Морозов Дмитрий Геннадиевич : другие произведения.

Обратная сторона прикладной некромантии: о чём не напишут в фанфиках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некромантия - вид магии, позволяющий взаимодействовать с мертвецами, оживлять их, управлять ими и тому подобное. В разных фанфиках обычно некроманты описываются как очень нехорошие персонажи, получившие в свои руки огромное могущество и силу. Некроманты истово ненавидят всё живое и жаждут превратить его в мертвое. В 99% фанфиков и прочих фэнтезийных произведений некроманты всегда на стороне какого-нибудь зла, творят козни, проводят мерзкие и тёмные эксперименты, умучивая невинных и принося их в жертву какой-нибудь сущности. А что если это не совсем так? Что, если у некромантии есть и другая сторона, которую не принято показывать, о которой авторам фанфиков даже в голову не приходит. Ведь это так легко - идти проторенной дорогой, показывая некромантов привычными злодеями, а не чем-то иным! А если наоборот?Если обратная сторона некромантии таит в себе не меньший потенциал, чем та, к которой мы привыкли?


Обратная сторона прикладной некромантии: о чём не напишут в фанфиках

  
  
   Некрома?нтия - раздел магии, связанный с взаимодействием с миром мёртвых, использованием его энергии, созданием и управлением нежитью. Практикующие некромантию маги называются некромантами.
   Некроманты - наиболее страшные и злые черные маги. В многих легендах говорится, что они занимаются преимущественно магией, связанной с воскрешением мертвых и подчинением умерших потусторонних существ. По некоторым историям некроманты сами являются умершими и вновь ожившими потому, что их души не принял ад и отвергли небеса.
   Такими они пришли в компьютерные игры, а оттуда перекочевали в фанфики.
   Некромантия... Универсальны ли её возможности? До сих пор с пеной у рта доказывалось, что нет. Можно только повелевать всякой нежитью, используя её для достижения своих целей, поднимать зомби, создавать вампиров и так далее.
   Обычно некроманты показаны мрачными одинокими эгоистами, которых гонят отовсюду, и они вынуждены жить в окружении нежити, постепенно сами становясь под стать своему окружению. Их все бояться, и при первой же возможности уничтожают всеми доступными способами.
   Некроманты в свою очередь не остаются в долгу и тиранят округу.
   В общем за десятки лет сложился такой образ некроманта - полуживой или не-живой человек, сравнительно отвратного вида, с горящими как угли глазами(цвет авторами фанфиков и разработчиками компьютерных игр выбирается рандомно), бледная кожа(если есть) или жёлтая кость(если в виде лича или скелета), характер мерзкий, не женат. Иногда безумен или наоборот, до неприличия спокоен и хладнокровен(эмоций - ноль!). Из оружия посох и кинжал(иногда жезл и меч), огроменный список заклинаний, проклятий, заклятий, ритуалов, обрядов и жестов, иногда добавлены руны(диапазон - от "хрен их знает, что он курил, придумывая это" до иероглифов и клинописи).
   И обязательно некромант хочет распространить свою власть на весь мир, принести всё живое в жертву, потом поднять в виде скелетов и зомби(личей, вампиров и так далее по списку, нужное добавить, ненужное вычеркнуть). Такого допустить нельзя, и на борьбу с ним встаёт благородный(или не очень) герой, часто в компании с кучей народу. Куча варьируется от пары друзей до многотысячной армии соседних королевств, баронств, республик, империй и прочих каганатов с ордами.
   Что поделать, таковы законы жанра, ведь некроманты - это зло, а зло должно быть побеждено, поставлено на колени и зверски убито. Ну, как-то так...
  
   "На излете века
   Взял и ниспроверг
   Злого человека
   Добрый человек.
   Из гранатомета
   Шлеп его, козла!
   Стало быть, добро-то
   Посильнее зла."
  
   Е.Ю. Лукин
  
   В общем, этот штамп о злых и коварных некромантах давно уже набил оскомину всем читателям фанфиков и любителям компьютерных игр. И видя знакомую картину - некромант(-ы) против компании кого-то там, зеваешь и пролистываешь несколько страниц книги или стоически высиживаешь прохождении этапа игры, заранее зная к чему всё придёт.
   И иногда всплывает нелепая мысль в башке - "Неужто ни разу некроманты не станут на сторону разума и логики, будучи вменяемыми и рациональными, что бы нормально жить, будучи интегрированными в общество и не отвергаемые им, неважно на каких ролях - управляющих или подчинённых?".
   И вот как-то заела меня такая мыслишка, и я начал понемногу собирать аргументы и факты, и как водится подгонять их под свою теорию. Факты и аргументы, как это и должно быть, сопротивлялись отчаянно, брыкались, и в прокрустово ложе моей теории укладываться не хотели, не смотря на то, что я их обрезал, подрезал, остругивал, скальпировал и утрамбовывал.
   Конструкция в итоге получилась стрёмная, страшноватая, кривоватая, в углах и заусеницах, но никто не обещал шедевра, потому примите так, как получилось.
   Итак, имеющиеся вводные:
  -- некое гипотетическое государство средних размеров(общественный строй пока что вынесем за скобки);
  -- соседние государства;
  -- некая религия или религии, ибо ни одно государство не смогло избежать такой надстройки;
  -- некая управляющая вертикаль(чиновники, аристократы, купцы, судьи, офицеры и генералы, научная элита и т.д);
  -- народ(рабочие, крестьяне, слуги, охранники и стражники, мелкое ворьё, женщины с высокой и низкой социальной ответственностью и т.д.)
  -- маги всех видов и мастей(и некроманты в том числе);
  -- некроманты - вменяемы и рационалистичные, со своими тараканами в голове, но без желания убить всё живое и взять власть во всём мире;
  -- некроманты для общества - страшилы и нахлебники;
  -- иные возможные живые расы - эльфы, орки, гоблины, гномы и т.д.(не обязательно, но возможно);
  -- атмосфера, гидросфера, флора и фауна - максимально близкие к земным аналогам нашего мира/измерения/реальности;
  -- товарно-денежные отношения, экономика, ресурсы и финансы - тоже максимально близкие к земным аналогам нашего мира/измерения/реальности;
  -- прочее(болезни, эпидемии, восстания и бунты, явления природы, стихийные и техногенные бедствия, климат и т.д.).
  
   Задача: при имеющихся вводных доказать (к примеру, в ходе разворачивания сюжета фанфика(или компьютерной игры)), что некроманты при наличии вменяемости и рациональности могут быть полезны обществу и государству, финансово прибыльны, неплохая линия обороны(или как атакующий компонент армии), лояльны правящему строю(партии, династии, клике, диктатору).
   Начнём с рассмотрения собственно самой некромантии.
