Летнее солнце мегаполиса не так давно встало, и утренние машины со свойственной им целеустремленностью мчались к пунк-там своего назначения. В это время стеклянные механические двери большого центрального супермаркета открылись перед одним из своих первых посетителей.
Посетителем этим была молоденькая девушка, которая оста-новилась перед входом, прищурившись, посмотрела на фотоэлемен-ты и подумала, вечно ли она может так стоять, оставляя двери рас-крытыми, и потом сразу же подумала, что мысль эта довольно ду-рацкая. Вечно она вообще вряд ли что-нибудь сможет делать, а ра-бочий день, при желании, простоять можно, двери, пожалуй, выдер-жат, - решила она и шагнула в супермаркет.
Девушка была довольно красивой, но не из тех, чья внешность сразу бросается в глаза, а из тех, в чьей красоте убеждаешься по прошествии некоторого времени. С первого взгляда стройная узко-ватая фигура, темные жесткие волосы, образующие четкое каре, и довольно едкий взгляд острых темно-карих глаз не заставляли лю-дей заинтересованно оборачиваться.
Потрепанненькие джинсы, уличная футболка, серая кофта в руке и рюкзак за спиной говорили о том, что она только что из бас-сейна или спортклуба. Они беспардонно врали: девушка была прямо из дома. Внешность ее тоже обманывала: на вид ей было шестна-дцать-семнадцать лет, на деле же ей было девятнадцать.
Девушка снова озадаченно огляделась, решая, в какую бы сто-рону ей пойти, и в конце концов пошла прямо. Случай, таким обра-зом, занес ее в отдел канцтоваров, и она решила, что ей очень даже повезло, потому что хорошие "книги для записи", как их называют, и письменные принадлежности - то немногое интересное, что мож-но встретить в этих чертовых супермаркетах. Впрочем, нельзя ска-зать, чтобы супермаркеты создавались только для интереса, в кото-рый раз подумала про себя девушка, бегло изучая предложение и не особо порываясь сделать вклад в развитие спроса. И, вспомнив, что ничего конкретного в этом торговорядном помещении ей, собствен-но говоря, не было нужно, она снова направилась к выходу.
На улице, глубоко вдохнув свежий утренний воздух большого
города и с улыбкой прищурившись на солнце, девушка постояла не-сколько секунд, а потом снова огляделась по сторонам.
"Ладно, еще пара переулков, - подумала она. - Домой не хо-чется".
Договорившись с собой таким образом, она направилась к Малой Никитской улице, откуда было не так уж далеко до ее дома - жила она в центре.
"Надо же, блин, какое здание все-таки старое, - в сотый раз подумала она, когда проходила мимо давным-давно подмеченной постройки. - Страшно подумать, сколько тут жило разного народу. Представить даже трудно, какого именно, - а впрочем, это уже про-блема твоего бедненького воображеньица. Хм... - Девушка усмехну-лась, остановилась, а потом перешла на другую сторону переулка, чтобы оглядеть здание целиком. - Черт, ведь кажется, что оно вот-вот разрушится, даже проходить мимо страшновато... а ведь ничего, уже много лет стоит в таком состоянии, еще и люди в нем живут. Отчаянный народ. Хотя это забавно, конечно, своеобразное наслаж-дение, я думаю, есть в том, чтобы жить в здании, где ходили люди... восемнадцатого века. Да, это прикольно. Это классно - люди, кото-рые жили два с половиной века назад... Даже представить сложно. Другие люди, другие идеалы.
И все-таки, если я буду каждый раз выходить на балкон и ду-мать, не сорвется ли он, это будет по меныпей мере неприятно. Да уж... А он может сорваться, вполне, причем... на вид. Если он со-рвется, это будет - ха... - "высокохудожественный облом". Отлом такой... от высокого художества. А жалко, впрочем, будет... Очень жалко. Красивое здание..."
Девушка кинула последний взгляд на дом и пошла далыпе. Второй переулок подходил к концу, и по уговору с самой собой ей надо было поворачивать к себе.
"Как хорошо на улице... - решила она себя отвлечь, пытаясь ускользнуть от договоренности, и тут же усмехнулась этой глупой игре. - Вот спит же народ черт знает до скольки и изо дня в день просыпает самые отличные часы. Дурачье, что тут еще сказать".
Девушка остановилась на перекрестке.
"Ну что, умница? - усмехнулась она сама себе. - Договорен-ности-то надо выполнять... Черт, как же домой не хочется... А впро-чем, надо. Я должна сегодня что-то сделать, но забыла, что. Бллин... - Девушка перешла перекресток и направилась к своему дому. - Ну вспоминай, господи, глупая башка: поучиться... Нет, чушь собачья, Ты учишься каждую секунду своей жизни, и... Нет, сегодня нет ни-чего в институте. Вторник? Вторник сегодня? Что же я кому-то обещала?"
Уже подходя к своему подъезду, девушка вдруг заметила как будто знакомое лицо, но не стала всматриваться, подумав, что это к делу не относится, а значит, не обязательно напрягать сейчас органы восприятия. Но, остановившись перед дверью в поисках ключа, она все-таки решила обернуться.
