Аннотация: Комментарии к конкурсу "Рождественский детектив"
Комментарий
к Конкурсу РД-8
Я счёл, что будет честнее не просто анонимно выставить оценки, но и дать краткие комментарии. Сразу оговорю, что к судейству пришлось подходить несколько формально. А что делать? У Конкурса есть чёткие правила, поэтому я был вынужден обращать внимание и на "тьму колючую", и на "дверь скрипучую", и на привязку к Рождеству (или к Новому году). Также сразу оговорюсь, хотя правила допускают элементы мистики, фантастики и фэнтези, я понимаю детектив как произведение реалистичное (независимо от времени действия), как расследование преступления.
В моём понимании то произведение, которое позиционируется, как детектив (то есть логическая задача), должно отвечать критериям классического детектива, если и не всем, то большинству. Иначе детективом можно назвать и "Преступление и наказание", и сказку "Колобок". Возможно, не все со мной согласятся, но таково моё мнение.
1. Половец. "Хитрее всех мужчин".
В общем и целом очень и очень неплохо. Хороший язык, закрученный сюжет. И по детективной составляющей придраться вроде бы не к чему. Но. "Ледяной потолок использован обоснованно (осыпавшийся иней, следы), "тьма колючая" под ёлкой уже проходит с натягом, а вот Новый год - совсем формально. Ну, отмечали люди праздник и что? С равным успехом это мог быть чей-то День рождения или День освобождения Гвинеи-Бисау. Что бы изменилось?
И ещё. "Зачем нам сущности сверх необходимого"? - это не Бэкон сказал, это Оккам.
Итого: за содержание - 10, за не полное соответствие правилам минус два балла, итоговая оценка - 8.
2. Ёлка. "Незабываемый Новый год".
Скажем так, нормально. Читается легко, без напряжения. "Дверь скрипучая" - зачёт, празднование Нового года - тоже в тему, а вот "тьму колючую" можно принять с большой натяжкой. Мол, лампочка в погребе не горит, стал Крис суетиться, да и потайной выход нашёл. Только он же (в смысле, выход) не был замаскирован. И если баба Рая так уж не хотела, чтобы Крис встречался с новыми гостями (почему?) могла просто выпроводить его через погреб, а не просить обождать.
Сюжет не слишком захватывающий. То, что убийца, скорее всего, соседка, я подумал сразу же, как об убийстве прочёл. Ни у кого другого отчётливой антипатии к гадалке просто не просматривалось.
Оценка - 6.
3. Рохля. "Плюс один".
Сначала было интересно. Подкупали и названия глав - неочевидный ход. Однако финал меня не устроил. В классическом детективе читатель должен иметь возможность понять логику преступления, так как получает сведения одновременно с сыщиком. А здесь такого и близко нет. В финале выдаётся практически готовое решение. Нет, финал не впечатлил.
А потому оценка - 7.
4. Крот Р. "Поцелуй Иудова".
Очень хорошо. И хотел бы к чему-то придраться, да не могу. Сюжет, язык, соблюдение правил, всё в цвет. Добротный рассказ, хоть сейчас в печать.
Оценка - 10.
5. Потёмкин. "Тхорь".
Рассказ оставил странное послевкусие. Невнятное. Вроде бы и интрига в наличие: под подозрение последовательно попали и Председатель колхоза, и его бывшая жена, бизнесвумен... Финал неожиданный, что Автору в плюс. Однако. В жизни, конечно, всяко бывает, но представить ревизора Минобороны (то есть офицера) серийным убийцей я как-то не могу. Удручает и фигура Тхоря. Обычный мужик хлебнул чего-то и стал подобием снежного человека? Так это уже фантастика, причём ненаучная. Кроме того, рассказ изобилует даже не грамматическими ошибками, что ещё полбеды, а структурными, причём встречаются они с самого начала, со второго абзаца:
"Семён вышел из машины и достал мобильник...". Не Семён, а Максим, ведь это он только что приехал в Гореловку.
