Сериал про бабушку. Серия 9. Дом под дубом. 25.04.2011
--
Небольшая комната в полумраке. На стене - икона, под ней мягко светит лампадка. Худая старушка с Таточкой на руках стоит перед иконой и, прижав её висок к своему, что-то тихо говорит, с просветлённым лицом обращаясь к иконе. Она объясняет своими словами ребёнку свою любовь к Богу. За окном идёт снег, но в комнате тепло- старушка и ребёнок не одеты в пальто и валенки.
Старушка обращается к зрителю и говорит: "Меня зовут Мария Георгиевна. Соседка рекомендовала мне этих квартирантов. Когда я узнала, что ребёнок не крещён, то согласилась сдавать комнату при условии, что мама и бабушка окрестят девочку. Я не могу жить в доме, где ребёнок не крещён".
У старушки аскетически сжатые губы, небольшие дальнозоркие глаза в очках, зубов мало и на щеках ямы. Лицо и руки очень морщинистые, прямо дублёные, седые волосы гладко зачёсаны в узелочек и покрыты белым хлопчатобумажным платком с голубым узорчатым краем, в каких деревенские старушки ходят в церковь. Внешнее впечатление суровости.
--
Полумрак в комнате, которую сдала бабушке и Лии Мария Георгиевна. Лия лежит на ящике от походной американской радиостанции, подаренной Борисом. Камера показывает металлическую табличку на ящике - сундуке цвета хаки: "Made in the USA". Ниже - краской по-русски: "Походная радиостанция". Ниже помельче краской другого цвета: "Дорогой маме от Бориса".
Спать на сундуке, конечно, жёстко, хотя постелен тюфячок, он короток даже для невысокой Лии, но главное - из угла, к которому обращены ноги, идёт пар - угол гнилой, дом старый.
Лия - зрителю: "В детстве меня называли принцессой на горошине".
Лия ворочается, поджимает под себя ноги, чтобы они были подальше от угла, но тут же усталость берёт своё.
--
Будильник звонит в той же комнате. Темно. Лия быстро выключает его, чтобы никого не разбудить.
Лия: "Как же не хочется есть! Но мама требует, чтобы я завтракала. Вот капусты солёной приготовила. Капусту могу, вкусная".
Лениво ест несколько ложек из тарелки, пьёт чай и быстро выходит. Перила террасы засыпаны снегом, ступеньки крыльца - тоже. От вчерашней тропинки к калитке остался только намёк, но зато дуб в углу сада, засыпанный снегом, царственно прекрасен. За ним открывается большое заснеженное поле с тоненькой рамкой леса на горизонте. Лия поднимает голову к дубу, сутулится от налетевшего ветра и бежит на электричку в противоположную полю сторону.
4. Мягкий зимний день. Ослепительный свежий снег. Небо тоже ослепительно белое, но без солнца. У Таточки в игрушечном жестяном ведре снег, она толчёт его лопатой. Бабушка выходит на террасу: "Таточка, что ты делаешь?"
Таточка: "Капусту рублю, буду солить".
Бабушка: "Закончишь, приходи, мы тоже капусту посолили".
Таточка бросает своё занятие, вбегает в дом, вдыхает с наслаждением запах свежезасоленной капусты. На столе в комнате Марии Георгиевны небольшая кадка с порубленной капустой. Мария Георгиевна пробует капусту бабушки и одобряет её.
Мария Георгиевна: "Таточка, хочешь попробовать мои постные щи?"
Таточка: "Да".
Мария Георгиевна читает молитву за столом, крестится перед иконой.
Таточка сидит с Марией Георгиевной за столом, обе с удовольствием едят постные щи.
5. Таточка в комнате Марии Георгиевны разглядывает большую книгу с картинками А.Гайдара "Чук и Гек".
Таточка: "Эту книгу подарила мне беленькая бабушка. Не знаете, кто такая? Помните, мы ездили к дяде Мише, брату бабушки, в Ногинск? Там была замечательная старушка с седыми волнистыми волосами. Такая ласковая, приветливая. Это бабушка детей дяди Миши. И ещё на ней была такая белая пушистая шаль... Ну глаз не оторвёшь! Она подарила мне эту книгу. Я очень люблю Гайдара. Я хочу быть смелой и сильной.
