Значит, так. Прочла я даже больше требуемого, но писать хочется далеко не обо всём. Даже не обо всём том, что понравилось. Говоря откровенно, сто новелл с гаком - это не то, что называется "лёгким чтением". Роман такого формата - куда ни шло. Но здесь все вещи разнотипные и требующие мгновенного перехода от одного типа восприятия к другому.
Поскольку срок оценивания ещё не на пределе, конкретной стороны дела я пока не буду касаться: намерена ещё читать и сравнивать, ибо восторги под конец "сдуваются".
И ещё извините - пока ссылки не активны. Умею, но дело хлопотное.
Inspektorpo... Последнее искушение дона Мигеля
Глубоко в философском и историческом плане: опирается на жуткие легенды о Микеланджело и реальные факты (пропавшее распятие Христа из белого кедра относится к юношескому периоду, как и увлечение анатомией трупов). Постмодернистски переплетается со многими легендами о творцах ("Колесница ада" Акутагавы"). Садомазохично будоражит кровь (я такое люблю) и в то же время - поистине улавливает самое главное в творчестве: яростную жертвенность творца. Жаль, это не реальный старец с его потрясающими сонетами о дряхлости плоти и духа.
Выворотень. Искусство связывания
Изящная стилизация, даже изысканная - но линия красавицы под конец моралистична и оттого неубедительна. Иной характер, более бунтарский. Но вот последняя фраза - о главном герое - искупает всё. Не есть ли пребывание в обществе - плен? Ну и ещё что красиво: профессиональное описание бондажа.
Рысь Е. Горький дым
Читала с увлечением, ибо люблю степной колорит. Притчевый характер, приятный язык - но вешь повисла между реалом и фэнтези. Обычаи не весьма достоверны, сказочности никакой (а ведь напрашивается). Этюд о природе и пользе страха - не ново (у Дяченков вообще есть такая повесть), однако умно. Считаю, что сделать изо всего этого легенду, как у того же Мамина- Сибиряка, очень даже получится. К примеру, больше описать братьев, пояснить, с чего это нужна "ханская кровь на престоле" (а вдруг магия).
Кокиру. Стена
Приятная новелла, также типа притчи. Вкусный язык. Но не очень ясно: почему Фергюсон, если налицо типично русская сельская глубинка с её махровыми регионализмами, которые г-н Ф. отчего-то понимает с полпинка. Подспудная идея о превосходстве русских лаптей над иностранными - явно не моё. Но до чего хороши разговоры о "наркоте": оба собеседника превосходно друг друга понимают, а делают вид, что нет, и реальность - такая зыбкая!
Ник Н.Н. Армен
Переложение библейской истории на язык боевых роботов. Искренне прошу меня простить - но не впечатлило. Логический парадокс скучноват, глубина изначальной легенды отсутствует. Оттого я не весьма люблю экзерсисы на библейскую тему.
Кулинченко Ю.A. Лихонечко
Милая сказка, не очень (по крайней мере, снаружи) затейливая. Но читать было радостно: лихо-то неизбывно, а вдруг удастся его приручить? Только оно всё-таки не Лихонечко-тихонечко, а типичное "лышенько мое".
Кузнецов К. А у нас идет дождь
История очень знакомая: был милый детский рассказ про отставного капитана, который жил в доме-корабле, и его внучку или приёмыша, там он ещё флаг "спасите наши души" поднимал и его в морской музей работать отправили. Автора забыла - Яковлев? Это не значит что конкурсант читал это сам, однако... имя "Фук" тоже упорно напоминает нечто детское и читанное. Может, это такая игра с читателем?
Нилак Н. Лис сказал
Сделано жёстко (особенно когда кишку глотают) и умело. Лис сказал - Лис сделал. Какой, кстати, Лис? На рисунке сына зверей было много. Связь с месье Антуаном, который таки ж был лётчиком? Хороший рассказ, со флешбэками и ужасом, но благородный моральный посыл его слегка портит.
Перловка. Когда Макс увидел привидений...Всё же "привидения". В этом абзаце слишком много повторов - они и привидения. Неужели нельзя было назвать их чудищами или - о! - напомнить, что это братья того дракона с рисунка? раз уж мы имеем Лиса..
Думаю, рассказ можно было бы чётче "выстроить по символам".
Гриненкова Л. Разговор
Нравоучительно. Повествование нельзя строить в виде диалога из прописных истин.
Геммолог. Леонсия на берегу океана
Философская сказка, которую не хочется анализировать - так хороша, цельна, безупречна, так великолепно оперирует мощнейшими архетипами. Может быть, потом, когда спадёт очарование...
Эвелина Б. Шурочкины каникулы
Язык небезупречен. Двойственность планов и их игра привлекают. читается с интересом - но и разочарованием. Хотя кто знает - вот ведь чувствуется нечто третье, недосказанное за всеми этими деревенскими сплетнями! Химия - она такая...
