Этология Человека : другие произведения.

Экологические специализации человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человек является крупным существом и не мог прокормиться собирательством в северном лесу, степи, тундре. В далеком прошлом плотность населения в саванне была невелика. Для увеличения численности популяции, расселения, освоения новых ландшафтов нужно было расширять свою экологическую нишу - искать новые способы добывания пищи...

  
  
  Человек, являясь крупным существом, не мог прокормиться собирательством в северном лесу, степи, тундре, африканской саванне. Развитая способность прятать, сохранять часть добытого помогала частично.
  
  В далеком прошлом плотность населения на заселенных территориях была невелика. Для увеличения численности популяции, расселения, освоения новых ландшафтов нужно было расширять свою экологическую нишу - искать новые способы добывания пищи.
  
  Наши предки решили эту задачу. Итог - диапазон питания современного человека весьма широк (от плотоядности до вегетарианства).
  
  Ученые, схематически показывая процесс расширения ниши, выделяют этапы охоты, скотоводства, земледелия, индустриального производства. Было бы ошибочно полагать, что каждая популяция проходила эти этапы. Разные человеческие сообщества специализировались в разных направлениях. Освоение нового шло параллельно.
  
  Первые шаги к специализации, вполне возможно, были бессознательными, поддерживались, направлялись естественным отбором.
  
  Саванну начали регулярно выжигать для примитивных посевов 50000 лет тому назад. Как дополнительный источник питания, выращивалась пшеница. Возраст находок был определен с помощью радиоуглеродного метода. 30000 - 40000 лет назад началась коллективная охота на крупных животных. Земледелие в качестве основного источника питания существует приблизительно 9000 - 10000 лет. Столько же лет назад у человека уже был домашний рогатый скот: коровы, козы, овцы. Лошадь одомашнивалась позднее. Используя ее, человек стал заселять степи. Без нее последняя была для жизни непригодна.
  
  Человечество, расширяя свою экологическую нишу, увеличивалось численно, осваивало все новые территории. Составляющие его сообщества специализировались по разным направлениям. Занятия людей становились все более разнообразными. Специализация могла сопровождаться формированием особых морфологических приспособлений, способствующих реализации врожденных поведенческих программ. В этом случае наш вид распался бы на несколько подвидов, затем и видов. Этого не произошло.
  
  В своей специализации люди опирались на постепенное накопление информации и навыков, передаваемых из поколения в поколение с помощью обучения, ритуалов, запретов, различных примет. Взаимодействие популяций, имеющих разные специализации, могло принести заимствование достижений, обеспечить ускорение развития по прогрессивному пути (быстрый прогресс).
  
  В прошлом наш вид жил собирательством. В дальнейшем овладел огнем и речью. Научился изготавливать и совершенствовать орудия, опираясь на внегенетическую передачу знаний и практических навыков. Оставил в прошлом время каннибализма. Охотно и активно вступал во взаимовыгодные и взаимозависимые симбиотические отношения с микроорганизмами, растениями, животными (дрожжевые и пенициллиновые грибки, ячмень, кукуруза, собака, овца, др.).
  
  Подобные способности дали нам возможность открывать новые экологические ниши (направления экологической специализации - источники выживания в биосфере), достигать разнообразия в образе жизни, занимать разные позиции в экологической пирамиде (диапазон от плотоядных, почти растительноядных до разлагателей отмершей биомассы).
  
  В доисторический период жизни нашими предками были освоены не менее пяти направлений экологической специализации:
  - собирательство;
  - охота;
  - скотоводство;
  - растениеводство;
  - разбойничество
  
  
   СОБИРАТЕЛЬСТВО
  
  На ранних стадиях развития наши предки были собирателями. Влечение к собирательству сохранилось в человеке и до сегодняшнего дня. Оно является врожденным.
  Собирательство - естественное (животное) состояние людей. Образ жизни, который в благоприятной ситуации может сохраняться неограниченно долго.
  
  Собирательство представляет собой экологическую нишу, способ добывать пищу. Это нелегкая профессия, основывающаяся на упорстве, терпении, сообразительности, умении искать, различать, классифицировать, учиться, корректировать свои знания, навыки. Если человек все делает правильно, он награждается чувством удовлетворения, радости.
  
