Mass Effect - натуральный динозавр игровой продукции. В далеком 2008-м году, когда вокруг нее еще не творилось такого звериного ажиотажа, мне пришлось начинать игру три или четыре раза, потому что не хотелось/сложно/много текста/да и вообще, не люблю я фантастику. Однако я заставила себя вспомнить нежно любимых старичков Planescape:Torment и Baldur's Gate II, и понять, что нешуточно обильный поток новой информации вскоре уложится в голове, надо просто окунуться в игру с головой и плыть по течению сюжета.
"Самая непошлая РПГ-фантастика последнего времени", как ее окрестили в старой-доброй Игромании, представляет собой совершенно новую (тогда еще) вселенную со своими расами, историей, проблемами, и конечно же, героями. Хотя от первой к третьей части можно заметить многочисленные упрощения в интерфейсе, инвентаре, объеме диалогов и прочих нюансах, но со временем играть стало даже интереснее.
За последний век человеческий прогресс продвинулся дальше, чем за все 10 000 лет своего существования. Космос перестал быть далеким и недосягаемым, медицина достигла потолка и теперь способна вернуть убедительно дохлого человека к жизни (при наличии огроменной суммы денег), а многочисленные инопланетные жители научились относиться к людям более-менее гуманно, и не сравнивать их с шимпанзе. Однако, куда же фантастическому боевику без вселенского зла, угрожающего истребить все живое?
1. Коротко о сюжете.
Те, кто смотрел некое эпичное и короткое аниме Gurren Lagann, могут вспомнить концовку и уже тогда им станет понятно, что послужило причиной атаки на мирную галактику (только закончится все не так хорошо). Жнецы, больше напоминающие гигантских несъедобных кальмаров, бесцеремонно вторгаются на заселенные планеты и начинают пуляться во все стороны лазерами, оставляя ото всех живых существ только одежду, да средства личной гигиены... а нет, это было в другой опере...
Неизбежен тот факт, что с течением времени и прогресса у развитых рас вполне может зайти ум за разум, и галактику покроет хаос, разврат и содомия. Окончится все это тотальным уничтожением и разрушениями без возможности восстановления. Так что еще на заре времен Жнецы малость перепугались, как бы вся армада светлых галактических умов не создала черную дыру путем научных опытов, и не засосала себя туда сама. И как это обычно бывает у богоподобных и неубиваемых машин с заоблачной философией, наши кальмарины пришли к выводу - если появляться через каждые полсотни тысяч лет, когда развитые цивилизации начнут строить коллайдеры, и Жечь к чертовой матери всех, кто использует мозг по назначению, то галактика будет жить-процветать. Таким образом, 50 тысяч лет назад люди остались в живых лишь потому, что занимались в основном охотой на мамонта и корявой мазней на пещерных стенах. А вот от великой протеанской империи остались лишь воспоминания и остатки фундамента, в которых увлеченно копаются археологи, делая при этом не всегда правильные выводы насчет культуры исчезнувшей расы.
Со времен истребленных протеан прошло немало времени. Новые расы развились до небывалых высот, и хоть в галактике временами назревают междуусобицы, то совместными усилиями их решают и помогают пострадавшим. Проблем стало больше в пятикратном размере, однако люди трудятся не покладая рук, чтобы стать ближе к друзьям с других планет, и добиться, чтобы с ними считались. Уже за один тот факт, что мы не одни во вселенной, можно полюбить даже зверский нрав кроганов.
Казалось бы, радужное будущее для человечества лежит как на ладони, жизнь налаживается и инопланетные курорты не в пример дешевле земных. Но не тут-то было - зловещие обрывки протеанских воспоминаний, пугающие исчезновения людей, политические заговоры и все возрастающее чувство опасности говорит о том, что вскоре придется цепляться за свою жизнь руками, ногами и зубами. Жнецы уже навострились на галактику и собираются всех уничтожить просто потому, что люди и другие полюбившиеся им существа научились думать.
2. Коротко о том, ради чего стоит играть.
Графика и анимация.
Вся трилогия может похвастать качественной графикой, которая к последней части стала почти что кинематографической. А анимация так вообще бальзам на душу. Наблюдать, как гроза всея галактики Призрак неловко заламывает пальцы и бубнит что-то невразумительное под нос - бесценно. Для всего остального есть Мастер-кард.
Музыка.
Как раз такая, какая должна быть в этих играх. Расслабляющие космические треки в двух первых частях. И особенно печальная музыка в третьей, которую иногда просто разрывают низкие звуки атакующих Жнецов. Отдельно хотела бы выделить "Jack Wall and Sam Hulick - Vigil", звучавшую еще в первом Масс Эффекте. Словно ты впервые в жизни видишь родную Землю из иллюминатора, и это такое завораживающее и красивое зрелище, что на глазах вот-вот выступят слезы.
Ну и конечно же "I was lost without you" и "An end once and for all". Не хочу объяснять, какая музыка к чему относится, это слишком грустно, чтоб меня.
Сюжет.
Отсюда и далее буду говорить в основном по третьей части. Не буду вдаваться во все перипетии сюжета, потому что это слишком большой объем информации (а еще я просто не помню дословно). Так что скажу без обиняков - за исключением самой-самой концовки сюжет превосходит все ожидания. Спасение всего и вся ложится на плечи одного-единственного человека, и хотя его постоянно окружают близкие и преданные люди, нести эту ношу все равно неимоверно тяжело. Надеюсь, ему поставят огромный памятник до неба.
Персонажи.
Самое лучше, что только можно увидеть в этой игре. Серьезно. Даже сюжет пасует перед характерами и личной историей того или иного человека. А главный герой уже настолько известен своим фанатичным героизмом, что стал именем нарицательным, как Рэмбо в свое время (да и сейчас). Осмелюсь уделить громадное внимание к персонажам и скажу совсем немного своего мнения про концовку. Потому что каждый из тех, кто поддерживал капитана, стоит того, чтобы сказать о нем несколько слов.
3. Совсем не коротко о персонажах.
Капитан Шепард.
"Я капитан Шепард, и это мой любимый магазин на Цитадели."
