ПОЛТАВА. До 1852 года здесь существовала небольшая еврейская община, которая практически полностью была Хасидской, однако с 1852 года, когда сюда переехала знаменитая Ильинская ярмарка. проходившая ранее в Ромнах, в Полтаву стали стекаться евреи из Литвы, Польши и других частей России.
В 1861 году здесь были открыты Субботняя и Воскресная школа для еврейских подмастерьев. Вскоре после этого Аарон Зейтлин занял пост "Ученого Еврея" при губернаторе Полтавы.
Число анти-Хасидов, или Митнагдимов, увеличивалось, и примерно в 1870 году они построили себе синагогу. В 1886 году Арий Лей Сейденер (род. в 1838 г., умер в Полтаве в 24 февраля 1886 г.) стал губернским раввином и в течение двадцати трех лет, занимая эту должность, имел возможность открывать различные учебные заведения и благотворительные организации и привносить современный дух в общину В этой деятельности его единомышленниками и помощниками были учителя Михаэль Зериковер, Елизер Хайим Розенберг, Абрам Натансон и другие прогрессивно мыслящие люди того времени. В 1890 году Аарон Глейзер, зять Лазаря Звейфеля, был избран преемником Сейденера. Елизер Акибах Рабинович (род. 13 мая 1862 года в селении Шитель Ковновской губернии). С 1893 года он являлся раввином Полтавы и широко известен в связи с тем, что его проект о проведении конференции раввинов, вызвал жесткую оппозицию. Один из помощников раввина, Яков Мордехай Безпалов, основал здесь ешибот. В Полтаве была Талмуд-Тора для мальчиков (250 учеников), при котором существувало профессионально-техническое училище, подобное учебное заведение было и для девочек. Кроме того в Полтаве были: Еврейский дом для престарелых (на 16 жильцов, по данным 1897 года), еврейское литературное общество, а также несколько благотворительных и сионистских организаций. Среди наиболее выдающихся Маскилимов, или другими словами прогрессивных еврейских ученых, живущих в Полтаве, следует отметить таких как Эзекиль, (урожденный Йосиф Мандельштамм), Ковенская губерния (родился в 1818 году в селении городе Жагори, умер 13 апреля 1891 года), автор словаря Библейских имен (ономастического словаря) "Озар ха-Шемот" (издан в Варшаве в 1889 году) и Приложения "Озар ха-Шемот", которое было напечатано уже после смерти автора в 1894 году. Он был отцом доктора Макса Мандельштамма из Киева. В известной песне Михеля Гордона, написанной на идише и начинающейся словами "Ihr seit doch, Reb Yud, in Poltava gewen" автор с юмором описывает "подводные камни", с которыми пришлось столкнуться благочестивым и набожным евреям бывшей польской общины, оказавшимися в либерально настроенной Полтаве. Писатель Александр Зюсскинд Рабинович, публицист А.М. Борухов (сотрудник "Ха-Шилоах"), и Бенжион Миркин, журналист, были жителями Полтавы. Среди выдающихся евреев, ранее прославивших Полтаву, можно назвать род Зеленских, Португаловых и Варшавских. В 1905 году население Полтавы составляло 53,060 жителей, из них 7,600 евреи.
В кон 19 - нач. 20 вв. осн. занятием евреев в П. и др городах Полтав. губ. была торговля, в основном - зерном и др. с.-х. продуктами. Среди евреев было много ремесленников и мелких промышленников к-рым принадлежали мельницы, маслобойни, лесопилки и кирпичные заводы.
В этот период общинная жизнь была хорошо организована: в городе было 10 синагог и молитвенных домов, с 1894 действовала совр. талмуд-тора, в к-рой обучалось более 300 учеников, жен. проф. уч-ще, небольшая иешива. В П. работало отделение об-ва для распространения просвещения между евреями России (ОПЕ), еврейско-рус. Библиотека (1902), дом для престарелых (с 1901), евр. Ссудосберегательное т-во (с 1907), бесплатная евр. больница.
