Телесериал про бабушку. Серия 10. 1951-1952. 5/5/2011
1 Лия идёт по дороге через поле с остатками дубравы.
Лия - зрителю: "Мы впервые переезжаем без помощи Бориса. Он занят по работе. Придётся ловить попутку. Уже полдня прошло - ждали Бориса, надеялись, что приедет. Хоть бы дотемна успеть - вещи-то уже упакованы".
Лия голосует на шоссе. Останавливается грузовик. Лия подъезжает к калитке садика Марии Георгиевны и женщины погружают нехитрый багаж. Таточка в восторге подставляет лицо ветру. Грузовик едет по шоссе среди полей.
Таточка: "Почему же я не обернулась на дуб? Ведь я буду скучать о нём, и о Марии Георгиевне тоже".
2 Грузовик подъезжает по улице дачного посёлка к калитке одного из домов. Быстро выгружаются вещи и грузовик уезжает.
Участок за калиткой зарос старыми соснами. Дом в глубине. Вечереет - осень. От дома доносится собачий лай. Бабушка достаёт из сумки кусок хлеба и открывает калитку. В её удаляющейся спине есть некоторая напряжённость. Маленькая фигурка почти растворяется в сумерках, откуда приближается пёс. Это дворняга, он пристально всматривается в бабушку и начинает сдержанно вилять хвостом. Берёт хлеб с руки. Бабушка облегчённо вздыхает. Лия и Таточка начинают таскать вещи, сложенные у калитки.
3. Дом одноэтажный, с террасой, деревянные стены были давно покрашены в коричневый цвет. У дома - цветы золотой шар. Вход не с террасы, а с крыльца в прихожую. Оттуда вещи заносятся в кухню и маленькую комнату. На кухне стол накрывается знакомой клеёнкой, скоро на керосинке закипает чайник.
Бабушка, Лия и Таточка ужинают на новом месте.
Окна ещё не завешаны, в них как в зеркале отражаются на тёмном фоне три лица, но фон не совсем тёмный - далеко за забором горят окна соседнего большого дома.
Таточка: "А кто живёт в соседнем доме?"
Лия: "Там моя сотрудница, тоже учительница, она порекомендовала мне снять комнату вот в этом доме. Её отец - лесничий. У неё двое сыновей, один из них, Витя, твой ровесник".
Таточка: "А чей это дом?"
Лия: "Это дача ректора строительного института. Он с семьёй живёт здесь только летом".
Таточка: "А с той стороны участка - тайга?"
Лия: "Тайга - это в Сибири, а здесь сходятся две улицы, дальше к лесу ещё несколько домов, а потом посадки - молодые деревца липы. Дальше идёт густой лес, который в одну сторону идёт до Сокольников, в другую- до Измайлова, а в третью- до Валентиновки, откуда мы приехали".
Таточка (трёт глаза, зевает): "Жаль, что мы живём не в тайге. Так хочется на медведя посмотреть..."
Бабушка: "В зоопарке посмотришь. Да ты была с Женей, дочкой дяди Шуры, в зоопарке, помнишь? И там были медведи, даже белые".
Таточка: "Я плохо помню их, а вот цыплёнок мне очень понравился, он такой милый!"
Все смеются.
Бабушка: "Давай умывайся, чисть зубы и ложись спать. Я уже постелила".
--
Таточка стоит на крыльце своего нового жилья и оглядывается. Дружок, пёс, на цепи, но смотрит дружелюбно. Денёк серенький, туманный, и Дружок с удовольствием переваривает завтрак в конуре. За ним - сарай. За сараем - ворота в деревянном некрашеном заборе. Сарай серый, старый. За забором по двору ходит высокий мужчина с топором, в сапогах.
Таточка: "Какой мрачный сарай! В нём, наверно, кого-нибудь зарубили топором. Вон тот мужчина, сосед, и зарубил, а труп в сарае спрятал".
