Наумов Наум, М.Е. : другие произведения.

Интервью с Л.Н. Гумилевым

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая моя работа, выполненная по заказу, за которую я получил первый в жизни гонорар)))


   Это была странная ночь...
   Сон никак не приходил, заставляя меня неистово ворочаться в постели. Наконец, я все-таки уснула, провалившись в какую-то зыбкую черную пустоту...
   Темнота была непроглядной и такой густой, что, казалось, её можно было нарезать и намазать на хлеб, как масло. Я сидела и всматривалась в этот мрак, пытаясь найти хоть какой-нибудь источник света. Внезапно впереди - где-то в метре от меня - зажглась свеча, осветив странное, старое и изборожденное морщинами лицо. Я вскрикнула.
   - Не надо меня бояться, девочка! - немного картаво сказал старик. - я и не могу причинить тебе вред. В конце концов, мы же ведь в твоем сне?
   - Кто вы, и как вы здесь оказались? - тихо прошептала я.
   - Ты и в самом деле не узнаешь меня? - со смешком в голосе спросил старик. - Крепко же ты, однако уснула сегодня на философии! Когда-то - в земной жизни - я был Львом Николаевичем Гумилевым...
   Моя челюсть медленно отвисла.
   - Простите... - прошептала я, пристальнее вглядываясь в это старое, обрюзгшее - но вместе с тем необыкновенно мудрое и проницательно лицо. Называть его стариком больше не поднимался язык: при одном столкновении с его буквально искрящимися каким-то светом глазами становилось ясно, что на самом деле этот человек очень и очень молод. А тело... Что такое тело там?
   - Ну-с, барышня, - улыбнулся Лев Николаевич. - Так как это ваш сон, то я уйти из него не могу, а вы еще не умеете отсылать себя обратно. Так что... О чем будем говорить?
   - Ну-у... - пробормотала я. - Мне так стыдно, что я сегодня продремала большую часть занятия... Может, поговорим о вашей теории... этно... этно...
   - Этногенеза, - добродушно поправил меня Гумилев. - Знаете что, дорогая...
   - Марина.
   - Знаете что, дорогая Марина. Давайте построим что-то вроде интервью! Вы задаете мне вопросы, я на них отвечаю. Согласны?
   - Д-да. Начнем?
   - Как скажете, - и вновь мягкая улыбка. - Ваш ход, милая Марина!
  

* * *

  
   Марина: Уважаемый Лев Николаевич, что вообще привело вас к созданию своей собственно теории происхождения цивилизаций?
   Лев Гумилев: Как я уже говорил на одной из публичных лекций, что, если я утверждаю, что мы не можем управлять природными процессами - ни горообразованием, но происхождением циклонов, ни образованием цунами - то есть, мы можем, имея опыт, предусматривать такие тяжелые бедствия; и поэтому изучение материалов прошлого дает нам основания для предсказаний. И точно так же, изучая историю времен, предшествующих нашей эпохе, можно составить некий алгоритм, по которому будет идти дальнейшее развитие цивилизаций. Как писал Н.Я, Данилевский, любая цивилизация рождается, живет и затем умирает, подобно любому организму.
   Практически с момента возникновения первых цивилизаций люди пытались найти ответ на вопрос, почему из разрозненных племен выделяются различные народности, основывающие затем свои государства; на основе чего формируется так называемый этнос (народность), и какие силы являются "двигателями" этногенеза. В любой цивилизации можно увидеть некие повторяющиеся элементы, прослеживающиеся и в других цивилизациях. Вычленив эти некие закономерности, можно высчитать не только средний период существования той или иной цивилизации, того или иного этноса, - но и спрогнозировать дальнейшее развитие цивилизаций и этносов, существующих ныне.
   М.: В чем заключаются основная идея вашей теории?
   Л.Г.: Этносы так же, как и отдельные личности, проходят через фазы рождения, развития, зрелости, старения и смерти. Природа этой закономерности не совсем ясна, но очевидно, что корни ее лежат в процессах, связанных со всей биосферой целиком. Этнос - это биофизическая реальность, и поэтому весь механизм этногенеза надобно искать в реальных природных процессах. Будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессах. А эти процессы, гигантские по своим масштабам, сравнимые по этногенетическим затратам с величайшими геологическими процессами, создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты. В.И. Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы.
   М.: Можно об этом поподробнее?
   Л.Г.: Откуда берутся пассионарные толчки? Вопрос вопросов, на который мне удалось ответить при помощи астрофизиков. На втором космо-антропоэкологическом конгрессе академик Чичельницкий и астрофизик Бутусов выступили с докладами, подтверждающими мою теорию.
   В общих чертах сказанное ими сводится к следующему: вокруг Земли находится не вакуум, а заряженный поток плазмы, который обтекает Землю и постоянно на неё влияет. Этот известный поток плазмы - солнечный ветер. Он идет до орбиты Плутона и там встречается со звездным ветром. Эти два потока, идущие навстречу друг другу создают некую турбулентность. Несмотря на то, что Землю от таких проникновений защищают одиннадцать оболочек, это излучение доходит-таки до поверхности Земли, когда в ночное время ионосфера утоньшается. И это излучение есть не что иное, как преобразованная энергия солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Собственно, эта энергия и способствует зарождению и развитию этносов [1].
   М.: Как именно это происходит?
