Фактически, в литературе совершенно нет произведений, которые могли бы (правдиво) описать то, что происходит по ту сторону КПП. Не было (нормального) в советской литературе, нет и в российской. Есть куча анекдотов, притч, баек и прочего. Ну еще есть и героическая литература. Поэтому фактически любое произведение об армии, которое наиболее точно передает дух (в том числе и запах) армии, адской машины, которая вынужденно простаивает в мирное время - для меня есть небольшое событие. Американцы не стесняются снимать фильмы о своих военных, и подводниках, и летчиках и прочее в мирное время. У нас же где не тронь армию - везде анекдот, хоть в кино, хоть в литературе. Оно, конечно, очень хорошо, что с юмором, но в каждой шутке только доля шутки. Здесь же есть не байка, а рассказ, причем грамотный со всех точек зрения. Поэтому оценку (от меня) он получит высокую, а если кто-то сомневается - пусть найдет любого военного, попросит что-то рассказать, и потом самостоятельно описать рассказанное в художественной форме - это я для того, чтобы стало ясно, как трудно написать хороший, военно-мирный рассказ.
Из жизни деда Мороза
Вы прочитали, что написано про "Танк"? Вот здесь тоже армия.... Армия и любовная история. Вот только разве она любовная? Цепь случайностей. Персонажи не раскрыты. Фактически нет героев. Даже их описаний нет. То есть не только внешности, одежды, привычек, но и внутренних чувств тоже нет. Даже ситуация с "интернатурой" повисла в воздухе. И самое-самое, что портит рассказ - нет завязки, кульминации и, соответственно, развязки. Точнее, намеки на них есть - но где началось, чем закончилось и во что вылилось - этого нет. Надо четче выражать главную мысль произведения. Я, например, ее (мысли) не нашел.
Маленькие.
Рассказ вызывает возбуждение. Самое что ни на есть реальное сексуальное возбуждение, и в этом есть вызов читателю. А это есть хорошо. Заставляет думать и примеривать ситуацию на себя. Замечательно.
Тверская область, остров Таити...
Мда, ситуация вышла прескверная.
Я его прочитал. До преноминации. Не зацепился. Преноминация его отвергла. Их тоже не зацепило. Рассказ выходит в финал.
И вот читаю с бумаги. И понимаю, что пропустил наискосок лучший рассказ конкурса. В нем есть сила. Есть мощь, искупление, желание, бешенство, работа, честь и совесть. Это, черт его дери, микророман, не лист из жизни, а смена эпохи. Это чисто наш, мужской рассказ. И уж извиняйте, не всем его дано понять. И не с первого разу.
Кстати, там, кажется, пунктуация кое-где хромает. Но это фигня, дело для корректора. Поздравляю автора.
Белый город
Хотя рассказ поделен на три части, но в целом если считать по "завязке-кульминации-развязке", здесь есть только первая часть, она же последняя, - завязка. Что должен вызывать данный рассказ? Какое чувство должно оставаться у читателя? Я, к сожалению, не почувствовал ничего, и говорил уже об этом. Вот перечитал в третий раз - и снова пусто. Мало того, рассказ начал вызывать раздражение. Почему? Это уже вопрос риторический. Но вставлю-таки две копейки. Если бы в последней фразе литовец шел к Марике по настоящему, а не понарошку, то ощущение пустоты (возможно) - исчезло бы.
Солнечное затмение
Попробую сначала. Название полностью не соответствует рассказу. Оно ведь появилось позже текста, так?
Первый абзац. Трава, мокрая от росы. Значит, идет резкий перепад температур, погода ясная, холодная ночь, быстрый прогрев воздуха, безветренно и так далее. И дальше - клубящееся белое море. Я, признаюсь, море нечасто видел, но клубящимся (белым) - довелось. И, скажу вам, это такая свистопляска, что уши закладывает от рева ветра, обрывки туч, не видать ни хрена (глаза слезятся и пасмурно) - в общем ад кромешный, когда море белое до горизонта.
Идем дальше.
Горы, потом межгорная долина. Заросли ивняка и черемухи. Ивняк и черемуха - это главная добыча местных лесовозов. Что они (лесовозы) здесь, в зарослях ивняка и черемухи, делают? Где лес?
И таких казусов (вполне объяснимых для человека, живущего за Байкалом), в тексте много. Вот, например:
Идет разговор. Четверо мужиков. Разговаривают только двое. Идет прямая речь, и вдруг - "Второй мужик, постарше, в беседу тоже не вступал, прихлебывал чай из дюралевой кружки, сосал карамельку". Слова "тоже" и "карамелька" - лишние, скажем так.
И, конечно же, главная претензия, уже высказанная - рассказ никуда не ведет, силы растрачены вхолостую.
Время Белых
Не спорю, рассказ написан хорошо, и картинка возникает, и вроде бы все прекрасно. Одно большое НО. Если честно, то этот рассказ я отношу к категории "декадентских", то есть упаднических. Меня до сих пор коробит от того, что человек, проживающий в гостинице, на прогулку с гидом, в номере - телевизор, и так далее - смеет называть себя туристом. А тем более сравнивать себя с авантюристом. Человек, от имени которого идет повествование, мог бы стать хорошим водником, пешником или горником, и сам это чувствует. Чувствует, но не раскрывается. Наоборот - замыкается на собственном мире. Бывшее турье меня поймет. Так что декадентство в полном объеме. Не смог. Герой не смог измениться. Застыл. Вроде бы и сочувствуешь, а с другой стороны возникает злорадство - так вам, героям нашего времени, и надо. Жизнь проживете - и не поймете ни хрена. И, соответственно, возникает ощущение, что рассказ этот - для слабых людей. Слабых духом и телом, в отличие от "Белых" Киплинга. А мне, извините, не хочется быть слабым, да и не считаю себя таковым. Вот такая получилась петрушка.
Синеет парус
Лучший рассказ на конкурсе, и что греха таить - лучший из прочитанного за последнее время. Почему не наивысший балл? Было отчаянное ощущение, что рассказ написан по мотивам... Хорошо, если это не так.
Очарованная даль
А-а... Понял. Вот что смущало. Обычно самоубийца и в самом деле не отдает себе отчет в том, что делает. Для суицидника (такого типа, который описан в рассказе) нет особо серьезного мнения, события, адекватности. Возможно, на востоке, у японцев... но не в России. И автору желательно (желательно) в данном конкретном случае не просто перечислять события под номерами, а рассказать - что же на самом деле произошло, и как отразилось на мозговой деятельности Илюши. Иначе рассказ получается пустой.
Andante, con anima
Дело в том, что в музыке - как слон в посудной лавке. Просто не хочу ничего говорить, дабы смешным не показаться. Оцениваю как "середнячка". Удачи автору.