Наталья Я. : другие произведения.

Телесериал про бабушку. Серия 7. Замужество дочери

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Телесериал про бабушку. Серия 7. Замужество дочери 21.12.2011
  
   1. Борис загоняет кур в сарай. Некоторые слушаются сразу, а одна побежала в другую сторону. Он взял камешек и запустил в курицу. Старался мимо попасть, только припугнуть. Но попал! Курица упала на спину и, похоже, не дышит. Борис, испуганный, приближается к ней.
  
   Борис: "Мама уехала в Москву к дяде Володе, а меня попросила присмотреть за
   курами. Что теперь делать? Должен же я загнать её вечером в сарай?"
   Курица сжалилась и открыла глаза. Она не привыкла к такому обращению.
   Борис: "У мамы и Евы Иосифовны куры умирают естественной смертью, доживают
   до глубокой старости. Но яйца несут исправно".
   Борис - курице: "Ну, капризуля, давай провожу тебя до дома".
   Борис: "Ева Иосифовна - мать моего друга и начальника. Она подружилась с мамой, когда переехала ко мне в Александров. У мамы с Лией комната в общежитии, и через эту комнату по ночам начальник охраны водит свою женщину. Это плохо. А так - ничего".
  
   2. Бабушка в фартуке перекладывает печь.
   Бабушка - зрителю: "Кто складывал эту печь? И не греет, и дымит. Бориса просить неудобно, у него день ненормированный, он работает на военном объекте. И так он подкармливает нас с Лией своим УДП - "умрёшь днём позже", а ведь у него от голода опухают ноги. И у его друга Артёма опухают. Он такой огромный, ему нужно больше еды. Конечно, у них есть огород и картошка, но всё равно голодно. Вот теперь будет лучше печка греть. (Вытирает тряпкой руки, любуется работой). По-моему, не так уж много возилась для новичка?"
  
   Садится на лавку у печки: "Лию зовут на кафедру в МОПИ, заниматься научной работой. Но она ждёт своего Сашу. Он должен скоро приехать сюда за ней".
   3. Лия сидит за столом в РОНО. Она читает книгу. Это учебник по методике инспектирования учителей. Входит её начальница: "Лия Викторовна, вы не должны в рабочее время книги читать",
   Лия: "Это учебник, пособие по инспектированию".
   Начальница: "Неважно, что это. Можете брать с собой и дома читать. Сейчас вам надо ехать в суд. Там разбирается дело малолетних преступников. От нас требуют представителя. А ещё у меня вам сюрприз - у вас недавно был день рождения, так я вам козочку подарю. Приходите ко мне домой после работы - увидите, какое это чудо.
   У козы моей сестры родились козлята. Я сейчас их раздариваю".
   4. Лия довольная идёт по улице с белой маленькой козочкой на верёвке. Обе довольны друг другом.
   5. Борис в военной форме входит в метро с чемоданом в руках. К нему подходит
   патруль: "Солдат, что несёшь?"
   Борис: "Козочку",
   Патруль: "Открой".
   Борис открывает чемодан. Оттуда патрулю и Борису улыбается очаровательная
   козочка.
   Борис проходит к эскалатору и говорит зрителю: "Эта козочка выпивала всё молоко, которое мы получали по карточкам. Зато какая красавица! Я везу её тёте Клаве. Тётю Клаву не знаете? Это жена дяди Шуры, который сделал копию картины "Иван Грозный убивает своего сына". Она добрая, молодая и красивая. Они с дядей Шурой любят друг друга. Она отдаст своей сестре в Немчиновку"
  
   6. Лия сидит за столом над письмом. Входит бабушка: "От кого письмо. Лия?"
   Лия: "От Саши. Он был в плену в Австрии. Его освободили американцы. Сейчас в нашем лагере на проверке. Скоро приедет сюда".
  
   У Лии и бабушки на лицах сложная гамма чувств.
   Бабушка: "Стаценки зовут Новый год встречать. 1945-ый! Все говорят, что война скоро кончится. Что одеть? Я испеку пирог".
   Лия сидит над письмом.
  