   Л.Г.: Земля получает из космоса больше энергии, чем необходимо для поддержания равновесия биосферы, что ведет к эксцессам, порождающим пассионарные толчки или взрывы этногенеза. Пассионарность -- это врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы. Это эффект избытка живого вещества биосферы у человека. Энергетическая природа пассионарности посредством её носителей создает и разрушает ландшафты, народы и культуры. Пассионарность - внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких либо целей; подсознательная тяга к деятельности ради собственных иллюзий в ущерб своей жизни. Это жизненная энергия, которая направляет на активные действия, внушает тягу к достижениям, нацеливает на преобразование мира. Движимые пассионарностью, забитые племена кочевников создают великие государства, а гигантские процветающие империи, которым, казалось бы, ничто угрожать не может, рушатся от её недостатка. Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой природный психоэтнический поведенческий облик.
   В обществе с дефицитом пассионарности, которое идёт к своей гибели, перепутываются понятия, а очевидные, естественные ценности, которые сотни лет обеспечивали существование и развитие общества, отрицаются, переворачиваясь с ног на голову. Однако стоит понимать, что любые умонастроения можно переломить. Упадок пассионарности можно преодолеть. Для конкретной отдельно взятой страны, этноса, цивилизации упадки пассионарности могут быть как временными, так и финальными. Временный упадок характеризуется кризисом, бедствиями и потерями, но заканчивается победой здоровых сил, которые берут верх над разрушителями и врагами и сменяется новым подъёмом пассионарности и возрождением страны. Такие временные упадки пассионарности Россия уже переживала - в эпоху феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов, в Смутное время, в период загнивания и распада Российской империи. Финальный упадок пассионарности характеризуется отсутствием здоровых сил внутри общества, которые могли бы спасти страну, провести правильные реформы и взять новый курс. В этом случае упадок пассионарности входит в тяжёлую форму, страна гибнет, нация навсегда сходит с исторической арены.
   М.: Неужели такие люди действительно существовали?
   Л.Г.: Конечно! Ян Гус, Александр Невский, митрополит Алексий, и множество других исторических деятелей. Все они были в высшей степени пассионариями. Ян Гус, не жалея своей собственной жизни, обличал произвол католической церкви, а что и был казнен. Но даже перед неминуемой гибелью он не отказался от своих слов. Как результат - вспыхнувшие практически сразу же после гибели Гуса так называемые гуситские войны. Александр Невский в труднейшую для Руси ситуацию сумел, пренебрегая порой своей репутацией, гордостью, здоровьем, наконец, не только спасти от гибели северо-восточную Русь. Заключив "позорный" по мнению большинства историков, мир с Ордой он спас Русь еще и от нашествия рыцарей-крестоносцев, идущих на восток с "миссионерской миссией".
   М.: Но ведь не все являются пассионариями, верно?
   Л.Г.: Совершенно верно. Есть ещё и субпассионарии, у которых пассионарность меньше, чем импульс инстинкта. Для иллюстрации приведу литературные образы, всем хорошо известные, - это герои Чехова. У них как будто все хорошо, а чего-то все-таки не хватает: порядочный, образованный человек, учитель... но "в футляре"; хороший врач, много работает, но... "Ионыч". И самому ему скучно, чеховскому герою, и кругом него всем скучно. Все чеховские персонажи, или почти все, которых я помню, это образы субпассионариев. У них также есть кое-какие пассионарные замыслы. И такие герои мечтают... выиграть, например, у соседа партию в шахматы, это удовлетворяет их тщеславие [2].
   М.: Но и их наличие также необходимо?
   Л.Г.: Несомненно. Наличие субпассионариев для этноса так же важно, как и наличие пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы. Если их становится очень много, то они начинают резко тормозить своих духовных и патриотических вождей, твердя им: "Что вы, что вы, как бы чего не вышло?". С такими людьми совершенно невозможно предпринять какую-нибудь крупную акцию. Об акции агрессивного характера здесь уже и говорить нечего, равно как и оборонительного: эти люди и защищать-то себя не смогут.
   Впрочем, и субпассионарии разные. Доза пассионарности может быть столь мала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Носитель такой пассионарности готов пропить последний рубль, ибо его тянет к алкоголю, и он забывает обо всем. Таковы босяки из ранних рассказов А.М. Горького. Еще ниже дебилы и кретины [3].
   М.: Таким образом, получается что, чем больше субпассионариев - тем ближе этнос к состоянию обскурации?
   Л.Г.: И последующей агонии. Ну а затем наступит стадия гомеостаза. Если, конечно, на обломках старого не родится новый этнос.
   М.: И вот так, толчками, протекает, и будет протекать вся история человечества?
   Л.Г.: Да. Этногенез в таком случае - энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза - равновесия с природной, при котором уровень пассионарности равен нулю.
   Цикл жизни этноса равен около 1200 - 1500 лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине. Фазы его развития связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре - до нашей эры и пять - за последние два тысячелетия. Сейчас же на Земле существует множество этносов, находящихся на определенной стадии этногенеза: от реликтовых этносов (осколков этносов прежних), до этносов угасающих; от Европы, переживающей последний спокойный период своеобразного застоя, до таких молодых этносов, как Россия. Как ни парадоксально, при всех наших неурядицах, на подъеме. Ведь мы относительно молодой этнос, лет на шестьсот моложе Европы.
   М.: Значит, России предстоит пережить еще двести-триста лет мирного и счастливого существования?
   Л.Г.: Безусловно, если мы сами не наделаем очередных глупостей. У большой разноязычной России свой путь, который она выбрала, отстояла и обязана отстаивать в трудной борьбе.
   М.: Лев Николаевич, скажите, а насколько точно ваша теория может определять, на какой стадии этногенеза находится та или иная народность?
