Назаренко Юрий Сергеевич : другие произведения.

О тайне появления жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наука в цепях атеизма


   "Сегодня жизнь завоевала каждый квадратный сантиметр Земли, но когда планета только сформировалась, она была мертвым камнем. Как и когда произошел знаковый переход? С чего началась жизнь? Едва ли можно придумать более серьезный, большой и сложный вопрос. На протяжении большей части истории человечества никто не сомневался в том, что это дело богов. Любое другое объяснение было немыслимым. Больше нет. За последнее столетие многие ученые пытались выяснить, с чего могла начаться первая жизнь. Они даже пытались воссоздать момент Сотворения в своих лабораториях: создать совершенно новую жизнь с нуля. Пока никому это не удалось, но мы прошли долгий путь. Сегодня многие ученые, изучающие происхождение жизни, уверены, что они на верном пути -- и у них есть эксперименты, которые подкрепляют их уверенность в этом".
   Это многообещающее начало из цикла статей "Тайна появления жизни на Земле" (автор Илья Хель), опубликованных на сайте "Новости высоких технологий" (hi-news.ru) в конце 2016 года по материалам BBC. В статьях довольно живо, эмоционально и образно, с цветными иллюстрациями, рассказывается о трудностях и достижениях в исследовании этого вопроса за последнее столетие. Рассказ является научно-популярным, чтобы ввести в курс дела людей, проявляющих интерес к проблеме появления жизни, но не являющимися экспертами в соответствующих областях органической химии или молекулярной биологии.
   Так что же мы узнаем после прочтения этого цикла статей? Первое, это то, что примерно полтора столетия назад в науке решили отказаться от участия разумного начала в происхождении человека, хотя на "протяжении большей части истории человечества никто не сомневался в том, что это дело богов". И что же мы имеем теперь? К чему пришла наука через полтора столетия? А вот к чему: "Сегодня многие ученые, изучающие происхождение жизни, уверены, что они на верном пути".
   Или вот примерно тот же вывод, но другими словами, из последней статьи цикла: "... мы приближаемся к одному из важнейших переломных моментов в человеческой истории: после которого мы узнаем историю появления жизни на Земле. Все люди, умершие до того, как Дарвин опубликовал "Происхождение видов" в 1859 году, понятия не имели, откуда взялся человек, потому что ничего не знали об эволюции. Но любой живущий сегодня может узнать правду о нашем родстве с животными".
   Честно говоря, после полутора столетий интенсивных исследований ученых были основания ожидать чего-то большего, чем некие общие слова об эволюции и родстве с братьями нашими меньшими. И здесь вполне можно не согласиться с автором - эти факты люди в общих чертах знали задолго до Дарвина еще во времена Аристотеля, то есть более двух тысячелетий назад.
   Дарвин лишь попытался убрать из эволюции разумное начало и свести ее исключительно к случайным или естественным процессам. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в конце жизни он написал, что не может считать себя атеистом, так как не верит, что жизнь возникла без участия Создателя. Но последователи Дарвина предпочитают не вспоминать об этом отходе от генеральной линии основоположника дарвинизма.
   Каковы же были причины отказа от разумного начала в эволюции во времена Дарвина? Понятно, что основные причины находились в области политики и идеологии, а именно, после Французской революции в Европе начиналась эра господства атеистических взглядов. Теперь уже можно было практически безнаказанно отрицать существование бога-творца, и выдвигать альтернативные гипотезы возникновения мира. Более того, это даже приветствовалось и с нетерпением ожидалось прогрессивной частью общества. Ведь если бог изгнан из идеологии, то очень хочется изгнать его и из науки, иначе идеология остается шаткой, без прочного научного фундамента.
   Хорошей иллюстрацией этого ожидания является следующий факт из истории. "Так совпало, что как раз в 1844 г. в Англии анонимно вышла книга "Следы естественной истории творения", которая мгновенно стала бестселлером и выдержала к 1860 г. 11 изданий. Автор аргументировал, что виды возникли не внезапно, а в ходе их размножения, постепенно от низших форм к высшим вплоть до человека, согласно естественным законам, без непосредственного вмешательства Творца. От Творца лишь исходили принципы и исходный импульс творения. По этим же естественным законам происходило становление звездных и планетных систем. Автор не ставил себе задачей выявить эти законы и ответить на вопрос, почему и как происходит эволюция. Имя автора оставалось тайной и было раскрыто только в 1884 г. в посмертном 12 издании. Им оказался известный шотландский просветитель, издатель энциклопедий, биографий и справочников Р. Чамберс (Chambers, 1802-1871)" (Голубовский М.Д. "Дарвин и Уоллес: Драма соавторства и несогласия", 2009).
  
   То есть общество было вполне готово принять эволюцию без участия Творца даже без достаточного научного обоснования и с анонимным автором. А уж когда в 1859 году вышла книга "Происхождение видов" Чарльза Дарвина, который был довольно известным ученым-натуралистом, то она с восторгом была принята атеистическим сообществом.
   В чем же суть идей Дарвина? Вот как об этом написано в одной из статей цикла "Тайна появления жизни на Земле". "Теория Дарвина, изложенная в "Происхождении видов" в 1859 году, объяснила, как все это разнообразие жизни могло появиться из единственного общего предка. Каждый отдельный вид теперь уже не был создан Богом, а произошел от древнего организма, который жил миллионы лет назад: последний универсальный общий предок".
