Более 100 лет назад, в 1908 году, русский патриот, мыслитель, публицист, политик, богослов С.Н. Булгаков в статье "Моя Родина" писал: "В настоящее время русское общество, по крайней мере, та его часть, которая способна размышлять и учиться, находится в тяжёлом раздумье и силится извлечь уроки из пережитого в области политической, экономической, культурной".
Удивительно, как будто сегодня написано! Вот только раздумье слишком затянулось, а уроки не пошли впрок. Видимо, действительно, история учит тому, что она ничему не учит российских людей. Политическая история России конца 20 века ознаменовалась тем, что в стране произошло ещё одно социально-политическое потрясение. Четыре мощных социально-политические взрыва за один век! Не говорит ли это о том, что государство либо страдает хроническими социально - политическими эксцессами, либо кто-то извне сознательно провоцирует общественные катаклизмы, дабы, таким образом, установить своё господство в России, может быть, в мире? Почему уроки политической истории не оказывают необходимого воздействия на общественное сознание народа страны?
При всей имевшейся конфронтации в гражданском обществе большая часть населения России в революциях 20 века, по сути дела, активного участия не принимала. Наиболее заинтересованными представителями нестабильности в России были, конечно, зарубежные субъекты, обладающие весомым финансовым и политическим влиянием. Они же и содействовали расшатыванию российской государственности. Разумеется, никто не оспаривает, что в России существовали серьёзные социально-экономические противоречия. И рано или поздно они, конечно, должны были бы разрешаться и не всегда, возможно, к сожалению, мирным путём. И всё же без активного вмешательства инородцев, представители которых всегда присутствуют и в самой России, разрешение этих противоречий не носило бы той ожесточённости, которая всегда наблюдалась в прошлом веке.
Надо признать, что миссия нестабильности рядом политиканов, авантюристов до сих пор успешно реализуется. Российский же народ с удивительным постоянством пытается дистанцироваться от тех моделей государства, которые ему навязывают политические маклеры. Причин для такого отстранения несколько. Возможно, одна из них кроется в том, что в глазах молчаливого большинства населения политические кланы, сообщества выглядят бесовскими. А от чёрта люди стараются держаться подальше. Не следует и забывать, что значительная часть молчаливого большинства придерживается духовно-нравственного постулата - "На всё воля Господа!", который предостерегает, помимо всего прочего, и от втягивания в политическую борьбу. Народ считает, что всё бесовское рано или поздно потерпит крах. Он выжидает, когда вердикт в адрес иноверцев выразит сам Всевышний, считая, пожалуй, что не имеет права брать на себя ответственность за судьбу человеческого сообщества. Чертям же плевать на ответственность перед гражданами и перед самим Богом. Для них, погрязших в морально-этической жиже зловония, главное - это покуражиться над светлым родом человеческим, продемонстрировать свою значимость и силу, насытиться жирными кусками материальных ценностей, которые они урывают от простого люда.
С одной стороны настороженность народа к разным социально-политическим конструкциям понятна. Семь раз отмерь, как говорится, один раз отрежь. Но ведь с другой стороны следует помнить и другую житейскую мудрость: "На Бога надейся, но и сам не плошай". Отстранение значительной части населения от гражданской, исторической ответственности говорит о катастрофическом снижении ценности самой человеческой жизни. Безразличие появляется тогда, когда теряется духовно-нравственный потенциал, когда резко снижается культура мысли и чувств в обществе, когда исчезает сама перспектива достижения, если не счастливой, то хотя бы достойной жизни. Возникает вопрос, а как же произошло, что в стране с тысячелетней православной культурой, с очень мощной мусульманской религией наблюдается духовный, социальный кризис? Чрезвычайно сложный вопрос. Ряд исследователей считает, что православие и мусульманство не справилось с устройством гармоничного мира, аргументируя это тем, что католические страны живут более успешно в этом смысле, чем Россия. Однако, думается, что дело не в религиозных различиях восприятия философии жизни жителями той или иной страны. Существуют важные этнографические, климатические, историко-политические факторы, которые приводят к тем или иным реалиям жизни.
На взгляд автора этих строк, в России был целый век, чтобы извлечь уроки из отечественной политической истории. Время затяжного, мучительного раздумья закончилось. Интеллектуальной, культурной элите российского общества следует самым активным образом брать на себя ответственность за судьбу своей страны и своего народа. Надо понимать, что стяжательство, которое достигло в современной России невиданных масштабов, что ведёт к взрывоопасной гражданской конфронтации, может обрушить устои самой российской государственности. За рубежом понимают, пожалуй, страшные последствия такого социального противостояния. Не случайно в связи с этим наиболее богатые люди США и Европы недавно заявили, что отказываются от половины своего состояния в пользу благотворительных целей. Необходима зримая солидарность и оперативная консолидация всех здоровых сил российского общества. Если Президента России Дмитрия Медведева не устраивает лозунг: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", о чём он заявил в одной из зарубежных поездок, то, хочется надеяться, он не будет против солидарности интеллектуальных и культурных граждан России, куда, кстати говоря, входят и представители российского пролетариата, сама возможность объединения которого придаёт выражение кислой гримасы "всенародно" избранному Президенту. Иначе он столкнётся с требованием здоровой части общества, какое уже, к слову сказать, имеется к Путину, "Медведев должен уйти!". Понятно, что дело, конечно, не в политическом имидже того или иного государственного деятеля. Вечных Президентов не существует: одни уходят, другие приходят. Важно сохранить страну и объединить народ. А это может быть только на основе Справедливости, отличительное чувство, присущее в большей степени, пожалуй, испокон веку российскому человеку, российскому менталитету. Справедливость, в чём глубоко убеждён автор этих строк, и является национальной идеей России, краеугольным камнем её государственности. Без Справедливости государство не может именоваться Россией, без неё немыслимо существование русского, российского народа. Пора это давно понять, зарубить, как говорится, себе на носу, современным государственным чиновникам: российским мэрам, губернаторам, министрам, депутатам, президентам, всем "слугам" народа. Давно уже пора понять и самому российскому народу, что не следует ждать, когда его "слуги" поймут прописные истины, а и самому активно включаться за торжество так дорогой для него Справедливости. Таковы уж реалии российской жизни: брать на себя историческую ответственность, хочется ли этого кому или нет. Конечно, для этого нужен ХАРАКТЕР. Хочется надеяться, что он ещё присутствует в российском народе.