   Л.Г.: Поможет лишь знание прошлого! Пассеизм, и только пассеизм! Реально только прошлое. Настоящее -- лишь момент, мгновенно становящийся прошлым, будущего еще нет. "А прошлое существует; и все, что существует, -- прошлое... Наука история изучает единственную реальность, существующую вне нас и помимо нас [4].
   Знание прошлого сегодняшнему человеку дает, во-первых, истинное понимание, что не Запад, не Восток, а именно Россия, как общее, собирательное, интернациональное, если хотите, понятие, является матерью и истинным домом населяющих ее народов. Во-вторых, не зная истории своего Отечества, трудно быть патриотом. И, в-третьих, именно в прошлом лежат корни многих сегодняшних национальных противоречий. Прослеживая их историческое развитие, можно отыскать безболезненные пути их решения.
   М.: Лев Николаевич, мы сейчас пришли к мнению, что, исходя из вашей теории, Европа агонизирует, а Россию все же ждет счастливое будущее. Как-то не сходится с вышесказанным...
   Л.Г.: Знаете, Марина, я бы не был так оптимистично настроен. То, что наш этнос на пять веков моложе европейского, вовсе не значит, что у нас все хорошо. Россия еще в XIX в. вступила в фазу надлома, характеризующейся резким спадом пассионарности, гражданскими войнами, расколом этнической единицы - что. Собственно и продемонстрировал нам век двадцатый.
   М.: Но надежда все же есть?
   Л.Г.: Пока - да, есть. Но не стоит увлекаться, подобно современным политикам, Западом и Европой в частности. Что бы нам ни говорили, что бы ни показывали, ясно одно: Европа находится в состоянии упадка, своеобразной агонии. Картина этого упадка обманчива. Он носит маску благосостояния и процветания, которое представляется современникам вечным... Но это лишь утешительный самообман (что становится очевидно), как только наступает следующее и на этот раз финальное падение. Последняя фаза этногенеза деструктивна. Члены этноса... предаются грабежам и алчности.
   Совсем другое дело -- Россия. Она намного моложе Запада. Ей в отличие от него предстоит еще долгая жизнь. Но и она, конечно, в плену своего возраста. Именно этим и обусловлено все, что с ней сейчас происходит. Мы находимся в конце фазы надлома (если хотите -- в климаксе), а это возрастная болезнь [5].
   М.: И что же необходимо усвоить россиянам?
   Л.Г.: Надобно усвоить, что судьба России - в руках самих россиян. История работает против загнивающего Запада и на самый молодой в мире этнос. Ибо только мы сохранили еще безнадежно утраченную Западом пассионарность. Россия должна стать не европейской или азиатской державой - она должна стать державой евразийской; стать своеобразным центром современного мира. Иначе после смерти Запада мир достанется активно выдвигающемуся Востоку. В последнее время такие страны, как Япония и Китай настолько внезапно и быстро заняли ведущие места среди мировых лидеров, что, пожалуй, можно с уверенностью говорить об еще одном пассионарном толчке, возникшем в конце XVIII в.
   М.: Лев Николаевич, сейчас мы живем по время небывалого подъема национального самосознания. Как это скажется на нашем федеральном многонациональном государстве? Не раздерет ли, извиняюсь за выражение, нашу многострадальную страну на множество мелких государств?
   Л.Г.: В СССР сейчас живут народы, теряющие пассионарность до нового пассионарного толчка. Например, Якутия присоединилась к России не добровольно. Но ведь нельзя не учитывать положительные итоги совместно пройденного пути. Если Якутия получит самостоятельность, то ей придется создавать свои министерства, ведомства. Стоит ли, плодить эту массу чиновничества? Нужно просто научиться в общем доме СССР уважать права и человеческого достоинство друг друга.
   М.: Современная русская федеральная культура, государственность, политика, средства массовой информации носят выраженный европоцентристский характер, хотя, как вы сказали, Европа загнивает. Так ли необходимо это, так сказать, увлечение?
   Л.Г.: Россия моложе Европы на 500 лет. У нее нет того исторического опыта, который есть у Запада. И, естественно, что, проходя те же стадии развития сейчас, что, и Европа в прошлом, Россия обращается к ее опыту. Но Европа давит на Россию грузом своих ценностей и догм. Европейцы забывают, что таких культур, как европейская, в Азии пять. А в Европе только одна. В Европе был еще византийский суперэтнос, образовавшийся в I веке нашей эры, но он погиб, прожив свои положенные 1200 лет.
   Главное - пережить фазу надлома. Хотя в последнее время я, к сожалению, практически уверен, что России не суждено пережить эту фазу развития. Турки, монголы, арабы, римляне не пережили надлом. Китайцы, византийцы, европейцы плавно перешли в золотую осень цивилизации. У них были инструменты такого перехода. России, скорее всего, не суждено пережить свой надлом. На надлом уходит 150-170-200 лет, в зависимости от сил этноса. В России нет инструментов поведения, которые плавно переводили бы рывки этногенеза в что-то другое. Наши политиканы и - не побоюсь этого слова - недоумки ничего не знают и ничего не умеют! Наступает эпоха, когда нет грамотного чиновника и дисциплинированного офицера. Это называется обскурацией. Россия слишком быстро вступила в полосу обскурации, имея взяточников-юристов и офицеров.
   М.: Таким образом, выход из сложившейся ситуации можно найти, изучив историю этногенеза того или иного этноса?
