Сфинкский : другие произведения.

Коаны гуманности, писательства и историчности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Как, кстати, вы понимаете смысл гуманности?
  
  Очень просто, - обьяснил один иеромонах, а это - монах в священном сане. - Бог стал человеком, чтобы человек стал подобен Богу. Соответственно, гуманность (лат. "человечность") - те качества человека, которые восстанавливают его подобие Богу.
  
  Так вот...
  
  На днях Шкловский "разбудил" во мне Пелевина. Точнее - хорошего Пелевина, потому что плохой уже давно победил хорошего, а тот (хороший) - заснул... Ну, знаете про спячку - период замедления жизненных процессов и метаболизма у животных в периоды малодоступности пищи, когда невозможно сохранять активность и высокий уровень метаболизма. Некоторые виды животных проводят в спячке даже часть беременности, и в этом случае роды происходят сразу после выхода из спячки. У меня - нечто подобное. Пока я не пишу ничего художественного, всё что способствует этому - в спячке.
  
  Так вот...
  
  "Хороший Пелевин" - это о тех качества человека, которые восстанавливают подобие графомана хорошему писателю.
  
  И что же получилось после того как проснулся "хороший Пелевин"?
  
  Во-первых, я прочитал (что обычно не делаю) те большие тексты, которые не дописал. А в больших текстах - много хороших мыслей и слов. Перечитал и понял: хороший писатель не должен писать. Простите, - скажите вы. Но писатель, который не пишет - это такой же нонсенс, как и безмолвный гром.
  
  Да никакого нонсенса нет. Вот и Библию написал не Бог.
  
  А в сем же тогда выражается "хороший писатель"?
  
  Как только я понял чём, я решил написать коан гуманности не просто хорошего писателя, а коан гуманности человека вообще, и нашел принцип в одном вполне себе неплохом тексте Пелевина:
  
  "Ум при решении коана должен молчать. Отвечать нужно ... звуком "му", не вкладывая в него ни "да", ни "нет". "Му" - это просто "му".
  
  А коан - это такое специфическое дзэн-буддистское явление - краткое парадоксальное утверждение или вопрос, используемый в качестве дисциплины медитации для новичков. Цель коана - заставить думать за пределами обусловленного мышления.
  
  Заставить писать себя за пределами обусловленной письменной речи! А речь всегда обусловлена речевой ситуацией, т.е совокупностью обстоятельств. А обстоятельство в синтаксисе ― второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или (если предложение сложное) признак другого признака.
  
  О! Признак другого признака, то есть достаточное условие другого условия, другого условия, другого условия, другого условия... Заметьте - условие признака, а не условие того или иного свойства, которое мы познаем при соприкосновении с явлением.
  
  Признак отличается от свойства тем, что в свойстве обьект дана и мы говорим о нем, а в признаке нам не дан обьект и мы его распознаем. Например: Известен признак слона - хобот.
  
  Коан гуманности тоже должен распознаваться. И он стал появляться на свет из самого известного примера Дзен-Коана.
  
  "Когда хлопают обеими ладонями, получается звук; послушайте звук хлопка одной ладони".
  
   Каков же звук хлопка одной ладони?
  
  Если вы не знаете ответа, значит вы еще не достигли просветления.
  
  Вот! Вот это то я и понял. А потом из общего коана гуманности вспомнился коан историчности и опять у хорошего Пелевина:
  
  "Мы, лисы, счастливые существа, поскольку у нас короткая память. Мы ясно помним только последние десять-двадцать лет, а все, что было раньше, спит в черной пустоте, о которой я уже говорила. Но оно не исчезает совсем. Прошлое для нас - как темная кладовая, из которой мы можем при желании извлечь любое воспоминание, что достигается особого рода усилием воли, довольно мучительным. Это делает нас интересными собеседницами. Мы многое можем сказать почти по любому поводу; кроме того, мы знаем все главные мировые языки - было время выучить. Но мы не расчесываем болячку памяти без необходимости, и повседневный поток мыслей у нас практически такой же, как у людей. То же касается и нашей рабочей личности - она делает лису неотличимой от бесхвостой обезьяны.
  
  Многие не понимают, как такое может быть. Попробую объяснить. В каждой культуре принято связывать особенности внешности с определенными чертами характера. Прекрасная принцесса добра и сострадательна; злобная колдунья уродлива, и на носу у нее огромная бородавка. Есть и более тонкие связи, которые не так просто сформулировать - именно вокруг них строится искусство живописного портрета. Со временем эти связи меняются, поэтому красавицы одной эпохи часто вызывают у другой недоумение. Так вот, если сказать просто, личность лисы - это тот человеческий тип, с которым у среднего представителя текущей эпохи ассоциируется ее внешность.
  
  Каждые лет пятьдесят или около того мы подбираем под свои неизменные черты новый симулякр души, который предъявляем людям. Поэтому с человеческой точки зрения внутреннее у нас в любой момент тождественно внешнему на сто процентов. Другое дело, что оно не тождественно настоящему, но кто ж это поймет? У большинства людей настоящего нет вообще, а есть только это внешнее и внутреннее, две стороны одной монеты, которую, как человек искренне верит, где-то действительно положили на его счет."
  
  Коан историчности - монета Мёбиуса. Можете себе представить? Значит вы еще не достигли просветления.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"