Аннотация: Интервью подготовлено в рамках проекта "Культурная карта Луганска": http://tisk.org.ua/?p=19037
Интервью Павла Морозова Порталу культуры "Давление света")
__________
В то время, когда в театральной среде активно обсуждается тема жизнеспособности и востребованности репертуарных театров, Луганский областной русский драматический театр им. П.Б. Луспекаева начал новый сезон тремя яркими премьерами - очень смелыми, и, по-своему, знаковыми. О своем видении миссии театра, молодом поколении актеров и театральном искусстве "эпохи нечитающего поколения" рассказал в интервью Павел Морозов, ведущий на сегодняшний день мастер сцены Русского драматического театра, исполнитель главной роли в спектакле "Маска-рад".
__________
ДС - Каждый год своими премьерами театр дает понять зрителю свое видение времени и главных проблем человека. Расскажите о премьерах нового сезона в вашем театре.
ПМ - В новом сезоне Русский театр подарил луганчанам три премьеры: зрителю предложили современный взгляд на творчество Лермонтова, Шекспира и Эрдмана. Все три спектакля, на мой взгляд, можно считать знаковыми.
"Маскарад" в постановке Алексея Кравчука - это своего рода попытка прочесть классический сюжет через современную пластику и метафору. Не мне судить о самом спектакле - я был внутри него, но работалось в этой эстетике очень интересно, не смотря на запредельное репетиционное напряжение.
Работая над международным проектом "Репетируем Ричарда" в постановке Сергея Остренко и Marie de La Gu;ronni;re наши актеры смогли через углубленные психофизические тренинги прикоснуться к живому современному европейскому театру. Это бесценный опыт для нашей труппы - играть на одной сцене с актрисой, которая прошла школу в Театре великого мима Марселя Марсо - небывалая удача и большая честь. Для тех, кто следит за тенденциями в мировом театре, эта премьера была подарком судьбы. Зрительские оценки разошлись полярно - от "гениально" до "непонятно" и это право зрителя.
"Самоубийца" в постановке гл. режиссера Олега Александрова - это отдельный разговор. Пьеса коварная, со многими подводными камнями, и "победить" ее современным режиссерам с каждым днем все труднее и труднее (умерла эпоха социализма, а вместе с ней идеологическая острота и социальный юмор пьесы). Но Олег Александров не просто "победил" этот сложный материал, он, не осовременивая пьесу, придал ей фантасмагорическое, фарсовое и одновременно трогательное звучание (щемящая жалость и любовь к современному маленькому человеку большая редкость сегодня у режиссеров). И это сработало - спектакль получился очень живым, грустно-смешным и современным. Отмечу, что режиссер в "Самоубийце" собрал практически всю труппу, и я вместе с молодыми артистами с огромным удовольствием наблюдал, как репетируют и играют наши корифеи - дорогого стоит этот опыт.
ДС - Кто ваш сегодняшний зритель?
ПМ - Сегодня луганский зритель разный: от женщины в норковой шубе в первом ряду, жующей копченую рыбу из промасленного бумажного пакета (реальный персонаж), до тринадцатилетнего подростка-инвалида, которого мать водит на все взрослые премьеры - сам он ходить не может (тоже реальный человек). Иногда, конечно, в зале попадаются люди, которым вообще трудно подобрать определение, но в основе своей зритель сегодня смешливый на комедиях, думающий и сопереживающий на драмах, все еще способный верить в "нас возвышающий обман", культурный и, несмотря на "происки" масс-культуры и шоу-бизнеса, все еще читающий, и я в него верю.
ДС - В Луганске, как ни в одном другом городе Украины, нет афиш спектаклей и репертуара местных театров - всюду только информация о гастролях. Почему так?
ПМ - Все достаточно просто, на мой взгляд: гастрольную деятельность сегодня может осилить только частный бизнес. Реклама стоит денег, а у государственных театров просто нет таких бюджетных возможностей. Хотя в идеальном смысле, самая хорошая реклама - это интересная статья о премьере. А часто ли можно встретить компетентную яркую статью о Луганских театрах? Увы... Зато пересказов сюжета - сколько угодно, хотя любой театровед знает, что пересказывать сюжет дело самое последнее и не царское. А вот передать свое особое авторское ощущение от прекрасного спектакля, увлечь читателя игрой своей фантазии, интеллекта и своего сердца, чтобы он поверил вам, и пришел в театр, и не обманулся, - это высший пилотаж театрального критика. Кстати, ругать спектакли в прессе - это уж совсем запрещенный прием у искусствоведов: зритель сам "не дурак" и просто "проголосует ногами", как любит говорить Олег Александров.