"Ах, точно, бли-ин, - с досадой подумала она, увидев, что де-вушка со знакомым лицом приближается к ней с явным намерением
заговорить. - Точно, господи. Милая Настя. У тебя что-то с памятью в последнее время, Ритти, нельзя допускать такой халатности. Да... Милая Настя. Дорогая родственница. Я про тебя чуть было не забы-ла. Именно вот так: чуть было - не забыла".
Подошедшая между тем девушка была довольно симпатичной блондиночкой лет семнадцати- восемнадцати.
-Рита? - спросила она с улыбкой.
-Настя, - ответила первая девушка с утвердительной интона-цией, но тут же поняла, что это прозвучало не так, как она хотела. Поэтому она вроде как добродушно засмеялась, от чего ей самой стало противновато, и сказала: - В смысле, я именно Рита, конечно, а ты вот Настя, да? Я это имела в виду.
Настя тоже улыбнулась во весь рот, от чего Рите стало еще противнее, потому что она почувствовала, что ее собеседница не вполне врубилась в произошедшее, но она тут же подумала, что из-бавляться нужно от таких чувств.
-Да, я Настя, - сказала Настя и, пару секунд помолчав, добави-ла: - Я помню тебя.
"Не кстати она это сказала, - подумала Рита. - Искусственно как-то получилось".
-Да, я тоже тебя помню, - пришлось ей ответить. - Это до-вольно естественно, мы виделись года три назад.
-Четыре, - поправила Настя.
"Вот блин, - снова подумала Рита, вставляя, наконец, домо-
фонный ключ в скважину. - Интересно, стала ли бы я это уточнять,
если бы была на ее месте?"
-Заходи, - сказала Рита, войдя в дверь первой.
2.
-Я чуть не забыла, что ты должна прийти, - сказала Рита, когда они поднялись и вошли в квартиру. - То есть прямо-таки даже забы-ла. Извини. - Она потерла ладонью бровь. - Извини... Правда, не знаю даже, как так получилось. Просто вылетело из головы. Будешь чай?
Настя кивнула.
-Тебе даже повезло, что ты меня застала, - усмехнулась Рита. После этого она несколько украдкой, но внимательно посмотрела на свою троюродную сестру, чтобы посмотреть, как она отреагирует. Но Настя не проявила никаких признаков того, что Ритины слова за-тронули каким-то образом ее чувства или мысли. Она просто пере-стала механически улыбаться и продолжала осматривать достопри-мечательности кухни, в которой они только что очутились.
"Что, воспитанная добропорядочная девочка? - подумала Ри-та, наливая воду в свой любимый красненький Кrups. - Или тебя правда не тронула моя наглость? Не может быть. Черт, да я испепе-лила бы человека своим глупым злобнющим взглядом, скажи мне какой-нибудь придурок такое. Договаривались встретиться, а мне говорят: "Тебе повезло, что ты меня застала". Ха! Вот наглость. Ну нет, Настя, это не может не пронять. Наверняка ты подумала: что-то мне эта Рита начинает не нравиться".
- Ты давно приехала? - непринужденно спросила Рита, вклю-
чая чайник.
- Да, уже недели две, - живо ответила Настя. - Мы пока мебель
перевозили, много времени прошло. Придурки грузчики обманули.
Или напились, я не знаю - в общем, перепутали все на свете, кош-
мар. А потом еще, ты знаешь, бумажки там, все такое.
"Все такое, - усмехнулась про себя Рита, хотя сама иногда ис-пользовала это выражение. - Даже помню, где первый раз услышала эту дурацкую фразочку. А хорошо, что уже недели две".
- Вы устроились? Помочь ничем не надо? - отдала она все же
долг формальности.
- Да нет, Рит, спасибо, все нормально. Мы обставились, оста-лось только купить несколько вещей. У нас хорошая квартирка, и там классно все получилось, вообще, классно, конечно, в Москве, лучше, чем в Твери...
"Отдала долг формальности, - невольно подумала в это время Рита, слушая только в полуха. - Какой, к чертовой бабушке, долг? Формальность - вещь, которую я ненавижу болыпе всего на свете, и я ничего ей не должна. Какие, блин, тут вообще могут быть долги?"
- ... и просторнее, комнат болыпе, но по Твери я, конечно, буду скучать, это точно. Ну, друзья все-таки, ты же понимаешь, и родной все-таки город, а здесь все чужое... Это же очень важно, да?
- Да, - подтвердила Рита, вставая, чтобы налить чай.
- Но квартира у нас хорошая, - помолчав, сказала Настя, снова оглядывая кухню.
- Как брат? - спросила Рита, ставя перед ней чашку чая и конфеты.
- Сережка? - ухмыльнулась Настя. - Да... придурок. Он же не хотел переезжать, устроил там истерику. Вот, типа, Настя по-ступила в институт, а я из-за нее должен ехать... Да я не пое-еду, ос-тавьте меня зде-есь... А его там не с кем оставлять-то. Ну привезли его, в общем, он теперь ходит нахмуренный. А вообще-то и ничего уже, по-моему, друзей нашел во дворе.
- Понятно... - потянула Рита. - А родители как?
"Должница", - язвительно стучало у нее в голове.
- Да тоже ничего. Отец нашел же себе тут работу...
- А кто он?.. - перебила, нахмурившись, Рита.
- Инженер.
- М-м-м.
- Ну вот, а мама... Ну, тоже найдет. Вот... А мы пригласим вас скоро на новоселье. На следующей неделе даже, наверно, обязательно приходите, ладно?
