Мельник Анатолий Антонович : другие произведения.

Клятву можно нарушать и не нарушая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Клятвоотступники прошлые и нынешние



  

КЛЯТВУ  МОЖНО  НАРУШАТЬ И  НЕ  НАРУШАЯ

(Клятвоотступники прошлые и нынешние)
Анатолий МЕЛЬНИК
   Покойный император Петр Алексеевич, по имени Петр I, Петр Великий, был незаурядной, разносторонней личностью, ставил всегда государственные интересы выше личных, к тому же славился любознательностью, потому недаром получил прозвище Царь-реформатор.
   Трудно было назвать область человеческих знаний, которая не привлекала бы внимание этого человека. Особенно его интересовала медицина, и по его инициативе был создан первый музей естествознания в России - Кунсткамера, куда по высочайшему повелению начали свозить врожденные уродства животных и младенцев.
   Будучи в поездке по Западной Европе, в Голландии он познакомился с известным анатомом, естествоиспытателем Фредериком Рюйша, и тот показал ему свою знаменитую коллекцию анатомических препаратов. Петр Алексеевич был так поражен увиденным, что выкупил у голландца коллекцию, заплатив за нее очень большие деньги. Коллекция содержала немало врожденных уродств людей, животных. Эта коллекция и послужила основой кунсткамеры, что и сейчас находится в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, там и сегодня еще можно видеть среди экспонатов анатомические препараты из коллекции Ф. Рюйша. Был там и скелет человека необычайно высокого роста, что-то два метра с гаком.
   Вот о том, как этот скелет оказался у Ф. Рюйша, и хочу поведать любознательному читателю.
   "Владелец" необычайного скелета был современником голландского ученого. И, прослышав о нем, анатом лично с ним встретился, и предложил продать ему свой скелет после смерти. Но "Владелец" категорически отказался от такого предложения, и ни на какие уговоры не соглашался. "Носитель" скелета отвечал и на повторные настойчивые предложения и уговоры Ф. Рюйша отказом, деньги его не интересовали, мало того, чтобы его скелет, паче чаяния, не достался фанатичному коллекционеру, он, заплатив приличную сумму приморским рыбакам, договорился с ними о том, что после его смерти они захоронят его в море. Заплатив рыбакам, аванс, он взял с них еще и страшную клятву на Библии, о выполнении его последней просьбы.
   Ф. Рюйша, спустя некоторое время, каким-то образом выведал о сговоре "Владелеца" скелета с рыбаками, и встретился с ними. Он предложил им денег даже больше, чем сам "Владелец" скелета. Соблазн был велик, и устоять перед ним было очень трудно, но для этого надо было нарушить клятву на Библии, потому рыбаки долго не соглашались на предложение анатома. Но потом, все-таки соблазнившись крупным вознаграждением Ф. Рюйша, пообещали ему передать тело "Владелеца" скелета после его кончины, предварительно получив аванс за предстоящую работу. (Вот только было одно "но", которое препятствовало исполнению договора - клятва на Библии).
   Время шло, и обладатель уникального скелета вскоре представился. Рыбаки об этом были немедленно оповещены душеприказчиком усопшего. Те приехали, забрали тело и повезли его на побережье к своему причалу. Под присмотром душеприказчика, тело завернули в саван, погрузили в лодку, и вышли в море. Там они к телу привязали увесистый камень, чтобы оно не всплыло, и погрузили в море. Но предварительно к телу рыбаки привязали канат с большим кувшином с закупоренной и засмоленной горловиной так, что он находился на плаву под водой (вроде того, как устанавливают якорные донные мины). Место захоронения они обозначили по береговым ориентирам. Вернулись на берег, где ждавший их душеприказчик, убедившись в том, что тела нет, и последняя воля умершего выполнена, расплатился с рыбаками и с чувством исполненного долга отбыл восвояси.
   Несколько недель спустя рыбаки вышли в море, закинули сети, и "случайно", что бы вы думали, зацепили захороненное тело "Гулливера", извлекли на поверхность, и, как не трудно догадаться, отдали Ф. Рюйша. Тот был несказанно рад пополнению своей анатомической коллекции, и на рад остях, даже с лихвой, выплатил рыбакам остаток гонорара. Этот скелет потом вместе со всей коллекцией и был куплен Петром I, и очутился в петербургской кунсткамере.
   В общем, как говорится, и волки сыты, и овцы целы, что в конкретном случае, проще говоря, означало, оказывается, клятву, даную даже на Библии, можно нарушить, не нарушая обещания, если... очень-очень хочется.
  
