Сериал про бабушку. Серия 15. Своё жильё? 18.07.2011
--
Бабушка и Наташа идут по зелёной улице. Асфальтирована только середина, а тропинки слева и справа - нет. За деревянными заборами бушуют немолодые сады. Свисают наружу ветки с яблоками и сливами. Дома тоже деревянные, в общем, всё как в Перловке, в посёлке Дружба, откуда они собираются переезжать. У одной из калиток - старый бетонный столбик.
Наташа: "Бабуся, можно я на столбике постою? А то я скоро стану большая, и это будет неудобно сделать".
Бабушка: "Постой, конечно. Это столбик около музыкальной школы - видишь, в глубине большой деревянный дом. И на нём табличка при входе?".
2. За домами с участками вдоль улицы открываются для бабушки с внучкой бараки, тоже окружённые садами. За одним из бараков, сияя свежестью - новая, из светло-серого кирпича, 3- этажная школа. Входят в школу. Заходят в кабинет с табличкой "заведующая учебной частью". Там никого нет. Выглядывают в вестибюль - по вестибюлю бежит навстречу Лия. Она собрана, как вратарь во время матча.
Лия: "Здравствуйте! Как я соскучилась! Обещают школу с недоделками принять, и тогда можно будет переезжать. Вам - от Перегудовых, мне - от Евы Иосифовны. Хотите перекусить? У нас буфет открылся".
--
Входят в буфет. Он тоже новый, залитый солнцем, с большими окнами.
Наташа (радостно): "Как краской пахнет! И пирожками! И кофе!"
Лия: "Я вам по эклеру куплю и кофе, да?"
Бабушка и Наташа кивают головами.
Наташа: "Раньше мы эклеров не покупали. Наверно, мама стала больше зарабатывать".
Лия (с горящими глазами): "Я сейчас вам школу покажу".
Бабушка: "А квартиру?"
Лия: "Там большие недоделки и строители не дают ключей".
--
Старая школа в Бабушкине. Около неё толпятся ученики, выстраиваясь по классам. Наташа тоже стоит в паре с незнакомой девочкой. Звучат какие-то речи, которые слушаются вполуха. Колонна учеников торжественно направляется к новой школе, за несколько улиц. Это 1-ое сентября, мелькают белые фартуки. У новой школы тоже произносит речь директор новой школы, Антонина Фёдоровна, которую представляет какая-то начальница из РОНО. Директор невысокого роста, в дорогом сером костюме, с узелком волос на затылке. Острый взгляд небольших глаз, ловкие уверенные движения. Лицо некрасивое, но скорее доброе, чем злое. Рядом Лия. Учеников разводят по классам.
--
Наташа сидит за партой в новеньком классе и разглядывает новую учительницу. Учительница - брюнетка с огромным блестящим узлом на затылке, худенькая, с большими карими глазами, с ресницами как у оленя, густыми бровями и крупными губами. Одета в простой дорогой костюм, великолепные туфли на очень маленьких ножках. Голос низкий, мелодичный, милый. Газель и виолончель в одном лице.
Наташа - зрителю: "Тоже большой класс, как у нас в Перловке. Все такие незнакомые!"
--
Лия прощается с бабушкой и Наташей на школьном крыльце.
Наташа: "Я теперь каждый день буду в школу ходить?"
Лия: "Нет, тебе будет далеко с бабусей из Измайлово ездить. Я буду тебе время от времени привозить уроки. Каждый день тоже к вам приезжать не смогу".
Н: "Жаль, если учиться на дому, можно отстать от класса".
Лия: "Ну, что же делать, потерпи".
--
Грузовик с немногочисленным скарбом въезжает в ворота школьного двора. На крыльцо выбегает Лия. Из кабины выходит бабушка: "Лия, одень пальто, зима на дворе!"
Выходит недовольная директриса: "Что вы так рано приехали? Там ещё полно недоделок!"
Уходит обратно в школу.
Лия: "Вы бы и сегодня не приехали, я сказала Антонине Фёдоровне, что если до нового года не въедем, то я буду искать другую работу. Тогда она дала ключи от квартиры".
Грузовик огибает школу и оказывается у двери, ведущей в квартиру. Лия отпирает дверь. Борис, бабушка, Лия и Наташа входят в квартиру с взволнованными лицами.