- Угу, - несколько обреченно промычала Рита.
"Кроме нас там, правда, по-моему, никого и не будет, поэтому было бы забавно, если бы мы решили не прийти", - подумала она.
- Кроме вас там, правда, никого особо и не будет, - за-смеяласъ Настя. - Может, толъко еще одна мамина знакомая. Поэтому смешно, конечно, что я говорю "Приходите обязательно".
по городу и постараюсь помочь с учебой, да? Хотя я не думаю, что у
тебя будут какие-то проблемы. У тебя ведь не было особых проблем
с поступлением?
- Нет, - смущенно улыбнулась Настя. - Но с учебой могут и быть. Язнаю, ты хорошо знаешь историю, и языки...
- Ты же окончила школу с медалью, - оборвала ее Рита.
- Да, - снова улыбнулась Настя. - Но это же школа, ты знаешь, это совсем другое дело... Я занималась с репетитором по исто-рии, чтобы поступить, но... я чувствую, что я все забываю. Я плохо знаю историю.
- Книжки надо читать, Настя, а не с репетиторами зани-маться. Ну ладно, - усмехнулась, как бы для себя, Рита. - Я все по-нимаю, извини.
- Да нет, я тоже надеюсь, что у меня не будет никаких проблем, - немного торопливо сказала Настя. - Просто если...
- Я тебе помогу, - улыбнулась Рита. - Если будет нужно, я тебе помогу, конечно. Извини, что я так. Я не хотела ничего сказать.
Настя улыбнулась.
- Что действительно нужно сейчас, так это провести тебя по Москве, - сказала Рита, убирая пустые чашки. - Ты готова к путешествию?
- Ну да... - снова улыбнулась Настя.
- Отлично. Тогда мы пойдем по самому центру и... Или ты это уже знаешь? Скажи, где ты не была.
- Да нет, я вообще-то не то чтобы знаю. Веди меня, где хочешь.
- Хм. Хорошо. ... Но ты же знаешь свой пединститут, да?
- Ну да, знаю там вокруг. Красную площадь еще знаю.
- Отлично. Тогда... Тогда пошли, ты посмотришь квартиру, и
мы пойдем гулять.
3.
Рита с Настей вышли на улицу. Было уже около десяти часов, солнце становилось жарким, а Рита была все в тех же джинсах и футболке, только рюкзак она оставила дома. У Насти, одетой в ко-роткую юбку и босоножки, созрел резонный вопрос:
- Тебе не жарко?
Рита усмехнулась.
- Жарковато, но я люблю штаны. Мне некомфортно без них.
- Надо же, интересно, - удивилась Настя. - А я юбки люблю.
- М-м-м... - потянула Рита. - Отлично. Видишь это здание?
Невдалеке виднелось здание, которым она любовалась час назад. - Как ты думаешь, что это?
- Не знаю.
Рита снова слегка усмехнулась.
- И я не знаю. Надо где-нибудь узнать. Уже много лет со-бираюсь. - Она немного помолчала. - Я вряд ли буду хорошим ги-дом тебе, на самом деле. Я многого не знаю. Здесь надо много изу-чать. Но я дам тебе обзорный курс... Сейчас мы выйдем на Повар-скую улицу. Вон видишь купола на горизонте? Что бы это было, ты думаешь?
- Не знаю, - улыбнулась Настя.
- Храм Христа Спасителя собственной персоной. Только у него, запомни, такие здоровенные купола. Своеобразные, в общем-то.
- А, я знаю! Это его москвичи не любят. Да? Я слышала.
- Не любят? - подняла брови Рита. - Не знаю, что они там не любят. Может быть. Ну я... - Она улыбнулась. - Я бы не сказала, что я его очень люблю. А впрочем, он мне довольно безразличен, нельзя сказать, что я его не люблю. Он не вызывает у меня восторга, но он нормальный. Вполне.
- Там был бассейн.
- Угу...
Некоторое время они шли молча.
- Ну, расскажи о себе, - сказала вдруг Рита. - Чем ты увлекаешься, какие у тебя виды на будущее... Ты же сознательно выбирала какой-то институт. Что тебе интересно?
- Я?.. - немного испуганно переспросила Настя, не ожидавшая вдруг такого наплыва разных, как ей показалось, вопросов. - На что сначала отвечать? - засмеялась она.
- На что хочешь, - ответила Рита, слегка отвернувшись.
- Ну... - Настя снова немного смущенно засмеялась. - В пединститут я пошла, потому что мне хотелось быть учителем.
- Хотелось? - повернулась к ней Рита. - Почему "хотелось"?
- Нет, ну хочется, то есть, - поправилась Настя.
- То есть ты хочешь работать в школе?
- Ну, я не знаю точно, где, но да, наверное.
- М-м-м.
- Вот... А увлекаюсь я... Да ничем, в общем-то, так уж особенно. В последний год у меня не было времени, я готовилась к экзаменам, а раныпе... Да у меня всегда было мало времени, я же шла на медаль...
- А зачем ты шла на медаль?
- Как зачем? - не поняла Настя.
- Зачем тебе нужна была медаль? Она что, помогла тебе с поступлением?
- Конечно.
- Я сомневаюсь. Говорят, в некоторых местах медалистам дают более сложные задания. Кроме того, ты бы и так поступила. И неужели не разумней было учить то, что тебе нужно и интересно, чем учить все подряд, только чтобы была медаль?