"Двор освещался ... только светом из окон и уличным фонаря". Без комментариев.
"Семён слушал что-то в трубку". В трубку, извините, не слушают, а говорят.
"Максим понимающе кивнул". Не Максим, а Семён. И т.д.
Всё эти описки и оговорки можно отнести за счёт спешки, но впечатление-то они портят. К сожалению и правила соблюдены формально. И скрипучая дверь, и ледяной потолок не являются сюжетообразующими факторами. Без них ничего не изменилось бы. Ну не услышал Макс скрипа, всё равно по отсутствию светоотражающего скотча друзья догадались бы, что кто-то попытался затруднить им выход из бункера.
Оценка - 4.
6. Ноченька. "Панька и злая вьюга".
Не знаю, чем руководствовались преноминаторы, пропуская этот рассказ? Нет, сам по себе он хорош и в конкурсе сказок имел бы все шансы на победу. Но ведь это даже не фэнтези. А у нас конкурс не фантастического, не сказочного, а просто детектива, в моё понимание которого говорящие крысы и одушевлённые, персонифицированные силы природы не вписываются.
Кроме того изумила крыса в образе положительного героя. Рискну предположить, что Автор крыс живьём никогда не видела, во всяком случае, близко. Потому что лично я не знаю ни одного человека, у которого не возникло бы чувство гадливого омерзения при виде этих тварей. Не страха, а именно омерзения.
Отчего-то никто доброго слова не скажет ни о гиенах, ни о шакалах. А ведь неплохие зверушки, если задуматься. Человеку не конкуренты и, главное, выполняют важную функцию мусорщиков, санитаров природы. А крыса - вредитель и другом человека быть не может. Примерно как ягнёнок может дружить с волком очень не долго, ровно до той поры, пока волк не проголодается. Вот финал, хэпи-энд, мир дружба, жувачка, а дальше что? А дальше потравит крысиная армия все припасы селянам и конец дружбе. Поэтому мне как то ближе образы крыс в книгах Андерсена и Лагерлёф.
Лучше бы Панька был котёнком. Хотя, котёнки в стаи не сбиваются.
Увы, но оценка - 1.
7. Иванов М.А. "Скрип двери".
А что? Добротный детектив, никаких явных огрехов я не обнаружил. Нормальный детектив, логика преступления понятна, правила соблюдены.
Оценка - 9.
8. Сыщик. "У ангелов колючие глаза".
Может, кому то и понравилось, но не мне. Это не детектив, а эпизод (подозреваю, что типичный) из биографии циничного подонка, готового на всё ради бабла. К тому же и с общей грамотностью не всё в порядке. Огрехов, царапающих глаз довольно, приведу лишь некоторые.
Потерпевший бизнесмен "всю ночь участвовал в крутом кооперативчике для местной элиты...". Прошли времена кооперативчиков, уважаемый Автор, может он всё же в корпоративчике участвовал.
"Деваха являлась гордой обладательницей изящных ног от ушей и ушей от ног". Кошмар какой! Только представьте: задница с ушами Что-то у девахи явно не в порядке либо с ногами, либо с ушами.
"Взирал по сторонам". По-моему, это сложно осуществить.
Кстати, а причём тут ангелы?
Оценка - 2.
9. Маст. "Новогодний заказ".
Короче. Живёт себе на свете славный парень, Артём. Работает киллером. А что? Работа, как работа. И как-то под Новый год задаёт ему затейник шеф задачку: пойди туда, знаю куда (в ресторан "Космос") и убей того, не знаю кого. Вернее, шеф-то знает, но не говорит. Пять работников рекламного агентства празднуют Новый год. Одного из них надо уколоть шприцем, а кого именно, Артём должен догадаться сам. Подсказка - две строки из некогда популярной песни.
