Этология Человека : другие произведения.

Иерархичность человека, подчинение доминанту и символам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если во главе группы становится умный, талантливый, порядочный человек, то ей весьма повезло. Вполне возможно, что группу ждет успех. Доминантом может стать и асоциальная личность, аморальная, психически больная. В этом случае иерархию ждет неприятное будущее ...

  
  
  Для человеческих групп свойственно иерархическое построение. Группа не сможет решать задачи, двигаться к какой-то цели, если в ней будет отсутствовать порядок, который обеспечивается реализацией принципа соподчинения.
  
  Если во главе группы становится умный, талантливый, порядочный человек, то ей весьма повезло. Вполне возможно, что группу ждет успех. Доминантом может стать и асоциальная личность, аморальная, психически больная. В этом случае иерархию ждет неприятное будущее.
  
  Доминанту вообще-то не позавидуешь. Ему частенько мерещится, что в подведомственной группе мало порядка, подчиненные не испытывают к нему должного почтения, плетут за его спиной всякие интриги. Его весьма беспокоит проблема сохранения власти. Волнения компенсируют доступ к лучшим ресурсам и внимание лучших женщин. Доминант, как правило, лучше всех питающаяся, ухоженная, весьма влиятельная и сексуально привлекательная особь.
  
  Во все времена люди хотели, чтобы члены группы были равны. Эта идея нравится разуму. Она в состоянии встать на пути слепого инстинкта. К сожалению, равенство постепенно приводит к анархии и уничтожается формированием жестко выстроенной иерархии. С первобытных времен отношения в любом человеческом сообществе были иерархическими, действия группы зависели от того, что представлял собой лидер и окружающие его лица.
  
  До сих пор пользуется популярностью мнение, что в первобытных сообществах наших далеких предков царили справедливость, равноправие, почти что коммунистические установки. В реальности такого не было. Ученые, открывшие первобытный коммунизм и матриархат, находили их компоненты в племенах, которые под влиянием крайне суровых условий выживания, иных факторов остановились в своем прогрессивном развитии, реализуя специфический образ жизни. Это и запрет иметь личную собственность, и сложные ритуалы дележа добычи, и совместный однотипный труд, и наказание за инициативы, и главенствующая роль женщин в племени из-за неумеренного потребления мужчинами наркотических веществ.
  
  Скорее всего, первобытная группа предков представляла собой иерархию мужчин, в которой учитывался возрастной фактор. Наши далекие предки для защиты от врагов и освоения новых территорий образовывали мужскую иерархию, в первоочередные задачи которой входили оборона занимаемой территории, охрана женщин с детьми от хищников. Мужчины были очень агрессивны. Агрессивность распространялась не только на врагов, но и на членов группы и снижалась при возникновении внешней угрозы. Между собой мужчины были не равны, имели разные статусы, образовывали иерархическую пирамиду соподчинения. Ее возглавлял самая сильная, хитрая, умная особь (особи).
  
  На каждом иерархическом уровне шла борьба за статус либо в гордом одиночестве, либо с помощью союзов. Если объединение было прочным, умным, ресурсным, повышался шанс потеснить более высокостатусных. Если на доминирующий этаж пробивалась группа умудренных опытом, возрастных особей, то возникала геронтократия. Если наверху оказывался один человек, появлялась автократия.
  
  Молодежь, находящаяся внизу пирамиды, мечтала о статусном росте, при котором открывался путь к лучшим женщинам и ресурсам сообщества. Важно было найти для поддержки, усиления своих позиций соратников, единомышленников. Сильный, устойчивый союз мог позволить совершить серьезный статусный рывок. Шла постоянная борьба различных коалиций, создающихся и распадающихся.
  
  Земля, с одной стороны, принадлежала племени. Мужчина готов был ее защищать, чувствовал своей. С другой стороны, она принадлежала доминанту. Он и сам так считал. Правила иерархического поведения (в т.ч. право более статусного взять себе понравившееся у менее статусного) показывали, что земля все же принадлежит рядовым членам племени не полностью. Но они надеялись добраться с возрастом до вершин власти и получить больше возможностей считать ее своей.
  
  Неуверенность в вопросе считать территорию с ее ресурсным наполнением своей порождала вороватость, жизнь с оглядкой, стремление тем или иным способом обретенное быстро использовать с пользой для себя.
  
  Более статусные старались удержать свою власть, защищая свое место по мере возможности от находящихся на более низком уровне. Иерархические низы - как мужчины, так и женщины, поддерживали геронтов или доминанта, недолюбливая их приближенных, толпящихся у подножия высшей власти. С большим удовольствием по лидерскому сигналу расправлялись с ними, списывая на них все свои неприятности. Поддерживали гонения на врагов власти.
  
  Лидер племени был могуч, всегда прав и справедлив (карал всякого рода негодяев), помогал выжить (делился запасами). Занимался обучением маленьких членов племени. Последние смотрели на него с обожанием, видя в нем вождя, отца и учителя. Женщины старались завязать отношения с мужчинами постатуснее, произвести от них потомство. Все были по-своему счастливы. Этот мир страшным, несправедливым назвать нельзя.
  
  У человека есть врожденная программа поддержки лидера - 'подчиняйся лидеру (доминанту)'. Нам, подчас, весьма тяжело выступать против действий начальника любого уровня, директора, президента. Разум требует встать и заклеймить, но что-то нам мешает это сделать. В самый последний момент мы становимся вдруг робкими, неуверенными в себе, пытаемся отложить принятое решение. Безоговорочное служение иерарху - биологический импульс, особенность нашей социальной жизни, которую можно попытаться сделать менее опасной, усиливая рассудочное отношение к бытию.
  
