Утром в понедельник Витька самым бесстыдным образом проспал. Тому было несколько причин. С вечера он забыл поставить будильник, допоздна читал в постели интересную книгу, родители ушли на работу рано, и разбудить его было некому. Проснулся он от громкого басовитого пароходного гудка, накрывшего собой весь город.Это огромный сухогруз на выходе из бухты прощался с городом-портом. Витька взглянул на часы и подпрыгнул от ужаса. До начала первого урока оставалось всего полчаса, а он всё ещё в постели.
Витька кубарем слетел с кровати, ополоснул лицо холодной водой, буквально впрыгнул в брюки, натянул рубаху и, схватив куртку и бутерброд, выскочил из квартиры. На лестнице, однако, он заметил, что собрался идти в школу в домашних тапочках. Пришлось метеором вернуться в квартиру и сунуть ноги в ботинки.
Выскочив из подъезда, Витька наступил на плохо завязанный шнурок и с ходу растянулся перед бабушками, чинно сидящими на скамейке и ведущими между собой мирную беседу.
- Ты куда, скаженный, перепугал, точно басурман. Кто за тобой с метлой-то гонится?
- Ой, бабушки, в школу опаздываю, - ответил Витька, торопливо завязывая распустившиеся шнурки на ботинках.
- Так ты не в школу успеешь, а в травматологию, - ответила Нина Афанасьевна, бабушка со второго этажа, и обратилась к собеседнице, продолжая оборвавшуюся беседу.
- Лизавета говорит, что призрак кажную ночь ходит по дому, весь белый, в саване, и сам бледный, тихо стонет и кланяется по углам. Клянётся, что сама видела, крест на себя кладёт, что не брешет.
Витька, услышав такое, перестал завязывать шнурки и открыл рот от удивления:
- Это где такой дом, Нина Афанасьевна? - спросил он. - Где призраки бродят?
- А тебе то что? - отмахнулась женщина.- Ступай в школу, и двойку домой не приноси.
- Ну, пожалуйста, Нина Афанасьевна, скажите, где этот дом. А то я точно в школу опоздаю.
- Вот бес приставучий, - поморщилась женщина. - Дом заброшенный стоит напротив нового строящегося супермаркета. Его ещё японцы пленные строили после войны. Там он и бродит по ночам. Марш в школу, звонок вон уже звенит вовсю.
Витька опрометью метнулся в школу и влетел в класс как раз перед Петром Семёновичем, учителем физики.
- Петька, я знаю дом, где призрак бродит, - не удержался Витька, шепнув на уроке другу.
- Ты что? Какой ещё призрак? - отмахнулся Петька.
- В старом японском доме. Его скоро сносить будут, вот призраки и забегали.
- Сам ты как призрак. Чуть на урок не опоздал. Сиди тихо, а то Кулон вызовет к доске.
Кулоном ребята прозвали старенького учителя, который преподавал физику и ещё увлекался всякими ненаучными явлениями вроде НЛО, полтергейста и прочей аномальщиной. Он был не строгим, но нарушителей дисциплины частенько вызывал к доске и ставил двойки.
- Кудряшкин, что ты там шепчешься? Ну-ка иди сюда и расскажи нам о таком явлении, как электричество.
Петька свирепо взглянул на друга и понуро поплелся к доске.
- Электричество бегает по проводам, - сказал он и сморщился от умственного напряжения, пытаясь ещё что-то вспомнить об этом физическом явлении. - Электричество толкает поезда, трамваи и мясорубки.
- Правильно, Петя, - сказал Пётр Семёнович, - но что такое - электричество? Отчего оно возникает?
- От электростанций, - сообразил Петька.
Учитель покачал головой.
- Плохо Петя, что ты не понял самого главного. Садись и выучи, как следует, этот раздел. Он очень важен для всей вашей будущей жизни. А пока я ставлю тебе двоечку.
Петька был в отчаянии. Получить двойку перед самым концом четверти. Это всё из-за Витьки с его дурацкими призраками. Тут его осенило.
- Пётр Семёнович, а призраки бывают? - вдруг спросил он учителя, склонившегося над классным журналом.