   На самом деле Дарвин предложил гипотезу естественного отбора, основываясь на аналогии с искусственным отбором. Другими словами, потомки несколько отличаются от родителей, чем люди давно научились успешно пользоваться при выведении новых пород животных или растений. И Дарвин предположил, что этой изменчивости потомков достаточно, чтобы со временем возникла не только новая порода, но даже и совершенно новые виды животных и растений. Идея, конечно, выглядит сомнительно, с учетом того, что новые виды за многие столетия искусственного отбора так и не появились. Но, с другой стороны, если встать на точку зрения твердого материализма с его полным отрицанием каких-либо разумных творческих сил, то по иному эволюция и не могла идти. Из данных палеонтологии следует, что вначале были одноклеточные, а затем появились многоклеточные, которые со временем усложнялись.
   Получается забавная ситуация. Из материализма-атеизма следует, что все живое должно было постепенно само-собой появиться из первых клеток, другого просто не дано. А если мы постулируем естественный отбор, то этим мы приходим к чисто материальному процессу возникновения всего живого без вмешательства какого-то либо разумного начала. Таким образом, следствие здесь является доказательством причины, и, наоборот, то есть имеем обычную тавтологию. Собственно, в этом и заключается основное смысловое содержание "теории естественного отбора" или "теории Дарвина" - она нужна только для поддержания атеистической идеологии. Никакого другого научного смысла в ней нет и не было. Но и этого "смысла" оказалось вполне достаточно, чтобы на полтора столетия оставаться неприкасаемой и потому нерушимой догмой официальной атеистической науки.
   А были ли, все-таки, какие-то научные, а не чисто идеологические причины в отказе от "участия богов" или, проще говоря, разумных начал в эволюционном процессе? Автор цикла статей приводит такую причину. Оказывается, ученые научились производить органические вещества из неорганических. А раньше считали, что это невозможно, и органические вещества могут возникать только в живом организме. "Но в 1828 году немецкий химик Фридрих Вёлер нашел способ делать мочевину из распространенного химического вещества, цианата аммония, который не имел очевидную связь с живыми существами. Другие последовали его примеру, и вскоре стало ясно, что химические вещества жизни можно сделать из более простых химических веществ, не имеющих ничего общего с жизнью. Это был конец для витализма в качестве научной концепции. Но людям оказалось трудно расстаться с этой идеей. Очень многим казалось, что говорить, что в химических веществах жизни нет ничего "особенного", это как отнимать у жизни ее магию, делать ее механической или бездушной. Ну и, конечно же, это противоречило Библии. ... после 1828 года ученые получили здравые причины искать "безбожное" объяснение первого появления жизни".
  
   Действительно ли указанные причины можно назвать здравыми? Для того чтобы понять, что это далеко не так, можно привести простую аналогию, например, с производством автомобилей. По логике автора, если мы установим, что в автомобиле отсутствуют органические вещества, это будет поводом предполагать, что он появился "естественным" путем, то есть сам по себе без вмешательства разумных сил, в данном случае без инженеров и рабочих.
  
   Проблемы участия или неучастия разумных сил в эволюции лежат совсем в другой плоскости. В качестве основных можно отметить следующие две: во-первых, это сложность живых структур, а, во-вторых, проблема перехода от детерминированного поведения неживой материи к свободе выбора в организмах.
  
   Сложность живых структур ставит под сомнение не сам процесс естественного отбора, а то что было до него, а именно, возможность возникновения первого живого организма из неживой материи. И здесь перед чисто материалистической трактовкой происхождения жизни возникают очень большие проблемы. Если быть честным и объективным, то проблемы непреодолимые.
   Вот как эта проблема описывается в одной из статей цикла. "Дарвин знал, что это глубокий вопрос, но -- возможно, опасаясь новых нападок со стороны церкви -- осмелился обсудить его лишь в 1871 году. Приподнятый тон письма показывает, что он знал глубокое значение этого вопроса: "Но если бы (и ох какое это большое "если бы") мы могли представить себе небольшой теплый пруд со всеми видами аммиака и фосфорной соли -- со светом, теплом, электричеством -- в котором химически образовалось бы белковое соединение, готовое пройти через еще более сложные изменения...". Другими словами, что если когда-то был небольшой водоем, наполненный простыми органическими соединениями и купающийся в солнечном свете? Некоторые из этих соединений, возможно, в совокупности образовали бы полуживое вещество вроде белка, который мог бы начать развиваться и становиться все более сложным".
   Эта идея Дарвина о самопроизвольном возникновении жизни в теплом пруду вполне аналогична идее Аристотеля о возникновении жизни в болотной грязи. Но для Аристотеля это заблуждение вполне простительно, тогда еще не было микроскопов и мало что знали о живой клетке. А Дарвин уже мог знать об опытах Пастера, в которых доказывалось, что жизнь в питательном бульоне сама по себе не возникает, она может появиться только от другого живого организма. Но, с другой стороны, что еще мог предложить Дарвин? Если его гипотеза естественного отбора верна, и никакого разумного вмешательства в эволюцию не было, то, чтобы быть последовательным до конца, нужно верить и в самопроизвольное возникновение первого живого существа.
   И последователи Дарвина также были вынуждены в это верить. Собственно весь упомянутый ранее цикл статей "Тайна появления жизни на Земле" и посвящен в основном истории исследования этой проблемы на протяжении всего 20-го века и начала 21-го века. И несмотря на усилия огромного числа ученых, в том числе и удостоившихся за это нобелевских премий, проблема самопроизвольного возникновения первой живой клетки остается нерешенной и по нынешний день. Однако подрастают новые поколения ученых, вполне готовые с энтузиазмом продолжать эти исследования.