   7. Комната Стаценок. Простая мебель в белоснежных чехлах. Белая накрахмаленная скатерть. Праздничная мелодия по радио, новогодний вальс. Ёлка в углу. Простой стол с большим круглым пирогом и винегретом.
  
   За столом вместе с бабушкой, Борисом и Лией Ева Иосифовна. Она красива европейской утончённой красотой. Светлые волосы собраны в узел, голубые умные глаза, стройная фигура в струящемся складками платье. В дверь входит сын Евы Иосифовны. Он огромен, силён и красив. Он похож на морского волка. Движения его бережны - он боится что-нибудь повредить вокруг себя. Или на викинга он похож. Но особенно хороши глаза - серые и яркие, умные и добрые. Он в военной форме, с орденом на груди.
  
   Он встречается глазами с Лией. Теперь уже ничего нельзя изменить. Они увидели друг друга.
   Артём (музыкальный бас, но без той бархатистости, которая бывает у дон жуанов, а по-настоящему мужественный): "Здравствуйте. Ну и мороз сегодня".
  
   Ева Иосифовна: "Тёма, мой руки, садись к столу. Скоро куранты".
   Голос Левитана, читающий речь Сталина из радиоприёмника, прекращается. Бьют куранты. Камера проходит по лицам людей, сидящих: за столом. Ева Иосифовна любуется сыном, бабушка грустно опустила глаза в стол, Лия и Артём смотрят друг на друга. За окном бушует метель. Ёлка в углу мигает огнями.
   Артём - Лии: "Передайте мне, пожалуйста, сахарницу, инспектор".
  
   Дальше разговаривают в основном бабушка и Ева Иосифовна. Артём и Лия стараются не смотреть друг на друга, насколько позволяют приличия. Но все улыбаются, радуются Новому году.
   8. Толкучка в Пушкино. Лия и Саша покупают ему ботинки для работы на заводе.
   Лия в пальто, перешитом из солдатской шинели. Саша в шинели.
   Лия: "Мама велела не покупать ничего лишнего. Никаких туфель. Что-нибудь практичное тебе на ноги. И всё. Она обещала сшить из того сатина, что вам дали на заводе, тебе костюм, чтобы ходить на работу. Как тебе моё пальто? Это она сшила из старой шинели брата и покрасила в чёрный цвет. Ой, какие туфли! Помнишь, как гуляли до войны в Белопесоцкой и попали в дождь? Туфли тогда пропали. С тех пор у меня не было туфель на каблуке".
   Лия заворожено смотрит на лаковые чёрные туфли на высоком каблуке.
  
   Саша:ия, примерь".
   Лия примеряет - туфли в пору. Саша любуется ногой Лии в обновке. Достаёт деньги и платит.
   Лия: "А как же ботинки тебе?"
   Саша: "В следующий раз куплю. Или вот эти, мальчиковые. Для работы сойдут. На них денег хватит. Лия, ты не представляешь, какие красивые места вокруг
   Ивантеевки., где мы будем жить. Река Уча, канал, леса с грибами и ягодами, в реке
   рыба. А леса холмистые, с них такие дали открываются, прямо шишкинские. Сам городок весь в садах, а на окраине - питомник с редкими деревьями. Тебе понравится. Я там буду инженером на литейном заводе.
   И я уже договорился в техникуме, что ты там будешь химию преподавать. Кабинет видел. Хороший. Обещали на заводе дать машину, чтобы из Болшево, где какой-то филиал НИИ закрывается, реактивы привезти".
  
   Лия: "Ну, молодец, работу мне нашёл, а я-то надеялась отдыхать!"
   Оба смеются. Лия аккуратно заворачивает лаковые туфли.
  