- Да нет, ну... Это не так уж было сложно... Приятно, когда медаль же, и родители хотели...
- М-м-м... Приятно, и родители хотели... - Рита усмехнулась. - Гримасы нэпа... Понятно.
- Что?
- Да не, ничё. Но что ты все-таки делаешь в
свободное время? - быстро сказала Рита.
. - Да, ты знаешь, ничего определенного. У меня нет
хобби,если ты про это спрашиваешь.
"Хобби", - усмехнулась про себя Рита. Она даже забыла про такое слово.
- ...а так... ездим с подругами купаться - у нас пруды там - когда жарко... Ну, телевизор смотрю иногда, книжки читаю... Труд-но сказать так, ничего определенного... А ты чем увлекаешься?
- Я? - Рита, улыбнувшись, смотрела на крыши зданий. -Чем только не. Книжки читаю. Это лучшее развлечение, Настя, ко-торое только можно придумать. В кино хожу. Настя... Наст. Нэсти... Как тебя называть, Настя, чтобы было уменыпительно?
- Настя - это и есть уменыпительно.
- Да нет. Это не то. Нэсти - можно я буду называть тебя Нэсти? На псевдоанглийский лад такой. Вот так вот прямо: Nasty. -
Рита произнесла это с хорошим англо-американским выговором. Ей это явно понравилось.
- Ну называй, - пожала плечами Настя.
- Хорошо, - улыбнулась Рита.
- Я еще в детстве коллекционировала марки, - вернулась к разговору Настя. - У меня довольно много было разных. Но в какой-то момент я перестала.
- В детстве все что-то коллекционируют, - рассматривая здания, сказала Рита. - Неизлечимая детская болезнь. В общем-то, это хорошо.
- Да нет, я довольно серьезно к этому относилась, - сказала Настя так, как будто ей противоречили. - Я хотела собрать огромную коллекцию, больше, чем у моего дяди, и хватала все марки, которые могла, но мне не особенно-то давали на них денег. Но все-таки я собрала много. Потом я как-то подумала: "Зачем мне это нужно?", и бросила. - Настя вдруг засмеялась. - Ты меня прямо задела даже как-то тем, что у меня, оказывается, нет никакого хобби. Надо возобновить коллекцию.
Рита усмехнулась и приподняла брови. "Я задела?" - хотела она спросить, но, подумав, промолчала.
- А ты пишешь дневник? - спросила вдруг Настя. Рита, снова разглядывавшая здания, резко повернула к ней голову.
- Ты что, считаешь, что это "хобби"?
- Ну да, наверно, а что?.. У меня была знакомая, которая обожала вести дневники и постоянно кичилась этим. Писала их все время так, чтобы все видели. Я тоже пыталась вести. Так ты ведешь?
- Нет, - сказала Рита, снова отвернувшись. - А впрочем, да, веду, конечно. Конечно, веду, только это не хобби, Нэсти.
- А что это?
- Это не хобби... - повторила Рита. - Мне даже в голову не приходило рассматривать это как хобби. Забавная ты, Нэсти.
- А что ты там пишешь? - поинтересовапась Настя.
- Ну уж наверно не какую кашу я ела сегодня с утра, -спокойно усмехнулась Рита. - А что ты думаешь там можно писать?
- Да я не знаю...
- Ну вот приди сейчас домой и напиши свои впечатления от меня. Разругай меня к чертовой бабушке, скажи, что я оказалась отвратительной высокомерной снобкой...
- Ну зачем так... - не очень настойчиво сказала Настя, слегка улыбнувшись.
- Затем, что это расслабляет. Снимает напряжение. Не портя ни с кем отношений, ты приводишь себя в порядок. Не напря-
гая почти никаких мышц и нервов. Если ты очень раздражена чем-то, ты можешь плюс к этому избить подушку на своем диване... если она не очень старая, потому что пыль из нее может раздражить еще больше. Так что это очень важная вещь. Совсем не хобби. Я же на-деюсь, ты не предпочитаешь успокаиваться, наорав на кого-то?
- Ну, когда как, - улыбнулась Настя. - Так ты что, сейчас придешь и разругаешь меня?
Рита снова задумчиво подняла брови.
- Да нет, я же не говорю, что это надо делать всегда со всеми подряд. Я в целом имею в виду, под настроение. Когда хорошее настроение, получаются очень светлые записи. Ты можешь прийти и сказать, что Рита оказалась идеалом человеческого индивида, ты связываешь с ней надежды на бурное возрождение нации и процветание всего населения земного шара. Другое дело, что не твое настроение влияет на то, что ты пишешь и то, как ты воспринима-ешь происходящие события, а то, что с тобой произошло, влияет на твое настроение и, соответственно, определяет то, что у тебя напи-шется... А впрочем, это сильно взаимосвязано... Сначала то, что с тобой произошло, влияет на твое настроение, а потом твое настрое-ние влияет на то, что с тобой происходит и на то, как ты восприни-маешь те или иные нейтральные события... Черт, это же основной вопрос философии. Черт... Ну ладно, извини. Извини; короче, ты сейчас придешь, и можешь написать то, что ты действительно поду-мала обо мне. Дело только в том, что если на тебя сейчас по дороге домой наорет ни с того ни с сего какая-нибудь пьянь, краски, неза-висимо от того, как я себя вела, будут мрачнее. А если этот алкаш тихо подойдет к тебе со светлой улыбкой, даст тебе тридцать рублей и скажет: "Дочка, помоги мне, возьми эти деньги, а то я не удержусь и снова куплю бутылку", краски станут... светлее; хотя, конечно, та-кую ситуацию тоже можно воспринять по-разному; кому-то она мо-жет быть неприятна; ну хорошо, возьмем более нейтральный пример - твой брат зайдет к тебе в комнату, сядет рядом и скажет: "Извини, Настюх, я был жутко упрямый. Мне нравится в Москве, тут, конеч-но, лучше, чем в Твери. Извини, я был полный осел..."