   При всей её якобы страхолюдности, отвратности и нехорошести, начав внимательно рассматривать некромантию, с изумлением понимаешь, что:
  -- некромантия - это вид магии, и как всякий вид(или школа) магии имеет свои ограничения и недостатки;
  -- некромантия - это наука(по крайней мере для некоего придуманного мира/реальности/измерения), которая тоже требует финансов и ресурсов;
  -- некромантия - это магия, которая максимально приближена к людям, как бы дико это не звучало;
  -- некромантия даёт контроль(в зависимости от силы и знаний мага-некроманта) над умершими существами в виде их оставшейся материальной оболочки и собственно души(или духа);
  -- некромантия далеко не всегда требует принесения в жертву живого существа(неважно, полевая мышь это или человек);
  -- некромантия далеко не всегда требует принесения в жертву именно живого человека(эльфа-гнома-орка), можно обойтись курицей или свинкой;
  -- "Умри всё живое!" - отнюдь не девиз любого некроманта и не руководство к действию.
   Отсюда приходим к первому выводу - некромантия хоть и достаточно универсальный инструмент, но в этом же её и слабость. Аналогия - топором тоже можно забивать гвозди, как и молотком, но всё же топор предназначен для рубки дерева, а не забивания гвоздей разных размеров, для этого молоток есть. То есть будет немало ситуаций, когда некромантия проигрывает той же магии огня(пиромантии), воздуха(аэромантии), земли(геомантии) и т.д.
   Следующим выводом станет то, что некромантия - отнюдь не тупиковый вид магии. Смотрим фанфики и компьютерные игры, и видим, что везде есть всякие книги заклинаний, сборники ритуалов по некромантии. Откуда-то ведь это всё взялось! Кто-то проводил исследования, ковыряясь в потрохах мёртвых тел, подбирал руны и словоформы заклинаний, разрабатывал меры безопасности(защитные контуры, барьеры, связки рун и целых цепочек рун), определял жесты при ритуале и их возможную связь со словами читаемого заклинания, после чего сводил это в единую систему, записывал, исследовал по новой, оптимизировал, выявлял побочные эффекты, после чего следующие поколения некромантов уже пользовались готовым заклинанием без опаски навредить себе и окружающим. Или развивали его дальше, оптимизируя затраты ресурсов и финансов, взамен получая выигрыш во времени(сокращение времени ритуала, сокращение фразы заклинания, увеличение эффективности на единицу времени действия, длительности воздействия на цель, растяжение действия по времени и т.д.).
   А всякие исследования требуют чего? В первую очередь - денег, во вторую - ресурсов, в третью - времени.
   Проще всего некромантам со временем. Обычно по умолчанию считается, что тем, кто стал на тёмную и извилистую тропу некромантии, не составляет никакого труда отсрочить свою естественную смерть на любой нужный промежуток времени. Или пользуясь всякими нечестивыми и тёмными ритуалами продлевать свою жизнь за счёт жизней других(принесение в жертву, вампиризм и его маго-альтернативы, добровольная передача крох жизненной энергии от множества благодарных подданных и т.д.). Или стать личем/вампиром, пройдя соответствующий ритуал и навсегда забыв о смерти от старости. Если нет никаких мировых кризисов и глобальных военных конфликтов, некромант в таком случае может зависать на своей территории, занимаясь любимым делом - некромантией как наукой, проводя опыты, исследования, изучая и развивая отечественную некромантию очень продолжительное время. Лишь бы не отвлекали и поставляли всё нужное.
   А вот с тем, что входит в определение "всё нужное" может выйти нехорошо. Поставки чего-либо обычно подразумевают, что труд поставщика будет оплачен, если не достойно, то хотя бы в пределах разумного. Как и сам поставляемы й со стороны товар. Неважно, что это - йодированная соль, редкоземельный элемент, свежий труп из морга или мраморная крошка. Будьте добры уважаемый некромант, деньги на бочку! Золото, купюры, драгоценные камни - по курсу, согласно прейскуранта и договора.
   Не, можно пойти в набег, нахватать трофеев. Что-то местные жители бесплатно подгонят в качестве оброка или налога, трясясь то ли от страха, то ли от смеха. Но ведь, сцуко, некромантия - это наука, хоть и магическая, хоть и в придуманном мире/измерении/реальности, и как всякая наука, она имеет свойство развиваться, и в ходе развития жрать как не в себя все наличные финансы и ресурсы, коих никогда много не бывает, всегда не хватает и которые никогда не лишние. Потому тактика набегов не решит проблемы стабильной поставки необходимого. Разве что на короткое время в самом начале. А из живых и не очень подданных много не выдоишь, и как на них не дави, если у тебя не растут редкие травы и сорняки для алхимии в округе, то хоть их всех поголовно зомби сделай, они не появятся.
   Потому придётся некроманту изыскивать источник дохода, что бы купить те же труды и трактаты по магии и её исследованиям. Или компоненты для ритуалов, да хоть те же трупы(хотя их можно и самому производить, к примеру, прогулявшись по тёмным улицам и сократив поголовье криминала).
   Стабильный доход некромант может получить несколькими путями:
  -- торговля чем-либо материальным(дерево, камень, зерно и т.д.);
  -- оказание услуг(позже рассмотрим что же может предложить некромант в качестве востребованных обществом услуг);
  -- сдача чего-либо из подотчётного имущества в аренду за фиксированную оплату на какой-то срок;
  -- наёмный труд(например как преподаватель или боевик);
  -- дивиденды и рента, доставшиеся в наследство от почивших предков или родственников;
  -- разбой, грабежи, набеги на соседей и всё такое, пока фортуна к нему лицом повернулась.
   Но все эти источники дохода, даже включая последний, вынуждают некроманта идти хоть на короткие, но контакты с обществом(хотя бы для того, что бы узнать, на кого набег сделать). И потому некромант, согласно канону, живущий сам в своей зловещей башне или замке, вряд ли обеспечит себе полную независимость от поставок извне. А это как минимум научные труды, всякие магические ингредиенты и алхимические компоненты, простые материалы(те же колбы, реторты, пергамент или бумага для записей, самородное железо и серебро, адамантий, орихалк и всё остальное, на что горазда людская фантазия).
   Да та же переписка с коллегами может вызывать пусть и копеечные, но расходы(хотя если волей автора в фанфике или в игре введен магический аналог нашей сотовой или спутниковой связи, то их может и не быть, или будет разовый расход на закупку нужного артефакта)
   А если наш некромант ещё живой, то ему бы и пожрать вкусно не помешало бы. И пивка попить вечерком у камина сидючи. А если он ещё не полный сухарь, то и женской ласки не против получить перед сном. Потому что работа для живого человека, пусть и мага-некроманта, в режиме "если дома нету ласки, нету секса и любви, отправляйтесь на работу, там хоть вы.е.бут мозги" практически невозможна в сколь-нибудь продолжительном периоде без срывов и сдвигов по фазе.
   То есть волей-неволей приходиться поддерживать контакты если не с целым коллективом из всех слоёв народного населения, то хотя бы с его отдельными представителями(и представительницами, да!).