   9. Звуки фламенко. Лия - за кафедрой в химическом кабинете. На кафедре - колбы, пробирки, спиртовка. Лия рассказывает о свойствах хлора. За партами - студентки-испанки. Они все вяжут не глядя, и чёрными горящими глазами смотрят на Лию. Но, похоже, почти ничего не понимают и мысли их где-то далеко. Лия показывает указкой место хлора в таблице Менделеева. Её голос за кадром: "Директор предупредил, чтобы я не мешала им вязать - они так добывают средства к существованию".
  
   10. Саша (это мой отец) и Лия (это моя мама) в ЗАГСе. Отец сияет. Несмотря на то, что у него потемнела кожа лица - он работал в Австрии, когда был в плену, на свинцовых рудниках, вид у него неплохой, просто загорелый. У него всё такие же замечательно голубые глаза, он не может глаз оторвать от Лии. Одеты они очень скромно, в пальто из шинелей.
  
   Регистраторша смотрит с завистью, как на личных врагов: "Кто будет платить за регистрацию?"
  
   Саша: "Я деньги забыл взять!"
   Лия (ей неловко): "Вот, возьмите".
   Регистраторша (сквозь зубы): "Поздравляю".
   11. Лия и Саша в дверях комнаты, где живёт бабушка.
   Лия: "Мама, мы поженились".
   Бабушка: "Что же вы не сказали заранее, я бы пирожок испекла"
   Она явно расстроена происшедшим.
   12. Саша сидит на кухне барака на табуретке. Каждая хозяйка готовит на своей керосинке. Соседка: "Ну что, Саша, когда свою красавицу покажешь?"
   Саша: "На той неделе приедет".
   Соседка: "Скучаешь, небось?"
   Саша: "Ещё как!"
   13. Лия подходит к новому бараку.
   Лия - зрителю: "Я говорила Саше - зачем нам быть в бараке? Какие-то квартиры давали на территории завода, для инженеров. Он ответил, что хочет быть ближе к рабочим. Никогда не жила в бараке".
  
   Лия идёт по коридору и отпирает дверь в комнату. Она в ужасе - вся комната
   вымазана углём. Пол некрашеный. Лия берёт ведро, тряпку, кирпич и начинает
   отмывать.
   14. Саша, усталый и радостный, переступает порог после рабочего дня. В комнате уютно, занавески из крашеной марли. Лия не смотрит на него, она обижена:
   "Как ты мог привести меня в такую грязь? Как ты думаешь, кто должен был это отмывать?"
   Отец: "Я думал, мы после работы вместе...".
   По нему видно, что он не собирался отмывать это сам.
   15. Там же, через несколько дней.
   Лия - Саше (он зашёл среди рабочего дня с рабочими): "Саша, вынеси, пожалуйста,
   ведро на помойку".
   Саша (ему неловко перед рабочими): "Я вечером, ладно?"
   Рабочий: "А у нас бабы сами выносят"
   Лия: "Ну, пусть ваши бабы и выносят, а я - женщина, а не баба"
  
      -- Вечер. Саша ждёт Лию у выхода из вечерней школы. Она выходит в окружении собравшихся её проводить мужчин-учеников. Многие из них в военной форме. Все оживлены.
  
   Саша: "Лия! Давай я тебя один провожу, хорошо?"
   Лия (смеется, хотя видно, что устала): "Давай, проводи".
   17. Та же комната в бараке. За окном - цветущая яблоня. За столом родственники. Все они одеты так, как одевалось большинство народа после войны - бедно.
   Клава (красивая молодая женщина с очень добрым лицом: "Ну, мы с Шурой приехали познакомиться с молодожёнами, потому что свадьбы не было, а Володя с Мишей к нам присоединились".
   Бабушка: "Клава, зачем же вы лук подарили? У них жизнь горькая будет!"
  
   Миша, брат Саши, он с ним рядом и сидит: "Всё это предрассудки! Правильно, братишка, что сделали свадьбу в мае, а то все бояться в мае свадьбы играть!"
  
   Лия: "Да мы и не думали играть свадьбу, просто хотели родственников друг с другом познакомить".
  
