"Радуга в снегу" - третья книга петербургского поэта Натальи Филипповой. Первый сборник "Паутинка" и книга стихов для детей "Старушка-веснушка" уже нашли своего читателя.
Семен Давыдович Лаевский, председатель правления Профессионального Союза писателей Санкт-Петербурга, поэт и тонкий ценитель слова, говорит о ее творчестве так:
"На первый взгляд ее поэзия проста. Однако, читая сти-хотворения Натальи Филипповой, начинаешь понимать и, главное, чувствовать многоплановость и кажущуюся наив-ностью чистоту суждений обо всем, чего коснулось перо по-эта. А касается оно очень важного: неистребимая любовь, самозабвенная нежность - практически все возможные ра-курсы сложнейшего - отношений мужчины и женщины".
Твое тело - как колокол света
В черном космосе небытия.
И, не зная преград и запретов,
В мире царствует нежность моя.
И эта многомерная тема - не единственная в сборнике.
Само название - "Радуга в снегу" многопланово. Радуга рождается в небе, в небе летнем и теплом, когда косые лучи вдруг заставляют вспыхнуть таинственным многоцветьем мириады дождевых капель. У Натальи радуга предстает в снегу и в холоде зимы. Она словно не от мира сего, прекрас-ная и беззащитная. Как душа поэта, странствующая по доро-гам земного и нелегкого бытия, как русалочка, ради люби-мого покинувшая родную стихию. Именно поэтому во мно-гих стихах - мотив боли, преодолеваемой, но неизбыв-ной. Это боль и за человека, и за любое живое существо, встретившееся на пути.
Женька, Женька, тени под скамьей,
Воробьи в дворовой серой пыли,
Куст сирени... Этот мир немой
Страшные рассказывает были:
Голубя раздавленные крылья
Дворник унесет в небытие...
Боль преодолевается, - и преодолевается она любовью и нежностью.
С. Д. Лаевский отмечает:
"Наташа любит все живое. Отношение к природе у нее такое же нежное, как к любимому, друзьям, просто прохо-жим людям. Нежность (которой сегодня, может быть, нам особенно не хватает) царствует в каждой строчке ее лириче-ских откровений. Читаешь стихотворения Н. Филипповой и понимаешь суть всего живого - нежность, царствующая в мире! Много несправедливости, горя, жестокости, но... не-победимы Любовь, Верность, Радость и, безусловно, - Неж-ность.
Люди целуются прямо на улице!
Прохожие улыбаются, щурятся, словно от света...
Скажите, а разве счастье не это?
Пусть люди целуются, пусть любят друг друга во-преки горестям, жестокости несправедливости - таково жизнеутверждающее кредо лирической героини Ната-льи Филипповой."
Добавляю, что самый тяжелый крест - пройти сквозь собственные колебания и страсти, пронести до конца свет души, не охлажденный никакой зимней стужей.
Композиция книги необычна. Разделы - это семь цветов радуги, и стихи в них расположены, если можно так сказать, по потаенному внутреннему отношению Человека к миру.
Страсть красных слов огня, цыганская романсовая безу-держность личного переживания сменяется со-чувствием всему сущему, тоже полному переживаний.
И вот вспыхивает желтый цвет. На этом этапе душа ли-рической героини, окрепнув, ощущает, как новый луч спек-тра диктует ей:
Есть в паденье сила. Сила встать.
Боль забыв. Я - тайна силы смеха.
Именно в этом разделе серьезность прерывается вспле-ском юмора. Сила Смеха дарует свободу - и вот уже можно искать в зеленом луче разгадку равновесия мира. Правда, равновесие это кажущееся. Болевой земной путь не закон-чен. Это лишь передышка, заполненная предчувствием но-вых испытаний: "Что-то сердце холодеет. Ожидает новой раны?"
Я у зимы прошу добра,
Но только снег летит навстречу.
Весна покой не принесла
Платком свои покрою плечи
И ночью из дому уйду.
Следы, следы в моем саду.
Странничество продолжается, но впереди горит уже го-лубой луч:
Я - в мудрость Путь. Освобожденье истин.
Я - отрешенность. Просто силуэт.
И далее - через пронзительность прозрений синего цвета - к фиолетовым тонам.
Может быть, к синтезу, в котором уже неразделимы Земное, очищенное Высшим и Небесным, увиденное через реалии повседневного нашего существования.
Уведи с собой тропинка
Горя не накликаю.
Я на каждую травинку -
Ягодой-брусникою
Я на каждую былинку -
Ласковым смирением,
Я на каждую пылинку -
Сном-стихотворением.
