Навик : другие произведения.

Маленькая пьеса без названия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:


Маленькая пьеса без названия

  
  
   Действующие лица
  
   Юноша
   Чародей
   Прилично одетый мужчина
   Прилично одетая женщина
   Пёстрая компания
   Помятый человек
   Человек во фраке
   Мальчик с ранцем
   Ангелочки
  
  

Действие первое

  
   На пустой чёрно-серой сцене стоит грубый голый стол. На нём склянки, колбы - и пустые, и с разноцветными жидкостями, толстая старая книга, раскрытая на середине. На заднике сцены две двери: справа грязно-розовая, слева - грязно-зелёная.
   За столом, спиной к дверям стоит чародей и сосредоточенно переливает жидкости из колбы в колбу. Иногда ставит одну, берёт другую, взбалтывает, смотрит их на просвет. Он чем-то напоминает Юнга или Гессе. На носу у него очки в тонкой оправе, на голове маленькая чёрная четырёхугольная шапочка. Чародей абсолютно лыс. Поверх обычной одежды - брюк, белой рубашки и атласного медового жилета - одет в подобие средневекового балахона грязного чёрно-лилового цвета, с вытертой рыжеватой меховой опушкой.
   Левее стола - юноша, в растерянности оглядывается. Он одет в песочного цвета костюм, какие носили в последней четверти 19 века.
  
   Чародей (не прерывая своего занятия). Присаживайтесь.
   Юноша (ищет глазами несуществующий стул). ...
  
   Из зелёной двери выходит человек во фраке со стулом, ставит его к торцу стола и уходит обратно.
  
   Юноша (садясь). Где это я?
   Чародей (замерев, глядит на него с укоризной). Это бестактный вопрос.
   Юноша. Простите, но...
  
   Тут из розовой двери вываливается шумная компания: пупс, ростом с взрослого человека; такой же огромный кролик - фиолетовый в широкую светло-жёлтую и в узкую чёрную полосы; пара молодых мужчин - один раздет по пояс и с мыльной пеной на лице, другой - в полном альпинистском снаряжении; три девушки - первая в светлых джинсах и футболке, вторая в откровенном купальнике, третья в вечернем платье; и дедушка на роликах - в оранжевом комбинезоне, каске, с седой бородой лопатой, за плечами - рюкзачок, в руках - палочка с петлёй для руки, как у лыжной.
   Они проходят за спиной чародея, провожаемые потрясённым взглядом юноши. Из общего гула голосов слышны реплики.
   Пупс. Ведь я этого достоин...
   Молодой человек в мыльной пене. Облегчение!
   Девушка в купальнике. Я жаждоутолитель!
   Дедушка на роликах. Стань самим собой...
  
   Скрываются за зелёной дверью.
  
   Юноша. Что это было?
   Чародей. Не обращайте внимания.
   Юноша. Кажется, я хотел что-то у вас спросить...
   Чародей. Вы уже задали мне два вопроса.
   Юноша (сидит молча секунд десять, затем с наигранным оживлением). Что это у вас за книга? Чародей (угрожающе хмурится). Не стоит.
   Юноша (садясь на место, с которого привстал, обиженно). Вы совсем ненормальный, не в своём уме.
   Чародей. Все мы здесь не в своём уме.
   Юноша (задумчиво). Кажется, я уже где-то это слышал...
  
   Из зелёной двери выбегает мальчик в серой курточке, за спиной у него громыхает огромный ранец. Он смотрит, открыв рот, на юношу, и почти сразу же убегает в розовую дверь.
  
   Юноша. Я тоже учился.
   Чародей. Чему же?
   Юноша. Забыл.
  
   Из розовой двери выходят прилично одетые мужчина и женщина, и становятся перед столом друг против друга. Юноша и чародей не принимают никакого участия в их разговоре.
  
   Женщина. Знаете, в наше время...
   Мужчина. Да - только в наше время и можно что-то знать.
   Женщина. Вы думаете?
   Мужчина. Я думаю...
   Женщина. А я только телевизор смотрю: больше ни на что не хватает времени.
   Мужчина. Это - проблема времени.
   Женщина. Проблема времени существовала всегда.
   Мужчина. Всегда существуют какие-то проблемы.
   Женщина (уводя его под руку). Расскажите мне о ваших проблемах.
   Мужчина. С удовольствием.
   Женщина. Да, удовольствие можно получать только вдвоём.
   Мужчина. Это спорное утверждение.
  