Сметливый киллер задачку раскусил. Правда, на мой незатейливый взгляд, решение, приведённое в рассказе, могло зародиться только в мозгу, простимулированном настойкой из мухоморов. А потом оказалось, что всё это просто милая новогодняя шутка (никто не умер!). Не совсем, правда, шутка, ещё и проверка. Шеф, оказывается, решил опытного киллера начальником охраны поставить, ну и проверял, насколько претендент сообразительный.
Воля ваша, господа, но киллер не должен быть героем шутливых рассказов. Есть вполне серьёзные вещи о киллерах, но они отнюдь не шутки. А такого я принять не могу.
Оценка - 3.
10. Ведьмачка. "Мороз и Санта".
Господи помилуй, опять сказка, да ещё и с патриотическим уклоном. Ну а как же, все беды от них, от нехристей заморских. Вообще-то христиане, конечно, но неправильные. Даже сказочные персонажи. И Санта - щёголь противный, и уродливый эльф Руфус...
Ребята, ну неужели других конкурсов нет? Для сказочников. Не скажу, что не люблю сказки (нормально к ним отношусь, а в детстве так и зачитывался), но на конкурсе детектива они, на мой взгляд, не вполне уместны. И, кстати, не они наоборот празднуют Рождество, а мы. Это только у нас Рождество после Нового года, что есть нонсенс, поскольку у нас Новый год как раз на пост попадает.
Поскольку рассказ не соответствует моим представлениям о теме и содержании нашего конкурса, его литературные достоинства значения не имеют. Оценка - 1.
11. Авин М. "Монах".
Ну вот, опять. Не сказка, мистика, но дела это не меняет. Оборотни, вампиры, Кукульканы и Камасотцы - это не сюда. В общем, лучше, чем написал в комментарии Декабрист-Офигист, не скажешь.
Оценка - 2.
12. Коломенский. "Деревня Кинжалово, или загадки Деда Мороза".
А вот это очень прилично. Я как читать начал, даже заскучал поначалу - опять мистика. Оказалось, нет, вполне реалистичный рассказ. Но не детектив.
Поэтому максимальный балл не поставлю. Оценка - 8.
13. Гра. "Счастливая звезда".
Как то ни так, ни сяк. Милая стилизация под старину, но детективный сюжет остался не очень понятен. Может, я не слишком догадлив?
Оценка - 6.
14. Половец. "Звезда телеэкрана".
Ну что же... Автор верен себе, вторая вещь технически не хуже первой. А вот сюжет попроще, оттого и оценка чуть пониже.
Оценка - 7.
15. LapisS. "Чёрные цветы".
Что подкупает, так это умение Автора погрузить читателей в мир Древнего Рима. Мне этот мир показался вполне естественным, живым, пластмассой от него не пахло. А вот сюжет менее удачен. Конечно, я не знаток римского права, но сильно подозреваю, что и две тысячи лет назад для осуждения кого бы то ни было, требовались доказательства. А вот их-то как раз и нет, Марка достойный центурион просто вычислил (он, больше некому). И хотя рассуждения логичны, но это именно рассуждения.
А ведь убивец вины своей не признал, ушёл с гордо поднятой головой, как и подобает настоящему квирину. Никаких прямых улик против Марка нет, да и косвенные - так себе. И что же, его теперь утопят (или, что там у них полагалось за убиение соплеменника?)? Сомнительно, хотя повторю, в римском праве я не спец.
Древнеримским следователям приходилось труднее, чем нынешним. Они не могли воспользоваться достижениями современной науки и даже про отпечатки пальцев не знали. Следовательно, опираться могли только на вещественные доказательства и свидетельства очевидцев. А это создаёт понятные трудности и для писателя. Думаю, можно было придумать что-то такое, что позволило бы подкрепить рассуждения центуриона чем-то материальным.
Например, лекарь-иудей наблюдая Вифлеемскую звезду, что-то заметил... Это позволило бы обыграть и Рождество, оно ведь только формально упоминается, не оказывая никакого влияния ни на преступление, ни на следствие. Ледяной потолок - то же самое. Изящно Автор вывернулся только с розой "Тьма Колючая".