П. была одним из центров деятельности Ховевей Цион и сионист, движения. В П. действовало отделение Бней-Моше, основанное активистами движения Ховевей Цион. В 1906 в П. состоялась учредительная конференция евр. социал-демократич. партии Поалей Цион. В П. родились и начинали свою деятельность нек-рые из руководителей партии: Б. Борохов, И. Бен-Цви, Я. 3рубавел. В 1906 в П. издавалась газета "Еврейская рабочая хроника", орган Поалей Цион. Главным противником сионизма был полтавский раввин А.Рабинович (1862-1917), выпускавший периодич. изд. на иврите: ежемесяч "Ха-пелес" (1900-1904) и еженедельник "Ха-модиа" (1910-1914).
Во время революции 1905-1907 гг. в П. не было погромов - благодаря орг-ции евр. самообороны и выступлениям много сделавшего для защиты полтав. евреев В. Короленко. Депутатом в 1-ю Думу государственную от Полтав. губ. был избран Г.Иоллос (1859-1907).
В период гражд. войны, после взятия П. войсками добровольческой армии А.Деникина, три дня продолжались грабежи и издевательства над евр. населением. С окончательным установлением сов. власти в дек. 1919 евр. религ. и общинную жизнь начали постепенно сворачивать. Евр. община пыталась с этим бороться. Так, в 1922 правление евр. общины выступило с протестом против закона, устанавливавшего только один общий выходной день - воскресенье. Местное отделение Евсекции попыталось в 1924 организовать "живую синагогу" с "красным" раввином во главе, но из-за сопротивления верующих эта попытка не увенчалась успехом. В 1928 по требованию Евсекции здание синагоги было отобрано у общины и превращено в евр. клуб. В 1920-х гг. в П. действовали группы Хе-Халуц. До 1928 выходила религ. лит-ра на иврите. В 1920-30-х гг. существовали школы с преподаванием на идиш. В 1926 в П. жило 18 476 евреев (20% всего нас.).
Часть евр. нас. успела эвакуироваться до оккупации П. 18 сент. 1941 нем. войсками. До 2 нояб. 1941 спец. части СС уничтожили 4 372 еврея. После освобождения нек-рое кол-во евреев вернулось в П. В 1959 была закрыта милицией последняя действовавшая в городе синагога. В здании самой большой синагоги П. сейчас находится областная филармония.
КРЕМЕНЧУГ: Город в Полтавской губернии, расположенный на правом берегу Днепра. В в его состав входит и пригород Крюкова, расположенный на противоположном берегу. Кременчуг имеет самую большую по численности еврейскую общину в губернии, а именно 35,179 человек или около 60% всего населения города (согласно переписи 1897 года). Он был первым по значимости городом в юго-западной России, куда в середине девятнадцатого века начали съезжаться литовские и польские евреи. Даже в мятежные 1881-1882 годы, когда в Полтавской губернии имели место антисемитские бунты, многие евреи из других селений переехали в Кременчуг, где местная еврейская община собрала для них около 40,000 рублей пожертвований.
Раввин Исаак Кременчугский, который умер там же в декабре 1833 года, входил в число самых первых Хасидов, населявших город. Следующей значительной фигурой был Авраам Фрадкин (тот, к которому было обращено письмо, появившееся на страницах "Кесет ха-Софер" стр. 11.-12, Берлин 1857 год). Другими выдающимися личностями в еврейской общине были: Липавский, Златопольский. Мнхаэль Ладыженский, Сергей (Шмере) Розенталь, Давид Сак (сын Хаима Сака из Загори) и Соломон, Маркус и Василий Розенталь.
