Нейтак Анатолий Михайлович : другие произведения.

К вопросу о смысле жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья старая, с "Неолита". Перевыложена ради того, чтобы подать реплику в одном разговоре.


К вопросу о смысле жизни

   Озирая орлиным оком окрестности, мы видим вокруг два типа людей. (Любая классификация ограничена, но с высоты орлиного взора это несущественно). Эти типы можно рассадить по двум разным коробкам.
   На той, что побольше, напишем "Большинство", на той, что поменьше - "Меньшинство".
   Люди из первой коробки конформны, консервативны, имеют сниженные запросы, стремятся к стабильности во всём, от политических взглядов до размеров собственной зарплаты. Люди из второй - нонконформны, революционны, в запросах нередко маниакальны, стремятся не столько к стабильности, сколько к риску и экспериментам. При этом попадаются и смешанные типы, ессно. Но даже если требования души расходятся с требованиями тела, а здоровый прагматизм умеряет биения авантюрной жилки, деление по двум коробкам всё-таки имеет смысл.
   Хотя бы ситуационно.
   Пока удачливый бизнесмен зашибает деньгу, заключает выгодные контракты, платит за обучение детей в элитных школах/ВУЗах и заводит себе при живой жене постоянную любовницу - он принадлежит большинству. Но тот же бизнесмен, в отпуске занимающийся дайвингом или встающий за штурвал собственной парусной яхты - представитель меньшинства. Пока бабулька нянчит внуков, готовит обеды, смотрит телевизор, по которому показывают "Дом-2" или ещё какую рекламу нижнего белья, она представляет большинство. Но та же бабулька, листающая тетрадку собственных стихов, а тем более что-то в означенной тетрадке исправляющая - явное меньшинство. Думаю, множить примеры не обязательно. Равно как и напоминать, что удачливые бизнесмены на отпуске редко ныряют с аквалангом, чаще всё-таки отправляются в Таиланд... а бабулька, пишущая стихи (особенно неплохие) - это и вовсе зверь, которому прямая дорога в Красную Книгу.
   Но наш разговор начинался со счастья, смысла жизни и прочих вещей того же ряда.
   Так вот, моё орлиное мнение стратегического философа, не претендующего на истинность последней инстанции, таково: все смыслы жизни также можно разложить по двум коробочкам. Но если смыслы жизни большинства уместятся в малой коробке, то для смыслов жизни меньшинства потребуется целый грузовой контейнер, и даже, пожалуй, не один.
   Что нужно большинству? Об этом уже было сказано. Стабильности. Порядка. Для большинства древнее китайское проклятие "чтоб тебе жить во времена перемен" - это именно проклятие, а не благословение. Многое изменилось в жизни людей за века прогресса. Многое... но только не идеал покоя. Уютный дом на берегу ручья, сад, детский смех, голоса дедов и бабок... или, если по-научному: обеспечение витальных нужд, крыша над головой, безопасность, продолжение рода. В эту категорию затесался ещё сенсорный голод, но способы его утоления резко изменились совсем недавно. А до середины прошлого века обходились без телевизоров, музыкальных центров и домашних кинотеатров. Кое-кто и сейчас ещё обходится.
   Существенно интереснее (и разнообразнее) нужды меньшинства. Желают они, если одним словом, странного. И это зачастую даже не сознательный выбор.
   В эксперименте по созданию крысиного Эдема выяснилось: когда подопытным хватает жизненного пространства, пищи и воды, небольшая часть (5-10%) крыс каждого нового поколения всё равно "бежит из рая". Во тьму и неизвестность. Биологически это оправдано: в природных условиях не бывает вечных островков уюта и безопасности. Если искусственный Эдем неожиданно перестанет быть таковым, основная благополучная популяция столь же благополучно вымрет. А потомки добровольных изгнанников имеют шансы выжить и дать потомство. Более того: основная популяция может переселиться на новое место по тропкам, разведанным этими странниками. (Правда, судьба крыс-первооткрывателей обычно печальна, ну да об этом в другой раз).
