Здравствуйте уважаемые читатели и критики. Раз уж случай свёл нас на конкурсе БД-20, давайте попытаемся провести время с удовольствием и пользой для всех. Я, как обычно, надеюсь получить первое и принести второе, а также, если удастся, наоборот. Конкурс будет продолжаться 1,5 - 2 месяца, и за это время я смогу прочесть все и отозваться на заинтересовавшие меня рассказы. Не могу заранее обещать чего-то конкретного: буду стараться, как пойдёт. Вот, например, делиться ли своими впечатлениями от названия рассказа, первой или последней фразы? Иногда они определяют, по крайней мере, дальнейшее желание или нежелание читать рассказ. Важно ли писателю знать об этом от читателя, получать хотя бы минимальную обратную связь? Думаю, что "да". А сказал я "хотя бы" для тех случаев (а их будет от половины до трёх четвертей), когда рассказ не вызовет энтузиазма разбирать его подробно. Потому я и озаглавил свой будущий обзор "На первый взгляд и немного глубже". К некоторым рассказам я, вероятно, вернусь позже и разовью рецензии на них, превратив одну-две фразы в большой обзор, так что заглядывайте! Всего я ожидаю на конкурсе приблизительно 50 (в первый день) и не менее 25 (ещё шесть дней), то 200 рассказов и более. Работы предстоит немало!
Пару слов о том как я оцениваю рассказы. Разумеется - субъективно, по собственным знаниям, образованию, культуре, опыту чтения и письма. Но хотя у меня есть свои предпочтения в НФ, сильное произведение любого жанра производит впечатление и вызывает мой отклик! В конце каждого, даже большого разбора, я приведу четыре оценки рассказа: как я оценил для себя его интерес, финал, эмоции и язык.
Мне кажется, что это - минимальная информация о моём восприятии рассказа, которую я смогу сообщить большинству участников конкурса. Кто желает подробнее ознакомиться с такой системой:
Пожалуй всё. Привет всем старым друзьям, новым знакомым, опытным и неопытным бойцам и - хорошего конкурса!
РЕЦЕНЗИИ НА РАССКАЗЫ КОНКУРСА БД-20
1. Родионов М.В. Слово из трёх букв, но не дом 7k, Фантастика
Это, на мой взгляд, не рассказ, а тем более фантастический. Возможно, пьеса. А скорее, так... юмор для друзей, подарок ко дню рождения отличный! Название может оттолкнуть читателей, безразличных к "шуткам ниже пояса", и лишить их довольно лёгкого чтения. Некоторый интерес возникает, это - не муть, и не безнадёга, хотя финал - закономерен. Ни эмоциональностью, ни языком не блещет.
Итого: 1 - 1 - 0 - 0. Успеха!
2. Грей М. Виолончелистка, 12k, Мистика
С названием - всё в порядке. Конечно, оно подсказывает, что рассказ будет о женщине, девушке. Можно ожидать романтики, любви, музыки...
И первое, и последнее предложения - в копилку. Сразу же отмечу, что меня в них царапнуло.
"Палочка дирижера барабанной дробью застучала по пульту". Картинки не возникает. Дело в том, что одной палочкой... выбивать барабанную дробь...можно (!), но, во-первых, это сумеет не каждый барабанщик, не говоря уж о дирижёре, а лишь тренированный ударник и джазмен. Во-вторых, это никак не сделать тонкой дирижёрской палочкой! При попытке она мгновенно разломается на куски. Так что советую заменить барабанную дробь на что-то более подходящее.
"Ступай к своему Фаготу, Виолончелистка!" А здесь что мне не понравилось? Обращение - Фагот. Конечно, вряд ли автор об этом задумывался, но этот термин несёт (по крайней мере в наше время) долю негативного смысла, и, возможно, это надо бы учесть в выборе имени героя.
А теперь обсудим рассказ.
Было ли его интересно читать? Не очень (1). Девушка-музыкант оказывается из мира демонов. Но ни мир людей, ни мир демонов, нарисованные штрихами, не удалось хорошо разглядеть в объёме рассказа. Финал довольно ожидаемый (1): ради любви героиня жертвует бессмертием. Эмоциональность в рассказе есть (1), но больше рассчитанная на юных романтических созданий. Язык - без особенностей, немало опечаток (1).
