Мельник Анатолий Антонович : другие произведения.

Как зимовали волжские казаки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все что было не со мной, помню...



      ...Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны,
Выплывают расписные,
Вострогрудые челны...
КАК  ЗИМОВАЛИ  ВОЛЖСКИЕ  КАЗАКИ
(Из серии "Былых историзмов")
Анатолий МЕЛЬНИК
   Популярной в памяти народа остается до сих пор разудалая лихая вольница поволжских казаков, о которой поется в этой песне, а насчитывалось их более десяти. Да, все было так у донских, яицких, днепровских казаков, осевших в низовьях Волги. Чувствовали они себя здесь полновластными хозяевами, взимали оброки, грабили купцов и московских, и персидских на важнейшем торговом пути из Московии в Персию. Грабежей, однако, не всегда хватало на прожиточный минимум, и приходилось периодически совершать набеги за данью и на персидские берега Каспия.
   А кого там грабили? Поселения рядовых подданных персидских шахов, всех, кто попадался под горячую руку. И оправданием тому служило то, что это иноверцы, басурмане. Тащили все, что могло приглянуться, особым трофейным интересом оказывались женщины. Их с большой охотой брали в полон казаки, потом женились на них, обзаводясь, таким образом, семьями.
   Так в Поволжье протекала жизнь из десятилетия в десятилетие и даже столетия. Вся казачья вольница состояла из многочисленных беглых крестьян, объединенных в разношерстные ватаги во главе с вожаками-атаманами. Периодически ватаги объединялись между собой для совершения набегов на персидские территории.
   Активничали казацкие ватаги только в летние месяцы, а с наступлением зимы, когда даже Волга-матушка от холодов сковывалась льдом и укрывалась снегом, торговые караваны затихали, прекращали лихие набеги. Казацкие ватаги начинали искать места для зимовок до наступления весны. Они уходили подальше от Волги в прилегающие степи в поисках отдаленных глухих хуторов, где бы их никто не мог найти и потревожить. Если ватаге везло, и находился подходящий хутор, то возникал вопрос, как там поселиться, их, ведь, там ни кто не ждал. И тогда казачьей ватаге приходилось, взявшись за ножи, сабли, топоры - у кого что было, просто вырезать всех хуторских мужиков от мала до велика, а потом вселиться в хатки, землянки к бабам, ставшим в один день вдовами...
   Крышу над головой находили, о пропитании заботиться нужды не было, да еще и женщины под боком - жили не тужили. Но вот приближалась весна, солнышко начинало припекать, а вместе с ним появлялась и тоска по вольнице, и чем дальше, тем больше. Опять тянуло на волжские берега, грабить своих и заморских гостей-купцов. И тогда атаман ватаги собирал своих побратимов на круг и объявлял брата'м, что время вышло и надо собираться на промыслы.
   Но время зимнего отдыха часто разлагало былую прыть и желание продолжать заниматься разбойным промыслом. Виной тому, как вы догадываетесь, как всегда были женщины. Пригревшись у нее под боком, им не хотелось вновь пускаться в разбойные дела, становясь работниками ножа и топора, тем более, что многие женщины успевали уже забрюхатить и привязать к себе мужиков намертво. И что оставалось делать в такой ситуации, как разрубить возникший гордиев узел? С одной стороны, привязанности к женщине, уюту, покою и даже намечавшемуся чувству отцовства, а с другой стороны - долгу кровного казацкого братства.
   И тогда атаман на сходке напоминал о старом неписаном законе казачества: Ничто казака не должно связывать и удерживать от клятвы, данной при вступлении в братство. Все должно быть брошено и уничтожено, что будет ограничивать его вольность. Атаман напоминал об этом неписаном законе, и говорил: "Поступайте, как велит обычай".
   Казаки возвращались в жилища, и начинался заключительный акт прощания с мирной жизнью. Они резали женщин, а тем, у которых зародилась новая жизнь под сердцем, еще и вспарывали животы. Покончив с прощанием, собрав свои нехитрые пожитки, уходили, не оглядываясь, к берегам Волги заниматься привычным промыслом.
   Вот и в известной любимой русской народной песне о Степане Разине "Из-за острова на стрежень"... воспевается легендарный эпизод, когда грозный атаман, почуяв, что персидская княжна его завораживает красотою и это осуждают его браты, не задумываясь, делает подарок Волге-матери реке...
  
 []
Степан Разин топит персидскую княжну
  
  
22.03.2016г.     Киев              Анатолий  Антонович  МЕЛЬНИК
       P.S.  Если Вы прочитали историзм, и он Вам понравился, оставьте отзыв, или хотя бы, нажмите кнопку оценки.
   А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге или отправьте ее друзьям.
       * Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления автора и размещением авторской строки:
   Иллюстрации использованы из ресурсов Интернета.
          E-mail:  a_melnik2005@mail.ru       http://zhurnal.lib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich
  

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список