Нестерюк Стас : другие произведения.

Источник вдохновения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Стас Нестерюк

ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

  
   Валерий мне надоел. Уже более часа он предавался воспоминаниям, которые сами по себе были бы интересны, если б не были пропитаны безысходностью. Я мужественно продолжал слушать, однако чем дальше, тем сильнее ждал повода прекратить разговор.
   ...Несколько лет назад Валерий был молодым, подающим большие надежды форвардом. Его фланговые проходы, финты и острые прострельные передачи до сих пор помнили многие любители футбола. Затем последовала тяжелая травма и долгий перерыв в выступлениях, после которого Валерий, увы, так и не смог достичь прежнего уровня... Он боролся, но день ото дня его успехи становились все скромнее, пока он не исчез со спортивного горизонта. Время от времени появлялись олухи, что он играет в каких-то третьеразрядных командах, однако в последнее время стихли и очи...
   Я не видел Валерия около трех лет, за которые он постарел лет на пятнадцать. Я был рад встрече и на радостях опрометчиво предложил выпить пива, о чем теперь горько сожалел. Когда-то я не раз писал о Валерии статьи для спортивного раздела газеты, в котором тогда работал, и в результате мы сделались неплохими приятелями. Позднее я продолжал поддерживать с ним отношения до тех пор, пока жизнь постепенно не развела нас в разные стороны.
   ...И вот теперь передо мной стоял у стойки совсем другой человек. Жизнь раздавила его и единственное, что его радовало - это воспоминания о былых временах.
   Я понимал, что являюсь для Валерия одним из тех, с кем он может делиться воспоминаниями, том более, что свидетелем многих событий я был сам. Оттого-то он теперь так и разошелся, что со мной не боялся быть непонятым. Встреча именно со мной обрадовала его, и понимание причин этой радости расстроило меня еще больше.
   -Ну а чем ты занимаешься теперь?- наконец спросил я, воспользовавшись паузой, чтобы уйти от надоевшего разговора.
   -Работаю.
   -Где?
   -На заводе.
   -Что делаешь?
   -Да так, ерунду всякую... Слесарь-ремонтник я теперь... Я из вежливости задал еще три-четыре вопроса и тут наш разговор по­лучил неожиданное продолжение. Сначала нехотя, а затем вое более оживлен­но Валерий начал рассказывать о своей трудовой деятельности. Ярко и ди­намично освещая детали, он сумел увлечь меня настолько, что одна за од­ной на стойке сменились еще три кружки. Передо мной был прежний Валерий - целеустремленный, живой, увлеченный, не лишенный чувства юмора.
   После того, как мы расстались, я оставшуюся часть вечера думал о Ва­лерии. Очень захотелось придумать нечто такое, что смогло бы увлечь его, такое, в чем он мог бы попытаться себя реализовать. Подсказка пришла неожиданно, несколько дней спустя. По заданию редакции я должен был посе­тить выставку известного в городе художника Константина Сучкова и взять у него интервью.
   Сучкова я знал и раньше, и его работы мне нравились, как, впрочем, и он сам. Мне почему-то подумалось, что знакомство с интересным человеком поможет Валерию преодолеть душевный вакуум. Или, во всяком случае, не повредит. И я ему позвонил. После некоторых колебаний Валерий согласил­ся составить мне компанию. И на следующий день я встретил его на пороге "Салона госпожи Масловой", где размещалась выставка.
   Мы прошли в помещение, где собралось уже довольно много людей. В центре внимания был, естественно, сам Сучков, его супруга Елена царила в центре другой группы людей, правда значительно меньшей. Я поздоровал­ся с Константином и представил ему Валерия. Они пожали друг другу руки, на чем их первое общение иссякло. Сучков был увлечен разговором с поклон­никами и Валерий, после некоторого раздумья покинул нашу компанию. Не­которое время он бродил возле картин, а затем примкнул к группе, окру­жавшей Елену. Посмотрев на него раз-другой, я подумал, что, пожалуй, напрасно привел его сюда. живопись для Валерия была труднее высшей ма­тематики. Впрочем, увлеченный своими делами, я вскоре совершенно забыл о нем...