Когда приехали на грузовике, я так устала, что меня сразу уложили спать. А когда я проснулась, у моей кровати стояли синие зимние сапожки с белым мехом внутри. Они были такого хорошего синего цвета, какой только можно представить. Настоящего небесного в хорошую солнечную погоду. Когда я проснулась, в комнату стали приходить по несколько человек сразу. Все они смотрели на меня как на чудо, и это было очень приятно. У дяди Миши с его женой трое детей - Кирилл, Алик и Ниночка. Все такие приветливые, и их мама тоже. Ниночка - командирша, братья её слушаются, как когда-то слушались бабушку её братья - Миша, Шура и Володя - они там тоже были со своими семьями. Было так здорово! Все так любили друг друга! И я тоже.
А вот рядом другие книги. Мария Георгиевна переплела детские журналы, которые издавались до революции. Бумага пожелтела, но перелистывать их интересно, и картинки есть. Когда буду большая, если у нас будет своё жильё и деньги, я тоже буду переплетать журналы".
Листает пожелтевшие страницы.
Таточка: "Я бы хотела съездить в Сибирь, куда поехали Чук и Гек. Там красивые леса, смелые сильные люди. Там жил прадедушка Никита и бабушка, оттуда она получает письма от тёти Сани".
Этот текст сопровождается красотами сибирской тайги и мужским хором (басы), исполняющим какую-нибудь сибирскую песню.
6. Кабинет химии в мужской школе. На кафедре - Лия. Она показывает горящий фосфор. Лица мальчишек горят восторгом. Камера проходит вглубь класса и останавливается на лице Таточки. Она отвлекается от зрелища у доски и берёт в руки цветной карандаш из коробки. С удовольствием рисует принцессу. Под этим рисунком лежит несколько листов с другими. Таточка с огорчением замечает, что изрисовала всю бумагу с двух сторон. Какое-то время она пытается слушать о месте фосфора в таблице Менделеева, но потом, когда Лия даёт расчётную задачу и в кабинете наступает тишина, раздаётся её тоненький чёткий голосок: " У меня бумага кончилась!"
Класс изумлённо поворачивается - никто не заметил, что девочка сидела в классе, когда начался урок.
7. Лия привела Таточку на урок английского языка на дом к учительнице. За круглым столом сидит красивая женщина, на столе - чистый лист бумаги.
Таточка: "Очень! Я хочу знать все языки! Это так интересно!"
Учительница: "Меня зовут Серафима Фёдоровна. Мы пока будем учить с тобой английский. Люди, которые живут на острове далеко отсюда, называют привычные нам вещи совсем другими словами. Вот я рисую рыбу. Как называется рыба по-русски?"
Таточка: "Рыба".
Серафима Фёдоровна: "Верно! А по-английски рыба- фиш!"
Таточка: "Но почему именно фиш, а не как-нибудь иначе?"
Серафима Фёдоровна: "Так вышло, так они привыкли".
Таточка: "Они что, не могли спросить у кого-нибудь, узнать, что рыба- это не фиш, а рыба?"
Серафима Фёдоровна: "Но по-английски рыба- фиш".
Таточка: "Я не понимаю. Пока я не пойму, почему рыба- это фиш, я не смогу учить английский"
Серафима Фёдоровна: "Девочка моя. Давай мы вместе подумаем над этим вопросом, а когда догадаемся, то продолжим урок. Вот тебе твой листок с рыбой, вот её название на английском языке, и это всё, что я могу сделать. Лия Викторовна! Урок окончен!"
Лия выходит из соседней комнаты: "Как! Так скоро?"
Серафима Фёдоровна: "Ваша дочка ещё слишком мала, чтобы учиться иностранному языку".
Без особого сожаления Лия и Таточка покидают квартиру.
8. Лия ведёт за руку Таточку по улице в Мытищах. Дома в основном частной застройки, старые деревянные, с садами, кое-где четырёхэтажные послевоенные. Зимний солнечный день. Сверкают заиндевелые ветви деревьев.
Таточка: "Мама, мы снова идём на урок английского?"
