Телесериал про бабушку. Серия 6. Есиплево. 23.12.2011
1. Лия с Дорой Шамер выходят из Консерватории. Они сияют. У дверей визжат поклонницы Лемешева. Дора и Лия с улыбкой оглядываются на них.
Лия: "Наталья Васильевна предлагает мне остаться на кафедре. А я ей сказала, что выхожу замуж за моряка и уезжаю в Эстонию. Так жалко из Москвы уезжать, от музеев и театров..."
Дора: "А мне сказали, что аспирантура не светит по причине национальности. Ну, не прямо, но намекнули. Ты знаешь, Лия, как я добросовестно училась. Жаль, если всё это окончится простой работой школьной учительницы".
Лия: "Явсегда считала, что уж ты-то можешь быть хорошим учёным".
Дора: "И ломиться в запертую дверь времени нет. Надо деньги зарабатывать. У меня же ещё четыре сестры".
Лия: "Да, очень жаль. Вот я сейчас тебя развеселю, слушай", - она ловит на ладонь красивые медленно падающие снежинки, - "мои девчонки из комнаты написали за меня письмо в село, куда меня распределили работать. Я всё равно туда не поеду, поэтому они резвились вовсю. Написали там, что я всю жизнь мечтала жить в селе, выйти замуж за тракториста и купить корову. Косить ей сено, учить сельских детей и что-то ещё, не помню. Они отправили это письмо, а потом мне рассказали. Ну, я-то всё равно поеду к Саше".
Дора: "Счастливая ты, Лия".
Лия: "Да. Мама сошьёт мне к выпускному вечеру белое платье с красными букетиками".
2. Елоховский собор. При входе в него Лия.
Лия: "Мы часто с девчонками бегаем сюда украдкой, чтобы поставить свечки перед экзаменами. А теперь у меня выпускные экзамены. Конечно, я волнуюсь. Пришла заранее, потом, может, времени не будет".
Входит в собор. Ставит свечу перед чудотворной иконой Казанской Божьей матери. Выходит. Цветут сады, щебечут птицы. Ещё никто не знает, когда начнётся война.
3. Мыс Сырве на о.Сааремаа в Моондзунском архипелаге. Батарея капитана Стебеля ведёт огонь по бомбардировщикам. Остатки травы на земле жёлтые - середина сентября. Но травы почти нет. Ничего не осталось на этом мысу, кроме земли, в которую вжались советские моряки. Среди них мой отец. Все с грязными голодными лицами, в давно не стираных гимнастёрках, они используют для сопротивления остатки боеприпасов.
Его слушает небольшая группа моряков. Бомбёжка продолжается непрерывно.
4. Ночь. Горят костры. Фашисты в них бросают документы и фотографии пленных. В костре горит фотография Лии. Она горит медленно, потому что лежит с краю. Отец выхватывает из костра фотографию и кладёт в карман одежды для пленных. Это видит конвоир, но отводит взгляд. Откуда-то появляется и нарастает древнее кавказское песнопение.
5. На экране - вечер в Сванетии. Невероятно красиво. Закат солнца. В селении внизу мужские голоса поют древний гимн солнцу "Лиле".
Сполохи костра, у которого греются альпинисты.
Отец: "Паша, о чём поют сваны? Что это такое - Лиле?"
Паша: "Они поют древний гимн солнцу".
6. Сполохи костра, у которого сидят пленные. Гимн солнцу постепенно затихает.
7. Лия звонит в дверь коммунальной квартиры. Открывает Надежда Ивановна, мать моего отца. Она осунулась, виски поседели.
Лия: "Я уезжаю по распределению в Есиплево. Пришла попрощаться".
Надежда Ивановна: "Проходите".
Лия и Надежда Ивановна садятся на тот же диван, на котором обсуждались поездка отца на Кавказ и знакомство с Лией. Вокруг чемоданы и узлы. Соня сидит усталая, грустная.