  Нужно бродить, рыться в зарослях, переворачивать камни, коряги, подбирать все, что может пригодиться. Природа требует от собирателей ума. Постоянно они сталкиваются с нестандартными ситуациями, которые нуждаются в изобретении новых способов их разрешения. Они учатся всю жизнь.
  
  В наше время немало людей занимается коллекционированием бутылок, марок, этикеток, много чего еще. Есть люди, у которых собирательство является частью их профессии. Ученые собирают коллекции того, что исследуют. Геологи собирают минералы.
  
  Даже человек - не коллекционер, подчас испытывает непреодолимое желание машинально подобрать, взять что-то ему понравившееся. Ему почему-то жалко, что такая хорошая вещица лежит, пропадает, а ведь она может и понадобиться когда-нибудь ... Количество подобранного растет. С ним трудно расстаться.
  
  Подчас очень хочется куда-то залезть - заглянуть под камень, в заросли, кусты, палкой перевернуть корягу и посмотреть, что там есть. Предостаточно людей, любящих ходить за грибами и ягодами в лес. Все есть в магазинах. Но им этого мало. Хочется собирать дары природы своими руками, радуясь при этом находкам с детской искренностью и непосредственностью.
  
  Врожденное поведенческое наследие проявляется и в тот миг, когда мы бродим по берегу и собираем раковины, красивые гальки для того, чтобы потом увезти их с собой домой, положить на полочку, подходить, любоваться ими.
  
  Собирательством активно занимаются дети, подростки. Что только не обнаружишь в их карманах. Накопленное прячется и тщательно оберегается от взрослых. В таком поведении нет ничего дурного. Разорение же припрятанного приводит к получению психологической травмы. Человек переживает из-за запрета реализовать имеющуюся потребность.
  
  В жизни древних людей было время, когда собирательство представляло собой их единственную экологическую нишу. И в наш век в тропических лесах Амазонки, Южной Африке, Океании еще сохранились племена, у которых основным источником пропитания является собирательство.
  
  Любая популяция может вернуться к нему в случае исчезновения других специализаций. Каждый человек на подсознательном уровне готов в случае неудавшейся жизни, утери жилья, источников доходов начать искать и собирать необходимое для выживания в местах, которые могут что-то дать (леса, берега реки, моря, свалки).
  
  В прошлом пищевые ресурсы человека были ограничены. Его постоянным спутником по жизни был голод. Человек не может похвастаться быстрым бегом, острыми когтями, мощными зубами, способным переваривать траву, листья и ветки желудком. Еда не давалась ему просто так, как она дается, к примеру, травоядным - даром. Все приходило через усилия физические, умственные.
  
  Собирать можно было находясь в одиночестве, либо в составе группы. Для последней территория поиска необходимого является общей. Групповое собирательство позволяет поддерживать групповой брак. Наиболее удачливый имеет возможность обладать большим количеством женщин, чем владелец менее значимых успехов.
  
  Небольшие группы наших очень далеких предков насчитывали два-три десятка членов. Их жизнь проходила в саванне, около водоемов, рек, речушек. Занимаясь собирательством, им доставалась мертвая рыба, остатки трапезы животных, почки, побеги, ягоды, орехи, яйца, черви, насекомые, пресмыкающиеся, моллюски, проявившие нерасторопность мелкие зверьки, утратившие осторожность птицы. Случалось питаться и тухлой едой. Наша склонность приобретать иногда продукты с разной степенью тухлости - след из прошлого.
  
  
   ЗАГОННАЯ ОХОТА
  
  Подобного рода деятельность, да еще и в коллективном исполнении - неплохое открытие разумного человека. Прошлое надежно скрыло от нас условия зарождения специализации по загонной охоте на крупных животных. Известно лишь, что ее начало и расцвет датируются 37000 - 40000 лет тому назад.
  
  Особо охотников охота не радовала. Животные быстро и успешно приспосабливались к охотничьим хитростям человека. Ситуация улучшилась, когда охотники стали осваивать новые территории, пришли на Ближний Восток и пошли дальше, на север. Живущие здесь животные становились легкой добычей охотничьих приемов. Охота была очень удачной.
  
  Началась охота на просторах Евразии. Эта земля переживала ледниковый период. Лесов на ней почти не было. Южнее ледника были тундростепи и степи, населенные стадами северных оленей, лошадей, бизонов, мамонтов, носорогов, овцебыков, джейранов, сайгаков, газелей. В гористых местностях на юге обитали бараны, козлы.
  