Григорьев Г. Ослиные хвосты
Люблю притчи о недостоверности человеческого знания! И хотя тут нет ни сюжета, ни движения, ни характеров, но беседу прослушала с великим удовольствием. В мире правит Великий Множащийся Осёл, родня тому Слону, коего ощупывали слепые из суфийской притчи. ОК? ОК!
Lapis S. Озеро Тихое
Слёзная повесть о дремучем и неистребимом людском идиотизме. Такие вот типы недавно избили членов общества русско-шотландской дружбы, приняв за геев. Страшно подумать, что бы они сотворили с греками в национальном костюме... Или с русалками. Язык рассказа отличный.
Васильева Т.Н. Сущность
Рассказ - ничего особенного, но живой, милый и с ударной концовкой. Подумать только, с какой малости всё началось! И что ждёт всех нас, когда повырастают наши детки... Никакая мелкая подлость от них не укроется!
Ечеистов В.В. Бумажный таран и асфальтовая чайка
Ка-акой прекрасный бред! Какие ассоциации с мудрой восточной игрой! Какой отточенный язык! С одной стороны ужас - с другой смех. (Мой, во всяком случае.) Сочетание убойное.
Белильщикова Е.В. Экзорцист
Призывы убивать демонов, потому что они названы демонами и выглядят жутко для непривычного человека, всегда меня пугал. Много пафоса, язык средний.
Реликт. Пустая порода
Написано отлично, есть над чем подумать. То, что над нами, вряд ли желает нам блага: у него свои цели и средства. Так?
Луркер А.Е. Яблоки Гесперид
Увлекательная - нет, увлекательнейшая! история о мятежниках, аутсайдерах, заведомых маргиналах со встроенной и неистребимой агрессивностью ... один (одна) из которых сумела "превзойти". Потому что помимо защитной агрессии в ней появилась малая крупица человечности. И оттого, что при этом она сумела не лишиться своей пассионарности. Сделано тонко и убедительно психологически. А уж название-то! Про этот рассказ сразу говорю, что дала и оставлю ему высший балл.
Гном-А-Лле. Игорь
Замечательный юмор - то, что надо для истинного ужаса! Нагнетаем-нагнетаем напряжение - и вот оно! Страшный ёжик, с которым вышел прокол у всех, кроме автора...
Алексеева-Минасян Т.С. Шесть минут
Неточно говорят те, кто ругает главного героя. Это не сволочь и не такой уже и эгоист. Просто ООО. Обыватель Ортодоксальный Обыкновенный. Ему велено прощать врагов - он и прощает всех без разбору, вымогая заодно прощение у тех, перед кем провинился. Написано гладко и скучновато.
Кудрявцев К. Битва
Неплохой ужас. Жанр совсем не мой, но читала с интересом, а финал вообще растрогал.
Сир А. Тупиковая ветвь эволюции
Ужас, философско-мистический. Ценна, не знаю как выразиться, научная работа. Автор уловил ту грань, за которой стремление к чистоте и истине вырождается в мракобесие. Есть одна деталь, которую я уловила, может быть, неправильно: любое очищение не просто грозит перерасти - неизбежно перерастает в тотальный холокост.
Варнава Н. Без тебя
Стихотворение в прозе, злободневное, вечное, прекрасно закольцованное сюжетно. Сказать больше - нарушить мой принцип, по которому критика не должна быть больше текста.
Логос Г. Бд-14: Способ выживания
Жутко, цинично и под конец трогательно. Адская смесь. Отлично.
Noname L. Жук в коробочке 12k
Жутко и изящно. Притча не об аде, не о крысах к лабиринте - о том, что такое сама человеческая жизнь в её интимных проявлениях.
Skier Бд-14: Вершки и корешки
Этюд о природе человеческой злобы. Умный и лаконичный. Стоило бы сгладить переход от плюса к минусу, но и так впечатлило.
Светозарова Е.Н. К вопросу о структуризации общества насекомых на примере чёрных муравьёв
Длиннейшее название напоминает мне любимый рассказ великой Урсулы ле Гуин, где также начиналось с муравья, погрызшего семя акации... И достоин такого сравнения. О том, как противоборство двух диаметрально различных рас уничтожается в одном любящем и открытом новому сердце. Это я примитивно говорю.
Малухин С.С. Пузырь
Наивная история о несостоявшемся контакте.
Петрова З. Фиалки госпожи Нора
Рассказ построен на аналогии людей с цветами. Симпатическая магия, двусторонняя связь, которую установили неведомо когда. Притча о хрупкости бытия. Рассказ несколько портят штампы вроде сравнения кроткой девушки с мышкой, да и идея не нова, но написано красиво без слащавости. Каждый должен возделывать свой сад...