Квартира гулкая, пахнет извёсткой и краской, высокий потолок, огромные окна почти до земли. Две комнаты, кухня и санузел.
Лия: "Антонина Фёдоровна сказала, что в РОНО не разрешили обе комнаты заселять, мы прописаны в одной. Но разрешила неофициально жить пока в обеих комнатах"
Наташа: "Ванная! И горячая вода есть?"
Лия: "Нет, ни горячей воды, ни газа пока нет, даже в химическом кабинете для опытов пока пробить не удалось. Но обещают сделать. Пока придётся, как в Перловке, готовить и кипятить бельё на керосинке".
Наташа: "А когда мы заберём Кисаню из Перловки? Он, наверно, скучает без нас".
Лия: "Я как-то навещала его. Выглядит нормально, у Смирновых живёт, где отопление ремонтировали среди зимы. Хозяйка его любит".
--
Утро ослепительно-снежное, но без солнца - жемчужное небо словно отражает землю. Дверь из тамбура пришкольной квартиры открывается на пришкольную спортивную площадку, покрытую девственным, свежевыпавшим снегом. Наташа перешагивает порог. Слегка зажмуривается от белизны двора: "Какой белый снег! На нём можно рисовать, писать слова, лепить снеговиков. Новый снег, как чистый лист бумаги. Как моя будущая жизнь здесь.
Мы начинаем жизнь с новой страницы. Оставим на этом снегу новые следы. Какими они будут? Немного тоскливо и хочется домой, обратно. Но где это? Будем ли мы счастливы здесь? Школа такая светлая, новая, радостная".
Оглядывается на первый свой след у порога.
Наташа: "Мне не хочется ни писать, ни рисовать на снегу, ни даже бегать на лыжах. Такое всё чужое и холодное. Хочу обратно, откуда вчера приехали.
Но приехали от дяди Шуры, брата бабушки. Он недавно получил квартиру. У него жили с весны, ожидая, когда достроят школу. До этого снимали дачи под Москвой, а после войны, когда я только родилась, жили в бараке.
Куда же вернуться? Уж точно не в барак. Я там родилась, но барак не помню - мама развелась с моим отцом, когда мне исполнился год. О причинах развода мне не рассказывали,- мала, не пойму. Куда же нам можно отсюда вернуться?
--
Наташа бежит по пришкольной спортплощадке на лыжах, за ней - одноглазый Кисаня.
--
Квартира при школе. Окна в морозных узорах. В углу - ёлка. Мебели очень мало, частично взята из школы, например, книжный шкаф, наполненный книгами. На стене - туркменский ковёр, из ашхабадских вещей. На столе у ёлки - пирог с вареньем, чашки и заварочный чайник. Бабушка проходит на кухню, выключает керосинку и приносит чайник с кипятком. Звучат куранты. Бабушка и мама поздравляют друг друга с новым годом.
--
На слегка заснеженной спортплощадке - игра в футбол. По краям - взволнованные зрители. На площадке отличается однорукий лысый дядька. Он играет великолепно, и болельщики следят в основном за ним. Наташа подходит на лыжах к зрителям.
Наташа - одной из девочек: "Кто этот однорукий?"
Девочка: "В соседнем бараке живёт. У него жена красавица и сын в неё. А ты - дочка завуча?"
Наташа: "Да. А что здесь раньше было, пока школу не построили?".
Девочка: "Болото. Глубокая трясина, тут корова утонула. Место нехорошее, но, может, теперь получше будет. Школа так и называется: "школа на болоте, где утонула корова".
Наташа: "А кто ещё при школе живёт?"
Девочка: "Завхоз, его жена и двое сыновей".
Наташа: "Меня Наташей зовут. А тебя как?"
Девочка: "Люда Лаптева. Я здесь недалеко живу, в деревянном доме. Ты выходи играть на улицу. Зимой мы редко играем, а весной - до темноты, мамы не дозовутся".
Наташа: "Приду".
--
Ужин в квартире при школе. Ёлка под потолок мигает гирляндой Бориных лампочек.
Наташа: "Мне сегодня одна девочка сказала, что в том крыле школы завхоз живёт. Хорошо, что при школе живёт мужчина, да?"