Лия: "Нет, нас пригласила в гости моя сотрудница. Она пригласила нас праздновать Новый год. Взрослые это делают ночью, а у неё двое детей, и мы будем с ними праздновать днём".
Уютная комната с хорошей мебелью, в коврах, с хрустальными и фарфоровыми горками.
Лия и Таточка сидят за щедро накрытым столом, в углу - красивая ёлка. Сотрудница Лии протягивает Таточке мандарин - "возьми, он сладкий"
Таточка видит мандарин впервые. Она вдыхает дразнящий запах: "Как хорошо пахнет!"
Сотрудница: "Бери, у нас ещё много".
Дети сотрудницы смотрят на гостей с интересом, доброжелательно, без неприличной жалости или насмешки. Сотрудница наливает чай и насыпает конфеты в хрустальную вазочку.
Дети поют песни, читают стихи, и Таточка(Пушкин, что-то из сказок). Когда праздник закончился и Лия с Таточкой одеваются в коридоре, сотрудница дарит им пакет с мандаринами и шоколадными конфетами: "Это вам новогодний подарок".
Лия и Таточка, сияющие, идут по Мытищам в лучах закатного солнца.
Звучит Вальс падающих снежинок из "Щелкунчика"
9. Учительская в школе. Лия достаёт из сумки бутерброд с маргарином. С явным аппетитом откусывает. На неё с завистью смотрит хорошо одетая учительница: "Лия Викторовна, вы не дадите мне откусить кусочек?"
Лия: "У меня всего один бутерброд с маргарином, сейчас я Вам отрежу".
Учительница: "Ничего, я с другой стороны".
Лия протягивает свой единственный бутерброд.
Учительница откусывает и кривится, выплёвывает в корзинку для бумаг.
Лия сглатывает голодную слюну - у неё больше ничего нет.
Лия: "Вы на педсовет останетесь?"
Учительница: "Да. После педсовета меня будет встречать муж, а то страшновато домой возвращаться".
Станция Мытищи. Снег падает в лучах фонарей. Учительница, пробовавшая бутерброд с маргарином, стоит под ручку с мужем, они вместе с Лией ждут электричку. Муж с жалостью искоса смотрит на старые резиновые боты Лии.
Муж: "Давайте купим пирожных, чтобы не так холодно было стоять, и бутербродов с колбасой? Я угощаю, Лия Викторовна".
Через некоторое время все весело стоят на платформе, поглощая бутерброды.
10. Учитальская. Из коридора слышны крики учеников: "Волкодав! Волкодав идёт!"
Лия рассказывает о своём муже: "Мой муж не мог поддержать дисциплину среди рабочих".
В это время в учительскую входит директор-"волкодав": "Лия Викторовна, а вы знаете, что вы никогда не выйдете замуж?"
Лия: "Знаю".
Лия - повернувшись к зрителю: "Не завидую я его жёнам. С первой он развёлся после того, как поколотил, привязал к кровати и ушёл из дома. Это была кроткая красавица, очень его любила. Вторая во время ссоры обварила ему живот кипятком из чайника. Кажется, он собирается увольняться из школы. По-моему, все рады".
"Волкодав": "Буду в Ивантеевке, расскажу вашему мужу, как вы его тут кроете".
Лия: "Не испугаете. Я всё равно не поставлю пятёрку вашему сыну. Он не знает на пять. И не может быть медалистом"
"Волкодав": "Ну, это мы ещё посмотрим".
11. Ночь. Вьюга. Лия выходит из электрички. Вдали - огни посёлка. Глаза у неё слипаются. В руке - сумка с тетрадками. Она идёт, как во сне, по дороге к огням. Звучит "Казачья колыбельная" Лермонтова, напеваемая сонным голосом, слегка запинающимся, с эхом, которое словно растворяется в пурге. Потом останавливается: "Ой, что-то я слишком долго иду. Наверно, я вышла не в Валентиновке".
Поворачивается и идёт на станцию. Читает надпись над платформой: "Соколовская".
Лия: "Проехала! А вдруг до утра не будет больше электричек?"
Вдали виден огонёк электрички и слышен приближающийся шум.
