Задолго до нашей эры, примерно 2600 лет назад, жил был в Китае величайший мудрец Лао - Цзы, имя которого сначала было - Ли Эр. Достоверных фактов о его жизни весьма мало. В некоторых источниках указывается, что его учителем был Жун Чан, изобретатель календаря. Лао -Цзы считается основателем даосизма, одного из великих религиозно-философских учений.
Понятно, что со временем жизнь этой исключительной личности обросла невероятными легендами. Помимо всех прочих есть и такая, что Лао - Цзы был якобы зачат без отца, а именно от солнечной энергии, аккумулированной в жемчужине с пятью цветами, которую проглотила его мать. Так или иначе, Лао - цзы был, видимо, посланцем из космоса. Вспомним, что через несколько столетий после него миру явился Иисус Христос, родившийся от Святого Духа. Как видим, они пришли из иного мира.
И всё же легендарный старик Лао - Цзы привлекает потомков не столько мифами о себе, которые, разумеется, очень интересные, захватывающие своей фантастичностью и заставляющие смотреть на мир через многогранное восприятие, сколько тем, что этот реально (хотя некоторые историки и сомневаются в его существовании) живший до нашей эры человек, пусть даже и трансформированный тысячелетней мифологией в сверх естественный образ, создал величайшее творение человеческой мысли - трактат "Даодэцзин". В нашей отечественной историографии об этом сочинении в пять тысяч слов можно судить лишь по некоторым переводам отдельных его частей и по комментариям к нему. Но даже такой неполный объём позволяет нам считать замкнутого в себе "старого ребёнка", как иногда называли Лао - Цзы, гениальным мыслителем в истории человечества. Исследователи пишут, что "Даодэцзин" можно сравнивать со значением Евангелия для христианства и Корана для ислама. А если учесть, что "Даодэцзин" появился намного раньше этих писаний, то этот трактат является, по сути дела, фундаментальной основой для всех последующих религиозно-философских учений. Разумеется, и что следует особо подчеркнуть, это ни в коей степени не снижает высокую значимость каждого из них. Ряд основных мировоззренческих концепций буддизма, ислама, христианства и других религий во многом схож с представлениями автора "Даодэцзин".
В своих глубоких размышлениях, которые сосредоточённо проводились в одиночестве среди прекрасной, молчаливой, а потому и мудрой Природы, Лао - Цзы не только приблизился вплотную к ощущению бесконечности времени и пространства, что составляет Мироздание, но и почувствовал его удивительную динамику. Макрокосмические процессы, уходя в "чёрную дыру", не поддаются ортодоксальному анализу. Нужно ещё и необыкновенное духовное прозрение. На основе бесконечного Пути Вселенной великий мудрец представил ряд постулатов, которые способствуют, при строгом соблюдении их, бессмертию человеческой души. Не просто их соблюдать. Человеческая натура такова, что желает доказывать, утверждать, отстаивать, Это не так уж и плохо. Но очень часто человек действует слишком интенсивно, неоправданно вторгается в окружающий процесс жизнедеятельности, за что рано или поздно наказывается жизнью. Для нас, при грехопадении, в котором мы находимся, речь идёт не о бессмертии души, а о том, как уж прожить более сносно, достойно, по-человечески. Что же делать, чтобы правильно жить, как соблюдать необходимые постулаты мудреца? Вот что говорит Лао - Цзы в своём трактате
В успокоении - обретение новой судьбы,
В обретении новой судьбы - проявляется вечность,
В познании вечного - просветление.
Не познавшие вечного
В ослеплении творят злодеяния,
Познавший же вечное - вмещает его в себя,
Вместивший его - уже не своекорыстен.
Получается, чтобы правильно жить, надо внутренне сосредоточиться, отстраниться от всего суетного. Стало быть, следует погрузиться в состояние отрешённости, в некую медитацию, как это делал Лао - Цзы и его сподвижники или русские иноки, уходившие в леса, строившие там кельи и беспрестанно молившиеся. Таким образом, можно отстраниться от зла и просветлиться душой. Но ведь мы живём в иное время, в ином реальном мире, от которого уже невозможно убежать. Медитация, давая свои плодотворные результаты, возможно только для ограниченного круга людей. Далеко не все могут позволить себе отказаться от насущных дел и ждать просветления, занимаясь лишь благими размышлениями. Единственно возможным адекватным вариантом подобной медитации является, как представляется автору этих строк, полная самоотдача делу, которым он призван заниматься. Разумеется, оно должно иметь гуманный характер. Благотворный труд, как, пожалуй, и медитация, чудным образом просветляет душу человека, наполняет его жизнь глубоким и таинственным смыслом, вытесняет из неё всё наносное: мутное, грязное, ложное. Уроки Лао - Цзы как раз и преследуют эту цель: наполнить сердце чистотой, а душу светлыми чувствами. Смысл жизни человека заключается в том, чтобы совершать благоразумие, на что указывал ещё Лао - Цзы:
Рождай же и умножай!
Рождать не владея,
Совершать не гордясь,
Растить не начальствуя -
Вот что зовут сокровенно благодатью!
Как этого понимания не хватает нам, людям, живущим уже в третьем тысячелетии, со всеми нашими многочисленными книжками, университетами, научными диссертациями, высокими почётными званиями и наградами! Почти все мы куда-то спешим в погоне за призрачным счастьем, которое некоторые видят в приобретении больших денег, дорогих машин и безделушек, огромных замков и в пустом, беззаботном времяпровождении. Насколько же старик Лао - Цзы , не притязательный к быту жизни был богаче нищих духом!
Удивительная штука - время! Тысячелетия отделяют нас от просветлённого китайского мудреца. А как современно звучат его суждения! Уроки Лао - Цзы всегда современны, всегда поучительны и бессмертны. Наверно, не случайно в жемчужине была сконцентрирована солнечная энергия. Через неё и передалась Мудрость Ли Эру, ребёнку, родившемуся под сливой, чтобы он делился ею со всем человечеством. Людям очень необходима солнечная энергия, её свет и тепло, согревающая не только тело человека, но и радующая его душу. Людям необходима Мудрость Лао -Цзы, чтобы не тешить себя призрачным счастьем, а радоваться Солнцу и природе Земли, благодати данной людям.