   Уходят в левую кулису.
  
   Чародей (с торжеством поднимает какую-то пробирку). Эврика!
   Юноша (рассеянно). Что вы говорите?
   Чародей. Я совершил великое открытие!
  
   Из зелёной двери выходит прежняя шумная компания; чародей раздражённо оглядывается; они, как раньше, говорят все одновременно и проходят перед столом, направляясь в правую кулису, где и исчезают.
  
   Юноша (протяжно). Что же вы открыли?
   чародей. Забыл.
  
   Раздаются всем известные такты девятой симфонии Бетховена, и под них из розовой двери выползает на четвереньках помятый человек, ползёт так к тому месту перед столом, где стояли мужчина и женщина. Там останавливается. Музыка смолкает.
  
   Помятый человек (падая на спину, удовлетворённо). Кайф!
  
   Закрывает глаза и больше не двигается и ничего не говорит.
  
   Юноша (сидит со скучающим видом, поставив локти на стол и подперев руками голову). ...
   Чародей (вдохновенно, оставив возню с пробирками). Самая большая радость в жизни человека - это любовь!
   Юноша (по-прежнему). Угу.
   Чародей (как раньше). Любовь облагораживает человека. Все великие свершения обязаны этому чувству. Любовь - окрыляет!
   Юноша (по-прежнему). ...
   Чародей (ещё более пылко). О любви слагают стихи и песни, пишут романы и снимают кино - это великое чувство! Ради него идут на смерть! Любовь делает человека равным Богу!
   Юноша (по-прежнему скучая). В той части, что касается сотворения по своему образу и подобию...
   Чародей (с воодушевлением). Да, любовь всегда созидающая сила!
  
   Из розовой двери выпархивает девушка в простом светлом платьице и замирает в паре шагов от неё.
   Юноша заметно оживляется, поправляет свой галстук и идёт к девушке, протягивая навстречу ей руки. Они встречаются, берутся за руки и кружатся, как дети, в пространстве между задником сцены и столом.
   Чародей смотрит на них через плечо, потом вздыхает и возвращается к своим пробиркам.
   Всё ещё держась за руки, юноша и девушка выходят на авансцену; не разнимая рук, встают левее лежащего помятого человека.
  
   Юноша (пылко, с той интонацией, с которой обычно признаются в любви). Ты - дура!
   Девушка (с той же интонацией). Сам дурак!
  
   Влюблено смотрят друг другу в глаза. Потом девушка порывается уйти.
  
   Девушка. Мне пора.
   Юноша (отпускает её, с тревогой гляди вслед). Куда же ты?
  
   Девушка, ничего не отвечая, уходит, огибая помятого человека, оглядывается, улыбаясь, на юношу. Убегает в розовую дверь.
   Юноша возвращается на стул в задумчивости. Затем наклоняется и глядит в лицо лежащему человеку, принимает прежнее положение.
  
   Юноша (тоскливо, иногда нервно покусывая ногти). Знаете, нравы насекомых весьма необычны, а, порой, и очень жестоки. Например, самка каракурта - чёрная вдова - после копуляции съедает своего супруга. То же и у богомола. Если самец не сумеет вовремя скрыться - ему обеспечена скорая смерть. А у священного скарабея ему совершенно ничего не грозит - даже заботы о потомстве ложатся целиком на мать. А у лунного копра эти обязанности выполняет и отец. (Всё более увлекаясь.) Вообще - насекомые потрясающие существа! самцы сатурний прилетают к своей самке за километры! Их инстинкты безошибочны: хищные насекомые знают куда укусить жертву, чтобы она умерла мгновенно - в затылок, а чтобы сохранить для своего потомства свежее мясо, осы-паразиты всего лишь парализуют жуков, которыми будут питаться их личинки. И, знаете, они выбирают именно тех жуков, которых можно парализовать в один приём!
  