Когда каждый уяснил, что все, конец - планеты с миллиардами живых существ горят так, что оранжевые, мерцающие пятна видно даже из космоса, а статистика погибших вводит в ужас огромными цифрами, становится понятно, как же тяжело будет капитану Шепарду разгребать всю эту кучу нагроможденных одна на другую проблем. По ночам его постоянно мучают кошмары, изможденное и уставшее лицо прячется за застывшей суровой маской, и создается такое впечатление, что половину всего времени он ходит как робот, не желая прислушиваться к собственному душевному состоянию. Натянуто улыбается на заискивающие шуточки компаньонов, товарищей и друзей, желающих всячески его подбодрить, но при этом ни на минуту не забывает, сколько человек гибнет каждое мгновение, пока он мечется по галактике, собирая союзные силы воедино.
Играла за женщину, потому что мне так легче отождествлять себя с персонажем. Как ты ни бейся в генерации лица персонажа, но на нем все равно будут присутствовать несколько грубоватые черты и резкие линии, показывающие, что герой, спасающий галактику, не должен выглядеть как заочная первокурсница, подрабатывающая около станций метро. Не знаю, как с мужчиной, но в третьей части следы утомления и мимолетного желания послать все в зад проявляются лучше именно на женском лице, и явственнее звучат именно в женском голосе. Когда она смотрела, как взрывается спасательный челнок с маленьким мальчиком на борту, ее это могло ранить куда сильнее. И потом, в своих частых ночных кошмарах, она носится по покрытому пеплом лесу, мимо смутно знакомых теней, которые только недавно были живыми, слышит в голове голоса погибших друзей и видит, как мальчик раз за разом сгорает в огне. Мне кажется, что в случае с Шепард-женщиной все потери носят более личный характер, каждую неудачу она переживает гораздо острее, и от этого игра становится еще эмоциональнее.
Герой с большой буквы. Не Айзек из Dead Space, который вот уже вторую игру мочит мерзких некроморфов, потому что у него и выбора-то нет - или ты их, или они тебя просто сожрут. Не Довакин, который может плюнуть с высокой колокольни на драконов, присмотреть милейший домик в Солитьюде и зарабатывать на жизнь разведением козочек, но пророчества подобной шушерой не обманешь. И даже не Гордон Фримэн из Half-Life, которого хоть все и почитают за спасителя, но я почему-то ясно помню, как в первой части он пропихнул некое ведро с гвоздями прямо под портал и тем самым вызвал катастрофу. В отличие от всех этих героев у Шепард всегда был выбор. Она могла попросту умотать куда-нибудь на отдаленную планету, не отвечать на письма, или сказать прямо в лицо земным властям: "Извините, но вы никогда не слушали, когда я предупреждала вас о Жнецах. Вместо того, чтобы собирать военные силы, вы лишили меня звания и сослали в Сибирь маяться от безделия. Так что идите к черту, надо было раньше соображать. А теперь вы в панике побежали ко мне, и спрашиваете как быть. И вообще я забыла дома кошку покормить, так что, пожалуй, откланяюсь".
- Понимаю, каково тебе. Мне тоже иногда хочется взять и все бросить.
- Но ты не бросишь. Ты не можешь, - произнес кто-то нашему капитану, и от этих слов повеяло какой-то безысходностью.
То, что всю эту громадную кальмароподобную проблему разрулил один-единственный человек, ставит людскую расу на голову выше всех остальных. Это действительно достойно уважения.
Сопартийцы Шепард - люди.
Эшли Уильямс.
"Если меня спросят, смогу ли я поцеловать турианца, то я отвечу: "В какую щеку?"
Одна из немногих выживших на Иден Прайм, где началась вся эта долгая история. Отличный солдат, преданный и чуть ехидный друг. Немного простовата в общении, в прошлом пережила немало неудач по причине не совсем праведной репутации своей семьи, однако не сошла с дистанции, проторенной целой династией военных.
У меня Эшли Уильямс погибла в первой части, сдерживая натиск противника на Вермайре. Это была первая существенная смерть во всей череде трагедий, учиненной жнецами. И так как в первую часть я играла давно и единожды, то этот персонаж стал для меня каким-то призраком прошлого, символом начала громадной беды. Шепард иногда вспоминает о ней, и о тех временах, когда все проблемы можно было просто и легко решить.
Кайден Аленко.
"Я буду сражаться, как одержимый, ради шанса снова обнять тебя."
Понятия не имею, почему он сказал это капитану, ведь они только друзья.
Биотик, временами испытывающий сильные головные боли из-за устаревшего имплантанта в голове. Из всех сопартийцев нравится мне меньше всего, хотя чего правду скрывать, по характеру он самый живой в игре.
Большую часть времени Кайдена вполне успешно снедают сомнения по поводу лояльности Шепард. Он не смог спокойно и адекватно воспринять наше воскрешение Цербером во второй части. Эта внезапная и абсурдная новость довела его до такой степени раздражения, что повстречав своего бывшего капитана, он немедленно вспылил и оборвал с ней все связи. Не уверена, что когда-нибудь прощу ему это. Представляю, каково было Шепард проснуться сшитой по кускам в неизвестной лаборатории, узнать, что она теперь в долгу у преступной организации. А потом будучи в совершенном смятении, она услышала такой наезд от одного из немногих близких ей людей. И хотя в середине войны со Жнецами Кайден ухитрился проглотить все свои подозрения и просто следовать за ней, я постоянно ждала от него упреков и нежелания выполнять приказы. Не хотелось бы доверять такому свою спину.
Однако, он все же нашел в себе силы идти за капитаном до самого конца. Так и быть, прощаю большую часть его идиотских поступков.
Миранда Лоусон.
"У всех есть слабое место. Даже у Жнецов."
Женщина с идеальными анатомическими, генетическими и имплантированными данными. Отличается ледяным поведением Снежной Королевы и плохими отношениями с отцом. Хотя она и помогала капитану с его миссией, но чаще всего напоминала, что своим здоровьем, кораблем и денежным обеспечением наш доблестный герой обязан Церберу, а это как-то охлаждало партнерские отношения. Своим бдительным и строгим отношением напоминает секретаря, от которого самому руководителю неуютно и стыдно за свою недееспособность. Не почувствовала, что сумела как-то на нее повлиять, хоть она и признает, что находится в долгу у капитана. Возникает мысль, что разработчики создали ее только ради черно-белого костюма, под которым не умещается нижнее белье.
Джейкоб Тейлор.
"Я тут знаю один бар в Рио, который мы обязаны заценить."