Среди тех, кто приехал в Кременчуг в 1864 году был Герман Розенталь. В 1869 году он открыл там типографский цех, организовал кружок Маскилим, среди членов которого были Елизер Шульман, Дж.С. Ольшванг, Л. и М. Якобович. М. Шильбебери (см. Зедельбаум "Масса Егрец". в "Ха-Мелиц". 1869 год, Љ 1.) Розенталь опубликовал первую работу М. Моргулиса по еврейскому вопросу под названием "Собрание Статей" (1869), первый альманах Кременчуга и много других статей. В течение 8 лет он исполнял обязанности члена городского совета (1870-1878), и именно благодаря его усилиям в 1872 году было построено Реальное училище. Самым известным раввином Кременчуга был Иосиф Тумаркин скончавшийся там же в 1875 году. После его смерти Митнагдим избрали Меира Лейба Мальбима раввином, однако тот скоропостижно скончался по пути к месту назначения (сентябрь 1879 года). Место раввина занял другой кандидат Любавических Хасидов - Гирш Тумаркин, брат и зять предшественника Меира.
Губернскими Раввинами были: Фрейдус (1865 год), Мохан (1867-1871), зять Зайдера мелитопольского, Ч. Берлинер и Фрайденберг (переизбран в 1899 году). В 1905 году раввином являлся Исаак Яэль Рафалович.
В Кременчуге имелись многочисленные синагоги, учебные заведения и благотворительные организации, в том числе: Талмуд-тора и ремесленное училище, являющееся его частью (основаны Менделем Селигманом); больница с находящимся на ее территории домом престарелых ("Ха-Мелиз", 1890 год, Љ 139); Общество Маскиль эль Даль (основанное в 1808 году); и несколько сионистских организаций. Кременчуг являлся важнейшим деловым и промышленным центром губернии.
В 1801 г. в Кременчуге и его уезде насчитывалось купцов: христ. - 396, евр. - 32; мещан: христ. - 2097, евр. - 422. такое соотношение оставалось и в ближайшие годы. По ревизии 1847 г. в уезде имелись следующие "еврейские общества": Кременчугское - 3745 душ, Крюковское - 714 и Градижское - 789. В 1897 г. в уезде свыше 240 тыс. жителей, евр. - 32420, в том числе в Кременчуге жит. 63 тыс., среди которых 29869 евр. В виду издавна существовавших в губернии стеснений в отношении жительства евреев в селениях, в Кременчугском уезде нет селений, где бы евреи составляли даже 10% общего населения; только в заштатном городе Градижске евреев 1112 при общем числе жителей в 9486 чел. Еврейское население Кременчуга заннималось, главным образом, торговлей; из ремесел наиболее распространенным было изготовление одежды. В 1910 г. имелись: талмуд-тора; общеобразовательных еврейских училищ: мужских - одно общественное и 8 частных; женских - одно общественно и 7 частных. 19 октября 1905 г., после объявления манифеста 17 октября, здесь начался погром евреев, продолжавшийся 2 дня; были человеческие жертвы. - М. Сукенников, Как подготовлялся Кременчугский погром, Восход, 1905, ЉЉ44-45; там же, Описание погрома в Кременчуге.
Для привлечения евреев к производит, труду гор. власти основали в К. в 1809 прядильную ф-ку, на к-рой к 1810 были заняты 232 еврея. Однако тяжелые условия труда привели к закрытию ф-ки в 1817 и из-за отсутствия источников заработка евреи стали покидать К. В 1850-60-х гг. в городе начала развиваться торговля лесом и зерном и евр. нас. города стало быстро расти за счет переселенцев из Белоруссии и Литвы. В 1897 Кременчуг. община насчитывала ок. 30 тыс. (47% всего нас.), а в 1910 - ок. 32 тыс. человек. Евреи играли важную роль в экономике города (торговля зерном и лесом, поставки армии и пр-ву, пошив одежды, мн. были заняты в табачном произ-ве, гл. обр. принадлежавшем семье Гурари, работали в речном порту). В 1844 в К. была основана небольшая иешива приверженцами хабада, вскоре приобретшего там преобладающее влияние благодаря деятельности р. Иосефа Тумаркина (?-1875), к-рый в сер. 19 в. был гор. раввином.