  Разнообразные, необычные природные условия, масса новых зверей способствовали активизации умственной деятельности человека. Приходилось отказываться от прежних многовековых традиций, устаревших, не соответствующих действительности знаний, поведенческого автоматизма.
  
  Люди попадали на новые места, животные их не боялись. Добыча сама шла в руки. Со временем численность животных, благодаря активной охоте (перепромыслу), резко уменьшалась, потенциальная добыча становилась осторожнее. Ситуация складывалась таким образом, что консервативная, непредприимчивая, нерешительная часть групп оставалась на месте, остальные шли дальше, осваивая новые, еще никем не тронутые земли.
  
  Оставшиеся могли не выжить, а могли и приспособиться к имеющемуся, заниматься собирательством, придумать новые способы охоты, открыть новые источники пропитания.
  
  На новых землях все повторялось. Самые решительные, активные, предприимчивые все время шли вперед, обеспечивая таким образом постоянное освоение незаселенных территорий. Новой волне расселения могло способствовать открытие новых, более эффективных способов охоты на зверя.
  
  Приблизительно 30000 - 35000 лет назад охотники расселились по Евразии. 12000 - 20000 лет тому назад появились в Америке, достигнув Австралии.
  
  Открытие неизведанных территорий сопровождалось отбором на качества, помогающие выживать, достигать успеха. Умственные способности охотников активно развивались. Жизнь в новых условиях требовала от них поддержки стремления к слаженным коллективным действиям, высокой организованности и изобретательности.
  
  Загонные охотники учились строить сложные загонные сооружения - ловушки. Для ее создания осуществлялось планирование на местности, подбирался материал, разрабатывалась структура объекта. Центр ловушки представлял собой каменный мешок около 150 м. в поперечнике с пристройками - загонами, камерами. Важнейшим компонентом сооружения являлись тянущиеся на много километров, расходящиеся от входа в мешок две каменные стены.
  
  Животные охотниками загонялись в проход между стенами и гнались в центр ловушки. Ловушки строились из каменных плит, валунов. Если не было перечисленного, стены возводились из дерева, земли. От последних ничего не осталось. Фрагменты же каменных стен, растянувшихся на многие километры, дошли до наших дней. Что собой представляли загоны, показывают наскальные рисунки. Это были грандиозные сооружения.
  
  В охотах женщины и дети не участвовали. От мужчин же требовались хорошее знание слабостей, уязвимых мест животных, умение ими пользоваться, отточенные охотничьи приемы, уверенность друг в друге, взаимостраховка, взаимовыручка. Трусам, лжецам в коллективах охотников делать было нечего. Они изгонялись.
  
  До времени больших охот покалеченных людей бросали на произвол судьбы. Коллективные правила выживания изменяли межличностные отношения, делая их более гуманными, нацеленными на оказание помощи ослабевшим членам сообщества.
  
  Охотники активно осваивали мир, уходили в походы на десятки километров. Для того, чтобы знать, как возвращаться домой, ориентироваться на местности наносили на камни указатели пути, знаки, создавали календари с насечками, обозначающими дни, фазы луны.
  
  Во время отдыха мужчины говорили об охоте, обо всем интересном, что встретилось в пути, ну и, конечно же, о женщинах. Раскопки перенесли в наше время множество женских фигурок. Охотники хорошо рисовали (наскальные рисунки) и ваяли. В сохранившихся рисунках присутствует высокая точность изображаемого и экспрессия.
  
  Дети ели мяса в достаточном для полноценного развития количестве. Мальчики очень хотели попасть в бригаду взрослых мужчин. Туда брали не всех. Радость детей от вида возвращающихся на стоянку охотников, группы вооруженных мужчин (например, солдат) имеет врожденные корни, пришла к нам из далекого прошлого.
  
  Охотники оставили после себя много наскальных рисунков. Свою добычу они делили не поровну, по справедливости и по заслугам, а по своему статусу в группе. Романтического там ничего не было. Не было там и матриархата.
  
  Жизнь охотника протекала в группе, основой которой была иерархия мужчин. Из нее выделялись бригады охотников, вооруженных приемами охоты на крупных животных, имеющих много общего с приемами коллективных действий для отражения нападения хищников.
  
