Слети к нам, тихий вечер...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Телесериал про бабушку. Серия 17. "Слети к нам тихий вечер..."
07.09.2011
Сцена 1. Финиш лыжных соревнований. Наташа с горящими глазами принимает поздравления. Подходит одноклассник: "А слабо тебе, Наташа, соревноваться с Женей Дыбко? Он в спортивный институт готовится, футболистом стать хочет".
Наташа: "Толя, ну кто же не знает, что Женя хочет стать футболистом? У него все тетради футболистами разрисованы. Сегодня я, конечно, соревноваться с ним не буду. А на следующем уроке физкультуры - с удовольствием".
Толя: "Ну, когда это будет! Давайте сейчас. Условия такие - кто первым встанет - тот и проиграл. Дистанции нет".
Наташа оглядывает одноклассников. Всем хочется посмотреть, кто победит. Физкультурник, красивый статный, интеллигентного вида, сворачивает материал с надписью финиш и финишное ограждение и уходит.
Наташа: "Ну, давайте"
Женя и Наташа по знаку Толи бросаются по лыжне. Пробегают метров двести - триста, и у Наташи начинает идти кровь из носа - весь костюм измазан. Но она продолжает бежать.
Крики болельщиков: "Хватит! Остановитесь!".
Соревнование прекращается.
Сцена 2. Наташа с одноклассниками катаются на санках с железнодорожной насыпи. Темнеет.
Наташа и Юра Сорокин сидят на одних санях, скатывающихся с горки. Санки вываливаются в сугроб.
Юра, барахтаясь в сугробе: "Наташа, а ты знаешь, откуда берутся дети?"
Наташа: "Нет, бабушка говорит, что мне рано знать".
Юра шепчет её на ухо.
Наташа: "Ребята, Оля, послушайте, что Юра говорит! Он говорит, что дети берутся у женщин из живота! Какая глупость!"
Юра: "Тише! Это правда!"
Не видно, как оба краснеют в темноте.
Сцена 3. Окно в комнату при школе открыто. В него грузчик в парах холодного воздуха втаскивает с помощью других грузчиков новенькое пианино. Посередине комнаты стоит взволнованная Лия:
"Мама, я когда деньги в кассе платила, у меня руки тряслись. Я свернула каждую тысячу отдельно, а кассирша меня отругала. Сказала, что ей так неудобно пересчитывать. Дядя Володя сказал, что свою тысячу он даёт не взаймы, а дарит. И Борису тысячу подарил - они тоже пианино покупают. Я не знала, какое выбирать. Учительница пенья болеет, а больше у меня знакомых музыкантов нет. Но убеждали, что хорошее".
Входит Наташа в школьной форме с портфелем. Она потрясена увиденным. Целует Лию.
Сцена 4. Наташа готовит домашнее задание на пианино.
Бабушка: "По-моему, неплохо".
Наташа: "Учительница говорит - сделай маленький кусочек, но хорошо. Мне нравится наш физкультурник. Не то что я в него влюблена, но просто вот таким должен быть человек - на скрипке играет великолепно и физкультуру преподаёт так, что и сравнить не с кем".
Бабушка: "У вас, по-моему, все учителя хорошие".
Сцена 5. Наташа идёт со стадиона, придерживая мокрый платок на голове. Её сопровождает Оля Бакшевская.
Оля: "Наташа, очень больно? Может, к врачу?"
Наташа: "Не очень. Даже удивительно. Такой здоровый булыжник, могло бы вообще голову снести. Если идти к врачу, Женьке Дыбко достанется. Что на него нашло? Нравлюсь я ему, что ли? Ничего себе ухаживание. На лыжах он меня победил. Такой тихий, скромный, краснеет часто".
Сцена 6. Наташа стоит перед только что купленным гардеробом и любуется своим отражением. Она в мамином блестящем платье и маминых чёрных лакированных туфлях на высоких каблуках.
Стук в дверь.
Голос Юры Сорокина: "Здравствуйте. Мне Наташа нужна, стенгазету делать".
Бабушка: "Сейчас позову".