Настя прыснула от смеха.
- Ситуация абсолютно нереальная, я понимаю, но это не важно. Я рисую схему. Вот, тогда бы я оказалась в тексте поположи-тельней. Понимаешь? К чему это я вообще?
- К тому, как надо писать дневник.
- Как надо писать дневник? - Рита усмехнулась. - По-моему, я об этом ни слова не сказала. Ну ладно. Мы вышли на Буль-варное кольцо, кстати, ты поняла? Сейчас выйдем на Гоголевский бульвар и будем идти дальше, пока ты не устанешь...
4.
Из дневника Риты:
"...столько же мусора, сколько было бы в любом другом месте,
за исключшием, может быть, некоторых...
А дома надо знать. Надо купить книжек и изучать центр Мо-сквы - ПОДОМНО. Встают тут, правда, два привычных конфлик-тующих вопроса: "Зачш мне это нужно?" и "Какого хрена тебе во-обще тогда нужно, если тебе не нужно это?" Они вызывают легкий оттенок раздражения своей неразрешимостью и навязчивостью; - это как два человека ссорятся, и чувствуешь, что каждый по-своему прав, и не знаешь, на чью сторону встать. А к компромиссу приходить каждый раз все сложнее, и лучший исход всего этого - убирание... вернее, удаление обоих борющихся с ринга. Какая аллегория с аллитерацией получились мрачные. Ха, терпеть же не могу таких поэтизирований. Что это я. Тоже мне, Пушкинд.
Так вот, дома надо знать. Это нужно тебе точно так же, как все остальное, чем ты занимаешься ("Если тебе не нужно это, то какого хрена тебе вообще тогда нужно" - придержимся этой стороны). Конкретная же цель этого - такая же, как и во всяком знании на первых порах - чувство уверенности. Так что тема закрыта.
Кстати сказать, не помешает это и в экскурсиях по городу с племянницами - то естъ, не с племянницами, а с троюродными сест-рами. Я встрегилась с Настей. Как впечатления? Ну как впечатления... Нашла примерно в том же виде, что и три года назад ("Четыре!" - поправила она меня), с некоторыми объективно-закономерными изменениями. Тест на противодгйствие наглости прошла спокойно, с тем результатом, что либо она непробиваемо невозмутима, либо больше себе на уме, чем кажется на первый взгляд. Первое преположение принимается чисто сенсорно - почему-то не кажется так, трудно объяснить, почему. Может быть, дело в мимике - хотя вполне возможно, что я вообще ошибаюсь. А второе не хочется принимать, потому что оно противоречит моим немногочисленным детским воспоминаниям, и вместе с сенсорным уровнем оно означает, что в Nasty-girl (буду ее тетгрь так называть - по-моему, она фигово знаег английский и даже не поняла шутки) надо разбираться дальше. Впрочем, ладно, это даже хорошо, интересно, будем разбираться.
Еще она заявила, что считает ведение дневника "хобби". Смешнейший человек. Ха. Хобби. Тут я начала плести ей какую-то фигню, посоветовала написать что-нибудь про меня. Забавно, если она вдруг напишет. Интересно было бы почитать...
Ну вот; было еще два вопроса, которые мне надо было рас-смотреть..."
Из дневника Насти:
"Смешно, Рита посоветовала мне прийти домой и написать впечатления от нее, и я действительно решила написать. Даже тет-радку новую выделила. Хотя наверное уж не истрачу ее всю на впе-чатления от Риты. Ну ладно, я просто еще раз попробую повести дневник, хотя в прошлый раз у меня это не получилось. Я просто не знала, что писать. Но теперь у меня впечатлений будет больше, по-этому можно снова попробовать. Просто у меня нет хобби. Это я се-годня поняла. И это плохо. Должно быть хоть какое-то хобби, иначе жить скучно. Это как когда нет интересов в жизни. И жизнь стано-вится очень бедной.
Надо коллекционировать далыпе марки, ведь у меня неплохая коллекция. Ну то есть плохая вообще-то на самом деле, но это ниче-го, можно сделать хорошую. Хорошая идея.
А впечатления от Риты - я же из-за этого и начала писать... Она сама назвала себя высокомерной снобкой, или что-то типа это-го, и, на самом деле, что-то такое есть. Такая даже наглая, сказала в начале, что она про меня забыла, что мне повезло, что я ее застала -я сделала вид, что не услышала. Но она неплохая девчонка, все рав-но, прикольная. И умная - будет мне, на самом деле, помогать с ин-ститутом. Но такая, конечно, себе да уме. Не поймешь, что думает. Что-то пристала ко мне: зачем я шла на медаль? Ничего себе. Стран-ная тоже немножко.