   А учитывая, что силовой метод регулярной добычи денег и ресурсов ставит крест на сколь-нибудь продуктивной исследовательской деятельности в любых науках, вне зависимости от размеров трофеев и добычи, волей-неволей придётся обратить свой взгляд на более мирные пути получения дохода.
   Итак, приходим к таким выводам:
  -- даже самый тёмный некромант должен поддерживать контакты с окружающим его обществом людей/нелюдей;
  -- эти контакты дают ему возможность быть в курсе мирового прогресса в магических и простых науках;
  -- эти контакты дают ему возможность обменивать результаты своей деятельности(торговой ли, научной ли) и продукцию своих подданных на деньги, которые можно конвертировать во всё необходимое, либо тоже самое, но уже посредством прямого товарного обмена(бартера) - ты мне зерно, речной жемчуг и слитки чугуния, а я тебе третий том "Прикладной некромантии", полную подшивку журнала "Магия и жизнь" за прошлый год, сундук реторт и охапку сон-травы.
   В общем, маг-некромант не может сидеть в башне, воюя со всем миром и толкая прогресс в некромантии. Ему нужно торговать, учиться, быть в курсе современный веяний в среде магии(хотя бы для того, что бы знать, чем его могут приложить в бою или при штурме его тёмной твердыни, неприступной только для коз и овец), вести свои изыскания и исследования, переписываться с коллегами по тёмному ремеслу, заключать договора и так далее.
   Но одному такое тянуть невозможно, даже многоопытному личу или вампиру, разменявшему не одну сотню-тысячу лет. Это всё ведь время! Что важнее - новый ритуал по поднятию костяного дракона или контракт на поставку драконьих костей? Читать свежий номер научного магического альманаха или забуриться в торговые сводки, что бы выбрать поставщика понадёжнее с товаром подешевле? Проехаться с проверкой по округе в компании неживого войска или пополнить это самое войска нежити новыми экземплярами, проведя ритуал массового поднятия нежити?
   В полный рост встаёт необходимость делегирования части полномочий и обязанностей верным соратникам, помощникам и заместителям. Хорошо, если они нежить, те не обманут(наверное). А если возникла необходимость в паре-тройке живых замов? Ну да, например поставщик зелий наотрез не хочет иметь дело с въедливым и неподкупным высшим вампиром, требуя живого представителя. Или нужен торговый агент, который будет представлять интересы лорда нежити в землях соседней империи, где местные религиозные деятели нежить на дух не переносят.
   А значит, приходится ломать голову - кого и куда назначить, распределить полномочия и обязанности, определиться с политикой "кнута и пряника" и так далее.
   Это что же выходит - некромант будет не один уже в своей башне сидеть, раз ему требуются помощники и замы, в том числе и живые?
   Выходит что так. И башня некроманта медленно, но уверенно превращается в замок, как лёгким движением руки брюки превращаются в шорты.
   А где торговые и научные контакты, начинаются и деловые, и визиты соседей. И как-то само собой выходит, что некромант уже не одинокий эгоист, сидящий в глуши, а кандидат на должность члена общества. Причём не анонимных алкоголиков, и не "Знание", а того самого общества, которое социальное, и включает в себя кучу народу, от последнего бомжа-пропойцы до самого главы государства.
   И после первых осторожных контактов, убедившись, что некромант не такой страшный, как о нём думали, осторожно ставят перед ним вопрос "А что ты мил человек, можешь сему обществу реально полезного предложить?".
   Живой некромант садится вечерком у камина, в уютное креслице, и, потягивая пиво, которое закусывает чуть подсоленными ржаными сухариками, начинает думать и анализировать свои возможности и то, что может предложить некромантия как магия и наука. Если же некромант есть уже лич или вампир, и пиво с сухариками ему не заходит, то он сядет в своей библиотеке и начнёт делать тоже самое, только ещё и на бумагу(пергамент, папирус, глиняные таблички) переносить сделанные выводы.
   Заглянем же через плечо занятого некроманта и посмотрим, как чему он пришёл и какие выводы доверил бумаге. Или побеседуем по этому вопросу за бокалом пива с живым некромантом, если страшно стать за спиною занятого лича или вампира.
   А увидим или услышим мы примерно следующее о предлагаемых услугах:
  -- упокоение мёртвых, которые поднялись самопроизвольно(такое допускается в фанфиках);
  -- развоплощение призраков, духов, прочих фантомов и элементалей;
  -- обучение азам магии(основы - это всегда основы, на которых потом можно строить всё, что угодно);
  -- преподавательская деятельность - некромант может учить не только магии, а например, этикету или истории(если уж у Гарри Поттера был призрак преподавателем истории магии, то почему некромант не может тоже пойти той же стезёй ещё живого преподавателя?);
  -- призыв духа или поднятие мёртвого тела в ходе расследования преступления;
  -- лечение неких заболеваний путём принесения в жертву животных или выделенных для этого людей(добровольцев или совершивших много преступлений);
  -- шпионская деятельность(подселить духа-соглядатая в посольство наиболее вероятного противника и получать через него свежую информацию - самое то!);
  -- стать в ряды армии - поднимать павших солдат на поле боя, поставить в погранстражу инициативную нежить, разведка через духов, вампиры-диверсанты и так далее;
  -- трудовая деятельность - например, ломать камень в каменоломнях круглосуточно, отсыпка дорог, дробление камня в щебёнку, шлифовка каменных плит(зомби дышать не надо, а значит силикоз лёгких ему не грозит), в общем всякая тяжёлая и монотонная примитивная работа, которая под силу даже самому тупому зомби.
   Возможно, что найдётся ещё какое-то применение некромантам, но вышеперечисленное самые перспективные в плане законных и не очень доходов направления.
   Но тогда что же получается - что некромантия является самым приближённым к людям видом магии, который способен принести им максимальную пользу, причём не только на поле боя, но и в мирное время? Даже более полезная, чем, к примеру, магия земли или воздуха? Ну, то вопрос конечно спорный, очень спорный. Маг земли может подготовить участок для строительства, а то и вовсе вырастить здание со всеми нужными характеристиками, а маг воздуха пригонит тучи с дождём в засушливый район, чтобы урожай не засох на корню. Так что в вопросе полезности того или иного вида магии для обычных людей не всё так однозначно.
   Но всё же, исходя из выше изложенного, некромантия - это более прикладная наука, больше ориентированная на практическое применение. Ну да, учитывая вечные гонения некромантов, то только так и может быть.
   ПрикладнАя некромантия - свод знаний по магии некромантии, в которых исследования и открытия имеют непосредственную, прямую ориентацию на практику. Ибо без практики, способной спасти жизнь некроманту и облегчить её, тому придётся туго.
   Но как говорил король по имени Конан ""Если они владеют приемами черной магии, - говорил он, - то почему позволяют обижать себя? Если же не владеют, значит, зла в них нет". Цитата вырвана из контекста и не совсем точно отображает ход мысли, но действительно, если некроманты по большей части всегда в проигрыше, то может они не так уж и могущественны? И если дело так и обстоит, то может быть стоит склонить голову перед власть имущими? Стать частью государства и работать на него?