Лия радостно входит в вагон: "Как повезло! Не буду садиться, а то снова просплю".
12. На столе в комнате, снимаемой у Марии Георгиевны, разложено панбархатное платье. Оно сшито по последней моде - с завышенными плечами, с пуговками, обтянутыми материалом, на спине. Цвет - вишнёвый. У стола стоят Борис, Лия, бабушка, Таточка.
Все любуются платьем.
Борис: "Гале это платье мало - она поправилась. Я и предложил отдать Лии. Оно почти не ношеное. Примерь, Лия".
Лия берёт платье и через какое-то время возвращается в нём. Она очень хороша в нём - большие горящие глаза, белоснежная улыбка, тёмно-русые волнистые волосы, ловкие движения, изящная фигура.
1З. Вечер в школе. Вальс. Лия в панбархатном платье танцует с другой учительницей. Ловит восхищённые взгляды.
14. Очередь за мясом в магазине на Кировской. Она стоит на улице, двигается медленно. Лия, стоя в конце этой очереди, обращается к зрителю: "Мама зря думает, что мне тяжело ездить в методический день за мясом. Конечно, было бы неплохо готовиться к урокам не ночью, а днём, но зато я сейчас дождусь следующей, и пойду в кинотеатр "Метрополь". Там три зала: красный, зелёный и синий, так что всегда можно найти что-нибудь подходящее. А другого времени для кино у меня нет. После фильма как раз и очередь подойдёт - ни разу не опоздала"
15. На керосинке в комнате, снимаемой у Марии Георгиевны, стоит таз с бельём. Бельё кипит. Бабушка помешивает его палкой. Таточка сидит и читает книгу, посматривая на бабушку.
Таточка: "Бабуся, ты устала?"
Бабушка: "Устала, девочка моя, а что делать, мама тоже придёт усталая, а ты ещё мала помогать мне в стирке".
Таточка: "Бабуся, я скоро вырасту и буду тебе помогать, вот увидишь!"
Бабушка: "Что ж, придётся подождать".
Таточка: "Бабуся, а помнишь, как мы ходили на открытие станции метро Комсомольская-кольцевая, ещё дядимишин Кира приезжал, до "Аленького цветочка" в детском театре?"
Бабушка: "Это вы с мамой втроём ездили, я дома пельмени готовила".
16. Станция метро Комсомольская-кольцевая. Море человеческих голов под ногами Таточки. Она сидит на плечах Кирилла, племянника бабушки. Станция только что открыта, сверкает мозаикой потолков и все смотрят наверх. Там трепещут знамёна, торжественно сияет икона Спаса. Таточка боится упасть и изо всех сил вцепилась в голову Кирилла.
Таточка: "Кира, тебе не тяжело меня нести?"
Кирилл: "Я ведь в мореходке учусь. Там слабаков нет".
Таточка: "У меня отец моряком был. А тебе дядя Миша разрешил идти в мореходку? Отец говорил, что там очень опасно".
Кирилл: "Моряка опасности только привлекают".
Таточка: "Я бы тоже хотела стать моряком".
17. Комната Марии Георгиевны. Лия грустная с сумкой заглядывает поздороваться. За окнами темно, горит свет.
Мария Георгиевна вяжет.
Мария Георгиевна: "Лия Викторовна, что вы такая грустная?"
Лия: "С деньгами плохо. Как-то неожиданно, никогда так не было".
Мария Георгиевна: "А Вы помолитесь, вот же икона".
Лия подходит к иконе и молится.
18. Та же комната, вечер. Лия радостная заглядывает в комнату.
Лия: "Мария Георгиевна! Саша, мой муж денег прислал!"
Мария Георгиевна, с улыбкой поднимая голову от вязания: "Ну и слава Богу".
19. Вечер в комнате Марии Георгиевны. Стулья составлены друг за другом. На заднем стуле сидит Мария Георгиевна с Таточкой на руках.
Мария Георгиевна: "Это поезд. Мы купили билеты, сели и смотрим в окно. Сейчас поедем - ту-ту! Чуку-чуку-чуку..."
Таточка: "Мария Георгиевна, а Чук - это совсем другое, это имя мальчика, который с мамой и братом поехал к папе в Сибирь. Есть такая книжка, "Чук и Гек".