Учитель остановил руку с авторучкой, неудержимо стремившуюся к Петькиной фамилии с намерением поставить против неё жирную кривую двойку, повернулся к ученику и удивлённо произнёс:
- А почему ты спрашиваешь?
- Да вот Витька мне сказал, что в одном из домов у нас в городе бродят призраки. - С научной точки зрения этого быть не может, - сказал учитель. - Но в мире очень
много историй, связанных именно с появлением призраков. Я вам сейчас расскажу кое-что о них.
Всё остальное время урока до самого звонка Пётр Семёнович рассказывал ребятам о легендах и мифах, связанных с призраками. Были здесь и байки о кремлёвских призраках, о привидениях в английских старинных замках, об инопланетных явлениях.
- Однако это всё легенды и мифы народных суеверий. А на самом деле ни призраков, ни привидений в природе нет, потому что это ненаучно, - закончил он урок.
- Вот видишь, - сказал Петька другу после урока. - Призраков не бывает, но, именно благодаря им, я сегодня не отхватил двойку.
- А что тогда бродит по тому дому? - спросил Витька. - Тётка клялась, что сама это видела.
- Вот это нам и предстоит узнать, доктор Ватсон, - сказал Петька. - Сегодня мы устроим засаду призракам.
- Понятно, мистер Холмс, - ответил Ватсон и подмигнул другу.
Вечером Петька дома сказал, что ночует у Витьки, поскольку его родители уехали в гости. Витька, в свою очередь, тоже отпросился ночевать у Петьки. А на самом деле ребята заранее выбрали удобное место в кустах сирени за дорогой для наблюдения за странным домом с призраком. Ночь была тёплая, какие обычны в Приморье в первой половине сентября. Мальчики привольно расположились на мягкой травке, немножко пошептались и притихли, задремав в темноте на свежем воздухе.
Петька проснулся от ощущения опасности. Он протёр глаза, сгоняя сонливость, взглянул на дом, чёрным силуэтом выделявшийся на фоне звёздного неба, и обомлел. На втором этаже в проёме окна в ночном сумраке виднелся светлый силуэт человека, лицо которого отсвечивало безжизненной белизной. Петька толкнул Витьку. Тот от неожиданности подскочил и спросонья возмущённо завопил:
- Чего пихаешься?
- Тихо ты, - прошипел Петька. - Смотри туда.
Витька взглянул в сторону дома и замер с открытым ртом. В это время жуткий силуэт медленно подошёл к окну и бросил долгий взгляд в их сторону. Ужас проник в самое сердце ребятишек,
- Он услышал нас, - подумали они и, не сговариваясь, одновременно пустились во всю прыть наутёк по еле заметной в ночи тропинке. Только отбежав от "дома ужасов" на приличное расстояние, среди жилых строений они остановились перевести дух.
- Ты чего побежал? - спросил Петька друга.
- А я не знаю, - ответил Витька. - Ты побежал, и я за тобой.
- Ты первый дал дёру, - настаивал Петька.
- Не, Петька, я за тобой сначала бежал, только потом обогнал.
- Понятно, ты же чемпион школы по бегу. Ладно, неважно, кто первый, но оба мы крепко сдрейфили.
- А то как же? - недоумевал Витька. - А если бы он за нами кинулся?
Ты понимаешь, я ведь тоже испугался и побежал что было мочи. Надо же, от чемпиона школы не отстал. Но что-то мне не нравится в этом призраке. Может он и не призрак вовсе.
- А кто?
- А вот это нам и предстоит узнать, друг Ватсон. Сегодня днём сходим и обследуем развалину.
- Согласен, мистер Холмс, - согласился Ватсон.
После школы, наскоро перекусив, ребята с нетерпением отправились к "дому с призраками". Старенький двухэтажный домишко прошлого века, как ни в чём не бывало, сиротливо стоял в конце улицы, ожидая сноса и наводя грусть и тоску пустыми глазницами окон и дверей. Возле дома никого не было.
