Мусатов Илья Владимирович : другие произведения.

Мысли по поводу творческого процесса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь изложены мои мысли по поводу созданя произведений. Мысли я писал на основе собственного опыта творчества. В тексте я пытаюсь ответить на вопросы, которые больше всего волновали меня в процессе написания тех или иных рассказов. Это первая часть моих мыслей. Будет и вторая

  -I-
  Мотивация.
  
  Чего не хватает в большинстве произведений начинающих (в т.ч. и у меня), некоторых продолжающих, а так же крайне упертых графоманов со стажем - так это мотивации действий. Все прекрасно: красивый мир, красивые герои, битвы тоже иногда получаются, худо-бедно даже с любовями все в порядке... Но вот почему герои себя ведут так а не по иному, автор в книге объяснить не потрудился.
  
  Вот пример подобного.
  (допустим) Я придумал мага-злодея, владеющего всеми шестью стихийными заклинаниями, умеющего воскрешать мертвецов и умерщвлять живых, и направил его уничтожать страну веселых коротышек.
  - Ну и нафига ему это надо? Почему он отправился к этим треклятым веселым коротышкам, а не в страну занудных фей?
  - Потому что мне в сюжете нужен злодей!
  - Зашибись!
  - Но ведь в книге нужен отрицательный герой!
   И теперь этот маг-бедолага, под моим чутким садистским руководством, планомерно уничтожает необороноспособных коротышек, ожидая, когда же появится главный герой и положит конец всему этому безобразию...
  Как-то неубедительно все это... Кто согласится читать такую книжку?
  
  Жил в нашей стране в начале ХХ века один режиссер. Станиславский его фамилия. Прославился он тем, что постоянно любил кричать своим актерам: "Не верю!". Потом систему выдумал, как надо правильно играть свои роли. В результате, этой системе обучают актеров во всем мире.
  Так вот писатель - это тот же режиссер, но только все роли он играет сам. Поэтому он должен продумывать действия своих персонажей. Сумеешь продумать - выйдут герои живые, не сумеешь - грош тебе цена как писателю. Главное - вовремя крикнуть - "не верю!"
  
  -II-
  Переписка (глобальная правка) произведения - нужна ли она? (Продолжение флудения)
  
   Вот написал я произведение.
   Ну, положим, небольшое такое: в районе 1 авторского листа. Назвал его "Долг сильнее смерти" и отправил на конкурс. А у самого подсознание проснулось и говорит:
   - Слышь, чувак! Что-то у меня сомнения по поводу нашего рассказика - какой-то там изъян есть. Твоей пятой точкой чувствую: есть! Где он там имеется - станет понятно после вскрытия, но что-то там как-то не так...
   - Ну дык, брателло, - отвечаю ему, - язык там, вестимо, хромает. Я ж ведь песатель начинаюсчий.
   - Твой язык - это история отдельная... в рассказе еще что-то эдакое имеется...
   Проходит некоторое время. Я занимаю призовое место, радуюсь. Но не до конца. Ибо, обещанные организатором (нашим многоуважаемым тов. Тень) рецензии, еще только на подходе. Я жду, ногти подгрызаю... А сесть и поискать ошибки сам - не могу! Так как намазолил я своим произведеньецем глаза - мочи нет. И вдруг - ура! Рецензии выложены. Читаю. Немного журит меня в своем обзоре тов. Тень (в целом по делу, надо сказать), а потом хвалит, слова приятные пишет. А кому не приятно когда его хвалят?
   Проходит еще некоторое время. Напоминает мне мое подсознание про разговор наш давнишний - читаю рецензию вновь. Думаю над замечаниями, которые мне тов. Тень сделал, и понимаю - правильные это замечания! И приходит ко мне решение - рассказ доработать! А так как я человек колеблющийся и весьма ленивый, то следом за решением приходит сомнение: "А кому оно надо?"
   - Как кому? - Отвечает мне подсознание. - Тебе же и надо: подрихтуешь свое творение - подрастет твой уровень. Проще говоря, апгрейдишься ты, чувак!
   - Ха! - Парирую я. - Ошибки я свои понял, уроки вынес. В следующем произведении и буду исправляться. Зачем оглядываться назад?
   - Неправильные мысли. - Безапелляционно заявляет подсознание. - Ты уже остыл: посмотришь на "Долг" непредвзятым взглядом, учтешь ошибки, проведешь редактуру и, глядишь, удастся тебе свой рассказик тиснуть...
   - Никого тискать я не собираюсь. Во всяком случае пока...
   - Не собираешься - не надо. Но редактировать ведь, учиться нужно?
   - Нужно. - Соглашаюсь я. - Но, как ты верно говоришь - я остыл. Мне лень. У меня работа, девушка, игра компьютерная, вон, не доигранная лежит...
   - Тьфу ты! - Говорит. - Ты читал как Бабель свои рассказы правил? У него по несколько десятков вариантов одного произведения было! Читал? Это Тень специально, для таких бездарей как ты, статью эту выкладывал - что б учились!
   - Он еще одну статью выкладывал. Специально для таких нудил как ты. - Ядовито замечаю я. - В ней Ханлайн советует произведения свои не переписывать. И грамотно это обосновывает - мол, писатель - это строитель, а строители, если дом возвели, то они его уже перестраивать не будут... Бабель твой кто? - Реалист. А Ханлайн? Признанный в мировом масштабе фантаст! А я, вообще - хочу фэнтази писать!
   - М-да. - Философски изрекает мое подсознание. - Если дикарь хочет оставаться дикарем - его не переубедишь...
  
