Ряд исследователей называет первооткрывателем жанра лирико-философских миниатюр И.С.Тургенева с его "Стихотворениями в прозе". Период конца XIX - начала ХХ века с его господством малых жанровых форм активизировал и сверхмалые - миниатюру. Миниатюры И.Анненского, В.Гаршина, М.Горького, С.Скитальца, В.Короленко, И.Бунина, А.Куприна - отражение процессов, происходящих в литературе рубежа веков: разрушение рамок традиционных жанров, интеграция и дифференциация жанровых структур, создание новых в известном смысле жанровых форм, к числу которых относится и миниатюра. Обращение к ней впрямую связано с незавершенностью, фрагментарностью, мозаичностью жизни рубежа веков.
Виды миниатюр
Разграничивают жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т.е. лирическое начало, то для миниатюры эпической - фабульный сюжет, событие, имеющее пространственно-временную протяженность. При этом, как отмечает И.А.Смирин "хронотоп миниатюры проявляет тенденцию к сужению, к сжатию до одномоментности, до масштабов точки, то есть время и пространство внутреннего мира миниатюры становятся в идеале неопределенными, нефиксированными, универсальными"( Смирин И.А. Миниатюра в системе малых жанров прозы.// Проблема типологии литературного процесса. - Пермь, 1981. - С.121) С этой точки зрения бесфабульные миниатюры,где отсутствуют внешне выраженные действия будут наиболее близки лирическим стихотворениям, тогда как фабула вводит текст в круг маленьких, коротких рассказов.
С содержательной стороны амплитуда миниатюр огромна - философские, юмористические, лирические, драматические тексты, тексты, близкие дневниковым записям, афоризмам.( С.В. Тарасова НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА МАЛУЮ ПРОЗУ// Литературоведение. 2003.1.)
Георгий Янс считает любой прозаический или стихотворный текст объемом до 10 Кб миниатюрой.По его мнению, популярность миниатюры вызвана особенностями пользования Интернетом. Сетевой читатель хочет миниатюру. Неважно, какой автор. Главное, чтобы не притомил объемом текста. Поэтому литературные сайты вполне достойная замена альбомов барышень на выданье 19-го века, стенгазет и многотиражек века 20-го. (www.Litsovet.ru/ Навозная куча Интернета)
Миниатюра - довольно удачный и, на взгляд Г.Салтыкова ,уневерсальный для малой формы термин, как раз точно отражающий соотношение содержания и объема. (www.ijp.ru)
Текст - это свернутая формула. Соответственно, объем текста - та или иная степень ее развернутости. Так вот, миниатюра - простая, даже сколь можно простая и короткая формула, в которой, при этом, заложен максимум. Составлена она должна быть таким образом, чтоб сама, без лишних усилий читателя, разворачивалась в его уме, в его душе, до ему угодных приделов. Вы спросите: "А почему бы автору самому не развернуть формулу, почему это должен делать сам читатель?". Ну, разворачивая формулу, неизбежно возникнет еще куча слов и фраз, каждая из которых, в свою очередь, тоже формула, и так можно образворачиваться.
Жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем и детализация.
Итак, что есть миниатюра? Чувства, ощущения, вкус, привкус, послевкусие... Лакомство, сливки, изящная безделушка, вещичка, которая незаметно для читателя становится отправным пунктом в путешествие по самому себе. А сколько там "открытий чудных".. Если роман - это зеркало жизни, то миниатюра, пожалуй,- солнечный зайчик от его осколка.