Местная орг-ция Ховевей Цион (создана в нач. 1880-х гг.) совм. с Харьковской организацией направили в Эрец-Исраэль З.Д. Левонтина для покупки земли. В К. родились сионист, деятель И.Членов, художник Мане-Кац, а в пригороде К. - поэт А.Шленский. Во время 1-й мировой войны сюда переехали иешива из Любавичей, а также Слободская иешива.
В 1905 (после манифеста 17 окт.) и в 1919 (когда город занимали банды атамана Григорьева и Добровольческая армия ген. Деникина) в К. происходили евр. погромы. От войск С. Петлюры общине удалось откупиться 1,5 млн. рублей. В 1926 в городе было ок. 29 тыс. евреев (49,2% нас.). Любавич. иешива, действовавшая с нач. 1920-х гг. подпольно, была в 1930-х гг. ликвидирована властями. Вскоре после оккупации К. (авг. 1941) нацисты начали массовые расстрелы евреев. ок. 8 тыс. евреев были уничтожены в нояб.1941.
Из 60 синагог, существовавших в К. в 1917, лишь одна оставалась в 1959, но и она была закрыта в нач. 1960-х гг. В 1970 в К. проживало 6% евреев нас. города.
Евреи начали селиться на терр., входящей в состав совр. Полтав. обл., в нач. 17 в. Были образованы евр. общины в Переяславе, Лубнах и др. нас. пунктах. Во время восстания Б.Хмельницкого евр. общины Полтавщины были уничтожены. После перехода этих терр. под рус. управление евреям запретили там жить и разрешили вновь в 1772 после первого раздела Польши. В 1803 в Полтав. губ. проживало 2 112 евреев, в 1847 -15572, в 1881 - ок. 84 тыс., в 1897 - 111 417 (4% всего нас.). В Полтав. губ. процент евр. нас. был наименьший во всей черте оседлости. Б-ство евр. нас. проживало в городах (в 1897 - 80 999), из них в Кременчуге - 29 768, в Полтаве - 11 046, в Ромнах - 6 378, Переяславле - 5 754, Прилуках - 5 717, Пирятине - 3 166. В Полтав. губ. получил распространение хасидизм Хабада. Основатель династии цаддиков Шнеерсон Шнеур Залман из Ляд был похоронен в г. Гадяч. В 1905 в 52 нас. п. Полтавской губ. произошли кровавые погромы. Во время 1-й мировой войны в Полтав. губ. оказались тысячи евреев, бежавших от немцев и изгнанных рус. войсками. Специально для помощи беженцам было открыто бюро ОРТа, занимавшееся поисками для них работы; ОПЕ создавало школы для детей беженцев. Во время гражд. войны в губернии происходил евр. погромы. В 1926 - 91 тыс. евреев проживало на терр. бывшей Полтав. губ., в 1959 в Полтав. обл. - 12 287 чел., в 1970 - 10 768 чел.
Борисполь - 1). Местечко Переяславского уезда, Полтавской губернии; в 1648-9 гг. евреи подверглись насилиям со стороны полчищ Хмельницкого. - 12 июня 1881 г. здесь произошли антиеврейские беспорядки, подавленные оружием; по переписи 1897 г. жит. 8953, из которых 1094 евр., правосл. 7815.
2). Поселение того же уезда; с 1882 г., согласно "Временным правилам" Борисполь был недоступен для нового поселения евреев, которыми был отменен запрет после 1903 г.
Гадяч - уездный город Полтавской губернии. В окладных книгах, относящихся в концу 18 и началу 19 вв., о евреях нет никаких данных; по ревизии 1847 года, в уезде имелось лишь одно Гадячское "еврейское общество" в составе 883 душ; по переписи 1897 г., в уезде жителей свыше 140 тыс., евр. 3439, в том числе в Гадяче - 7721 и 1853. Имеются каменная синагога и три молельни; на кладбище, возникшем около 1810 г., погребен известный хасидский глава р. Залман Шнеерсон, к могиле которого стекаются хасиды; пинкос хебра-кадиши был уничтожен во время погрома 1905 г., разразившегося после объявления манифеста 17 октября. Существуют: общество пособия бедным (с 1898 г.), общество содействия ремесленникам (1903), товарищество взаимопомощи (1906), 15 хедеров с 120 учащимися, частное училище, талмуд-тора, общественная библиотека. Коробочный сбор превышает 3000 р. ежегодно (Анкетные сведения).