Лия: "Да. Хороший человек. Жена у него - красавица, из кемеровских шахтёрок, и двое детей. Один - твой ровесник, другому несколько лет. Оба очень красивые. Книг у них много, Мельников-Печерский..."
--
Морозный скрип шагов. Звёздное небо. Лия и Наташа идут по улице с большой сумкой. Звучит песня:
"В субботу вечером, в субботу вечером,
Когда огни в реке дрожат
Снежинки в хороводе,
И тысячи мелодий..."
Лия: "Наташа, сначала ты пойдёшь мыться, потом я. Тётя Полина, когда узнала, что у нас нет горячей воды, пригласила нас к себе. Она уборщица у нас в школе, очень добрая женщина".
Подходят к новенькой 4 - этажной "хрущобе".
--
Дверь открывает сухощавая тёмненькая женщина: "Здравствуйте! Вы сразу мойтесь, я вам всё там намыла".
Крохотная прихожая, маленькая комната. Лия уходит готовить ванну, Наташу приглашают в комнату. Обычная комната, в углу - телевизор. На стене - полка с книгами, отдельно стоит "Василий Тёркин" Твардовского. Книга не старая, но много раз читанная. По телевизору показывают "Дело было в Пенькове".
Перед телевизором в кресле сидит усталый красивый мужчина, муж тёти Полины. На стульях за ним - Нина Волкова и Саша, её дети. Оба кареглазые, в мать, и красивые в отца.
Наташа приникает к телевизору. Выходит из ванной Лия: "Наташа, мыться! Потом досмотришь".
Довольно скоро Лия и Наташа выходят из ванной.
Тётя Полина, сияя: "Ну что, намылись? Чай будете? Посидите, остыньте, на улице мороз".
Наташа: "Тётя Полина, можно я "Тёркина" возьму?"
Тётя Полина: "Иван, можно?"
Иван: "Только ненадолго".
Наташа: "Хорошо".
15. Наташа и Лия идут по морозной тёмной улице.
Наташа: "Мама, а что за забором, вдоль которого мы идём?"
Лия: "Там воинская часть, она строит городок, окружающий школу. Они - наши шефы. Дом тёти Полины Волковой тоже построили они. Иван - слесарь на почтовом ящике, который работает на космос. На космос и дядя Боря работает, знаешь? Его дядя Тёма с радиостанции перетащил к себе в Подлипки, к Королёву. Тётя Полина говорит, что Ивана ценят как одного из лучших слесарей в институте. Без него ни одна ракета не взлетает. Видела,
какой он серьёзный и усталый?"
Наташа: "А где тётя Полина познакомилась с Иваном?"
Лия: "Они в одной деревне жили, в Калининской области. В него вся деревня влюблена была. А он тётю Полину выбрал, и, по-моему, правильно сделал, как ты считаешь?".
Наташа: "Да!"
--
Звуки популярного вальса Мурада Кажлаева для электронных инструментов. Наташа на спортплощадке у школы. Она в лыжном костюме, на ногах - зимние ботинки. Середина спортплощадки представляет собой замёрзшую лужу, из которой Наташа раскатала себе каток. Она танцует на льду не на коньках, а в ботинках, но пытается быть похожей на фигуристов и иногда это получается.
Наташа - зрителю: "У бабуси нет здоровья и времени водить меня на фигурное катание. И потом там надо деньги платить и костюмы шить, и коньки покупать. Я фантазирую, что выступаю как фигуристка, в красивом костюме, под музыку. А зритель у меня есть, и довольно благодарный", - кивает на окна школы. Там в окнах - лица учеников, зимние каникулы кончились, перемена между уроками. Они хлопают и машут руками. Это однозначное признание.
Наташа: "Может быть, им не столько нравится моё катанье, сколько мама? Завуча в школе редко любят, но маму любят и боятся, и ведь она не только завуч, но и учитель химии, и ведёт химический кружок. А химию в нашей школе тоже любят!"
Продолжает кружиться на льду под звуки вальса.
--
Лия ночью стоит над столом в комнате, в которой не спят. На столе разложены разноцветные фишки. Она очень устала, закрываются глаза. Входит бабушка: "Лия, что ты не спишь?"