   Уже много десятилетий идет поиск подходящих цепочек химических реакций, которые могли бы удовлетворительно объяснить возникновение сложных органических веществ из простых. Пока не удается сделать и этого. Но если и найдут такие цепочки, разве это будет доказательством самопроизвольного возникновения жизни? Конечно, нет. И как раз из-за упомянутой выше проблемы сложности живых структур.
   Опять поясним эту мысль на простом примере. Предположим, что наши космонавты впервые высадились на другую планету и обнаружили там некое сложное сооружение из неизвестных материалов. После исследования этого объекта, им удалось установить состав материалов этого сооружения, определить, как оно функционировало, и для чего предназначалось. Сделают ли они из этого вывод, что это сооружение образовалось само по себе, как результат действия природных сил на этой планете? Ответ довольно очевиден, конечно, нет. Сложность объекта указывает на его происхождение в результате действия разумных, целенаправленных сил.
   То же самое можно сказать и о живых клетках, их структурная и функциональная сложность однозначно указывает на участие разумных сил в их возникновении. Это понятно любому исследователю, если его разум не зомбирован мыслью о том, что никаких разумных сил быть не могло. Но именно эта мысль и вбивается нашим ученым в процессе их обучения и воспитания, чуть ли не "с молоком матери". И уже никакие факты и доводы разума не могут сдвинуть большинство из них с этой, усвоенной с детства, позиции.
   Невозможность возникновения сложных структур в каком-нибудь "теплом пруду" за счет случайного перемешивания простых веществ можно строго доказать с помощью несложной математики. И для этого даже не надо погружаться в изучение тонкостей химических процессов. Достаточно рассмотреть абстрактную задачу о вероятности упорядочивания большого числа элементов путем случайного перемешивания. Для наглядности начнем с малого числа элементов. Пусть у нас есть рулетка с двумя лунками, и на нее бросаем два шара с номерами один и два. Какова вероятность, что первый шар попадет в первую лунку, а второй во вторую? Ясно, что одна вторая, ведь у нас есть всего два возможных размещения шаров: одно правильное, а другое неправильное. А если увеличим число шаров и лунок до трех? Тогда вероятность попадания первого шара в первую лунку будет уже одна третья. А дальше останутся только две свободные лунки, как и в предыдущей задаче. То есть вероятность правильного размещения трех шаров в трех лунках будет равна одной шестой.
   Пока ничего необычного не видно. Мы можем сразу положить все шары в нужные лунки, и это будет разумное вмешательство. А можем использовать случайный перебор, тогда примерно каждый шестой случай будет давать правильное размещение шаров. И это вполне приемлемо, то есть в случае малого числа элементов случайный перебор может довольно быстро приводить к нужному результату. Теперь будем увеличивать число шаров и лунок. Понятно, что добавление четвертой пары шар-лунка увеличит число размещений ровно в четыре раза, соответственно, вероятность правильного варианта уменьшится в четыре раза. Добавление пятой пары шар-лунка увеличит возможное число размещений шаров в пять раз и т.д.
   Нетрудно заметить, что число возможных размещений шаров по лункам будет равно произведению всех целых чисел от единицы до числа, равному количеству пар шар-лунка, размещенных на рулетке. Для трех шаров это будет шесть, для четырех уже двадцать четыре, а для пяти, соответственно, сто двадцать. То есть на рулетке с пятью лунками и пятью шарами надо делать примерно сто двадцать попыток, чтобы одна из них дала правильный результат.
   Теперь вспомним, что для получения белков в клетке рибосома производит сначала цепочку из аминокислот, в которой в строгом порядке должны быть расположены сотни, а для некоторых белков, даже тысячи разных элементов. А далее из этих цепочек сворачивается пространственная структура, причем она тоже должна быть вполне определенная. К сожалению для сторонников случайной сборки, белков из пяти или десяти аминокислот не существует. И все известные клетки обязательно содержат и сложные белки, и сложные нуклеотидные цепочки молекул. К тому же сами по себе эти сложные молекулы, содержащие многие тысячи атомов, упакованных в строгом порядке в пространственные структуры, еще не являются живыми. Живой является только клетка целиком, где таких сложных структур как белки, насчитываются десятки тысяч, и расположены они тоже весьма упорядоченным образом, а отнюдь не в случайном порядке.
   Известный ученый, правда не биолог, а астрофизик Фред Хойл в конце 20-го века сделал оценку случайного появления первой клетки. Он получил вероятность в ноль целых и затем сорок тысяч нулей перед первой значащей цифрой. И сделал совершенно правильный и очевидный вывод, что такая малая вероятность ставит жирный крест на всех гипотезах случайного возникновения жизни. Кстати, это число с сорока тысячами нулей получается из простой оценки. Сколько различных телефонных номеров можно получить, если в номере десять знаков? Ответ получается путем возведения десяти в степень десять. Аналогично можно оценить число комбинаций из десяти тысяч различных элементов, оно будет десять тысяч в степени десять тысяч, или единичка с сорока тысячами нулей после нее.