Питутина Е. Одна профессия
Славная, живая притча - об ангеле? Ангеле смерти? (Не совсем.) Идея заурядна - все эти сражения за душу - но бытовой аспект даёт ощущение свежести.
Медведева Е. Тебе я место уступаю
Дывлюсь я на нэбо тай думку гадаю... Ну отчего такой отточенный стиль, такой - к сожалению. без приличных хорошему автору неологизмов и прочих языковых дерзостей - правильный язык и такая избитая идея? Со времён Фауста и друге его Гёте известно, что мгновение останавливать нельзя. Мысль о консервированном, закатанном в банку времени - это Пруст, и главный герой чётко движется в сторону Свана. Эпизод с реальным консервированием анекдотичен, цитата из Пушкина тривиальна, а развязка - вообще глуповата. Если человек пожелал и вкусил вечности, размножаться ему не будет столь желательно: меняется психика. Если наскучит остановленное мгновение - стремиться он будет скорее к смерти, к чему-то более вечному, запредельному. Право, "Заподлицо" с его игрой слов, хотя и наивной, и чёткими отсылками к Е.Пермяку (как простая девушка отдала свою красоту и доброту уродливой королеве) - это "Заподлицо" было куда богаче смыслом и художествами.
Маугли Д. Бд-14: Без остатка
А вот это оригинально, красиво сделано и внушает многие мысли и многая печали. О женщина, ты редкостный цветок и редкостная... фло. Но именно такой и лишь такой тебя любят...
Светов С. Бд-14: Тринити
Не моё, но уж прочла... Рассказ сильный, хотя тема давно не модна. Мир, похоже, погибнет не от огня, а от льда. А насчёт редактирования нашего мира - не впечатлило ни фига, я пессимист. Чем редактировать, уж лучше я сама на Кончите женюсь. Это будет уместнее.
Голиков А.В. Бд-14: Я в твои годы...
Мон шэр, это лишь непритязательный житейский юмор. Но сотворено мастерски и вельми освежает. Так приударим же все за нугийками! Э... а нугийцы чего-нибудь стоят? Может быть, именно они прячут в своём багаже незаметную на первый взгляд мягкую философичность рассказа?
Тот О. Могут ли копии любить
Мысль избита (смотри того же Брэдбери), но не такой уже плохой перевёртыш. Самое интересное: здесь с обеих сторон копии?
Богуцкий Д. Дочь человека-ягуара
Моя ныне любимая тема. Хотя сейчас я думаю, что первобытные люди были иными, однако красиво. Очень. Хотя не вижу фантастики и даже сказочности - это скорее реконструкция. Мир наших предков мог быть куда более невероятен: есть предположение, что они были телепатами, плохо или вообще не говорящие денисовские люди с Алтая чётко добрались по воде до Меланезии...
А вот человеческое мясо они пробовали все. Без сантиментов. Да, синтаксис жуткий, но сие поправимо.
Ласточкин К.Ю. Приют для енотовидных собак
Увлекательное чтение - с любовью ко всему живому. Помимо "Цветов для Алджернона" напомнило фильм о волке-оборотне с Николсоном.
Диченко Р.В. Бд-14: Эмпат
Сумбурный, не очень грамотный, но увлекательный рассказ. Герой улавливает скорее чувства, переживания, чем мысли (говорю, потому что был спор) - именно то, что именуется эмпатией и ценится католиками (см., кажется, "Преступление патера Брауна"). Мир рисуется сюрреалистичный и необоримо привлекательный. Ах, не надо бы герою лечиться - лучше пауки, чем скучная серость.
Свительская Е.Ю. Материнское слово
Мило, умно, однако... кем же надо быть, чтобы слово матери могло создавать и разрушать вокруг тебя мир? Каким рабом под скорлупой своей смелости?
Bad D. Дорога обратно
Читалось без отрыва от текста. Сказка о современном Орфее. Но всё-таки - с чего это вы, живые, так боитесь смерти и покойников? Право, мы совсем не страшные...
Копалеишвили М.В. Убежище
Когда видишь мир, погружённый в искусственные игры, первая мысль - это было. То, что мальчик вообще подменил своим миром некий "реальный" - нет, это не ужас, это мощь, которую некоторые получают на грани жизни и смерти.
Как лично я понимаю суть дела. Постапокалипсис схлопывается в момент, когда мальчик просыпается и выздоравливает. Это фальшивый мир - как фальшива вообще смерть. Как ложно всё, что люди не имеют силы вынести. (Вот почему суицид - не грех, но глупость, если ты не понимаешь сути бытия.) Но после всех рассуждений о мучительности конца, после героических усилий отца конец кажется слащавым.
Лысенко В. Благородный рыцарь для вечерней прогулки
Тоже о виртуальности. Умно, интересно,вроде бы без особых идей. Для меня это как бы лишнее подтверждение мысли, что вирту так реально лишь потому, что мы живём в неизбывной иллюзии. А вот человеческие чувства и привязанности - они существуют поистине.