   Возможности уединиться с Константином у меня не было: к нам то и дело подходили люди и Сучков приветливо и интересно говорил со всяким, тем более, что очень многих лично знал, В результате я решил, что лучше все­го для меня будет просто находиться рядом, слушая разговор, чтобы затем по услышанному сделать статью и нечто вроде экспресс-интервью. Люди вокруг менялись, менялись и темы разговоров, но в целом Сучков говорил все время об одном и том же.
   -Меня часто обвиняют в отсутствии определенной стилистики, - говорил он. - Это - неправда. Моя стилистика как раз в том, что на одни и те же явления можно смотреть разными глазами. Вы замечали, что сюжет, подхо­дящий одному художнику, часто никак не идет другому? Например, Ван Гог - во всем Ван Гог. В его манере нельзя написать "Сикстинскую Мадонну", как не стали бы шедеврам и красные виноградники, изобрази их Рафаэль. У каждого - свое поле творчества, и чаще всего художник знает об этом. Найти свое поле - одна из задач молодого, еще не нашедшего себя худож­ника. Именно в этом - причина упреков в мой адрес. Мой подход состоит в том, что я все время меняю "точку сборки". К примеру пытаюсь изобразить средствами Клода Моне то, что ближе по содержанию Сальвадору Дали. Или наоборот. Получается далеко не всегда, но иногда выходит очень неожидан­но...
   Сучков начал демонстрировать свои слова на примерах картин, переходя от одной к другой, а через некоторое время вернулся к своему творчеству
   с другой стороны.
   -Для меня источником вдохновения почти всегда являются другие люди, - сказал он. - Узнавая человека близко, невольно изменяешься сам. Начинаешь смотреть на мир его глазами. И зачастую видишь то, чего никогда не уви­дел бы раньше...
   -Самый сильный источник вдохновения для меня, как мужчины - это, естественно, женщины, - вернулся он к теме с третьей стороны, - И в первую очередь - моя жена. Елена - человек настолько разносторон­ний, это, общаясь с ней, я постоянно раскрываю в себе новые грани. Они-то и помогают мне менять "точку сборки".
   При упоминании о Елене я невольно завертел головой, пытаясь найти ее среди собравшихся. И тут с удивлением обнаружил, что она, отделившись от прежней компании, стоит в углу зала рядом с Валерием. Валерий что-то, видимо, рассказывал ей. При этом он активно помогал себе руками, воспол­няя жестикуляцией недостаток выразительности. Ситуация меня позабавила.
   -Елена очень пластичная, - продолжал между тем Сучков. - Она умеет быть все время разной. Благодаря ей, мое творчество никогда не застывает в своем развитии.
   Тут Константин впервые обратился ко мне лично:
   -Помните, года полтора назад Вы заходили к нам, но не застали меня дома? Елена тогда разговаривала с Вами несколько часов. Позднее Елена, рассказывая о Вас, вдохновила меня на рисунок. - Он рассмеялся: - На кар­тину не хватило... По я ее все-таки нарисовал позднее, кое что доделав по своему усмотрению. Бот она, кстати, - прямо напротив Вас.
   Я удивленно перевел взгляд с говорившего на полотно. На картине был изображен герой русских былин (видимо Илья Муромец), стоящий посреди поля с палицей в руках. Отнюдь не среднерусский пейзаж более всего подчеркивался наличием ветряных мельниц, словно застывших в ожидании Дон Кихота. По манере исполнения картина напоминала фламандские полотна семнадцатого века.
   -Не ожидали? - усмехнулся Сучков. - Таким я Вас увидел. Вы уж простите. Разговор продолжался еще какое-то время, но затем я почувствовал, что пора преступать к работе и, вежливо откланявшись, направился к выходу. На крыльце меня, как оказалось, ждал Валерий.
   -Как впечатления? - спросил я. Он пожал плечами.
   -Не понравилось?
   -Я в этом не разбираюсь, - сказал он с максимальной тактичностью. - Но все равно спасибо. Хоть в свет выбрался.
   Я объяснил ему ситуацию, и мы простились. Я отправился домой писать статью. В течение следующих месяцев я раза три-четыре звонил ему по телефону. Однако встретиться нам довелось лишь почти год спустя, на улице.