   Что было делать в этой ситуации биологам, которые считали гипотезу случайного происхождения жизни верной и не подлежащей сомнению? Или игнорировать результаты Хойла, что и сделало большинство из них, или попытаться их опровергнуть. Некоторые решили пойти по второму пути. Они предложили делать сборку целой клетки не сразу, а постепенно по отдельным частям. И действительно, расчеты показывают, что в этом случае вероятность появления существенно увеличивается. Однако, предложение постепенной сборки означает, что кто-то уже заранее знает, что вот именно эта часть является правильной составляющей от конечного целого, и ее больше не надо подвергать случайному перебору. А из этого следует, что такая сборка больше уже не является случайной, так как имеет место явное вмешательство целенаправленного или разумного начала. Примеры таких некорректных оценок, выдаваемых за правильные, можно найти в книге Р. Докинза "Слепой часовщик" или в обзорной статье Г.Р. Иваницкого "ХХI век: что такое жизнь с точки зрения физики", УФН, 2010, том 180, номер 4.
   На самом деле для доказательства невозможности случайной сборки необязательно брать десять тысяч элементов, достаточно ограничиться всего лишь одной сотней. Если вернуться к разобранной раньше задаче с шарами и лунками на рулетке, то в случае ста шаров-лунок получаем число вариантов размещения равным произведению натуральных чисел от единицы до ста. Это число называется сто-факториал и легко вычисляется на обычном калькуляторе. Оно содержит сто пятьдесят восемь значащих цифр. То есть оно больше, чем единица со ста пятьюдесятью восемью нулями. Примерно столько раз надо крутить рулетку, чтобы шары в лунках хотя бы один раз расположились в нужном правильном порядке. Легко подсчитать, что если мы возьмем столько рулеток, сколько атомов содержит наша планета, и будем пробовать один вариант размещения с характерной скоростью внутриатомных процессов - миллиард в секунду, то и тогда за время существования нашей планеты мы и близко не подойдем к нужному нам числу вариантов.
   Другими словами, даже если взять столько дарвиновских "теплых луж" сколько атомов содержит наша планета, то и десятков миллиардов лет будет совершенно недостаточно, чтобы в одной из них случайным образом появилась хотя бы пара белков средних размеров. Понятно, что о случайном появлении целой клетки не может быть и речи. В этом и состоит проблема случайности для материалистов, им остается или просто игнорировать ее, или прибегать к разным вычислительным трюкам, основанным на обмане.
   Для тех, кого эти оценки все еще не убеждают, приведем дополнительные аргументы. Сколько же, в конце концов, надо взять "теплых луж", чтобы в какой-то из них с вероятностью близкой к единице образовалась нужная нам последовательность из ста элементов? Число "луж" или рулеток должно быть равно такому огромному числу, которое получается умножением числа атомов на нашей планете, на число атомов в нашей Вселенной. И при этом есть еще две проблемы. Во-первых, кто-то должен постоянно наблюдать за всеми этими бесчисленными "лужами", и когда в одной из них, а заранее неизвестно в какой, получится нужный результат, успеть остановить в ней механизм перебора. Иначе снова придется ждать миллиарды лет. И, во-вторых, кто-то еще должен организовать правильный случайный перебор. Ведь этот перебор должен охватить все возможные случаи расположения элементов. А вполне возможно, что механизм перебора может охватывать лишь часть, к примеру, только половину всех размещений, и в эту половину не входит нужный нам случай. Тогда мы никогда его не дождемся. Таким образом, становится совершенно очевидно, что упорядочить сто элементов случайным образом, то есть без вмешательства разумного начала, не представляется возможным.
   А есть еще и проблема свободы воли, о которой говорилось выше. В этой проблеме речь идет уже не о том, что живая клетка не могла появиться когда-то давно без вмешательства разумного начала. Здесь речь идет о том, что все живое в принципе не может функционировать без вмешательства разумных сил, и не когда-то давно, а прямо здесь и сейчас. Это следует из принципиальной разницы в поведении живой и неживой материи. Неживая материя подчиняется физическим законам, которые детерминированы. То есть если мы знаем граничные условия и начальные скорости для некоторой группы атомов, то мы можем однозначно предсказать ее поведение в ближайшие моменты времени. Конечно, в законах физики существует и квантовая неопределенность, когда точное предсказание для отдельной частицы невозможно. Но по этому поводу вполне можно согласиться с мнением одного из основателей квантовой физики Эрвина Шредингера: "Для физика, я хочу подчеркнуть, что вопреки мнению некоторых других ученых, квантовая неопределенность, по моему мнению, не имеет принципиального значения для биологических процессов. Она может только повышать роль случайности в таких явлениях, как мейоз, естественные и искусственно вызванные х-лучами мутации и т. д., что вполне понятно и достаточно хорошо известно" ("Что такое жизнь с точки зрения физика", 1944).
   А в живой материи мы имеем возможность выбора последующего поведения, которая из законов физики никак не следует. Однако, живая материя состоит из таких же атомов, как и обычная неживая материя. Поэтому она, казалось бы, обязана вести себя тоже детерминировано, но не ведет. С точки зрения последовательного материалиста это противоречие является неразрешимым. Поэтому, как обычно в таких случаях, его или игнорируют, или прибегают к обману. Например, Р. Докинз мимоходом, одной фразой разрешает это противоречие, утверждая, что наша свобода воли лишь кажущаяся, из-за сложности нервных процессов, а на самом деле, все наше поведение остается детерминированным. Если эту точку зрения считать научной, то знающий об этом адвокат, сможет оправдать любого преступника, ссылаясь на науку.