   Л.Г.: Совершенно верно. К тому же этнос, пребывающий в определенной фазе, характеризуется весьма специфическим стереотипом поведения составляющих его личностей. Соответственно, от фазы к фазе изменяются как приоритеты, так и целеустремленность внутри этноса. Причем доминанта поведения людей, составляющих этнос, легко формулируема. Достаточно лишь выделить эти доминанты поведения в современном русском этносе.
   М.: Но как заставить историю пойти по несколько другому сюжету?
   Л.Г.: К сожалению (а может, и нет), это невозможно. Точно так же, как мы не можем приказать вулканам на дне Тихого океана не извергаться и не создавать губительное цунами - точно так же нельзя сказать и поэту, и ученому, чтобы он делал то, а не другое, точно так же нельзя изменить процесс этногенеза. Остается лишь надеяться, что даже в случае смерти или окончательной обскурации российского этноса, на его останках все же родится новый, преемственный предыдущему, этнос - как это случилось в XIII - XIV вв., когда из осколков Киевской Руси сформировалось Московское государство.
   М.: Лев Николаевич, мы пришли к выводу, что на человека влияет энергии земного, солнечного и космического излучений. А влияет ли на процесс этногенеза природа?
   Л.Г.: Несомненно. Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения, и сочетание двух или более ландшафтов на территории является одним из условий начала этногенеза.
   М.: А человек влияет на природу?
   Л.Г. К сожалению, да. Человечество, существующее на Земле совсем немного, каких-нибудь 30-50 лет, тем не менее, произвело на её поверхности перевороты, которые В.И. Вернадский приравнивал к геологическим переворотам малого масштаба. А это очень много. Каким образом один из видов млекопитающих сумел до такой степени видоизменить, и не в лучшую сторону, Землю, на которой живет? Эта проблема актуальна для нашего поколения, а особенно актуальной станет для наших потомков, потому что если мы не вскроем причины тех перемен, которые ныне совершаются на всей Земле и которые считаются проблемой номер один, то тогда незачем выходить замуж, жениться, рожать детей, ибо биосфера погибнет и погибнут все и вся [6].
   М.: Это вина нашего современного общества?
   Л.Г.: Не только. Например, в античное время (со стороны Римского мира) воздействие на природу было ничуть не меньше, чем в наше время со стороны Европейского мира. Разумеется, с учетом разницы в уровне развития техники.
   Мы вполне можем сделать жестокий, но логический вывод. То, что европейские эволюционисты называют "цивилизацией", а мы "инерционной фазой этногенеза", не так уж безобидно и прогрессивно. Оказывается, за все надо платить. И везде, где проходила инерционная фаза, цивилизация пилила сук, на котором сидела. Потому и является неизбежной следующая фаза, о которой ни один историк или географ не скажет доброго слова [7].
   М.: Лев Николаевич, несмотря на популярность ваших трудов в народе, вы по-прежнему подвергаетесь резкой критике со стороны практически всех ваших коллег. Причем более всего критикуют даже не вашу теорию этногенеза, а, как ни странно, вашу трактовку истории России. Вас обвиняли даже в шовинизме, а сейчас вас называют чуть ли не предателем за вашу трактовку монгольского нашествия.
   Л.Г.: А было ли нашествие? Отряд в 30 тысяч всадников прошел через Рязань и ушёл. О какой "погибели земли Русской" можно говорить, если, например, во Владимирском княжестве в 1238 г. Было сожжено всего 14 деревянных городов (из общего числа около 300), да и эти были отстроены заново?
   М.: Но как могли 30 тысяч воинов покорить Русь?
   Л.Г.: Не могли. На Руси было полмиллиона ополченцев, и 100 тысяч профессиональных воинов. Это данные Каргала. Я считаю, что русские княжества вошли в Золотую Орду добровольно. То, что приписывается монголам - это миф. Монголы пришли в страну, которая уже не могла сопротивляться и которую они не собирались завоевывать. Она им была не нужна совершенно! Они просто прошли через неё стратегическим маршем для того, чтобы расправится с половцами. У монголов просто не было столько воинов, чтобы воевать с Русью.
   М.: Почему вы так думаете? Поясните, пожалуйста.
   Л.Г.: Силы монголов, стянутые для западного похода, оказались невелики. Из имевшихся у них 130 тысяч воинов 60 тысяч приходилось направлять на постоянную службу в Китай, еще 40 тысяч ушло в Персию для подавления мусульман, а 10 тысяч воинов постоянно находились при ставке. Таким образом, для похода оставался двадцатитысячный корпус. Понимая его недостаточность, монголы провели экстренную мобилизацию. Из каждой семьи взяли на службу старшего сына. Однако общая численность войска, пошедшего на запад, вряд ли превышала 30-40 тысяч человек. Ведь при переходе в несколько тысяч километров одной лошадью не обойдешься. Каждый воин должен был иметь, кроме ездовой, еще и вьючную лошадь. А для атаки был необходим боевой конь, ибо сражаться на усталой или необученной лошади равносильно самоубийству. Требовались отряды и кони для перевозки осадных орудий. Следовательно, на одного всадника приходилось как минимум 3-4 лошади, а значит, тридцатитысячный отряд должен был иметь не менее 100 тысяч лошадей. Прокормить такое поголовье при переходе через степи очень непросто. Везти же провиант для людей и фураж для большого количества животных с собой было невозможно. Именно поэтому цифра в 30-40 тысяч представляется наиболее реальной оценкой монгольских сил во время западного похода.
   М.: Не могу не спросить: а как же подвиг Евпатия Коловрата?
