Семидесятипятилетняя дама, настолько во всех отношениях благополучная и порядочная, что имени ее в связи с этой историей называть не станем, давным-давно, так давно, что страшно вспомнить, развелась с мужем по причинам, которые также перечислять не стоит. Как это часто бывает, мужу было сказано: "Ах, в таком случае дочери ты не увидишь!" и он ее таки не увидел, тем более, что жили разведенные супруги очень далеко друг от друга. Ребенок вышел замуж и родил внуков, но кровная месть у некоторых наших людей бывает устойчивей кавказской или сицилианской, по каковой причине внукам тоже запрещено встречаться с дедушкой.
Первопричина конфликта осталась где-то далеко позади, и все уже давно живут в одном израильском городе, в двадцати минутах езды друг от друга, и вышеупомянутые супруги давно состарились, и на свет появилось уже четвертое поколение (правнуки), а гадкий и противный бывший муж превратился в престарелого прадеда, но запрет остается в силе, и разрубить этот Гордиев узел невозможно никаким топором.
Читателю могло показаться, что он попал в дремучий лес, где обитают необразованные и дурно воспитанные люди. Вовсе не так, а как раз наоборот. Мы имеем дело с людьми, имеющими высшее образование: юриспруденция, медицина и другие высокие науки и профессии.
Однако в том-то и дело, что ни наше прекрасное образование, ни законы тамошней и здешней стран, включая оба семейных кодекса, ни даже блестяще составленный неизвестно для кого "Моральный кодекс строителей коммунизма" взаимоотношений между членами семьи не определяют. В этих прекрасных текстах описаны имущественные отношения, правила усыновления и тому подобные полезные вещи, но о том, что сын обязан с уважением относиться к отцу (матери), причем, без вопроса о том, хорош ли отец и заслуживает ли он хорошего к нему (к ней) отношения, или, будучи нехорошим с точки зрения общественной морали человеком, он (она) теплого к себе отношения не заслужил (ла).
Как быть, если папа сидит в тюрьме за антиобщественное поведение (грабеж, убийство, словом, как в кино), а мама проститутка и алкоголичка с довоенным стажем? Обязаны ли дети оказывать знаки внимания, навещать, приносить передачки и поздравлять открыткой с днем рождения? Юрист пожмет плечами, а моралист поставит многоточие, потому что ни правила, ни закона на этот случай не существует, а существует частное мнение, что да, конечно, обязаны или нет, ни в коем случае.
А как быть, если отец осужден несправедливо, а мать страдает не алкоголизмом, а болезнью Альцгаймера и мочится посреди улицы? Мне очень жаль, но наше образование и наша так называемая "интеллигентность" нам не помощники, ибо все, что вы можете сказать будет сводиться к формулам типа: если вы порядочный человек и если у вас есть сердце, то ни от папы, ни от мамы, ни от дедушки, не говоря уже о прадедушке, вы ни при каких обстоятельствах не отвернетесь". Это вы так думаете, а ваша соседка? У нее свое мнение? Хотя она тоже интеллигентна.
А если я вашу "интеллигентность", ввиду отсутствия обязывающего устава интеллигентности, понимаю иначе? У меня моя логика и мой смысл, который я тоже считаю здравым.
Талмуд предлагает такую задачку: мама состарилась и так ослабела, что не в силах влезть на высокую кровать. Как должен поступить сын? Сказано: стать на четвереньки возле кровати и послужить маме ступенькой. Другая душещипательная задача: сын присутствует на высоком собрании в обществе глубокоуважаемых (В наше время чаще говорят: нужных) людей. Входит мама (Возможно у нее Альцгаймер), снимает ботинок и бьет сыночка по физиономии. Ботинок падает на пол, а у сына - кровь из носа. Жуткая сцена, но мы с вами насмотрелись вещей и похуже. Как быть? Ответ мудрецов: сын обязан нагнуться, поднять и протянуть ботинок маме. Чтобы ей не пришлось нагибаться.
Если не принимать в расчет ничтожное меньшинство израильтян, все остальные граждане государства, правой и левой ориентации, то есть от МЕРЕЦа до МАФДАЛя и партии Либермана, предпочитают "сохранить еврейский, национальный характер государства" и видят опасность в том, что арабы победят нас быстротой роста населения. Это все так и есть, но беда в том, что наш национальный характер, а с ним и национальный характер страны, разрушается не столько извне, сколько изнутри. Мы не отдаем себе отчета в том, из чего состоит наш национальный характер. Что такое национальный характер? Собственно, от еврейства мы храним разве что название.
