Случайная цитата утра: "Умирая, мы, по крайней мере, перестаем противоречить себе/ Хьелль Аскильдсен. Оптимистические похороны Юханнеса
Так я и назвал "утреннее эссе".
... Оно вместо кофе. Кофе - потом. Сижу, пишу утреннее эссе, анализирую. Это про кофе говорят: "В чашке - осень, в планах зима, в теле весна, а в душе, как всегда, не хватило лета", а в голове у меня после вчерашнего разговора с пациентом, которому всё равно не выкарабкаться без чуда - оптимизм. Почему?..
Ха-ха, Шерлок!
- Здесь мертвая женщина.
- Превосходный анализ, но я думал, вы копнете поглубже.
У анализа - вкус глубинной надежды.
Итак - оптимистические похороны то ли Древней, то ли Киевской Руси (кому как удобнее уживаться с неопределенностью)...
Начинать, очевидно, надо с прошлого и с "дурного". Анализировать прошлое, вернее - дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее.
Нельзя говорить скандалистам о том, что они что-то делает не так. Просто не советуется. Если человеку, обладающему агрессивным характером, прямо сообщить, что он делает не так, то он постарается сделать также, лишь бы было вам назло. Лучше начинать "издалека" . Мозг ещё какое-то время будет не настроен сопротивляться (если такова тема)
Лучше, если это будет метафора. Метафора - от греческого Μεταφορά (перенесение) .
Куда?
Собственно само т.н метафорическое мышление - приём, который переносит свойства с одного предмета на другой.
Зачем?
Прямое сравнение между двумя несвязанными вещами, что и есть суть метафоры и метафорического мышления - это способ раскрытия неопределенности. Что-то человек не знает, что-то не понимает, что-то не хочет знать и понимать - возниксет разрыв в мышление. А разрыв - это место, которое во-первых, как точка не делится на части, во - вторых, точка, в которой нарушается условие непрерывности.
Что же такое метафора простыми словами?
Это то, что раскрывает неопределенность и устраняет разрыв.
Что для этого делает математика?
Точки разрыва в математике можно классифицировать по величине модуля разности между односторонними пределами.
Один предел, например, это то, что человек из себя реально представляет. Другой предел - как он представляет сам себя.
Если скачок равен нулю, но функция не определена в точке разрыва (т.е есть разрыв) , такая точка называется точкой устранимого разрыва.
Для устранения такого разрыва достаточно доопределить функцию исходя из соображений непрерывности.
Для этого нужно расширить область определения функции, включив в нее точку разрыва.
Точка разрыва - это окрестность точки разрыва (прокол в точке) , к которой функция стремится. Это как полная пустота. Ничего нет. Стоп! Стоп! Стор!.. А кто то ведь определяет, что "ничего нет"?!
Вот "ничего" и доопределяет.
Следует говорить про множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента.
Вспоминаем парадокс Рассела:
"Одному деревенскому парикмахеру приказали "брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто бреется сам".
Как он должен поступить с собой?
Противоречиво оно тут только потому, что приравнивается (содержит себя) и (не содержит себя).
Если убрать отрицание, по противоречия не будет! Т.е если убрать формулировку, подразумевающей, что (содержит себя) и (не содержит себя) - это парадокс.
Это не парадокс. У нас же есть бессознательное?! То то и оно.
Имеем: множество всех множеств, которые содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли оно само себя в качестве элемента?
Ответ: содержит!
Это т.н проколотая окрестность. Проколотой окрестностью точки называется окрестность точки, из которой исключена сама точка. Тут "клячевое" слово - точка. Неопределяемое без контекста понятие. Но это (неопределенность) нам и нужна. Без контекста, точка это то, что не имеет частей и не изменяется. Инстинкт, бессознательный комплекс... В конце-концов - это о том случае, когда говорят: "дошёл до точки".
Вот до такой точки разрыва мышления и следует довести!
А где же тот, кто определяет, что "дошёл до точки"?
В окрестности точки.
Это интересная тема. В самом деле - как дойти (довести) до точки?
В разных разделах математики это понятие определяется по-разному.
