Можно написать оперу-буфф (ну, разумеется, по-современному, "хорошо диссонированную").
Но не просто оперу-буфф, и не просто рок-оперу, а скорее некоторый гибрид между тем и другим.
Действующие лица:
От автора.
Злоумышленники - Бас.
Высокий тенор (как у пономаря).
Зинка.
Аделаида (сержант милиции).
Саша (капитан милиции).
Старики:
Андреевна.
Тимофей.
Шофера-дальнобойщики, случайный посетитель, хозяйка корчмы, милицейский патруль в составе сержанта и ст. лейтенанта.
Увертюра. Исполняет оркестр в составе: пианино, скрипка, виолончель, труба, ударные.
После увертюры на просцениум выходит "От автора".
От автора - Уважаемые господа зрители! Наша труппа сейчас потщится представить вам "комэдию-буфф", хотя получилось вовсе и не так смешно, как думалось вначале. Хотелось бы сразу передать вам горячий привет от действующих лиц и их исполнителей!
Актеры волнуются под своими белилами и чернилами и это связано не только с текущим моментом. Если мы мысленно глянем вглубь веков, то увидим, что во время оно актерство считалось недостойным занятием жалких шутов и скоморохов, паясничавших на потеху почтеннейшей публики. И даже совсем еще недавно, лет сто тому назад известный Мистер Икс восклицал: "Да, я шут, я паяц, так что же!" Он же тем не менее убивался, что его-де не принимают в "высшее эбщество" и ему эти чванливые вельможи "никогда не дадут руки".
А ныне? Погляди в окно! Народные и заслуженные артисты, и всякий там МХАТ и т.п. входят в культурную элиту общества и приняты на приемах нынешнего пустого и суетного "Бомонда" (впрочем, он всегда был таким)! Артисты вещают с телеэкранов и погружаются в глубины своего творчества на радость зрителю. А ему оно нужно?
Сопричастность к высокому искусству и принадлежность к интеллектуальной элите подсознательно отражается в настроении и самовосприятии актеров.
Времена меняются!
Но что-то я заболтался, господа! Пора и начинать! Занавес!
Картина 1.
Затравка.
Опушка леса. Вдалеке виднеется лента автотрассы. Время от времени по ней проносятся машины, сопровождаемые соответсвующими звуковыми эффектами приближения и удаления экипажей, диффференцированными в соответствии с типом экипажа.
На опушке в кустах две фигуры. Маленький Тенор копается с аппаратурой, ящиками и торчащими из них ручками. Над ним склонилась длинная фигура Баса в виде вопросительного знака.
Бас - Ну сколько можно возиться? Сто чертей и бутылка клинского!
Тенор - Действительно, сколько? (Распрямляется). Все готово, мой генерал!
Бас - Хватит паясничать. А что это у тебя руки дрожат?
Тенор - Да боюсь я!
Бас - Тоже мне подрывник!
Тенор - Одно дело в мирных, так сказать, целях, а другое - вот так. Эх, кабы не бабло...
Бас - Я и сам боюсь, в первый раз ведь.
Тенор - А что ж ты врал Кривому? Отсиживал, опыт, мол, имею.
Бас - А что, не соврешь, не проживешь. Зелень нужна позарез. Тут и соврешь, не дорого возьмешь...Ну ладно, (смотрит на часы) осталось пятнадцать минут. Можно перекурить.
Тенор - Слушай, друг, сейчас отправим мы этого беднягу на тот свет. А кто он?
Бас - Хрен его знает, депутат какой-то!
Тенор - А шофер его чем виноват?
Бас - Не разводи тут филармонию. И без тебя тошно!
Тенор - А может, бросим все и убежим отсюда на хрен?
Бас - Жопа с ручкой! От Кривого не убежишь. На перо поставит, как пить дать! Не трави душу, падло!
Пауза. Собирается дождь. Погромыхивает гром.
Бас - (смотрит на часы) Внимание, время! Сейчас пойдут двумя машинами, одна за другой, в первой охрана. Приказано подорвать обе. Я буду подавать команду, а ты крути свои ручки. (Для верности смотрит в бинокль).
Появляется первая машина. За ней вторая.
Бас - Контакт!
Тенор - Есть контакт!
Гремит первый взрыв.
Бас - Контакт!
Тенор - Есть контакт!
Гремит второй взрыв. Следом гремит гром, сверкнула молния. Кратковременный дождь. И тишина.
Над дорогой рассеивается дым.
Бас - (Достает автомат, вставляет диск.) Пойдем посмотрим.
Контуры обоих фигурантов появляются на фоне автотрассы с видом двух развороченных экипажей.
Бас - Ну, ты и наворочал, в натуре! Всю трассу разнесло. Какие воронки, блин!
Тенор - Да, братан, я со страху перестарался со взрывчаткой. Две ночи подкопы делали.