ДС - Ваш взгляд на современный драматический театр, на молодое поколение актеров?
ПМ - Современный театр переживает, на мой взгляд, взлет на фоне падения, и, пожалуй, в этом состоянии он пребывает далеко не в первый раз. С одной стороны появились новые яркие имена в режиссуре, с другой - их катастрофически мало. Ежегодно в драматургических конкурсах участвуют тысячи драматургов, а театры продолжают жаловаться, что нет хороших современных пьес. Количество Вузов, дающих актерское образование, увеличилось, а количество новых актерских имен неизменно в минусе.
К сожалению, все театральные педагоги констатируют неутешительный факт: платная доступность театрального образования снизила конкурсную планку абитуриентов. Отсюда возникает проблема трудоустройства по профессии у некоторых выпускников-актеров. Плюс общая болезнь современности - "черная эпоха нечитающего поколения". Если даже завкафедрой одного из Санкт-Петербургских филфаков во всеуслышание посетовал, что студенты-филологи не читают литературу в оригинале, а пользуются кратким пересказом содержания, то становится несколько страшно. Нечитающий актер - это нонсенс, но все, похоже, идет именно к этому. Но, на счастье, на любом актерском курсе всегда найдется пара-тройка приятных исключений, и театры пристально присматриваются к ним начиная с третьего-четвертого курса.
В ЛАОРДТ им. П.Б.Луспекаева в настоящее время сложилась крепкая команда молодых артистов, большинство которых выпускники ЛГИКИ (ныне ЛГАКИ). За последние годы они выросли и вошли в хорошую профессиональную форму. Это радует, и я вместе с луганским зрителем с удовольствием отмечаю серии удач своих молодых коллег.
ДС - Какой актер в целом нужен сегодняшнему зрителю?
ПМ - Актер сегодня должен быть более универсальным и синтетическим, чем, скажем 20-30 лет назад. Восприятие и эмоциональные реакции зрителя сильно изменилось, выросло несколько поколений с клиповым мышлением. Театр должен с этим считаться и отсюда усиление профессиональных требований к актеру. Все чаще драматические театры обращаются к мюзиклам, а режиссеры все чаще насыщают спектакли пластикой и драматической хореографией - актер сегодня просто обречен быть универсальным, иначе ему грозит банальная невостребованность.
ДС - Есть мнение, что театр умирает, - его вытесняет кино, компьютеры. По-вашему, что сейчас происходит с театром - он все еще меняется, или же уже найдены какие-то новые стандарты, формы привлечения зрителя и деятельности театра?
ПМ - Не открою секрета, но слухи о кончине театра начались сразу же после его возникновения, поэтому, подозреваю, что театр будет жить вечно. Ни кино, ни ТВ, ни Интернет не в силах заменить живые энергии и магию театрального искусства. Только в театре вы сегодня можете увидеть хохочущий или плачущий зал. Вспомните, когда вы в последний раз хохотали или плакали в кинозале, у телевизора или у компьютера? А театр до сих пор способен захватывать и потрясать, потому что проникает в сердце зрителя, делает его душу человечнее, будит в нем лучшие качества.
А форма привлечения зрителя в театр одна - яркие премьеры и безвозмездная поддержка театра средствами массовой информации (публикации репертуара, премьерные обзоры, качественные рецензии и т.п.). Пока же все наоборот - есть хорошие спектакли, и есть дружное молчание печатных СМИ (до сих пор, к примеру, нет ни одной рецензии на комедию "Самоубийца", кроме скудной информашки с перепутанными именами и фамилиями). Слава Богу, хотя бы Телевидение регулярно делает репортажи о луганских премьерах.