Первое дружественное лицо, которое мы встречаем после болезненного воскрешения во второй части. Не сказала бы, что Шепард была рада видеть какого-то незнакомого чернокожего солдафона вместо своих старых и проверенных напарников. Однако Джейкоб оказался вполне себе порядочным сопартийцем, опять же со своими личными родительскими проблемами (это условия для работы в Цербере такие?), который во время войны со Жнецами предпочел остаться с девушкой, которую любит. Мужик, хвалю, все бы имели такой взгляд на жизнь... правда, в таком случае воевать было бы некому. Хотел назвать своего ребенка Шепардом, но мы оба согласились, что это будет весьма подло для несчастного.
Джек "Подопытная Ноль".
"Лейтенант, идите вы в п... пилотный отсек."
Жуткое детство, проведенное в бесчеловечных экспериментах и пытках привело к тому, что к моменту встречи с капитаном Джек выглядела как весьма агрессивная лесбиянка в татуировках, а вела себя и того хуже. Не подпускать на пушечный выстрел никого, кто способен сделать больно словом или делом - вот чего она придерживалась большую часть времени, пока сотрудничала с Шепард. Когда ты прекрасно помнишь, что в 10 лет тебя выпускали в загон к другому ребенку и вынуждали убить его, то как-то не хочется открывать душу первому встречному. Всегда казалось, что битве она использует только малую часть своих сил, и если спустит тормоза, то начнет рушить здания и дырявить окна чужими головами. В конце концов Джек нашла себе занятие и выучилась на адекватного инструктора в школе биотиков, превратившись из нелюдимого, замученного всеми человека во вполне себе приличную дамочку. С первого взгляда было видно, что она наконец-то нашла, за кого можно уцепиться в этой жизни и берегла своих учеников, как зеницу ока. Призналась, что наверное, на нее так повлияла Шепард со своим характером герлскаута. От этого стало как-то теплее.
Джеймс Вега.
"Спасибо, Лола."
Воистину самый заметный сопартиец-человек, которого я втихую зову Шоколадным Мишкой (благодарю, Джей Ди из Клиники). Мало того, что его озвучивает Фредди Принц-младший, от которого я в далеком юношестве топила слюнями ковер на просмотре фильмов "Вверх тормашками" и "Это все она". Эх, эти темные темные глаза... ну, да не будем. Так еще и характер камуфляжного раздолбая добавляет ему обаяния, вкупе с действительно медвежьим телосложением и харизматичными тату. Он действительно не может разговаривать серьезно дольше пары минут, постоянно искря эдаким армейским юморком и одаривая ироничными замечаниями каждую заметную фигуру на корабле. И хотя с нами он был всего-то одну игру, но удивительно быстро вписался в команду, подкалывая Шепард наравне со "старичками". Располагающий к себе "парень из соседнего ангара", и, в общем-то, даже шикарный. Жаль, что его было так мало.
Сопартийцы Шепард - не люди.
Урднот Рекс.
"Интересную историю? Ну... однажды турианцы чуть не уничтожили нашу планету. Вот было весело."
Старый и иссеченный шрамами, Рекс всегда вел себя так, что я чувствовала себя мелкой сошкой рядом с ним, и это будет сказано отнюдь не в плохом смысле. Со всем этим неглубоким интеллектом кроганов, он ухитрился дожить до своих лет и поэтому являлся для меня чуть ли не самым умным представителем своей расы. А относительное отсутствие агрессии, объясняемой тем, что кроганы привыкли таким образом доказывать свое превосходство, и вовсе выделяло его среди остальных ровесников. От него мы впервые узнаем о генофаге - искуственном снижении популяции всей расы кроганов, чтобы эти агрессивные кабаны не начали бомбить галактику, грабить караваны и красть женственных мужчин. Мысль, конечно здравая, ведь взрослый кроган вполне способен перевернуть танк плечом, а пятерка таких же без особого напряга перебьет весь персонал корабля средних размеров. А потом отгрызет кораблю крылья, и пойдет прикурит у выхлопной стороны. Но все же один живой ребенок на 999 мертвых - это слишком большая цена за спокойствие других рас.
Для Рекса это было действительно болезненно. И хотя Шепард ухитрилась и поспособствовать излечению от генофага, и помирить обиженных кроганов с турианцами, но я по-прежнему помню, как он всячески отказывался говорить на эту тему.
Грюнт.
"Я - кроган!"
По секрету скажу, что кроганы напоминают мне хоббитов. Их взрывной нрав, десяток извилин и скупую культуру можно изучить за месяц, и все равно они в один прекрасный день удивят всех чтением произведений Эрнеста Хеммингуэя. Выросший в пробирке, Грюнт попал к Шепард в переносной криогенной камере, что, мягко говоря, не сделало его пробуждение более безопасным. И хотя во время искусственного взросления ему в голову напичкали исторические факты, манеры поведения и прочие важные пункты, которые обязан знать любой уважающий себя кроган, что-то в его поведении выдавало подростковость и незрелую впечатлительность. Особенно когда он вспоминал свои кровавые и жестокие видения, в восторге рассказывая их капитану, и неподдельно расстраивался, когда капитан не разделял его мнения по поводу радости и торжества хорошего боя. Поначалу кроганы, рожденные нормальным путем, презрительно плевались и считали, что пробирочный Грюнт не достоин становиться рядом с ними, но вскоре им пришлось поменять свое мнение (не без влияния Шепард). Когда мы встречаем его в третьей части и видим, что он не только освоился среди своих, но и принял на себя командование мощным отрядом "Аралах", хочется воскликнуть: "Голубоглазый и пластинчатый сынок, как ты вырос! А я тебя еще таким помню, маленьким и беспомощным, выползающим из крио-камеры. Ты еще так нежно на меня взглянул и впечатал в стенку трюма, что сердце до сих пор останавливается! Я так тобой горжусь!"
Мордин Солус.
"Она сказала: "Пожалуйста..."
Вначале я совершенно не понимала, что послужило причиной Призраку добавить этого саларианца в список потенциальных союзников Шепард. Ведь для того, чтобы идти вровень с капитаном, нужно по крайней мере знать, с какой стороны держать пушку. Так что странноватый ученый врач, орудующий своими инструментами в оцепленном "чумном" районе не казался мне опасным вообще. До тех пор, пока не достал пистолет и не продемонстрировал, что прекрасно умеет с ним обращаться. А несколько шрамов на лице говорили о том, что в прошлом ему не раз приходилось оказываться в смертельной опасности.