И, строго говоря, проколотая окрестность не является окрестностью точки, так как согласно определению окрестности окрестность должна включать и саму точку. Но!
Но, почему бы не ввести некое значение на удаление от которого точно нет точки. Это значение называют эпсилон. иногда говорят эпсилон-окрестность.
Эпсилон окрестностью называется множество точек, удаленных от 0 (прокол) менее чем на эпсилон.
Как рассматривать метафору в этом случае? Как прокол с радиусом, равным эпсилон.
Для психотерапевта или гипнолога, пользующихся метафорами, важно определить значение эпсилон.
Говоря простым языком метафора, которая обобщает две ситуации должна иметь связность, которая связывает ситуации не более чем степенную ассоциативной связью. Не значениями, а степенями значений. Например, вот умер "великий вождь" и "отец народов" товарищь Сталин. Значимое событие? Значимое? А насколько значимое? Допустим - " как "ваша собака умерла от рака". Очень тяжело и грустно.
Смерть - одна из самых энергетически насыщенных тем в психотерапии. Возможно, из-за того, что в жизни правильному гореванию обучены далеко не все. В этом незнании и зсключается разрыв.
Тема смерти табуирована. К сожалению, до сих пор из поколения в поколение продолжается трансляция запрета на глубокое эмоциональное проживание смерти значимых людей. Корни этого запрета - в системе мышления, подавляющей представление о себе в этой системе. В тоталитарных системах это делается с помощью транслирования парадигм: Нет родины - нет нас. Родина превыше всего. Нет Путина - нет России.
Да пошли вы "на хуй" с такими утверждениями! Уебки! Мозг будкт засирать ещё!
Умер Сталин, умер Ленин, умер Брежнев, Грозный, Петр Первый и Екатерина Великая.... незаменимых вождей нет. Да и сама Русь, если на то пошло, в истории дольше существовала как разрозненное государство, нежели обьединенное. Развалится - жизнь продолжится.
Но собачку, как и птичку (Операция "Ы" и другие приключения Шурика) , - жалко!
От того и о смерти говорят намеками, метафорически:
- отправился к праотцам
- испустил дух
- представился
- сыграл ящик
- откинул копыта
- одел деревянный макинтош
- дал дуба
Но, на самом деле, жалко не столько собаку, сколько себе без собаки.
Что делать?
Определить значение эпсилон, в радиусе которого действительно нет "умершей собаки". Всё остальное же есть за радиусом эпсилон?
Что делают психотерапевты?
Они придают значению тому, что существует за пределами эпсилон туже степень значимости, что имела и потеря условной "собаки" или условного" Сталина".
А вспоминаем: в голове у меня после вчерашнего разговора с пациентом, которому всё равно не выкарабкаться - именно жалость. Жалко, что нельзя исправить ситуацию. Жаько что у него скоротечная форма цирроза печени. А почему так вышло? Фиброз тканей печени. Это - ожирение печени. Батюшки!.. Да ведь и у меня самого тоже есть фиброз печени! Небольшой, но есть. А у кого его нет? Фиброза та? Фиброза печени или сердца или лёгких. Особенно последнего - лёгких. Всякий кашель оставляет ткань фиброзной. Другое дело в какой степени. Во!
А у большинства эта степень незначительна. И у меня тоже. Проверял!
И потому вчера я таки поговорил с пациентом так как поговорил бы психотерапевт. Я посоветовал ему навести порядок в делах, в которых порядка нет. Которые ему значимы. Ну там - с детьми, с бывшей женой, с парнерами по бизнесу. Собаку пристроить к хорошим людям опять же.
Сегодня ещё вчера многословный пациент прислал короткое сообщение - 👍.
В самом деле! У него появился оптимизм.
Я ответил:
👍Just in case, you need to think about how to attach a dog to good people.
Это один вид разрыва. Он устранен. Другой - ...
Если скачок функции в точке разрыва имеет конечное значение (допустим у хозяина умершей собаки не просто чувство потери, а конкретно имеющее физическое выражен е - бессоница, отсутствие аппетита) , то эту точку называют точкой разрыва первого рода. Скачок функции в точке разрыва равен бесконечности, если какой-либо односторонний предел равен бесконечности. В этом случае говорят о точке разрыва второго рода.