   Рано или поздно такая мысли должна прийти в головы государственных мужей и магов-некромантов.
   Одни получат в руки дополнительный инструмент для отстаивания интересов государства и своих личных(которые часто путают с государственными), другие относительное спокойствие и возможность дальше развивать отечественную некромантию.
   И казалось бы всё хорошо, всё отлично, наконец-то спокойная жизнь, под сенью закона и порядка. Но начинают появляться новые проблемы. Это какие же? А вот их мы сейчас и рассмотрим.
   Пункт 1. Экономика. Давайте представим, что аж целый 1% всех работ в государстве, самых нудных, тяжёлых и противных, возложили на подконтрольную нежить, которую поднимают по приказу правительства страны некроманты для таких целей. Соответственно тех живых людей(существ, гуманоидов) что работали на них до этого, перекинули на другие участки трудового фронта, где от них больше пользы, а соответственно и прибыли.
   Прошло некоторое время. Посмотрели все причастные, почесали репы(затылки, носы, пятки, за ухом), прикинули плюсы и минусы, и дружно решили, что это процент работ, где занята привлечённая подконтрольная нежить можно увеличить. А зачем? И почему? А потому и затем, что нежить отдыха и перекура не просит, работает в режиме "24/7"(или больше, если авторы фанфика или создатели игры решили, что там несколько иное соотношение и протяжённость светлого и тёмного времени суток), платить ей не нужно(ну разве что разовая закупка чего-то для ритуала поднятия столь полезного мертвяка+некроманту за работу), кормить не нужно, мыть и чесать тоже. Техникой безопасности и охраной труда в большинстве случаев можно пренебречь. Разве что соблюдать минимальные требования к эксплуатации - не бросать в воду, огнём не жечь.
   С одной стороны это огромный плюс - затраты на эксплуатацию и оплату труда существенно снижаются. Меньше давление на бюджет предприятия и страны в целом. Удешевление труда, что резко делает какие-то услуги и продукцию дешевле, что в свою очередь делает её более конкурентоспособной перед аналогами других стран. Экономия на оплате труда. Возможность за счёт снижения процента затрат для бюджета государства в целом получить возможность обойти конкурентов в экономической гонке на повороте, а то и сразу на прямой, оторвавшись от них. Не нужно вводить новых налогов и отчислений, возможно даже получится парочку старых отменить.
   Понятно, что нежить можно использовать далеко не всегда и не везде, но даже если это приносит хотя бы пару процентов экономии бюджета страны в год... О, на это пойдут! Наверное...
   Сомнения? Верно! Ибо есть у этого и обратные эффекты. Какие? Вот они:
  -- безработные, которых заменила нежить, их же нужно куда-то девать, иначе они от безделья и голодухи начнут дурковать, бунтовать, прочее нехорошее творить. Представьте реакцию рабочих, которых вышвырнули за ворота, потому что их заменила нежить, которая дешевле обходится, и реакцию их семей. Если их ничем не занять и не пристроить куда-то, то затраты на устранение их выражений недовольства может многократно перекрыть всё, что сэкономили внедрением труда нежити;
  -- консервативное лобби, которое примет в штыки саму идею заменить живых работников мёртвыми. Обычно у таких людей(или кто там ещё будет по воле авторов фанфика и создателей игры) хватает ресурсов и власти сопротивляться таким новшествам, и иногда даже довольно успешно;
  -- владельцы тех предприятий, где нежить ещё на работу по каким-то причинам не поставили. Они будут в убытке, так как их предполагаемая продукция и-или услуги будут дороже по сравнению с аналогичным предложением конкурентов, поставивших нежить на работу;
  -- те же, но только в соседних государствах, как только они осознают, что некромантия позволила сэкономить на расходах пару процентов госбюджета, без дополнительных расходов и налогов, которые можно перебросить на другие направления экономики или промышленности, получив выигрыш перед соседями. Тут или начинать свою некромантию ставить на службу промышленности и государственной экономике, либо... воевать, доказывая всем вокруг что такое мерзкое государство должно быть стёрто с лица земли.
   В общем, получается что нежить - этакий аналог наших роботов в магическом мире(тут подсказывают что есть ещё големы, но нежить по умолчанию у нас дешевле в создании и эксплуатации, хотя и характеристики пониже будут) - где-то можно применять, где-то нельзя, где-то они выгоднее, где-то нет. Разве что нет необходимости в электричестве, запчастях и ТО.
   Потому те государства(державы, республики, теократии, империи, королевства, царства), кто рискнёт на такой прогрессивный шаг, получат не слабый такой шанс вырваться вперёд в экономической гонке, заявив на право стать её лидером.
   Если только учтут возможные негативные последствия во внутренней политике страны и смогут силой доказать право на такое лидерство. Ибо замахнутся на святое - кошелёк, а такое никому не прощают.
   Про то, как завоют всякие религиозные деятели, даже упоминать не нужно. Этим дай только повод и денежек побольше на столь благое дело. Ну а кто платит, тот и командует.
   А вообще тут можно накатать неплохой маготехнический социальный триллер. А сюжет-то какой вырисовывается... Группа прогрессивных некромантов ставит эксперимент по замене нежитью труда живых в угольной шахте, эксперимент признан успешным и экономически оправданным. Начинается массовое внедрение труда нежити, просчитанное и экономически обоснованное. Это приводит к тому, что ряды безработных пополняются массами полуголодных злых людей, которых выставили на улицу, ибо труд нежити дешевле. Обваливается рынок труда, ибо народу свободного много, начинаются первые беспорядки. Разоряются некоторые предприятия, работающие по старинке, руками живых людей. Зато снижается налоговое бремя, дешевеют товары и еда. Это отчасти гасит народное недовольство. Продукция на внешних рынках кроет продукцию конкурентов из соседних стран по цене как бык овцу. Государство, поставившее нежить в ряды трудовой армии, становится лидером в экономической гонке, что приводит к неодобрению в соседних странах. Начинается противодействие, поднимаются тарифы и пошлины, шпионы и диверсанты охотятся за некромантами, подкупленные политики и религиозные деятели сеют раздоры и смуту. А вскоре у границ встают армии живых солдат из соседних государств, ибо будучи не способными задавить конкурента политически и экономически даже сообща, принято решение создать союз и давить конкурента по старинке - войной.
   Так что если хотим в своём фанфике или игре двинуть прогресс вперёд с помощью некромантии, нужно учитывать не только возможные плюсы, но и минусы такого шага. Следствием которого вполне может быть война(и не исключено, что на истребление). И это автоматически выводит нас к пункту 2, который призван не допустить или хотя бы значительно смягчить столь жёсткие последствия. Увы, за всё надо платить, в том числе и за такой прогресс, двигателем которого мы назначили некромантию.
   Пункт 2. Армия и правоохранительные органы.