Оценка: 1 - 1 - 1 - 1.
А сейчас я приведу свои замечания, которые сделал, читая рассказ. Если что-то окажется полезным автору - очень хорошо, иначе, не обращайте внимания и не расценивайте их как порицание.
Дирижёр в засаленном фраке (На репетиции во фраке?);
Дирижер почему-то тщательно скрывать свои чувства;
Оркестровая яма обратилась в наполненный кипящей серой котел, (сера кипит при 400 градусах Цельсия, ни о каких мучениях уже говорить не приходится);
Ее взгляд застыл в (на! Это соринка у него в глазах) чистых, словно апрельское небо, глазах Фагота;
Фагот смог раскрыть ее сущность (Наверное понять или выразить?);
"Надо иметь чувственное сердце и бунтарский дух, чтобы сродниться с виолончелью" (Совершенно не очевидное утверждение! Кроме того, не чувственное, т. е. способное воспринимать органами чувств, а чувствительное - способное воспринимать самые незначительные влияния);
Соблазнять и разбивать сердца - ее любимое развлечение (С чего бы такое увлечение у музыканта-профессионала?);
Этот белокурый мальчик занял ее сердечко и никак не хотел возвращать (Очень слезливо для авторской речи, иначе надо показать, что это мысли героини);
Музыка стихла. Клара очнулась. (Так она репетирует, в беспамятстве?);
Сегодня у нее совсем не осталось сил, а ведь еще тащить домой огромный футляр (Пустой?)
Клара провела рукой по изогнутому боку виолончели (Музыкант не скажет "боку", а по деке или обечайке, смотря что погладит);
Они любовались цветущими каштанами на французском бульваре. Нарезали круги у Дюка (Таки-да, Одесса!)
"Если бы эти невежды знали, какой инструмент у меня в руках, если бы они могли почувствовать нежный тембр, услышать голос и познать душу" (А разве музыканты не понимали?)
Фагот провожал ее до старого домика, спрятавшегося в тишине уютного двора, подымался по скрипучей деревянной лестнице, ведущей на второй этаж. Они долго болтали о погоде, ценах на привозе (Привозе!), Семене Борисовиче и его Амалие, а потом Клара отпирала дверь в свою крохотную комнатку (Так где же они долго болтали?)
(ночью) Она играла, и ей не было никакого дела ни до соседей, ни до кого-либо на этой планете (Воодушевила ночью одесских соседей? Не стучали?)
Они сидели... и смотрели на тонущее в бирюзовой глади солнце. (1)
- Какой же ты дурак, Фагот! Мог же запросто утонуть. (2)
Клара вновь утонула в бесконечно глубоких как море глазах Фагота. (3)
(Подряд три утопления. Так надо?)
Алостор (демон) обращается к героине:
- Твой дела измерили и взвесили. (Из-за ошибки в роде звучит смешно, как фраза из анекдота!)
- Вашими стараниями мессир (подражание М.А.Б.), я от них не отличаюсь, лишь тем, что не могу умереть как они! (Наверно, всё же - отличаюсь!)
Адское пламя выжгло ее тело до костей ("А шо только до костей?")
- Что случилось, как ты здесь оказался?
- Это я хотел бы тебя спросить, (Фагот не понимает, как он здесь в комнате или в подворотне (?) оказался? Я бы уточнил: "Как я здесь оказался?" или "Как ты здесь оказалась?")
Тихонько стучали колеса, ветер играл шторами на окнах без стекл (стёкол, но стёкол где - в трамвае или в домах?).
- Конечная! Трамвай идет в парк, а там люстры. (Непонятно. Это прямая речь?)
Тонкие нити соединяли его с чем-то находящимся (ед. ч. - е!) вне предела видимости (С чем-то, находящемся где-то...)
Это, пожалуй всё. Успехов в работе над рассказом и конкурсе!
3. Маугли Д. Нью Санкт-Петербург, 12k, Фантастика
Зрелая социальная фантастика. Не скажу, что это мой любимый жанр, но, рассказ мне понравился. Читать интересно (2), финал достаточно острый (2), действие эмоционально (1) и описано хорошим языком (1).