Хорошо, что их всего два рода! Кстати... А то бы напрягало.
Так вот... Точка разрыва второго рода: точка, в которой хотя бы один из пределов (левый или правый) - бесконечный (равен бесконечности).
Поняли, да?
Если скачок функции в точке a имеет конечное значение, то эту точку называют точкой разрыва первого рода. Скачок функции в точке a равен бесконечности, если какой-либо односторонний предел равен бесконечности или не существует. В этом случае говорят о точке разрыва второго рода.
"Не существует"? Это как это. Я не существую это как это? Ничего нет - это как это?
А никак. Нет определения. Значение есть, а определения нет. Любое категориальное понятие так. Значение - любое близкое по смыслу в каком нибудь контексте, но общего определения нет. Исключен. Множество всех множеств, которые содержат себя в качестве своего элемента. Проколотая окрестность точки.
Чтобы не возникало парадоксов, требвется аксиома (называемой аксиомой выбора), которая снимает противоречие, исключая все предыдущие аксиомы.
В том парадоксе о брадобрее - чтобы избежать парадоксальности, надо не принимать ввиду условие "не брить того, кто бреется сам". Оно присоединяется к условию "брить всякого, кто сам не бреется" союзом "и".
Союз "и" соединяет однородные члены предложения. Но, господа!... Общее и единичное - это разнородное. Похерьте вы союз "и" и вам станет легче. Парадокс в этом.
Чего не существует в этом случае? Необходимости использовать союз.
Его совсем не надо использовать, если дошли до точки в рассуждениях. Необходимость не существует!
С чем это сравнить!
Нужна метафора!
Нужен переносный смысл, скрытое сравнение.
Гипнологи как и терапевты используют метафоры, чтобы человек снял у себя установку делать или наоброт не делать что-то. Тут важно найти место разрыва в установке, где ничего нет, и поместить требуе ое значение. Тоже самое делают и пропагадисты.
В разговорном гипнозе метафора позволяет предложить собеседнику какую-то идею так, чтобы это не вызвало у него сопротивления. Ему рассказывают историю (анекдот, короткую сказку или притчу, случай из жизни и т.п.). Эта история совсем не про него, но она интересная, поэтому он внимательно слушает. Но если метафора выстроена правильно (а вот этому надо учиться!), то те смыслы, которые в ней заложены, вызывают у него ассоциации с той задачей, какую ему надо решить. Начинается внутренняя работа...
Вот в нашем случае...
Вчера начал смртреть один сериал - "Амнезия". Героиня исчезла, считали что ее убили, но ее просто похитили, и вот через полгода она возвращается. К тому времени ее похоронили, погоревали, очень сильно погоревали, наладили кое как жизнь без неё, и вот она возвращается... И в новом укладе жизни близких ей уже нет места, т.е есть, но он его нарушает. И в этой ситуации ей - нахлебавшейся мучений похищенной, предьявляется претензия: Блять! Как тебе повезло! Ты не прошла через горе потери тебя. Мы тебя искали, мы тебя не нашли, мы тебя похоронили, запили горькую, потеряли работу, кое как ввкарабкались и тут... Тут является пропавшая и её надо жалеть, так как она уже с трудом вписывается в новый порядок, а то что жалко самих себя уже не считается?
А надо?
А почему бы и нет?!
Жалость к себе обычно вызывается стрессом, сопровождается чувствами грусти и несправедливости, характеризуется завистью к тем, кому "больше повезло" (типичные вопросы "внутреннего монолога" - "почему я?" , "чем я это заслужил?").
Жалость к себе ещё иногда называют "сладким ядом" - это болезненное и одновременно сладостное чувство, сочетание страдания и безнадежности.
Что делать?
И пожалеть себя надо. И жалеть себя не надо долго. Жалость к себе довольно долго считалась синонимом слабости, когда человек настолько упивается своей позицией жертвы, что не предпринимает никаких попыток к исправлению своей жизненной ситуации.
Что делать? Как долго жалеть?
