Теорий происхождения государства и права - как "собак нерезанных". Тут и мифологические и религиозные концепции происхождения государства, и патриархальные с патерналистскими концепции происхождения, и естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства государства, и насильственные концепции происхождения государства, всякие другие - тупо перечисляю:
Либертарно-юридическая теория
Патримониальная теория
Социобиологическая теория возникновения (происхождения) государства и права
Теория абсолютного духа
Ирригационная теория
Расовая теория
Демографическая теория
Кризисная теория
Теория "инцеста"
И среди них есть несколько психологических концепции происхождения государства, к которым я бы хотел добавить новую. Все оно рассматривали появление государства как приспособление, а его как способ разрешения социальных противоречий, далее сознанием зависимости подвластного от способа разрешения социальных противоречий и даже появлении особенных правовых эмоций императивно-атрибутивного характера.
Я же считаю, что точно также как искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и не разрешим, то и в идее государственности нет ничего нового - это то же проявление стадного инстинкта. С эволюцией люди научились контролировать инстинкты, рефлексы и эмоции, и даже подчинили большинство из них. Но стадный инстинкт они так и не подчинили. Суть инстинкта в том, что это врождённое поведение, которое формировалось тысячелетиями. Он отвечает за выживаемость субъекта. Однако у современного человека влияние большинства инстинктов полностью нивелировано, а то что не нивелировано, это подвержено манипуляциям.
Государственность - это средство манипуляции стадным инстинктом, но не просто стадным, а инстинктом стаи. Это разное. И вот в этом вся фишка.
Человек - это животное. Даже не сомневайтесь. Только животное. Иного качества придумывать не стоит. И даже не разумное животное. Замучаешься доказывать, что все животные - неразумные, а люди, наоборот, все - разумные. Государство - это стадо.
В стадах может не иметься лидер, а может и иметься. В первом случае речь будет идти о стае, во втором - непосредственно о стаде.
В то время как стаю связывает ВНУТРЕННЕЕ ЕДИНСТВО и определенные отношения/интересы, стадо - это группа, объединенная скорее ВНЕШНИМИ обстоятельствами. Внешние обстоятельства - это сопротивление окружающей среды и их уже в отличии от внутренних, можно интерпретировать по-разному. Почему?
Потому что мы, на самом деле, в отличии от внутренних, не можем контролировать внешние обстоятельства. Еще корректнее уточнить: нельзя контролировать внешние обстоятельства, но можно контролировать свою реакцию на них. Отсюда - появление возможности манипулировать реакциями. И тот, кто лучше это делает становится лидера уже не стаи, а стада, которое реагирует на внешние обстоятельства общей реакцией. Роли и ранги в стаде определяются в первую очередь показателем физической силы, также значительную роль играет "наглость" особи и её манипуляторские качества. Подобное положение вещей необходимо для осуществления естественного отбора на основании абсолютных физических параметров или на основании правильной оценки относительно слабых физических, менальных или психических мест. Манипуляторы ловко определяют слабые места жертвы, они умело играют на неопределенности знаний, чувствах и эмоциях. Собственно, слово "манипулирование" имеет латинское происхождение (manus - el, ple - fill) - manipulus "горсть; манипул", из manus "рука (восходит к праиндоевр. *men-) + гл. plere "наполнять" и трактуется как скрытое воздействие на психику или металитете другого человека с целью получения других благ.
Поэтому неслучайно в психотерапии говорят, что самопознание - путь к освобождению от детерминирующего влияния внешних обстоятельств и к осознанию своих внутренних ресурсов.
Не знаю откуда взялось это утверждение, но психологи говорят как о факте: внешние обстоятельства влияют лишь на 10% нашей жизни, остальные 90% составляет наше же отношение к ним.
Когда человек находится не в тесном контакте с самим собой (со своими чувствами, эмоциями, мыслями, с телом), и, как следствие этого, плохо знает самого себя, свои истинные желания, то и нет острой необходимости в ценности своей жизни. Этим пользуется государство. Оно начинает манипулировать стадный инстинкт, а это - механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени как к людям, так и к животным. Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно, без централизованного руководства. В природе стадный инстинкт - это иерархическая структура, где своей персональной ролью обладает каждая особь. На самом деле правильнее назвать его инстинктом стаи. Тогда как стадный инстинкт
Лидер стада - особь, которая определяет в каждый момент активность всего стада, а также направление и продолжительность перемещений. В стадах с лидером координация поведения отдельных особей обеспечивается преимущественно подражанием. В более сложно организованных стадах с вожаком доминирующая особь - вожак - принимает непосредственное участие в управлении стадом с помощью системы сигналов. Такие стада характерны для приматов, крупных хищников, некоторых куриных. В человеческом обществе система сигналов закрепляется обычаями, моралью, законами и правовыми обычаями.
Преимущества стадного образа жизни животных:
Высокий уровень безопасности.
Коллективная защита от неблагоприятных погодных и других факторов среды обитания.
Защита молодняка и беременных/кормящих самок от хищников другими особями.
Коллективный характер научения молодняка.
Те же преимущества дает и государственность, разумеется, с поправкой на культурную составляющую. Единственное, что не хватает культуре - это серьезно относится к тому, что известно их психологии и было сказано уже выше: самопознание - путь к освобождению от детерминирующего влияния внешних обстоятельств и к осознанию своих внутренних ресурсов.
Псы: Да! Поскольку эссе я назвал "Происхождение государства. Новейшая (сегодня после вкусного обеда) теория", то следует отметить, что "вкусным" был Оши-сирканиз. По сути это - чесночный плов, простой и незамысловатый, гениальная классика от бухарских евреев - ничего лишнего. Ну, разве что за столом я при этом читал The Insider. А он собщил, что из окончательной версии документа о причинах смерти Навального были убраны упоминания симптомов, послуживших причиной его госпитализации в медсанчасти ( боли в животе, рвота и судороги), которые могли бы гипотетически свидетельствовать о том, что Навальный мог быть отравлен вождем стада - не то сьел. И я подумал: как же хуево питаться в государственных столовках, а потом написал уже вот это эссе.