   На столе пирог с картошкой, кастрюля с луком, ещё пирожки и квашеная капуста.
   Новый чайник и кухонное полотенце.
   На канцелярском столе - часы и радиоприёмник, у стола - тоже подарок, новое ведро.
   У стола - скамейки. Буфет из ящиков. Книжный шкаф, кровать. Туалетный столик из ящиков.
   Саша - Лии, потихоньку: "Тебе не нравится кровать, которую я для нас сделал?"
   Лия: "Нет"
   Саша: "Для кого же я её сделал?"
   Бабушка (она сидела рядом): "Для себя".
   18. Вечер. Комната в бараке. Света нет. Осенний дождь за окном. На столе свеча.
   Саша: "Лия! Я сделал погреб. Когда соберём картошку, будем хранить в погребе".
   Лия: "Я сейчас приду, и будем ужинать. Ты знаешь, Саша, у нас по углам плесень. Это сырость от реки. Вчера я повесила сушить бельё на улице, а солдаты из соседнего барака его украли".
   Уходит.
   Саша, понурый, усталый и голодный, сидит за столом и смотрит в тёмное окно.
   Входит бабушка. Она берёт свечу, делает несколько шагов и падает в погреб,
   мужественно держа перед собой зажжённую свечу.
   Возвращается Лия. Немая сцена.
   19. Та же комната в бараке Весеннее закатное солнце бьёт в окно.
   Саша - Лии, на пороге: "Лия! Нам на работе кролика выдали! Приготовишь?"
   Лия (у неё слегка заметна беременность): "Конечно. Только я не буду. Меня сейчас
   тошнит от мяса"
   Саша: "А я буду!"
  
   Лия уходит из комнаты с кроликом и ведром на кухню и через какое-то время
   возвращается: "Саша, я сожгла ведро! Я так плохо себя чувствую! Наверно, уже скоро. Я хочу назвать её Наташей, в честь Наташи Ростовой".
   Саша: "А если мальчик будет, можно я назову?"
   Лия: "Никаких мальчиков! Будет девочка. Я назову её Наташей".
   Оба улыбаются.
  
   20. Барак. Лия гладит бельё. Стопка белья лежит выглаженная на столе. Неожиданно бледнеет, ставит утюг и садится на пол, держась за живот. Входит бабушка.
   Бабушка: "Я как знала, что надо приехать. А ведь врач сказала, что через три дня. Снимает пальто, моет руки, укладывает Лию на кровать. Бабушка: "Я сейчас, за акушеркой схожу". Быстро уходит.
   21. На стол с бельём кладут младенца. Это крупный ребёнок с чёрными кудрями.
   Младенец взбирается на гору белья. Лия с улыбкой смотрит на ребёнка.
   Бабушка: "Что радуешься, страдалицу родила! А куда ушла акушерка? Надо её
   Отблагодарить".
   Вбегает Саша: "Мне на заводе дали сани. Надо на лошади отвезти Лию в роддом. На машине не проехать - река разлилась".
  
   22. Лия и Саша выходят из роддома. Саша держит на руках дочь. В окнах машут руками роженицы.
   Лия: "Ты бы мог что-нибудь поприличнее добыть?"
   Саша: "Мне на заводе дали грузовик, а легковушки были заняты"
   Лия, опустив глаза, взбирается в кабину. Камера проходится по окнам роддома.
   Женщины приветливо машут вслед машине. Сияет солнце, искрятся лужи, дерутся воробьи и кричат грачи.
   23. Комната в бараке. Входит после работы отец: "Лия, можно я подержу Таточку?"
   Лия: "Вымой сначала руки. И не забудь - курить только на лестнице"
   Саша: "Да я помню. После ужина я помою Таточку?"
   Лия: "Да, конечно. Она такая тяжёлая... Саша, ты знаешь, у меня, кажется, грудница началась. Я вышла разгорячённая вешать бельё и простудила грудь. Молоко пропало. Мама начала меня лечить, но пока еще молока нет. Температура".
   У Лии нездоровый румянец, глаза посветлели, движения вялые.
   Саша: "А Миша звал нас с тобой на день рождения. Мне так хочется поехать! Мы с тобой так редко где-нибудь бываем. Вот на Новый год ездили к маме и всё. Помнишь, тебе ещё мой друг детства Айзерман не понравился?"
   Лия: "Он высокомерный, скучный, и не ценит тебя, по-моему. А вот Паня, жена Миши, мне понравилась. Она добродушная, забавная, и они с Мишей так здорово плясали цыганочку!"
   Саша: "У неё шрам на носу, некрасиво".
   Лия: "Но они с Мишей любят друг друга. Саша, почему ты так мало читаешь?".
   Саша: "Да когда мне читать-то? Я принёс чертежи, ночью буду подрабатывать. Я вымыл руки. Можно я Таточку на руки возьму? Я переоделся в домашнее".
   Лия: "Можно. Знаешь, поезжай один на день рождения брата".
   Саша бережно, с любовью, прижимает к своему виску головку дочери.
  