Надежда Ивановна: "Сонечка, сходи за хлебом к чаю. Лию угостить и в дорогу. Мы в эвакуацию едем".
Соня: "Я устала, только пришла из школы. Можно я не пойду?"
Надежда Ивановна: "Ну что с тобой сделаешь? Лия, к нам пришло письмо, что Саша пропал без вести. Вы же знаете, что там сейчас делается".
Лия: "Не надо терять надежды. Может быть он жив. Я буду ждать его. Он просил оставить вам мой адрес в Есиплево. Если вам будет нужна помощь, пишите. Но, может быть, я пойду на фронт медсестрой"
--
Комната дяди Володи. Лия пьёт чай, дядя Володя сидит напротив и слушает, что она говорит.
Лия: "Я хочу пойти на фронт медсестрой. Я - Ворошиловский стрелок".
Дядя Володя: "Вот как ты сейчас передо мной сидишь, так и Борис на днях сидел. Он тоже на фронт хочет. Вы подумали о Нюре? А если она одна останется? Ты думаешь, война - это подвиги, флаги и марши? Это грязь, вши, боль, смерть, женщинам там делать нечего".
Лия: "Вот мне так и в военкомате сказали. Вы, говорят, учительница, вот и поезжайте по распределению учить, а то что же, в войну дети должны неучами оставаться? И про грязь тоже, и что туалетов там нет и тёплой воды".
Дядя Володя: "Ну, правильно сказали тебе в военкомате. Вот и поезжай, тем более, Нюра говорила, что село твоё за Волгой, туда, может быть, немец не дойдёт. Дядя Шура остаётся в Москве, а семья его уехала в эвакуацию, мы тоже поедем - у меня бронь".
--
Вой сирен. Вид ночного города с крыши. Крыша мокрая, скользкая, блестит. На ней отблески прожекторов, ищущих и ведущих бомбардировщики. Ящики с песком.
Лия бросает в ящик зажигательную бомбу. Рядом бегает однорукий парень.
Лия: "Семён, трудно, наверно, гасить зажигалки одной рукой?"
Семён: "Лия, трудно не гасить, а руководить вами - несмышлёнышами. А я уже отстрелялся - в карельскую войну. Теперь меня не призовут".
Разрыв бомбы совсем рядом.
--
Лия сидит в плацкарте и пьёт чай с булочкой.
Лия: "Какие булочки вкусные! Молодец, Борис, что догадался их купить. А то у меня с едой не очень хорошо. Ну, хлеб я взяла, но когда в следующий раз удастся отовариться, неизвестно".
Выходит из вагона с чемоданом, большой коробкой и рюкзаком. На вокзале написано: "Кинешма". Лия спрашивает гостиницу. К ней подходит женщина, по внешности учительница, и говорит: "3десь нет гостиницы. Вы с какой целью в Кинешму приехали?"
Лия: "Я закончила МОПИ и распределена в село Есиплево, за Волгой".
Учительница: "Вам надо остановиться на ночлег у нас. Я тоже учительница. Только в баню сходите, и приходите к нам по этому адресу...",- пишет адрес на бумажке.
--
Ослепительной чистоты комната в деревянном доме - вся мебель в белоснежных накрахмаленных чехлах. Занавески. Голландка - печь. Другая комната. Вечерний чай. За столом семья: пожилые родители, учительница, их дочь, и её сестра, девушка. Лия вынимает из самодельного рюкзака хлеб, но семья дружно от него отказывается: "Он вам ещё пригодится, неизвестно, когда на месте будете".
Лия смущённо садится за стол, ей наливают чай, пододвигают вазочку с вареньем и хлебницу, сахарницу.
Учительница: "Вот это моя семья. Мама, папа и сестра. Два брата и муж на фронте. Вы можете у нас оставить часть багажа. Потом приедете".
Лия: "Сколько я должна вам за ночлег?"
Учительница: "Нисколько. Учителя должны помогать друг другу" (улыбается).