Оценка - 7.
16. Ayda. "Шерстяные кружева".
Очень и очень неплохо. Даже, пожалуй, здорово. Настолько, что не хочется обращать внимание не мелкие огрехи. Дверь скрипучая, правда, заменена окном, но так даже лучше, естественнее.
Оценка - 10.
18. Интурист. "За четыре часа до истины".
Очень добротный рассказ. Не совсем детектив, правда, но годится. Хотя финал несколько смазан, шарф, по которому выявили преступницу, не показался мне достаточно убедительным, поэтому оценка не максимальна.
Оценка - 9.
19. Нюша. "Классный Новый год".
Не могу сказать, что сильно впечатлён. Персонажи ходульные, разговаривают одинаково, как клоны, за скупыми описаниями я живых людей не увидел. Правила соблюдены, но детективная составляющая не слишком интересна. Как то неубедительно выглядит разоблачение Степана. И ещё менее убедительно поведение Ивана. Чтобы такой "хозяин жизни" не захотел выносить сор из избы?.. Не смешите. Для таких ванечек понятие "школьная дружба" пустой звук, тем более и дружбы-то особой не было.
И ещё, никто из действующих лиц сочувствия не вызывает.
Оценка - 5.
20. Ведьмачка. "Дети Шестого Солнца".
Автор остаётся верна себе: хотя нынче уже не сказка, но всё же... Итак, героиня-супервумен борется со всякой нечистью и для борьбы оснащена не хило: развитые экстрасенсорные способности, энергетический след улавливает, гипнозу не поддаётся, в общем, сверхчеловек во всей красе. И написано здорово, ничего не скажешь. Только где здесь детектив?
Ну да, конечно. Героиня ищет того, кто запрограммировал несчастную девушку на суицид и это, формально, детектив. Но именно, только формально, ибо героине не нужна смекалка и прочие качества, необходимые хорошему сыщику. Нюхнула энергетический след и преступника нашла... Такие экшены сейчас популярны, да и этот хорош (а заключительный монолог героини - просто супер). Только, увы, не здесь.
И неплохо было бы на Стругацких ссылку дать.
Оценка - 5.
21. Пингвин С. "В сердце бури".
Замечательно. Одна из лучших вещей, а потому и говорить особо не о чем.
Оценка - 10.
22. Интурист. "Холодная ночёвка".
М-да. Собственно, добавить что-то к комментариям к рассказу трудно. Не понравилось, однозначно. Если кто не знает, непрофессионалу убить не просто (см. Дж.Лондон, "Убить человека"). А тут скромный учёный массовое убиение учиняет. А зачем Вове ногу ломать? Косил под несчастный случай, как с компаньонкой Верой, которой сучок в мозг воткнул? А Нину с Димой, значит, волки как бы погрызли? И как же Сергей их обоих убил так, чтобы лишних следов не оставить? Не иначе, как взглядом.
Отмечу особо только один момент, на который остальные комментаторы внимания не обратили. В Мончегорске тайги нет. Думаю, не многие там побывали, а вот мне довелось. Давно, правда, в 1984-м, но, если там с тех пор тайгу не насадили... В общем, если кто не знает, лес в Мончегорске это ёлки в рост человека с веточками в палец. Через него насквозь видно и местные в те времена говорили так: "Для нас, когда на поезде на Большую землю едешь, Юг там, где появляются настоящие деревья". Так что Автору следовало бы место действия в Томскую область переместить, вот там тайга.
Оценка - 5.
23. Добрый Д. "Искусство дыхания".
Очень хорошая вещь. Интрига держит в напряжении. Только не совсем понятно, как преступник собирался объяснять дырки от степлера на одежде? Да и зачем пришпиливать рукавицы? Если Глеб, страдающий клаустрофобией, должен был, по расчету преступника, помереть от сердечного приступа, очнувшись в закрытом ящике, зачем пришпиливать рукавицы к комбинезону? Но это - простительная ошибка.