Повела меня по Москве - ужас, всю Москву пешком обошли, теперь ноги болят. Правда, почти ничего не рассказала. Решила на-зывать меня Нэсти.
Квартирка у них неплохая. Комната у Риты необычная, я бы так ни за что все не расставила. Она говорит, что ей так удобно. Там синий диван, два кресла, причем одно из них - под настоящей паль-мой, в углу, классно, конечно. Неболыной шкаф для одежды, на по-лу - ковровое покрытие. Зеркало во весь рост. А в углу у окна - три больших книжных шкафа, забитых книгами и кассетами на ино-странном языке, и перед окном рядом с ними - здоровенный пись-менный стол, весь чем-то заваленный. На нем стоит музыкальный центр, и в разных углах комнаты колонки. А слушает она чуть ли не классическую музыку, во всяком случае дисков много таких. Напро-тив дивана телевизор с видиком. Но что само главное - по всем сте-нам развешаны чьи-то фотографии и портреты, причем портретов даже больше. Я бы подумала, что это какие-нибудь актеры, но она
сказала, что это в основном писатели, музыканты и ученые, а еще кадры из фильмов. Я сказала, что я бы лучше повесила в рамочку себя, а она сказала, что у нее вон там стоит зеркало, оно чего-то там лучше отражает изменчивость.
А потом она довела меня до какой-то станции метро, чтобы я поехала домой. Кошмар, как она столько ходит? И сказала мне не зевать на перекрестках, хотя там никаких перекрестков не было, так что я даже не поняла, что она имела в виду".
5.
Рита, как всегда, встала около шести. За полчаса сделав то, что цивилизованные и голодные люди вынуждены делать с утра, она вернулась в свою комнату, облокотилась на подоконник, и, разгля-дывая улицу, стала решать, что ей делать дальше.
В последнее время на нее навалилось странное нежелание чем-либо заниматься, от которого она не могла отделаться уже несколько недель и которое нагоняло на нее неприятное чувство тревожности и страха. Она знала за собой склонность к таким периодам депрессии и в течение многих лет пыталась использовать самые разные спосо-бы борьбы, какие только были ей более или менее доступны. Но ка-ждый раз она с раздражением выясняла, что практически не может ни на что повлиять. Так она пришла к незамысловатому выводу о том, что либо повлиять на это в принципе невозможно, либо ей это хронически не удается, вследствие чего уже можно считать себя не-удачником. Не то чтобы она была очень склонна считать себя не-удачницей, но ей это было унизительно и неприятно. Поэтому она старалась как можно меньше обращать внимание на свое состояние, хотя это было, как она сама понимала, практически невозможно -самые черные и нежелательные мысли лезли в голову без предупре-ждения и абсолютно помимо ее воли.
Поэтому она стояла в своей комнате, облокотившись на подо-конник перед раскрытым окном, и насильно думала: "Как хорошо с утра. Как хорошо утром. Какие же придурки люди, которые встают в двенадцать часов. Ха, этот, правда, тоже придурок. - Она прищури-лась на заспанного парня лет двенадцати, который тащил за поводок большую собаку, но не мог сдвинуть ее с места. Рите вспомнилась другая картинка, которую она видела на днях: очень толстая девочка примерно такого же возраста, может, чуть постарше, вела на повод-ке малюсенькую собачонку типа пекинеса, причем обращалась с ней так, как обращаются с игрушечными машинками на веревочке - как только собачка отклонялась от курса, она дергала ее за поводок так, что та мгновенно отлетала в другую сторону, и оттуда, качаясь, уже снова выходила на правильный путь. Рита улыбнулась и снова по-
смотрела на заспанного парня. - Собачник. А хорошо иметь собаку. Хлопотно немного, но хорошо. Такую болыпую, лохматую... белую. Что -мне - делать. - Рита посмотрела на часы. - Надо сходить в кино. Надо сходить в кино..."
Рита взяла со стола киножурнал, привычным жестом просмотрела все уже давно прочитанные кинорецензии и пошла в холл обзванивать кинотеатры. Ранним утром можно с первого раза дозвониться на автоответчик практически в любой кинотеатр, даже в "Пушкинский".
Выбрав в результате этой работы несколько вариантов, Рита снова посмотрела на часы. И вдруг ей пришла в голову неожиданная идея.
"Надо сходить в кино с племянницей - то есть, троюродной сестрой. Я же обязана выполнить свои семейные обязанности с большой честью и великим усердием. Я ведь действительно обязана - я не вполне уверена, что знаю, зачем, но я обязана, это точно, как же иначе. Впрочем, это может быть интересно. И мне отвратительно не хочется идти сегодня куда-то одной или с каким-нибудь привычным субъектом в виде Андрея. Не то что мне скучно, но просто не хочется. Плохой признак, конечно. Ну черт с ним."
Рита уже взялась за телефонную трубку, но вдруг вспомнила, что сейчас без десяти семь утра.
"Ах, чертовы придурки, - подумала она, убирая руку. - Ведь нельзя будить людей".
Рита закрыла киножурнал, в котором были номера телефонов кинотеатров, и встала из кресла.
"Ну и ладно. Я буду читать книгу. А вы - спите... о пленники царства тьмы".