Теперь я считаю, что Мордин, наверное, один из самых необычных персонажей, которых довелось встретить в этой трилогии. Манера разговора односложная и отрывистая, он крайне редко произносит личные местоимения в свой адрес, однако говорит с той же скоростью, что и думает, так что приходится держать за шкирку свой собственный убегающий мозг и слушать. Несмотря на то, что его можно было взять на миссии и вылазки с риском нарваться на стычку и перестрелку, мне совершенно не хотелось отрывать старого саларианца от своей работы. Ему больше шло безвылазно сидеть в лаборатории и изучать технологии корабля, проводя при этом негромкие диалоги с самим собой и напевая под нос нездоровые песенки про опыты на батарианцах.
В нем я увидела идеального гинеколога/проктолога/уролога и прочих врачей, к которым стыдно ходить практически каждому человеку - просто потому, что он не видит в этом ничего постыдного, все осмотрит, объяснит, и не будет вызывать неловкость своим поведением. Убойно наблюдать, как он без тени юмора и с невозмутимым лицом объясняет капитану, безопасно ли спать с турианцем, принимать ли внутрь (тут даже мне вынесло мозг), и какие позы представляют собой наименьшие травмы для человека. А еще он послал в каюту брошюрку с детальными инструкциями и рисунками. Шепард ему теперь по гроб обязана.
Мордин был тем самым саларианцем, который разработал улучшение для генофага, из-за чего популяция кроганов снизилась донельзя, а количество мертворожденных начало зашкаливать и доводить весь народ до крайней степени отчаяния. По мне, так ученый начал раскаиваться в своем поступке с той самой минуты, когда улучшение вступило в силу, если не раньше. Мордин редко демонстрировал свои переживания по этому поводу, но было ясно, что он исправит свою ошибку сразу же, как только представится возможность. И вскоре шанс появился.
Когда он с трудом удерживался на ногах в башне, которая должна была вот-вот разрушиться, и тратил последние секунды своей жизни на запуск лечения от генофага, то его голос, напевающий все ту же дурацкую песенку, совсем не дрожал. Надеюсь, что Шепард своим прощанием успокоила его и заставила собраться с силами. И когда все было готово, он улыбнулся, словно с его души спал громадный груз. А потом бесследно исчез в огне...
Я думаю, что там, где Мордин сейчас находится, есть и море, и ракушки. Идеальный отдых, о котором он когда-то мечтал.
Лиара Т'Сони.
"Что, если спасения нет, и мы проводим свои последние дни в попытках оттянуть неизбежное?"
Азари, посвятившая большую часть своей жизни изучению протеанской культуры (однако кое-кто обломал все ее труды по этому направлению), впоследствии заполучившая место Серого посредника и в итоге ставшая самым настоящим торговцем информацией. Она единственная призналась Шепард в том, что хотела всегда поддерживать капитана, и потому жалеет, когда у нее не получалось быть рядом. В самой первой игре общение с ней чуть напрягало по той причине "всеядности" азари, так что следовало выбирать выражения, чтобы держать ее на допустимо дружеском расстоянии и при этом не обижать. Однако в последней части, когда уже можно было не бояться, что какую-то небрежно брошенную фразу она может принять слишком близко к сердцу, стало наконец понятно, как Лиара незаменима капитану в качестве друга. Особенно Шепард-женщине. В тех случаях, когда все сопартийцы-мужчины по-свойски толкают капитана в бок, неумело успокаивают и обещают, что все будет хорошо, Лиара просто тихо спрашивает: "У тебя все в порядке?" - и так смотрит в глаза, будто все-все понимает. И каждый раз от этого вопроса становится как-то спокойнее, а в момент прощания в самом конце она не говорит никаких высокопарных слов вперемешку с обещаниями вечной дружбы, а просто молча кладет голову на плечо Шепард. И это как раз то, что можно назвать поддержкой, исходящей от настоящего друга. Никаких громких слов, но при этом прекрасно понимаешь, что он за тебя горой.
Самара.
"Никаких сожалений."
Юстицар (по-русски: "настоящий паладин") возрастом в полтысячи лет, большую часть своей жизни проживший по строгому и жесткому кодексу. Ни одного лишнего движения, ни одного просто так сказанного слова, все лаконично и предельно понятно для окружающих. Легче остановить руками вездеход кроганов, чем уличить ее в каких-либо чувствах, ведь все ее желания и даже личное мнение давным-давно заменил кодекс. И пока никто не переступает ей дорогу, Самара остается верным и полезным союзником капитана. Рядом с ней как-то не совсем комфортно - сама атмосфера вокруг азари постоянно напоминает о том, насколько Самара старше тридцатилетней женщины, и поэтому возникает ощущение, что Шепард совсем еще ребенок, на которого с бесконечным терпением смотрит кто-то до невозможности мудрый.
Лиара как-то призналась капитану, что в чем-то даже завидует человеку. Азари живут до тысячи лет, они могут не торопясь прожить эти годы в трудах, любимых занятиях и постоянных тренировках своего интеллекта. Но при этом не умеют жить одними эмоциями, как люди, потому что азари прекрасно помнят, что им отмерены сотни лет. Если бы можно было приоткрыть бесстрастную маску Самары, надетую во времена посвящения в юстицары, то и на ее настоящем лице появилась бы легкая зависть и желание хоть на секунду перестать сковывать себя древними законами. Хотя это всего лишь мои догадки - настоящей правды мы никогда не узнаем.
А еще у нее самая качественная прорисовка лица с пронзительными глазами. Не столь важно, но хотелось бы это выделить.
Тейн Криос.
"Я буду ждать тебя за морем..."
Грусть-печаль для большей части игроков. Персонаж с тщательно расписанной личностью и историей, словно позаимствованной из какой-то книги, который сразу понравился своим эффектным появлением и умелым срыванием вражеских голов. В семье у него находится уже 20 лет как мертвая жена, и аквамариновый взрослый сынок, с которым еще надо уладить отношения. Несмотря на то, что Тейн во многом располагает к себе своим уравновешенным характером, его философия и молитвы казались мне немного чуждыми, а первый флешбек-приступ заставил подавиться печенькой по ту сторону монитора. Однако он так виртуозно вываливается из вентиляции и начинает раздавать пинки толпе ничего не подозревающих противников, что грех не засмотреться. На моей памяти пошутил только один раз, но это было сказано так метко, что персонаж стал еще более симпатичен.