   Среди людей часть тоже желает странного. И это тоже не всегда осознаётся. Случается, что кровь бродяг толкает человека в странствие в прямом смысле. Мир открыт и доступен, рассказы о новых землях никому не нужны? Ну да. Но инстинкту этого не объяснишь. И вновь "набивают картошкой старый рюкзак", и вновь благополучные с виду обыватели одевают лыжи - или альпинистскую страховку, или акваланги, или аккумуляторные фонари для исследований подземных коммуникаций родного города, или... - и уходят из дома. А если идти некуда или не с кем? Тут возможны варианты. Иногда достигшие внешнего благополучия, но продолжающие маяться неудовлетворённостью просто спиваются. Наркотики, водка, игорный азарт с его адреналином, заглушающий голоса звёзд... одним словом, внутренняя эмиграция. Иногда, двигаясь по более конструктивному пути, желающие странного находят иные отдушины. Страдают графоманией, коллекционированием (рудимент инстинкта первобытного собирателя, направленный не на съедобное, как встарь, а на марки, монеты или ещё что-нибудь подобное), посещают клубы по интересам, пытаются переплюнуть Дон Жуанов и Мессалин, часами ищут в сети новую информацию - без особого смысла, просто из любопытства...
   Большая часть таких "тихих психов" не опасна для общества. Хотя одна из разновидностей внутренней эмиграции - это палата с мягкими стенами и трёхразовые уколы психоактивных препаратов. Ну, прыгает кто-то с парашютом. И что с того? Трогает ли за живое этот факт любительницу "Санта-Барбары"? Да ничуть - пока прыжками не начинает увлекаться её собственный муж или (о ужас!) родная дочь. Но если костяк социума, большинство, видит смысл жизни в сохранении стабильности, то желающие странного самим своим существованием эту стабильность расшатывают. Именно к желающим странного относятся все маньяки-самоучки, все непризнанные (и признанные, кстати, тоже) гении, бескорыстные изобретатели, великие поэты, нечаянные мистики, харизматические лидеры и тому подобный люд. Они, и никто, кроме них, тащат на горбу тяжкий крест поступательного прогресса. Они пишут исторические документы, открывают новые законы природы, пылают, творят и приносят себя в жертву со счастливой улыбкой на устах. А большинство вынуждено так или иначе приспосабливаться к переменам, которые порождают неугомонные странники. Кого-то можно проигнорировать (картины малюешь? Эт правильно, эт хорошо... а вот на даче у меня туалет типа сортир раскрасишь? Ух, обидчивый какой...) или посадить в ту самую мягкостенную палату (ах, вы слышите серебряный ветер звёзд? Охо-хо... и как давно с вами впервые произошла эта неприятность? Я хотел сказать, это знаменательное событие...). Кого-то можно. Даже многих. Почти всех. Но остаётся доля процента от доли процента, чей голос всё равно не заглушить.
   Но ведь мы говорили о смысле жизни? Подведём итоги. Есть один мощный вектор, вектор инерции. "Смысл жизни - в том, чтобы жить". Работать, растить детей, тихо двигать карьеру, рождаться и умирать, а в перерывах кушать попкорн и смотреть кино про счастливую жизнь: такую же, как твоя, только более удачную, богатую, беззаботную. И есть множество разнонаправленных векторов. "Смысл жизни - в поисках смысла жизни". Этим векторам следуют немногие, но лишь их усилиями мир меняется, покоряясь дыханию хаоса.
   И счастье на этих путях ничуть не хуже (по крайней мере, не слабее) обывательского. Посмотрите в глаза, хранящие отблески костра и ночных звёзд! Вы не завидуете тому, кому эти глаза принадлежат? Вам милее отблески телеэкрана и лепет малыша в колыбели?
   Что ж, каждому свой смысл. О счастье, как и о вкусах, не спорят.
  
  
  
  

24-25 марта 2008 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"