Бас - Все разбросало! И трупов не видно, одни ошметки. Уходим.
Возвращаются на опушку.
Бас - Собирай свои лимонатки и линяем! Скоро ментовка нагрянет!
Тенор - (Садится на землю,охватывает голову руками).
Бас - Ты что, Козявка хренова?
Тенор - Фитиль чертов! Что мы с тобой, типа, наделали? Сколько народу погубили! Теперь век не отмыться! Господи, прости!
Бас - Что ты, типа, разнюнился, в натуре? Надо было раньше думать!
Далее следует речитатив или, по другому, контрапункт. Оба фигуранта говорят одновременно в разном темпе.
Тенор - Боже мой, Боже мой!
Что мы что же натворили,
Боже мой, Боже мой!
И зачем мне это надо,
Не нужны мне эти бабки
Это чертово бабло!
Вот теперь сгубил я душу
Совесть вовсе потерял,
Совесть вовсе потерял я
За проклятые бумажки
И за Зинкины капризы
Боже мой, Боже мой!
На хрена мне эта Зинка,
Лучше б век ее не видеть,
Лучше б век ее не слышать,
Лучше б век ее не знать.
Боже мой, Боже мой!
Что же вдруг со мной случилось
Окрутил меня лукавый!
Я уже кругом в дерьме,
Нет на свете доли мне,
Больше нет, больше нет
Нет на свете доли мне!
Боже мой, Боже мой!
Нет на свете места мне!
И куда теперь деваться
И куда же мне бежать
И на зоне и на зоне
Попадем ведь мы на зону
От себя не убежать!
Боже мой, Боже мой!
От себя не убежать!
Бас - Вот случилась незадача,
В Бога, в черта, в маму мать!
Что-то много покрошили
Не могу и сосчитать.
Что-то, типа, не приятно
Что-то мне не по себе.
Кошки воют и скребутся
И скребутся на душе!
Этот нытик, бля, разнылся.
А ведь хороший подрывник.
Дело сделал он отлично,
А теперь совсем поник.
Вот говно еще какое,
Он теперь совсем поник!
Без него мне, типа, тошно,
А он душу травит, как всегда.
На хрена я с ним связался,
Всюду будет с ним беда!
Разевать что тут хлебало?
Не до этого сейчас.
Надо ноги, ноги делать,
Загребут неровен час.
Загребут, загребут, загребут неровен час!
Ну, давай, вставай, мудила!
Перестань пургу гонять,
Собирай свои монатки,
А то врежу как сейчас!
А то врежу, а то врежу, твою мать!
Да перестань же ты, придурок,
Всуе Бога поминать!
Перестань, перестань же, всуе Бога поминать!
Он нам еще пригодится!
Бас дает хорошего тумака Тенору. Тот вскакивает и начинает быстро-быстро собирать монатки. Пихает все в рюкзак. Бас помогает ему одеть его.
Бас - Вперед, и никаких "Боже мой"!
В это время звонит мобильник в кармане у Баса. Он извлекает его. Из мобильника слышно громко
- Фитиль, у вас все готово?
Бас - (ошеломленно) Все!
Мобильник - Сейчас двенадцать тридцать. Они выехали, ждите, через пару минут будут! По окончании позвоните и сматывайтесь! (Умолкает.)
Немая сцена.
Бас - Вот тебе и Боже мой! (Смотрит на часы.) А на моих сейчас - тринадцать!
Тенор - Кого же мы грохнули?
Бас - Гады, подонки, падлы! Кто-то подвел мне часы!...Сматываемся!
Оба убегают.
Занавес.
Картина 2.(Душещипательная).
Дома у Зинки.
На просцениум выходит "От автора".
От автора - Господа хорошие! Автор попросил меня снова выйти и сказать вам пару слов, что я и делаю с удовольствием. Хорошенько паразмыслив, мы заметили, что загнали наших героев в совершенно безвыходную ситуацию.
Независимо от того, кого же они "грохнули", им получается кругом труба! Боеприпас пропал, дело не сделано, задача усложнилась, Кривой как минимум поставит их на бабки. Ментовка тоже их разыскивает. За такое преступление - сколько лет тюряги? Пожизненно!
А вы как думаете? Что бы вы предложили?
Ну, да ладно. Занавес!
Зинка - Что-то Петька не приходит
Не приходит, сатана,
Я сижу себе скучаю,
Выпью пива или чаю,
В телевизор поглазею.
Там чушня всегда видна.
И скучаю я скучаю
Или с чаем иль без чая
Уж который день одна!
Ведь и отвыкла одной-то быть. К хорошему быстро привыкаешь, да и быстро оно проходит. Куда-то пропал, стручок мой ненаглядный. И мобильник не откликается. То "нет связи", а то - "недоступен". Может, потерял он его? По пьянке? Да, вроде, и не пьет он особо. Так, как все.