Итого: 2 - 2 - 1 - 1. Желаю автору удачи на конкурсе!
4. Тюлин Д.Ю. Тот, кто видел НЛО, 12k, Фантастика
Название рассказа меня слегка заинтриговало: какую же историю расскажет мне автор? Но рассказ оказался на самом деле не рассказом, а очерком или эссе. Написанным хорошим ясным языком (1). Но оценивать очерк мне оказалось нелегко: как только понимаешь, что это - не рассказ, а рассуждения, ограниченные лишь допустимым размером - интерес к описываемому резко падает (в среднем - 1), аналогично с финалом, ибо его как бы и нет (1). Не могу сказать, что я существенно сопереживал герою (0), так как никогда не переживал подобное. Думаю, что Джон Леннон хорошо бы понял автора, так как сам побывал в подобной ситуации (описана в моём рассказе "Пенни-лейн"). Всё же - неплохая компания!
Итого: 1 - 1 - 0 - 1. Удачи!
5. Горностаев И. Эльфийская баллада, 9k, Фэнтези
Про эльфов? Заглянул внутрь - действительно про них. Слабоват я в Срединных Землях. Сравнивать не с чем. И хоть читать мне не было интересно, (0) но смысл рассказа о том, что всё, в том числе и в эльфийской жизни взаимосвязано, надеюсь, я уловил. И финал отмечу (1) и хорошее изложение (1). И некое сопереживание герою (1).
Итого: 0 - 1 - 1 - 1. Успехов!
6. Рогин А. Электрошок, 9k, Фантастика
Рассказ на одну из самых популярных НФ тем - о путешествиях в будущее. Неважно, как называется прибор, главное - что он позволяет! Не уверен, что Попов нужен рассказу. Но и глубокого развития темы нет, потому что, полагаю, автор хотел рассказать не столько о путешествиях (они пока - в зародышевом состоянии), а о том, что личность способна бороться с супердержавой! Даже с двумя! Это - оптимистичная тема, обычно, читателям и зрителям нравится, хоть они и понимают, что в жизни всё - наоборот.
Итак, за интерес 2, финал 2, эмоции 1 и язык 1. Неплохо.
Замечу под занавес: не "варьируя параметрами" (это не жонглируя), а варьируя параметры, т. е. изменяя, подбирая их.
Желаю удачи в нелёгком деле!
7. Оркас А.В. ЕГЭ, 9k, Фантастика
Мне понравилось! Выглядит, как длинный анекдот или социальный памфлет, но попробую оценить как рассказ по своим меркам. Интерес 2, финал 2, эмоции 1, язык 1.
Из мелочей: зацепило "поклонились на камеру". Так сейчас говорят?
И ещё, в самом конце лучше отделить прямую речь от заключительных фраз (их - с новой строки).
Итого 2 - 2 - 1 - 1. Удачи!
8. Гильмуллина Л.М. Лицензия на убийство 8k, Фантастика
Очень непросто придумывать социальную фантастику. Особенно - в малом объёме. Ведь автору необходимо пространство, чтобы построить свой мир...
Читал я этот рассказ с относительным интересом: жестокий мир, построенный на крови, возникает из монолога героя. И в историю надо верить, иначе вообще интереса не возникнет. И чего же можно ожидать в заключении? Наверно, ещё одного убийства. Героя? Оказалось - его антипода. А что, если герой бредит? А что, если он ошибся и убил другого? Все эти мысли ведут к неоднозначности ситуации и снижению восприятия.
Итак, за интерес 1, за финал 1, эмоциональность 1, язык 1.
Итого: 1 - 1 - 1 - 1. Успехов!
9. Реликт Тихий час, 12k, Фантастика
Третья социалка подряд. Это о чём-то говорит. О жизни, наверное... Печаль. Извините, отклонился от конкретного рассказа. А это, часом, не пьеса? Ну, так написана... с действиями героев ... типа: дожидается понимающего кивка автора и продолжает свои рассуждения. Ладно, не существенно.
Читал с интересом, который постоянно "колебался": то, что касалось главной темы - детей-пожилых было интересно, а группа "захвата", контора, полиция приходит к выводу - нет. В итоге поставлю за интерес 1.