   Л.Г.: Рязань была связана с половцами договором, направленным против монголов. И ее постигла участь разгромленных половцев. Рязанские князья, равно как и суздальские и владимирские, не участвовали в битве на Калке, и поэтому Батый не собирался с ними воевать. Однако дальнейшее движение войска требовало постоянной смены лошадей, постоянного получения продуктов. И Батый послал в Рязань парламентеров, стремясь получить от рязанцев пищу и лошадей. Рязанские князья, не удосужившись узнать, с кем имеют дело, сказали: "Убьете нас - все будет ваше". Так и случилось.
   И разве не примечательно, что всего 1700 воинов Коловрата остановили все войско Батыя? Если бы в рядах монголов действительно насчитывались сотни тысяч человек, то никаким героизмом Коловрат не смог бы задержать движение монгольской армии. Скорее всего, его отряд просто не был бы замечен. Но у Батыя наверняка имелось не более половины монгольских сил, то есть 15-20 тысяч воинов, и потому нападение Коловрата на монгольский тыл оказалось столь чувствительным.
   М.: А знаменитая семинедельная оборона Козельска?
   Л.Г.: Монголы могли бы и обогнуть город, но под стены Козельска их вела память о Калке. Ведь 15 лет назад князь черниговский и козельский Мстислав был участником убийства монгольских послов. И хотя Мстислав к тому времени уже умер, монголы, руководствуясь понятием коллективной ответственности, стремились отомстить "злому" городу за поступок его князя. Конечно, с точки зрения современных людей, поведение степняков может казаться неоправданно жестоким. Но не будем забывать, что они точно так же следовали своим представлениям, как мы следуем своим. По мнению монголов, все подданные князя разделяли с ним равную ответственность за злодеяние уже потому, что соглашались иметь его своим князем. Вероятно, причины жестокой расправы с Козельском были хорошо понятны современникам: монголы осаждали Козельск семь недель, и никто из русских не пришел на помощь этому городу.
   М.: Разве монголы не захватили практически все города Северо-Восточной и Юго-Западной Руси?
   Л.Г.: Большая часть городов - Углич, Кострома, Тверь, Ярославль и другие - вступили в переговоры с монголами, и попросту откупилась, выдав монголам фураж и провизию, и избежав таким образом разгрома.
   Великий западный поход Батыя правильнее было бы называть великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку - город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление. Но и такие города страдали недолго: так как монголы нигде не оставляли гарнизонов, то "подчинение" носило чисто символический характер - после ухода монгольского войска жители возвращались домой, и все шло по-старому.
   Исключением можно считать лишь Козельск, но с ним, как мы помним, монголы расправились, мстя за убийство своих послов [8].
   М.: Но если все выглядит таким образом, то почему не откупились Торжок, Владимир, Киев, Чернигов?
   Л.Г.: Несчастный Торжок пострадал лишь потому, что жители его ждали помощи из Новгорода, из-за чего не успели капитулировать. Но по монгольскому закону, после того как была пущена первая стрела, переговоры прекращались и город считался обреченным. Видимо, на Руси были толковые и осведомленные люди, успевшие растолковать согражданам "правила игры" и тем уберегшие их от гибели. Но тогда причиной разгрома Владимира, Чернигова, Киева и других крупных городов была не феодальная раздробленность, а тупость правителей и их советников-бояр, не умевших и не стремившихся организовать оборону. Когда же тупость становится элементом поведенческого стереотипа, то это симптом финальной фазы этногенеза - обскурации, после которой этнос переходит в гомеостаз, даже если он раздроблен на части и не подчинен противником. А Русь монголами не была ни подчинена, ни покорена [9].
   М.: Любопытное высказывание. Теперь объясняется бездействие многих князей. Выходит, это была не трусость, а стремление уберечь свои земли и людей?
   Л.Г.: Да. Думаю, что Батый не ожидал такого сопротивления от Юрия II, но, встретив таковое, сломил его и проложил дорогу своему войску. Примечательно, что монгольские войска были распылены на мелкие отряды, которые в случае активного сопротивления были бы легко уничтожены - следовательно, Батый пошел на такой шаг, зная, что этим отрядам серьезная опасность не грозит.
   Да и в самом деле, зачем бы русские люди, не только храбрые, но и сметливые, стали бы подставлять головы противнику, который и сам уйдет. Это сообразил даже брат Юрия Ярослав. Он не пришел к нему на Сить, хотя имел достаточно войска. Спустя несколько лет, в 1240 - 1242 гг. именно эти полки при поддержке новгородского ополчения спасли Новгород от шведско-немецких крестоносцев. А в 1243 г. Ярослав явился на поклон к Баты и получил от хана ярлык на великое княжение. Таким образом. Дипломатическая гибкость Ярослава Всеволодовича уберегла Северо-Восточную Русь от лишних бедствий и запустения [10].
   М.: Лев Николаевич, вы упомянули о малоизвестной летописи под названием "Погибель Русской земли". Мы уже выяснили, что Великий Западный поход монголов этой погибелью не являлся. Что же тогда имел в виду автор летописи?
   Л.Г.: К сожалению, от этой рукописи сохранился лишь фрагмент. Но смелюсь предположить, что под погибелью автор имел в виду гибель Древнерусского этноса. Ведь автор не только предполагает возможность гибели большого, сильного и богатого этноса, но и уверен, что это в XIII в. И произошло. Почему он мог так считать, если мы уже выяснили, что была разрушена лишь малая часть городов? Надо думать, в утраченной части текста было нечто столь важное, что в наше время и представить трудно.