   Итак, как мы уже видим, за снижение расходов госбюджета и его профицит, экономический рост и снижение цен нужно платить. По крайней мере на первом этапе. Платой же будет:
  -- народные волнения, с возможностью перерастания в мятежи и религиозные бунты;
  -- подрыв экономики путём диверсий, шпионажа, саботажа и устранения ключевых лиц, тех же некромантов, к примеру, в том числе и с помощью других государств или иностранных лиц;
  -- война - как последняя возможность устранить конкурента ни мировом рынке, когда все другие способы результата не дадут.
   И что бы такого не допустить, нужно будет защитить себя. И тут обязательно какой-нибудь генерал, прошаренный или не очень, талантливый или просто умеющий слушать умных подчинённых, задаст вопрос "А мы можем делать не только рабочих из нежити, но и солдат?".
   Некроманты сходу на такой сложный вопрос ответить не смогут, они ж не служили, а если и служили, то боевого опыта не имеют. А если и имеют, то явно не тот, что бы дать быстрый и точный ответ. Да и врать генералу, особенно боевому, знающему с какой стороны браться за меч или огнестрел, чревато неприятными последствиями. Потому, если некроманты ещё не сошли с ума, они попросят время на обдумывание такого вопроса, а что бы правильнее думалось, попросят обрисовать цели и задачи армии.
   И только после этого сядут обдумывать вопрос, чтобы принять решение. Решение же будет положительным - можно сделать мёртвых солдат. И офицеров мёртвых тоже можно сделать. Вернее не сделать, с этим успешно справится враг, а поднять в виде нежити, разумной и не очень.
   А вот куда какую нежить поднимать и пристраивать - это нужно снова думать, экспериментировать, обрабатывать и анализировать поступающую информацию, сводить её в отчёты, на основании которых в армейские уставы будут внесены необходимые правила и статьи.
   Тут тоже свои тонкости восприятия. Например, офицер по привычке попытается заебать солдат шагистикой, подзабыв, что это нежить, и ей без разницы сколько маршировать - час подряд или трое суток подряд. Исполнительная нежить начнёт чётко отбивать строевой шаг, пока не отменят приказ. Но привыкнув к тому, что нежить марширует сутками без усталости, при обратном переходе на командование подразделением живых людей, он по привычке отдаст им приказ уже без учёта ограничений живого тела. А это чревато осложнениями, вплоть до солдатского мятежа.
   Или наоборот, будет офицер-нежить. С разумом, инициативный, талантливый. Но будут ли ему с охотой подчиняться живые люди? На первых порах точно будут проблемы, и немалые. Пока притрутся, пока нащупают точки соприкосновения - время будет идти.
   А как воспримут ещё живые офицеры и солдаты в своих рядах нежить, пусть и очень даже полезную? Дадут ли письменное разрешение в случае своей гибели на поле боя поднимать их в виде нежити? А нужно ли платить родственникам такого неживого воина? Эти и подобные вопросы начнут задавать очень быстро.
   Не последним будет падение уровня боеспособности населения при наличии армии неживых. Это к тому, что за 1-2 поколения привыкнув к тому, что армейскую лямку в основной массе тянет нежить, в ряды армии будут идти очень немногие живые. И случись армии нежити потерпеть сокрушительное поражение, судьба живых граждан страны, оказавшихся беззащитными перед живой армией врага, будет плачевной. Как поёт группа "Ария" в песне "Белый флаг" - "Нет никого, кто бы им дал отпор! Все здесь давно против войны!".
   Не стоит забывать и о технике безопасности. Вышедшая из-под контроля нежить для своих будет не менее опасна, чем враг. Это же касается и рабочей нежити.
   Но всё равно, так или иначе нежить на службу в ряды армии ставить придётся, если решились поставить её на службу экономике. Плюсов тут тоже много. Они выглядят примерно так:
  -- нежити можно не платить(с рядом оговорок, вроде оплаты родственникам за эксплуатацию мёртвого тела, но по любому это будет меньше выплаты жалованья живому солдату или офицеру);
  -- нежить не требует отдыха, а значит переброска неживого войска своим ходом займёт меньше времени, ибо двигаться можно не только днём, но и ночью, без привалов(при условии что в обозе нет живых лошадей, им-то отдых нужен, или ещё что-то в таком же духе);
  -- в бою нежить может игнорировать смертельные для живого организма раны, что в свою очередь позволяет сильно сэкономить на санитарии и медобслуживании. Опять же, поставки еды и воды тоже могут быть значительно уменьшены.
  -- не нуждающаяся во сне нежить - идеальный часовой в ночное время суток, плюс она может не только чувствовать живых или себе подобных, но и отлично видеть в самой кромешной тьме;
  -- некоторые виды нежити не так легко убить;
  -- в некоторых случаях разведка из духов/призраков/привидений - самое то, фиг обнаружишь, они через любые препятствия пройдут, всё подслушают и подсмотрят, этакий очень грубый аналог службы кибербезопасности и спутниковой разведки;
  -- полевая разведка и диверсии - пройти в тыл врага по дну реки(дышать-то нет необходимости) или высидеть трое суток подряд в нечистотах нужника, выжидая пока туда войдёт погадить вражеский генерал, коего и замочат в сортире - очень даже возможно;
  -- опыт боевых действий - если нежить с разумом, умеет этим разумом пользоваться, то учитывая её достоинства вроде игнорирования колотых ран, она вполне может его приумножать и делиться ним с боевыми товарищами. Это в свою очередь позволяет снизить затраты на обучение офицерского состава, ибо если есть почти вечно живущая нежить с высшим военным образованием, то можно количество будущих командиров малость сократить, что в свою очередь благоприятно скажется на бюджете. Главное не переборщить с этим. Правда не все этим будут довольны, но кто сказал, что всё будет легко?
   В общем, если ставим нежить в ряды военных, нужно сразу же продумать и позаботиться о таких вопросах:
  -- сколько будет стоить этот банкет(оплачивать-то его в любом случае будет государство);
  -- реализация механизма по выведению живых бойцов(здоровье, выслуга лет и т.д.) в запас и замене их нежитью;
  -- как гасить недовольство тех, кто попадает под сокращение армии как ненужный элемент(например, кавалерийские офицеры или интенданты-снабженцы продовольствием, повара или обозники);
  -- где неживое войско покажет себя с лучшей стороны в битве и против какого именно врага.
   Остальное - это уже мелочи. Со временем приведут к нужному виду армейские уставы, отладят логистику(доставка и снабжение), разберутся с вооружением для нежити, решат вопросы стратегии и тактики.
   Но пока не решат вопросы с экономикой и социальной сферой, какой-то весомой отдачи от внедрения нежити в ряды армии лучше не ждать. Палки в колёса будут ставить на каждом шагу, а ещё под оное колесо будут попадаться случайные колдобины и выбоины.
   Вот как-то так. Казалось бы - чего тут такого - неживая армия. Поднимай мертвяков поболее да пускай их в бой, сберегая живых. А оно-то выходит, что не всё так просто.