   Я его даже не узнал. От придавленного жизнью человека не осталось и следа. Прилично одетый, он теперь выглядел на свои тридцать с небольшим. В манерах его появилась уверенность в себе и, я бы сказал, даже некото­рая аристократичность.
   Я предложил выпить пива.
   -Если только самую малость, - ответил он, улыбаясь. Купив по бутылке, мы присели на лавочке в сквере.
   -Чем теперь живешь? - спросил я.
   -Я изменился, - ответил он.
   -Заметно. Я потому и спрашиваю.
   Он задумался, видимо решая, стоит ли рассказывать о себе. Затем ска­зал:
   -Вообще-то о таких вещах не принято рассказывать. Но тебе я скажу, потому что ты напрямую связан с этой переменой.
   -Вот как? - удивился я.
   -Да, связал, - кивнул он. - А, кроме того, мне давно хотелось с кем-ни­будь этим поделиться. Дело в том, что я никак толком многое не пойму. У меня сейчас все в порядке, но что-то не дает покоя...
   ...Видишь ли, на той выставке я познакомился с женщиной. Она сама подошла ко мне и заговорила.
   -Ты имеешь в виду Елену? - спросил я. Он кивнул.
   -Тогда я не знал, что она жена Сучкова. Это выяснилось, когда я встретился с ней позже. В тот, первый день, мы с ней немного поговорили и договорились о свидании.
   Я непонимающе посмотрел на него.
   -Именно так, Гена! У меня с ней получился роман. Настоящий; такой, о каких в книгах пишут. Что она во мне нашла - не знаю. Но мне было с ней очень хорошо. Надеюсь - ей со мной тоже. Самое удивительное в том, что с ней было интересно даже просто разговаривать. Никогда не думал, что с женщиной можно говорить. Я ж был как пень! У меня и интересов-то было - только футбол да выпивка. А тут вдруг проснулся вкус к жизни.
   Валерий открыл портфель достал оттуда книгу и протянул мне.
   -Вот, смотри: купил сегодня. Искусство Франции во второй половине девятнадцатого века. Здесь не только живопись, но еще скульптура и архитектура.
   Я начал листать страницы, а он продолжил:
   -Никогда бы не подумал, что это может увлечь. Елена пробудила во мне интерес. Хотя, честно говоря, интерес появился уже после. А вначале я был тем, которого ты знал. Просто мужчина, дорвавшийся до хорошей лю­бовницы.
   Валерий сделал паузу.
   -Черт возьми! - воскликнул он вдруг. - Для чего все это!? Наш роман продолжался почти три месяца. Все было отлично! А потом Елена сказала, что хватит. Она не может больше обманывать мужа и так далее... Как буд­то обманывать вначале было легче!
   -Может быть она не осознавала этого вначале? - спросил я осторожно.
   -Елена - не та женщина, которая что-то не осознает. Она умнее нас с тобой вместе взятых! Просто ей захотелось порезвиться...
   Он снова сделал паузу.
   -Однако в эти три месяца она вела себя так искренне!.. Если ей невтерпеж как захотелось мужика, так она и искала бы мужика; тем более что я и был самым что ни на есть мужиком - трудяга от станка. Двух слов не вязал без мата. Но ведь она со мной разговаривала! Я ей чуть ли не всю жизнь свою рассказал, и она не только слушала ради приличия - как ты в прошлый раз - ей интересно было!
   -Может быть, она изучала тебя? - спросил я.
   -Изучала? Не знаю... Может быть...- Валерий задумался. - Но я тебе вот что скажу: после того, как она ушла, мне было так хреново, как не было со времени травмы. У меня смысл жизни пропал. Где-то с месяц я места себе найти не мог. Вот тогда-то я и начал интересоваться искусством. Наверно подсознательно надеялся, что это поможет ее вернуть. самом-то деле: куда мне до нее с небритой-то мордой! А уж после втянулся так, что не оторвешь.
   Пиво кончилось.
   -Еще по одной? - спросил я.
   Валерий отрицательно покачал головой.
   -Знаешь, Гена, я ей благодарен, несмотря ни на что. Ты не смотри, что я так эмоционально говорил, на самом деле у меня все уже прошло. Вот только осталось чувство незавершенности. Иной раз хочется встретить­ся с ней и поговорить, просто поговорить, ничего больше. Пусть заодно посмотрит, каким я стал. Ведь это - благодаря ей.