   Мы, люди XX в., так привыкли к эволюционной теории, что дискретность исторических процессов нами не воспринимается. В наше время кажется, что русские происходят если не прямо от питекантропов, то, как минимум, от скифов, а древние русичи XII совсем свои, вроде двоюродных дедов. Поэтому все разговоры о старении этноса, о культуре "золотой осени", о потере традиций и обновлении стереотипов поведения оскорбительны для наших великих предков - хотя пропасть между Киевской и Московской Русью была не меньше. Чем через Римом цезарей и Римом пап. И там, и тут оно не в культуре, а в нравах и обычаях, т.е. в поведенческих стереотипах, значит в этногенезе, а не в модификациях институтов - государства, церкви, сословесности, архитектуры и т.п. Не замечать этот глубокий кризис XIII в. ученые не могли - но незаслуженно приписывали его южным соседям Русской земли, еще в Средневековье создав так называемую "черную легенду" об очернении образа большинства восточных народов [11].
   М.: Лев Николаевич, сейчас мы пришли к одному очень интересному выводу: выходит, Ярослав и его сын Александр Невский просто заключили дружеский союз с Батыем?
   Л.Г.: Не совсем верно. Ярослав (а затем и его сын Александр Невский) заключил союз с Батыем, а затем с его братом Берке лишь тогда, когда немцы начали наступление на Прибалтику, а затем на Псков и Новгород.
   Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника Руси помогли логика событий и гений Александра Невского. В 1242 г. умер великий хан Угэдэй. Его смерть коренным образом изменила положение в Орде победителя народов - хана Батыя. Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой, в которой погиб его отец, и Западом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины.
   Союз этот был военно-политический - чтобы бороться против нажима с Запада (дранг нах остен) и остановить наступление тех немцев, которые стремились превратить остатки древних русичей в крепостное сословие. В итоге - там, где князья просили помощи у татар, там выросла великая держава Россия. Там, где они согласились на подчинение Западу - в Галиции, например, - там они превратились в крепостных мужиков и ни на что уже способны не были.
   М.: Исходя опять же из вашей теории, получается, что Александр Невский был одним из первых представителей зарождающегося нового этноса?
   Л.Г.: Почти. Во многом он еще был человеком старого уклада. И, к сожалению, среди современников, безвозвратно терявших пассионарность, политический курс Александра Ярославича популярностью не пользовался. Никто не думал благодарить князя за его героические усилия по спасению Русской земли.
   М.: А каковы были результаты заключенного им союза?
   Л.Г.: Русские князья сохранили большую свободу действий. Русские первыми оказали военную помощь татарам, приняв участие в походе на аланов. Союз с татарами оказался благом для Руси, с точки зрения установления порядка внутри страны. В 1268 г., через шесть лет после смерти Александра, новгородцы пошли на принадлежавшую датчанам крепость Раковор (современный город Раквере недалеко от Таллина). По дороге на новгородские полки напали немцы, и произошла жуткая сеча - Раковорская битва. Новгородцы одолели союзные войска немцев и датчан. Те, недолго думая, призвали большое количество воинов и рыцарей из Западной Европы, для того чтобы, перейдя реку Нарову, захватить Новгород. Но тут в Новгород, согласно договору с Ордой, явился татарский отряд в 500 всадников. Немцы, даже не зная точно размеров этого отряда, тотчас же "замиришася по всей воле новгородской, зело бо бояхуся имени татарского". Новгород и Псков уцелели.
   Там, где вступали в дело татарские войска, крестоносный натиск быстро останавливался. Таким образом, за налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай - столицу нового государства на Волге, - Русь получила надежную и крепкую армию, отстоявшую не только Новгород с Псковом. Ведь точно так же благодаря татарам в 70-е годы XIII в. сохранил независимость Смоленск, находившийся под угрозой захвата литовцами. Смоляне в 1274 г. предложили своему князю добровольно подчиниться Орде, и поскольку Смоленск стал находиться под защитой татар, литовцы не рискнули его штурмовать. Так союз с Ордой во второй половине XIII в. принес Северо-Восточной Руси вожделенный покой и твердый порядок. Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Например, после победы в Орде мусульманской партии в лице Берке никто не требовал от русских обращения в ислам. Одно это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно.
   М.: Как долго продержался этот союз?
   Л.Г.: Радикально отношения между Золотой Ордой и Русью изменились при Узбеке. Вместо этнического симбиоза появилось соглашение Орды с Москвой и жестокий нажим на Тверь и Рязань. Этот союз не был искренним. Обе стороны не доверяли друг другу. Узбек поддержал Юрия Даниловича Московского потому, что его предшественник - Тохта, носитель и защитник традиций кочевой культуры, - поддерживал Михаила Тверского, честного, открытого, непродажного. Узбеку были ближе московские князья, блюдущие свою выгоду, подобно алчным и хитрым купцам, доходы коих зависели от хана. Но единение ордынского султана с московским князем оказалось недолговечным. Процесс этот продолжался до тех пор, пока ордынцы были язычниками или христианами-несторианами, то есть не входили в чужой и враждебный Руси суперэтнос. Сама по себе смена религии не имела бы значения, но с ней было связано изменение политического курса, направления культуры и всего строя жизни. Став из степного хана мусульманским султаном, Узбек сделал ставку на купеческий капитал торговых городов Поволжья и Ирана, отодвинув на задний план интересы земледельческой Руси и кочевой степи.
   Мусульманские султаны Сарая Узбек и Джанибек всеми способами выжимали с Руси серебро, необходимое им для оплаты армии, но они же защищали кормилицу Русь от натиска литовцев, захватывавших город за городом, область за областью.
   М.: Но если так называемого ига не было, то что же произошло в 1480 г.?
