Аннотация: Значение Тайной Вечери в перспективе традиционного иудейства.
Тайная Вечеря
Еврейское слово "Песах", или "Пасах", прочитываемое нами как "Пасха", означает буквально "миновал", или "прошёл мимо".
При этом имеются в виду двери домов еврейских, мимо которых прошёл Карающий Бог, убивающий на этот раз всех первенцев мужеского пола в земле Египетской, за непочитание Его их родителями!
Ведь Он, Бог Живой голодал здесь, в Египте. Ему не хватало крови, исконной Его пищи, которую обильно получал в битвах.
Здесь же, в мирном земледельческом Египте Ему, вместо крови, предлагали пресные ячменные лепёшки! Потому Бог Воинств (Цебаот) был голоден и зол! За нечестие, выражающееся в неподобающем кормлении богов, Он решил покарать египтян, и навёл на народ египетский пресловутые "десять казней". Последней из этих казней и было избиение первенцев.
Еврейских первенцев Бог, питающийся жертвами, пощадил. Проще говоря, евреи выкупили своих первенцев, принеся в качестве заместительной жертвы ягнят ("агнцев"). Они отчитались об этой жертве, смазав ягнячей кровью косяки дверей домов своих. Запах этой крови - которая, собственно, и предназначалась Богу как принадлежащее Ему живое в животном - послужил для Него знаком кормления Его в этом доме. Оттого Цебаот и проходил мимо этих домов. Это минование мы и отмечаем теперь как Песах, или "еврейскую пасху".
Раньше в советское время, мы, уличные сорванцы, невольно праздновали Песах, поедая мацу, которую раздавали на улицах местные евреи. Эта пресная, но вкусная еда предшествовала лакомству в виде православных пасхальных куличей.
В Советском Союзе господствовал Атеизм, и, тем не менее, в каждой советской семье на Пасху был на столе кекс - заместитель кулича, продававшийся в советских магазинах.
Так советские матери, почитая Маркса, Ленина, Сталина, не забывали отдавать дань Богу. Как-то спокойнее было от этого ....
Возвращаясь к Песаху, следует отметить, что евреи вовсе не были довольны исходом из сытого благополучного Египта в пустынные степи, за реку (отчего они и стали зваться евреями - "хибру"), и пеняли на то Моисею, своему Вождю.
Память о "египетском плене", из которого они вынесли начала собственной цивилизации Израиля, евреи, однако, сохранили. Именно это воспоминание легло в основу Праздника Опресноков, во время которого евреи, скотоводы, едят египетские пресные лепёшки - пищу земледельцев.
В сущности, этот праздник есть почитание Израилем Египта как своей прародины. Одновременно он есть празднование Исхода, как избрания Богом евреев (хибру) для основания нового Царства избранного Им народа - Израиля, народа, который наследует Землю.
Там в Египте, это избрание как раз и выразилось в убиении первенцев египетских как наследников, и означало Слово, обращённое к египтянам: "Вы не наследники Мои!".
Когда кончилось время царствования Цебаота, Бога Воинств, и пришло время Юпитера, Бога Отца, история с избиением первенцев повторилась. Цебаот, не желая отдавать власть, вздумал воспользоваться прежними методами, и уничтожить Первенца Юпитера, Иисуса из Назарета, назначенного стать Мессией, или Христом для евреев, и, подобно Моисею ввести их в новое Царство Юпитера.
По наущению Цебаота, во исполнение пророчества Иеремии, иудейский царь Ирод, велел избить всех младенцев в Вифлеем, где обитала в это время Семья Иосифа тектона с младенцем Иисусом.
И тогда конец царства Цебаота стал зеркальным отражением начала - в Начале семьи первенцев израилевых бежали ИЗ Египта; в Конце семья первенца Бога Отца (Юпитера) бежала обратно, В Египет!
В итоге, благополучно избежав казни, младенец Иисус взрастал, будучи ближе Осирису, чем Цебаоту. Но, находясь в составе народа Израилева праздновал Песах вместе со всеми, - несмотря на то, что по отношению к Нему лично, этот праздник имел противоположный смысл. В глазах Бога Отца оправданным оказался Осирис, против Цебаота.
Итак, в свой последний Песах - о котором знал, что последний - в первый день Опресноков Иисус отправил двух апостолов своих, Петра и Иоанна, в Иерусалим за освященными опресноками для пасхальной трапезы.
И это был последний Песах всемирно-исторического значения. Затем его место заняла Православная Пасха. А Песах остался у евреев в качестве традиционного исключительно национального праздника, наподобие Ивана Купалы у славян.