   В ложности утверждения Р. Докинза можно убедиться хотя бы на примере одноклеточных организмов, которые не имеют никакой нервной системы, но обнаруживают способность к целесообразным действиям, то есть обладают возможностью выбора. А именно это и является основным критерием участия разумных сил в некотором процессе. Все физические силы строго подчиняются законам, они указывают только один путь в будущее. И качественное отличие разумных сил в том, что они имеют возможность выбирать свое будущее. Отсюда понятно, что источник разумных сил должен иметь другую, нефизическую природу, и одновременно иметь возможность влиять на физические тела живых организмов. Этот вывод есть простое следствие из знания законов физики и анализа поведения живых созданий.
   Для ученых времен Декарта, Ньютона, Эйлера такой вывод был вполне понятным общим местом, не требующим особых пояснений. Совсем по другому это вывод воспринимается учеными во времена эры господства материализма. Когда Э. Шредингер в упомянутой выше книге указал на это принципиальное различие между живой и неживой материей, он был подвергнут суровой и беспощадной критике со стороны биологов-материалистов. Конечно, по существу вопроса им возразить было нечего, поэтому его просто обвинили в "старомодном мистицизме" и в "неразумных мозговых упражнениях и измышлениях".
   В 19-м веке о внутренней структуре живых клеток было известно довольно мало, и их рассматривали как некие "мешочки с химическими веществами". Тогда еще была понятна надежда на то, что свойства клетки определяются только физико-химическими процессами. Однако сейчас структура клеток хорошо исследована почти до уровня атомов или небольших молекул. Открыты и описаны весьма сложные функциональные процессы, непрерывно идущие в клетке. Клетка оказалась не просто "мешочком с химическими веществами", а хорошо организованным производством, с множеством, слаженно действующих, внутриклеточных машин. Человечество теперь также накопило немалый собственный опыт в работе с цехами с удаленным или автоматическим управлением. Но, конечно, до такого совершенства, как это происходит в живых клетках, ему еще далеко.
   Утверждение о возможности цеха с удаленным или автоматическим управлением работать без системы управления выглядело бы образцом бессмысленности или глупости. Однако по отношению к живой клетке аналогичные утверждения считаются не бессмысленными, а вполне научными. Есть ли хоть какие-то обоснования у такой "научности"? Конечно, по большому счету, их нет, да и быть не может, но приводятся некие подобия научным аргументам. Вводится догма о генетической информации, которая хранится в молекулах ДНК. И именно эта генетическая информация назначается ответственной за все сложные процессы как в клетке, так и в организме в целом.
   Здесь стоит уточнить само понятие "информация". Информация не эквивалентна системе управления. Именно здесь происходит подмена: система управления вроде бы не нужна, достаточно записанной информации. В качестве источника информации может выступить практически любой материальный объект, но для того, чтобы он действительно стал носителем информации, обязательно нужен субъект, который ее считает и использует. Система управления подразумевает наличие и информации, и субъекта, как некоего разумного начала, которое имеет возможность делать выбор будущего. А просто информация без субъекта такой возможности не имеет. В нашем случае с генетической информацией роль управляющего субъекта размазывается и неявно приписывается различным белкам и молекулярным машинам. Но они очевидно не обладают такими свойствами, в клетке должна быть общая система управления, которая и обеспечивает слаженную работу всех ее составляющих.
   Вот фраза, которая объясняет назначение генетической информации: "Реализация генетической информации происходит в процессе синтеза белковых молекул". Обычно она приводится во всех учебниках с возможными незначительными вариациями. Но смысл ее неизменен - генетическая информация используется в клетке в процессе производства белков. И все, на этом ее роль заканчивается. Но процесс производства белков - это только небольшая часть из множества сложных процессов, постоянно идущих в живой клетке. И к этим остальным процессам генетическая информация уже не имеет никакого отношения. Однако на этом очевидном факте нынешняя наука предпочитает не акцентировать внимание, она просто не замечает его.
   То есть за бортом современной науки остаются следующие важнейшие вопросы: "Кто считывает генетическую информацию и управляет процессом производства белков?" И второй: "Кто управляет остальными, помимо производства белков, сложнейшими процессами в клетке"? На эти вопросы наука не только не дает ответа, но даже и не упоминает об их существовании. И вполне понятно почему, если она только вспомнит о них, то это будет означать конец чисто материалистическому пониманию биологии. Именно поэтому студентам и даже школьникам вдалбливают догму-ложь о генетической информации, которая якобы объясняет и обеспечивает всю полноту процессов в клетке. А кто этого не понимает или не согласен, тому нет места в биологической науке.
   Многие ученые не приемлют наличие разумного или божественного начала в природе из-за того, что по их мнению, оно не поддается исследованию, а это означает конец научного подхода. Но это мнение основано на недоразумении, точнее, на приписывании произвольно выдуманных свойств этому разумному началу. А эти свойства вполне доступны изучению. Например, ранее мы пришли к пониманию необходимости признать существование у каждой живой клетки ее системы управления. Конечно, система управления подразумевает наличие в ней как действующего разумного начала, так и необходимой для него информации. На этом же принципе действует наше сознание - оно анализирует доступную памяти информацию, а затем посылает нужные команды нашему телу для исполнения. И на этом же принципе построены все наши автоматические системы управления - они являются некими упрощенными слепками с нашего сознания.