В калитке появляется мальчик. Он действительно ровесник Таточки. У него ярко-синие добрые глаза, густые ресницы и брови. Он тяжело дышит через рот, у него насморк, и от этого вид неопрятный. Это раздражает Таточку.
Таточка (себе) : "Нельзя показывать вида, что меня раздражают его сопли. И жалко его. У меня тоже часто насморк. И то, что он смотрит на меня разинув рот, даже приятно немного".
Т: "Давай знакомиться. Я твоя новая соседка Таточка, Наташа".
Витя: "Витя".
Таточка: "Хочешь играть в морские путешествия? Вон тот бугорок у берёзы - парусник. Хочешь быть капитаном, а я буду матросом?"
Витя: "Да нет, лучше ты капитаном, а то я не знаю этой игры. И потом, меня мама послала пригласить тебя на телевизор, на утреннюю сказку".
Лицо Таточки из скучного превращается в восторженное, и она бежит к калитке. Витя, задыхаясь, устремляется за ней. Из дома негромко доносятся слова песни: "Москва-Москва моя, Москва моя красавица..."
Это позывные телестудии.
5. Бабушка на кухне в тазике моет посуду. По радио диктор читает текст о классовой борьбе.
Таточка: "Бабушка! А что такое классы? Вот мама принесла книжку "Первоклассница", там тоже классы, и шофёры есть разных классов, что такое класс? Такие разные вещи называются одним словом. Почему?"
Бабушка задумчиво вытирает чашку полотенцем.
По радио звучит Интернационал.
--
Детские резиновые сапоги стоят на луже - камера - сверху. Потом они прыгают, но стеклянная красота лужи не нарушается - в ней заключены листья клёна, берёзы, лепестки золотого шара. Наконец Таточке удаётся разбить лужу и вытащить листья. Не все из них сохранили яркость, а когда остаются только их следы, это становится похожим на художественное стекло.
--
Таточка: "У дяди Саши на буфете стоит хрустальный пейзаж из Китая. Так эта лужа как хрусталь тоже. Скоро октябрьские праздники, мы поедем к дяде Саше, у него новая квартира в Измайлово, мы там помоемся в ванной, посмотрим телевизор и поздравим его с днём рождения".
Таточка входит в дом и на кухне видит, как бабушка лепит пирожки из теста. Таточка с наслаждением вдыхает запах теста и начинки. По радио звучат бравурные мелодии.
Таточка: "Бабушка, ты любишь октябрьские праздники? Ты какие праздники больше любишь?"
Бабушка: "Я, Натуля, больше люблю Новый год. Но этот праздник тоже хороший, можно будет дядю Сашу с тётей Клавой проведать".
Таточка: "А кто - ты или тётя Клава печёт пирожки лучше?"
Бабушка: "Не знаю, тётя Клава - хорошая хозяйка, она вкусно маринует белые грибы, помнишь, такие маленькие?"
Таточка с восторгом кивает.
Таточка: "А можно я тоже испеку пирожок для кукол?"
Бабушка: "Ты слепи, а печь придётся в "чуде", на керосинке, это уж я испеку, хорошо?"
Весь диалог проходит под радостные марши.
--
Бабушка, Лия и Таточка восхищённо оглядывают многоэтажный дом из красного кирпича, стоя перед подъездом и оглядываясь на клумбу и не работающий фонтан.
Бабушка: "Наконец Шурка получил хорошую квартиру. Ему давно обещали. Помнишь, он предлагал даже вместе строить дом на две семьи? А это - со всеми удобствами..."
Они поднимаются по лестнице к двери, входят в парадное. Лестница широкая, пологая, гулко звучат шаги. Таточка звонко кричит, наслаждаясь силой звука.
Бабушка: "Таточка, здесь нельзя кричать, в этом доме живёт много людей, ты можешь им помешать своим криком".
Таточка замолкает.