   -Звонить ей не пробовал? - опросил я.
   -Не могу. Там муж. И вообще - что такое телефон? - лучше глаз ничто не говорит. Вот если бы встретиться с ней как-нибудь случайно: вроде как в первый раз - на выставке...
   Он замолчал. Постояв еще пару минут, мы распрощались.
   Повод встретиться возник через неделю. Я позвонил Валерию по теле­фону.
   -У меня для тебя информация. На днях в "Салоне" у Масловой будет экспозиция работ Сучкова. В основном - новые. Думаю, что Елена там будет.
   Когда мы, вдвоем, как в прошлый раз, пересекли порог "Салона", Константин привычно царил среди поклонников, Мы подошли поздороваться.
   -Вашему другу, кажется, показалось интересно, - шепнул мне Сучков, когда Валерий отошел в сторону.
   -Он неофит, - пошутил я.
   -Похвально, - улыбнулся Константин.
   Я заметил Елену не сразу. Она стояла довольно далеко, рядом с какими-то людьми. Она поздоровалась с Валерием и что-то ему сказала, после чего он скрылся в другом зале.
   -Собираетесь писать новую статью? - улыбнулся Сучков. - Боюсь, что мне нечего прибавить к тому, о чем Вы писали в прошлый раз. Лучше идите в соседний зал - здесь только старые картины, все новые работы - там.
   Я последовал его совету и сразу же увидел Валерия. Он стоял перед одним из полотен с побледневшим лицом.
   Я проследил за его взглядом.
   Уже знакомый мне Илья Муромец (правда, с другим лицом) в сопровождении десятка дружинников стоял посреди поля напротив вражеской дружины. Вокруг поля будущей битвы на трибунах собрались зрители, среди которых преобладали дамы в светских одеждах, а само поле битвы своими очерта­ниями напоминало чем-то футбольное.
   Я окинул взглядом соседние полотна. На них, правда в не столь явной форме, прослеживалась тема так называемой спортивной злости. Скульптор, лепящий статую юной девушки с натуры пожилой женщины; мальчишки, швыряющие камни в море, среди которых один, закинувший камень так далеко, что пробил линию горизонта; отчаяние человека, ставшего свидетелем аварии на дороге и не в силах ничем помочь; наконец - просто драка: разбитые носы, изорванная одежда, а на лицах персонажей - решительность и вера в победу.
   Дальше следовали какие-то абстракции, однако и в них виделось напряжение, словно вот-вот готовилась лопнуть туго натянутая струна. Сучков, как обычно, не ограничивался одним стилем, экспериментируя на стыке различных направлений. Но в целом на сей раз в его полотнах доминировал некий пещерный реализм в сочетании с экспрессией персонажей.
   Валерий посмотрел на меня. Он все понял.
   -Где эти сволочи?! Сейчас пойду и набью им морду! Обоим! И Сучкову и его жене!
   Он был полон решимости. Передо мной на миг встал молодой форвард, рвущийся по центру мимо защитников. Вот-вот последует точный удар в девятку...
   Я крепко схватил его за плечи.
   -Валера, стой! Бойся первых побуждений - они уж слишком благородны!
   -Что? - он не понял.
   -Офсайд! - ответил я.
   Он стряхнул с себя мои руки. Однако тут же остановился и успокоился.
   -Пойдем отсюда, - произнес он через минуту. - Я получил ответы на все вопросы.
   Мы двинулись к выходу. На нашем пути откуда-то возникла Елена.
   -Уже уходите? - осведомилась она.
   -Я мог бы дать твоему супругу повод нарисовать еще картин тридцать, - сказал Валерий.
   -Я знаю, - кивнула она. - но Костя не любит зацикливаться на одной тематике. Он решил, что для серии материала достаточно.
   Валерий опешил.
   -Так он все знал?!
   -Безусловно
   -Ну что ж. Спасибо за все. Ты тоже дала мне материал. У меня теперь все в порядке.
   -Я рада.
   -Я - тоже.
   Мы прошли мимо Елены. Краем глаза я увидел мужчину лет сорока, с интересом наблюдавшего эту словесную дуэль. Возможно, мне только что-то показалось, но я был рад, что Валерий его не заметил.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"