Синдром Кепраля (иначе говоря, смертельный недостаток кислорода в организме), загрыз его до такой степени, что ни один врач не давал Тейну больше пяти лет оставшейся жизни. К сожалению, это и была причина, почему я не стала подталкивать Шепард к более близким отношениям. Рано или поздно Тейн умрет, и неважно, на ее глазах это произойдет, или на какой-нибудь отдаленной планете, но она при любом раскладе останется одна, чтобы спасать эту проклятущую галактику. Как будто на ее долю пришлось недостаточно мучений и смертей.
Как я ни старалась отдалить себя и капитана от смертельно больного дрелла, но смотреть на эту самую смерть все равно оказалось очень тяжело. Обидно, что если б не один вшивый выходец из Матрицы азиатского происхождения, то Тейн мог бы прожить еще пару лет. Успокаивает, что в последнюю минуту рядом с ним был его сын и Шепард. Ну и еще вызывает гордость тот факт, что наш старый и умирающий дрелл смог смачно навалять какому-то напыщенному корейцу.
С момента смерти Тейна и до самого конца игры я избегала заходить в его пустую каюту.
Явик Троллеанин.
"Я знаю анекдот. Туломорианский шпион проник во вражеский лагерь и говорит ванкшеру: "А я и не знал, что ты умеешь светить парнапами". Я рассказал анекдот до конца... но вообще, я все выдумал. Я издевался над тобой, человек, ведь ты поверишь чему угодно, бугага."
Самая обаятельная язва, которую я только могла встретить в этой галактике. И это совсем не преувеличение, ведь Явик единственный протеанин, чудом выживший в геноциде 50 000 лет назад. Хотя, пообщавшись с ним, возникло ощущение, что все эти записи последних воспоминаний протеанина были фикцией, созданной для того, чтобы мы бросились вскрывать капсулу с ним, не подозревая, что вылезет оттуда отнюдь не добрый единорог. Возможно, Явик так достал своих сородичей, что они силой заколотили его в том гробу и прикопали под забором на окраине, поставив будильник через год, чтобы он потом не нашел дороги обратно. Едкий, обладающий чрезвычайно сильной биотикой и чувством осязания, не называющий никого по имени, расхаживающий с такой физией, будто его совершенно ничего не впечатляет в этом мире, Явик на самом деле преследует только одну цель - отомстить за свой народ. Это вам не младший Учиха, чья месть распространяется исключительно на одну деревню, да и то он пока не придвинулся к осуществлению своего плана ни на йоту - только бродит вокруг и пугает всех своими безумными глазами. При взгляде на него наш протеанин только фыркнет, и спросит, как этот пацан смог запомнить, за какой конец держать катану. Стоит задуматься, каково это - проснуться ничего не понимающим в окружении существ, которые еще вчера были сущими неандертальцами, с трудом подняться на ноги и понять, что ты совершенно не узнаешь свой город, теперь уже скрытый под тоннами земной породы и представляющий собой хрупкие огрызки руин. А та отчаянная борьба, которой протеанин и миллионы таких же как он посвятили целую жизнь, канула в бездну вместе со всеми погибшими. Гадкое чувство, что все было зря, постоянно обжигает его изнутри, так что неудивительно, если он не может и получаса проговорить без желчи. С каждым убитым Жнецом Явик испытывает такое мрачное удовлетворение, что если б все на пару минут отвернулись, то он немедля начал бы отплясывать джигу на трупе. Месть - единственное, что держит его на плаву. Когда со Жнецами будет покончено, он без промедления присоединится к своим умершим сородичам и друзьям.
У этого персонажа самые лучшие реплики, на пару с Гаррусом. Но если последний ехидничает над любой ситуацией для того, чтобы напарники перестали нервничать, то Явик просто спускает злость на каждом и аццки троллит все расы без исключения.
"Азари научились писать?"
"Земноводные выбрались на сушу?" - "Вообще-то саларианцы - рептилии" - "А ведь раньше ели мух..."
"Хочешь сказать, что кроганы раньше ели саларианцев?" - "Гм, в истории эволюции есть некоторые моменты, о которых лучше умолчать."
"Во времена нашей империи ханары еще барахтались в океане."
"Капитан, я не скажу, чем питаюсь, и не просите. Кстати, вы до сих пор разводите рыбок у себя в каюте?"
"Должен признать, люди достаточно продвинулись за последние полсотни тысяч лет... для тех, кто раньше жил в пещерах."
И перекошенное лицо Шепард, выражающее мысль: "Ссскотина неблагодарная!"
Лиара чуть не впала в депрессию, когда узнала Явика получше. Как-то она с радостью сообщила капитану, что протеанин смягчился и даже согласился подумать с ней над названием книги о протеанской культуре. Можно представить, какие варианты он начнет предлагать, просто чтобы вывести ее из себя.
Ни разу не пожалела о том, что установила DLC с этим персонажем. Слегка ядовитый, но во многом надежный союзник, произносящий слова с каким-то африканским акцентом, и обладающий неподражаемой мимикой - остается только удивляться, как Bioware ухитрились придать естественные эмоции этому непривычному лицу с четырьмя глазами.
Гаррус Вакариан.
"Без тебя в галактике ужасно пусто."
Даже безо всяких поползновений Шепард в сторону его чести и достоинства Гаррус был и остается одним из лучших напарников и самых близких друзей за все три игры. В его репликах практически никогда не встретишь банальностей вроде: "Галактика ждет героев, так давайте же пойдем навстречу славе", - или: "Шепард, ты великий человек, и твою историю будут знать и помнить целые поколения". Вместо этого он метко проедется насчет морозильной камеры: "Если все станет совсем плохо, то заморозим тебя на 50 000 лет. Проснешься отдохнувшей и сразу за дело, глядишь, что и получится", - и выразит свое отношение к закону и доблести таким образом: "Всегда хотел залезть на крышу Президиума, но это было запрещено 30-ю статьями. Теперь же мне просто плевать, так что давай стрелять по баночкам из снайперской винтовки". А в перерывах между так называемыми "героическими подвигами" не сотрясает воздух похвалой и просьбой продолжать в том же духе, а без обиняков выталкивает полудохлого капитана спать и отдыхать. При этом обещает присмотреть, как бы от корабля не отвалилось чего в полете.
Хотелось бы отметить встречу с ним во второй части. Когда все преступные организации начинали ненавидяще шипеть и исторгать ругательства при малейшем упоминании Архангела, то даже самый недалекий игрок начнет узнавать в поведении местного Бэтмена что-то знакомое. А услышав, что этот самый Архангел вот уже несколько дней в одиночку сдерживает три крупные банды, засев в доме с одной-единственной снайперкой, то где-то внутри начинает раздуваться непомерное чувство гордости.