Звонят, дверь открывается, традиционное искренне радостное "О...О!" на пороге. Дядя Саша в белой рубашке, сияет тёмно-карими глазами и белозубой улыбкой. Женя и тётя Клава пробегают по коридору с тарелками. Из комнаты доносится басовитый хохот.
Камера останавливается на ужасном лице Ивана Грозного и репродукции картины Репина "Иван Грозный убивает своего сына". Эта копия сделана дядей Сашей, и все присутствующие этим гордятся. Присутствующие смеются. На столе есть рюмки, но во-первых праздничный обед ещё не начат, а во-вторых здесь никто не напивается допьяна и веселье это естественное. Это доказывает последовательное движение камеры, пробегающей по лицам. Больше всех смеются дядя Володя (помните гимназиста, признававшегося в любви тёте Сане?) и его жена, новая, красивая, но не молодая, они смеются до слёз, в унисон - у неё контральто, а у него лекторский бас.
Дядя Володя: "Помнишь, у Нюры, ты говоришь - ты сколько килек съел? Тебе же нельзя? Раз, два, три, а с головами сколько?"
Нова жена Вера Климентьевна: " А помнишь, я у Нюры влезла в соломенное кресло Таточки?"
Вера Климентьевна одета в костюм персикового цвета, выгодно подчёркивающий её фигуру, хорошая короткая стрижка каштановых волос, яркая помада, широкие скулы, большие вытянутые глаза.
Таточка подходит к резному буфету и тихонько говорит зрителю: "Я люблю разглядывать фарфор, хрусталь, фаянс и стекло на буфете. Все они привезены из разных стран. Или вот открытка из Голландии. Интересно. Дядя Саша привёз мне швейцарскую шоколадку. И рассказывает он - заслушаешься".
Звучит танго. Дядя Саша и тётя Клава танцуют, к ним присоединяются остальные.
--
Редкие фонари на зимней улице. Бабушка и Таточка тянут санки с вёдрами от колонки. Снежные вуали завиваются от сугробов, сверкают отдельными снежинками в свете фонарей. Круги от фонарей далеко друг от друга, между ними тропинка не освещена. Санки попадают на какое-то препятствие и наклоняются. Часть воды из ведер выплёскивается.
Таточка: "Бабуся, не расстраивайся, мы ещё съездим. Мне даже нравится. А зачем нам больше воды, чем обычно?"
Бабушка: "Мама сегодня придёт поздно, у неё много работы, грязного белья накопилось много, надо ей помочь".
Таточка: "Конечно, поможем!"
--
Бабушка и Таточка стоят у керосинной лавки. Таточка с восторгом смотрит на полки: " Сколько тут красивых ярких вещей с замечательными запахами! Даже материалы почему-то продаются, косынки - большой магазин далеко, за железной дорогой.
Таточка - зрителю: "Мне больше всего хочется розовое мыло - вон то округлое, с запахом духов. Но оно, конечно, очень дорогое. Мы его никогда не покупаем".
Бабушка - продавщице: "Таточка ребёнок необыкновенный. Читает, знает цифры, стихи наизусть, особенно Пушкина, лепит из пластилина, рисует, поёт, танцует... Такие вопросы задаёт - призадумаешься".
Продавщица сияет в ответ золотозубой улыбкой, покачивает головой с перманентом.
--
Мороз, метель, ночь. Лия возвращается с работы. У керосинной лавки на дороге лежит мужчина. Лия с трудом поднимает его и кричит, перекрывая ветер: "Где вы живёте?"
Он машет рукой на ворота ближайшего дома. Лия помогает ему дойти до ворот и открывает калитку рядом с ними. Выходит одна. В окнах дома вспыхивает ещё одно окно.
Лия: "Как иногда немного надо, чтобы помочь человеку! Он говорит, что выпил в первый раз".
--
Комната на даче ректора МИСИ. Бабушка, Таточка.
Бабушка: "Сегодня мама придёт с работы пораньше, мы можем её встретить с автобуса. Хочешь?"