Ребята, помня о ночных приключениях, с некоторой опаской вошли в дверной проём и оказались в длинном коридоре с обшарпанными стенами и проваленным полом. Всюду валялся бытовой мусор, старые газеты, обрывки обоев, поломанные детские игрушки и куклы, консервные банки и прочий хлам, обычный для заброшенных жилищ. Из коридора по обе стороны располагались небольшие комнатки без дверей, тоже заваленные всяким хламом.
- Что тут может делать нормальный призрак? - осторожно, с оглядкой прошептал Витька.
- А если это ненормальный призрак? - с иронией, тоже шёпотом спросил Петька.
- Ну, если ненормальный, тогда другое дело, - согласился друг.
Ребята двинулись по коридору, заглядывая в каждую комнату и изучая всё, что в ней находится. По лестнице без перил поднялись на второй этаж, продолжая осматривать всё вокруг. Скоро Витьке надоело гулять среди мусора.
- Петька, хватит бродить по этой помойке. Ничего мы тут не найдём. К тому же призраки следов не оставляют.
- Призраки не оставляют, - подтвердил Петька. - А люди вполне могут. Надо только лишь суметь увидеть.
В одной из комнат Петька подошёл к окну и взял с подоконника небольшую стеклянную бутылочку.
- Брось её, - брезгливо сморщился Витька. - Бомжи её распивали и бросили. Зачем она тебе?
Петька ничего не ответил, осмотрел бутылку со всех сторон, понюхал зачем-то горлышко и осторожно поставил обратно. Затем в углу комнаты поднял с пола обрывок газеты, развернул её, покрутил в руках.
- Что ты всякий хлам в руки берёшь? - попытался его остановить дружок.- Такой макулатуры здесь сто килограммов будет.
Но Петька не обратил на слова друга никакого внимания, аккуратно свернул газетку и сунул в карман брюк. Затем он приметил на полу окурок сигареты с красным фильтром, вынул из кармана большую лупу и через неё внимательно изучил окурок. Вынул записную книжку и аккуратно переписал в неё буквы, оставшиеся на сигарете, а окурок положил в полиэтиленовый пакет и спрятал в карман.
- Петь, пошли лучше в кино, - жалобно протянул Витька. - Надоело мне по этой мусорке шататься. Ещё какой микроб подхватим.
- Пожалуй, действительно хватит, - сказал решительно Петька. - Пошли отсюда.
- А что с призраками делать будем?
- Искать их будем, - ответил Петька и направился к автобусной остановке.
- Точно, - обрадовался Витька. - Пошли в кино, в "Буревестник" сходим на новую американскую комедию. А потом как-нибудь ещё их поищем, призраков этих.
Но, к Витькиному удивлению, приехали они не в кинотеатр, а в самую фешенебельную городскую гостиницу. Петька решительно прошёл через автоматические двери и вошёл в холл. Витька с удивлением послушно последовал за другом.
В холле царил полумрак, играла негромкая музыка, но посетителей не было. Лишь только за столом в глубине помещения сидела женщина и что-то писала в тетради. Она подняла голову.
- Мальчики, вы к кому пришли?
Петька подошёл к столу, на котором стояла табличка с надписью "Администратор" и уверенно заявил:
- Мы хотели бы видеть седого мужчину, туриста из Японии, одетого в белый костюм и курящего сигареты "Банзай".
Администратор с удивлением посмотрела на мальчиков.
- А зачем вам этот господин? Это бизнесмен из Токио, приехавший к нам по делам своей фирмы. Вы что, знакомы с ним?
- Нет, но хотим встретиться, - решительно ответил Петька.
- Право же, - задумчиво протянула администратор, - не знаю, что мне с вами делать. Детей мы в гостиницу не пропускаем без взрослых. К тому же этого господина сейчас в номере нет. Подождите на улице, пока он вернётся.
- Скажите, а он по-русски говорит? - спросил Петька.
- Говорит плохо, но понимает почти всё.
- А как его по имени-отчеству?- не унимался Петька.
Администратор усмехнулась.
- Не знаю, как по имени-отчеству, но зовут его господин Танака. Не вздумайте у него попрошайничать, не то я позову охрану.
- Ещё чего, - возмутился Петька. - Мы по делу к господину Танаке.