Когда нам все-таки удается пробраться в здание и с распростертыми объятиями встретить Гарруса во всеоружии, он только изможденно усмехнется и скажет: "Шепард... я думал, ты умерла". Перевод этой приветственной фразы таков: "Шепард, я был в шоке, когда узнал, что ты вылетела в открытый космос в неизвестном направлении и сгорела в атмосфере ближайшей планеты. Битых два года я топил горе в стакане, гробил наскоро собранную команду наемников, и совершенно не знал, чем заняться. Я, конечно, рад тебя видеть, но, как ты могла заметить, оброс мелкими неприятностями и смертельно устал, так что надо поскорее закончить с этими придурками и лечь спать на целые сутки. И пожалуйста, не умирай опять. Я хотел бы увидеть тебя снова, когда проснусь."
Романтика с ним, это вообще отдельная тема - поначалу неловкая и какая-то вынужденная, но почти во всех аспектах юморная, и в третьей части превратившаяся в действительно красивые отношения. Любо-дорого смотреть, как Шепард с пошленькой улыбочкой предлагает ему всякие-разные развлечения в своей каюте, а он от неожиданности тушуется, в панике ищет нужные слова и думает о том, не проще ли вылететь в открытый космос без скафандра. Хотя он отнесся к этому предложению со всей серьезностью, но понервничал тогда знатно. И несмотря на то, что Гаррус всячески намекает на довольно паршивое умение охаживать дамочек, на протяжении всей последней части игры его забота (как друга и даже больше) поддерживала Шепард сильнее, чем помощь всей команды. Так что теперь мы знаем, что самый обходительный и внимательный мужчина, это тот, который регулярно смотрит людское порно, читает психологические статьи о людских отношениях, зовет на крышу президиума пострелять по банкам, и вообще является турианцем. Короче говоря, его не существует.
Могу написать об этом персонаже еще столько же текста, что и выше, но не буду перегибать палку. Я перегну ее, когда начну писать про концовку.
Просто скажу, что никогда не хотела на его роль никого другого. Уж он-то позаботился о том, чтобы никто не смог его превзойти.
Тали'Зора вас Нормандия.
"Каждый раз, когда ты прикасаешься рукой к цветку и вдыхаешь его аромат, то делаешь то, чего я Не могу."
Молодой техник, благодаря которой трагедия ее народа стала восприниматься более чем остро. Почти 300 лет назад сконструированные ими же геты выгнали всех кварианцев с родной планеты и обрекли их на бесконечную кочевую жизнь в космосе, благо внушительный кварианский флот это позволял. Хотя это еще надо разобраться, кто к кому враждебно относился - геты к кварианцам, или же наоборот. Фанат гаек и винтиков, Тали все три игры слонялась по машинному отделению, желательно поближе к центральному ядру, и всячески помогала тамошним техникам. Для меня она всегда будет впечатлительной, говорливой девушкой с воровскими повадками, едва достигшей двадцати лет. Достаточно переживаний доставлял ее скафандр - кварианцы не способы выдержать и недели проживания на любой планете кроме своей (да и этот вариант сейчас может не прокатить). Воздух они вдыхают через респираторы, к предметам прикасаются через перчатки, а еду и воду приходится обеззараживать перед употреблением. Если же Тали заработает хоть одну прореху в этом скафандре, то без моментальной медицинской помощи может словить лихорадку, грипп, цистит и прочие прелести отсутствия иммунитета. Так что от одной неудачной царапины, кварианцы, бывает, лечатся неделями.
Тем не менее, Тали стала относиться более лояльно к проблеме с гетами, не иначе как после влияния Шепард (опять и снова и еще раз). Она была одной из немногих влиятельных персон, которые придерживались мнения, что вместо тотального уничтожения своих творений следует разобраться в проблеме как следует, и если будет такая возможность, то решить все мирным путем. Шепард это удалось, однако без жертв не обошлось. И это лишает меня всякой радости.
Легион.
"Does this unit have a soul?"
Отбившийся от своих гет, залатавший дыру в своем корпусе куском брони капитана. Он отвечает на все вопросы кроме одного: почему он, черт возьми, залатал дыру броней Шепард? Одно это уже было весомой причиной, чтобы проникнуться симпатией к Легиону. Робот, излагающий свои мысли достаточно сложным языком, и выражающий эмоции с помощью одной лампочки и нескольких подвижных пластин, временами выглядит и ведет себя настолько непосредственно и трогательно, что мне постоянно хотелось домой такого же. Именно он открыл и даже детально показал капитану истинную причину, из-за которой триста лет назад кварианцы ни с того ни с чего похватались за оружие и начали в спешке уничтожать всех функционирующих гетов. Не зря я подозревала, что тут не все так просто - преданные и услужливые роботы, которым в сам механизм было заложено защищать своих создателей, не могли вот просто так поменять свое мнение и изгнать их с планеты. А началось все с одного-единственного вопроса, который теперь постоянно вызывает у меня желание разреветься (да и не у меня одной, полагаю). Услышав подобное, кварианцы приняли неверные выводы насчет намерений гетов и немедленно начали предотвращать мнимое восстание. Спокойно смотреть, как недоумевали и терялись роботы, когда их отключали и истребляли без возможности восстановления, было невозможно. Постоянно стоял комок в горле.
"Эта платформа не понимает, что враждебного было в ее действиях. Пожалуйста, объясните причину" - с явственным волнением и страхом в механическом голосе повторял гет, когда двое механиков уже вот-вот собирались его отключить.
"Создатель Мегара, мы не понимаем, почему на нас нападают. Если все дело в неправильной функциональности, то ради вашей безопасности этой платформе следует сдаться и позволить себя отключить..." - вспышка, грохот, и поврежденный робот поднимается и растерянно ищет отброшенную взрывом мертвую кварианку, которая пыталась его защитить.
Когда прошел первый шок от происходящего, у гетов перегорела система гуманизма и они начали обороняться, да так успешно, что кварианцам пришлось покинуть планету, избегая ответного сопротивления. Прошла не одна сотня лет, и теперь о произошедшем помнят лишь единицы, обладающие компьютерной памятью.