Лия: "Понимаешь, я составила расписание на 3-ью четверть, а оно многих не устраивает. Приходится на ходу переделывать. Это ещё что! Вот когда школу открывали и никак не могли открыть, и разные классы были распиханы по разным школам, а потом всё это здесь соединилось, и опять не сразу улеглось, я составляла расписания каждую ночь. Зато я так научилась это делать, что одна моя однокурсница попросила меня составить ей расписание, когда тоже стала завучем. Ты её не знаешь, это Лёля, мы с ней не были близкими подругами. Обещала торт. Вот жду" (устало улыбается).
Бабушка: "Ложись, завтра доделаешь, потерпят немного, уже четвёртый час. Ты посмотри, на кого ты похожа".
Лия: "Мама, пока не забыла, я хочу фамилию сменить обратно на Никитину. А то мне самой себе приходится доверенность писать, чтобы зарплату получить".
Бабушка: "Всё потом, ложись!"
--
Комната при школе. Солнце заливает её и играет на морозных узорах. Воскресный неторопливый завтрак. Каша, маринованная треска, крутые яйца, чай. Лия, бабушка и Наташа одеты в демисезонные пальто - плохо топят. На ногах валенки.
Наташа: "А откуда у нас такая новогодняя ёлка была? Жалко выбрасывать. Она начала осыпаться, но у нас так холодно, что, наверно, ещё постоит?"
Лия: "Постоит. Эту ёлку привёз для всех сотрудников школы, наш учитель труда - целую машину. Ты его видела, такой круглолицый, румяный. Он добрый и преподаватель прекрасный. Вообще Антонина Фёдоровна умеет собирать вокруг себя хороших специалистов. Биолог у нас Иустинья Даниловна - прекрасный педагог, правда, с дисциплиной не очень хорошо, выговор у неё на "о", сейчас нам дали участок, будет сад закладывать и опытные делянки. Математик - Надежда Александровна, такая чёткость в построении урока, самые сложные темы умеет объяснить просто - я была на уроке, даже удовольствие получила. Русский язык и литература - Эвелина Гавриловна, великолепно преподаёт язык, вот только литературу несколько засушивает, нет живинки. Зато дисциплина твердокаменная, даже чересчур. Английский - Зинаида Михайловна Лейвич. Мне трудно оценить, я немецкий учила, но славится по району результатами. Есть, конечно, и слабые учителя, куда же без них. Наташа, а тебе интересно слушать мои мысли вслух? Я просто от рабочей недели отойти не могу. Мама, а тебе?"
Бабушка и Наташа (хором): "Интересно!"
Бабушка: "Лия, ты теперь начальник, тебе надо новое платье. Посмотри, в чём ты ходишь. Ведь ты ещё молодая женщина. Из школы журнал мод берём, рассматриваем, а ты всё в одном и том же. Я сошью тебе платье, но
теперь я уже не та стала - не могу за одну ночь. Купи себе что-нибудь готовое, ведь ты теперь хорошо зарабатываешь, и за квартиру сумасшедшие деньги не надо платить".
Лия: "Антонина Фёдоровна любит по магазинам бегать. Задание мне даст - и убегает. Она хочет меня как-нибудь с собой взять, подобрать что-нибудь".
Бабушка: "Да уж подбери, а то неудобно перед людьми, платье на коленках с заплатками".
Наташа: "А мне платье?"
Открывает журнал мод 57-ого года, зима.
Наташа: " Здорово, что школьная библиотека подписывает много журналов и можно их взять домой".
Перекладывает журналы: "Наука и жизнь", "Знанье - сила", "Вокруг света", "Техника - молодёжи". С интересом перелистывает.
Бабушка: "Что ж, и тебе купим, но тут спешки нет, я могу и сама сшить. Лия, съезди как-нибудь в ГУМ, купи Наташе платье".
Лия: "Хорошо. Там в "Техника-молодёжи" начали печатать "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова. Очень интересно".
Наташа: "Надо будет почитать. Ты знаешь, когда ты приходишь с работы, не обижайся, но от тебя пахнет серой" (улыбается).
Лия: "Естественно, я же химик, опыты делаю. Духами мне в школе душиться бесполезно. А как тебе твоя новая учительница, Маргарита Дмитриевна?".