Мария Георгиевна: "А ты бы хотела поехать к папе?"
Таточка: "Да, он был моряком, он очень хороший".
Входит яркая брюнетка в крепдешиновом платье. У неё яркая помада, яркий лак на ногтях: "Мама, я Наташу тебе привезла"
С брюнеткой - голубоглазая девочка с копной льняных кудрей. Она приветливо улыбается Таточке. Ей лет 10.
Брюнетка: "Наташа скоро поедет в Артек. Пусть пока подышит подальше от города, а то ведь у неё астма".
Наташа подходит к Таточке, заговаривает с ней и они убегают в сад.
20. У терраски стоит трёхколёсный велосипед. Он сверкает на солнце свежей красной краской и золотыми буквами. Таточка стоит и смотрит на него, не в силах сдвинуться с места. На терраску выходит темноволосая девочка с карими яркими глазами, в красивом дорогом платье.
Таточка: "Меня зовут Таточка. Это твой велосипед? Дашь покататься?"
"Меня зовут Лариса. Это мой велосипед. Я сама буду на нём кататься". Садится на велосипед и катается у террасы. Выходит красивая молодая женщина, тоже одетая лучше среднего уровня, хорошее кольцо на пальце, серьги...
Женщина: "Лариса! Ну в кого ты у меня такая? Дай девочке покататься!"
Лариса:"Мне самой его недавно купили. Я сама ещё не накаталась. Пусть ждёт, когда накатаюсь".
Женщина: "Таточка, вот Лариса ляжет спать после обеда, я позову тебя и ты покатаешься. Вы какую комнату у МГ снимаете?"
Таточка(с надеждой): "Пойдёмте, я покажу"
--
Утреннее солнце бьёт в окно. Оно открыто, и ветер играет марлевой занавеской. За окном спит Таточка. У окна - красивый мальчик лет четырёх с большими добрыми глазами.
Мальчик (тихо): "Таточка! Таточка!"
В окно высовывается бабушка: "Вовочка! Ты что кричишь? Таточка ещё спит. Я позову тебя, когда она позавтракает. Ты завтракал?"
Вовочка: "Не хочется. А скоро она проснётся?"
Бабушка (смеётся): "Не знаю. Иди, Вовочка, выпей чаю и приходи"
--
В комнате Марии Георгиевны на столе допевает уютную песенку самовар. За столом падчерица Марии Георгиевны Варя (яркая брюнетка с маникюром), её дочь Наташа, Лия, бабушка, Таточка и несколько соседок в белых платочках. Мария Георгиевна смотрит с ними церковный календарь и что-то советует в связи с этим. На столе баранки, мармелад, монпансье в круглой жестянке и картонная коробка из-под печенья. В ней нитки и иголки. Рядом - крышка. На ней изображена поляна в березняке, несколько брёвен и мужики в лаптях, обтёсывающие брёвна. Вдали - деревянный высокий забор - укрепление с башнями. Он так же свеж, как только что обструганные брёвна. В углах крышки - надписи - "1147" и "1947".
Таточка разглядывает коробку и поворачивается к зрителю: "Кажется, у Марии Георгиевны сегодня не то день рождения, не то именины. Неужели она родилась в 1147-ом году? А я - в 1947. Между нами разница в 800 лет?"
--
На терраске за тем же самоваром сидят Мария Георгиевна, бабушка и Таточка. Утро жаркого дня. В калитку входит крупная большеглазая женщина с мальчиком лет пяти, в тёмной матроске и бескозырке, на которой написано: "Герой". Они по лестнице входят на террасу.
Крупная женщина: "Мария Георгиевна, мы приехали как договаривались. Вещи потом привезём. Это Витя. Вы нам покажете нашу комнату?"
Витя и Таточка явно заинтересовались друг другом. Особенно ей нравится надпись на бескозырке.
24. Сарай дома Марии Георгиевны. На полу - кукольная мебель, на кукольном столе - посуда, в ней вода и нарезанная трава. Витя бьёт куклу. Таточка поворачиватся от кукольного буфета, немеет от этой картины и бросается на помощь кукле. Она бьёт Витю: "Ты что! Она же маленькая! Почему ты бьёшь её? Когда мы с Вовочкой играли в куклы, он их никогда не бил!"
