Аннотация: Некоторые размышления о святом Валентине и празднике всех влюбленных... На конкурс "Стоптанные кирзачи - 13"
Не первый год я с искренним (чисто исследовательским) интересом наблюдаю за борьбой с "богомерзким" праздником св. Валентина. Точнее говоря, с Днем всех влюбленных, но бороться с любовью дело априори безнадежное и достается в основном св. Валентину. При этом как создание праздника, так и борьба с ним сопровождается активным мифотворчеством (что, собственно, и привлекает меня, не часто можно наблюдать вживую формирование мифа).
В основании праздника лежит старинная легенда о том, как император Клавдий запретил своим солдатам жениться. Якобы это отвлекало их от воинской службы, да и по ночам они отнюдь не устав штудировали. Священник по имени Валентин, вопреки запрету, тайно венчал солдат с их избранницами, за что и поплатился жизнью.
Кем был реальный святой Валентин - это пока что загадка. Историкам известны как минимум два кандидата на эту "должность" - это Валентин Римлянин и Валентин из Итерамны. Также к этим двоим иногда прибавляют Валентина из Африки (здесь имеется в виду одноименная римская провинция, которая располагалась на территории современного Туниса). Вполне возможно, что легендарный Валентин, как это часто бывает в легендах, вообще образ собирательный.
Что до императора Клавдия, то его реальным прототипом послужил Клавдий II Готский (он же Марк Аврелий Валерий Клавдий). Это был так называемый "солдатский император" - офицер римской армии, которого войска провозгласили императором после убийства его предшественника. Он правил недолго, с 268 по 270 годы, и это позволило существенно сузить круг поиска подходящих Валентинов до двух кандидатов.
Не до трех, поскольку связь африканского Валентина с образом нашего святого представляется весьма сомнительной. Он проживал слишком далеко от предполагаемого места легендарных событий. Тем не менее, африканец был казнен 14 февраля, т.е. в день св. Валентина - в католической традиции именно 14 февраля был днем поминовения двух основных кандидатов на роль св. Валентина - и, если мы говорим о собирательном образе, он вполне мог внести в него какую-то свою лепту. Однако пока эта лепта не установлена, и далее я буду рассматривать только двух Валентинов.
Валентин Римлянин был в казнен 269 году, однако не указано, за что именно. Валентину из Итерамны, казненному в 270 году напротив, разные источники "шьют" разные обвинения - от отказа отречься от Христа перед императором до обращения в христианство чиновников империи и членов их семей. При этом сам по себе Клавдий не был замечен в каких-то серьезных гонениях на христиан.
Более того, Клавдий был одним из немногих римских императоров, на чьих монетах чеканился не только большой спектр традиционно римских божеств, но даже и египетская Исида, т.е. это был человек, как бы сейчас сказали, весьма широких взглядов. Либо же - что, на мой взгляд, более вероятно - он попросту был прагматиком и мог выказывать уважение "чуждым" богам ради симпатий населения одной из отдаленных римских провинций. Как опять же сейчас бы сказали: зарабатывал политические очки.
В любом случае, для такого правителя "грехи", вменяемые Валентину из Итерамны, были бы слишком незначительны, что позволяет предполагать иную причину для столь сурового наказания. И такая причина у нас есть.
Клавдий практически всё свое недолгое правление провел в боях с аллеманами и готами на севере империи, и мобильная Готская война действительно не располагала к оседлой семейной жизни.
Дело в том, что вторжение готов (и примкнувших к ним народов) в 269 году было очень масштабным. Античные историки оценивали его в более чем 300 тысяч воинов при поддержке флота из 2-6 тысяч кораблей. Это, скорее всего, преувеличение (либо в это число следует включить семьи воинов с обозом), и всё же силы вторжения действительно были очень велики.
В таких условиях Клавдию пришлось отказаться от идеи генерального сражения. Хотя он всё же дал его близ города Наисса (Naissus, нынешний город Ниш в Сербии) и даже выиграл. Римляне перебили до 50 тыс. готов, но и сами понесли существенные потери. На вторую битву войск уже банально не хватало, и тогда Клавдий начал маневренную войну.
Римская кавалерия совершала стремительные рейды, нанося по неповоротливому воинству готов один удар за другим, а затем на ослабленные отряды обрушивалась вся мощь римской армии. Понятное дело, что в такой войне не было места обозам с семьями воинов.
Сразу оговорюсь, что текст приказа, запрещающего воинам обзаводиться семьями, история не сохранила, но, как мы видим, он вполне мог существовать.
Сверх того, римская армия строилась на железной дисциплине. Клавдий мог закрыть глаза на христианство священника Валентина - если бы вообще удостоил сей факт своего внимания! - а вот прямое нарушение приказа в глазах командующего армией вполне заслуживало смертной казни. Опять же, св. Валентин повенчал не одну пару, т.е. с точки зрения далекого от высоких сфер прагматика он систематически занимался банальным саботажем.
Впрочем, это лишь один из вариантов.