Прежде я думал, что иметь национальный характер, это значит поступать так, как принято у нас, а не так, как принято у них, а в Израиле я на каждом шагу слышу, что поступать следует так, как принято где-то там, по ту сторону моря.
Еврейский национальный характер, своеобразие еврейских семейных связей вокруг всемирно известной "идыше мамэ", весь комплекс взаимоотношений между евреями в еврейской среде складывались на основе законов Торы и их раввинических и талмудических интерпретаций. Эти традиции, хотя и религиозного происхождения, не являются сугубо религиозными. Это законы и правила, на базе которых формировался наш национальный характер и система взаимоотношений между нашими давними и совсем еще недавними предками.
Если бы вышеупомянутая пожилая дама дополнила свое юридическое образование хотя бы общими представлениями о духе и содержании того, что изложено по данному вопросу в книгах наших мудрецов, если бы она, как это на протяжении тысячелетий водилось у наших предков, снизошла бы до консультации у специалиста по еврейской национальной премудрости, то она знала бы, что, разрывая цепь поколений и внушая дочери и внукам ненависть к своему бывшему мужу, она совершает антинациональный поступок. Общество, другие родственники должны были указать ей на безнравственность ее поступка, создающего опасный прецедент, и мы не знаем, в каком поколении он, скорее всего, будет повторен.
Описываемый случай не единичен. К сожалению, брошенные детьми и внуками старики гораздо чаще бывают среди ашкеназов. Возможно, такое случается и среди афро-азиатских евреев тоже, но мне такое не встречалось. Чем сильнее традиция, тем крепче семейные связи и чувство долга по отношению к родителям. У афро-азиатских и сефардских евреев еще хранят традицию. У нас к ней относятся свысока, как к пережитку.
Пожилые люди, входя в автобус, видят табличку: "Мипней сейва такум". Табличка прикреплена напротив сидений в передней части автобуса, и наши люди знают, что это напоминание сидящему на этом месте оболтусу, что при входе старика он должен уступить ему место. Однако же фраза не придумана работниками компании ЭГГЕД, а взята из Талмуда. Я не слышал, чтобы слово ???? в смысле "старый человек" употреблялось в современном иврите. Это выражение талмудическое, и оно вытекает из пятой заповеди: "Почитай отца и мать". Собственно, ???? относится к седовласому человеку, которому перевалило за семьдесят.
Ни о каких исключениях, позволяющих "ло лакум", как в прямом смысле, так и, понимая расширительно, в других значениях, перед представителем предыдущего поколения, не говорится.
А что будет, если не встать? А что если отказать отцу или матери в элементарном уважении, не навещать, не быть в готовности прийти на помощь?... - Интересный вопрос, но не похоже, чтобы наши предки, еврейский национальный характер которых господствовал в штетлах и гетто, этот вопрос задавали своим раввинам. Это было нельзя, потому что у нас такое не принято, и в толстых книгах реб Хэскеля написано, почему так. Они не заботились о сохраении национального характера, потому что он у них был. Не было среди нас таких, которые не знали бы, что в "Шулхан арух" записано: все добрые дела совершаются в первую очередь по отношению к папе и маме, после чего - по отношению к другим родственникам, а на третьем месте - будь добр по отношению ко всем остальным. В то золотое время, когда "Шулхан арух" еще был настольной книгой каждого еврея, это золотое правило было железным, и никакой идыше маме не пришло бы в голову сказать внуку: твой дедушка "а шлехтер йид", ты к нему не ходи, а если о чем-нибудь попросит, не делай. Чтобы к этому прийти нужно было закончить ВУЗ.
Семейные связи и в целом национальные обычаи выплескивались, по мере того, как мы выплескивали из своей жизни религию, полагая ее грязной водой.
Приводимый здесь пример я бы отнес к числу наиболее уродливых, когда люди переходят границы не только национальных, но любых, принятых у христиан и мусульман тоже, обычаев и правил. Я лишь попытался привлечь читателя к тому неприятному факту, что образованность у людей нашего круга вовсе не ведет к моральному возвышению, и даже наоборот: мы все больше погружаемся в трясину вседозволенности. Каждый ориентирует свои поступки на собственный здравый смысл, на чувства обиды или удовлетворения, на собственное "я так считаю". Такой подход может удовлетворить чьи-то амбиции, но на этом мы не построим общест во, которое потом вправе будем назвать своим.