Витя: "Детей надо держать в строгости! И заносит кулак над Таточкой. Драка продолжается, пока не прибегает бабушка.
25. Комната бабушки и Лии в доме Марии Георгиевны. Серое летнее утро.
Бабушка: "Мы сегодня поедем к твоему отцу в Ивантеевку. Хочешь увидеть отца?"
Таточка: "Очень!"
26. Полутёмная небольшая комната. За столом сидят усталые люди. Тускло горит лампочка. Таточка - рядом с бабушкой и у неё закрываются глаза - спать хочет. Она с усилием их раскрывает - вот он, сидит её отец, о котором она столько думает каждый день, красивый, но усталый, сам на себя не похожий, и на неё почти не смотрит.
Таточка вспоминает (проходит ряд картин), как он приехал в дом Марии Георгиевныи и привёз голубое шёлковое платье в чёрную крапинку, и они играли в салочки под дубом и смеялись.
Или вот почтальонша Тоня, не такая красивая, как Любовь Орлова в роли почтальонши Стрелки в фильме "Волга-Волга", но явно в ореоле славы этой актрисы, подъезжает на велосипеде к калитке и привозит письмо - "Это из Ивантеевки", и Таточка знает, что это от отца и радуется, и за маму радуется, потому что может быть там ещё есть и денежный перевод.
Чей-то женский голос перекрывает воспоминания. Он усталый, неприветливый, скучный. Его не хочется слушать. Хочется встать и уехать.
27. Шум мотоцикла. К крыльцу террасы на мотоцикле с коляской подъезжают Ева Иосифовна и её сын Артём. Мария Георгиевна, бабушка, Лия и Таточка выходят на террасу.
Ева Иосифовна: "Мы решили снять у Марии Георгиевны комнату. Тёма сейчас поедет на Клязьму рыбу ловить, к обеду вернётся".
Все рады встрече. Артём разворачивается и уезжает.
В калитку входит симпатичная девушка: "Здесь Артём поселился?"
Ева Иосифовна оборачиватся: "Роксана! Доброе утро! Вот мы решили здесь на лето обосноваться".
Роксана: "Какой дуб! А я ведь скалолазка. Альпинистка. Ева Иосифовна знает, у нас в Сочи, откуда мы родом, много народу отдыхает, лазая по горам. Мария Георгиевна, можно мне на дуб? У меня с собой шаровары есть".
Мария Георгиевна (улыбаясь): " Пожалуйста".
Роксана уходит в дом, возвращается в сатиновых длинных чёрных шароварах и лезет на дуб. Она уверенно влезает до половины, дальше лица зрителей вытягиваются и начинают выражать тревогу, но всё заканчивается благополучно - Роксана радостно кричит с вершины дуба, с наслаждением обозревает открывшийся оттуда вид.
Таточка: "Роксана, а оттуда Клязьму видно?"
Роксана: "Да".
Таточка: "А дядя Тёма там рыбу ловит?"
Роксана: "Нет, этого я не вижу, может, он по улицам уже едет обратно, но деревья загораживают".
Начинает осторожно спускаться. Через какое-то время она уже принимает поздравления, стоя на земле.
За горизонтом погромыхивает. Наплывают великолепные кучевые облака, каждое из них - просто шедевр архитектуры, стремится к ещё большему совершенству и одновременно наливается синевой.
С первыми каплями дождя появляется на мотоцикле Артём.
Таточка: "Дядя Тёма, вы меня покатаете?"
Артём: "Конечно, но после грозы, она сейчас будет".
Он рад грозе, и Таточка рада, у Артёма есть несколько рыб, он с гордостью отдаёт их Еве Иосифовне, а сам расстилает сети для просушки под столом на веранде.
Все стоят и любуются Артёмом - какой он ловкий, сильный, красивый.
Таточка обращается к зрителю: "Мне так хочется сказать дяде Тёме - Вы ведь любите мою маму. И она Вас любит, и я Вас люблю, женитесь на ней, и все будут счастливы, и Ева Иосифовна, и бабуся, и нам будет легче жить. Но я боюсь всё испортить. Как это сделать?"