Рита усмехнулась и поплелась в свою комнату. Там она после долгих раздумий достала с полки недочитанный томик никому не известных произведений Селинджера, уселась в кресло под пальмой и задрала ноги на недалеко стоящий стол.
"Невоспитанная американка!.. Черт, что-то меня опять понесло на театральности. И вообще... что за глупости ты говоришь? Оправдываешь истоки своей былой любви, а потом нелюбви к американцам? Это глупо, Ритти, это невыносимо глупо, как ты можешь до сих пор не понять этого. - Рита усмехнулась. - Американцы - нормальная нация, довольно своеобразная, и такая экспрессия в выражении своего отношения к ним только ставит в смешное положение говорящего. Конечно - если человек говорит, что он не любит американцев, он тем самым выражает свое неравнодушие именно к ним и подчеркивает их особое положение; ведь вряд ли он бы стал гово-рить: я не люблю, там, непальцев. Поэтому вполне нормально отно-
ситься к американцам с некоторым вежливым безразличием, пере-нимая при этом определенные черты, которые следовало бы пере-нять, и учась некоторым вещам, которым следовало бы поучиться. Конечно, глупо отрицать, что страна лучше развита, чем Россия, - а между тем гордость ни в коем случае не позволяет допустить, что мы находимся на более низкой ступеньке - а мы и не находимся, ха. В экономике - конечно, но по многим параметрам мы не находимся, и в целом, я думаю, мы не находимся. Хотя надо попробовать это просчитать. Америка - страна единиц великих гениев и кучи удиви-тельных идиотов подражания. Гении - Франклин Рузвельт, Лин-кольн, несколько по-настоящему великих, внесших действительно огромный вклад в человечество писателей и кинорежиссеров, куча идиотов - люди, строящие свою жизнь по шаблону, придуманному этими великими, и еще подростки, угоняющие маленькие учебные самолетики и с треском врезающиеся, сидя в них, в первые попавшиеся здания после терактов одиннадцатого сентября... А впрочем, ты попа-ла сейчас, Ритти, в ту же ловушку, которую так настойчиво стара-лась убрать со своего пути. Подростки с самолетами не показатель, тем более что случай чуть ли не единичный. Примеров такого под-ражательства можно найти кучу в любой стране. В конце концов, любое общество - общество идиотов подражания. В Германии и по всей Европе юноши пачками кончали жизнь самоубийством после прочтения книжки Гете про Вертера (правильно, впрочем, делали). Наверняка без проблем можно вспомнитъ такого типа явления и в России... Постоянно сжигали себя раскольники... Ну правда, это не-множко не то. Это уже относится к сумасшествиям религии. А хотя - религия это как раз то и есть. Куча идиотов подражания. Кому, спросишь ты меня, Ритти? Кому - истинным христианам и друг дру-гу. А истинные христиане, хочу я тебе сказать, ничуть не лучше -гораздо хуже американцев, которые всю свою глупую жизнь стре-мятся к вполне разумной американской мечте. А каких ужасающих идиотов подражания сделала из нас советская власть во главе с ве-ликолепным Хер-ром Сталиным, даже страшно подумать. Так что ты повержена, милая Ритти, лежи с поднятыми на стол ногами - это очень полезно (не с утра, может быть, но все равно), не дураки аме-риканцы, свою выгоду знают. И не разглагольствуй. Читай Селинд-жера - одного из тех талантов, которыми американцы вправе гор-диться".
Рита открыла книжку на том месте, где было заложено, и, по-няв, что она ничего не помнит, стала листать назад, пытаясь воспро-извести события.
6.
Когда, посмотрев в очередной раз на часы, Рита увидела, что уже половина одиннадцатого, она снова пошла к телефону.
"Нет, конечно, это некрасиво, будить людей, - думала по доро-ге она. - Я бы сама рассердилась, если бы меня кто-то стал будить не по делу. Но в конце концов, так долго спать вредно для здоровья, и кроме того, они не будут отвечать, если они действительно спят".
Но страдания Риты оказались необоснованными. Они не спа-ли, а Настя была очень даже готова сходить в кино. Поэтому они до-говорились - через два часа на "Китай-городе".
- Нам придется пройти пешком, - объявила Рита, когда они вместе вышли из метро.
- О-ой, не-ет, только не пешком... А далеко?
- Нет, минут пятнадцать. Может, чуть поболыпе, зависит от твоей скорости. А что, я так испугала тебя в прошлый раз?
- Да, - нахмуренно улыбнулась Настя, но пошла с Ритой. -Ты невозможно много ходишь. Это невозможно.
- Конечно, невозможно, - иронически улыбнулась Рита и покосилась на Настины ноги в узких туфлях на каблуках. - Очень удобно, наверно, ногам.
- Что? - не поняла Настя.
- Обувь, говорю, отличная, - усмехнулась Рита. - Очень удобно на каблуках. Как раз ходить по городу от метро: до киноте-атра, до дома. И в метро стоять тоже приятно.
- А... - улыбнулась Настя. - Ну да.
- Что - ну да? - снова усмехнулась Рита. - Зачем ты их надела?
- А что? - снова не поняла Настя.
- Тебе удобно в них?
- Да н-нет... Ну ничего, нормально...
- Что-то ты как-то неуверенно, - улыбнулась Рита. - А тут уж либо нет, либо ничего, нормально. Скорее нет, правда ведь? Так зачем ты их надела?
- Ну как зачем? Красиво.
