Аннотация: Трехглавые, пятиглавые и семиглавые божества. Суть традиции.
Трехглавые, пятиглавые и семиглавые божества. Суть традиции.
Всем известны славянские полиголовые божества, такие как Триглав, Пятибог, упомянутые в источниках и проанализированные учеными. Анализ киевского Пятибожья, упомянутого в ПВЛ, со слов киевского волхва: "Сказал мне Пятибог" начал академик Б.А. Рыбаков, и блестяще завершил удмуртский историк Л. Прозоров, в своей книге "Боги и касты Древней Руси" вскрывший многочисленные индоевропейские параллели славянских пяти богов.
Для начала проведем базовые аксиомы, то есть положения, которые давно доказаны другими науками, и нами принимаются за неопровержимое основание.
Славяне тысячу лет назад были более близки друг с другом, чем даже современные антропологические популяции внутри русских. Доказано Алексеевой, свидетельствует о близости славян друг к другу, и о том, что ассимиляционные процессы в основном были характерны для славян лишь в последнее тыс. н.э.
Исходя из этого тезиса, рассматривая современный гаплогруповой состав славян (восточных и западных) мы видим что лиш очень небольшой процент гаплогрупп I2 I1 и N1 характерны для всего славянского ареала, с учетом данных по семейским старообрядцам можно обоснованно считать для славян тысячу лет назад 80% R1a, что дает менее чем 20% разницу, это меньше чем между русскими и поляками, меньше чем между северными и южными русскими.
Отсюда используемый далее термин славяно-арии, который будет соответствовать праиндоевропейцы-славяне, и все, что было между ними в историческом смысле и охватывать период 6 -5 тыс. до н.э. 1 тыс. н.э., индоевропейцы-славяне в лингвистической категории. И в этнической категории славяно-арии значит восточноевропейское население, характеризующееся определенным генотипом, проживающее на определенной территории, посылающая свои отряды для расселения на восток и север, вплоть до индии и северо-западного Китая, периодически на юг и запад (Западная Европа, на юг до Египта), а так же периодически теснимое с юга и запада. Характеризующееся гаплогруппой R1a, с севера несколько потесненное N, но 1500 лет назад начался обратный процесс, с востока потесненное гаплогруппами C, O. В целом я не буду больше касаться данных вопросов, интересующиеся могут просмотреть существующую литературу.
Итак, культ семи богов довольно устойчив у индоевропейских народов. В индии семь Адитьев, впрочем, это классика Варуна, Митра, Арьяман, Бхага, Анша, Дакша, Индра, число Адитьев 7 в Ригведе, в других ведах по разному, но речь идет лишь об общей полиголовости божеств. Атхарваведе" (IX 1, 4) мать Адитьев золотоцветная Мадхукаша.
Семь бессмертных святых Амеша Спента в зороастризме, семь богов по планетам в Греции и Риме, у др. германцев. Реконструкция славянского семиглава начата еще академиком Б. А. Рыбаковым, указавшего на название четверга - перундень, и связавшего богиню Макош (Параскеву пятницу) с пятницей, а Дажбога с воскресением. Это находит подтверждение в зороастризме, шестой Амеша Спента (Хаурватат) покровительствует воде, воде также покровительствует Язат Аван, Ардвисура, ассоциированная с планетой Венера, так что это несомненно наша Макош. Шестой потому что счет дней недели идет с воскресения, а не с понедельника. Если бы мы захотели напрямую ассоциировать Велеса с Одином, то пришлось бы его ставить на среду, как меркурия, Гермеса, но судя по всему это славянский Семаргл, Велес же стоит на второй позиции (понедельник) Воху Мана, покровитель животных. Получается, на западе Европы просто совместили двух божеств, что для них неудивительно, достаточно вспомнить, что греки смешали Капалу и Дажбога в одно божество - Аполона (Аполо). Остается последний день недели - суббота она посвящена Сатурну, и, судя по тому, что его родство со Стрибогом показано Л. Прозоровым на кельто-латинском материале в рамках Пятибога, то этот день недели его.
Итак, имеем,
Понедельник: День луны в Европе, Воху Мана покровитель скота в зороастризме, митра в Ригведе - Это наш Велес.
Вторник: Арес, Марс в Европе, Арьяман в Ригведе, Аша, покровитель огня в зороастризме - Это наш Ярило
Среда: Гермес, Меркурий, Один - наш Семаргл
Четверг - Перун
Пятница - Макош
Субота - Стрибог. Ему соответствуют индийский Индра и зороастрийский Амертат по позиции. Явное смешения и ошибки в индийском и иранском пантеонах.
Теперь проведем сравнение этого семиглава со скифским, или скорее сарматским, ибо у царских скифов почитался еще и "Посейдон" как пишет Геродот, а сам пантеон с 3 женскими божествами более тянет на "женоуправляемых" сарматов. Я могу лишь предположить, что бог Семаргл позднего происхождения, и до этого стояла некая богиня, покровительствующая инициациям, и соответственно, в начале было женское божество Лада? Леля? Мерцана?, на этом месте.
Соответственно, в пятибожье остается великолепная тройка Перун, Дажбог, Стрибог, (Царская власть, жречество и воинская ярость соответственно) и два женских божества Лада?Рожаницы?Мерцана? как покровительница полноправных общинников, и Макош для всех, и для не прошедших посвящение (единождырожденных). Это достаточно логично. В сарматском пантеоне мы видим кроме них еще одно женское божество. Итак, Аполон - Гойтосир это Дажбог, Сложнее с Зевсом-Папаем это либо Стрибог, либо Перун, но учитывая, что есть еще и Геракл, то можно провести отождествление либо как бог субботы (Стрибог), оттянувший на себя функции громовника (Перун) либо наоборот, в любом случае один из них Папай "Зевс" и некий "Геракл" Перун, а другой Стрибог. "Арес" - Ярило, вторник, остаются Понедельник, Среда и Пятница. Пятница - "Афродита Урания" Небесная Афродита "Аргимпаса" - Макош. Гестия -"Табити" - видимо Лада, и Гея - "Апи", - новое божество - возможно, что-то вроде Артимиды, Деваны, Летицы. Богини разделены на тройку Небесное божество - Божество, связанное с домашним очагом - божество земли и подземелья.
Я далек от мысли, чтобы считать более "матриархальный" семиглав первичным, а более "маскулинистый" вторичным. Скорее всего, существовали более обширные системы, включающие 8, 9, 11, 12, 13 и более богов, но об этом позже. Сейчас же вернемся к роли понедельника - как известно - день Велеса. Видимо, речь идет о целой группе божеств, как мужских так и женских, слитых в один культ -Велеса.
Если обратится к иконографии Збручского идола, то там мы видим пять божеств, но в пантеоне прошли сильные изменения. На первый план - над жертвенником, лицом в южную сторону - а значит к собравшимся на капище на горе Богит над Збручем смотрит Дажбог. По правую руку от него Перун, по левую Лада. То есть, здесь Дажбог-царь, справа от него воины, слева - жители, жрецы уже с Велесом - и собираются отдельно, с северной стороны капища, как отдельная корпорация. А все проплывающие по реке (гости) увидят богиню Макош.
Время создание 9 век, датируется по изгибу сабли на изображении Перуна, может быть и позже (10 век), но никак не ранее. Отсюда вывод - перед христианизацией на Руси шли реформы язычества, причем видимо в разных местностях разные.
Пока Владимир не решился, видимо при подсказке некоторых жрецов возродить древний культ Пятибога, который соответствует панчаяту индусов и пяти богам кельтов. Возможно, речь шла о противостоянии с другими культами, "сарматским" например.