Звонок в дверь. Встрепенулась, идет открывать. Возвращается вместе с Аделаидой. Та в милицейской форме.
Ада - А, Салям Алейкум! Вот решила заглянуть.
Зинка - Какой еще Алейкум! Что, у вас в отделении теперь мусульманская неделя?
Ада - Что, уж нельзя и приколоться? Ну, что твой Петро? Все еще нема?
Зинка - (грустно) Нема и нема. Не знаю, что и думать, Аделаидушка!
Ада - Не бэ! Найдется. Вот погоди, проспится с похмелья и припрется, золотко твое самоварное!
Зинка - Да вроде он никогда и не запивал.
Ада - Все бывает. Дурное влияние окружающей среды, как говорит наш капитан. На работе-то у него, небось, народ керосинит? Кстати, что-то я забыла, где он работает?
Зинка - В каком-то ОАО, подрывником.
Ада - Подрывником?
Зинка - Да, строек на Руси много. Готовят котлованы, если нужно, сносят старые здания. Что-то в этом духе. Но он у них ценится. Хвастался, что знает свое дело.
Ада - Не бери в голову. Придет! Ну, не подорвался же он на своих фугасах!
Зинка - Типун тебе на язык!
Ада - Чур меня, чур! ...Слушай, я тут пару пивка прихватила!
Зинка - Милиция пьет?
Ада - Наш капитан учил: только если не при исполнении и только не слишком!
Зинка - А сам-то он как насчет этого дела?
Ада - Военная тайна! Он у нас вообще чудик! Говорит, мы милиция христианская, государство у нас святое-православное. Надо нам блюсти, говорит. А что блюсти, я толком и не поняла! Тут к нам по ошибке на пару суток какой-то святой человек попал, вот он от него и набрался. Получается у нас в отделении классный прикол! По утра по средам и пятницам он собирает нас в дежурке и устраивает молебен.
Зинка - Молебен? Так вы, небось, и молиться-то толком не умеете?
Ада - Ну, и что? Мы по его приказанию выучили "Отче наш" и бубним вслед за ним: "Иже еси на небеси...".
Зинка - Офигенная умора!
Ада - Ну, хрен с ним! Доставай стаканы! Рыбки нет у тебя, случайно?
Зинка - Случайно есть.
Достают то и другое, наливают, выпивают.
Ада - Э-э-э-х! Первый глоток пивка всегда хорошо идет! А потом уже не тот кайф!.. Ты знаешь, у нас сейчас по отделению хипеж идет.
Зинка - А что такое?
Ада - Капитан-то молчит, но я от оперов узнала, что недавно кто-то ликвидировал почти всю банду Моченого. Можно сказать, освободил нас от этого террориста.
Зинка - Как это ликвидировал?
Ада - А так, они шли двумя машинами, ехали на сходняк. И, представляешь, обе машины подорвали одну за другой, да причем так, что все шоссе разнесло, ни одной души живой не осталось!
Зинка - Господи! Вот ужас!
Ада - Да, это уже совсем не прикольно. Теперь вся наша ментовка стоит на ушах. Пока они не представляют, кто же мог это сделать? Что ты задумалась? Да ладно, нас это не касается, наливай!
Наступает вечер. За окном темнеет. Зинка сидит в глубокой задумчивости. Вдруг - звонит мобильник.
Зинка - Алло, алло! Это ты? Наконец-то! Где ты столько пропадал? Я тут вся измаялась! Что-что? Что-то плохо тебя слышно. Да нет, я одна, никого нет.
Да нет никого, говорю! А чего ты боишься? Заходи смело. Я одна... Хм, умолк.
Странно. Что-то тут не так. (Вдруг ее осеняет догадка.) Господи! Неужели ... он?
Через некоторое время раздается звонок в дверь. Зинка бросается открывать. Входит с Петькой. У последнего очень унылый вид, он весь словно посерел.
Они молча садятся на диван, Петька в порыве отчаяния и прочих чувств припадает к Зинкиной груди, она обнимает его, гладит.
Зинка - Петенька, Петенька, что же ты натворил?!... Это ты ..там...на дороге?
Петька - (Молча кивает головой.) Плачет.
Зинка - Как же такое? Что-то это на тебя и не похоже. Никогда не думала... Как же ты с уголовкой мог связаться? Ну, перестань же плакать, перестань! Ведь ты мужик все же!
Петька - Не знаю, что на меня нашло! Этот длинный приперся к нам на стройку и привязался, типа, как банный лист!
Зинка - А чего ты согласился? Зачем это тебе?
Петька - Да вот, черт попутал. Подумал, елки, срублю прилично капусты, может квартирку маленькую прикупим, поженимся. Не вечно же тебе жить вдвоем с матерью в хрущевке занюханной!