- Красиво?
- Да.
- А зачем тебе, чтобы было красиво?
- Ну... Рит, ты спрашиваешь такие вещи... Приятно, когда красиво.
- Приятно? Тебе приятно быть не в состоянии пройти пятна-
дцать минут шагом?
- Да нет, господи, Рит... Красиво же, говорю тебе!
- А зачем тебе, чтобы было красиво, если это ограничивает твою свободу? Тебе не кажется, что это уже в таком случае не может быть красиво?
- Да не так уж и ограничивает... Ну что зачем, ну блин, ну мальчикам нравиться...
- Нравиться мальчикам? - Рита широко улыбнулась. - Ты не можешь найти другого способа нравиться мальчикам, кроме ношения неудобных туфель? - Рита снова усмехнулась и замолчала. -Ну ладно, - сказала она секунд через десять. - Мы идем на фильм известного французского режиссера Жан-Пьера Жене. Он интересен тем, что имеет свой абсолютно неповторимый узнаваемый стиль, и каждый его фильм обещает доставить определенную долю эстетиче-ского удовольствия. Долгое время он работал в сотрудничестве с Марком Каро... - а, впрочем, черт с ними. Ты "Деликатесы" смотре-ла?
- Нет.
- А "Город потерянных детей"?
- Нет.
- Ну и ладно. Этого я тоже не смотрела. Главное, что ты
посмотришь сейчас, правда ведь?
- Заходи, - сказала Рита минут через десять, открывая двери кинотеатра перед Настей, когда они, наконец, дошли. - Добро пожаловать в мир кино и иллюзий.
7.
На протяжении всего фильма они практически не проронили ни одного слова, только изредка Рита давала какие-то отрывочные комментарии. Настя лишилась удовольствия поесть, соря на пол, попкорн, потому что Рита заявила, что умные люди попкорн в кино не едят - это дурной вкус, и она решила послушаться этого совета.
- Ну как фильм? - спросила Рита на выходе из кинотеатра.
- Хорошо. Только мне парень этот не понравился, чер-ненький. А так вообще классно.
- М-м-м... - Рита прищурилась на солнце и огляделась по сторонам. - Матьё Кассовиц-то тебе не понравился? Понятно... Классный режиссер. Я же говорила.
- А тебе понравился?
- Фильм? Да, у него очень необычная манера снимать фильмы. Мне нравится. По-моему, отлично. Это вселяет в меня веру в дальнейший торжественный подъем искусства кино, то есть кино как искусства. Последние несколько фильмов, которые я видела, полностью запоролись на этом пути. Это нагоняет на меня жуткую
депрессию... - Рита усмехнулась. - Смешно, конечно, мне, в общем-то, просто не повезло. И все-таки это были фильмы, на которые я возлагала надежды. Что делать, Нэсти? Кино - это великая вещь. Это очень важное искусство, как говорил вождь. И русское кино должно возрождаться. Это болыпая проблема. - Рита посмотрела на Настю, но поняла, что она слушает не очень внимательно. - Пойдем погуляем, - сказала она тогда, улыбнувшись.
- А я люблю фильмы ужасов, - сказала вдруг Настя.
- Фильмы ужасов? - нахмурилась Рита. - А я терпеть не могу. Никогда не понимала людей, которые любят фильмы ужасов. По-моему, законченные мазохисты.
Они помолчали.
- Так пойдем погуляем?
- Пешком? - с опаской спросила Настя.
- На самокате. Да тут недалеко, - улыбнулась Рита. - Пойдем посидим где-нибудь на скамейке в парке или у речки.
- Точно недалеко?
- Да.
- Ну вот, видишь, как хорошо, - сказала Рита, когда они нашли подходящее место у реки. - Почти что отдых на природе. Я бы даже села на землю, но ты же скажешь, что ты испачкаешься.
- Конечно испачкаюсь. На чем мне сидеть?
- На сумке. - Рита с улыбкой кивнула на Настину малень-
кую сумочку. - Ну ладно, я пошутила. Садись.
Они сели на скамейку. Рита вытянула ноги и с шумом вдохну-ла летний московский воздух с легким привкусом от близости воды.
- Ну вот, Нэсти, - начала она. - Мне кажется, мы не выяснили одной важной вещи. То есть мы кучу, конечно, важных вещей еще не выяснили, все для нас покрыто... мраком... - Рита усмехну-лась. - Но одну из важных вещей, которая примыкает к самой главной, единственной наиважнейшей вещи, мы начали выяснять и не закончили.
- Ты о чем? - явно не понимая, спросила Настя.
- Я в настоящий момент о каблуках, но давай начнем с самой сути. - Рита посмотрела на Настю. - Тебе не кажется твоя жизнь глупой?
- Глупой? Моя жизнь? Почему это? - Настя от неожиданности абсолютно не нашлась, что сказать. - А твоя жизнь что, не глупая?
- Да нет. - Рита усмехнулась. - Я не о том; про мою жизнь мы тоже еще можем поговорить. А я сейчас про твою спрашиваю: тебе не кажется она глупой?
- Да нет... А почему она должна казаться глупой? - не-много агрессивно защищалась Настя.
- А потому, что как тебя послушать, так получается, что вся твоя забота на этом свете сводится к ношению неудобной обуви для того, чтобы нравиться мальчикам. Тебе не кажется это абсурд-ным?