   На этом бы история и закончилась, если бы не попросил меня один из завсегдатаев ЛО поискать в его произведении недочеты. Ну я просьбу честно выполнил... В четырех (или пяти?) электронных письмах замечания свои написал. И в одном из ответных писем наткнулся на такие слова: "Что ты заладил - перепиши сцену, перепиши сцену! Это ты у нас любитель переписывать!" И понял я: то, что подсознание мне говорило, я теперь другим советую. Сам вот советом не воспользовался до сих пор, а другим предлагать - пожалуйста...
  
   А теперь мораль.
   Я считаю, если ты пока пишешь в стол, или для какой-то небольшой аудитории (друзья, близкие, форумчане), то править свое творение не обязательно. Очень желательно - но без частичной переписки обойтись можно. А вот ежели ты всерьез задумался напечататься, то тут уже правка необходима. Причем много раз. И побольше мыслей со стороны!
   Помогает.
   Протрезветь...
  
  Памяти деревьев, изведенных на целлюлозу, посвящается...
  
  Все сказанное уже было озвучено в вышележащих постах. Автор благодарит Тень за предоставление этих самых постов.
  
  Иной.
  
  -III-
  Алгоритм написания произведения.
  
  1. Понять, кристаллизировать идею. Без разницы как. Высосать ли из пальца, переосмыслить ли чужую или подглядеть что-нибудь из жизни - не имеет значения. Главное, что бы в произведении появилась Мысль. Основа, на которую можно будет нанизать все остальное. Шампур для шашлыка :).
  2. Найти героев. Отыскать их образы в своей голове (а лучше в жизни), понять их характеры, увидеть их внешность.
  3. Придумать подходящий сюжет и связать его с Мыслью, таким образом, что бы они дополняли друг дружку. Необходимо что бы Сюжет вел к осознании Мысли, а Мысль не тянула Сюжет на себя. Наверное, самый тяжелый пункт.
  4. Раздать роли в сюжете каждому герою.
  5. Построить декорации.
  6. Сесть за стол (комп) и успевать записывать действия произведения, ибо если действовать в данной последовательности, перенести все на бумагу будет проще простого.
  
  З.Ы. Все вышеперечисленное недействительно при отсутствии у писателя владения языком, на котором он собирается писать. А иначе грамотности и чувства слога.
  
  Иной
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"