Таточка: "Дядя Тёма! Возьмите меня на рыбалку! Я тоже люблю лес и путешествия!"
Артём и Таточка смотрят друг другу в глаза. В глазах Таточки недетская влюблённость. Это не нравится Артёму. Он шутливо набрасывает на неё край сети и загоняет под стол. Таточка сидит под столом и плачет: "Это я виновата! Я всё испортила! Надо было молчать. И ещё заплакала зачем-то. Теперь мама не выйдет за дядю Тёму! День так прекрасно начинался! Такой прекрасный был день!"
Артём - зрителю (испуганно): "Меня всю жизнь преследуют женщины. Мы с Борисом помогаем друг другу от них отбиваться. Борис часто просит меня освободить его от очередной влюблённой девушки. И на работе у меня полно баб, хотя они плохо разбираются в технике. Я их и на работе под стол загоняю. Но Таточка! Что же теперь делать? Я, кажется, чуть ли не впервые в жизни испугался. Лия! Лия! Тут Таточка плачет!".
На террасу выходит Лия. Она видит растерянного Артёма и Таточку, плачущую под столом. Молнии сверкают чуть не каждую минуту и бьют совсем рядом. Дождь как из ведра. Уже нет смысла сушить сети под столом - всё на террасе мокрое от косых струй.
Лия: "Ничего страшного! Таточка, что ты делаешь под столом? Вылезай, обедать будем в комнате Марии Георгиевны".
Лия -зрителю (уводя Таточку с террасы, сзади идёт смущённый Артём): "Мой любимый писатель- Диккенс, любимая вещь- "Дэвид Копперфильд". Мать Дэвида, овдовев, выходит за жестокого Мердстона. Это становится началом бед мальчика. Когда я прочла это, а это было в детстве, решила, что второй раз замуж не пойду. Мне вообще не хотелось замуж. Я так и говорила Борису, когда мы играли в индейцев. Моя сотрудница второй раз вышла замуж, и её новый муж не ладит с дочкой. В доме ад. Зачем мне это?"
Все трое уходят в террасы.
28. Гроза кончилась. Сияет солнце. Ева Иосифовна и Таточка выходят за калитку гулять. Они идут в поле по дороге, вдоль которой кое-где сохранились дубы. Солнце сверкает в лужах. Ева Иосифовна и Таточка, удаляясь от зрителя, о чём-то сдержанно, но заинтересованно беседуют.
--
Комната Марии Георгиевны. Мария Георгиевна и Таточка.
Мария Георгиевна: "Таточка, бабушка платит мне за несколько кустов крыжовника, с которых ты можешь есть ягоды. Ты можешь есть ягоды и с других кустов. Но не ходи к соседу. Туда есть калитка в заборе. Он сумасшедший, злой и может тебя убить".
Таточка явно напугана. Она встаёт и идёт есть крыжовник в саду Марии Георгиевны. Видит тропинку, ведущую к калитке в заборе. Крыжовник на кустах Марии Георгиевны зеленоватый, с кислинкой, хотя попадается мелкий красный - он сладкий. Но Таточку тянет по дорожке к калитке. Она подходит к калитке, оглядывается и приоткрывает её.
Таточка: "Какой янтарный, крупный!"
Ещё раз оглядывается и начинает лакомиться.
Из-за кустов неуверенно, словно не в своём саду, выглядывает болезненного вида мужчина. У него бегающие красноватые глаза и неуверенная улыбка.
Мужчина: "Не бойся, девочка, угощайся".
Таточка на секунду немеет, а потом молча убегает в калитку.
--
Бой барабана, звуки трубы. По улице идёт пионерский отряд. Они устали, идут издалека. Таточка и Наташа, внучка Марии Георгиевны, провожают их взглядами, стоя у калитки.
Наташа (сознавая, как она хороша и видя, что Таточка любуется ею):
"Я скоро поеду в Артек, в Крым. Там пионерский лагерь. Я - пионерка. Там весело и очень красиво. Море, можно плавать. Ты умеешь плавать?"