И вот... Пропал я, блин, хана выходит, Зинуля!
Зинка - Так ты хотел...ради квартиры?
Петька - А где ж еще, типа, бабла-то взять? Я ведь нефтью не торгую и в думе не состою!
Зинка - Да мы с мамой на очереди стоим.
Петька - Сколько? Лет, поди, двадцать?
Зинка - Вроде того. Да, кажется, и сняли нас с очереди.
Петька - То-то и оно...А теперь - полный копец по всем статьям, как говорил наш старшина. Ну, да ладно. Что ж теперь?... На суде я скажу, как отец Федор в "Двенадцати стульях": "Граждане судьи! Не корысти ради, а токмо по причине улучшения жилищных условий!"
Зинка - И ты еще можешь шутить?
Петька - Зинка, мне с тобой как-то полегчало. Не вешаться же! Лучше так, чем ныть и плакать. (После паузы.) Надо искать какой-то выход. Если он есть. А ведь его-то нет!
Зинка - Надо подумать. Из всякого положения должен быть выход! Знаешь этот анекдот, как один еврей говорил: "Предположим, попаду я в ад. Тут два выхода - съест меня черт, или не съест. Если не съест, то хорошо, где-нибудь у чертей при истопниках у котлов пристроюсь. А вот если съест, то только один выход!"
Петька - Ну, хорошо, пусть черт меня еще не съел пока, и что?
Зинка - Ежу понятно, прежде всего надо, как говорят твои друзья-уголовники, уйти на дно и переждать. А там, глядишь, что-нибудь и придумаем.
Петька - Это верно, я и сам об этом думал. Только вот куда, типа, смыться?
Зинка - Давай-ка завтра утром отправлю тебя в Замоткино к бабушке. Это на электричке полтора часа. Передашь от меня гостинца. А через пару дней и сама заеду.
Петька - А чо не поехать сразу со мной?
Зинка - Сразу не надо, чтобы не вызвать подозрения у соседей.
Петька - Хоп! Заметано, утверждено и подписано!
Зинка - Кстати, у меня есть хорошая подруга одна, в ментовке работает. Надо с ней посоветоваться.
Петька - Зинуля, может не надо? Проболтается. Тем более, сама как бы мент.
Зинка - Нет, она - надежный человек. Мы с ней подруги с детства...
Ну, давай ложиться, завтра рано вставать, поедешь с первой электричкой...(Целует его, гладит.) Горе луковое! Иди хоть умойся!
На просцениуме появляется От автора.
От автора - Уважаемый публикум! Мы не представляем здесь постельной сцены, как это ныне принято, которая могла бы под занавес произойти между нашими героями, и не только ради принятого в порядочных обществах приличия, но еще и потому, что им сейчас просто не до этого. Они же нормальные люди, а не герои Набокова!
Уважаемый работник сцены, прошу Занавес! (Занавес ни с места.)
В чем дело? (Смотрит за кулисы.) Что вы говорите, он уволился, так как мало платят? Ну, знаете! Придется самому закрыть занавесочку! (Закрывает занавес. Возвращается на просцениум.)
Конечно, можно бы и вообще без занавесочки, развивая воображение зрителя. И вообще без декораций. И вообще просто так, сесть и поболтать.
Но наш автор смотрит на это иначе. Всем привет до следующей сцены! Антракт!
Картина 3.
В сельской глубинке.
Обстановка - остатки заброшенной деревни из нескольких домов в Русской глубинке. Живописная полянка перед домом.
Входит Андреевна.
Андреевна - Ау! Тимофей!...Тимофей, ау! Ау, где ты?
Голос Тимофея из-за сцены
- Что ты разаукалась? Чай, не в лесу! Иду, иду.
Андреевна - Да почитай, что и в лесу живем.
Входит Тимофей. Садится на завалинку. Закуривает.
Андреевна - Где ты пропадаешь каждое утро? У нас тут новость объявилась. Ни в сказке сказать, а на самом деле.
Тимофей - Да ты же, старая, знаешь! Чего спрашивать? Я же с утра иной раз этта на речку хожу. Вот, окуньков наловил! Что у тебя опять стряслось?
Андреевна - Эвон, я и правда, запамятовала. И то сказать, старая стала. Да и ты у нас не добрый молодец. Время-то, гляди-т-ка, оно медленно ползет, да быстро старит. Тимоня, что же нам дальше-то....?
Тимофей - Хватит ныть! Скажи спасибо, что нас всеж-таки двое, да вон Митька еще у нас есть. Когда тверезый, то опять же еще живая душа.
Андреевна - И то правда, намедни крышу нам подправил.
Тимофей - Ну, положим, это мы с ним вдвоем. Одному мне невмочь, сама понимаешь...Ну, дак что у тебя случилось?