  Во время загонных охот появилась первая симбиотическая связь с другим видом животных. Это была собака.
  
  Уровень технического и духовного развития загонных охотников был высок. Они открыли счет, календарь, символические знаки, создали различные орудия и приспособления, освоили коллективное строительство, стали рисовать, делать фигурки (ваять).
  
  Из поселения, образованного охотниками на стоянках, на охоту (промысел) уходили группы (бригады) молодых охотников. Они выступали строем, занимались ловушками, использовали имеющиеся приемы охоты и совершенствовали их, разбивали в местах охоты лагерь. В поселение мужчины возвращались с добычей и встречались женщинами, которые приветствовали их в позе подчинения. На рисунках последние по размеру всегда больше, чем первые. Это показывает подчиненное положение женщин в поселении. На отдыхе мужчины занимались групповым сексом - обычным, любимым занятием после охоты. Наскальные рисунки показывают нам вовсе не господство матриархата, а широчайшее распространение группового брака.
  
  Для качественной охоты пяти десяткам охотников требовалось не менее 75 км. площадей в поперечнике. Это очень большая территория с протяженностью границ до 300 км. Такую границу эффективно в древнее время охранять было невозможно. Группы чужих охотников постоянно ее нарушали, уходя с добычей к себе домой. По всей вероятности, именно эта ситуация ужесточила отношения между хозяевами территории и нарушителями ее границ. Первые стремились напасть на последних, убить их. Во время больших загонных охот начались жестокие территориальные войны. В это же время в жизнь человека вошло людоедство.
  
  Загонные охоты существенно уменьшили поголовье крупных животных. Количество убитых животных не соответствовало уровню потребностей в мясе. Уровень превышался (перепромысел). Ресурсы территории быстро истощались, вынуждая охотников искать новые места, не стоять на одном месте, расселяться.
  
  12000 лет тому назад охотники проникли на все, пригодные для охоты материки. 10000 лет назад ледник стал быстро таять. Тундростепь превратилась в тундру, быстро стали расти леса. Удача и богатая охота для охотившихся на севере осталась в прошлом. Охотившиеся на юге в степях продержались еще несколько тысяч лет. Охота шла и в Африке, в саванне.
  
  Будучи узкими специалистами, охотники стали повсеместно вымирать. Время больших охот закончилось. Пришло время людей, занимающихся в разных сочетаниях собирательством, охотой на менее крупных животных, земледелием, оседлым скотоводством. Они развили счет, геометрию, астрономию, календарь, строительство из различных материалов, изготовление предметов быта, украшений.
  
  В современных мужчинах сохранилась тяга к охоте, которая представляет собой совокупность унаследованного поведения (подкрадываться, догонять, лишать возможности сопротивляться) и изобретенного. Есть люди, в которых эта тяга настолько сильна, что они не представляют свою жизнь без выездов в компании преданных друзей в лес, какие-то новые места, изнурительных походов, переходов, ночевок, палаток, костров на берегу реки.
  
  
   КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО
  
  Этот вид скотоводства подразумевал приспособление человеком своего образа жизни к поведению кочующего животного (симбионта). Самыми известными такими животными являются туры (предки коровы), северные олени.
  
  Скорее всего, первыми кочующими группами становились при удачных обстоятельствах загонные охотники. Они осознавали выгоду следования за стадом, которое без приложения особых усилий кормило, обеспечивало их мясом. Люди, привязанные к территории (территориальные), становились кочевниками.
  
  Стадо шло по традиционному маршруту. Люди его сопровождали, защищали от хищников, помогали добывать воду, преодолевать препятствия, прогонять конкурентов, становясь нужными, своими. Им компанию могли составлять и собаки. Кочевники кормились сопровождаемыми животными, но делали это так, чтобы не отпугнуть стадо.
  
  Со временем люди научились с помощью искусственного отбора навязывать свой маршрут его движения, выводить более послушных их воле особей. Свою врожденную территориальную агрессивность они направляли на угрожающих стаду хищников, дикие стада-конкурентов, других охотников, пастухов.
  
  Встреча с диким быком-туром у человека произошла в Европе, затем пастухи приблизительно 8000 лет тому назад со стадами пришли в Северную Африку. Там животных привлекали замечательные саванные пастбища. На их месте сейчас находится пустыня Сахара.
  