Наташа: "Она милая, добрая и красивая, но всё равно я скучаю по Александре Андреевне, и Маргарита Дмитриевна не такая строгая, а мне нравилось, что Александра Андреевна строгая".
Лия: "А с подругами у тебя как? Ты уже месяц здесь в школу ходишь, класс нравится?"
Наташа: "Я трудно схожусь с людьми. Тут Нина Волкова дежурная была, так я Володю Кулешова вспомнила, как шарф ему порвала, когда дежурила. Понимаешь, надо было на перемену классную комнату проветрить, все должны были выйти в коридор, а я никого не знаю, куда деваться в этом широченном коридоре - тоже, в Перловской школе узкие коридоры были,
так я у Нины попросила разрешения остаться в классе, она позволила. А так я ещё никого не знаю".
Лия: "Ничего, познакомишься".
--
Тёмная улица. Звёздное небо. По улице бегут Лия и Наташа.
Лия: "Только бы успеть до закрытия, а то хлеба совсем нет дома".
Наташа: "Извини, я забыла. За молоком сходила, керосин принесла, а про хлеб забыла - "Последним из могикан" зачиталась".
Лия ( все слова обе выкрикивают, потому что бегут): "Я тоже в своё время зачитывалась этой книгой, а сейчас увлекаюсь фантастикой. Казанцевым, Беляевым, Ефремовым. Мы живём в удивительное время! Звёзды стали ближе! Ты хотела бы стать астронавтом?"
"Конечно!"
Мама с дочкой убегают по тёмной зимней улице. Над ними сияют огромные ясные звёзды. Вальс Мурада Кажлаева.
--
Раннее зимнее утро. За окном слышен, несмотря на двойные стёкла (а может, благодаря открытой фрамуге), зычный мужской голос: "Сэм - восэм!"
За этим возгласом следуют звуки барабана и баяна, ритмические хлопки в ладони и шум многих шагов. Камера заглядывает в окно крыла школы, симметричное тому, в котором расположена квартира Лии. Там спортивный зал. В спортивном зале репетирует ансамбль грузинских танцев. Девушки и юноши преображаются. Их лица вдохновенны. Они плывут над полом,
исключая те моменты, где мужчины топают ногами. Мальчишки и впрямь чувствуют себя мужчинами, да ещё какими - джигитами настоящими они себя чувствуют! У каждого у пояса - кинжал, плечи развёрнуты, взгляд орлиный. Несмотря на ранний час, у окон спортзала снаружи есть зрители - они пришли в школу пораньше, чтобы полюбоваться на своих одноклассников.
Одна из школьниц: "А кто руководитель?"
Другая: "Реваз Александрович Джаниашвили, учитель черчения. Он служил в стройбате, что за забором школы, сейчас учится в педвузе. Говорят, ансамбль будет выступать на фестивале".
Одна из школьниц: "Очень может быть, здорово танцуют, прямо мороз по
коже".
--
Звонок будильника. Наташа поднимается с раскладушки, идёт в ванную, делает зарядку под открытой фрамугой. Идёт в халате на кухню. Бабушка накрывает завтрак на кухонном столе - овсянка и кофе с молоком, хлеб с маслом. Всё это и дельнейшее показать в ускоренном темпе, циклически. Часы показывают 2 часа. Наташа возвращается из школы, обедает с бабушкой за кухонным столом: щи, треска под маринадом, котлеты, квашеная капуста, варёная картошка, толокно. За кухонным окном крики: "Завуч! Завуч!" Пробегает группа подростков, прячущая сигареты, проходит, сутулясь, Лия. Через некоторое время садится за стол. Наташа в пальто, валенках и варежках готовит уроки. В окно за занавеску лезут рожи, рассматривают её, хихикают, исчезают. Меню ужина не отличается от завтрака, только иногда оладьи.
Все слушают радио, Наташа доделывает уроки, Лия проверяет тетради и готовится к урокам.
--
Наташа раскладывает раскладушку, стелит постель, выходит из ванной в спальной рубашке. Она тушит свет и ложится. Из кухни - полоска света и приглушённые голоса.