Финал тоже не вызвал всплеска: а что может произойти в "детском садике для пожилых"? 1 балл. Эмоции - 2, переживаю я за стариков... Язык 1.
Итого: 1 - 1 - 2 - 1. Желаю удачи!
10. Исаченко В.И. Худо, 5k, Фантастика
Рассказ мне не очень понравился, без намёка на его название. Я вижу в нём некий набросок для будущей работы или, возможно, просто не вижу чего-то. Большая часть представленной истории представляется мне сатирой на "мелкобуржуазную жизнь", о которой не интересно читать, и, вдруг, переход в прошлое (О, пошла история!) и "бабах!" - пуля в лоб (Конец!) Чуется в этом что-то хармсовское: бритоголовый взглянул исподлобья и как заехал палкой по башке! Но то ли ужас в рассказе не выстрадан, то ли я до него не дорос.
Всё же за кратковременный всплеск интереса поставлю 1 балл. Финал - тоже 1 бал. Он, хоть и из ничего возник, но удивил. Но на чём он прилеплен к истории Владика? А если бы героя рыцарь зарубил или динозавр съел, было бы хуже или лучше? Эмоциональность - 0. Язык, ну, 1 балл, хотя много выражений, которые мне не по душе: "натурально блондинистая и дородно фигуристая", "подрасшеперив ожирительно заплывшие глазки", "позевнув с телесным потягом", "уйма ознобных мурашек", "обнаженное тело запокачивалось", "обильно кровоточащий животом", "для добивательного выстрела". Но я понимаю, что это - для стиля и за стиль не снижаю баллы.
Итого: 1 - 1 - 0 - 1. Вполне уверен, что у рассказа найдётся немало читателей (помимо участников конкурса). Желаю удачи!
11. Корр Э.И. О Чуде и Том, Кто Сидит в Углу, 5k, Фэнтези
Думаю, что рассказ повторно не может участвовать в конкурсах (см правила,
Не допускаются к участию в конкурсе:
- рассказы, участвовавшие (и участвующие) в любых сетевых конкурсах, а также их новые версии.
"Милый рассказ о чудесах, наследственности и любви к детям. Интересно читается, чуть не хватило эмоциональности (не описанных эмоций, а прочувствованных), чтобы поместить рассказ в компанию лучших миниатюр. Но среди хороших - хорошее место!"
12. Чваков Д. По доброй воле, 12k, Фантастика
Прочитал рассказ "По доброй воле" по доброй воле и с большим воодушевлением берусь за рецензию, потому что он оказался для меня самым интересным из прочитанных пока на конкурсе. За интерес - 3 балла. Это высшая оценка. Большей в системе "интерес" нет. Поздравляю! Само по себе - это достижение в моих глазах.
В рассказе - несколько уровней, как в "виртуальной матрёшке". Поясню для не специалистов (таких как я). Термин этот относится к многоуровневым компьютерным системам (в частности к играм) или, выражаясь проще - к рекуррентной виртуализации переменных хостов множественных гипервизоров. Теперь, когда всем всё стало понятно, рассмотрим частный случай - игру. В виртуальной реальности вы играете в погоню, во время которой попадаете в притон, где должны сыграть в карты. От результата карточной игры зависит результат погони. Это и есть два уровня игры. А их может быть несколько и (теоретически) бесконечно много. Чтобы облегчить взаимодействие уровней игры, используется компьютерный шлем, в котором игрок может дойти до психоза, шока и, бог знает, чего. Вот вам и матрёшка!
А теперь, вернёмся к рассказу.
Несмотря на успех сюжета, я должен оговориться, что с моей точки зрения - рассказ не фантастический, а приключенческий и социальный.
Смысл рассказа видится мне в последней сцене. Автор кинематографично возвращает своего героя в вагон метро, где его находят полицейский патруль, понимающий, что пассажир - один из тех, кто "наигрался" до смерти. А то, что герою во сне или бреду мерещатся инопланетяне и пересадка мозга, не делает из рассказа фантастики. Конечно, мне бы хотелось прочесть, что же я упустил, что указывало бы на реальность какого-то уровня "игры" (видений) героя, то есть сделало бы реальностью инопланетную версию или версию пересадки мозга.
