Изучая Евангелие мы неоднократно встречаем выражение "внутренний человек" или "сокровенный человек".
Данные термины символизируют нашу истинную личность, пробуждение которой является целью человеческой жизни.
По сути "внутренний человек" и есть человеком в истинном значении этого слова.
В контексте нашей темы можно привести несколько цитат из Писания:
"Посему мы не унываем; но если внешний наш
человек и тлеет, то внутренний со дня на день
обновляется". (2Кор 4:16).
"Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом". (1Пет 3:4).
" Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его".
(Кол 3:10).
"Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке"
(Еф 3:16).
"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием". (Рим 7:22).
Ясно, что в отличии от внешнего - "ветхого человека", сокровенный внутренний наш человек стремится к жизни в согласии с законами Бога и, таким образом, к достижению гармонии с Творцом.
Важно понять - каким именно образом происходит трансформация, преображение личности из "ветхого человека" в "сокровенного".
Ответ в следующих строчках:
"Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
а обновиться ДУХОМ УМА вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины". (Еф 4:22-23).
"Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением УМА вашего, чтобы вам ПОЗНАВАТЬ, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная".
(Рим 12:2).
Апостол даёт совершенно конкретную и чёткую инструкцию, согласно которой необходимо во-первых: отклонить все мирские авторитеты ветхого ума и во-вторых:
"ПОЗНАВАТЬ, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная", то есть изучать Учение Христа.
Этот процесс ментальной перезагрузки содержания сознания и есть обновление ума, трансформация "ветхого человека" в нового - сокровенного, "созданного по Богу, в праведности и святости истины".
Главную особенность этого процесса преображения прекрасно выразил апостол:
" ... если внешний наш
человек и тлеет, то внутренний со дня на день
обновляется",
то есть прогресс на этом пути возможен только в том случае, если ветхий ум тлеет.
Если же ветхий ум не тлеет, не тает, не умирает, то, соответственно, и новый не может возрождаться, поскольку не создаётся свободное пространство в сознании человека, пространство для жизни "внутреннего человека", суть которой - в развитии духовного ума.
Итогом, на этом пути к возрождению внутреннего человека, согласно Павлу, есть достижение следующего состояния преображения:
" И уже не я живу, но живет во мне Христос". (Гал 2:20).
Внешняя, ветхая личность Павла умерла, уступив место новой личности - "сокровенному человеку".
Самое важное - нашим истинным внутренним человеком, согласно Павлу, есть сам Христос.
Если Христос есть Слово Божье, значит в обновленной личности Павла живёт Христос. Следовательно эта новая личность стала обителью Христа - Премудрости Бога.
Соответственно и ум ветхого человека совершенно преобразился и стал умом Христа, что подтверждает апостол:
"Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов". (1Кор 2:16).
Таким образом смерть грешного ума и возрождение чистого, святого разума, который стал обителью Христа, и есть начало и итог преображения личности из состояния "ветхого человека" в состояние нового, "созданного по Богу, в праведности и святости истины".
Источником силы, благодаря которой становится возможным такое преображение человека, есть Христос, Который пребывает в сокровенной области нашей сущности, ожидает у двери нашего сердца и говорит:
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". (Откр 3:20).
Как отворить дверь Христу?
Только любовью к Нему!
Спаситель утверждает:
"Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим".
(Ин 14:21-23).
Христос - Источник жизни нашего "сокровенного человека" и истинный Хлеб для него.
Теперь о свете, о сиянии внутреннего человека.
О Боге Писание говорит:
"Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься светом, как ризою".
(Пс 103:1-2).
" Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". (1Ин 1:5).
" Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь". (1Тим 6:16).
" Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь" (1Тим 1:17).
О Христе:
" Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы". (Евр 1:3).
"Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари".
( Кол 1:15).
Христос есть Образ, Сияние невидимого Бога!
И этот Образ живёт в нашем сердце!
А теперь вспомним слова о сотворении человека:
"И сотворил Бог человека по образу Своему". (Быт 1:26).
Вся истинная красота и ценность человека в Богоподобии.
А вся сущность Богоподобия человека в Образе Бога!
Образ Божий в человеке это Христос!
Поскольку Христос есть сияние славы Божьей, то это сияние является светом Образа Творца в человеке.
Но Образ Божий в нас может сиять, а может потускнеть.
Апостол учит:
"И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему".
Если человек, негативными мыслями и эмоциями, распинает в себе Христа, то в этом случае Образ Божий угасает, меркнет.
И хотя наши негативные мысли, эмоции, слова и поступки могут покрыть мраком сияние Образа, но сам Образ всегда пребывает в сердцевине нашей сущности.
Раскрытие Образа Божьего - Христа в нашей душе есть высшее духовное достижение христианина. Христос - источник внутреннего света, благодаря которому человек возрождает к жизни своё истинное предназначение и преображается в сияющую обитель Света, благословляющего любовью весь мир и несущего благо всему живому!
Именно поэтому, для возрождения сияния Образа Творца в сердце человека и были созданы отшельниками и монахами древние практики.
Суть практики "обожения" в обретении и преумножении богоподобия, путём осознания и реализации фундаментального знания о присутствии в сердце Образа Божьего - Христа.
Суть практики "хранения сердца" в непрерывном хранении любви к Образу Божьему - Христу и в непрестанном чувстве искренней благодарности Богу за то, что Сын Его всегда живёт в нашем сердце.
Суть практики " трезвение ума" в обретении непрерывного осознания своего истинного предназначения в мироздании - быть обителью Христа - Света Истинного.
Исихия - в безмолвии мирском и в тишине желаний войти в состояние бодрствующего ожидания проявления в пространстве нашего восприятия Образа Божьего - Христа.
Непременным условием, предваряющим выполнение всех методов и практик, есть
возрождение и расцвет благодарности Богу за то, что Он всегда рядом с нами и за то, что Образ Свой хранит в нашем сердце!
В заключении можно вспомнить следующие слова апостола Иакова, который утверждает, что "тело без духа мертво".
Не менее важно осознать, что наш дух без Христа мёртв!