ДС - Расскажите о пьесах, автором которых вы являетесь, опишите географию постановок - она, как нам известно, достаточно обширна
ПМ - Можно, конечно, ограничиться одним абзацем - мои пьесы видели зрители семи стран более чем в девяти десятках городов. В основном это постсоветские страны - Россия, Украина, Казахстан, Молдова, Белоруссия, Узбекистан, но есть и залетная страна - Швеция, где бывшие наши соотечественники уже третий год в Стокгольме с успехом играют на русском языке семейный мюзикл по одной из моих сказок.
Вообще я написал десяток пьес, но всерьез отношусь только к некоторым из них. Самой успешной пьесой вышла феерия "Ассоль" по мотивам "Алых парусов". Первая премьера состоялась в январе 2010 года на сцене ЛАОРДТа им. П.Б.Луспекаева в постановке Олега Александрова. Музыку к песням и спектаклю написал Михаил Мордкович. За три года "Ассоль" поставили на многих профессиональных площадках СНГ: в театре "Серебряный остров" (пост. засл. артистка Украины Людмила Лымарь, Киев, Украина), в Театре юного зрителя им. А.Вампилова (пост. Ксения Торская, Иркутск, РФ), в Жамбылском русском драматическом театре (пост. Ольга Избасарова, г.Тараз, Казахстан), в Брянском Театре юного зрителя (пост. Лаиса Леменкова, РФ), в Театре им.Б.Захавы (Павлоград. Украина), самая свежая премьера феерии "Ассоль" прошла в сентябре этого года в Новошахтинском драматическом театре в постановке той же Ксении Торской. Есть опыт прошлогодней постановки музыкальной феерии "Ассоль" на цене Чувашского театра оперы и балета в Чебоксарах (пост. Анатолий Ильин, композитор - Ольга Нестерова).
Но мне не менее приятно, что аматорских и школьных постановок феерии "Ассоль" намного больше и география еще более разнообразна - от Москвы и Харькова до Абакана и Верхнего Услона (теперь я знаю о существовании и такого села в Татарии). К слову, совсем недавно на III Всероссийском фестивале "Театральная юность России 2012" спектакль "Ассоль" театра-студии "Арлекин" из Курска (пост. Виктория Габусова) стал Лауреатом в номинации "Драматические спектакли". Специальный диплом спектаклю "Ассоль" дали за высоко-поэтичное звучание спектакля. Кроме этого I премию (Президентский грант) в номинации "Лучшая женская роль" получила Татьяна Белоцерковская за исполнение роли Ассоль, II премию (Президентский грант) в номинации "Лучшая мужская роль" получил Дмитрий Пилюгин за исполнение роли Эгля.
А вот комедия для взрослых "МамаКлава" оказалась интересна только профессиональным и антрепризным театрам. Впервые ее поставил в Северодонецке Олег Александров в 1999 году, и с тех пор она пришлась по вкусу постановщикам и зрителям в Ташкенте, Москве, Красноярске, Черемхово и Пинске (Белоруссия). Свежей премьерой "МамаКлавы" открыл сезон Саратовский театр русской комедии в постановке Олега Загуменнова. Он стал вторым режиссером после Олега Александрова, который не побоялся вынести в афишу жанр, рекомендованный мною для постановщиков этой пьесы - "сексцентрическая комедия". Остальные театры в лучшем случае ограничивались словом "эксцентрическая".
Драма "Дыхание бабочки" с легкой руки киноактисы и режиссера Ирэны Грегор была поставлена в рамках Открытого театрально-художественного проекта на сцене Государственного культурного центра-музея Вл.Высоцкого Театра на Театра на Таганке. Это был атрепризный проект и просуществовал он на различных сценических площадках Москвы около четырех лет. Сегодня Ирена Грегор не оставляет надежды найти деньги для кинофильма по мотивам этой пьесы.
Особый пункт - мои пьесы-сказки. Все они, смешные, добрые и наивные, так или иначе, десятки раз были поставлены - некоторые на профессиональной сцене, и практически все - на школьных и аматорских подмостках. Но особо я ценю постановки сказок "Мышли-Шишли" и "Заяц и Волкшебство" на сцене ЛАОРДТа им.Б.Б.Луспекаева.
ДС - Чувствуете ли вы потребность в новых профессиональных знаниях?
