Суть эволюции человека Христос выразил в следующих словах:
" Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше". (Иоан.3:6-7)
Цель нашего развития - рождение свыше.
Процесс рождения человека "свыше" предусматривает переход из одного состояния в, не просто другое состояние, а именно в иное, то есть противоположное по своим качествам предыдущему.
Христос, указывая на кардинальное различие этих двух состояний, говорит:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух".
Спаситель утверждает:
"Бог есть дух". (Иоан.4:24).
Следовательно, когда Иисус говорит: "рожденное от Духа", это значит рождённое от Бога.
Действительно, Павел подтверждает:
" Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?"(Евр.12:9).
Чтобы жить, надо покориться Богу - Отцу духов.
Павел объясняет:
"Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие".(1Кор.15:53).
Эти два различных состояния, два этапа в эволюции человека наиболее полно сформулированы и описаны в Новом Завете.
Павел, в послании к Коринфянам, достаточно глубоко раскрывает процесс эволюции человека и даёт ответы на основные вопросы, касающиеся данной темы.
Павел объясняет:
"Есть тело душевное, есть тело и духовное". (1Кор.15:44)
То есть, кроме физического тела, человек, согласно Павлу, имеет ещё два: душевное тело и духовное тело.
Павел подчеркивает, что:
"сеется тело душевное, восстает тело духовное"
Итак, процесс развития человека начинается с деятельности его душевного тела, а затем постепенно восходит к пробуждению и развитию его духовного тела.
Различия между душевным и духовным следующие:
"Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская"(Иак.3:15).
"Это люди, отделяющие себя, душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:19).
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно".(1Кор.2:14).
Павел объясняет:
" Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные".(1Коринф.15:45-48).
Павел называет душу живой, а вот дух - животворящим, то есть творящим жизнь, и в этом суть различия между деятельностью духовного тела и душевного тела.
Христос учит:
"Дух животворит; плоть не пользует нимало".(Иоан.6:63).
Переход, преобразование, исход человека из состояния "души живой", в состояние "духа животворящего" это и есть цель эволюции человека.
Павел учит:
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Коринф.15:22).
Все живущие в состоянии первого Адама - тела душевного, умирают, а достигшие жизни во Христе, в духе животворящем, обретают бессмертие.
Преображение человека тленного, перстного в человека бессмертного - "Господа с неба" это и есть финал первого, тленного периода нашего развития и начало следующего этапа жизни.
В Евангелии есть следующие пары символов двух этапов эволюции:
1.душевное тело - духовное тело
2. первый Адам - последний Адам
3.душа живущая - дух животворящий
4.человек из земли - Господь с неба.
Итак, все существа находятся в процессе развития, эволюции. Все мы, без исключения, непрерывно "растём", возрастаем из уровня души до уровня духа.
В каждом из нас есть душа и дух, но в каждом из нас соотношение активности души и духа индивидуально. Поэтому реализация потенциала духа, каждым из нас, зависит от нашего духовного "возраста".
Павел объясняет:
"Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища".(Евр.5:12).
" Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое". (1.Кор13:11).
"твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла".(Евр.5:14).
"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе".(1Кор.3:1).
То есть, несмотря на пожилой возраст биологического тела человека, его духовный возраст может соответствовать младенцу - духу.
Павел говорит:
" Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;.(Галат.4:1-3).
Духовное детство человека это состояние, когда его разум, вместо познания реального, занят познанием вещественного аспекта мироздания. У такого "младенца" ещё не пробудилось духовное тело, которое проявляет интерес к познанию невещественного мира, иной - нетленной реальности.
О душевных людях Павел говорит: "порабощены вещественным началам мира", то есть их внимание не покидает сферы творений, они попросту не в силах оторвать внимание от игрушек - созданий и перейти к познанию Создателя.
Духовные дети со взрослой и даже старенькой плотью это те, чьи интересы, цели и жизненные мотивы не выходят за рамки тварного мира.
Люди с пробужденным духовным телом стремятся не только к познанию мироздания, но прежде всего к познанию Творца этого мироздания.
Исаия прекрасно выразил состояние активности духовного тела:
"Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде".(Ис.26:9).
Обратите внимание на важнейшее:
"духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей",
А теперь слова Христа:
"и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть".
Во внутреннем мире человека живёт Бог, Царство Божье.
Поэтому Павел и говорит:
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?"(1Кор.3:16).
"Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы".(1Кор.3:17).
"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?"(1Кор.6:19).
"Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом".(2Кор.6:16).
Понимание пути, который состоит в реализации любви к Богу и к миру Им созданному, позволяет нам возродить Царство Бога в Его храме - нашей душе.
Павел говорит:
" Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
сеется тело душевное, восстает тело духовное".
Когда тленный мир нам уже не интересен, разум вниманием начинает искать нетленную реальность - мир Творца, Царство Небесное.
В этих исканиях пробуждается наше духовное тело и мы взрослеем.
Наше духовное тело возрождается и тогда наше внимание восстаёт из тленного мира созданий и обращает свой взор к вечному миру Создателя.
Ослабление нашей заинтересованности к творениям и усиление интереса к познанию Творца, к поиску ответов на вопросы о своём истинном призвании, о законах Бога это выход из духовного детства в мир взрослых.
Мир взрослых это мир бессмертных.
Говорит Павел:
"Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие".(1Кор.15:53).
После пробуждения духовного тела, " я" сбрасывает тленные покровы и становится достойным: "облечься в бессмертие".
Итак, каждый из нас, кроме видимого тела - плоти, скрывает в себе ещё два тела: душевное и духовное.
Душевное тело человека пытается познать мир творений и обрести благополучие в этом мире.
Духовное тело пытается познать Творца и обрести гармонию в отношениях с Богом.
Душевный человек послушен себе, а духовный послушен Богу.
Поэтому душа и дух противоположны как вода и огонь. Вода в познании стремится вниз, к земле - веществу, а огонь в познании стремится вверх - к Создателю вещества.
Эволюция, рождение " свыше" не произойдёт вдруг, внезапно без нашего участия.
Рождение "свыше" не случится когда-то и в какой-то определённый момент времени.
Рождение свыше происходит только вследствие наших личных усилий, и только в здесь и сейчас.
Время - наше восприятие непрерывного течения тленного покрова реального в вечном сейчас.