Ребятам ничего не оставалось, как покинуть холл и выйти на улицу. В это время к гостинице подкатило жёлтое такси, из которого вышел седой японец в белом костюме. Петька подбежал к нему:
- Господин Танака, мне нужно с вами поговорить?
Японец сдвинул брови, пытаясь что-то понять, затем на очень плохом русском спросил:
- Ви ка мня?
- Да, господин Танака, именно к вам, - подтвердил Петька. - Надо поговорить.
- Поховорит? О что?
- О бледных призраках, - не унимался Петька.
- О что? - удивился японец. - Не понимай. Пожалюйста, - неожиданно согласился он.
Танака любезно пригласил ребят в пустой холл гостиницы, усадил в кресла, вынул из кармана пачку сигарет, закурил длинную тонкую сигарету с красным фильтром и приготовился слушать. В ответ Петька вынул из кармана окурок точно такой сигареты и обрывок газеты и показал японцу. Увидев окурок и обрывок газетки с иероглифами, Танака изменился в лице, нахмурился, бросил на ребят печальный взгляд.
- Ви кто?
Петька протянул пожилому японцу руку. Танака с почтением её пожал.
- Я Петька Холмс, а это мой друг Витька-Ватсон.
Брови у японца улетели куда-то за уши.
- Холмс? Ватсон? Конан-Дойл? Почему?
Петька приосанился и важно пояснил:
Я с другом Витькой изучаю дедукцию, чтобы раскрывать преступления.
Японец понимающе покивал головой.
- Ви очень умный малшик. Дедукций - это хорошо.
Петька продолжил разговор.
- Скажите, господин Танака, зачем вы ночами бродите по старому заброшенному дому?
Танака снова согласно покивал головой, грустно взглянул на ребят и приступил к рассказу.
Из его длинного повествования на очень плохом русском языке ребята поняли следующее:
- Оказывается, во время войны с СССР в 1945 г его отец служил в Квантунской армии в Манчжурии пулемётчиком. Отец с собой всегда носил фамильный самурайский клинок, который пережил несколько поколений и был семейной святыней. В ходе боёв он попал в плен и чудом сохранил семейную реликвию, нося её под одеждой и пряча от охраны в тощем лагерном матрасе. Но вывезти клинок в Японию после освобождения было невозможно. Поэтому он решил замуровать семейную реликвию в одном из домов, которые пленные строили в городе Находка. Всю оставшуюся жизнь отец мечтал приехать в Советский Союз и отыскать спрятанный клинок, но не дождался такой возможности. Перед смертью он взял с сына клятву найти реликвию и вернуть в семью. Потому Танака, приехав в Находку по делам своей фирмы, приступил к поискам клинка с помощью портативного металлоискателя.
Танака на этом месте сделал длительную паузу, со скорбным видом развёл руки.
- Я ничто не нашёл за много ночь. Я завтра улетай дом пустой рука. Но мой душа нет покой, пока я не выполнить наказ отца.
Теперь нам всё понятно, господин Танака, - заявил Петька. - А почему вы не искали свою реликвию днём?
Японец застенчиво опустил глаза.
- Мне был стыдно ходить развалина, Петька. Я уважаемый человек Япония. Меня день все видеть и спрашивать. Все начать искать.
Ребята посочувствовали неудачному искателю семейных реликвий и отправились домой. Но до своей остановки они не доехали, а дружно сошли перед "домом с призраками". Снова они бродили по замусоренным коридорам и комнатам без дверей и окон.
- Где-то здесь замурован самурайский клинок, но как узнать, где он? - вздохнул Витька. - В этом случае нам не поможет даже твоя дедукция.
Петька с этим решительно не согласился.
- Дедукция помогает всегда и везде, но ею надо научиться пользоваться, - заметил он. - Я думаю, что отец должен был оставить какой-то знак в том месте, где спрятал клинок, - уверенно заявил Петька. - А нам надо лишь заметить его.