  Охотники любили рисовать на скалах. До наших дней сохранилось много рисунков, изображающих быт группы, окружающий их мир. Рисунки показывают, что группы пастухов состояли из нескольких десятков человек. Животных (прокормителей) было в пять - шесть раз больше. Самцы не кастрировались, потому что должны были быть бойцами, не утратившими способность защищаться от опасных хищников. При нападении последних быки и мужчины образовывали единую оборонительную линию, защищая коров, женщин, телят и детей.
  
  На изображениях можно увидеть, что мужчины с помощью особых знаков имеют различное иерархическое положение. Рога некоторых быков украшены орнаментами, показывающих их высокий статус как в стаде, так и в человеческом сообществе.
  
  Сохранилось много изображений сцен сексуальных отношений. Они свидетельствуют о распространенности группового брака, развивающейся полигинии (один мужчина, несколько женщин - многоженство). Количество женщин у мужчины зависело от его социального статуса.
  
  
   ОСЕДЛОЕ СКОТОВОДСТВО
  
  По мере усложнения охоты, кочевым охотникам приходилось становиться оседлыми. Уходил в прошлое связанный с собирательством, бродячий образ жизни. Важность какой-то определенной территории, на которую возвращались все добытчики пищи, росла. Оседлость перестраивала родительское, сексуальное, социальное поведение. Члены группы становились более ответственными, стали больше уделять внимание бытовым удобствам, технологиям хранения и обработки пищи, очистки (стирки) одежды.
  
  Человеческие популяции в разных местах и в разное время образовывали симбиоз с различными видами животных, которые потом становились домашними. У каждой такой связи своя история возникновения и развития.
  
  Одомашнивание диких животных - процесс постепенного взаимного сближения, происходящий в разное время, в разных местах. У каждого сближения был свой путь. Утка стала домашней одним способом, свинья - другим, лошадь - третьим. И так с каждым одомашненным животным.
  
  Исследования показывают, что 9000 - 10000 лет тому назад нашими предками уже разводился домашний скот - овцы, козы, свиньи. Много полезного в их жизнь принесла симбиотическая связь человека с коровой.
  
  Ходящие сами по себе представители кошачьего мира, неприрученные аисты, голуби, ласточки поселились в человеческом мире, пользуясь общим запретом живого мира - не причинять вред тому, кому доверяешь. До сих пор они пользуются нашей любовью. К прирученным же козам, свиньям, курам мы бессознательной любви не испытываем. Они не пришли к нам для того, чтобы мы их защитили. Мы их разводим, используем в пищевых целях, едим.
  
  
   РАЗБОЙНИЧЕСТВО
  
  Основа жизни разбойников - выживание за счет насильственного отнимания ресурсов у других.
  
  Любая группа мужчин при утрате сострадания к чужим, что происходит достаточно легко из-за слабых природных запретов, может превратиться в банду, имеющую в своей основе военную организацию - мужскую иерархию с определенной боевой тактикой, жесткими правилами взаимоотношений, своей моралью - правом победителя (правом ограбить, изнасиловать, убить побежденного).
  
  Человеческие сообщества, живущие за счет разбоя, занимались своим нехорошим делом во все времена. Хватает их и сегодня. Количество тюрем на планете не сокращается. Желающих отнимать и грабить не смущает цивилизованная жизнь, не останавливают законы, наказания. Более того, любой народ, побеждая неприятеля, осваивая новые земли, грабя соседние популяции, никогда не отказывал себе в стремлении поживиться материальностью более слабой стороны.
  
  Специализированные разбойники живут внутри любой популяции, спокойно грабят своих соотечественников, живут за их счет.
  
  В разбойнических иерархиях формируются свои понятия справедливости, нормы поведения. Они занимаются их пропагандой, представляя, как альтернативные, лучшие, чем имеющиеся в обществе, подчас достигая успеха.
  
  К счастью, все члены сообщества не могут жить разбоем. Кому-то надо и производить то, что может быть отнято.
  
  Зарабатывающие себе на пропитание простые люди, в отличие от благородных пиратов и иных джентльменов удачи, не склонны делиться нажитым с кем-либо поровну, кровно заработанное добровольно нижестоящим не передают. Делиться отнятым легче, чем своим.
  