Наташа судорожно пытается освободиться от туфель.
Наташа (шёпотом): "Вот ножищи вымахали, больше маминых стали!"
Одну туфлю удалось снять, а другую нет, а платье можно снять только в ванной. Наташа делает движение в сторону ванной, но потом машет рукой и так и выходит к Юре с одной босой ногой и в мамином платье.
Бабушка: "Наташа, к тебе Юра. Можно ему пройти?"
Наташа: "Можно".
Сцена 7. Наташа несётся на велосипеде по шоссе. Велосипед новый, ярко-синий. Машин почти нет, сияет солнце. Наташа тоже сияет. Она низко пригнулась к рулю и наслаждается скоростью. На ней белая майка с вырезом.
По обочине шоссе идёт Юра Сорокин. Наташа проносится мимо, приветственно помахав ему рукой. Тот смотрит на неё каким-то взрослым взглядом, так, что Наташа оборачивается.
Наташа: "Эту майку я ещё в пионерском лагере носила. Ничего в ней особенного нет. Что это он так уставился на меня? Поехать, что ли, в Медведково? Там строится новый микрорайон, сносятся избы, любопытно посмотреть".
Уносится по шоссе на велосипеде.
Сцена 8. Голос Зыкиной поёт: "Издалека долго
Течёт река Волга..."
Легковая машина несётся вдоль канала Москва - Волга. Летний солнечный день. В машине - радостные лица. Она набита битком. В ней - женщина средний лет. Лицо женщины монументально - с такими лицами обычно бывают статуи, от которых не требуется портретного сходства. Лицо это доброе и грубоватое. Ещё в машине сын женщины с добрым лицом, лет десяти, Наташа и бабушка, за рулём - мужчина, похожий на женщину с добрым лицом как две капли воды, и нарядная красивая красавица с маленькой нарядной девочкой на коленях.
Бабушка: "Анна Михайловна, а вы нам почту будете пересылать с оказией?"
Анна Михайловна: "Анна Никитична, пока я работаю почтальоном, можете быть спокойны".
Бабушка: "Вы Кисаню не только кормите, но и поговорите с ним, погладьте..."
Анна Михайловна: "Поглажу, конечно".
Наташа: "А когда мы приедем в вашу деревню?"
Мужчина: "Вот доедем до Кимр, а там свернём на дорогу похуже, а уж как быстро мы до деревни доберёмся, это зависит от той дороги. Машина перегружена, можем в луже застрять".
По каналу плывут теплоходы, яхты. По улице дачного посёлка идёт седой богатырь в генеральских брюках и несёт на коромысле вёдра с водой.
Зыкина продолжает петь.
Сцена 9. Машина проезжает по большаку мимо старых запылённых тополей. За ними - развалины большого дома.
Бабушка: "Что это за дом?"
Мужчина за рулём (брат почтальона тёти Нюры Петуховой, Анны Михайловны): "Это дом Туполевых. Здесь раньше была деревня Туполево. Отсюда родом авиационный конструктор Туполев".
Наташа: "А вы на космос работаете?"
Брат Петуховой: "Да".
Сцена 10. Вечереет. Солнце садится в сизые тучи. Машина брата Петуховой стоит между избой и коровником. Наташа проходит мимо машины к коровнику. Из дверей избы выходит старушка, мать Петуховой: "Миша, ты где ночевать будешь?"
Брат Петуховой любовно похлопывает машину: "В своей президенции".
Наташа подходит к коровнику и заглядывает в него. Там по колено в навозе стоят коровы. Они жалобно мычат навстречу Наташе. В дверь коровника вылетает рой мух и несётся к окнам избы Петуховых.
Сцена 11. В большой комнате с русской печкой накрыт стол. Родители Петуховой и те, кто были в машине, сидят за столом. По лавкам вдоль стен - соседская ребятня. Отец Петуховой немного выпил и придирается к жене.
Бабушка: "Вы извините, нам где стелить на ночь?"
Петухова: "В соседней комнате".
Сцена 12. Наташа входит в соседнюю комнату. У кровати сидит бабушка и курит. Постель постелена. Над кроватью - коврик из клеёнки, на нём - пруд, окружённый кустами, из кустов выглядывает русалка.
