Сфинкский : другие произведения.

Утро Путина. Театр художника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Прочитал статью на Медузе о спектакле "Записки сумасшедших" Дмитрия Крымова в Риге. Очень успешные актеры Чулпан Хаматова и Максим Суханов играют самих себя, только бедных и никому не нужных. В статье отмечается, что критик Антон Хитров рассказывает, почему этот формально безупречный проект вызывает этические вопросы. Дело в том, что как эмигранты они исключительно успешны. Оба сотрудничают с известными режиссерами: Хаматова - с Алвисом Херманисом и Мариной Давыдовой, Суханов - с Максимом Диденко. Оба собирают большие залы. Оба имеют возможность работать на родном языке (впрочем, почти все свои роли в Новом Рижском театре Хаматова играет на латышском. Но когда Крымов подает зрителям Хаматову и Суханова как пример обездоленных артистов, - это вызывает недоумение. Этическое. Во всяком случае у критика Хитрова.
  
  И я вот подумал: какого хрена? Но не о спектакле. Я подумал вообще о т.н театре художника. Дмитрий Крымов - сын Эфроса - известен работами в стиле театр художника. И в нем собственно сам зритель должен додумывать что происходит в постановке.
  
  Вот например... Это мой мысленный эксперимент. Изъёб конечно, но я просто рисую картину, включив свой психологический автоматизм:
  
  Поначалу кажется, что вы смотрите среднее - между документальным фильмом и натуралистическим театром художника-зрителя, где пространство и наполняющие его вещи играют более важную роль, чем актеры и текст: в первые минут пять-десять - это ощущается как очень долгое время - ничего не происходит, просто пустая квартира... Только слышны. Звучит значит существует. Слышно как кто-то просыпается, мочится за шторкой, бреется, готовит яичницу и завтракает тем, что удалось соскрести со сковороды. Потом одевается и идет в Кремль. Всё это только слышно, а само пространство по прежнему совершенно пустое. Спрашивается: "Почему Кремль, почему Путин?".
  
  Это театр визуального образа. Смыслы здесь раскрываются через работу с предметом, с пространством. Причем с учетом ПМ - речь не только о работе художника спектакля, но и художника-зрителя. В культурном коде на это есть паттерн: сыграть - значит, прочувствовать. Предметы, пространство, текст... И всё, и больше ничего не надо. Этот паттерн придумала эволюция. Только ПМ добавляет в него смыслы, которые как внутренняя симметрия и кошка, которая гуляет сама по себе. И это находит отражение.
  
  Эволюция форм отражения в классическом виде:
  
  Раздражимость
  Чувствительность
  Восприятие
  Сознание
  
  Так "Почему Кремль, почему Путин?".
  
  Это риторический вопрос? Или...
  
  Мне кажется это вообще вопрос не ко мне, потому что и восприятие, и осознание это не моего. Но мое - резонирует с восприятием, и осознанием другого, кто видит больше чем я слышу в театре художника. Возможно, это Шкловский, собирающий посылки бедствующему Дормидонту. Возможно!
  
  У нас есть слова для обозначения того, насколько этот резонанс с чужим состоянием имеет отношение к эмоциям, а насколько - к разуму. Я только должен выбрать.
  
  В этом смысле "сочувствие" означает, что вы чувствуете жалость по поводу чьей-то боли, но не понимаете боль. Так как нет эффекта физической раздражимости - исходной форма отражения.
  
  В противоположность этому "эмпатия" содержит когнитивный компонент понимания причин, вызвавших чью-то боль, ставит нас на место другого человека, мы переживаем болезненные события вместе.
  
  Ещё есть разница в том, в какой форме чувства сообразуются с чужой болью. Которая может быть не только физической. А значит и доступной для психики. При эмоционально отвлеченной форме в виде сочувствия мы испытываем жалость к человеку, к тому, что ему больно.
  
  А есть, наоборот, более разумное когнитивно дистанцированное ощущение - знание/понимание, как воспринимает боль страдалец. Это - эмпатия. Эмпатия в психологии - это понимание чужих эмоций и осознанное им сопереживание.
  
  Когда я стал вникать в суть эмпатии, то выяснилось, что все нейробиологические пути проходят через переднюю поясную кору. Мозг получает сенсорную информацию не только извне, но и изнутри, от внутренних органов - мышц, пересохшего рта, взбунтовавшегося кишечника. А вы же помните - кишечник - это наш первичный мозг - для координации сокращения стенок кишечника на всём его протяжении нам требуется целый отдельный мозг. В нашем кишечнике есть мозг, и он древнее головного.
  
  Принцип его работы - сложный нейронный механизм без участия нервной системы. Нейроны в кишечнике сгруппированы на всём его протяжении и регулируют перистальтику (волнообразное сокращение стенок), отдавая слаженные сигналы об активации и торможении на разных этапах процесса. Механизм работы эмпатии не до конца изучен, но считается, что при виде человека, испытывающего эмоции, например плачущего или смеющегося, в нашем мозге активируются зеркальные нейроны, которые возбуждаются как при выполнении человеком определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другими.
  
  Зеркальные нейроны?
  
  В мозге обезьяны обнаружили особую группу нейронов, которые отвечают за повторение движений другого существа, когда обезьянка на него смотрит. Нейроны, вызывающие эффект передразнивания назвали "зеркальными нейронами".
  