   Это не считая саботажа и диверсий от своих подданных и соседей, которые пойму, что армия нежити может втоптать в землю несколько живых армий.
   И тут выходят на сцену представители внутренних органов(МВД) и разведка с контрразведкой(безопасность страны и правительства оной). А им-то что нужно?
   О, тут можно сразу сказать:
  -- поднять труп или призвать дух убитого, что бы расспросить, кто же его укокошил зверски и за что;
  -- упокоить труп, движимый местью к самым что ни наесть определённым живым людям/гуманоидам, ибо того требуют государственные интересы;
  -- поставить на службу призраков и духов, что бы мониторили настроения в обществе(проследите уважаемый призрак, о чём сегодня будут болтать в купеческом собрании и что будут обсуждать в салоне графини N благородные господа помимо вина и женских прелестей);
  -- те же призраки и духи в рядах спецслужб в качестве шпионов во вражеских посольствах(выполняют роль телефонных "жучков", скрытых видеокамер и программ-шпионов).
   А ещё можно ставить в строй мёртвых правоохранителей(полиция, городская стража etc.), что бы они охраняли порядок в самых важных местах городов. Например окрестности королевского дворца или особняк премьер-министра. Таких стражей не подкупишь, перехватить контроль над такой нежитью - нужно серьёзно вложиться в некроманта соответствующей квалификации(а заломит он ой как немало!), а кинжала в спину они не боятся, ибо и так мертвы.
   Но тут своя обратная сторона. Представим такую ситуацию: отпрыск знатного рода или любимый и единственный племянник министра лесов, полей и рек случайно сбивает на смерть кого-то, гоняя на породистых лошадках или торопясь на свидание в крутой карете(или паровом магоавто), которая гонит во весь опор, а может по пьяни кого-то шпагой ткнул походя, свидетелей, как это обычно водится, нет. Прибывает полиция, чешет затылки, после чего вызывают штатного некроманта. Тот прибывает на место происшествия, командует поставить оцепление, и через несложный ритуал(возможно даже, что и публично) оживляет покойного или призывает его дух с целью установления истины. И вот свежеподнятая нежить подробно рассказывает, кто же её недавно убил, под фиксацию в протокол. После этого некромант убывает в отделение пить чай и заигрывать с девочками из архива, а сотрудники внутренних дел начинают думать - а что же им делать? Вот вроде есть зафиксированное признание от самого покойного пострадавшего, подробное описание или прямое указание на убийцу(убийц). И есть преступник(-и), благородных кровей или со связями, трогать которого - вони потом будет... Да и по шапке потом прилетит неслабо, могут в такую тьмутаракань загнать... Сынка своего-то граф или министр откупит, а карьера будет порушена, и всё из-за некроманта, который труп допросил.
   Или другой вариант - парочка родовитых оболтусов, чьи родители - весьма уважаемые люди, зажали девушку в тёмном уголку. Потешились с ней, удовлетворяя свою извращенную натуру, после чего придушили её, в полной уверенности, что им за это ничего не будет. А опечаленные родители и родичи, видя, что расследование с мёртвой точки не двигается, выскребли последнее, дом продали, душу заложили, после чего пришли к некроманту и попросили о возмездии. Тот пожал плечами, мол, за ваши деньги - любой каприз, провёл сложный ритуал, после чего убитая восстала из могилы в виде ревенанта - духа мести. Отличие его от похожих творений в том, что он нацелен только на своих убийц и тех, кто с ними может быть связан по какому-то признаку. Остальные ему безразличны, если только не мешают достижению цели.
   И вот приходит папа такого сынишки домой вечером после тяжких трудов на благо государства или собственного кошелька, а там его оболтус неаккуратно по всему дому разбросан - голова на люстре, ноги под столом, руки на книжном шкафу, а туловище вместо картины на стене висит. А спешно вызванный маг ставит приговор - вас посетил ревенант.
   Как вы думаете, после такого всякая сановная, благородная и влиятельная тусовка будет ратовать за включение некромантов в ряды правоохранителей? Да чёрта с два! Всеми силами будут сопротивляться такому. А если всё же такой закон продавят заинтересованные лица, то некроманты будут постоянно ходить под смертью от чужих рук, ибо никому неохота, что бы узнали про истинных виновников чьей-то смерти или отдали правосудие и приведения приговора в исполнение самому неподкупному судье и палачу - поднятой в виде мстительной нежити жертве.
   Интересно, а как бы выглядел аналог сериала "Улицы разбитых фонарей", если бы там в отделении был свой штатный некромант, выезжающий с экспертами на убийство? Наверное, примерно так.
   "И вот инспектор Дукалис, с мрачным выражением лица фиксирует в протоколе слова убитого, мысленно прикидывая как старый Мухомор будет выкручиваться, ведь по описанию, которое даёт мертвец, убийца похож на сына одной влиятельной в городе особы. А капитан Ларин ничего не думал, он просто смолил сигарету, смотря, как Славик Волков отгоняет всяких любопытных от места происшествия, которые тычут пальцами в сторону говорящего трупа, который поднял недавно включённый в их штат отделения некромант Сергей Ещенко. С приходом некроманта раскрываемость убийств разной степени тяжести значительно повысилась, но появились и другие проблемы. Уже к самому Ларину дважды подкатывали люди от парочки "авторитетов", предлагая просто огромные деньги за любые данные о некроманте, особенно их интересовало место его проживания. Дело в том, что некромант на работу не ходил и не ездил как все нормальные люди, а прибывал откуда-то порталом, что служило объектом зависти всех сотрудников отделения, ведь на транспорте получалась значительная экономия денег, да и времени тоже.".
   А ведь можно не только свежие трупы поднимать для допроса. Рано или поздно какая-нибудь светлая голова в разведке государства дойдёт до того, что неплохо было бы призвать пару душ опытных разведчиков и шпионов, что бы те проникли во все тайны вероятного противника. И ведь призовут с помощью штатных некромантов! Это выводит на третий пункт, который может принести проблемы.
   Пункт 3. Шпионаж и разведка.
   И пойдут призраки в посольства и консульства сопредельных стран, смотреть, что они там пишут и читают, и слушать о чём говорят. И услышат, и прочитают, и запомнят слово в слово, и доложат кому надо. И долго будут контрразведчики условного противника чесать затылки, выискивая утечки важной информации и возможных "кротов", пока их агенты не сольют информацию о деятельном симбиозе вражеской разведки с гнуснопрославленными некромантами.
   И начнут посольства и разведки всех стран выбивать новые статьи расходов и средства для них для защиты зданий ведомств от проникновения в них духов-разведчиков. Начнут думать о том, как завести своих некромантов с той же целью и для организации противодействия.
   Тут мой больной мозг и извращённая фантазия подкинули такой текст.