Наташа: "Мне представляется, что здание, в котором мы живём, - это замок, где на ночь поднимаются мосты, а я - принцесса, которая в этом замке ждёт принца. Потом я представляю (популярный вальс Мурада Кажлаева), что я как на ковре - самолёте поднимаюсь на своей раскладушке над школой, над Бабушкиным, над Москвой, над Россией и над планетой, поднимаюсь перпендикулярно плоскости орбиты нашей планеты, поднимаюсь над плоскостью нашей Галактики и удаляюсь от неё в межгалактическое пространство. Мне не холодно и не страшно. Я засыпаю".
--
Диван в одной из комнат Лии при школе. На нём бирка - он принадлежит школе. На диване сидит Наташа с подругами.
Наташа: "Девочки, как здорово, что вы все смогли прийти на мой день рождения. И такие подарки чудесные! Оля, тебе понравились пирожки? Это и я жарила тоже, с бабушкой вместе".
Оля: (Улыбчивая светловолосая девочка в очках, с ямочками на щеках): "Конечно, ты молодец, я думаю, всем понравились".
Девочки дружно кивают. Их человек десять, среди них - Нина Волкова, мама которой приглашает Наташу и Лию мыться в ванной.
Входит бабушка: "Наташа, там твой отец приехал. Хочет поздравить тебя с десятилетием".
Наташа бледнеет и выходит из комнаты в коридор. В другой комнате сидит Саша. Он по-прежнему красив и мужествен, одет в простой приличный костюм.
Саша: "Здравствуй, Наташа, поздравляю тебя, вот тебе альбом в подарок. Пусть в нём будут только счастливые моменты сфотографированы".
Наташа смотрит на него диковато. Молча берёт бархатный алый альбом, сухо благодарит и поворачивается к двери: "Можно я пойду к своим подругам?"
Саше больно, но он старается этого не показать. Смотрит на часы, пытается поддерживать разговор с Лией.
Лия: "Что ты смотришь на часы? Тебя ждут? Поезжай".
Саша: "Да, я, пожалуй, поеду". Отпивает из вежливости несколько глотков
из чашки, встаёт, надевает пальто, и, не заглядывая в комнату, где сидит Наташа, выходит из квартиры.
Наташа - поддерживая беседу с подругами, зрителю: "Я не хочу показывать девчонкам, как мне больно". Не могу же я уединиться в туалете, чтобы выплакаться. Вот закончится всё это, тогда в раскладушке поплачу".
--
Вечер. Наташа в темноте в раскладушке.
Наташа: "Я мало знаю про отца. Мама и бабушка говорили мне, что у меня хороший отец. Мне даже мечталось, что когда-нибудь он подъедет к нашей школьной квартире на чёрной волге, в генеральском мундире, награждённый многими орденами. Бабушка рассказывала, что мой дед, её муж, мечтал, что муж моей мамы будет героем Советского Союза. Я смутно помню, что отец привозил мне нарядные платья, учил меня ходить и рассказывал о том, какие хорошие люди моряки и как красиво море.
Мама и бабушка не объяснили мне, почему отец с нами не живёт, но когда мы с бабушкой разговаривали с кем-нибудь в очереди за мясом или с продавщицей в керосинной лавке, посторонние женщины были уверены, что отец нас бросил. Что он - подлец, и жалели меня. Я не знаю, что думать. Но обида на отца накапливается и переходит на всех мужчин. Я не хочу выйти замуж за человека, который в любой момент может меня бросить с ребёнком на руках. Вокруг меня - счастливые семьи, тётя Клава с дядей Сашей, дядя Гена с тётей Таней, дядя Боря с тётей Лючией. Но при мне уже много раз говорили, что я никогда не выйду замуж. Мне очень больно".
Плачет тихонько.
"Альбом, который он мне подарил, я видела в магазине. Он мне нравился, но думалось, что нам никогда не купить такого. И вот у меня есть такой альбом...
(с улыбкой): А ведь отец, наверно, подумал, что мы живём в двухкомнатной квартире с горячей водой, газом и работающим унитазом, с тёплыми батареями! И мы живём в Москве почти, а он с новой семьёй - в Ивантеевке. А может, отец не виноват? А кто виноват? Мама? Бабушка? Кто?
Он был неверен моей маме? Она ушла от него с ребёнком на руках. Он виноват в том, что мы трое - мама, бабушка и я, - скитались по съёмным комнатам на дачах и считали каждую копейку? Если бы мы жили с отцом, мама бы не работала как сумасшедшая, а у меня была бы белая шубка из цигейки, как у некоторых девочек.