   Скорее всего, информация в системе управления клеткой записана в виде числового кода, также как и в наших компьютерах. На это прямо указывает тот способ, с помощью которого в клетках хранится и считывается генетическая информация. До появления и развития информатики предполагалось, что объемные формы можно передавать только копированием. Поэтому вводились в рассмотрение идеи преформизма или морфических полей. Однако теперь мы можем зашифровывать любые сложные формы с помощью рядов чисел. Так вот, конструкторы первых клеток с помощью генетического кода явным образом показали нам, что они освоили числовое кодирование миллиарды лет тому назад.
   Можно утверждать, что система управления клеткой имеет иерархическую структуру. А элементами этой структуры являются системы управления белками и молекулярными машинами. Это становится понятным из того, что некоторые молекулярные машины могут работать вне клетки, то есть имеют свои собственные системы управления. Примерами таких машин являются ДНК полимеразы. Другим примером такой автономной системы управления является наличие у белков системы, которая обеспечивает его правильное свертывание в свою нативную пространственную структуру даже вне клетки. Если бы такой системы у белков не было, то невозможно объяснить, как они быстро находят единственно верную структуру из огромного числа потенциально возможных структур. А вот если такая же линейная цепочка белка собрана искусственно, то способностью сворачиваться в правильную структуру она уже не обладает.
   Довольно очевидно, что многоклеточный организм также должен иметь свою собственную систему управления. И эта система управления также имеет иерархическую структуру, причем в качестве элементов этой структуры выступают системы управления отдельных клеток организма. Если организм начинает рост из одной клетки, то понятно, что к этой клетке уже должна быть пристегнута и система управления организмом, куда должна входить и программа его роста. Совершенно понятно, что генетическая информация не имеет отношения к росту и формированию организма. Как было отмечено ранее, она содержит лишь информацию, которая используется клеткой для построения белков, да и то неполную. Никакой информации о будущей форме организма и его функционировании генетическая информация не содержит. Поэтому довольно распространенное мнение о том, что: "Генетическая информация определяет морфологическое строение, рост, развитие, обмен веществ, психический склад, предрасположенность к заболеваниям и генетические пороки организма" - является в корне ошибочным, за исключением, конечно, последних слов о генетических заболеваниях.
   Ранее уже указывалось, что любая система управления подразумевает наличие в ней действующего разумного начала. Именно поэтому материалистическая наука не хочет допускать существование систем управления у клетки и организма, а зациклена исключительно на генетической информации. Так как генетическая информация является вполне материальной, а эти системы управления должны находиться за пределами нашего материального мира, как раз из-за наличия в них разумного начала. Но действительно ли всякое разумное начало должно иметь свое происхождение вне нашего материального мира? Разве наш собственный мозг, который рождает мысли и управляет нашим телом не доказывает обратное? Ведь он то вполне материален. Да, мозг материален, но наше сознание вовсе не формируется где-либо внутри его структур. Мозг, как и вся нервная система, частью которой он является, служит лишь передаточным звеном между сознанием и телом. И это вовсе не вопрос для философских споров, а вполне доказанное множеством убедительных фактов утверждение.
   Приведем некоторые из таких фактов. Если бы сознание находилось в мозге, то при полном удалении мозга, тело уже не смогло бы выполнять какие-либо разумные действия. Однако в реальности есть много случаев, когда это не так. Например, многим приходилось видеть, когда обезглавленный петух или курица продолжают бегать по двору, успешно увертываясь от попыток людей их схватить. То есть головы нет, а вместе с ней и мозга, а сознание каким-то образом продолжает разумное управлением движением тела путем непосредственного воздействия на оставшуюся часть нервной системы, минуя мозг. Нет не только мозга, но и глаз, а тело движется так, как будто продолжает видеть своих врагов.
   Еще более удивительное поведение демонстрируют насекомые. Курица не может долго двигаться без головы, так как вскоре погибает от потери крови. Но для насекомых эта проблема отсутствует. Есть вполне проверенные данные, что, например, муравьи могут жить без головы в течение нескольких дней. Причем жить почти полноценной жизнью, то есть с успехом выполнять многие свои повседневные функции. Опять видим, что головы вместе с мозгом уже нет, а сознание остается и продолжает успешно управлять обезглавленным телом через оставшуюся часть нервной системы.
   В медицинской практике зафиксировано множество случаев, когда повреждение мозга ведет и к нарушениям в сознании человека. Эти факты, казалось бы, указывают на то, что сознание находится непосредственно в мозге. Однако зафиксировано и немало случаев, когда, наоборот, значительные повреждения мозга не ведут к каким-либо заметным изменениям в сознании человека. И этот второй набор случаев нельзя разумно согласовать с версией о сознании в мозге, его можно объяснить только версией о сознании вне мозга. Причем, с ней довольно просто согласуется и первый набор случаев. Если мозг является передаточным звеном к сознанию, то его повреждение может нарушить связь между сознанием и телом, и это будет восприниматься как нарушение работы самого сознания.