Т: "Конечно!"
Автобуса долго нет, темнеет, но не холодно ждать. Бабушка и Таточка оживляются: "Вот он, появился, автобус!"
Лия выходит из автобуса, Таточка бежит к ней со всех ног.
--
Богато обставленная комната. Пианино, хрусталь, фарфор, дорогие портьеры на окнах. За столом Лия, Таточка, институтские подруги Лии Валя Иванова и Лия Афанасьева и её дочери. Чай уже выпит, а подруги никак не могут наговориться.
Лия Никитина: "Вы, значит, недавно приехали из Германии?"
Лия Афанасьева: "Сашу там долго держали, никак не хотели отпускать".
Лия Никитина: "Некрасивый он какой-то, твой Саша, бесцветный. Как ты с ним живёшь?! И зануда".
Лия Афанасьева: "Я за него по необходимости вышла. Ему-то я, сама знаешь, всегда нравилась, а тут в 41-ом осенью осталась я в Москве одна. Он и предложил к нему переехать, а потом поженились. Он, конечно, зануда, но заботливый семьянин и очень дочек любит. В общем, я привыкла к нему".
Юля, младшая дочь (С большими синими глазами, приветливая): "Таточка, а ты знаешь, где Москва? Вот у тебя дядя Саша, говоришь, в Голландии был, в Швейцарии, в Китае, а можешь показать на карте, где это?"
Таточка ужасно краснеет и смотрит на карту на стене.
Таточка: "А у нас дома на стене карты нет. Но я обязательно узнаю, где это".
Юля: "Хочешь в подарок сумочку?"
Дарит ей детскую лаковую синюю сумочку.
--
Стук в дверь. На пороге сосед. У него в руках роскошная ёлка под потолок: "С наступающим Новым годом! Это вам!"
Ёлку ставят в углу комнаты, и сразу становится тесно, но весело.
Мелодия по радио: "Вальс, вальс, вальс звучит над страною сейчас..."
Таточка ложится спать, с трудом отрывая глаза от украшенной ёлки. На кухне Лия и бабушка по очереди смотрят в бумажку с рецептом - делают торт. Торт почти готов - осталось сделать розочки. И кухня готова к Новому году: пол сверкает, на окне свежая накрахмаленная занавеска, наерт.не Лия и бабушка поочереди смотрят в бумажку с рецептом - делают стене - новый отрывной календарь 1952 года.
Лия отрезает угол пакета, накладывает туда ложкой крем и пытается выдавить на торт розочку. Розочка не получается - "плюх!" Лия и бабушка от неожиданности смеются. Снова - плюх! Таточка в своей комнате прислушивается к смеху.
Начинают бить куранты. Женщины сбрасывают фартуки и косынки. На них простые, но нарядные платья. На столе нет вина - чай и пирожки. Домовито гудит печка. На окнах золотые отблески на морозных кружевах. За окном завывает вьюга.
Камера показывает дом с горящим окном среди огромных сосен, звучат куранты и женский смех, камера удаляется от дома.
--
Пронзительно-ясный солнечный день. Снег, который бросает лопатой бабушка, очищая тропинку до калитки, сверкает. Бабушка не может работать медленно, но сердце время от времени даёт себя знать.
Таточка рядом помогает с игрушечной лопаткой. Она привыкла, что у бабушки иногда колет сердце, и не придаёт этому значения. Весело подбрасывает в воздух снег и любуется его полётом.
В нескольких метрах от них края расчищенной дорожки покрываются чудесным ледяным кружевом - не то серебряной парчой, не то сканью. Таточка оборачивается и начинает собирать их голыми руками в кучу.
Бабушка: "Таточка, что ты делаешь?"
Таточка: "У меня будет сокровищница, как у Снежной королевы".
Бабушка: "Твои сокровища растают весной, ты же не на Северном полюсе живёшь. Тебе рукам не холодно от льда?".