Гельмязов - сел. Золотон. уезда, Полтавской губернии. По переписи 1897 г., жит 6.042, из них евр. 712. В изъятие от действия "Временных правил" 1882 г.стал доступен после 1903 г. для свободного водворения евреев.
Зеньков - уездный город Полтавской губернии. По окладным книгам конца 18 и начала 19 вв. не значилось евреев; в 1847 г. "Зеньковское еврейское общество" состояло из 304 душ, в 1897 г. в уезде свыше 140 тысяч душ, евр. 1870; в самом Зенькове жит. 10.443, из них евр. 1.263.
Золотоноша - уездный город Полтавской губернии. Роль евреев в Золотоноше на рубеже 19 века, как торгово-промышленного элемента, уясняется из следующих цифр:
1799 г. 1803 г.
Купцы-христ. 8 8
купцы-евреи 55 45
Мещане-христ. 616 821
Мещане-евреи 79 186
В 1847 г. "Золот. евр. общество" состояло из 1.001 души. В 1897 г. в уезде жит. свыше 225 тыс., евр. 7.714; из них в самой Золотоноше: жит. 8.739, из коих 2.769 евр. Среди поселений в уезде, в которых не менее 500 жителей, евреи представлены в наибольшем проценте: с. Гельмязов - жит. 6.042, из них евреев 712; м. Драбов - 3.128 и 407; с. Прохоровка - 2.577 и 268. После объявления манифеста 17 октября 1905 г. в Золотоноше разразились (21 октября) сильные антиеврейские беспорядки, разрушившие благосостояние сотен семейств. В 1909 г. - талмуд-тора, обществ. евр. женское училище.
Кобеляки - с 1803 г. уездный город Полтавской губернии. По окладным книгам 1805 г. в Кобелякском уезде не значилось ни одного еврея; по ревизии 1847 г. в уезде имелось лишь одно "Кобелякское еврейское общество" в составе 322 душ; 1867 г. в Кобеляках 695 евр. (одна синагога и одна молельня). По переписи 1897 г., в уезде жит. свыше 200 тыс. евр. 3.423, из них в гор. Кобеляках жит. 10.487, среди них 2.119 евр. В 1910 г. - одно мужское и одно женское частные евр. училища.
Константиноград - уездный город Полтавской губернии. На пороге 19 века в Константиноградском уезде насчитывалось всего около 150 евреев-мещан (столько же христиан-мещан; христиан-купцов около 100). По ревизии 1847 г., в уезде имелось лишь одно "еврейское общество", - Константиноградское, в составе 234 душ; в 1864 г. в Константинограде - 722 души. По переписи 1897 г. в уезде жит. 230 тыс., евр. 2.055; в том числе в Константинограде жит. 6.455, среди которых 1099 евр. - В 1910 г в Константинограде: талмуд-тора, общественная школа для бедных детей, частное мужское училище, сумма коробочного сбора достигает 3000 руб. Наиболее ранней могиле в Константинограде насчитывается 100 лет; пинкос ведется с 1810 года.
Лохвица - город, входивший в состав Вишневечины, в 16 веке. В респонсах "Pene Jehoschuch" (2 ч., ј 68) сообщается, что в 1636 г. казаки напали на евреев Лохвицы и убили многих из них. Между тем, выпал глубокий снег и евреи пообещали крестянам по "талеру" за каждого покойника, которого они найдут. По другом свидетельскому показанию, приведенному там же, пало 50 евреев. О евреях Лохвицы говорится еще в одному документе 1647 года; в следующем году они бежали от казаков. - Ср.: Kaz, Le-Korot ha-Jehudim be-Russiah etc.; Регесты, I.