Сама легенда о св. Валентине окончательно сложилась лишь в позднем средневековье, причем изначально легенда формировалась в устной традиции, то есть передавалась в пересказе и всякий раз очередной рассказчик мог внести что-то свое, изменить историю в угоду слушателям либо же опустить малозначимые с его точки зрения детали.
Как следствие, какое-то время ходили одновременно несколько схожих легенд. Были ли они производными от одной базовой истории или повествовали о схожих событиях - сказать сложно. В любом случае, позднее этот конгломерат сказаний постепенно собрался воедино и, повторюсь, случилось это уже во времена, весьма далеко отстоящие от Готской войны.
Другие времена и другие нравы формировали совсем иной взгляд на события, которые лежали - или могли лежать! - в основе первоначальной версии легенды. Далекая война не фигурировала там даже в качестве исторического фона, и на передний план вышло стремление священника исполнять свой христианский долг в любых условиях.
В XIV веке легенда попала на перо двум известным английским поэтам - Джефри Чосеру и Джону Гауэру, которые и возвели 14-е февраля в статус особого дня для всех влюбленных (формально точкой отсчета считается всё же поэма "Птичий парламент" Чосера, однако друзья-поэты часто работали вместе и тема дня всех влюбленных фигурирует в творчестве обоих).
Согласно исследованиям Джека Орача (Jack B. Oruch) до Чосера не найдено ни одного произведения, где день св. Валентина подавался бы в столь романтическом ключе. Т.е. здесь однозначно идет речь об авторской переработке старинной легенды.
Изначально "особость" 14 февраля подразумевала вступление в законный брак. Именно его оформлял легендарный св. Валентин, венчая солдат с их избранницами, и его же имел ввиду Чосер.
По этому поводу даже возник миф будто бы "Птичий парламент" был написан Чосером к бракосочетанию английского короля Ричарда II с Анной Богемской, она же Анна Чешская, она же Анна Люксембургская. Сразу уточню: это не означает, будто бы будущую королеву Англии знатно помотало по Европе. Анна родилась в чешском городе Праге, который входил в регион Богемия (ныне западная часть Чехии), в семье короля Карла IV из династии Люксембургов.
Бракосочетание Ричарда с Анной состоялось 14 февраля 1382 года. "Птичий парламент" также датируется примерно 1382 годом. По одной версии он был закончен в 1382-м году, по другой (так утверждает Дерек Брюер (Derek Brewer)) - только начат и закончен уже в следующем, 1383 году, зато аккурат 14 февраля, т.е. опять же можно утверждать, что поэма написана пусть не к самому бракосочетанию, но к первой его годовщине. Кстати, и в самом тексте поэмы главная героиня - орлица просит Природу дать ей один год на принятие правильного решения.
Все эти совпадения, понятное дело, так и просились, чтобы их связали вместе. Тем более что сам брак, изначально преследовавший исключительно политические цели - сколачивалась очередная антифранцузская коалиция, куда планировалось перетянуть Люксембургскую династию, союзную тогда Франции - оказался в итоге очень удачным. Король искренне любил супругу, да и населению новая королева пришлась по нраву.
Так авторская идея вплелась обратно в легенду. Впрочем, "обещать не значит жениться" перевесило, и особый день как день заключения законного брака постепенно трансформировался просто в день всех влюбленных уже без обязательства жениться, заодно поставив знак равенства между самим днем и днем его святого покровителя.
Сложившийся к XVI веку образ без особых изменений просуществовал до наших дней, и лишь в XXI веке новый виток противостояния между Западом и Россией привел к гонениям на "западные ценности". Старая легенда потребовала нового переосмысления.
Надо сказать, что церковь - хоть католическая, хоть православная, и раньше относилась ко дню всех влюбленных без особого пиетета. Мол, баловство это. Более того, в 1969 году католическая церковь провела реформу общего литургического календаря, и вычеркнула св. Валентина из списка святых, обязательных к литургическому почитанию. У нас же в России за св. Валентина всерьез взялись лишь в XXI веке.
Началось всё с утверждения, будто бы св. Валентин - не наше чудо, не православное. На самом деле, ровно наоборот. Св. Валентин, кем бы ни был его реальный прототип, жил в III веке нашей эры, т.е. до Великого Раскола, как называют разделение христианской церкви на православную и католическую, поэтому он является общехристианским святым. Т.е. и православным тоже (православие признает всю историю до раскола как свою).
Соответственно, в православии есть дни памяти обоих реальных Валентинов. Того, который известен под именем Валентин Римлянин, поминают 19 июля, а Валентина из Итерамны - 12 августа (все даты по новому стилю). А вот католики, которые обоих Валентинов вспоминали 14 февраля, повычеркивали лишних персонажей из списка святых. Ибо порядок должен быть, а у Валентина до сих пор не установлено однозначно - так один это человек или всё-таки два? Т.о. на сейчас св. Валентин - фактически именно православный святой.