   24. Утро в комнате в бараке. Соседка заглядывает в незапертую дверь. Смотрит на
   кровать, в которой, обнявшись, лежат Лия и Саша. У неё странный взгляд. Вроде и
   улыбается, но тяжёлой, завистливой улыбкой. Потом стучит в дверь по внутренней её стороне: "Соседи, что дверь не запираете? Так и ограбить могут!"
   Саша и Лия просыпаются, им неловко.
   Саша: "А у нас грабить нечего!"
   Лия снова засыпает.
   Саша встаёт, выходит на кухню, возвращается в комнату с горячим чайником. Достаёт из буфета, сделанного из ящиков, кастрюлю с горохом. Кладёт часть себе в тарелку.
   Жадно ест. Снова кладёт и снова съедает. Смотрит в кастрюлю. Там осталось две
   ложки. Доедает.
  
   Саша - зрителю: "Неудобно получилось. Со мной, по-моему, такого никогда не было.
   Я всегда мог удержаться, чтобы в заводской столовой не съесть булочку и принести её Лии".
  
   Выходит из комнаты.
  
   Просыпается бабушка: "А где горох? Саша съел. А мне так хотелось горошку!"
   Лия делает вид, что спит. Ей стыдно за Сашу.
   25. Комната в бараке. Свеча на столе. Дождь за окном. Летние сумерки. Входит Саша: "Лия, я тебе дарю букет цветов".
   Лия: "С ума сошёл! У нас денег нет!"
   Саша: "А я сорвал цветы с заводской клумбы!"
   Лия: "Саша, когда ты только ухаживал со мной, рассказывал столько интересного,
   много книг читал, а сейчас ничего не читаешь!"
   Саша: "Я же страшно устаю, и ночами подрабатываю, мне спать хочется постоянно, и есть тоже. Это пройдёт. Вот жизнь после войны наладится, и будем с тобой книжки интересные читать и обсуждать их за чаем с розовым абажуром над настоящим круглым столом. И жильё у нас будет нормальное. И оденемся прилично".
   Лия вздыхает и смотрит, как Саша расшнуровывает ботинки. Он ушёл куда-то
   мыслями и трогает пальцем ногу. Она опухла от голода, и под указательным пальцем остаётся ямка. Сашу потрясает это зрелище. Он не отрываясь смотрит на ямку.
  
   Смотрит на неё и Лия, с неприязнью.
  