   Вариантов нарушений обещаний, не нарушая обещания, можно встретить сколько угодно и в наше время. Вот, к примеру, случай, имевший место во время 1-й Чеченской войны 1994-1996г.г., сохранившийся в памяти участников и очевидцев тех событий.
   Не все чеченское население с ура-патриотизмом восприняло идею выхода Чечни из состава России. В северной равнинной части Чечни сепаратизм не поддерживался населением. Мало того, там возникла организованная вооруженная оппозиция, которая не подчинялись дудаевскому правительству, и даже выступали на стороне федералов. Но боевые действия закончилась победой сепаратистов, и началось тотальное уничтожение приверженцев России даже среди своих соплеменников. Так в одном из селений было блокировано несколько десятков молодых чеченцев, из остатков разгромленного батальона, поддерживавших Россию. Они оставались с оружием, и на предложение сдаться, отвечали отказом. Тогда полевой командир дудаевских боевиков вступил в переговоры с осажденными, предлагая им сложить оружие и, получив свободу и жизнь, разойтись по домам. У него, судя по всему, были благие намерения, зачем без нужды проливать кровь, терять во время штурма своих бойцов, тем более, что загнанные в угол, будут отчаянно сопротивляться до конца. Но окруженцы продолжали отвечать категориченским отказом, зная, что захваченных пленных без суда и следствия, без долгих проволочек расстреливают на месте.
   Но, в конце концов, после долгих переговоров и уговоров осажденные согласились с условиями боевиков под клятвенное обещание полевого командира на Коране, что он их не расстреляет. Тот поклялся, и осажденные, оставив оружие, вышли из укрытия и направились домой.
   Но неуспели они пройти и сотни метров, как были остановлены вооруженными боевиками другого полевого командира. Не церемонясь, под дулами автоматов, они отвели задержаннях на окраину села и расстреляли. Перед расстрелом пленные возмущенно обращались к своим палачам:
   - Что вы делаете, ведь ваш командир на Коране поклялся, нас отпустить?!
   Им под стрекот автоматных очередей со злорадными усмешками отвечали, тот, кто клялся на Коране, свое обещание сдержал, он вас отпустил, а наш командир, клятвы не давал!
  
   Другой пример из современной Индии. Все знают, что в Индии очень трепетно относятся к чужой жизни, не только животных, но даже насекомых (индус мухи не обидит). Хотя, там в свое время бытовала пословица: Если встретишь змею и пенджабца, то в начале убей пенджабца, а потом змею. Там то же иногда взрывают отели вместе с туристами, расстреливают и подрывают своих премьер-министров.
   Но, вернемся к животным. Корова в Индии - священное животное. Их почитают, и относятся к ним почти, как к родной матери. Коровы свободно бродят по улицам сел и городов, им уступают дорогу. В то же время, там, как и везде в мире, есть обычные молочне фермы (как же без молока!). Коровы дают молоко и 8, и 10, и более лет, а когда прекращают доиться, их не везут в отличие от Европы, на бойню под нож, а оставляют жить, часто отпуская на свободу. Ведь состарившуюся, ставшей немощной мать, не убивают! Но вот незадача, со временем таких "вольноотпущенных" коров становится слишком много. И индусы нашли выход из этого положения, нет, коров не режут на мясо и ради шкур. В большинстве индийских штатов это запрещено даже законом и уголовно наказуемо.
   Так вот, в штаты, где нет "коровьих" законов, через посредников и свозят на "доживание" выбракованных животных.
  
   А Вы думаете, что в нашей повседневной жизни такого не бывает? Бывает! Правда, здесь речь пойдет не о клятвоотступничестве на Библии или Коране, а о морально-этических обязательствах, которые мы даем сами себе, когда заводим у себя дома четвероногих друзей - собак, кошек.
   Они живут с нами, даря радость общения, снимая стрессы, становясь почти членами семьи. Все хорошо, пока они здоровы и не состарились. А вот когда домашний четвероногий друг тяжко заболеет (покалечился, выпав из окна, попав под колеса автомашины или покусает собака), станет стойким калекой? Или, когда барбос или котяра, прожив у вас 10-12-15 лет, становится слеповатым, глухим, теряет шерсть и зубы, и даже пищу начинает принимать с трудом, оправляется, как малое дитя, когда попало и куда попало? Хозяева терпят, долго терпят, но когда это затягивается, и всем надоедает, возникает мысль, со временем овладевающая всеми - больного, состарившегося четвероногого друга... нет, не убить, а отвести в ветлечебницу, и, заплатив деньги, оставить его там... для эвтаназии, в лучшем случае.
  
  
11 октября 2011г. Киев,    Анатолий Антонович МЕЛЬНИК
     P.S.  Если Вы прочитали рассказ, и он Вам понравился, оставьте отзыв, или хотя бы, нажмите кнопку оценки.
   А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге или отправьте ее друзьям.
       * Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления автора и размещением авторской строки:
   Иллюстрации использованы из ресурсов Интернета.
          E-mail:  a_melnik2005@mail.ru       http://zhurnal.lib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"