Видны деревья - не виден лес.
Расчет же применяется для достаточно узкого набора ситуаций.
Индивидуальность в Го
Ввиду бесконечного числа вариантов ходов (173 цифры), в одной партии Го каждый человек может проявить все свои стороны и специфические особенности. Го иллюстрирует человека.
В процессе игры часто раскрываются неизвестные доселе черты собственного характера, характера своего партнера (например жадность, ненастойчивость и т.д.).
Стиль игры - сочетание различных форм в игре. Соизмерим с установками в жизни человека, принципам жизни (положительный и общий смысл), сочитанием слабых и сильных сторон.
Категории, которыми оперирует го также тесно связаны с жизнью:
--
Жизнь и смерть (дамэ, отсутствие территории)
--
Соединение камней (группа имеет общее дыхание, общую территории.)
--
Захват камней (лишение дыхания)
--
Самоубийство запрещено, кроме "затаившего дыхание камня" (шпиона)
--
Правила Ко (цикличность повторения, которая приводит к застою)
--
Сэки - оба живы
--
Изучи дзёсеки (закрепленные последовательности лучших ходов) и забудь. Изучение дзёсеки - изучение причины хода, а не последовательности.
--
Гармония - при смещении на 1 пункт ход лишается значения
Этапы Го - этапы любой оющественной деятельности.
--
Фусэки "одиночные камни" - "наметка" территории, составления "костяка", плана.
--
Тюбан "соединение и разделение" - борьба сферы влияния на территорию.
--
Ёсэ "уплотняющие ходы" последний шанс увеличить территорию.
Стратегии го - жизненные ситуации
--
стратегия Ко-борьбы - использование слабостей противника для угрозы. Ответ на Ко-борьбу - отвлечение внимания
--
Миан - рассматриваемые вмете - два варианта развития в зависимости от хода противника
--
Адзы (вкус) - скрытая угроза (потенциал) сохранение "подводной мины" в течение многих ходов и только затем ее активация. Ускоряет развитие.
--
Требование ответа - кинаси
--
Плотность - ацуми
--
Переконцентрация (коригатаги) изменение планов на действия при их нецелесообразности использовнаия
--
Обмен - фурикавари
--
Ход - вопрос (ёсу-миру) - зонд, пробный камень.
Иснструменты Го для самопознания
В го самопознание, или, скорее самоанализ происходит через деятельность. При чем не только во время игры, но в любое другое время, когда человек думает о партии уже сыгранной или будущей. В проигранной партии мастер ищет причину проигрыша, которая может быть только в нем самом. В выигранной партии мастер ищет причину проигрыша партнера, находя ее также в себе. Планируя партию, мастер опирается на систематизированный результат анализа всех предыдущих партий и знания о будущем партнере.
Текущая партия имеет огромное количество возможностей
Расширение сознания по отношению к Го имеет ряд конкретных действий:
--
Тренировка мышления, внимания, памяти
--
интериоризация простых, рутинных действий типа расчета ходов
--
создание системы накопления, обработки информации (развивает способности к удержанию в сознании цельной картины проблемы наравне с ее отдельными частями)
--
тренировка переключения сознания с одной проблемы на другую и последущей интеграции этих дискретных проблем в одну картину
--
обобщенность и абстрактность Го учит решать не только разнородные проблемы, но и проблемы разного масштаба.
--
Тренировка эмоционально-волевой сферы
--
находить свои проблемные черты путем самоанализа
--
тренировать волевые качества
--
учит управлению эмоциями
Заключение
Как и любой тренинг, го дает нам методы и способы обучения. Однако, как и любого тренинга, существует возможность неперенесения навыков, приобретенных в игре на жизненные ситуации. На востоке титул мастер Го на более глубоком, нежели турнирном, уровне, означает человека не только хорошо играющего в Го, выигрывающего турниры, но человека, который имеет особый тип мышления - мышление Го. Таким образом, не только Го есть тренингом для жизни, но и жизнь есть тренингом для Го.
Однако, если бы можно было играть в Го чисто формально, не приобретая новых умений и не используя их в жизни, то эту игру, как и многие остальные, можно было бы свести к просчету оптимальных ходов. Однако компьютеры пока что невозможно научить играть в го на каком-либо приемлимом уровне. Компьютерная программа для игр - модель игры. А каким образом можно смоделировать наиболее абстрактную и обобщенную модель.
Итак, Го - абстрактная модель жизненных ситуаций любого уровня, которая позволяет на узнать больше о себе и закономерностях жизни в целом (практическая философия).