  
   РАСТЕНИЕВОДСТВО
  
  Современные радиоуглеродные датировки выжигания травы и кустарников, запасов пищи показывают, что растениеводство не моложе скотоводства. Симбиоз (взаимодействие) человека с растениями начался во времена больших загонных охот. Начался с огораживания плодоносных деревьев для того, чтобы защитить их от конкурентов, желающих употребить в пищу вкусные плоды.
  
  Примитивный древний человек - собиратель не мог вот так сразу, наблюдая удивительные превращения семени в плодоносное дерево, корня во вкусные плоды, бросить старую специализацию и заняться с воодушевлением сознательным разведением растений, земледелием. К тому же, одно выращивание растений не может обеспечить человека пищей, нужной ему для качественного развития. Для него (особенно для детей) нужна в обязательном порядке пища животного происхождения (мясо).
  
  Подобного рода переход был продолжительным процессом, приносящим открытия, победы и поражения, вероятнее всего, на начальных стадиях лишь частично сознательным.
  
  Обнаруживая полезность растения, человек специально сажал его и наблюдал за результатами. Побеги при засушливой погоде поливались. К посаженному, приносящему плоды подходили животные. Люди отгоняли непрошеных гостей, желая защитить посадки начинали их огораживать с помощью колючих веток, палок, камней. Так возникло садоводство, огородничество.
  
  Деревья, кусты, мелкие однолетние и двулетние растения разрастались, превращались в огороженные рощи, сады, огороды. Человек постепенно втягивался в сознательную деятельность по повышению качества почвы (проблема урожайности), плодов.
  
  Интересны корни традиции высаживания дубов, плодовых деревьев вдоль дорог. Сейчас она нам кажется не очень понятной. Но еще древние греки помнили, что их далекие предки питались желудями. Ничего в этой традиции странного нет. Деревья кормили путников, давали возможность подкрепиться во время перемещения из одной местности в другую.
  
  Обмен технологиями выращивания разных растений, дополнение его рыбной ловлей, охотой, наличие домашних животных могут помочь растениеводству стать главным занятием для сообщества, превращающим его в оседлое поселение с определенным жизненным пространством и охраняемой территорией.
  
  Тяга к работе с деревьями, на грядках, выращиванию различных полезных растений дошла и до наших дней. Она живет в значительном количестве членов современных популяций. Замечено, что это врожденное влечение может усиливаться с возрастом.
  
  Занимающимся земледелием нужно намного меньше земли, чем собирателям, загонным охотникам, скотоводам. Плодородные земли, обрабатываемые эффективными технологиями, давали высокую урожайность, что позволяло создавать плотные оседлые человеческие поселения на небольшой территории.
  
  Земледелие, как основной источник пропитания, существует 9000 - 10000 лет. Исходя из особенностей почвы, на различных территориях может реализовываться один из четырех исходных типов земледелия.
  
  
   Земледелие с самовосстановлением почвы
  
  Землями, на которых плодородие почв восстанавливается естественным образом, могут быть долины и дельты рек. Ил в них приносится при разливах. От человека не нужны особые знания и умения по обработке почвы. Ключевые позиции в улучшении ее качества занимают природные явления.
  
  
   Подсечно-огневое земледелие
  
  Как и в первом случае, человеку можно не проявлять заботу о сохранении плодородия почвы. Для того, чтобы им заниматься наши далекие предки вырубали, выжигали лес. Расчищались участки под примитивные посевы. Освобожденная от корневищ земля засеивалась, плодоносила несколько лет, затем ее пищевая полезность падала. Люди шли дальше, осваивали следующие части лесных массивов. На старых, заброшенных участках вновь рос лес, восстанавливался плодородный слой почвы.
  
  Подсечно-огневым земледелием может заниматься только группа. Люди перемещались вслед за расчищенными от лесов территориями, забрасывая старые. Высокая организация обработки земли, перемещения с одного места на другое была найдена в некоторых индейских цивилизациях Мезоамерики. Старый город оставлялся, все переезжали в новый. Оставленный постепенно зарастал тропическим лесом. Подчас, возвращения не происходило и город уже в наше время открывался исследователями, учеными.
  
  Общины, которые жили в центральной и северных частях восточноевропейских лесов сталкивались с не очень плодородной землей, благоприятными для земледелия погодными условиями. Это подталкивало к постоянному освоению новых территорий в восточном, западном, южном направлениях.
  