В 2005 году в России оказавшемуся чужим среди своих Валентину начали активно искать замену. Первыми кандидатами - их опять же оказалось два! - были легендарные муромские святые Петр и Феврония. Легендарные, поскольку князь Петр в летописях не значится. Некоторые исследователи связывают его образ с муромским князем Давидом Юрьевичем, который принял постриг под именем Петра в 1228 году.
Изначально местная инициатива была поддержана на самом верху. 8 июля 2008 года праздник, получивший название "День любви, семьи и верности", впервые прошел во всероссийском формате, а в 2022 году указом президента Путина - стал официальным.
Несмотря на такую поддержку уже сейчас видно, что потеснить - а тем более заменить! - св. Валентина двум отечественным святым не удается.
Возможно, здесь сказалось слишком откровенное насаждение праздника властями, к чему у нас традиционно относятся настороженно. С другой стороны, Новый год тоже насаждался с самого верха (императором Петром I), и сейчас это всенародный праздник.
Кроме того, действия персонажей "повести о Петре и Февронии" могут вызвать определенные вопросы у наших современников. Опять же с другой стороны, как мы видели выше, вдумчивое рассмотрение легенды о св. Валентине вызывает не меньшие вопросы.
При этом следует отметить, что во времена формирования легенды (для Петра с Февроньей это XVI век) образ действий ее главных персонажей нареканий не вызывал. Как, впрочем, и деятельность св. Валентина для средневековых мифотворцев.
Еще одним минусом оказалась дата поминовения. Она приходится на 8 июля. Во-первых, это середина лета, тогда как февраль - месяц хмурый, темный и пасмурный, когда хочется отвлечься от всей этой мрачности, хочется праздника. А лето оно и так лето. Кроме того, 8 июля приходится на Петров пост, когда вообще-то по христианской традиции таинство брака не совершается. Под это дело РПЦ спешно установила второе празднование в сентябре. На мой взгляд, получилось еще хуже. Празднуем в июле, а с браком погодим до сентября. Хорошенькое начало для семьи, ничего не скажешь!
Как бы то ни было, в целом праздник получился не слишком-то праздничный, и на замену в последние годы выходит следующий кандидат.
Это легендарный Трифон-мышегон. Его реальным прототипом послужил малоазийский (современная Турция) святой Трифон из Никеи. Он, как и реальные Валентины, жил в III веке нашей эры во владениях тогдашней Римской империи и тоже погиб за веру.
Кроме того, Трифон-мышегон также считался покровителем влюбленных и ему девицы молились об удачном замужестве. У него даже день почитания приходится опять же на 14 февраля (по новому стилю). Думаю, именно дата и сделала его покровителем влюбленных в народной традиции, поскольку собственно оригинал больше практиковал изгнания бесов из людей и мышей из амбаров (за что и получил свое прозвище).
Как уже повелось, легендарный Трифон сформировался из двух персонажей. Вторым Трифоном в легендарный образ молва тянет Трифона Зарезана из Болгарии. Это древний культурный герой и персонаж античных сказаний, связанный еще с богом вина Дионисом. Он - покровитель виноградарей и виноделов.
Позднее Трифон Зарезан фигурирует уже в христианских сказаниях и там окончательно сливается с Трифоном-мышегоном. Согласно поздней легенде, в день казни Трифона-мышегона тучи насекомых обрушиваются на виноградники. Виноградари обращаются с молитвой о заступничестве к св.Трифону (который специалист по изгнаниям) и тот приходит на помощь, спасая виноград и окончательно объединяясь со своим тезкой-предшественником. В современном мифе (подчеркиваю, речь идет именно о формируемом мифе) этот комбинированный образ сделал св. Трифона покровителем виноделия, что придает Трифону дополнительное очарование в глазах наших соотечественников.
Сейчас вырисовывается четкое противостояние между "ихним" (совр. Италия) Валентином и "нашим" (совр. Турция) Трифоном. Стартовые условия примерно равны, и основная борьба пойдет в рамках создания более привлекательного легендарного образа.
Трифон получает неплохой бонус за счет покровительства выращиванию винограда и виноделию - занятиям весьма достойным на просторах нашей страны, хотя упор на алкоголь может сыграть ему и в минус. Последнее, впрочем, маловероятно.
У Валентина есть некоторое преимущество за счет раскрученности праздника, но есть и серьезный штраф за "западничество". Кроме того, Валентину его противники приписывают покровительство нетрадиционным комплектам влюбленных. В нашем относительно традиционном обществе это может сыграть ему в минус, однако слишком очевидная фальшивка (это же христианский святой образца III века нашей эры!) может отыграть и в плюс, придав ему ореол оболганного мученика.
Опять же, сильно разогнать обвинения в нетрадиционности будет сложно, поскольку, как уже отмечалось выше, фактически св. Валентин - это православный святой и всё, вылитое на этого "чуждого" святого в рамках нового мифа, льется на самом деле в закрома Родины. Последнее обстоятельство должно охладить мифотворцев, и формирование нужного негативного образа, скорее всего, пойдет по интереснейшему пути создания неоднозначного героя, которого одновременно надо почитать и предать забвению.
Думаю, наблюдать этот процесс будет очень интересно.