Аннотация: Искушение свободой требует от нас мобилизации для самосохранения себя в числе живых.
Жизни Путь
"Жизнь прожить - не поле перейти!"
Это раздумчивое резюме житейского опыта, прижившееся в российской культуре, ещё можно иной раз услышать из уст представителей старшего поколения.
Сочетание в одной пословице двух разных глаголов несколько смещает смысл, относя его в сторону сравнительной трудности двух дел. При этом "переход через поле" воспринимается как поэтический образ, не связанный лингвистически и философски с проживанием жизни, тяготы которой - моральные; в отличие от физической трудности пешего перехода. Последнее пословицей никак не раскрывается, оставаясь достоянием постигающей интуиции.
Между тем, если мы стилистически изменим первую часть, и скажем: "Пройти путём жизни - это вам не поле перейти!"; то мы, во-первых, - благодаря однородности глаголов, - устраним поэтический образ, оттягивающий на себя внимание слышащего, и придадим пословице форму поучения; а во-вторых, откроем культурную отнесённость этого поучения к Афинской мудрости, представителем которой традиционно почитаем Сократа.
Именно для его философии характерно представление личной жизни как неизведанного Пути в Аид, который нужно найти, всякий раз "выбирая из трёх дорог". Это представление являлось частью решения проблемы личной свободы, которое нашёл и предложил своим последователям Сократ.
Как известно, "все реки текут в Тартар", и "все дороги ведут в Ад", однако весьма важно в какие врата Ада ты войдёшь в конце пути. Как принять верное решение: выбрать верное направление на каждой развилке?
Сократ на своём опыте учил, что нужно обрести своего Вожатого, который и проведёт тебя по дорогам жизни в Аид. Благословен обретший такого Вожатого! Как мы знаем, в числе таких благословенных мужей числится герой Троянской войны Эней. Его примеру последовал и наш афинский мудрец. Вожатого Сократа мы знаем под именем "Демона Сократа".
В таком переложении наша пословица из некоего сетования и констатации моральной тяготы жизни обретает характер учительного предостережения и призыва к ответственному подходу к каждому акту личного бытия.
Принять это научение можно только в том случае, если мы разделяем убеждение древних в посмертном существовании, из которого есть выход в новую жизнь под водительством Орфея, в роли которого должен выступить мой Вожатый.
В христианстве таким Вожатым выступает Христос Иисус.
Принять это научение можно только в том случае, если мы разделяем убеждение древних в посмертном существовании, из которого есть выход в новую жизнь под водительством Орфея, в роли которого должен выступить мой Вожатый.
В христианстве таким Вожатым выступает Христос Иисус.