Ребята обошли весь дом, но без результата. Ничто не бросалось им в глаза на гладких, с японской тщательностью оштукатуренных стенах. Затем спустились в небольшой подвальчик, в котором жители ранее хранили домашние вещи. Здесь было темно, сыро, валялась брошенная старая тара. Мальчики устало присели на деревянный ящик и уставились в стену перед собой. Из стены торчал кусок ржавой арматуры.
Петька вдруг решительно ухватился за железяку и потянул на себя. Железка с трудом отделилась от стены вместе с куском штукатурки, под которой в тени подвала что-то неожиданно ярко блеснуло металлическим зеркалом. Ребята сбили старую штукатурку и не поверили своим глазам. В стене светился и сиял гранями не тронутый временем старинный клинок. На его лезвии просматривались витиеватые японские иероглифы, а рукоять обвивала разъярённая змея с обнажённым жалом.
- Вот он, знак отцовский, а это - клинок самурайский, - вскричал Петька. - А Танака потому его не нашёл, что он скрывался под куском железа. Видимо его отец это предвидел и специально так спрятал реликвию. Примета хорошая, и никто клинок не нашёл бы даже с металлоискателем. Только забыл сына предупредить о примете.
- Петька, а что мы с клинком делать будем? Смотри, какой он дорогущий. Эти жёлтые полоски в рукоятке золотые. Его продать можно аж за тыщу баксов.
- Продать, конечно, можно, но ведь он не наш.
Витька даже подскочил от обиды.
- Как не наш? Мы же его нашли.
- Витька, это фамильная реликвия семьи Танака. Ты видел, как переживал японец, что не нашёл свою святыню. В его глазах стояли слёзы. И после этого ты хочешь продать этот клинок кому угодно за деньги?
- Петь, я просто так сказал, - залепетал Витька, пытаясь оправдаться за свою ошибку. - Ты у нас Шерлок Холмс, тебе и решать.
- А что тут решать? - сказал Петька. - Поехали к Танаке.
Администратор гостиницы никак не хотела пропускать ребят к японцу.
- Это очень занятой человек, Он лёг отдыхать и просил не будить. Утром он улетает обратно в Японию.
- Тем более, - настаивал Петька, - обязательно разбудите его и скажите ему лишь одно слово - "клинок".
- Что вы мне голову морочите. Какой-такой клинок? Это серьёзный деловой человек, и он не станет связываться с какими-то мальчишками.
Петька по-настоящему разозлился.
- Если вы сейчас не вызовите этого человека, он этого вам никогда не простит.
Администратор, молодая строгая женщина, покачала головой и подняла телефонную трубку.
- Господин Танака, извините за беспокойство, но пришли два мальчика и просят назвать вам слово "клинок".
Танака скатился с пятого этажа по лестнице, не дожидаясь лифта. Вид клинка в руках ребят едва не лишил его чувств. Он упал перед клинком на колени, прижался к нему губами и надолго затих.
- Как вам это удалось? - спросил Танака ребят немного погодя, а по его щекам бежали слёзы счастья.
- Это дедукция, господин Танака, - ответил Петька.
Распрощавшись со счастливым господином Танака, ребята, к радости Витьки, направились в кино.
- Петь, а как ты догадался, что призрак вовсе не призрак, а японец? - полюбопытствовал Витька.
- Дедукция и внимательность, дорогой Ватсон. Бутылочка на окне была из-под сакэ, а бомжи сакэ не пьют. На сигарете была надпись "Банзай", а это японский самурайский клич, типа нашего "ура". И газета была японская недельной давности по дате. Откуда всё это появилось в доме, где могут тусоваться одни бомжи?
- А помнишь, Петь, тётка говорила, что призрак стонет и кланяется по углам.
- Это прибор у него тихо гудел звуком, похожим на стон, а по углам он наклонялся для прослушивания стен. А тётке казалось, что он стонет и молится.
- Да, Петь, ты уже делаешь явные успехи в дедукции, - с уважением протянул друг.
- Это же элементарно, дорогой Ватсон, - ответил Петька и радостно улыбнулся.
Через месяц на адрес Петьки из Японии пришла посылка, в которой находилось полное собрание сочинений писателя Артура Конан-Дойля, изданное в Японии на русском языке в золочёном переплёте.