ПМ - Конечно. Как жить без новых знаний? Если не держать руку на пульсе современной культуры и искусства - можно внезапно оказаться на обочине. Скорости у современной жизни запредельные - не успел познать, вкусить новый профессиональный опыт, и завтра станешь неинтересным - режиссеру и зрителю. Иногда, правда, закрадывается мысль, что в театре все уже давно открыто и сказано великими корифеями, а большинство современных режиссеров только эксплуатируют старые театральные системы, формы и идеи. Поэтому постоянно возвращаюсь к классикам театра - Станиславскому и его последователям.
ДС - Верите ли вы, что можно увеличить доходы театра? Как именно?
ПМ - Я до сих пор не понимаю, зачем постоянно муссируется проблема доходности театра? Даже в Древней Греции государство заботилось об образовании и воспитании своих граждан. Власти попросту раздавали малоимущим деньги для посещения театров. В каком же веке живем мы, если, напрочь, забываем о главной функции театрального искусства - воспитании в человеке ростков культуры?
На постсоветском пространстве осталась уникальная практика репертуарных бюджетных театров. Такой отлаженной воспитательно-просветительской театральной системы нет ни в одной стране мира. Украинский, русский или белорусский ребенок еще с детского сада приходит в профессиональный кукольный театр, потом по мере роста начинает ходить в ТЮЗ, и через полтора десятка лет театры получают подготовленного зрителя, который испытывает потребность ходить в театр.
Ленин, Луначарский и прочие коммунистические лидеры понимали ценность не только кино, но и театра, и всячески развивали его. Именно при социализме построено 90% существующих ныне театров. Система бюджетных репертуарных театров до сих пор позволяет посильно воспитывать человека, будить в нем тягу к искусству.
Понятное дело, что пытаясь увеличить доходность, многие театры начинают идти на поводу у не самой лучшей части зрителя. Ставится на поток обойма туповатых комедий, после которых в душе у зрителя остается странное послевкусие вторсырья. Этим, конечно, доходность повышается, но зритель чувствует подмену, и в отместку за обман постепенно теряет интерес к таким театрам.
Великий режиссер Георгий Козинцев, автор фильмов "Гамлет" "Дон Кихот" и "Король Лир", на вопрос о сущности искусства отвечал очень жестко, но правильно "Искусство необходимо человеку, чтобы он не оскотел". Думаю, эти слова в полной мере можно отнести и вопросу о доходности театра.
ДС - Перечислите 5 важнейших потребностей современного театра
ПМ - Хорошая пьеса, хороший режиссер, хороший сценограф, хороший зритель и хорошие деньги на воплощение спектакля. Эти пять составляющих успешного спектакля сегодня, к сожалению, очень редко встречаются в одном проекте.
ДС - Ваши любимые актер и режиссер?
ПМ - К сожалению, многих из моих кумиров-режиссеров уже нет, но любимые актеры, слава Богу, живы и радуют своими ролями Алиса Фейндлих, Инна Чурикова, Владимир Ильин, Сергей Маковецкий. И еще ценю актерские работы Никиты Михалкова, хотя не многие замечают его потрясающий актерский дар.
Люблю луганских актеров-корифеев - и в украинском и в русском театре есть свои живые легенды.
ДС - В каком проекте (спектакле) вы бы хотели участвовать? С кем бы хотели поработать?
ПМ - Хотелось бы сыграть Порфирия Петровича, следователя из "Преступления и наказания", Клавдия в "Гамлете". Тартюф - тоже моя несбывшаяся мечта.
Когда-то я видел, как репетирует Анатолий Эфрос. Еще тогда я понял, что это - мой режиссер. Но это осталось в прошлом веке. Потом мне был близок по эстетике театр Петра Фоменко, но и этот режиссер тоже ушел. Сегодня, конечно же, хочется мечтать по-крупному: я бы с удовольствием поработал с Римасом Туминасом, но я совсем не уверен, что воплотись внезапно моя мечта, сам Туминас был бы в восторге от работы со мной.
Это иронические мечты. А реально остается надеяться, что Олег Александров, мой театральный крестный отец, возьмет меня в какой-нибудь из своих проектов, или приглашенный режиссер удивит в очередной раз своим видением моего места в театре.
---------
Интервью Павла Морозова подготовлено Мариной Минкиной в рамках проекта "Культурная карта Луганска": http://tisk.org.ua/?p=19037