Ныне уездный город Полтавской губернии. По данным 1802 г. в Лохвице и уезде - купцов: христиан 35; мещан: христиан 286, евр. 90. По ревизии 1847 г. в уезде имелось только одно "еврейское общество", Лохвицкое, в составе 927 душ. по переписи 1897 г. в уезде жит. 150 тыс., из которых 4.660 евр. В Лохвице жит. 8.911, из которых 2.465 евреев. Из уездных поселений, в которых не менее 500 жит., евреи представлены в более значительном проценте: в с. Чернухи, жит. 2.631, из которых 275 евр. В 1910 г. в Лохвице - одно начальное женское частное еврейское училище.
Лубны - уездный город Полтавской губернии. По данным 1802 г. в Лубнах и уезде: купцов-христ. 67, мещан: христ. 412, евр. 157. По ревизии 1847 г. в уезде имелось только одно "еврейское общество", Лубенское, в составе 363 душ. По переписи 1897 г. в уезде жителей около 140 тысяч, из которых 4.562 евр.; в г. Лубны жит. 10.097, из них 3.006 евр. Из поселений уезда, в которых не менее 500 жит., евреи представлены в более значительном проценте: Яблонев - жит. 2.019, из которых 479 евр. В 1900 г. в Лубнах - одна талмуд-тора.
Миргород - уездный город Полтавской губернии. По данным 1802 г. в уезде с городом христиан-купцов 25 (евреев нет), христ.-мещ. - 282, евр.-мещ. - 147. По ревизии 1847 г. в уезде имелось одно лишь "Миргородское еврейское общество" в составе 281 души. По переписи 1897 г. в уезде жит. около 160 тыс., евр. 3.090; в том числе в Миргороде жит. 10.037, из которых 1.248 евр. Имеется (1910) смешанный образцовый хедер с преподаванием общих предметов. В Миргородском художественно-ремесленном училище имени Гоголя учатся несколько евреев, получающих поддержку от Общ. поощрения земледелия и ремесел среди евреев.
Переяславль - один из старейших русских городов, прежде главный город одноименного княжества. Когда евреи поселились в Переяславле, трудно определить. В 1620 г. возникли недоразумения между ними и мещанами, жаловавшимися королю Сигизмунду на размножение в Переяславле евреев, которые будто бы захватили в свои руки разные промыслы и статьи торговли. Лишив евреев права держать пивоварни, солодовни и винокурни, запретив им заниматься откупами, король велел комиссарам рассмотреть прочие права евреев. Три года спустя состоялось соглашение между магистратом Переяславля и старшинами евреев, согласно которому последние могли впредь пользоваться всеми городскими правами и вольностями наравне с мещанами. Это соглашение было подтверждено королем Сигизмундом. Евреи Переяславля погибли одними из первых при восстании Хмельницкого. В 1654 г. Переяславль был одним из "уверительных" малороссийских городов, в которые были назначены русские отряды. Мещане представили царю Алексею Михайловичу, между прочим, привилегию 1620 г. об ограничении прав евреев, которая и была подтверждена царем. Сведенья о евреях Переяславля с того же 1654 г. исчезают. - Ср.: Регесты, I; Bersohn, Dyplomataryusz Żydów w Polsce; Hanover, Jewen Mezulah.
Ныне - уездный город Полтавской губернии. По окладным книгам 1801 г. христ.-купц. 5, евр.-купцов не значится; христ-мещ. 844, евр.-мещ. 66. По ревизии 1847 г. в уезде имелось лишь одно "еврейское общество" Переяславское, в составе 1519 душ. По переписи 1897 г. в уезде 185 тыс. жит., среди них 9857 евр.; в том числе в Переяславле 14614 жит., среди них 5754 евр. Из уездных поселений, в которых не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте в следующих: Барышевка - жит. 1793, из них 462 евр.; Борисполь - 8953 и 1094. В Переяславле (1910) еврейские училища: одноклассное начальное мужское, частное мужское, талмуд-тора. - В 1881 г. 30 июня и 2 июля здесь происходил жестокий погром евреев; среди пострадавших оказались и евреи, бежавшие сюда после киевского погрома. Из Переяславля беспорядки распространились по окрестностям.