   "Маг Анненэрбе нанёс на стену краской последнюю руну, после чего сделав рукой непонятный жест, произнёс на латыни длинную фразу заклинания, в которой Мюллер понял отдельные слова, но общий смысл ускользнул. Посреди комнаты проявился призрак в шинели и будёновке с красной звездой.
   - Вот и ваш "крот", группенфюрер. - Сказал маг. - Зря вы в своё время пренебрегли рунами. А вот ведомство Шелленберга ещё в в 1939 году их установило.
   - М-да, похоже, я буду вынужден извиниться перед стариной Штирлицем. - Задумчиво сказал Мюллер, рассматривая призрака.
   - И не только извинится, группенфюрер! - Сказал тихо вошедший в комнату Вальтер Шелленберг. - Боюсь, что даже бутылкой коньяка вы не отделаетесь."
   И начнут вырабатывать меры противодействия. И одной из них будет привлечение на свою сторону всяких религиозный деятелей, который получив мзду, начнуть вопить - как это нехорошо заставлять работать людей ещё и после смерти, мол, покоиться с миром они должны, а не шпионить в виде духов и призраков на благо какого-то там государства. А богомерзких некромантов, благодаря которым это происходит нужно сжечь! А пепел снова сжечь, после чего то, что останется, развеять над пучиной морскою.
   И паства вслед за своими лидерами духовными начнёт тоже орать, что, мол, после смерти хотим спокойно в могилке лежать, а не камень дробить или шпионить в виде призрака за послом светлых эльфов. Врёте вы всё про эльфийскую экспансию и "жизненные пространства на востоке должны принадлежать трудолюбивым гоблинам"! И вообще, вы кладбища оскверняете!
   В общем, агитация против некромантов будет раскручиваться на всю катушку, очерняя их. Некроманты - парни суровые и жёсткие, потому против них будет использован любой "чёрный пиар", который только смогут придумать. Нападки со стороны представителей разных религий - это только начало.
   А там и политики купленные подключатся, вопя что-то невнятное о безработице, дороговизне магических ингредиентов для магических практик некромантов, хищениях из бюджета и отводе глаз. Особенно когда их возьмут на карандаш и начнут арестовывать, предъявляя обвинение в работе на вражеское государство, используя для слежки и сбора доказательств ту же нежить, против которой они так усердно топят.
   А ведь можно ещё привлечь призраков для патрулирования границ государства! Ночь для них самое то, любого нарушителя, крупнее майского жука почуют. И выдвинется на перехват группа высокомобильных скелетов с магострелами и Гончей Смерти в составе группы, собранной из костяков убитых врагом собак. Догонят врага и обезвредят, проведут допрос, а дальше всё согласно приказа - ликвидация на месте или передадут далее по инстанциям.
   Правда могут передать его малость помятым и покалеченным. Полевой допрос - вещь очень жестокая. Или получится так, что неживые пограничники не справятся с группой вторженцев, придётся вызывать подкрепление, а в его составе могут быть живые, которые в ходе боя могут получить повреждения и раны различной степени тяжести.
   И тогда кто-то из живых людей с большими вышитыми погонами скажет - "Некроманты сломали, некроманты и починят!". Это мы пришли к следующему пункту.
   Пункт 4. Медицинские практики некромантов.
   А действительно - могут ли некроманты лечить? Обычно утверждается что нет, но... Это проклятое "но"!
   Если хорошенько прошерстить фанфики и компьютерные игры, где есть некроманты, то можно с удивлением обнаружить, что таки да, некроманты могут лечить живых существ. Правда, учитывая их общую направленность, лечение выходит несколько специфическим... и не бесплатным. Причём платить нужно отнюдь не деньгами! А это как? Сейчас поясню.
   Сразу уточним кого именно лечит некромант - себя, дорого и любимого, или кого-то постороннего.
   Если себя, то можно использовать вампиризм - попить свеженькой крови или аналогично при помощи магии(заклинание, ритуал, руны) откачать на свои нужды энный процент жизненных сил от любого живого существа. Что так, что этак донор ослабнет и может загнуться.
   А если лечим стороннего человека или гуманоида, то вампиризм и прочие схожие методы переливания здоровья из одного сосуда в другой могут не проканать. Особенно если повреждения очень тяжкие, а переломы открытые. Тут уже нужно что-то помощнее. Например, принесение чего-то или кого-то в жертву. Мышь, курица, свинья, человек...
   Во втором случае мы имеем прямое ограничение некромантии - она не может ничего заимствовать из земного эфира или чего-то в этом роде, только опора на схожие ресурсы. Как говорил мессир Воланд - "Лечить подобное подобным". В зависимости от фантазии автора или разработчика размер тела и количество жертв может варьироваться в довольно широких диапазонах. Но обычно берут соотношение 1:1, то есть что бы вылечить серьёзно больного или пострадавшего человека, нужно в жертву принести тоже человека. Соблюдается некое равновесие и ничего не даётся просто так. Это всякие маги Света и прочих направлений могут воззвать к кому-то, зачерпнуть силы из мирового океана магосферы и лечить больного, не боясь навредить ни себе, ни ему. Они же пользуются заёмными силами, а некромант может располагать только тем, что есть у него самого и тем, что отберёт у других. Шо поделать, некромантия - магия суровая, в долг и кредит не даёт, оплата сразу и сейчас. Но и свою работу выполняет максимально эффективно, без проволочек и отступлений.
   Потому, если хочешь вылечить соседского ребёнка от смертельной болезни или боевого товарища от не менее смертельных ран, нужно иметь источник целительной энергии(или что там ещё будет нужно) в виде жертвы. Ну и место для проведения нужного ритуала, который посторонние не увидят, тоже не помешает. Вряд ли соседям понравятся крики приносимого в жертву существа, пусть даже и с самой благой целью, не говоря уже о том, что это будет у них на виду под окнами.
   В общем, если у нас есть жертва нужного размера и количества, то в принципе мы можем вылечить любую болезнь, устранить любые повреждения(врождённые или приобретённые).
   И потянулись к нашему некроманту безнадёжно больные, инвалиды войны и детства, увечные и не очень. В общем, все, на кого традиционная и народная медицины махнули рукой, посоветовав привыкать к земле. Если некромант будет брать за свои услуги божескую цену, а в качестве жертвы использовать всяких убийц, насильников и грабителей, то жить он будет хорошо. Правда недолго.
   Почему? Потому что другие врачи тоже хотят кушать хлеб с маслом и спать в тёплой кровати. А если конкурент в лице некроманта отобьёт у них часть клиентуры, переведя её в ранг безнадёжно здоровых, то у них мало того, что доходы упадут, так ещё и репутация поблекнет. А родственники и друзья принесённых в жертву затаят зло и при первой же возможности постараются отправить некроманта на тот свет.