Я также ценю антиигорную направленность рассказа, так как за последние годы всё больше стран считает компьютерные игры видом наркотической зависимости. Увы, не думаю, что зависимые игроки прочтут и оценят рассказ Д. Чвакова. А хорошо бы!
Финал показался мне не столь драматичным, как ранние события, но вполне логичным завершением рассказа. За финал - 2. Переживаний особых нет (много ли вы переживаете, читая детектив?) - 1 балл. Язык хороший - 1.
Это тоже пока наивысший суммарный балл на БД-20 (от никому неизвестного, но довольно-таки независимого, фантаста).
Итого 3 - 2 - 1 - 1. В общем, Димыч, так держать! Желаю удачи!
13. Реут А. В дни алого ветра, 11k, Фэнтези, Хоррор
Название мне понравилось. Поэтично. И первое предложение увлекает (особенно любителей фэнтези) приглашая в сказку. Заглянул и в конец - но он меня не воодушевил. "Но Казвин уже замолчал - навсегда". Успеет ли автор настроить меня на волну своих переживаний, чтобы я переживал смерть его героя?
В этом я нахожу сложность работы в жанре фэнтези, ведь опыт реальной жизни часто противоречит сказочному. С самого же начала "реалисту" нелегко проникнуться положениями "путешествовать без магии в такую погоду не получится", "но даже те, кто укрылся от жалящего песка, чувствуют злобу, которую несёт страшный ветер".
Сюжет таков: в дни "хамсина" (ветра из пустыни, несущего красный песок), в караван-сарае устраивают борцовское соревнование равных противников-юношей. Один из них, Акерон, наносит другому, Казвину, удар открытой ладонью с начертанным на ней заклинанием. И Казвин замолкает навсегда.
Было ли мне интересно? Едва ли. 1 балл. Удивил ли меня финал? Нет - 0 баллов. Переживал ли я за героя? Нет, я не успел его узнать и полюбить. Так что за эмоциональность - тоже 0 баллов.
С языком - проблемы. Много опечаток и стилистических огрехов:
Казвин стоял, такой же босой и полуголый, как и его соперник.
Но его тело отличалось даже сложением - оно было не мускулистое, а скорее сухое, с жилами, натянутыми, как верёвки. Их облегала куда более тёмная кожа, а из подмышек торчали отрасшие волосы.
И особенно отличалось выражение лица - на нём не было бравады.
Скорее, они были потомками двух ветвей одного племени - просто судьба развела их предков в разные стороны.
А может, он просто не мог произнести слово на слишком незнакомого языка.
Так что за язык - тоже 0.
Итого 1 - 0 - 0 - 0.
Советую до начала конкурса исправить все ошибки, по крайней мере.
Дальнейших успехов!
14. Славич Н. Цифровые боги, 12k, Фантастика, Киберпанк
Довольно приятный киберпанк (если это именно он). Однако преамбула рассказа слишком длинна (треть рассказа!) Это, по-моему, утяжеляет его. С другой стороны нужно ввести читателя в курс дела. Хорошо, когда это происходит в диалогах и действиях... Подумайте. Вы сможете. Потому что в дальнейшем Вам это хорошо удалось.
Интерес... начало - неинтересное (0), а дальше - хорошо (2), поэтому, в среднем 1 балл. Финал рассказа улучшает дело - 2. События вызывают сопереживание - 1 балл. Язык ясный, проблем не заметил - 1 балл.
Итого: 1 - 2 - 1 - 1. Успехов!
15. Вознин А.А. Перевал, 10k, Мистика
Мне понравился рассказ. Даже не знаю, мистичен ли он, скорее - поэтичен. Читал я его легко, с любопытством, а значит мне было интересно (2 балла). Правда, понимая, что путник должен умереть, я не обнаружил для себя никакой неожиданности в финале (1 балл). И эмоционально рассказ на меня мало воздействовал (0). А зато язык повествования мне понравился, и я отмечал: "Красиво сказано"! (2 балла). Замечу, что это высший балл в моей примитивной системе языка (большинство авторов получают 1, некоторые 0 и редко кто - 2). Поздравляю, Вы - в их числе. Наверно больше шансов - у тех, кто говорит красиво, поэтично. Хотя, полагаю, что это не всегда уместно в ряде жанров...