   Нейроны мозга предназначены лишь для выполнения своей основной функции - передачи нервных импульсов, то есть сигналов между сознанием и телом. И никаких элементов сознания, таких как память или логические процессоры, в нейронах мозга не содержится. Это подтверждают и числовые пропорции между размером животного и количеством нейронов в его мозге. Довольно очевидно, что чем больше тело у животного, тем большее число нейронов нужно для управления этим телом. И такое соотношение действительно наблюдается в природе. Например, у приматов в одном грамме мозга содержится примерно одинаковое число нейронов. У гориллы мозг содержит около тридцати миллиардов нейронов, у бабуина их в два раза меньше, а у макаки еще в два раза меньше, то есть пропорция между размерами мозга и тела соблюдается довольно четко. Тоже можно видеть на примере грызунов: крыса имеет около двухсот миллионов нейронов, а ее меньшая сестра - мышь примерно в три раза меньше. Соответственно, муравей имеет всего около четверти миллиона нейронов.
   Долгое время полагали, что человек обладает самым высоким сознанием среди животных именно благодаря тому, что у него мозг с самым большим числом нейронов (около ста миллиардов). Если считать, что сознание находится в мозге, то это предположение выглядит довольно логично. Однако недавно удалось достаточно точно подсчитать число нейронов у слона, и оказалось, что их в три раза больше, чем у человека. Получается, что у гориллы нейронов в три раза меньше, чем у человека, а у слона, наоборот, в три раза больше. Уровни сознания у гориллы и слона примерно одинаковые, причем оба значительно ниже, чем у человека. Таким образом, мы видим, что уникальное сознание человека определяется вовсе не размерами его мозга, и не числом нейронов в нем. А если сравнить таких животных как муравей и слон, которые обладают примерно одинаковыми уровнями сознания, но мозг одного содержит в миллион раз меньше нейронов, чем мозг другого. Это сравнение прямо указывает на то, что сознание не содержится в нейронах мозга. И роль мозга заключается именно в обеспечении связи между сознанием и телом.
   Очень важно отметить, что установленный факт отсутствия сознания в мозге снимает вопросы о возможности существования систем управления клеткой и организмом вне физического тела. Если сознание, в реальности которого сомневаться не приходится, может как-то существовать вне тела, и, тем не менее, иметь возможность управлять им, то и другие системы управления в живом организме вполне могут обладать похожими свойствами.
   Итак, у животных можно различать три типа систем управления: на уровне клетки, на уровне организма и сознание. Соответственно, параллельно с возникновением этих трех типов систем управления шла и эволюция живых организмов: сначала одноклеточные, затем многоклеточные, а потом животные. Стоит отметить, что сознание, конечно же, отличается от системы управления организмом. Последняя есть и у растений, у которых нет нервной системы. А у животных вместе с появлением нервной системы возникают и дополнительные органы, необходимые для ее работы, это органы чувств и движения. При этом система управления организмом, по-прежнему, продолжает выполнять свои основные функции по координации работы всех его клеток.
   Понятно, что система управления клеткой неотделима от самой клетки, если она перестанет работать, то клетка практически сразу же погибнет. То же можно сказать и о системе управления организмом. А вот сознание - это гость для тела, оно может приходить и уходить, например, во время сна, или когда организм находится под наркозом, или в состоянии комы. Известно, что человек растет из двух родительских клеток, после их слияния в одну, и поэтому его тело наследует черты каждого из родителей в той или иной степени. Но его сознание не связано с сознанием родителей, оно приходит уже как целая отдельная единица откуда-то извне. Если бы родители как-то делились своим сознанием с детьми, то это вряд ли прошло незамеченным для их собственных сознаний. А этого, как известно, не происходит. Например, некоторые отцы вообще не знают, что у них родились и растут дети.
   Выглядит удивительно, но иногда место собственного сознания может занимать другое сознание. То есть тело то же самое, а управлять им могут разные сознания. Например, феномен множественности личности - это факт, который подтверждают многие врачи. Хотя другие врачи предпочитают закрывать на это глаза, считая этот феномен выдумкой или трюком. Также в литературе описано довольно много случаев, когда в результате какого-то потрясения или болезни в тело вселяется сознание совершенно постороннего человека, как правило, жившего когда-то ранее. Обычно через некоторое время человек выздоравливает, и его сознание возвращается. Такие случаи засвидетельствованы людьми, вполне заслуживающими доверия.
   Но убежденные материалисты предпочитают им не верить, их поведение очень предсказуемо в таких ситуациях: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда!" И такая "логика" им сходит с рук, так как нынешняя официальная наука, и большинство образованного общества на их стороне. Впрочем, ничто не ново под луной. Для официальной науки защищать ложные принципы и отвергать новые и неудобные факты - не такое уж необычное дело. Вспомним, хотя бы про преследования Галилея. Ни общество, ни официальная наука не могли поверить тогда в такую "чушь", что неподвижная земная твердь, оказывается, вращается. Или конфуз с французскими академиками, которые очень долго не хотели верить, что с неба могут падать камни, несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев. Вместо того, чтобы изучить факты, они предпочли просто обвинить всех свидетелей во лжи. Такое же отношение к неудобным для них фактам демонстрируют и нынешние материалисты.
   Из сказанного ранее понятно, что строго научными аргументами доказать несостоятельность материалистических взглядов довольно просто. Поэтому упорная до фанатизма вера в материализм объясняется совсем не научными обоснованиями. Здесь дело в том, что отказ от материализма для многих людей означает крушение их мировоззрения. Понятно, что они готовы закрывать глаза на многие факты и логику, лишь бы их мир оставался прежним, - знакомым и привычным. В этом мире есть лишь обычная материя, которая неким случайным образом образовала живую природу и как ее венец - человека с его уникальным мозгом. А тут вдруг оказывается, что реальный мир не такой, а неизмеримо сложнее.