Т: "Мне жарко! Ты знаешь, мне нравится Снежная королева, она такая красивая и холодная. Мне нравится, что она холодная"
Бабушка: "Мне больше нравится Герда"
--
Солнце светит в окно комнатки, за окном - капель, щебечут по- весеннему синицы. На столе - несколько букетов - мимоза, гвоздики, духи "Красная Москва" в подарочной коробке, шёлковое саше для газет, карандашный портрет Лии в деревянной резной раме, огромный том Бальзака.
Лия, радостно-красивая, стоит посередине комнаты.
Лия: "Ученики ещё как-то в феврале попросили мою фотографию. Я не поняла, зачем, но дала. И вот они сделали портрет! А саше даже два, я другое потом принесу, и мимозы столько, что я часть оставила в кабинете. Не люблю я мимозу, да как им скажешь!"
--
Звуки пианино. Камера от калитки показывает двухэтажный дом за кустами орешника среди старых сосен. Серенький день. У самого дома - несколько высоких груш. За домом дорожка ведёт к почти игрушечному домику, перед которым буйствует садовая ромашка. Перед входом - стол и лавки. Камера входят в домик. Там крошечная прихожая, в ней приставная лестница на чердак, в комнате - столик, три раскладушки сложены у стены и небольшая печка, на которой растут грибы. Таточка стоит на дорожке между большим и маленьким домом.
Таточка - зрителю: "Слышите звуки пианино? Мне так хочется научиться играть! В доме живут брат и сестра. Брат- взрослый холостяк, сестра ещё девочка лет десяти. Оба сироты. Бабушка очень жалеет девочку. Войдём в дом. Послушаем ближе".
Камера проходит несколько комнат и входит в одну из них. Спиной к двери - девочка в чёрном бархатном платье за пианино. Окно открыто, на подоконнике брызги - идёт дождь, он хлещет по кустам сирени, выбивает подвядшие цветы из гроздьев и швыряет на подоконник. Сирень раскачивается под струями, шёлково сверкая листьями и гроздьями.
Девочка играет вальс Грибоедова к лермонтовскому "Маскараду". Пианино несколько расстроено. Но Таточке всё равно нравится. Девочка оборачивается: "Здравствуй, Таточка! Хочешь посидеть за пианино?"
Таточка: "Очень!"
Таточка садится на круглую табуретку и начинает тыкать пальцем в разные клавиши. Поворачивается к зрителю: "Мне хочется бархатное платье, пианино, и чтобы уметь играть на нём. А главное - я хочу, чтобы у нас было постоянное жильё".
17. За столом перед домиком - две милые темноглазые девушки в летних платьях моды начала 50-ых. Между ними - Лия. На столе много учебников. Лия готовит двоюродных сестёр к поступлению в институт по химии. Одна из них, Нина, ловит всё на лету. Вечереет, девушки взбираютс по лестнице ночевать на чердак.
18. Крик в кадре: "Ой, украл, украл!"
Со стола у домика спрыгивает молодой полосатый кот с огромным куском говядины в зубах и исчезает в кустах.
Бабушка - зрителю: "На минутку отошла - и вот, пожалуйста! Надо подвешивать мясо, что ли? И покупаем-то редко..."
19. Из кустов слышен хрип. Бабушка наклоняется над ними и видит ползущего на животе кота, того, что украл мясо. У него морда - кровавое месиво, глаз не видно. Бабушка ахает и приступает к лечению: "Что б ты делал, нахал, если бы я не была хирургической медсестрой? Не горюй, вылечу".
20. Бабушка поливает водой из кувшина Таточку, стоящую в тазу.
Бабушка: "С нашей Таточки худоба, как с гуся вода!"
Таточка действительно очень худа.
Рядом с тазом сидит оклемавшийся кот и с интересом, хотя и несколько критично, наблюдает за процессом. У него остался один глаз, а так он стал парнем хоть куда, отъелся и обрёл опору в жизни.