Сестра: "Нашу Таню любят ученики. Она не только к учителям добрая".
--
Лия идёт по дороге с чемоданом, коробкой и рюкзаком за плечами. Машет рукой проходящим грузовикам. Садится в кабину одного из них. Едет в кабине грузовика. Снова выходит и идёт по дороге, проходя мимо села. Она очень устала. Ставит груз около одного из домов и заходит в него. Там старик и старушка. Они выглядывают в окно: "Ой, как же вы всё это дотащили? Не беспокойтесь, чемодан и коробка будут в сохранности".
Лия: "Я как устроюсь на работу, так приеду за учебниками, вы не волнуйтесь, если задержусь, я в первый раз в жизни начинаю работать учительницей".
Старик и старушка ласково улыбаются.
--
Паром в Наволоках. Посадка с гусями, овцами, козами, коровами. Панорама Волги с парома. Паром причаливает к другому берегу.
Лия - паромщику: "Куда же все разбежались? Кто мне подскажет, как до Есиплево добраться?"
Паромщик: "Вот дорога. По ней и иди, никуда не сворачивай. У нас дорога особая, столбовая называется. Чтобы её сделать, врыли деревья стоймя. Очень хорошая получилась".
Лия удаляется по дороге с рюкзаком.
14. Тень ползёт перед Лией и постепенно удлиняется. Лес по сторонам дороги расступается и на живописном взгорке открывается Есиплево - деревянный большой дом на самом высоком месте села, рядом с церковью, на которой сохранился крест, розовеющий в лучах вечернего солнца.
Один из тихих вечеров в конце лета. Воздух словно пропитан розовато- золотой пылью. Окна в доме и самовар на террасе тоже сияют в закатных лучах. В большом деревянном доме на веранде сидит компания из пятнадцати человек и пьёт чай из самовара.
Камера от стола показывает приближающуюся с рюкзаком Лию. Она
очень устала, но рада, что, наконец, добралась до места назначения.
Один из мужчин за столом: "Здравствуйте, вы к нам работать учительницей. Да?"
Лия представляется.
Директор: "Я - директор этой школы, Сергей Иванович Топорков. Это - мои учителя. Потом постепенно познакомитесь, а сейчас садитесь за стол ужинать".
Лия моет руки во дворе школы под рукомойником, вытирает их висящим рядом чистым полотенцем и вынимает хлеб и сахар.
Директор: "Хлеб кушайте сами, завтра выпишем вам карточки, а сахар уберите, он вам ещё пригодится. Ночевать будете в бывшей усадьбе помещика Громбаха, там у нас общежитие одиноких учителей и библиотека".
Лия: "А кто такой Громбах?"
Одна из учительниц: "Это помещик, который в начале века много построил здесь в Есиплево - больницу, кирпичный завод, церковь, школу, библиотеку, мельницу. В революцию его не тронули, народ его любил. Он был немец. Оставил всё здесь и уехал в Германию. Что с ним сейчас - мы не знаем".
15. Лия идёт по тёмной осенней сельской улице и плачет. Она говорит в камеру: "У меня сегодня день рождения. Гостей не будет, и подарков тоже. Мама пишет, что приедет в декабре, сейчас сдаёт коней в военкомат, не может приехать. Никогда у меня не было такого дня рождения".
16. Лия в столовой. Она идёт по проходу между столами, бледнеет и падает в обморок.
Подбегают люди: "Что случилось? Расступитесь, дайте подложить что-нибудь под голову".
"Кто это?"
"Выковыренная, из Москвы".
Подходит директор школы.
Лия приходит в себя: "У меня карточки пропали".
Директор: "Что же вы не сказали? Мы попробуем их восстановить. И учительницам, у которых нет подсобного хозяйства, выпишем молоко".
--
Лия за столом в классе проверяет тетради.
Вбегает девочка: "На Иванове штаны горят!"