Наташа (грустно): "Вот и я пишу маслом в такой технике. Могу торговать на рынке своими произведениями".
Бабушка: "Я окно открыла, а то душно. Тут клопы. Вон, видишь? А под ковриком ещё больше. Придётся здесь ночевать".
Наташа: "Может, пока Михаил Михайлович здесь, уехать с ним обратно?"
Бабушка: "Утро вечера мудренее".
Наташа засыпает. Бабушка сидит у окна до рассвета.
Сцена 13. Солнце и мухи в окне. Наташа просыпается.
Входит бабушка: "Я тут на краю деревни нашла дом, там живёт одинокая старушка. Давай вещи перетаскивать".
Наташа: "Петухова, наверно, обидится".
Бабушка: "Что же делать".
Сцена 14. Наташа и ребята на лавках в большой комнате Петуховых. Входит бабушка: "Михаил Михайлович остальное перевёз. Пойду письмо Лии писать".
Наташа - ребятам на лавках: "Как вы тут живёте, расскажите".
Ребята улыбаются и молчат.
Наташа: "Может, вам рассказать, как я живу?"
В ответ снова тишина и улыбки.
Бабушка выходит с письмом: "Наташа, ты ничего не хочешь добавить?"
Наташа уходит в другую комнату.
Сцена 15. Наташа и бабушка подходят к маленькой избушке на краю деревни. Она облуплена и отмыта дождями до серебряного цвета.
Бабушка: "Здесь нет клопов".
На крыльцо выходит худенькая старушка.
Бабушка: "Познакомьтесь, Анна Ивановна, это моя внучка Наташа".
Старушка улыбается в ответ.
Бабушка: "Жить будем на чердаке. Там сено, будем на нём стелить постели. Вот по этой лесенке. А рядом с домом - речка, там можно окунаться по утрам".
Наташа радостно лезет наверх.
Сцена 16. Солнце пробивается на сеновал. Наташа просыпается и с удовольствием вдыхает запах сена.
Наташа: "Как хорошо пахнет сеном! И ещё пирожками! Мама привезла муку и испекла в русской печке пирожки! После завтрака пойдём за земляникой".
Сцена 17. В тени огромной прекрасной сосны сидят бабушка, Лия и Наташа. Бабушка вяжет, Лия читает, Наташа обложилась нотами, книгой на английском языке "Принц и нищий" Марка Твена и пишет маслом сосну. Если у бабушки и Лии выражения лиц отдыхающих людей, то у Наташи недовольное.
Наташа: "Ничего не получается. Такая красивая сосна, а у меня уродина. И ветки вовсе не похожи на ветки сосны. У кого бы спросить, как это сделать? Попробую сделать зарисовки карандашом. Их на лето в доме пионеров задали 100 штук. Когда задали, я думала, что больше сделаю, а сейчас что-то сомневаюсь".
Наташа смотрит на сосну. Потом на свой этюд маслом. Потом снова на сосну. В её глазах живая прекрасная сосна вдруг превращается в чудовище, изображённое Наташей. Наташа плачет.
Бабушка: "Наташа, что ты плачешь?"
Наташа: "У меня не получается сосна. И я потеряла под сосной жёлтый карандаш".
Бабушка: "Это ты вчера карандаш потеряла. Болотова поедет в Кимры экзамен сдавать и обещала там купить карандаш, а пока отдала свой. И ещё обещала купить сливочное масло, а то здесь в сельпо его нет, а у тебя пальцы трескаются до крови".
Наташа, всхлипывая, берёт у бабушки жёлтый карандаш и разглядывает потрескавшиеся пальцы.
Сцена 18. Гроза. У лестницы с чердака - столик, как в железнодорожном купе, над ним - маленькое оконце. За ним - блеск молний и гром. На столе - чай и пирожки. За столом бабушка, Лия и Наташа. С улицы входит Анна Ивановна: "Я там сковороду повесила, чтобы молния в дом не ударила. Хотите моего хлеба, который я в печке испекла?"