Бабушка вытирает Таточку полотенцем, та набрасывает сарафан. Идёт по дорожке. Кот, улыбаясь, театрально готовится к прыжку, наслаждаясь испугом Таточки.
Таточка: "Бабуся! На меня кот нападает!"
Бабушка замахивается на кота полотенцем: "Кисаня! Вот я тебя!"
Полосатый разбойник бежит в кусты.
21. За столом у домика с садовыми ромашками сидят Мария Георгиевна, мальчик Витя в бескозырке с надписью "Герой" и его мама, Гена, сын дяди Володи, и его молодая жена Таня.
Гена: "Какая вы тётя Нюра молодец! Как у вас всё вкусно!"
Бабушка (она рада гостям): "Да что всё-то? Вот была капуста, её и пожарила в сухарях, я же не знала, что вы все приедете сразу".
22. Бабушка и Таточка входят в поликлинику. Об этом говорит надпись при входе. Но поликлиника эта расположена в прекрасном саду, среди яблонь и берёз. На лице у Таточки необычное для посещения таких мест выражение радости.
23. Таточка идёт по улице дачного посёлка. Улица заросла невысокой травой, на перекрёстке - бревно. К перекрёстку от калитки отправляется такая пара: огромная толстая женщина в панаме и четырёхлетнее очаровательное создание с зеленовато-голубыми глазищами. На девочке штанишки до колен, как панталоны на дореволюционных фотографиях. У неё мягкие волнистые русые волосы, заплетённые в косы, обёрнутые вокруг головы. Кожа очень светлая, тонкая, веснушчатая. Малышка не то что толста, но в отличие от костлявой Таточки кости у неё нигде не торчат. В глазах у девочки светится мысль, чувствуется, что у неё есть воля. У Таточки выражение лица примерно таково, как при виде велосипеда, несомого ей в подарок.
В руках у девочки со слоноподобной тётей книжка.
Таточка (ей 5 лет): "Я читала о дружбе у Гайдара и Пушкина. Но в моей жизни дружбы ещё не было, кроме Вовочки, но это скорее любовь. Мне так хочется иметь подругу, чтобы вместе читать одну и ту же книгу, а потом говорить о ней. Я хочу иметь рядом человека, с которым я могла бы узнать что-то о музыке и рисунке, а может, и немного поучиться иностранным языкам. У нас в посёлке "Дружба" таких не встречала. А с другими мне скучно".
Волнуясь, подходит к женщине с ребёнком: "Девочка, я хочу с тобой дружить!"
Девочка смотрит на Таточку, потом на женщину: "Как тебя зовут?"
Таточка: "Таточка".
Девочка: "А меня Ириша".
Таточка - женщине: "Вы - мама?"
Женщина: "Нет, я - няня. Пойдём с нами в посадки, Таточка, мы там будем ловить бабочек и я почитаю вам "Золотой ключик".
Таточка радостно, но чинно идёт в посадки.
24. Вечер. На брёвнах, сваленных у забора на дачном участке, торжественно восседает мужчина с гривой чёрных кудрей с проседью. У него внешность первой скрипки в оркестре. Нервные жесты и мимика, но за этим чувствуются доброта и благородство. Рядом на бревне - смуглая по-кошачьи грациозная женщина гораздо моложе мужчины. Тут же - няня и Ириша. Таточка отвечает на вопросы - родителям же надо знать, с кем познакомилась на улице их единственная дочь.
Таточка: "А я думала, что вы- дедушка и бабушка Ириши"
Добродушный хохот в ответ.
25. Крыльцо в доме, где снимают две комнаты и кухню Ириша с родителями. Таточка и Ириша погружены в чтение. Ириша, округло-женственная, в ослепительно-белых носочках и босоножках, ноги носками внутрь, и Таточка босиком, ноги от природы с хорошей выворотностью. Музыка Вивальди из сочинения "Времена года", лето.