Лия выбегает в коридор. Мальчишка вытаскивает что-то из кармана брюк и бросает в таз под умывальником. На брюках расплывается дыра.
Лия: "Сколько я говорила директору, что для реактивов нужен сейф! Нет кабинета, так хоть сейф должен быть!"
В тазу шипит и пенится.
Девочка: "Лия Викторовна, что это?"
Лия: "Это, Сидорова, металлический натрий. Очень активное вещество. Плохо, что Иванов его украл. Но молодец, что интересуется химией и быстро соображает".
--
По коридору приближается процессия учеников с неуверенными лицами. В руках у них что-то завёрнутое в газету: "Лия Викторовна, мы знаем, что у вас ничего кроме туфель нет. А у нас зимы суровые. Мы собрали шерсть и сделали вам валенки. Не откажитесь принять".
Лия: "Нет, что вы, ребята, я не могу принять такое от учеников. Это дорогой подарок".
Ученики: "Лия Викторовна, примите, не обижайте, ну в чём вы зимой-то ходить будете?"
Лия: "Нет".
Девочка- активистка со слезами на глазах: "Ну, мы к директору школы пойдём, мы до директора совхоза дойдём, мы вас заставим валенки одеть!"
Мальчик: "А вон директор идёт. Сергей Иванович, Лия Викторовна не хочет валенки одевать, а мы их собирали от своих овец. Это же не взятка какая-нибудь, а необходимая вещь!"
Директор: "Лия Викторовна, не обижайте учеников. Они от чистого сердца. Да и без валенок тут нельзя, у нас тут асфальта нет. Я вот зачем пришёл. Вы Ворошиловский стрелок Я поручаю вам военное дело. Думаю, не надо объяснять, как это важно сейчас. Вам надо съездить в Наволоки за винтовками с учениками, пока погода позволяет. Проверьте их тщательно и примите по списку".
--
Большая лодка с Лией и учениками переплывает Волгу. Серое небо, моросит, ветерок свежий. Все ёжатся. В лодке - человек десять, не только Лия с учениками. Маленький мальчик со своей мамой болтает рукой в воде и брызгает.
Лия: "Мальчик, не брызгай".
Мальчик: "Хочу и брызгаю".
Один из учеников: "Ты почему учительницу не слушаешь?"
Мальчик: "А это не учительница, а девчонка, таких учительниц не бывает".
--
Лия моет пробирки с ученицей после лабораторной. Входит бабушка. Она с чемоданчиком. Лия бросается к ней. Она ждала этого и не верит своим глазам.
Обе привыкли скупо выражать свои чувства.
Бабушка: "Ну вот, Лия, сдала я своих лошадей в военкомат, теперь буду здесь работу искать, говорят, тут в больнице бухгалтера нет".
Лия: "Ты, наверно, устала с дороги, пойдём пить чай".
Бабушка: "У вас тут сельпо есть, я видела такую красивую и дешёвую дамскую сумочку, может быть купить?"
За спиной её по коридору стремительно проносятся девочки. Они бегут за сумочкой в сельпо.
21. Лия и бабушка стоят на пороге избы. Им открыла крупная некрасивая женщина с добрым лицом. В избе большая русская печь, стол у окна, икона в углу, дверь в другую комнату.
Женщина: "3дравствуйте. Лия Викторовна, как вашу маму зовут?"
Лия: "Анна Никитична".
Женщина: "Анна Никитична, я - почтальон Аня. Вы будете жить вон в той комнате. Обедать можете за этим столом. На печке у меня лежит больной брат. Я его мою иногда. Так что извините. Инвалид он. У нас ещё другая сестра есть, но она замужем, а мне легче за ним ухаживать".
--
Комната в избе почтальона. За стеной Аня очень красиво поёт "Степь да степь кругом". Вечер. Темно за окном. Капли дождя на стекле.