Лия: "Хотим. А у кого можно купить сметаны? Болотова вернулась из Кимр, говорит, там нет сливочного масла. Хотим сами сбивать".
Анна Ивановна: "У тёти Кати. У неё самое лучшее молоко в деревне, а в сметане ложка стоит. Я сама у неё беру молоко, моя коза не доится, старая, наверно".
Гроза постепенно стихает, закат в тучах. Наташа выходит на мокрое крыльцо.
Анна Ивановна: "Наташа, ты сегодня петь будешь? Пастух просил "Что ты жадно глядишь на дорогу"".
Наташа: "Что ж не спеть, когда люди просят".
Мимо проходит красивый парень с пастушеским кнутом. Улыбается и машет рукой. Наташа машет в ответ. Поёт. Совсем темнеет.
Наташа: "Странно. В "Снегурочке" пел пастух Лель, а тут пастух слушает, а я пою".
Сцена 19. Лия, Наташа и бабушка сидят в тени сосны. Жарко. Наташа читает "Африку грёз и действительности" Ганзелки и Зикмунда.
Наташа: "Такая жарища, что даже не хочется про Африку читать. Мама, что ты делаешь?"
Лия: "Сбиваю масло из сметаны. Сливок у тёти Кати нет".
Наташа: "Я хочу тебя нарисовать. Тебе морщинку над переносицей прорисовывать?"
Лия: "Как хочешь".
Наташа: "Ты вчера рано ходила за малиной у карьеров. Я волнуюсь, там рабочие на карьерах".
Лия: "Кому я нужна".
Наташа: "Я уже по дому скучаю, по коту и подругам, хотя здесь мне очень нравится".
Бабушка: "Тебе задали зарисовки делать с натуры, а ты какие-то древнеримские залы придумываешь. Надо ли это?"
Наташа: "Понимаешь, как пионерка я вообще не должна думать о роскоши. А мне нравится выдумывать интерьеры. Странно, да?"
Бабушка: "Ты лучше нарисуй Анну Ивановну, её дом, её внучку - она вчера приехала и у других родственников живёт. Пастуха нарисуй. Он хвалит твоё пенье и обещает не пить, я с ним вчера разговаривала".
Наташа: "Что-то не верится".
Бабушка: "Он же ещё молодой, может исправиться".
Наташа: "Хорошо бы".
Сцена 20. Бабушка и Наташа идут по августовскому лесу с полными корзинами грибов.
Наташа: "А всё-таки не хочется уезжать. Погода наладилась. Вчера такие были брусничные поляны... "
Бабушка: "Да, уезжать жалко. Смотри, грибы прямо на дороге растут. Какие хорошие! И Анну Ивановну жалко. Она к нам привязалась".
Наташа: "Да".
Выходят из леса. У дома старушки стоит машина брата Петуховой.
Наташа: "Ой! Он же только через две недели приехать обещал! Так не хочется уезжать!"
Бабушка: "Я сейчас Лию попрошу вещи помедленнее собирать, а мы с тобой за брусникой ещё сбегаем. Здравствуйте, Михаил Михайлович!"
Сцена 21. Бабушка и Наташа, взволнованные, бегут по дорожке к брусничной поляне. Быстро набирают корзинки, торопятся, но оглядываются то на одно дерево, то на другое - так красиво вокруг. Их задерживает проплывающая мимо паутина. Поляна ещё красна от брусники, но бабушка и внучка, погрустнев, бегут обратно - машина ждёт.
Сцена 22. Лия у машины который раз завязывает и развязывает один и тот же узел и поглядывает на лес. Оттуда бегут с корзинами бабушка и Наташа. Старушка тихо плачет на крыльце. Все трое обнимают её и садятся в машину.
Сцена 23. Комната при школе. Пол уставлен банками с вареньем, грибами.
Бабушка: "Нигде кота нет. Всё обыскала".
Наташа: "Наверно, обиделся, что нас долго не было".
Лия: "Зоя Ивановна говорит, что он иногда заглядывал к ней в директорский кабинет, и она угощала его колбасой".