   Из розовой двери выходит девушка, на руках у неё младенец в кульке.
   Юноша в панике залезает под стол.
   Девушка, оглядываясь озабоченно, идёт наискось через сцену, чуть задерживается у пустого стула, не замечая юношу. Уходит в левую кулису.
  
   Юноша (выбираясь из-под стола). Я всегда думал, что инстинкт - наилучшая управляющая сила. (Садится на стул.) Она действует без колебаний и всегда верно.
   Помятый человек (садясь). Фу, чёрт...
  
   Раздаётся энергичная музыка (что-то вроде "Время вперёд"). Помятый человек встаёт, уходит в розовую дверь. Музыка прекращается.
  
   Чародей (всё это время безуспешно пытавшийся сосредоточится на книге). А-а!.. (Убегает в зелёную дверь.)
  
   Юноша, проводив его глазами, встаёт, берёт стул и, опасливо озираясь, переставляет его туда, где стоял чародей. Так же озираясь садится, потом с любопытством, как ребёнок в колодец, заглядывает в книгу.
  
   Занавес.
  
  
  

Действие второе

  
   Та же сцена, только иначе освещённая: виден лишь стол, остальное пространство теряется в темноте.
   Юноша сидит за столом и с хищным любопытством читает книгу.
   Где-то в глубине становится слышным какой-то рекламный ролик - юноша отвлекается на мгновение - реклама слышнее, потом опять поворачивается к книге и всё смолкает. Так проходит секунд пять-десять - раздаются глухие звуки взрывов и стрельбы - он только поднимает голову и смотрит пустыми глазами вперёд, возвращается к чтению. Опять тишина.
   Примерно через такое же время юноша вздрагивает, будто что-то услышав (хотя по-прежнему тихо), оглядывается, встаёт и на цыпочках уходит в темноту.
  
   Юноша (вернувшись вскоре). Показалось. (Садится.)
  
   Сзади слева слышно чертыхание, звуки, какие обычно бывают, когда человек натыкается на что-то в темноте. Снова всё стихает.
  
   Юноша (разволновавшись от чего-то). О!.. О!.. (Плачет.)
  
   Слышны чистые детские голоса, поющие торжественно и возвышенно на латыни.
   Из левой кулисы выходит, весь светящийся, ангелочек с арфой и, перебирая струны, проходит перед столом; исчезает в правой кулисе.
   В этот момент из левой кулисы возникает девушка в длинном белом платье (как и у ангелочков, которые её сопровождают).
   Юноша, весь в слезах, протягивает к ней руки, но она проходит как первый ангелочек, не глядя на него и скрывается в правой кулисе. Музыка смолкла.
   Юноша потерянно стоит, потом достаёт из кармана носовой платок, - сморкаясь садится. Утешаясь, читает.
   Вдруг, позади него, слышен топот. Подбегает мальчик с ранцем. Встаёт справа от юноши - тот кладёт ему руку на голову.
  
   Мальчик. Папа, помоги мне сделать уроки.
   Юноша (поворачивая его спиной и слегка подтолкнув). Иди, иди отсюда!..
  
   Мальчик уходит.
   Юноша читает, всё больше мрачнея. Наконец, его начинает бить заметная дрожь, как от озноба; он, в страхе, прикрывает руками голову, съёживается. Потом, будто над ним пролетела летучая мышь, пригибается к столу. Тут, внезапно, за его спиной появляется прилично одетая женщина.
  
   Женщина (обнимая юношу за плечи и - проникновенно, на ухо). Расскажите мне о ваших проблемах.
   Юноша (освобождаясь от объятий, резко взмахивает руками). Нет!
  
   Женщина исчезает.
   Юноша опять читает, потом лицо его делается одухотворённым, он встаёт, отодвигает стул и глядит куда-то вперёд.
   Из темноты, слева, появляется человек во фраке с бокалом на подносе.
  
   Юноша (беря бокал). Благодарю.
  
   Человек во фраке кланяется, уходит.
   Юноша, взяв какую-то колбу, взбалтывает её, смотрит на просвет.
  