Бабушка: "Сразу всего не расскажешь. В метро ночевала. Пришла к Володе на Спиридоньевский - а они уже в эвакуацию отправились. Мне и ночевать негде. Иду по улице Горького. Вокруг милиция, скоро комендантский час. Я же прописана в Белопесоцкой, оставаться в Москве на ночь не имею права. Я спросила милиционера, что мне делать. А он говорит - всё равно идите в метро Маяковская и там ночуйте. Там всё так хорошо организовано! Мне дали раскладушку. Я так устала, что очень хорошо спала. Там же не слышно налётов".
Лия: "Я видела в той комнате таракана. И, по-моему, у брата почтальона вши. И запах! Она ведь его не каждую неделю моет. Я понимаю, у неё хозяйство и работа, но даже проходить через ту комнату неприятно, хотя человек Аня хороший. И жалко её - такой голос, а она здесь прозябает"
Бабушка: "У каждого своя судьба. Ты поговори с директором совхоза, может, он даст другое жильё".
23. Лия и бабушка подходят к мельнице за селом. Красивый вид с плотины. Вода покрыта льдом. По ней тропинка к мельнице. Рядом с ними - деревянная баня. Два крыльца с разных сторон.
Лия: "Там живёт с одной стороны учительница с мужем. А нам с другой стороны дали. Только у них туалета нет. Она в лес ходит в туалет. За это ученики прозвали её Сикой.
Бабушка: "Ну а мы туалет сделаем. С этого и начнём. Только вещи занесём".
Подходят к крыльцу бани, отпирают дверь, ставят у двери внутри чемоданы. Бабушка берёт нож и собирается идти в лес резать ветки для туалета.
Лия: "У меня скоро урок, я пойду, а ты располагайся. Дрова пока соседи обещали взаймы дать. Директор дрова выписал, надо привезти. Ученики помогут. Ну, я побежала?"
Бабушка: "Беги".
Бабушка идёт в лес, возвращается с ветками и быстро сплетает из них стены для туалета. Входит в дом и скоро над ним поднимается дым из трубы.
24. Тот же дом - баня, только вокруг бушует весна. Камера входит в дом. Мы видим в прихожей чугунки, сковородки, грабли, лопаты. На кухне - русская печь. Пол некрашеный. Вместо стола - ящик, покрытый бумагой. В комнате слева и справа от двери - кровати. Окно на противоположной двери стене завешено крашеной в зелёный цвет марлей. У одной из кроватей - книжная полка из досок.
25. Погожий вечер. В лучах заходящего солнца Лия и бабушка копают землю на огороде. Мимо прогоняют стадо. Пастух оборачивается на них. Через какое-то время он появляется у калитки с кринкой.
Пастух: "Лия Викторовна! Хотите молока?"
Лия подходит к калитке: "А сколько я вам должна?"
Пастух: "Это подарок. У вас же нет коровы? А мне дают молоко за работу, но мне столько не нужно".
Лия: "Неудобно как-то".
Пастух: "Берите-берите! Вот вам забор ученики сделали. И правильно. Мы должны помогать друг другу".
Лия: "Ну, спасибо. Сейчас я перелью молоко".
Пастух: "Не торопитесь, я подожду".
Лия - зрителям: "Есть ужасно хочется. Сажаем не картошку, а глазки. Стараемся срезать поменьше".
26. Знойный полдень. Лия подвозит на телеге канистру с топливом для трактора. У трактора на траве сидит усатый немолодой тракторист. Курит.
Лия: "Сами заправите?"
Немолодой тракторист: "Тебе положено - ты и заправляй".
Лия: "Вы мне не тыкайте, пожалуйста. Я же вам не тыкаю".
Подходит тракторист помоложе: "Ты. дед, смотри, учительницу нам не обижай. Мы заправляем трактора сами".
Немолодой тракторист: "Разминдальничались тут, понимаете, лучше б дело своё делали как следует".
Тракторист помоложе: "А мы делаем, ты за нас не беспокойся. Лия Викторовна, замерьте,