  Вместе с активизацией зеркальных нейронов при наблюдении за действиями другого человека изменяется и гормональный фон организма и даже активизируются мышцы! Поэтому, с точки зрения мозга, человек действительно бежит, когда смотрит на бегущего человека. И у него болит, когда видит чужую боль. Или слышит, чувствует одним словом. Открытие зеркальных нейронов позволило также лучше понять механизм аутизма. Выяснилось, что у таких людей зеркальных нейронов - аномально мало. Зеркальные нейроны нейроны возбуждаются не физическим движением, а наблюдением физического движения или даже размышлениями о нём. Тут степенная ассоциативность! В тот момент, когда мы наблюдаем за действиями других живых организмов, у нас происходит активация тех нейронных групп, которые связаны с нашим собственным выполнением таких же действий или таких же видов поведения, - зеркальных нейронов.
  
  В нашем кишечнике, который часто называют нашим "вторым мозгом", находится 200 миллионов нейронов (энтеральная нервная система), содержится несколько миллиардов кишечных бактерий, кроме того, происходит постоянный обмен информацией с головным мозгом. 20 % от общего числа нейронов нашего мозга - те самые зеркальные нейроны.
  
  Самое интересное, что зеркальные нейроны реагируют только на преднамеренную активность, , с предсказуемой последовательностью действий или определенной целью. Если я просто подниму руку и помашу ей, ваши зеркальные нейроны никак не ответят на это. Но если я совершу какой-то поступок, который вы способны предсказать по прошлому опыту, ваши зеркальные нейроны "вычислят" мое намерение до его осуществления. Более того, такая зеркальность является кросс-модальной, то есть она работает для всех сенсорных каналов, а не только для зрения, поэтому и звуки, и тактильные ощущения, и запахи так-же настраивают нас на внутреннее состояние другого человека. Встраивая чужое сознание в собственные паттерны импульсов, наши зеркальные нейроны служат основой для "майндсайт-карт".
  
  Поэтому, когда Дормидонт мучается, возможно Шкловский на синаптическом уровне понимает, что Дормидонту больно. А я не понимаю - у меня меньше зеркальных нейронов. Более того, зеркальные нейроны в премоторной зоне лобной области коры предпримут все, чтобы Шкловскомк тоже сьало "больно". А мне - нет. Я только понимаю, что Дормидонту больно, но самому мне - нет, не больно.
  
  В общем же на основании сенсорной информации мы способны зеркально отображать не только поведенческие намерения других людей, но и их эмоциональное состояние. Мы не только имитируем поведение других, но и вступаем в резонанс с их чувствами - то есть с внутренним мыслительным потоком их сознания. Мы ощущаем не только их следующее действие, но и эмоциональную энергию, задающую направление поступкам. Это примитивное объяснение того, почему у нас вдруг просыпается жажда, когда рядом что-то пьют, или почему нападает зевота, когда кто-то зевает.
  
  Аналогичный механизм задействован в процессе развития ребенка. Если поведенческие паттерны, которые мы видим у родителей, являются однозначными, то, зная, что случится дальше, мы спокойно наносим эту последовательность действий на внутреннюю карту.
  
  Может и Шкловский как родитель чувствует больше чем я инфантильного Дормидонта.
  
  Кстати, если поведение родителей часто ставит нас в тупик и его тяжело считывать, наши нейронные пути создадут искаженные карты для бессознательного.
  
  Способность ощущать сознательное состояние другого человека зависит от того, насколько хорошо мы знаем собственное. Островок головного мозга переносит эти резонансы вверх, в медиальную префронтальную кору, где составляется карта нашего внутреннего мира. Поэтому мы ощущаем чувства другого человека, испытывая свои собственные.
  
  На самом деле, если говорить об инициации ассоциации степенями надо вводить мнимые единицы, как того требует соответствующее обобщение. А мнимая единица это комплексное число, квадрат которого равен − 1 (минус единице).
  
  На самом деле, она - единица эта мнимая, является первичным понятием для теории комплексных чисел, и потому ее редко вводят как "число, квадрат которого равен минус единице" или как корень из минус единицы. Второй вариант еще допустим, а вот первый - нет. Более того, комплексный квадратный корень из минус единицы имеет два значения: i и −i. Таким образом, данный корень представляет собой пару чисел, а не одно число, а приравнивание числа паре чисел некорректно. Так что мнимая единица - это не комплексный квадратный корень из минус единицы, а лишь одно из его значений. В конструкции Кэли - Диксона (или в алгебрах Клиффорда) "мнимых единиц расширения" может быть несколько, и/или их квадрат может быть ="+1" или даже ="0". Но в этом случае могут возникать делители нуля, имеются и иные свойства, отличные от свойств комплексного "i". Например, в теле кватернионов три антикоммутативных мнимых единицы, в теле октаниона 7 "мнимых единиц", седенионе, в котором то и возникает степенная ассоциативность их число - 15.
  
  В чем смысл мнимой единицы?
  
  Когда Минковский стал использовать понятие мнимого времени τ=ict, интервал, который мы понимаем как время приобрел более симметричный вид. В этом, кстати, скрытый смысл сосуществования мнимого и действительного времени, прошлого, настоящего и будущего. И не только. Откуда например берутся одни и те же эмоции на одно и тоже действие или наблюдение действия? Оно никак не обьяснишь без существования мнимого коёфицента, который может целое сделать непрерыной частью, а часть -целым. Отсюда и минус еденица и плюс единица и даже ноль, если обобщаются несколько мнимых едениц.
  
  
  Так почему "Почему Кремль, почему Путин?"...
  
   Вопрос интересный. Почему вдруг такие ассоциации?
  
  Я ответ знаю. А вы - вперёд - догадывайтесь...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"