   Л.Г.: Легко понять, что стояние на Угре было лишь эпизодом в длительной борьбе двух коалиций: новгородско-литовско-золотоордынской и московско-касимовско-крымской. И уж тем более нет никаких оснований считать, будто стояние на Угре ознаменовало собой "свержение ордынского ига". Как мы видим, с Ордой практически перестал считаться еще отец Ивана III - Василий Темный, который включал этнические осколки Золотой Орды в состав своего великого княжества. Представляется, что применительно к событиям 1480 г. стоит говорить не о "крушении ига", которого попросту не было, а о создании системы противостоящих друг другу политических союзов между государствами, возникшими на развалинах Золотой Орды: Великим княжеством Московским, Крымским и Казанским ханствами, Ногайской ордой. При этом Ахмат и Ахматовичи вплоть до формального падения Золотой Орды ориентировались на Литву, а крымские татары - на Москву.
   М.: Ваша трактовка истории России заставляет задуматься над многими, казалось бы, каноническими моментами в истории. Лев Николаевич, мы выяснили, что с помощью вашей теории можно легко объяснить многие исторические и даже природные события. А применима ли ваша теория ещё в каких-либо отраслях знания? Скажем, можно ли с помощью вашей теории объяснить какие-либо процессы в экономике?
   Л.Г.: Безусловно! Экономика все больше приобретает планетарно-космологическую окраску. Так, например, современная экономика мирохозяйственных связей вынуждена учитывать современную теорию мутагенеза, в соответствии с которой каждый новый этнос возникает в результате внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под воздействием внешних условий в определенном месте и в определенное время. Моя теория пассионарности успешно объясняет многочисленные сдвиги, имевшие место в мировой экономике. В данном случае чрезвычайно важно, что пассионарный толчок, если он происходит, никогда не затрагивает одну страну, один этнос. Как глобальное, планетарное явление взрыв этногенеза охватывает протяженные узкие полосы на земной поверхности, проходящие через разные регионы, населенные разными народами. На этих простирающихся на тысячи километров полосах и начинаются одновременно онтогенезы разных народов. Без учета фактора международной торговли история не только Хазарии, но и всего мира непонятна.
   М.: Что ж, ваша трактовка русской истории весьма и весьма оригинальна и интересна, и наверняка еще послужит источником для не одной научной работы. А что вы думаете об истории нашего Отечества в целом?
   Л.Г.: Знаете, Марина, я убежден, что нам предстоит многое понять и переосмыслить в истории нашего Отечества. Это не просто страна, где слились Восток и Запад. Здесь с древнейших времен протекают процессы, качественно важные для всего человечества. Если смотреть на общественное развитие, как на результат деятельности народных масс, а не перечень нашествий, злобных схваток, дворцовых переворотов, можно выявить глубокие корни нашего родства.
   История - способ изучения свойств и событий времени, а историческая география - совмещения времени с пространством. Если считать, что история не имеет ни начал, ни концов, то изучение её было бы невозможно, потому что изучение есть сравнение соразмерных явлений и выявление их взаимосвязей. Если явление одно, то оно несравнимо. Поэтому я и назвал одну из своих последних работ "Конец и вновь начало". Это название - констанция дискретного исторического времени. Историческое время - цепочка событий, связанных причинностью. Они конечны: начавшись с какого-то, иногда даже незаметного, факта, события текут как лавина, до тех пор, пока не иссякнет инерция, а остатки "материала", вовлеченного в процесс, не улягутся в покое. Тогда начнутся новые процессы, неповторимые в деталях, но сходные в общих чертах. Эту особенность истории открыл и сформулировал древнекитайский историк Сыма Цянь. Развитие же науки за 2000 лет позволило уточнить мнение китайского мыслителя. "Толчки", порождающие этнические процессы, возникают в разных регионах Земли, беспорядочно чередуясь. Идея "квантованного времени" сохранилась, но и усложнилась.
   М.: Лев Николаевич, давайте поведем итоги нашей беседы. Какой практический смысл имеет ваша теория?
   Л.Г.: Огромный! Людей окружают различные природные системы, среди коих управляемые - редкость. Но многие неуправляемые явления (например циклоны, цунами) предсказуемы. Они приносят бедствия, которые нельзя полностью предотвратить, но уберечься от них можно. Вот поэтому нам и нужны метеорология, сейсмография, геология и география. Этнология подобна этим наукам. Она не может изменить закономерностей этногенеза, но может предостеречь людей, не ведающих, что они творят. Но, как всегда, фундаментальная наука, ищущая только истину и бескорыстно накапливающая знания, предшествует практическим выводам. Зато когда наука становится практикой, эта последняя компенсирует все затраты труда, таланта и жизненно энергии. Как здание не устоит без уходящего в землю фундамента, так и практическое применение научной теории или гипотезы невозможно без предварительного изучения предмета. Мысль первооткрывателя долгое время бывает расплывчатой и туманной. Только соприкосновение идеи автора с восприятием читателя позволяет ей воплотиться в научную концепцию [12].
   М.: Как вы объясняете ваш не совсем привычный для научного академического издания способ изложения исторического материала - большие диалоги при ограниченном числе ссылок на источники, эмоциональность, не свойственную текстам научных трудов?
   Л.Г.: Есть два способа изложения новой мысли. Один считается "академическим". Это значит, что нужно насытить текст специальными терминами и ссылками настолько, что не всякий специалист сможет его понять без словаря. Не буду осуждать этот способ, хотя мне он представляется не столько "научным", сколько "наукообразным". При написании диссертаций он очень полезен, но ведь диссертацию читают три оппонента и два рецензента.