  Иерархическое построение неизбежно. Этого требует биологическая сущность человека. Раз уж без этого не обойтись, лучше всего руководство назначать или выбирать, учитывая рассудочность и моральные качества претендентов. Будет больше гарантий, что инстинктивное поведение ждут неплохой контроль и созидательные перспективы реализации.
  
  Иерархия - интересный продукт естественного отбора, четкая, жесткая пирамидальная структура организации жизни, в которой каждый знает свое место, свой статус, позволяющие подчиняться и подчинять. Иерархия очень полезна, помогает избегать постоянных конфликтов, стычек в решении задач, непрерывной борьбы за лидирующие позиции, служит основой для совместных действий. Соподчинение образует упорядоченные отношения. Если отбор их поддержал, значит, они оказались полезными для выживания, развития.
  
  Активно иерархический статус выясняется в подростковой среде. На это много сил тратят, в основном, подрастающие представители мужской части популяции. Некоторые из них готовы на драки, различные лишения, всевозможнейшие приключения для того, чтобы стать во главе группы. Это потенциальные доминанты (лидеры) иерархии.
  
  У девочек иерархические отношения менее сложные. Женщинам свойственно организовывать группировки, в которые они объединяются по одинаковому состоянию - ищущие мужчин, беременные, мамы с детьми. В иерархиях статус женщины во многом зависит от того, какое положение в социуме занимает ее мужчина.
  
  Для получения доминирующего статуса иногда используется обладание каким-либо символом исключительности, превосходства - игрушки, которой ни у кого нет, настоящего оружия, рассказов об удивительных путешествиях, приключениях. Исключительность способна повышать иерархический статус без особого напряжения со стороны ее владельца. С помощью символов, потенциально достижимых всеми (отличник, эрудит, отличный музыкант), не победишь.
  
  Так как мужчины (а теперь все чаще и женщины) заинтересованы в повышении своего социального статуса, они очень внимательно оценивают поведение человека, достигшего тех или иных высот. Копируют его поведение, подражают ему. Достигший успеха - пример, инструкция его достижения.
  
  В стихийно формирующихся иерархических отношениях победу одерживает, как правило, не самый умный, порядочный, обладающий лучшими качествами человек. Скорее всего, это будет жесткий, имеющий, подчас, асоциальные замашки индивидуум. Сомневающийся в победе победить не сможет. Одержанная же, пусть даже совершенно незаслуженно, победа укрепляет уверенность в себе, своих силах, желание побеждать вновь и вновь.
  
  Каждый из нас имеет различный уровень агрессивности, влияющий на формирование отношений соподчинения (иерархии). Самая агрессивная особь старается подавить других, стать доминирующей. Она навязывает конфликты, увеличивая давление на психику, стараясь усилить, улучшить свое иерархическое положение. Менее агрессивные уступают ей, ищут более слабых, чтобы подчинить их. И такой процесс идет от высших до низших уровней иерархической пирамиды. Униженные вышестоящими идут и вымещают свою агрессию на нижестоящих.
  
  В маленькой группе статус каждого известен всем ее членам. Взаимодействие строится соответственно имеющейся статусности. В большом сообществе, благодаря врожденной программе подчинения доминанту, последнему можно и не знать в лицо всех своих подчиненных. Важно, чтобы члены группы знали, кто ее возглавляет, узнавали лидера. Это они смогут сделать в случае наличия у него символов власти.
  
  Идеальный пример - военная иерархия. Прежде чем выполнить поступивший приказ, военнослужащий внимательно смотрит на звание приказывающего, его принадлежность к своей группе. Имеет право он приказывать или нет?! Поведенческая программа реагирует на внешний вид, отличительные части одежды (повязки, погоны, др.), стоящих на возвышениях людей.
  
  В большой популяции с помощью символов власти представители доминанта (доминирующих групп) управляют обитателями различных иерархических уровней.
  
  Человечество располагает богатым миром символов. Они объединяют людей в группу, которая проявляет активность, идет по выбранному ее руководителями направлению. Этими символами могут быть хоругвь, знамя, портрет лидера, что-то другое. Символы воодушевляют на войну, на свержение доминанта, борьбу за свои идеи, ценности. Люди готовы яростно защищать любимые символы, пренебрегая опасностями, подчас, идти ради них на смерть.
  
  Правда, все это работает только в том случае, если угроза исходит от других людей.
  
  Умение вступать в социальные отношения с людьми в данный момент отсутствующими (поддерживать отношения с образом отсутствующего человека) является весьма полезной поведенческой адаптацией (приспособлением). Это результат усложнения общественной жизни, необходимости сохранения больших коллективов, порядка управления ими. Мы подчиняемся начальнику даже тогда, когда не видим и не слышим его!
  
  Человек иерархичен до своей смерти, придавая своему статусу в иерархиях, членом которых является, существенное внимание. Он ориентируется на правила статусного роста и жизненное благополучие. Забота об эффективности принимаемых решений, качестве жизни подвигает к мысли о важности поддержки положительного социального отбора, способствующего продвижению на высшие иерархические уровни людей с сильной естественной моралью, рассудочных, интеллектуально развитых, высокоранговых.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Марков А.В. Когда раздается: 'Наших бьют!'
  Марков А.В. Ген альтруизма
  Моррис Д. Голая обезьяна
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"