Ваш покорный слуга имел удовольствие родиться в семье атеистов, где никто не учил его вере и общению с Богом. Бабушка с дедушкой, правда, держали икону в своём углу, и что-то там бормотали шёпотом, но они, ведь, были неграмотные царские крестьяне, перевезённые из-под Курска в Сибирь в столыпинских вагонах.
Для того и делалась Революция, чтобы мы, советские пионеры, не были такими и твердо знали, что Вселенная - это самоиграющие Гусли, в центре которых "черная дыра", и от неё на край света тянутся струны.
Деду, окончившему два класса церковно-приходской школы, эта математическая истина была недоступна, и потому - когда я спрашивал его о вере в Бога - он, как и подобает рабу, отвечал: "Должен же кто-то всем управлять!?"
Это было всё, что довелось в детстве узнать о Боге, и потому в последние времена, когда ваш покорный слуга сподобился учиться вере, приходилось ему допытываться у верующих: как они веруют, в чём это выражается? И они обыкновенно отвечали: мы молимся. Ныне усердно молятся как правоверные, так и протестанты, и "молитва" в форме словесного обращения к невидимому, но присутствующему Богу стала основной религиозной практикой множества конфессий. У тех, кто с детства молится, не возникает вопросов по поводу молитвы, -- настолько привычна она им. Однако, не обладающие такой привычкой и не умеющие молиться, спрашивают, что такое молитва и какой в ней смысл. Несколько слов об этом предлагается ниже.
Буквально, молитва означает принесение в жертву скота. Молить скотину, значит резать её ради Бога. Как и всякое другое жертвоприношение, молитва есть способ приблизиться к Богу путём выражения преданности ему через готовность отдать своё самое ценное, если это Ему приятно. (В вульгарной религии жертва есть попытка задобрить, подкупить божество, чтобы оно благоприятствовало моим начинаниям. В продвинутой вере жертва неотделима от акта благой воли, согласной с волей Бога и сопряжённой с отказом от своей воли, направленной к своеценному, а не абсолютному благу.) Существует также понимание Служения как Кормления. Так, Платон в "Тимее" говорит, что "есть только один способ служить чему бы то ни было - нужно доставлять этому надлежащее питание и подобающее ему движение...". Молитва относится к этому ряду: она включает в себя и кормление Вышних и придание им Движения.
Говорят, когда боги решили на Совете истребить людей и наслали на землю потоп, - такой что и вершины гор скрылись под водою, - Утнапиштим (Зиусудра), предупреждённый Энлилем, сотворил ковчег в шесть этажей, куда собрал всех скотов и домочадцев своих и отправился в плавание. Прошло шесть дней, и боги проголодались, потому что никто не творил молитвы, то есть не резал скотину для них, и пожалели о решении своём. Тогда Энлиль велел водам сойти с земли, и показалась из воды вершина Горы. Утнапиштим причалил к ней, вышел из ковчега, развел на вершине горы костёр и зарезал быка в честь Энлиля, и так накормил богов. С тех пор кормление богов через принесение в жертву скота на вершине святой горы стало регулярной частью отношений богов и людей.
В историческом развитии религии жертвоприношение стало комплексным, включающим в себя множество видов жертв, с тем чтобы целостно преображать человека в культовом действе. Жертва уст и жертва хвалы, как воздержанность в речах и принесение похвал Богу, стали неотъемлемой частью жертвоприношения. Достаточно вспомнить какое значение придаёт ведическое жертвоприношение чтению гимнов и дисциплине этого чтения. И здесь важно заметить, что жертва уст, хотя и представляет собой словесное обращение к Богу не является ещё общением с Ним, но есть часть приношения человеком себя (молить ся значит приносить в жертву себя), заключающееся в таком управлении речью, которое должно быть приятно Богу; оно стоит в одном ряду с управлением дыханием, например.
Историческое выдвижение личного начала, преобладание его над коммунальным, привело к приватизации религии, то есть освобождению личной веры от культовых мест и жреческих коллегий. Этот процесс сопровождался и упрощением самого жертвоприношения. Так из комплексного обряда выделились некоторые его компоненты, так сказать транспортабельные, которые человек всегда мог иметь при себе. Это так называемая йога во всех модификациях, и её часть - жертва уст, либо в форме молчания, либо принесения похвал. В последующих "народных йогах" всё свелось к постоянному произнесению некоторых ключевых слов когда-то длинных гимнов. От этой жертвы надо отличать обращение к Богу с просьбой о помощи в трудной ситуации, так как последнее есть плод жертвы - возможность обратиться к Богу с надеждой быть услышанным, каковую надежду как раз и обеспечивает принесённая жертва. И помнить, что обращение ещё не есть общение, так как последнее - процесс обоюдный.
Прежде чем дерзать общаться с Богом и быть уверенным в Его присутствии (не в космосе вообще, а в твоей конкретной жизни), нужно приблизиться к Нему, и это приближение есть путь, который совсем нелёгок и составляет главное содержание жизни верного. Многие современные конфессии, в стремлении быть популярными, не затрудняют человека долгим узким путём, а чтобы избежать затруднения начальной удалённости человека от Бога, обусловленной первородным грехом они не человека приближают к Богу, но Бога приближают к человеку, причём делают это, разумеется не реально, так как не имеют власти над Богом, но - богословски, измышляя о Боге.
Однако, имитация и декларация близости к Богу отнюдь не заменяют самой близости, которую нужно заслужить, завоевать; и молитва здесь - одно из средств. Кардинальное средство - жертва. Но жертва уст, называемая в обиходе молитвой, есть наименьшая из жертв.