Бабушка: "За котом и квартирой должна была смотреть Петухова".
В окно влезает долгожданный одноглазый кот. Выглядит он неплохо, только на хозяек смотреть не хочет - отводит глаза. Бабушка побежала на кухню его кормить: "Кисаня! Пришёл наконец!"
Общее ликованье.
Лия: "Наташа, завтра поедем портфели Оле и Ире покупать. Они идут в школу. Как время летит! Кажется, только недавно в колясках лежали!"
Сцена 24. Наташа открывает калитку в сад. Идёт по дорожке к дому мимо вольеров с белоснежными курами и яблонь с антоновкой. У крыльца - хризантемы и гладиолусы. Стучит. На пороге - Катюша ( с которой ездили в перловскую школу). Девочки рады встрече. Скоро они сидят на ступеньках крыльца и читают каждая свой журнал. В окно высовывается Катина мама: "Девочки! В космос запущен спутник с собаками Стрелкой и Белкой!"
25. Наташа и Катя в гостях у Сони. Тоже свой деревянный дом в саду, пианино в одной из комнат. Соня и Наташа играют на пианино по очереди.
Наташа: "Я сочинила мелодию. Вот".
Играет.
Соня: "Из этого можно сделать фокстрот. Послушай".
Играет. Катя слушает.
Девочки выходят из калитки дома Сони.
Наташа: "Соня немного странная, не находишь?"
Катя: "Её отец сидел в тюрьме за то, что стрелял в человека. Кто-то залез в их сад, что-то воровал. Это было не в первый раз, и у отца Сони сдали нервы. Выстрелил, ранил, кажется".
Сцена 26. Нарядные девочки толпятся перед зеркалом в вестибюле школы. Звуки фокстрота из дверей спортивного зала. Мальчики в костюмах, а не в школьной форме - по углам. Постепенно все входят в зал. Девочки начинают танцевать друг с другом, поглядывая на мальчиков. Наташа танцует с высокой, похожей на взрослую, девочкой с тёмно-русой кудрявой стриженой головой.
Наташа: "Таня, у тебя волосы сами вьются или ты укладываешь?"
Таня: "Сами".
Наташа: "У тебя взрослый вид. Чулки капроновые, нам их носить не разрешают. Платье шерстяное модное, туфли лаковые. И ты здорово танцуешь. Я училась бальным танцам, а не фокстроту и танго".
Таня: "Ничего, научишься. Мой отец - начальник отдела в космическом НИИ, поэтому я хорошо одеваюсь. А учусь неважно, зато взросло выгляжу. Разумовская моя фамилия. Отцу подходит, мне - нет. Но я не расстраиваюсь. Проживу без большого ума как-нибудь" (улыбается).
Наташа: "У меня от блеска и грохота голова разболелась. Говорят, что на танцах люди знакомятся и потом выходят замуж. Но под такую музыку и при таких телодвижениях... Таня, вон те длинноволосики со шнурками вместо галстуков ведь танцуют не фокстрот?"
Таня: "Не фокстрот" (смеётся).
Сцена 27. Наташа покупает в магазине первые пластинки.
Наташа: "Будьте добры, "Травиату" и "Лебединое озеро".
Сияющая, выходит из магазина.
Наташа - зрителю: "Женя Перегудова, дочка дяди Саши, продала мне лишний проигрыватель. До этого я слушала записи классической музыки только у Гали Дерюгиной. У неё есть проигрыватель. Мне бы хотелось иметь все оперы и балеты на пластинках, все симфонии и сонаты классиков, хотя бы Бетховена и Чайковского, а ещё романсы, вальсы, ноктюрны, марши..."
Сцена 28. Наташа в пришкольной квартире ставит на проигрыватель пластинку. Проигрыватель маленький, и пластинка выступает по краям, вращаться не может.
Сцена 29. День рождения Наташи в той же квартире. За столом - одни девочки.
Наташа: "Мальчиков приглашала - они не пришли почему-то. Оля, как хорошо, что ты приехала из своего Отрадного!"
Оля: "Ну, как не приехать. 14 лет человеку стукнуло".