   Юноша (глядя вперёд, через стол). Всему в жизни я обязан... (Внезапно рассердившись.) Да никому я не обязан! (Непроизвольно взмахивает руками и содержимое колбы выплёскивается - одновременно с этим, сзади в глубине, раздаётся вскрик, звук падения.)
  
   Юноша осторожно ставит колбу, уходит с тревогой на лице в темноту.
  
   Юноша (возвращаясь бледный). Что я наделал... (После паузы, перегнувшись через стол.) Я желаю всем только добра. (Всё больше перегибаясь через стол.) Как бы я хотел, чтобы вы все жили вечно, всегда были здоровы и дети ваши были здоровы, счастливы... (Проползает под столом на четвереньках, встаёт перед ним.) Я всех вас так люблю! Понимаете... (Расхаживая туда-сюда перед столом.) Любить - значит принадлежать. Полностью, без остатка. Каждая клеточка, каждая чёрточка - творит любовь. Утолять голод любви - значит жить. Понимаете? Удовольствие от в прах рассыпания! Вы меня понимаете?! (В ярости топает ногой.) Чёрт бы вас всех побрал!
  
   Схватившись за голову убегает.
  
   Занавес.
  
  
  

Действие третье

  
   Сцена как в первом действии, только стол пуст. На нём в позе лотоса сидит юноша.
  
   Юноша (как будто о чём-то вдруг вспомнил, поспешно слезая со стола). А, чёрт!.. (Торопливо уходит в розовую дверь.)
  
   Из зелёной двери выходит чародей. Он без очков и без шапочки, вместо балахона на нём теперь простыня, обёрнутая наподобие римской тоги.
   Твёрдым шагом он идёт к столу, взбирается на него и встаёт в позе оратора - левую руку прижав к груди, правую вытянув вперёд.
  
   Чародей. Я! Я. Я. Я скажу вам великие истины! Я много страдал, чтобы донести их до вас. Я - это истина истин. Я нужен вам! Я необходим! Величие Моего духа выше гор и шире морей. Я всё прощаю вам - ибо Я выше обид. Я готов поднять вас до Себя, если вы согласны сохранять почтительное молчание: вы воспарите в бодрящую звёздность великих идей! Я...
  
   Из правой кулисы всё та же пёстрая компания направляется, галдя, к столу.
  
   Чародей (трясясь от негодования). А-а!.. (Прыгает со стола, преграждая им дорогу.) Ненавижу!.. (Хватает первого попавшегося из испуганно замолкших членов пёстрой компании за горло и трясёт его - тот не сопротивляется, затем другого - так же.) Ненавижу!.. (Ещё одного хватает.) Ненавижу!.. ( И ещё одного.) Ненавижу!.. (Запыхавшись, останавливается.)
  
   Члены пёстрой компании подходят и по-очереди обнимают его, затем, один за другим, уходят в левую кулису.
   Чародей стоит какое-то время, потрясённый.
   Тут сверху на верёвке, прямо над столом, опускается помятый человек.
  
   Помятый человек (то опускаясь, то поднимаясь, раскачиваясь, нелепо дёргает руками и ногами). Спокойствие! Дело-то житейское. (Поднимается и исчезает наверху.)
   Чародей (спокойно). Кажется, я не в своём уме.
  
   Уходит в зелёную дверь.
   Из левой кулисы появляются прилично одетые мужчина и женщина. Становятся как в первом действии, только теперь женщина слева, а мужчина справа.
  
   Женщина. Вы считаете - возрождение возможно?
   Мужчина. По-моему, эпоха Возрождения уже была.
   Женщина. Как и барокко, и рококо, и декаданса, и модернизма...
   Мужчина. Мы говорим об искусстве?
   Женщина. Нет, о политике.
   Мужчина. Это моя любимая тема.
   Женщина. Так, всё-таки, возрождение возможно?
   Мужчина. Возрождение чего?
   Женщина (сердито). Ничего возрождение.
   Мужчина (испуганно, громким шёпотом). Возрождение кого?
   Женщина. Да нет!
   Мужчина (облегчённо). А-а!
   Женщина. Так как вы...
   Мужчина. Для этого нужен Мессия. Помните - он и Лазаря воскресил и сам... тоже воскрес.
   Женщина. Это научно не доказано.
   Мужчина. Для женщины вы слишком рациональны.
   Женщина. А вы предпочитаете эмоциональных женщин?
   Мужчина. Я предпочитаю маринованные грибочки и горячую картошку.
   Женщина (мечтательно). Ещё неплохо - килька на хлебе с маслом... (Спохватываясь, серьёзно.) Так вы согласны возрождаться?
   Мужчина. Если вы мне поможете.
   Женщина. Безусловно.
   Мужчина (предлагает ей руку, поворачиваясь к правой кулисе). Так-таки никаких условий?
   Женщина (беря его под руку). Только одно - вы не будете мне мешать.
   Мужчина. Согласен.
  