Пепел В.В. Долорес, Эсперанса, Муэрте
То, что я уважаю более всего: игра словами и понятиями (именами-олицетворениями), задушевный сговор со смертью, высокое мастерство автора. Философичность.
Ветнемилк К.Е. Адский пограничник
При всём мастерстве исполнения (перекличка голосов, смена ракурсов) - это лишь социальная фантастика без особой философии, зато с благородными (простите) банальностями. Можно проливать слезу над матерью, но из колыбели стоило бы выбираться поскорее. А вот "шоколадно-бананово-лимонные" деревья - это красиво, это Шлараффию напоминает. Если не Сингапур. Первоклассный образ.
Лаврентьев О.Н. Любовь
Остроумная, но неглубокая сказочка: спекулирует на общечеловеческих ценностях. Игра (не вполне допустимая) заключается в том, что мощный и многоплановый мифологический образ используется в целях, так сказать, бытовых. Ну и какая эе это любовь? Это чистой воды рабство.
Фамилия И. Мы разводим драконов
Хорошо сделано, афористично - хотя после Е. Шварца ничем не удивишь.
Джекил И.Х. Последняя минута
Гол! Прикол! Шутка, но постмодернистично-виртуозная.
Тихонова Т.В. На Речную, четырнадцать
Ностальгическая, изящная вещица. том, что Маленький Принц всегда возвращается на свою планету к своей Розе, даже если она - механическая рыба...
Герцог Х. Слышишь, я люблю тебя!
И неоригинальная тема, а сумела зацепить за нерв. Собаки - они и есть собаки, им всё равно, хороши ли мы морально и материально. И эмоционально сделано - ритм правильно выверен.
К.А.Терина. Чёрная дыра вместо сердца
Отличный стиль - лаконичный, задыхающийся. Мужской. Выверенный колорит - в российской глубинке такого случиться не могло, не те базовые характеры. Симпатичная провидица. Даже у сакраментального черничного пирога есть лицо.
Эльхен К. Начало пути
Ну, в общем, моё. Такое, что не поймёшь с полпинка. Очень думать надо. Здорово думать.
Diamond A. Холодные клетки доктора Эллисона
Сделано прекрасно, мастеровито, но у меня несколько иное мнение о людях, квирах и крысах, особенно - чёрных.
Catherine d.F. Боязнь чистого листа
Виртуозная формула всеобщего уничтожения. Чего боишься - того желаешь больше всего, верно?
Львова Л.А. Дуля
Православная история - право, славная! По определённым, известным лекалам и утопичная, с евангельскими аллюзиями, легко читается. Упрекнуть за слишком радужный цыганский быт язык не поднимается...
Финн Т. Рыбка
Пронзительная антиутопия. Впрочем, в ней по сути нет ничего фантастического... Тамагочи известны давно, а домашние любимцы уж очень приглажены - волосок к волосу, чешуйка к чешуйке. И послушные...
Терехов А.С. Лестницы Моринсхолма
Очень атмосферная вещь. Переходы от эпоса к современному антуражу не совсем гладкие, однако весь микс в целом напоминает манеру великого Джармена.
Маверик Д. Атланты
Я этого автора вообще люблю. Этот рассказ не так хорош, как иные (мне больше всего нравится повествование о невидимом чайнике), но отчётливо демонстрирует творческую манеру: перенос на германскую почву родных российских реалий, чёткий нравственный посыл и идея, что спасают мир святые - а святые все чудаки и бессеребреники. Когда подобную идею Г.Газданов перенёс на чужую почву, сделав героем французского банкира, который поселился в лачуге под мостом, критика заметила, что это чисто русский тип личности. Вот и тут так же.
Долгая Г.А. Разящий коготь
В нескольких словах: чудесная, добрая, незатейливая сказка.
Za. Н. Маяковский блюз
Лучшее из лучших. Ворох стройно выстроившихся литературных аллюзий, жёстко-иронический, нагловатый стиль, постмодернистские цитаты, мрачная поэзия анархии и революции, причём никогда не ясно полностью, восхищается автор этим или ненавидит. И концовка, что в самых лучших традициях автора ударяет тебя фэйсом о тэйбл. Нет - рылом о броневую палубу революционной Авроры...
Ледовский В.А. Реставратор
Ничего такого особенного в литературном смысле - но очень симпатично: в основном за счёт неожиданного конца.
Фантом. Фантом
Прекрасная идея, красивое исполнение. Что литературные герои помогают в беде, что театральные куклы (кажется Саймак?) воплощаются и начинают жить своей независимой жизнью - не ново, но как всё увязано, как прослежены аналогии и течение мыслительного процесса - это хорошо, говорю я.