Наташа: "Хорошо в новой квартире?"
Оля: "Очень! Поначалу непривычно было, просторно. Потом мебель купили, но всё равно место есть. Приезжай в гости".
Сцена 30. Наташа идёт по полутёмным деревянным коридорам с помойными вёдрами по углам. Стучит в одну из дверей. Открывает учительница
музыки.
Наташа: "Добрый день, Станислава Леопольдовна. Я пришла сказать, что не буду заниматься в весенние каникулы. Как вы себя чувствуете?"
Станислава Леопольдовна: "Проходите, Наташа. Вы не вымазались, пока шли по нашему коридору? Ужасный запах".
Наташа: "Нет. Как много портретов на стенах! Вы играете для себя на рояле?".
Над роялем - портрет учительницы музыки в молодости. Одухотворённое, прекрасное лицо.
Станислава Леопольдовна: "Мне приходится готовиться дома к работе - я аккомпанирую гимнастическим выступлениям. Ну что ж, отдыхайте. Я приболела, так что вроде и кстати не будет занятий. Я сейчас вам напишу домашнее задание на каникулы, вовсе не собираюсь облегчать вашу жизнь, а то всё забудете, чему научились. Если расхвораюсь, моя бывшая ученица будет вам преподавать, хорошо?".
Н: "Хорошо. Выздоравливайте".
Сцена 31. Наташа сидит за столом с учебниками в пришкольной квартире и разглядывает руки. Они покрыты гнойными язвами.
Наташа: "Не знаю, отчего это. Врачи говорят, что на нервной почве и прописали серную мазь, очень вонючую. В школу хожу в бинтах. Только бы на лицо не перекинулось. Наверно на нервной почве. У нас в седьмом классе выпускные экзамены. Многие потом пойдут поступать в техникум. Вот, например, Витя Родинков хочет стать конструктором. Не знаю, как буду экзамены сдавать. Заранее трясусь. Надо же сдать на пятёрки, чтобы потом поступить в институт. Русский-то я, вроде, знаю, а из-за математики очень волнуюсь, да и из-за русского тоже ".
Сцена 32. По улице идут Наташа и Галя Гугутина.
Галя: "Тебе нравится Сева Закатов? Я бы хотела с ним дружить. Давай дружить втроём".
Наташа: "Но я с ним не дружу. Мне он не нравится. По-моему, он к нам с тобой равнодушен. Он обращает внимание на Галю Дерюгину и Иру Иванову, ну, там ещё других девочек, но не на нас с тобой".
Галя: "Давай напишем ему письмо".
Наташа: "Чего ради? Я не буду писать".
Сцена 33. Популярный вальс Мурада Кажлаева.
Наташа выходит из дверей ванной в пришкольной квартире. На ней спальная рубашка. В квартире темно, только на кухне свет - там читает бабушка. Лия проверяет тетради. Наташа входит в комнату и ложится на раскладушку.
Под звуки вальса Наташа вылетает на раскладушке в окно, взлетает над школой, летит над городом Бабушкин, всё выше - вся Москва под ней переливается огнями, ещё выше - вся Россия под ней, вся территория СССР, удаляется от Солнца и летит за пределами Солнечной системы. Поднимается над плоскостью Галактики и с лёгкостью удаляется от неё, плавно кружась под вальс равноудалено между галактиками. Наташа засыпает.
Сцена 34. Наташа в классе вешает на стенку изображение Солнечной системы.
Наташа: "Боря, в нашем звене ты назначен командиром космического корабля, а я - радистом. Вот сводка о полёте, посмотри. Хорошие дела продвигают нас относительно других звеньев в сторону планеты Плутон, а плохие возвращают обратно".
Боря Зорин (тонко добродушно улыбается): "Согласен". Зрителям: "Что я потерял на этом Плутоне?"
Сцена 35. В комнату в пришкольной квартире входит Борис. За столом Лия и Наташа.
Борис: "Чийка в командировке, пунчики в Артеке, вот заскочил к вам".
Наташа: "Дядя Боря, расскажи про космические запуски, мы очень гордимся тобой".