Можаев Андрей : другие произведения.

Неизвестная Бородинская панорама

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Андрей Можаев
  
   Неизвестная Бородинская панорама
   (статья)
  
  
   Знаменитый музейно-выставочный комплекс "Бородинская панорама". Он по праву стоит в ряду самых популярных, посещаемых мемориалов. Его традиционно считают одним из крупнейших культурных достижений советского периода истории.
   Но лишь узкому кругу специалистов известно: панорама уже существовала в Москве когда-то. Она, как и сама идея создать мемориальный комплекс памяти Отечественной войны двенадцатого года, явлена была в начале двадцатого века. Тогда же началось и воплощение идеи в жизнь. Это было крупнейшим, незаслуженно забытым, событием нашей культуры.
   Самые первые мысли создать музей высказывались сразу после победы над Наполеоном. Но исполнено это не было. Ограничились возведением мемориального храма Христа Спасителя.
   Затем, в течение всего столетия, реликвии героической эпохи понемногу исчезали из вида учёных, историков, как бы рассеивались по всей неохватной России.
   Так длилось до тысяча девятьсот седьмого года. Именно с этого рубежа началась широкая подготовка к встрече столетия памяти той войны. Была принята государственная программа. Полкам возвращались утерянные прежние наименования. Вновь появились гусарские, уланские части. Разработали новый фасон военной формы с учётом традиции. Как и в сегодняшнем кремлёвском полку, вернулись видоизменённые кивера, ментики, опушки. Шли торжественные церковные службы, военные смотры. Готовилась реконструкция Бородинского сражения.
   За пять лет до юбилея полковник Генерального штаба Афанасьев издал брошюру-воззвание. Он требовал скорее создать особый музей и собрать в его экспозициях всё, что удастся найти.
   В октябре девятьсот седьмого года московская городская Дума и её председатель Гучков подали правительству и царю ходатайство о создании такого музея. При Думе учредили Особый комитет. В него вошли крупные историки, архитекторы, меценаты. В их числе - Бахрушин, Щукин, Колесников. Средства собирали в форме пожертвований, по подписным листам. Точно так же собрали в воинских частях, учреждениях, у частных лиц уникальную коллекцию: портреты, гравюры, бюсты, карты и планы, письма, оружие и форму, фарфор и многое, многое другое вплоть до карикатур и лубочных картинок того времени.
   Далее встал вопрос о выборе места под музей и о строительстве здания. И тогда же впервые возникла идея создать при нём панораму, как отдельную и важную часть проекта.
   Был объявлен конкурс на лучший проект. В жюри вошли Бенуа, архитекторы Гримм, Китнер, Померанцев, Сюзор, Щусев и другие. Из семнадцати участников победителем стал гражданский инженер Ильин. Его проект исполнен был в героическом стиле ампир. Он хорошо соответствовал архитектурному направлению и самому образу того времени.
   С этим проектом Особый комитет приступил к выбору конкретного места под музей и панораму. И здесь вдруг произошло то, что частенько происходит у нас во все времена. Развернулись жаркие споры, составились конкурентные партии. Архитектор Поздеев требовал создать музейный комплекс на территории храма Христа Спасителя. Хотел пустить к нему широкие лестницы, украшенные скульптурами героев Отечественной войны. Предлагалось даже переименовать ближний Соймоновский проезд в улицу Героев войны двенадцатого года.
   Иван Цветаев настаивал на строительстве комплекса рядом с его возводящимся музеем на Волхонке.
   Другие члены Особого комитета предлагали здание Арсенала в Кремле. А кто-то предпочёл Остоженку; кто-то - Якиманку... Спорщики зашли в тупик. Их разногласия не сумело остановить даже предписание царя Николая Второго о том, что строить следует у храма Христа Спасителя.
   В результате этих долгих препирательств время было упущено. Замечательную идею мемориального комплекса на пересечении Бульварного кольца и Москвы-реки не воплотить не успели.
   В канун юбилея собранная по всей России прекрасная коллекция была размещена в Историческом музее. Ею и встретили торжества. А вот идее Бородинской панорамы повезло гораздо больше, чем общему замыслу. Для неё на Чистых прудах специально выстроили деревянный павильон: хоть и временный, но добротный. Сама панорама была организована по образцу Севастопольской. Она действовала, принимала посетителей целых шесть лет. В девятьсот восемнадцатом году большевики уничтожили её. И уже скоро в то бурное время о старой панораме забыли.
   Шли годы. Иллюзии правящей партии о вселенской революции и "отречении от старого мира" выветривались. Новая великая война вернула стране патриотическое чувство. Историческая память постепенно восстанавливалась.
   Уже близился полуторавековой юбилей войны двенадцатого года. И в подготовке к нему, в исполение государственной задачи широкого празднования, вдруг вернулись к той давней идее создать мемориальный комплекс. Но храма Христа Спасителя уже не было. Нужно было искать другое место. И тогда решили поставить новый комплекс у филёвской "избы Кутузова", где проходил знаменитый совет.
   В тысяча девятьсот шестьдесят втором году здесь появилось сначала временное здание панорамы. А через пять лет выстроили тот комплекс, который стоит и сегодня.
   Также, в развитие этой идеи, было решено организовать мемориальную городскую зону. Ближе к Панораме, на проспект, перенесли Триумфальную арку. Создали памятный Бородинский мост. А прилегающие улицы получили имена героев той Отечественной войны.
   Так был развёрнут, осуществлён по-новому старый благородный замысел - увековечить память славной эпохи России в самой городской планировке столицы.
   Этот мемориальный комплекс открывается Бородинским мостом, проходит через Фили и ведёт напрямик к легендарному полю.
   И в завершение: сегодня мы приближаемся к двухсотлетнему юбилею и празднованию. Интересно, что сможет он принести нам в дополнение к уже созданному, в дополнение к новопостроенному храму Христа Спасителя, воспроизведённой форме и церемониалам кремлевского полка и к срытой, изуродованной Поклонной горе?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"