Путем вымораживающего сбора военных сил, прохождения побочных заданий и облета всех систем без исключения, мне удалось помирить гетов и кварианцев. И все равно, даже разрешив трехсотлетний военный конфликт, мне кажется, что жизнь Легиона - слишком большая цена за этот дурацкий союз. Если б можно было уберечь его, я бы прибавила все усилия, начав игру в третий раз и теперь уже сделав все как надо. Однако нет никакой возможности спасти полюбившегося синтетика. И долгожданное возвращение измучившихся кварианцев на свою родную планету не принесло мне практически ничего, кроме усталости и опустошения. Ведь у Легиона была душа, равноценная всем кварианским жизням, и я бы все отдала за право хоть какого-то выбора.
И помимо этих персонажей в игре существует и живет еще множество других, не менее интересных и впечатляющих. Сообразительная (особенно для синтетика) СУЗИ, изредка будоражащая сознание своими антигуманными шуточками, и умиляющая своим отнюдь не искусственным отношением к пилоту корабля. Сам пилот Нормандии, Джокер (Джефф Моро) - инвалид, страдающий врожденной хрупкостью костей, но от этого не менее добродушный, остроумный и относящийся с юмором ко всему и вся. Раздражающе опасный Кай Ленг, который вставляет нам в колеса огромные палки на протяжении всей игры, и обладающий, чего греха таить, довольно красивым голосом. Призрак, всегда одетый с иголочки и в общем-то умный человек, но увы, подпавший под влияние Жнецов и из-за них погибший. Урднот Бакара, отважная женщина-кроган, которая на своем примере показала нам, что надо всегда надеяться на завтрашний день. И конечно, адмирал Андерсон, который все время нас поддерживал и давал советы, словно Шепард являлась его ребенком, которым стоит гордиться. Каждый заслуживает упоминания о себе, но боюсь, что не смогу вспомнить всех поименно.
5. Концовка Масс Эффекта и выводы.
Знаете, я могу многое стерпеть по мере прохождения действительно хорошей игры. Некоторое наличие утомительных и однообразных разговоров, отсутствие инвентаря в партийной RPG-игре (не могу теперь наряжать кроганов в розовые скафандры, вот так печаль), линейность миссий, где нас водят от пункта А в пункт Б, бессмысленные побочные квесты, смерть действительно хороших персонажей, которая каждый раз меня без ножа резала, и даже призрачного лилипута, который втирал нам какую-то ересь последние 10 минут игрового времени. Однако смерть капитана Шепарда - это то, с чем смириться ну никак не получается. И не говорите мне про те варианты концовок, где игроку, ошалевшему от такой наглости разработчиков, подсовывают чье-то обугленное туловище с жетоном N7, делающее судорожный полувдох. Этого Недостаточно, и это вообще никого не обрадует, ведь продолжения к игре уже не предвидится, а значит и полувдох останется загадкой для нас, открытым вопросом. "Лелуш жив!" - чтоб вас всех. Откуда мы вообще знаем, что это был именно полувдох? Может, после смерти все мышцы расслабились, а заодно и легкие выпустили наружу остаток воздуха. Мысль, конечно, замороченная, но все могут думать, как хотят. Кто читал Поттера, вспоминаем смерть одного из близнецов Уизли. Какие ощущеньица были? Словно ты прочел нечто абсолютно неправильное, нечестное и не укладывающееся в голове.
Есть смерть лиричная, пафосная, подытоживающая, завершающая общий сюжет, как долгожданная длинная деталька в тетрисе. Я готова принять тот факт, что за последнюю игру безбожно перебили не менее четырех хороших и дорогих мне персонажей, потому что это Не выбивалось из общей картины. Тейн умирал от болезни, Мордин расплачивался за ошибку, Легион пожертвовал собой ради того, чтобы геты и кварианцы больше не гонялись друг за другом с вилами. Даже адмирал Андерсон умер хоть и незаслуженно, но это не вызывало дикого возмущения, ведь сцена была настолько красивой и печальной, что ты глубоко внутри понимаешь - так было нужно. Грустно, больно, обидно до слез, но необходимо - жили мы не этими персонажами, мы направляли именно Шепарда, и с самого начала было понятно, что капитану придется перешагивать через тела своих же союзников, чтобы добраться до своей конечной цели. Необходимая цена победы, которую нам толком и не показали.
Почему бы не сделать как в Звездных войнах - злодеи повержены, и все пляшут и смеются, а Хан Соло смотрит на принцессу Лею и втайне подумывает о детишках. Неужели надо было жертвовать самим капитаном ради того, чтобы логично завершить трилогию? Вся эта роль героя-спасителя, возложенная на его сведенные судорогой плечи, столько раз колола, резала и кромсала своими острыми краями, что он уже давным-давно заплатил цену за свою победу и жизнь. Гибель союзников, потеря Тессии, сожжение Палавена, почти полностью разрушенная Земля, даже смерть мальчика в самом начале - все это градом валилось именно на голову Шепарда, а ему приходилось упрямо топать вперед, не замечая, что каждая мучительная неудача терзает его гораздо сильнее, чем других. Что разработчикам еще нужно было, чтобы, наконец, отстать от него?
Но я лучше оборву себя на середине ругательства, и попробую внятно объяснить всю проблему концовки, а так же то, как можно было ее исправить. А говорю я о психологических отличиях между мужчиной и женщиной. Развяжу войну полов, так сказать.
Почему Шепард-мужчина должен спасти галактику? Ради мира во всем мире, ясное дело. Ради того, чтобы на улицах можно было пройтись, не споткнувшись о чей-нибудь труп. Ради того, чтобы люди жили спокойно и не тряслись каждый раз, когда солнце закрывает какое-нибудь особо хмурое облако. Ради того, чтобы его любимая находилась в безопасности, и чтобы ей ничего не грозило. И если это означает, что Шепард-мужчина должен погибнуть, то он так и сделает. И не потому, что он одноклеточный организм, который, как стопроцентный военный дуб, делает все, что ему скажут. А потому что он свято верит, что за все это стоит умереть. Вполне возможно, что девушка будет рвать на себе волосы от горя и раздирать лицо ногтями - но зато с этого момента она находится в безопасности. Они отдадут жизнь ради вот такого вот "спасения" любимого человека, и это одна из тех причин, почему мы никогда не сможем понять мужчин с их безрассудным и недальновидным героизмом.
А теперь почему Шепард-женщина должна спасти галактику? Потому что из-за этих сволочных Жнецов сгорела кухня, месть! Простите.