Радуга в снегу не просто красивое сочетание слов - это библейский образ, знаменующий союз Небесного и Земного Замысел сложнейший. Нужна немалая доля отваги, чтобы поставить себе такую сверхзадачу. А насколько удалось На-талье Филипповой воплотить задуманное - судить мудрому и внимательному читателю.
Мария Амфилохиева,
член Профессионального Союза писателей
Санкт-Петербурга.
Наталия Филиппова начала постигать поэтическое мастерство ещё в ранней юности, занимаясь в поэтиче-ском литобъединении, руководимом большим поэтом Нонной Слепаковой. Она - участница многих поэтиче-ских вечеров, поэтического театра "Послушайте!"; вы-ступала в театре Миниатюр и в театре Эстрады, но при этом не увлеклась новаторскими авангардистскими эф-фектами, а сумела сохранить непосредственность и детскую чистоту в стихах. Стихи Наташи напоминают мне перезвон колокольчиков. Дыхание поэта свобод-ное. Наталия занималась в клубе "Молодой Петербург" при Союзе Писателей России. Её стихи обсуждались на семинаре Алексея Ахматова. Наташа хорошо воспри-нимает критику, она настойчива и умеет идти вперёд, при этом не изменяя себе. Наташа - участник конфе-ренции молодых писателей Северо-запада. У Наталии от природы поставленный голос, что проявилось в ее первой книге:
Солнца луч в ладошке лепестками вышит
Гриб на тонкой ножке ландышами дышит.
Первая книга Наталии Филипповой называется "Пау-тинка". Её стихи действительно очень нежные, трепет-ные. Автор тонко чувствует природу. В стихах о любви она предстает женщиной-ребёнком, отчаянно нуждаю-щимся в ласке.
Не уходи из моего города.
Я боюсь темноты и холода.
Замечательно, что у Наташи есть чувство юмора. Оно особенно ярко проявляется в её детских стихах. У неё есть очаровательное стихотворение "Страшный сон", которое заканчивается забавным четверостишием:
Я проснулась ночью темной,
Заливает жуткий пот.
На груди храпит... огромный
Мой родной пушистый кот!
У Наташи удивительно переплетаются стихи о любви и стихи о природе. Например, одно из её любовных сти-хотворений, начинается так:
Заблудиться б в тебе как в лесу,
Собирать землянику на склонах.
Пить с цветов золотую росу,
Гладить брюшко лягушкам зеленым.
Стихи Натальи Филипповой сюжетные и не длинные. Её стихи для детей очень увлекательны и обычно явля-ются маленькими сказками. Наташа пишет фантастиче-ские новеллы. Она - многогранный и многообещающий автор. Она старается вызвать сочувствие к тем, кому плохо - к заболевшему слону, брошенным игрушкам, ракушкам, из которых вынули жемчуг...Наталия под-готовила к печати свою вторую книгу -книгу детских стихов "Старушка-Веснушка".
Я желаю Наталии Филипповой творческих успехов и рада дать ей рекомендацию в Международное Сообще-ство писательских союзов.
Галина Ана-тольевна Толма-чёва
22декабря 1999г
Радуга - книга Натальи Филипповой-Хорошевой...
Моей дорогой маме,
Валентине Даниловне Хорошевой.
Снежинка так похожа на ромашку
На клевер, что рассыпан на лугу...
Я радугу увидела однажды
На белом, чуть искрящемся снегу.
Она шепнула: "Мне - не все равно ли
Июль или январь, и в феврале
Мерцает синим, желтым, алым поле,
Лишь присмотрись к заснеженной земле.
Остановись - в раздумьях и в сомненьях
На этом вечном жизненном бегу..."
Среди пурги я встала на колени
И Радугу увидела в снегу.
КРАСНЫЙ
- Откройся Красный!
- Говорю, - Огонь!
Я - миг, что существует Бесконечность,
Секунда, согревающая Вечность,
Я - сердце, что сияет сквозь ладонь!
ЗАКЛИНАНИЕ СЕРДЦУ
(Прошу не читать! Личное!)
Окно захлопнется в ночи,
Погаснет свечка.
Стучи, пожалуйста, стучи,
Моё сердечко...
Стучи сквозь дробь -
(пусть в цель!) - сапог
Отрекшихся, ушедших прочь,
Стучи сквозь ложь и нелюбовь,
Прозрачные, как тонкий скотч.
Стучи сквозь гул и грохот зла,
Входящего везде без виз.
Когда, становится зола
Землею черной цвета риз -
Стучи, и все таки стучи -
и громче!
Там, где нет меня -
Сквозь вздох тугих морских пучин,
Сквозь плоть небесного огня,
Под чешуею змей и рыб,
Под мехом, под корой, пером,
Стучи над теми, кто погиб, И под любым живым ребром!