  Необходимость переселения способствовала созданию иерархии управленцев, которые должны были руководить переездом, коллективными работами, облагать податями членов сообщества, чтобы прокормить себя, решать общественные задачи.
  
  Еще одним вариантом организации бытия общины, живущей подсечно-огневым земледелием, было собрание землепашцев. Оно брало на себя функции управленческой иерархии, определяло направление расчистки лесного массива, что строить на участке, какие подати собирать, как использовать общественные угодья, распределять пахотную землю между членами общины. Собрание придерживалось принципа справедливости в организации общественных работ (всеобщее участие), получении земельных участков (равные участки с равным качеством почвы).
  
  Исследования показывают, что такого рода внешне весьма привлекательный коллективизм со временем приводит к застою. Все прогрессивное в повышении плодородия почвы затормаживается. Индивидуальные инициативы встречают прохладный прием. Стремление к уравниловке, переделу наделов в пользу плохо работающих на земле (поддержка не справляющихся) приводит к незначительному развитию земледельческого таланта.
  
  Нехватка новых нераспаханных земель в Западной Европе побуждала земледельцев оставаться на местах, учиться восстанавливать плодородие почв агрономическими методами. Это подрывало коллективистские порядки, способствовало переходу к наследственному владению участками.
  
  Огромные массивы восточноевропейских лесов поощряли забрасывание истощенных земель и коллективистское ведение хозяйства. Консервация мало изменяющихся жизненных устоев, последовавшие за ней крепостное право и социалистические формы управления земледелием привели к значительной утрате любви к земле, падению ее урожайности.
  
  
   Ирригационное земледелие
  
  Этот тип земледелия для засушливых, но при наличии достаточного количества воды плодородных земель. Требует усилий большого количества людей, создания сложных систем искусственного подвода воды, орошения территорий, продуманной организации труда, координации совместных действий, учета и распределения ресурсов, развитой управленческой иерархической структуры.
  
  Ирригационный тип земледелия способствует возникновению, сохранению и развитию управленческой пирамиды. Чиновники управляют, руководят общественными работами, распределяют ресурсы, выделяют мелиорированную почву под наделы, вводят различные подати, повинности, налоги, организуют оборону территории. Общество, земледельцы при этом совершенно спокойно относятся к введению правил передачи части полученного, заработанного власти, реализуя врожденную экономическую программу отъема ресурсов нижестоящих в пользу вышестоящих.
  
  
   Земледелие на обычных почвах
  
  Такой вид земледелия располагает к полной оседлости и основывается на:
  - понимании состоянии почв, жизни земельных участков;
  - отслеживании и исследовании результатов воздействия на урожайность различных факторов;
  - выработке эффективных технологий обработки почвы;
  - соблюдении традиционных приемов обработки участков, традиций работы на земле;
  - осторожном применении новаций, которые могут привести к сохранению и улучшению урожайности.
  
  Занимаясь таким земледелием важно применять технологии сохранения плодородия почвы, ее улучшения с помощью разных приемов (например, мелкая мелиорация, правильный севооборот, внесение удобрений). Земледелец мог всем этим заниматься только в условиях преемственности поколений, при наличии дружной, сплоченной семьи, которая будет передавать землю и знания обращения с ней от отца к сыну, а тот, свою очередь, своему сыну и т.д.
  
  Успешные владельцы оставались работать на возделываемых участках. Нерадивые, невнимательные, ленивые, глупые их лишались, потому что земля приходила в упадок и не могла прокормить хозяина, его семью. Шел отбор лучших способностей, качеств, знаний, практических навыков.
  
   ...
  
  Исследования показывают, что на врожденном уровне, способностью эффективно заниматься землей обладают не более 5% населения. Если они имеют возможность реализовать имеющееся в них, страна характеризуется высоким уровнем урожайности засеваемых земель. В традиционно земледельческих обществах тяги заниматься землей нет у 10-15% населения. Остальные хотят это делать, у кого-то что-то получается, у кого-то не очень.(1)
  
  Практика свидетельствует о том, что важнейшим компонентом работы в сельском хозяйстве является человеческое взаимодействие с почвой, другими жизнями (растения, скот), процветание которого невозможно без любви к ним. Только забота и любовь могут привести к наивысшим показателям урожайности. Персональная связь с животными и растениями позволяет получить замкнутое единство, наполненное осознанием прямой ответственности за последствия работы на доверенном участке, его ответными импульсами.
  