   В нем действует некое разумное начало, которое существовало за миллиарды лет до появления нынешнего человечества. Причем это начало имеет нематериальную природу, то есть существует вне нашего материального мира. И наше собственное сознание тоже является элементом этого разумного начала. И как следствие, мы теперь не можем быть уверены, что наше сознание исчезает вместе со смертью тела. Скорее, наоборот, оно продолжает жить в своем мире. А раз наш мир не один, то, сколько еще может быть других миров? Или такой вопрос: "Если разумное начало или сознание существовало задолго до человека, то насколько же выше оно человеческого сознания?" Получается, что религиозные откровения человечества являются не просто мифами и сказками, а отражают отдельные черты нашего реального мира.
   Соответственно и смысл жизни человека, который сводился только к получению материальных благ, становится уже другим, более содержательным. Люди стремились продлить свою жизнь и в идеале достигнуть бессмертия, а тут, оказывается, наше сознание уже, с большой вероятностью, обладает бессмертием. Однако куда оно попадает после ухода тела, вот в чем большой вопрос. Но на него отчасти уже были даны ответы в различных религиях и верованиях. Чем больше добрых дел на счету у человека, тем в более светлый и радостный мир его сознание попадет после смерти.
   Почему атеизм стал побеждать в идеологической борьбе два столетия тому назад? Одним из самых веских его аргументов был призыв не доверять более никаким внешним божествам, которые так и не смогли устроить гармоничную жизнь людей. Поэтому нужно отменить всех богов и взять развитие человечества под контроль человеческого разума, и вот тогда наступит процветание и благоденствие, ведь не станут же люди сами себе желать зла. И вот прошло два столетия эры материализма-атеизма. Различные войны, конфликты, голод, эпидемии так и не удалось ликвидировать. Более того, сейчас на повестке дня в полный рост встал вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества - быть ему или не быть. Оказалось, что люди не могут придти к консенсусу на базе идеологии материализма-атеизма. Что вполне объяснимо. По этому мировоззрению собственная жизнь единственна и неповторима, и только она имеет значение. Жизни других людей - это их собственные проблемы. Гуманизм или альтруизм никак не следует из этой идеологии, только эгоизм. А на эгоизме полноценного и гармоничного общества не построишь.
   Есть такое распространенное заблуждение, которое формулируется в виде парадокса. Если бог всемогущ и благ, то почему в мире существуют страдания и зло? Отсюда делается вывод, что никакого бога не существует. Однако нетрудно заметить, что разумные силы бывают разных типов: одни способствуют всестороннему развитию жизни, другие, наоборот, всячески препятствуют ему. Это можно видеть уже на примере возникновения вирусов вскоре после появления первых живых клеток. Понятно, что смертоносные для клеток вирусы не было смысла создавать тем, кто создал клетки. И далее в процессе эволюции наряду с появлением новых, более сложных форм жизни возникали новые хищники и паразиты для борьбы с этими новыми формами жизни. Эти деструктивные или злые силы никуда не делись и сейчас. Они продолжают действовать и в природе, и в человечестве, как только оно появилось.
   И довольно очевидно, что вопрос о том, быть или не быть человечеству на Земле будет решаться в схватке разумных сил добра и зла. Как уже отмечалось, эти силы значительно древнее, и потому могут быть намного мощнее по разуму, в сравнении с человеком. Поэтому атеистические представления о том, что будущее человечества целиком и полностью находится в его собственных руках выглядят довольно наивно. Но нельзя впадать и в обратную крайность, полагая, что от людей вообще ничего не зависит. Человек, как и все живое, имеет свободу воли, то есть способность выбирать свое будущее. И он может встать на путь служения силам добра или на путь зла.
   Силы добра стоят на стороне жизни, ее творческого развития. И человек должен сознательно выбрать их сторону. Это значит он должен преодолеть естественный эгоизм жизни. Научиться любить не только себя, но постепенно расширять свою любовь на все живое. Тогда он становится полноправным сотворцом сил добра. А если он упорствует в своем эгоизме, то неизбежно становится соучастником сил зла.
   История показывает нам, что непрекращающаяся борьба добра и зла в человечестве идет с переменным успехом. Однако его моральный уровень все-таки неуклонно растет, то есть силы добра в процессе эволюции человека в целом побеждают. Но это вовсе не гарантирует их итоговую победу. Наш опыт показывает, что, как правило, построить что-то стоящее и полезное гораздо сложнее, чем его разрушить по неосторожности или, тем более, умышленно взорвать. Лишь когда подавляющее большинство человечества сознательно выберет сторону добра, можно будет говорить об окончательной победе. В том смысле, что, хотя бы от самоуничтожения человечество себя защитило. А что еще выдумают силы зла, и какие новые опасности появятся в будущем, мы сейчас знать не можем.
   Люди могут и должны объединиться на фоне общих угроз самоуничтожения, нависших над всем человечеством. А эти угрозы становятся все реальнее, например: ядерные или бактериологические войны, техногенные катастрофы, деградация человечества до степени одичания, ухудшение экологии до невозможности дальнейшей жизни на планете и т.д. Резюмируя, можно сказать, что благодушные рассуждения материалистов о "тайне появления жизни" и тому подобные темы основаны на ложном представлении о мире и потому бессмыслены и даже вредны. Уже давно пора ставить и решать гораздо более актуальные вопросы о том, как человечеству эту самую жизнь сохранить.
   Март, 2018

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"