   Уходят в правую кулису.
   Раздаются такты "Оды к радости". Под них из розовой двери выползает на четвереньках юноша. Продвигается так к столу. Музыка смолкает. Пытается взобраться на стол, подтянувшись на локтях. Кряхтит. Наконец, падает позади стола ничком. Лежит, не двигаясь.
   Из правой кулисы выбегает девушка в платье, как в первом действии. Взбирается на стол.
  
   Девушка (стоя, прижав руки к груди). Разве мне много надо?.. Разве я многого прошу?.. Я хочу, чтобы обо мне заботились, постоянно говорили о любви, восхищались моей внешностью. Хочу, чтобы дарили дорогие подарки и водили в рестораны и на концерты. Я хочу, чтобы меня не ревновали и не сердились, если я случайно сожгу яичницу... Хочу, чтобы он приходил домой не позже семи вечера. Чтобы всегда был в хорошем настроении... Разве это так сложно?
  
   Слезает со стола и медленно, в задумчивости, уходит в розовую дверь.
   Из зелёной двери с борьбой вырывается чародей. Он опять в очках и в шапочке, а свой балахон выдёргивает у кого-то за дверью. Идёт, одеваясь и оправляясь, к месту перед столом.
  
   Чародей (дойдя до него). Безобразие.
  
   Из правой кулисы выходят прилично одетые мужчина и женщина и встают напротив чародея.
  
   Женщина (чародею). Вы совершенно правы - в наше...
   Чародей (запальчиво). Я всегда прав!
   Мужчина. Вы либерал или консерватор?
   Чародей (вздёргивая подбородок). Я магистр неточных наук.
  
   Мужчина и женщина переглядываются.
  
   Женщина. Это что-то из области медицины или экономики?
   Чародей. Это не область - это целый мир.
   Мужчина. Параллельный?
   Чародей. Вот, вот!
   Женщина. Как интересно! (Беря его под левую руку.) Расскажите нам что-нибудь о нём.
   Мужчина (беря чародея под правую руку). Я слышал, параллельные миры никогда не пересекаются?
   Чародей (важно). Это заблуждение. Все миры пересекаются и влияют друг на друга самым непосредственным образом.
  
   Уходят, продолжая беседовать, в розовую дверь.
   Из левой кулисы, ещё более шумно, чем раньше, выходит пёстрая компания. Все активно жестикулируют, направляясь к столу. Перелезают через него и этим будят юношу, который, когда они начинают спрыгивать со стола, забирается в испуге под него. Компания уходит в розовую дверь.
   Юноша собирается вылезти из своего убежища, но тут сверху на стол сваливается помятый человек.
  
   Помятый человек (встав на столе на четвереньки, опираясь на руки, заглядывает под него). Который час?
   Юноша (тоже стоя на четвереньках, из-под стола). Уже пора.
  
   Помятый человек слезает со стола и уходит в розовую дверь.
   Юноша, наконец, выбравшись, садится на стол, свесив ноги. Болтая ногами что-то напевает.
   Из зелёной двери выходит человек во фраке со стулом и уходит в розовую дверь.
   Юноша ложится на стол, как обычно лежат покойники. Ежё какое-то время напевает, потом закрывает глаза и не двигается.
   Из зелёной двери выбегает мальчик с ранцем, останавливается у стола, глядя в лицо юноше. Убегает в розовую дверь.
  
   Занавес.
  
  
  
  
  
  
Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"