Я всегда помнила отца. Он приезжал к нам на дачу сначала часто, потом реже. Он был огромен, прекрасен и могуч, с добрыми голубыми глазами и полными карманами шоколадных конфет. Мама ругалась, что у меня от сладкого заболят зубы и отпускала гулять в пшеничное поле за околицей, которая была прямо за оградой дачи. У ограды на участке рос огромный дуб, а на поле - ещё несколько, и особенно было здорово, когда дул ветер, шелестел в кронах и гнал по полю блестящую волну.
Отец рассказывал о том, какие смелые и ловкие люди - моряки. Они всё могут, и на них можно положиться. Ведь даже в шторм, когда палуба ходит ходуном, они все вместе с капитаном управляют кораблём и двигаются в заданном направлении. Он пел мне морские песни и дарил красивые платьица. Мне тогда было пять лет.
Я всегда ждала, когда приедет отец, но он приезжал всё реже, а потом совсем перестал. Конфеты привозил мамин брат и братья бабушки. Конфеты тоже были шоколадные. Все братья искренне восхищались моей внешностью и всем, что я говорила и делала. Отец, наверно, никогда больше не приедет. Я его обидела".
Засыпает в слезах. Вальс Кажлаева.
--
Кухня в пришкольной квартире Лии. За окном медленно и густо падает снег. Наташа и бабушка завтракают. В снежных хлопьях мимо окна промелькнула тёмная фигура с палочкой. Стук в дверь. На пороге - Мария Георгиевна из Власовки.
Мария Георгиевна: "Здравствуйте! Узнаёте?"
Бабушка: Здравствуйте, Мария Георгиевна, проходите. Гостьей будете. Идите на кухню, мы там завтракаем".
Наташа молчит и отворачивается.
Наташа - зрителю: "Не знаю, почему я не подала виду, что узнала её. Почему я не поздоровалась? Потому, что она была почти уверена, что я не помню её? Потому, что Мария Георгиевна напоминает о нашем нищем подвешенном существовании, когда мы меняли жильё чуть ли ни каждый год? Мне кажется, что она может принести с собой несчастье. И мне стыдно за такие мысли - ведь меня крестили благодаря Марии Георгиевне, а для меня это очень важно. Я так благодарна Марии Георгиевне за
чувство веры, которое она сумела мне передать!
Мы как-то ходили с бабушкой в церковь, и у меня было ощущение, что всё это родное для меня. И это тоже благодаря Марии Георгиевне! Когда мы возвращались из церкви, мне вдруг захотелось пить, и бабушка попросила в одном из домов на улице по дороге в церковь воду для меня. Бабушка разрешила мне пить из кружки, про которую мы ничего не знали - чистая ли она. Это было поразительно!
Но Мария Георгиевна уединилась с бабушкой на кухне и никак не может с ней наговориться. А мне пора бежать в школу. Ой! Какой красивый прозрачный набалдашник у палки Марии Георгиевны!".
Закрывает за собой дверь.
26. Мария Георгиевна и бабушка на кухне. Бабушка молча слушает гостью. Та не постарела - ей просто больше некуда стареть, - но истерзана переживаниями.
Мария Георгиевна: "Я больше всех на свете любила внучку Наташу, а она полюбила замужнего человека. Бес попутал. Такая девочка хорошая была! Чистая, светлая. Что же делать?"
Бабушка ( с большим сочувствием): "Терпеть, конечно. Молиться. Надеяться".
По лицу Марии Георгиевны текут слёзы. За окном медленно падают крупные хлопья.
--
Наташа стоит в коридоре квартиры при школе. В руках у неё полотёр. Она вытирает пот со лба.
Наташа: "В нашей квартире паркет. Время от времени мама приносит из школы электрический полотёр и я натираю пол. Мне так жалко тратить на это время! Но нравится запах мастики.
Обычно я натираю в один день одну комнату. Я много времени трачу на домашнее задание, потому что отвлекаюсь и много смотрю в окно. За стеной, слева от стола - химический кабинет, иногда оттуда долетают звуки взрывов. Мне всегда страшно - чем-то кончился этот взрыв? А мама смеётся, когда я говорю ей об этом".