Потому что гибнут дети, а оставшиеся в живых вырастают со сломанной душой и исковерканным сознанием. Потому что женщина не может смотреть на весь этот ужас, знать, что она единственная может докопаться до победы, и при этом бездействовать. Потому что ей есть ради кого двигаться вперед, и есть ради кого возвращаться. Там, где мужчина шагнет вперед и счастливо издохнет, женщина в лепешку разобьется, но вернется к любимому. Там, где мужчина заслоняет собой, женщина стремится уберечь. И не потому, что она такая заносчивая тварь, любит, чтобы все были у нее в долгу и на этом основании без перерыва кем-то командовать. А потому что ни на минуту не забывает о том, Как она нужна ему. И у нее не хватает смелости представить, что с ним произойдет, если она погибнет.
Вот и все, что следовало знать разработчикам. Мужчина и женщина не могут во всех аспектах поступать одинаково, потому что у них даже мозги работают в противоположных направлениях. Шепард просили возвратиться живой, якорь мне в глотку, и не кто-то там, а именно Гаррус. И если мужчина не сдержит обещание и погибнет, то все поплачут и скажут, что он герой, а его избранница закусит губу и поклянется стать счастливой всем назло (в то время, как мужчины в той же ситуации могут загнать себя в гроб циррозом печени). А если обещание не сдержит женщина, то это просто подло и не укладывается в голове, ведь в реальной жизни мы остервенело расправляемся с проблемами, потому что нам это надоело, и хочется просто спокойной жизни. Как она могла так поступить с тем, кого любит, она женщина или где? Он же обещал усыновить кроганчиков...
По мне, так все шло хорошо ровно до слов: "Горн не стреляет!". И идеальную концовку можно было лепить именно с этого момента.
Израненные и на последнем издыхании, Шепард с Андерсоном устало глядят в огромный иллюминатор на Землю, окруженную кораблями, словно роем насекомых. Отпускают пару шуточек по поводу лучших мест, потом Андерсон говорит, что Шепард молодец, и он всегда-всегда гордился ею. Выдает последний тяжелый вздох и его голова падает на грудь, глаза закрывает козырек кепки. Шепард долго смотрит на него, и потом сама сползает на пол, потеряв сознание. В этот момент Горн, мать его, стреляет! Испускает огромный серо-буро-малиновый луч света, который прокатится по всей галактике и дальше, а все Жнецы попадают/повиснут в космосе безжизненными консервами. Мир, дружба, жвачка. Все пляшут и смеются, а Хан Соло... ну, да ладно. Шепард приходит в себя в больнице на Цитадели, а Гаррус замечает это аж из коридора и вламывается в палату, бесцеремонно оборвав свой разговор с дежурным врачом. Потом он просто подходит к койке и берет ее за руку. Никаких слов или переглядываний, нам достаточно знать, что они оба в порядке.
Дальше можно пойти по накатанной дорожке и листать нам слайды под музыку, с ползущими сбоку титрами. Кроганы плодятся и вынашивают план по захвату галактики во имя мести, кварианцы режутся с гетами в покер, люди разбирают Жнецов на металлолом, азари фотографируются на фоне Биг Бена. Можно поочередно продемонстрировать, чем занимается тот или иной член отряда, куда они все разбежались и как у них дела. А последним делом показать пляж, по которому бредут две далекие фигурки (при желании пририсовать кроганчиков). И когда титры уже доползли до края экрана, а последний слайд погас, можно подарить самым усидчивым геймерам пасхалку в пару минут, где какая-то колония отбивается от очередных инопланетных захватчиков, которых даже не покажут близко, нагоняя таинственную атмосферу. Камера эффектно улетает в космос, и в этот момент в тишине раздается голос Шепард, чуть искаженный помехами переговорного устройства: "Говорит капитан Шепард с Нормандии. Мы скоро будем на месте и поможем вам, держитесь". Вспышка света и на орбите планеты возникает Нормандия, которая немедленно идет на посадку, эпичненько звучит главная тема игры... Ведь мы все прекрасно знаем, из какого теста слеплен наш капитан. Пройдет пара лет безмятежного отдыха, и он не успеет оглянуться, как сменит плавки на военную форму, а гамак на капитанский мостик. А Гаррус посмотрит на ее вытянутую по струнке спину, выдаст ироничный смешок и отправится калибровать свои залапанные пушки, напоследок бросив: "Прямо как в старые времена. Да, Шепард?".
Неужели было сложно сделать так, как я предложила?! Но нет, надо было обязательно намутить бочку вселенской печали и разрушить все надежды на хорошее и спокойное окончание трилогии. Я знаю, что, возможно, описанная мной концовка покажется кому-то скучной, сопливой и розовой. Но мы же прошли целых три отнюдь не коротких игры, не единожды надрывались в перестрелках, терпели неодобрительное отношение некоторых сопартийцев, и чуть ежика не родили, пока набирали армию для войны со Жнецами. Мне кажется, что розовая, сопливая и скучная в своей доброте концовка - именно то, что мы заслужили своими страданиями. Настоящий подарок для игрока - когда он, пройдя эту игру, смог бы откинуться в кресле, устало вытянуть ноги и полюбоваться на финал, в котором черным по белому будет написано: "Вы молодец, и только благодаря вашему труду у нас все хорошо. Мы счастливы, спасибо вам. Действительно спасибо".
6. Итоги.
Время разделилось на то, что было до Масс Эффекта в игровой индустрии, и то, что будет после. Не знаю, будет ли так спустя 10 лет, но сейчас у всех именно эта игра является примером качества и продуманности. Концовка уничтожает нервы и вызывает желание выцарапать себе гланды, но разве в ней все дело? Если бы смысл каждой книги/фильма/аниме был в концовке, то никто бы не брал в расчет Код Гиасс и Тетрадь Смерти (простите, что привожу в пример такие банальности) - концовки в них не ахти, но остальное содержание выше всяких похвал. Для любителей классики можно привести финал Трех Мушкетеров, где всех главных героев в срочном порядке угрохали, а по Д"артаньяну разрядили из пушки. Так и с Масс Эффектом - кому нужны эти Горны, призрачные злобные карлики и прочая бредовая околесица, навороченная в финале? За то, чтобы стать частью этой шикарной вселенной и узнать получше всех этих людей, упомянутых мной выше, увидеть действительно завораживающие сцены и проникнуться этой неповторимой, цепляющей за живое музыкой. Вот за что стоит поиграть. А концовку можно и самому придумать, как некоторые и делают...