Царапнули пару выражений. "Демон" думает, что он не "врубился" и "окончание срока носки". Откуда-то они не из той жизни залетели, но, хозяин - барин.
Итак: 2 - 1 - 0 - 1. Успехов на конкурсе!
16. Медведь В. Пёрышки, 6k, Фантастика
Ещё один понравившийся рассказ. Долго обсуждать не буду. За интерес 2 балла, финал - 2 балла, сопереживание вызывает - 1 балл и язык гладкий, ясный - 1 балл.
Мне это нравится. А Вам?
Не знаю, конечно, к какому жанру отнести рассказ, понимаю, что это - не реализм, но и не фантастика... а притча или парабола, пожалуй.
Всё равно - неплохо!
Итого 2 - 2 - 1 - 1. Удачи.
17. Red M. Гениальный рассказ, 11k, Фэнтези
Что сказать? Мило. Но не более того, ибо "страшно далеко оно от народа" ... Ну, вы меня поняли, правда. Это просто шутка. Да и какой я народ? Просто читать про милых кошачьих созданий - никак не моё. Интереса не возникает, в крайнем случае ... намечается. Скажем 1 балл. Финал - маловыразительный - 1 балл. Сопереживания не вызвало - 0 балл. А рассказано хорошо 1 балл.
Итого 1 - 1 - 0 - 1. Успехов!
18. Дерех Д. Контакт, 12k, Фантастика
Этот рассказ - твёрдая НФ, которая обычно привлекает меня больше других жанров фантастики, обычно из-за рациональности нереального.
Название "Контакт" - очень характерно для жанра, в котором предполагается наличие инопланетного разума и обыгрываются сотни и тысячи вариантов контакта. Вот поэтому, наверное, каждый любитель НФ начинает читать очередной "Контакт" с предвкушением.
Однако НФ предполагает хорошую научно-техническую подготовку, а оплошности и неясности в жанре сильнее обычного подводят автора.
Что можно сказать в целом о рассказе? Читается он с интересом (2), несмотря на возникающие многочисленные вопросы и замечания. Финал невыразительный. (1) Мне было неясно, почему же местное существо не клало камни на могилу до того, а потом стало класть? Кроме того, что изменилось бы, положи космонавт на могилу друга искусственные цветы или памятный сувенир? Важность этого (возможно, очевидная автору) не передана читателю (мне). Эмоциональность... (1). Я, конечно, сопереживаю и космонавтам и гибели друга, и внеземному контакту, но настоящие эмоциональные механизмы не включены: и сама организация полёта, и гибель и поведение внеземного разума у меня не вызывает адекватного отклика. Можно сколько угодно повторять прилагательные и эпитеты: "он испытал момент великой, окрыляющей, переполняющей, мощной как водопад радости - радости величайшего в человеческой истории открытия; это мгновение свято", но душа читателя (моя) от них не затрепетала. Что касается языка - он достаточно прост и понятен, без особых красивостей, но много неудачных оборотов (0).
А теперь пройдёмся по "шероховатостям".
Хокинг, самое далекое место, где ступила (куда ступила или где ступала) нога человека.
Оледенелый мир, царство сплошного камня и инея, вращающийся на таком далеком расстоянии (так далеко, на большом расстоянии) от своей звезды.
Так далеко от своей звезды Бетельгейзе, что здесь царила нескончаемая зимняя ночь. (Как далеко планета должна находится от Бетельгейзе, чтобы при светимости звезды 80000 - 100000 раз большей, чем у Солнца, а массе ~ 20 масс Солнца, на планете "царила нескончаемая зимняя ночь"?)
Треть планеты покрывал закованный в лед океан, четверть - ряды голых безжизненных каменных дюн и остывшие вулканы. (1/3 океан, 1/4 суша, а оставшиеся 5/12, т. е. почти половина - что ещё? Может, без цифр?)
Рядом погрузился в промерзшую землю звездолет, а за ним прятался электрокар (Не в ангаре?).
Они в целом, хорошо сработались и полностью доверяли друг другу, как говорится, хоть в разведку иди (Они и были в разведке!)