   Второй способ - это "забавный русский слог", т.е. простой разговорный язык. Нет научной идею, которую нельзя было бы изложить ясно и кратко человеку со средним образованием, но, разумеется, тут необходимо применять литературные приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и даже вымышленные диалоги. Впрочем, к последнему приему прибегал ещё Геродот; зато его любили читать и переписывали, так что его "История" дожила до нашего времени, а труды оскучнителей науки забыты [13].
   М.: Я вижу, вы сторонник второго способа. Это действительно хороший ход: ваши книги читаемы. Но именно эта ваша манера написания трудов так раздражает ваших критиков наряду с вашей трактовкой истории.
   Л.Г.: Я больше думаю о читателях. Надо, чтобы они уяснили содержание работы и не бросили книгу не дочитав. Условимся считать мой стиль экспериментальным. Какое значение имеет стиль и язык, если содержание передано адекватно? Я старался также не перегружать книгу отсылочными сносками, поскольку монография - не статья. Тезисы любой монографии должны опираться уже не на первичный материал непроверенных источников, а на верифицированные выводы своих и чужих работ.
   Но даже монографическое исследование - лишь необходимая опора для "философского обобщения" или изложения научной идеи, возникшей путем синтеза многих научных дисциплин. Таковы работы В.И. Вернадского, А Тойнби, О. Шпенглера и др. Здесь авторы обращаются к образованному читателю, который знает факты настолько, что делать сноски нет необходимости.
   М.: Что ж, Лев Николаевич, спасибо вам за чрезвычайно интересную и насыщенную беседу. Ваша трактовка истории чрезвычайно увлекательна.
   Л.Г.: А что еще мне остается здесь, кроме как разговаривать с другими почившими, да с такими вот провалившимися сюда во сне... как ты...
  

* * *

  
   Голос становился все тише и тише. Пламя свечи дрожало и меркло, и одновременно с этим видневшееся очень отчетливо лицо все больше и больше растворялось в непроглядной черноте, которая вновь витала в воздухе, показывая, что в этом месте действительно ничего нет... Наконец, свеча погасла, и тьма вновь поглотила меня. Но это еще не было финалом - спустя еще мгновение тьма стала осязаемой настолько, что я начала задыхаться. Теперь она была густой настолько, что сдавливала мое тело. Одновременно с этим под ногами внезапно началось какое-то шевеление, и спустя еще секунду я полетела куда-то вниз...
   ...Глаза открываются и утыкаются в подушку. Чуть подальше, на полу, лежит раскрытая на странице с экзаменационными вопросами программка по философии. Возле фамилии "Гумилев" стоит карандашная галочка...
   Некоторое время я, собираясь с мыслями, ещё лежу в кровати, а затем, повинуясь некоему внутреннему толчку, встаю и подхожу к слабо освещенному лампой столу. Ночная мгла дрожит и колеблется на стене странными, прямо-таки гоголевскими тенями.
   - Конец и вновь начало... - тихо шепчу я, доставая из стола свечу и зажигая её. - "И дабы свеча не погасла"... - шепчу я, подбирая с пола небольшой красный томик "От Руси к России"...
  

Цитаты

  
   [1] По: Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993, С. 145.
   [2] По: Гумилев Л.Н. . Конец и вновь начало. М., 1997, С. 82.
   [3] Там же. - С. 82.
   [4] По: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 2001, С. 246.
   [5] По: Писарев А. Лев Гумилев: меня называют евразийцем//Наш современник - 1991. - N1.
   [6] По: Гумилев Л.Н. . Конец и вновь начало. М., 1997, С. 37.
   [7] Там же. - С. 331,334.
   [8] По: Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2003, С. 121 - 122.
   [9] По: Гумилев Л.Н. Черная легенда. СПб.,2009.С. 104.
   [10] Там же. - С. 105.
   [11] Там же. - С. 106.
   [12] По: Гумилев Л.Н. . Конец и вновь начало. М., 1997, С. 30.
   [13] Там же. - С.31.
  

Используемая литература

  
      -- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: АСТ, 2002. - 560 с.
      -- Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - М.: Экспресс, 1993. - 576 с.
      -- Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.: АСТ, 2003. - 352 с.
      -- Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: "Институт ДИ-ДИК", 1997. - 544 с.
      -- Гумилев. Л.Н. Черная легенда. - СПб.: "Ленинградское издательство". 448 с.
      -- Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л.: Наука, 1990.
      -- Гумилев Л.Н. Эхо Куликовской битвы // Огонек. - 1980. - N36. - С. 16-17.
      -- Гумилев Л.Н. Бремя таланта: Вступительная статья к собранию сочинений Д.М. Балашова // Балашов Д.М. Собрание сочинений. В 6 т. Младший сын. - М., 1991. - Т. 1.
      -- Гумилев Л.Н. Этнос - состояние и процесс // Вестник Ленинградского ун-та. - 1971. - Т. 12, вып. 2. - С. 86-95.
      -- Гумилев Л.Н. Этнология и историческая география // Вестник Ленинградского ун-та. - 1972. - Т. 18, вып. 3. Геология. География. - С. 70-80.
      -- Писарев А. Лев Гумилев: меня называют евразийцем // Наш современник. - 1991. - N1.
      -- Клейн Л. Горькие мысли "привередливого рецензента" об учении Л.Н.Гумилёва // Нева. - 1992. - N4. - С. 228-246.
      -- Янов А. Учение Льва Гумилева // Свободная мысль. - 1992. - N17. - С. 104-116.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"