  При коллективной же обработке земли теряется обратная связь с обрабатываемой территорией. Не видно конкретной (позитивной, негативной) реакции живого на приложенные личные усилия (результатов приложения индивидуальных усилий). Коллективная ответственность снижает сельскохозяйственную производительность, приводит к застою, препятствует прогрессу в сфере улучшения плодородности почвы.
  
  Нехватка территорий вынуждает более рачительно относиться к используемым ресурсам, культивировать индивидуальный подход к земле, ослабляет коллективистские формы организации ведения хозяйства, способствует переходу к наследственному владению земельными участками. Значительные лесные ресурсы, отсутствие острых проблем с обрабатываемой землей работают на консервацию моделей управления территориями всем миром, общиной, коллективом.
  
  В мире техники людям удается организовывать большие коллективные производства из-за того, что машинам, станкам, инструментам не нужна любовь. Люди взаимодействуют с ними на основе точных технологий, инструкций. Если они исполняются, все в порядке. В сельском же хозяйстве для процветания каждого куста инструкцию не напишешь, поэтому коллективное производство на земле малоэффективно.
  
  По наблюдению ученых, лучше всего заботится о земле наследственный хозяин участка (обработка его членами семьи, домашними рабами). Похуже дела обстоят у человека, который арендует участок на определенный срок. За ним идет латифундист, обрабатывающий территорию, применяя для этого коллективный труд большого количества недомашних рабов, наемных работников. Себестоимость выпускаемой латифундиями продукции, их рентабельность могут быть экономически очень привлекательными, но вредит людям, относящимся к своему делу с большим прилежанием, с большей любовью к земле.
  
  Занятие земледелием подтолкнуло человека к жизни на своем участке, его индивидуальной обработке, поддержанию моногамного брака (нужны были сыновья - наследники). Такая модель выживания, бытия могла сформироваться через размышления (работа разума), методом проб и ошибок (эмпирически), возникнуть самопроизвольно (на подсознательном уровне). Последний вариант предполагает, что в нас содержатся врожденные программы семейного животного, проживающего на своей охраняемой территории.
  
  Из перечисленных выше четырех типов земледелия индивидуально владеть землей позволяют как первый, так и четвертый. Естественный отбор оставляет на земле тех, кто пользуется ей умело, заботится о ней. Если владелец участка относится к нему наплевательски, почва истощается, урожайность падает, пропитание заканчивается.
  
  Русское земледелие имеет не очень оптимистичную историю. Крепостничество, в советское время торжество колхозов способствовали поддержанию архаичного земледельческого коллективизма. Поэтому не стоит удивляться отсутствию каких-либо мощных прорывов в сельскохозяйственном развитии. Коллективизм весьма привлекателен. Он поощряет коллективную безответственность, круговую поруку, неэффективность работников, безосновательное оказание им помощи, нерентабельность хозяйства, списание долгов. В разных формах может проявляться вновь и вновь.
  
  Современные научные открытия показали, что время больших коллективных охот на крупного зверя не длилось сотни тысяч лет и не распространялось на все человечество. Стоит отметить, что охотники не выжили, не стали земледельцами. Более 1.5 млн лет (время биологической эволюции) тому назад предки человека разумного туши животных вообще находили, а не добывали. Обнаруженное мясо нужно было защитить от конкурентов, быстро разделать и съесть. Его никто с собой не носил и не хранил. Обладая плохим ночным зрением пралюдям было бы крайне тяжело охранять запасы мяса от нападений львов, леопардов, стай гиен.
  
  Вероятнее всего, делать запасы, хранить их стали популяции, занимающиеся растениеводством. После сбора урожая его сразу съесть было невозможно. Закономерно вставал вопрос о хранении несъеденного. Из-за разбросанности пригодных для посевов участков по территории, ослабевали возможности ее эффективной обороны. Контроль над ней могла навязать любая местная или пришлая иерархически сплоченная группа ничего не производящих людей. Так формировались сообщества, состоящие из земледельцев и живущих за счет их ресурсов организующих жизнь и защищающих иерархий.
  
  
  
  Литература
  Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры
  (1) Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Дольник В.Р. Право на землю
  Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство
  Дольник В.Р. Археология человеческих пристрастий
  Моррис Д. Голая обезьяна
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"