Выходит на крыльцо иришина мама: "Таточка, ты останешься у нас обедать?"
Таточка: "Я должна предупредить бабушку, что не буду обедать дома"
Мама Ириши: "Ну, сбегай, мы подождём".
26. Таточка, подпрыгивая на одной ноге, несётся по улице.
Таточка: "Я называю этот путь дорогой дружбы. Звучит суховато, но для меня это так важно! Вот здесь строители делали забор, и получилась как бы вторая тропинка, нависающая на д первой. Вот я её дорогой дружбы и зову! Обед у Ириши! Это клубника, помидоры, мусс! А вечером, когда с полными сумками вернётся с работы её папа, он, может быть, привезёт новые детские книги - ей и мне, одинаковые. Он уже подарил мне "Золотой ключик" и Стихи Маршака".
27. Таточка и бабушка спускаются по лестнице с пешеходного моста над железной дорогой с полными сумками.
Бабушка: "В Подлипках рынок гораздо дешевле, чем в Перловке. Там дачники, поэтому дорого. И Еву Иосифовну хотелось увидеть. Уютно у них, правда?"
Таточка: "Да, всё в белых накрахмаленных чехлах!"
Бабушка: "У них домработница. Ева Иосифовна всегда после обеда ложится отдохнуть. Таточка! Почему ты ставишь на лестнице ноги носками внутрь? Ты ведь хочешь стать балериной, а балерины так ноги не ставят. Последи за собой, пожалуйста".
--
Осень. Снова дача Китайцевых. "Времена года" Чайковского. Из калитки выходят бабушка, Лия и Таточка с корзинками для грибов. Лия в жакете, который был приобретён для работы экскурсоводом на ВСХВ. Троица удаляется в посадки, потом углубляется в дубраву, камера любуется лесом, который становится всё более живописным и диким. Финал балета "Лебединое озеро". Заросшие изумрудным мохом мосты через речушки, сказочно-мохнатые, покрытые опятами ели, пугающие шорохами осинники, и снова дубравы, сияющие всеми оттенками жёлтого. Солнце спускается за деревья.
Корзины переполнены.
Лия: "Надо бы ещё хвороста для печки набрать, да тяжело тащить корзины. И темнеет".
Бабушка: "На сегодня хворост есть, завтра сходишь."
Лия: "Завтра я поздно приду с работы. Ничего, схожу тут рядом"
Бабушка: "Чёрную кошку" ещё не поймали. Ну, ладно, сходи".
.
29. Лия с охапкой хвороста останавливается на пороге кухни. С удовольствием вдыхает запах из кастрюли.
Бабушка: "Раздевайся, будем суп из опят есть. Только что от меня ушла Галя. Она приезжала жаловаться на Бориса. Ты знаешь, я была против того, чтобы он женился на женщине, у которой уже было два мужа, сейчас - две дочери, которых она хочет на него записать, и она старше его намного! У Бори появилась девушка. Он мне про неё ничего не говорил, а Галя тут порассказала, что она плохая хозяйка и всякое такое, что говорят друг о друге соперницы. Галя плакала и просила вернуть Бориса. Ты руки-то мой и садись к столу".
30. Лия, бабушка и Таточка смотрят на дверь с огромным волнением. На пороге - высокая, худенькая, с пышными каштановыми волосами девушка в сером плаще с зеленовато-голубым, как её глаза, зонтиком. За её спиной- смущённо улыбающийся Борис.
Борис: "Мама, знакомься, это Лючия".
Звучит какая-нибудь популярная итальянская народная песня. Взаимные улыбки. Чаепитие. Лючия обращает внимание на рисунки Таточки, развешанные на кухне. Садятся с Таточкой за стол и рисует закат на море и красотку. Таточка в восторге, но этот восторг не совсем искренний. Она привязана к дяде и понимает, что в значительной мере теряет его..