Аннотация: Общий взгляд на состояние русской фантастики.
Немного о своих впечатлениях и реалиях русской фантастики.
С начала 90-х годов рынок фантастики переживал буквально бум своего развития. Из ниоткуда возникали целые плеяды писателей-фантастов, которых в советские времена не очень то активно и издавали. Тиражи не десятками, а сотнями тысяч подтверждали интерес народа к новому нарождающемуся направлению - русской фантастике. Но по мере развития интернета, насыщения народа персональными компьютерами и серией серьезнейших кризисов в экономике, рынок русской фантастики выпускаемой в бумаге был существенно подорван. Учитывая пониженную покупательскую способность потенциальных потребителей литературы, тиражи упали, а соответственно упала прибыль издательств и гонорары авторов. Особую настороженность вызывают электронные библиотеки, которые организационно расположены вне юрисдикции российского правосудия.
Отдельная тема это писатели ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, в которых традиционно сохранились пророссийские настроения.
В таких условиях само существования русской фантастики ставится под угрозу. Но, тем не менее, энтузиасты пишут книги, пытаются издаться, буквально забрасывая издательство своими рукописями. К сожалению, немногим это удается. Система отбора литературы особенно из новых, нераскрученных авторов, далека от совершенства. В таких условиях издательства сильно рискуют пытаясь отыскать новые имена. В 90% случаях такие попытки неудачны по многим причинам: отсутствие соответствующей рекламы, некачественное оформление обложки и низкопробная бумага. Только редким счастливчикам типа Конюшевского и Конторовича, удается на волне интереса проскочить порог в 50 тысяч экземпляров за короткий срок и перейти в категорию коммерческих авторов, к которым складывается совершенно иное отношение. Это выражается в первоочередных выплатах гонораров, больших стартовых тиражах, лучших художников с которыми в любом издательстве проблемы и главное в заинтересованности руководства издательства в сотрудничестве.
Сталкиваясь по работе со многими и молодыми, и именитыми авторами, так или иначе, начинаешь по-другому смотреть на внутренние механизмы, благодаря которым на книжных рынках и в магазинах появляются в бумаге новые произведения.
Особый интерес вызывают писательские войны. За внешней яростной бойней разворачивающейся в кулуарах издательств и на просторах интернета идут жестокие сражения за тиражи, за рэйтинги и за покупателя, который готов не покупать буханку хлеба, а тратить деньги на печатную продукцию. Как показывает практика, количество таких людей не так уж и велико, поэтому со временем стычки становятся все ожесточеннее. Все это можно наблюдать в комментариях на страницах авторов самиздата, на форуме Леши Махрова "В вихре времен", Литературном островке, форуме Лениздата и т.д.
Со стороны читателей все это выглядит некрасиво и отталкивающе, а мне, как человеку, знающему всю подоплеку, смешно и обидно за то, куда катится любимая мною с детства советская, а потом и русская фантастика.