По очереди готовили еду из синтет-наборов и делали мелкий ремонт (О каком ремонте речь?)
Мовшович просто бродил среди снега, камней и льда под пепельно-черным небом, и никто не знал, о чем знаменитый ученый размышляет в это время. (А в другое время - знали?)
Через два года шаттл должен был привести еще четырех новых колонистов, двух американцев и двух китаянок (2М + 2Ж?), так что пионерам осталось продержаться совсем недолго (2 года - недолго?).
Они стали по-настоящему (Это как?) близки за эти полгода.
Ни один не раздражал другого (не раздражали друг друга) лишними словами и движениями
У них уже не было тайн друг от друга (но ведь никто не знал, "о чём знаменитый учёный размышляет" во время прогулок).
А затем к маленькой колонии присоединятся четверо новых ученых (учёные не новые, новые колонисты!)
Но два часа спустя (Через два часа) Глеб не вернулся.
Прошел час. Теперь Липман серьезно забеспокоился (А радио или какой-либо другой связи у них нет?).
Кислорода хватит на пару часов (Всего!!! Так что же после двухчасового отсутствия друга, он себе ещё кофе на часок заварил? Необходимо подчеркнуть, что кислорода Мовшовичу хватит на пару часов!)
И что Глеб только находит в этих одиноких (одиночных) прогулках?
Небо черное, беззвездное, (Это как, чёрные облака?) повсюду обледенелые валуны и тени (А свет от чего, солнца?)
Дюны простирались вокруг в полной абсолютной всепоглощающей (тавтология) тишине. Не помогает повторение... Поговорка арабская есть: "Сколько "Халва!", "Халва!" не скажи - во рту слаще не станет".
Наконец он нашел напарника. (Как? Маяк в скафандре? Просто блуждал по всем направлениям? То есть ему здорово повезло что нашёл!)
Глеб лежал на дне узкого и глубокого рва, неестественно вывернув ноги (обе?). По всей видимости, он беспечно (?) подошел к обледеневшему краю обрыва и подскользнулся. (Просторечие. Рассказ не о жизни крестьян, а космонавтов. Нужно поскользнулся!)
Борис не мог позвать - в шлеме скафандра и в отсутствии атмосферы голос не слышен (Это объяснялка для пионеров, а радио?), поэтому он осторожно спустился вниз (Да не потому он спустился, что позвать не мог, а чтобы товарищу помочь!)
Перевернул Мовшовича (повернул тело на спину) - лицо Глеба было бледным, почти белым, а изо рта протянулась засохшая струйка крови (А это от чего по-вашему? Почему эта деталь важна?).
Глеб был абсолютно, полностью, безнадежно мертв (Сопереживание полностью теряется!)
Липман уже отправил сообщение на Землю о случившимся, но сигнал туда и обратно (причём обратно?) занимает несколько недель. (Бетельгейзе на расстоянии 600 - 800 световых лет от Земли!)
Борис зарядил электрокар (А пока привёз тело, тот уже разрядился?)
Борис положил ставшее страшно тяжелым тело Мовшовича на заднее сиденье (От чего тело стало "страшно" тяжёлым?)
Борис выехал на одинокую (Опять? Так в принципе уже нельзя говорить, если он остался один на планете) прогулку (Почему прогулку?), с единственной целью, найти подходящее место для могилы. (А возле базы нельзя было похоронить?)
Нужно вернуться на базу, взять фотокамеру, заснять гуманоида, (Как он определил, что это гуманоид?)
Мертвый гуманоид, тщательно похороненный (Это как, если даже не зарыт?)
Не может быть, скорее всего - визуальная галлюцинация (Не стоит уточнять, никто и не думает, что это слуховая или обонятельная!)
Может он просто опьянен горем, может это бред воспаленного сознания, а может он просто не соображает, что делает. (А это всё - не одно и то же?)
Он не хотел сейчас подключать к поиску спутники на орбите (Так есть спутники на орбите? Значит и мобильные устройства работают! )
В заключение фраза, которая вызвала улыбку:
"На продолговатых оливковых пальцах не было ногтей, ничего похожего на ушные раковины тоже не было".