   Лия: "Саша. Я ездила в Москву к дяде Шуре, и у Таточки свалился с ноги белый
   валеночек. Не нашла. Только купили недавно. Так жалко!"
   Саша: "Не расстраивайся, купим, не будет же наша Таточка босая".
   Лия: "А ещё я переодевала Таточку в электричке, отвернулась от сумки - помнишь,
   красивая такая, небольшая, и её украли!"
   Саша: "И сумку купим, ещё лучше прежней. Мы же оба и работаем, и подрабатываем. Хочешь, прямо сейчас купим сумку, а хочешь - подарю тебе на день рождения".
   Лия: "Нет, обойдёмся пока как-нибудь. Давай ужинать. Мама сегодня на Чкаловской у Бори. Ты после ужина съездишь в Москву к своей маме? Ей надо денег с получки отвезти ".
   Саша: "Я сегодня так устал. Давай я в воскресенье съезжу".
   Лия (улыбаясь): "Вот так и мой отец не хотел сразу деньги матери отнести, тоже уставал".
   Саша: "Так он же со своей мамой в одном городе жил, а от Ивантеевки до Москвы надо с пересадкой ехать. Сначала на "кукушке" до Болшева, а оттуда на электричке. "Кукушки" ходят редко, в них посадка - штурм, я тогда не успею домой вернуться"
   Лия: "Ну, ладно. Вот каша, вот хлеб, сахар. Чай наливать?"
   Саша: "Я сам, спасибо"
   Лия: "Ты тогда в воскресение поезжай к своей маме, а я - к своей на Чкаловскую". Саша: "Мы так редко бываем вместе, всё реже. Я хотел, чтобы ты меня приревновала, что ли, помнишь, в гостях у моего начальника, но это не помогло" Лия опустила глаза и молчит.
   26. Летний вечер. Окно открыто. Колышется крашеная марганцовкой марлевая занавеска. Лия и Саша лежат в постели. Саша спит. Он устал.
   Лия - зрителю: "Мне так нравилось поначалу вить вот это немудрёное гнёздышко, чувствовать себя его хозяйкой, шить занавески... А теперь я много думаю о том, что делать. Нельзя жить вместе, если любовь ушла. А она ушла. Я ни с кем не советовалась, но тётя Катя сама заметила что-то, и сказала, что Саша станет прежним. Это сказались война и плен, надо только быть терпимой. Направлять его и ждать. А я не могу, я чувствую, что становлюсь раздражительной, несправедливой. Я не хочу быть такой. Таточка не должна видеть меня такой!
   Лия - Саше: "Я ухожу от тебя". Поворачивается к стенке и засыпает.
   27. Солнечное летнее утро. Лия просыпается и видит на табуретке у стола Сашу.
   Саша: "Ты помнишь, что сказала вчера вечером?"
   Лия: " Да"
   Саша: "Подумай о Таточке. И тебе будет трудно одной. Ну позволь мне хотя бы
   ночевать здесь, чтобы смотреть на вас".
   Лия: "Я уезжаю к маме на Чкаловскую".
   Саша: "Этого не может быть. Скажи, что мне надо изменить в себе, чтобы ты осталась, я всё сделаю. Ты как-то возмущалась, что я не пропускаю тебя вперёд, когда мы входим в дверь. Я буду пропускать!".
   Лия: "Это невозможно. У меня температура. Очень болит голова. Ты поешь что-нибудь и иди на работу. А я соберу вещи и поеду".
   Саша: "Если передумаешь, я буду ждать тебя".
   Лия: "Я не передумаю".
   28. Кухня в бараке. Все обсуждают развод Саши и Лии.
   Соседка: "Они даже не ругались и не дрались никогда, и так тихо разошлись. Этого не может быть! И он такой хороший человек! Не пьёт. Где сейчас найти такого после войны? И на что они будут жить? Это на Лию кто-то порчу навёл"
  
   29. Директор техникума, где Лия преподавала химию: "Лия Викторовна, вы можете получить жильё от техникума. Я скоро на пенсию пойду, хотел вас на своё место. Чем вам плохо в Ивантеевке?"
  
   30. Чкаловская. Бабушка открывает дверь. На пороге Лия с Таточкой: "Мама, я приехала сюда жить".
  
   Вносит чемодан с вещами.
   Бабушка: "Я тебя не пущу. Возвращайся к мужу!"
   Лия: "Ну, и не надо, я комнату сниму!"
   Борис выходит к двери: "Мама. Пусть поживёт пока, они сами постепенно разберутся. Проходи, Лия. Хочешь варёной картошки? Молодая, вкусная".
   Берёт на руки Таточку.
  
   05.04.2011
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"