Пирятин - уездный город Полтавской губернии. По окладным книгам 1802 г. в Пирятине и его уезде: христ.-купц. 11, евр.-купц. не значится; христ.-мещ. 241, евр.-мещ. 99. По ревизии 1847 г. в уезде имелось лишь одно "еврейское общество", Пирятинское в составе 464 душ. По переписи 1897 г. в уезде 163 тыс. жит., среди которых 6 тыс. евреев. В том числе в Пирятине 8022 жит., среди них 3166 евр. Из уездных поселений, в которых не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте в Яготино - жит. 4409, в том числе 943 евр. Имеются (1910) евр. училища: 2 частных мужских, талмуд-тора, 2 частных женских (одно из них бесплатное). Из хасидских деятелей известен Р. Менахем Тобия из Пирятина, ученик р. Менахем-Менделя Любавичского, бывший за тем раввином в Речицах (Мин. губ.) .
Прилуки - уездный город Полтавской губернии. По уездным книгам 1803 г. христ.-купцов - 36, евреи-купцы не значатся; христ.-мещан 1626, евреев-мещан 45. По ревизии 1847 г. в уезде имелось одно "еврейское общество" Прилукское - в составе 1007 душ. По переписи 1897 г. в уезде 192 тыс. жит., среди них 8195 евр., в том числе в Прилуках 18532 жит., среди них 5722 евр. Из уездных поселений, в которых не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте в м. Бродки: жит. 588, среди них 233 евр. Имеются в Прилуках (1910) талмуд-тора, 3 частных евр. женских училища, одно частное евр. мужское училище.
Ромны - уездный город Полтавской губернии. По окладным книгам 1803 г. христ.-купцов 111, евр.-купцов 1; христ.-мещан 542, евреев-мещан 126. По ревизии 1847 г. уезде имелись следующие еврейские общества: Роменское - в составе 759 душ и Глинское - 112. По переписи 1897 г. в уезде 186 тысяч жителей, среди которых7880 евреев; в том числе в Ромнах жит. 22.510, среди них 6378 евр. Имеются в Ромнах (1910): талмуд-тора, два частных мужских училища, женская бесплатная профессиональная еврейская школа, три частных женских еврейских училища. В 1905 г. в Ромнах, после объявления манифеста 17 октября, разразился антиеврейский погром. Были разгромлены почти все еврейские магазины; было насчитано раненых свыше 30 человек, убитых 8.
Семеновка - сел. Полтавской губернии, Хорольского уезда. В изъятие от действия "Временных правил" 1882 г., селение открыто для водворения евреев.
Хорол - уездный город Полтавской губернии. По окладным книгам 1800 г. христ.-купц. 22, евреев-купцов не значится; христ.-мещ. 248, евреев-мещан 44. По ревизии 1847 г. в уезде имелось "Хорольское еврейское общество" в составе 78 душ. По переписи 1897 г. в уезде свыше 173 тыс. жит.;евреев около 4 тысяч; в том числе в Хороле жит. около 8 тысяч, среди них 2056 евр. Из уездных поселений, в которых не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте среди местного населения в следующих: Белоцерковка - жит. 1053, среди них 297 евр.; Семеновка - 1487 и 319. Имеются в Хороле (1910) еврейские училища - частное мужское, два частных женских и начальное.
Яготино - местечко Полтавской губернии, Пирятинского уезда; в изъятие от действия "Временных правил" 1882 г., сел. открыто с 1903 г. для водворения евреев. По переписи 1897 жит. 4409, среди них 943 евр. Имеется (1910) частное евр. мужское училище.