С жалостью к себе можно столкнуться по самым разным причинам: из-за расставания с любимым человеком, потери работы, конфликта с другом или из-за того, что вам за огромные деньги сделали ужасную стрижку или продали некачественный товар.
Как дальше-то?
Надо сконцентрироваться на том, что вы можете сделать, чтобы вам не пришлось жалеть больше!
Жалко будет если из-за вас пострадает кто нибудь близкий и значимый для нас.
Это раз. Два жалко, чтотпострадаете больше и вы сами. Вы станете вечной, бесконечной жертвой. Как, напримем, народы, которые в часть своей культуры вкладывают память о жертвах предков.
Задумайтесь, почему считается, что одежду ушедших в мир людей надо раздать или ввбросить? Почему не надо развешивать фотографии умерших на стене?
Для кого-то поддерживающая жалость к себе заключается в прослушивании грустной музыки, кто-то балует себя сладеньким или новыми покупками. Кто-то вспоминает ежегодно погибших за Родину героев.
Но надо жалеть себя правильно, проявлять заботу о себе и симпатию к себе, - это целое искусство, без которого вы можете застрять в роли вечной жертвы.
Как страны, у которых "печальные гимны". У некоторых странах слова текста - печальные и жалеющие себя, у других - музыка.
Пример - украинский гимн. Почему в гимне Украины печальная музыка, и слова в которых сообщается, что "Украина ещё не умерла" - "Ще не вмерла"?
Это - табу на смерть.
Как и в случае россиян. И белоруссов! Всех на кого распалась Русь.
Вот, например, текст Белорусского гимна. В нем заложено табу на смерть:
Вместе с собратьями храбро веками Родину мы от врагов стерегли, В битвах за волю, в битвах за долю Знамя победное мы сберегли! Славься, земли нашей светлое имя, Славься, народов братский союз! Наша любимая мати-Отчизна, Вечно живи и цвети, Беларусь!
"Вечно живи!" - это наложение табу.
Вот и Куплет 3 роммийского:
"Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!"
Табу на смерть!
А с хуя ли горевать то? Распалась Русь. СССР тоже не вечным было. Русь вообще дольше существовала разрозненной, нежели обьединенной
Да и русские народы - это не сибирские, и не дальновосточные...
Понимаете какова здесь роль союза "и"?
Он поддерживает мнимое представление о себе.
Вот и неопределенность разрыва второго рода раскрыта. Оказывается не хрен печалиться в гимне. Ничто не вечно.
Так вот...
Сижу, пишу утреннее эссе, анализирую. Это про кофе говорят: "В чашке - осень, в планах зима, в теле весна, а в душе, как всегда, не хватило лета", а в голове у меня после вчерашнего разговора с пациентом, которому всё равно не выкарабкаться без чуда - оптимизм. Почему?..
Ха-ха, Шерлок!
- Здесь мертвая женщина.
- Превосходный анализ, но я думал, вы копнете поглубже.
У анализа - вкус глубинной надежды.
А начинать надо "издалека" :
На юге Китая существовал такой обычай: сын, обливаясь слезами, горестно трижды просил душу умершего родителя вернуться в тело.
После того как надежды на возвращение души уже не оставалось, покойника признавали действительно мертвым. Во истину: "Умирая, мы, по крайней мере, перестаем противоречить себе."
После смерти члена семьи женщины поднимали крик и громко причитали - таким путем не только выражали скорбь об усопшем, но и давали знать соседям и прохожим о случившемся несчастье. Друзья и соседи приходили в дом усопшего и присоединяли свой голос к крикам и причитаниям, чтобы утешить несчастных родственников, особенно в день, когда покойника клали в гроб. Покойника одевали обязательно в нечетное число похоронных одежд. У ног покойника ставили лампу или две свечи - так освещали его путь в подземный мир; били в гонги и барабаны, чтобы создать ему хорошее настроение при переходе в "мир теней".
P.S. Кстати, а почему вообще операци "Ы"? Я имею ввиду фильм, в котором Шурику жалко птичку. Чтобы никто не догадался. Именно так и сказал Балбес - у операции такое название, "чтобы никто не догадался".