   Потому о массовых практиках лечения через принесение жертвы придётся забыть. А лечить за счёт себя любимого... Ну не знаю, вроде как некроманты в частых приступах альтруизма замечены не были. Так что, скорее всего, такое лечение будет доступно только самым богатым и влиятельным. Или в ходе войны, когда под рукой пленные солдаты врага, которых может быть ничуточки не жалко. Или есть много-много животных. Пожалуй, вариант с животными самый оптимальный при условии, что есть где держать и выпасать их неисчислимые стада. Опять же - бонусом пойдёт торговля мясом и шкурами.
   Многие религиозные деятели тоже отрицательно отнесутся к лечению у некромантов. Они тут, понимаешь, распинаются и доказывают с пеной у рта, что только пост, чередуемый искренними молитвами, поможет исцелиться. А тут понимаешь, нечестивец-некромант пару свиней прирезал и вылечил сына местного барона, который так хорошо до этого жертвовал на храм единого, пресветлого, всемогущего и так далее по списку. И поток денег иссяк - сын выздоровел, причём без помощи всяких постов и воздержаний, так зачем деньги давать в прежних размерах? Хватит и одной серебряной монеты в неделю. А там и прочая паства задумалась - может не стоит так часто жертвовать на храм при болезни(и особенно до неё), а проще к травнику сходить, а если не поможет, то некроманту долю занести, оно как-то больше пользы выходит.
   Кроме того, некроманты могут оказаться напрямую врагами некоторых религиозных течений. Они ведь работают с мёртвыми, а значит, точно могут знать, что ждёт человека после смерти. Уже одно это ставит под угрозу существование некоторых догматов. А если призовут на допрос душу церковного служителя или иерарха, расспросить того о делах земных и скорбных? Та не дай боже! Сжечь некроманта, пока есть возможность!!!
   А если некромант для лечения детей практикует принесение в жертву преступников, то и вовсе всяким аферистам от религии поплохеет. Это ж прямое воздаяние за грехи тяжкие, искупление грехов и возможность войти в рай(или что там будет в его аналогах). Как же тогда стращать паству наказанием после смерти за грехи при жизни после смерти, отпускать эти самые грехи(причём не безвозмездно) и держать её в повиновении? Вон же у них живой пример перед глазами - некромант бандита с большой дороги, славного душегубством и насилием над девицами, на алтаре своём чёрном заколол в ходе богомерзкого ритуала, после чего все деревенские детишки разом выздоровели, у сына мельника рука, что в детстве отрезали, отросла, а у старшей дочери старосты грудь вдвое выросла! Не, ну как такое непотребство терпеть?! Надо обличать вдвое сильнее зло и требовать изгнания некроманта, пока он тут всё наше влияние не похерил!
   Опять же, не забываем, что некроманты могут быть хорошими знатоками строения человеческого тела. Этакие хирурги-патологоанатомы без диплома, но с огромнейшей практикой. Ибо оживить можно не только цельного мертвеца, но и его отдельную часть. К примеру руку или голову. Не, голова профессора Доуэля не по этой категории, вы не понимаете, то другое.
   Но в любом случае отличное знание внутренних органов, расположение костей и прочих мышц с сухожилиями даёт некромантам возможность использовать знания по анатомии человека для более точной диагностики болезни или повреждения. Соответственно и ритуал или заклинание можно более подходящее подобрать, с размерами жертвы определиться, может быть, там курицы вполне хватит, а может и целую корову нужно под нож пустить.
   Но как бы там не было, уже видно, что некроманты лекарям и проповедникам всяких религий есть опасные конкуренты за души и кошельки клиентов. Потому они будут всеми силами изничтожать таких конкурентов под корень.
   Но что бы уничтожать конкурентов-некромантов на более-менее законных основах, нужно обоснование творимому беспределу. Подумав немного, мафия от медицины и религии выставит такие требования:
  -- некроманты оскверняют могилы и тела мёртвых;
  -- некроманты разносят заразу(чуму, холеру и прочее), ибо постоянно возятся с трупами, а значит постоянно грязные, вшивые и вонючие;
  -- они безумны, завистливы и злопамятны;
  -- у некромантов нет медицинского образования;
  -- деяния некромантов противоречат той или иной религиозной доктрине, божьим заповедям, закону или указу короля от такого-то мохнатого года, народным обычаям и медицинской этике;
  -- некроманты не платят налоги в казну и церковную десятину, жируют на народные деньги, отбирают последние гроши у горемык;
  -- не ходят в храм по нужным дням недели.
   При желании ещё можно найти кучу поводов, что бы очернить некромантов. И где-то это удастся очень хорошо.
   Потому правитель или группа облеченный властью людей, решившая с помощью некромантов двинуть прогресс в отдельно взятом государстве, может столкнуться с нешуточными проблемами, вплоть до народных восстаний и мятежей благородного сословия при прямом участии всяких святых отцов.
   Но одного решения властей помочь некромантам будет мало. Некроманты сами могут пойти в отказ, если им не предложат кроме кнута ещё и достаточно вкусный пряник большого размера.
   Суть тут вот в чём. Если на некромантов до сих пор были гонения, вплоть до их физического уничтожения, то согласно простейшей логики, до момента, когда власть захочет принять под своё крыло некромантов, доживут только самые сильные и умные. Что приводит нас к парадоксальному выводу - некромантия хорошо влияет на логическое мышление. А прохождение через смерть и становление личем и вовсе отлично прочищает мозги.
   Потому что только в таком случае некромант может захватить и удерживать территорию, отбивая набеги от соседей. Безумная нежить во главе толпы, какой бы толпой подчинённых мертвецов она не владела, просто тупо сольётся в бою против организованного войска живых. Это аксиома военной науки: строй всегда побеждает толпу одиночек. Даже если это неживые одиночки, прущие толпой бездумно вперёд. Тактика боя против волны такого неживого мяса будет быстро найдена. А когда неживое мясо будет пущено под нож, придёт очередь и того, кого они прикрывали.
   Отсюда единственный верный вывод - некроманты умеют хорошо думать, умеют использовать свои неживые мозги по их прямому назначению, они дружат со здравым смыслом. Иначе они останутся только в строчках страшных сказок, преданий и мифов. А раз не остались... Вывод делайте сами!
   Потому будущей власти, решившей всё же поставить некромантов под свою государственную "крышу" придётся хорошо поломать голову на предмет вопроса "А какой же "пряник" мы можем предложить некромантам помимо "кнута"?".
   Голову над этим вопросом госчиновникам придётся ломать долго и нудно. Враньё некроманты если не почуют, то вычислят быстро. После чего о диалоге и готовности выслушать оппонента придётся забыть на долгий срок. Нужно будет подобрать предельно честные и рациональные аргументы, которые воспримут некроманты. Напомню ещё раз - разговоры будут идти с теми некромантами, которые выдержали тяготы жизни в виде гонений, репрессий, предательства, обмана и прямых столкновений, а значит, утопить в простом словоблудии суть разговора не получится. Некроманты будут скрупулёзно рассматривать и анализировать каждое слово переговоров, выискивая подвох и предательство. И если найдут, они в лучшем случае просто покинут переговоры, в худшем - оппоненты в виде различной нежити пополнят войско некроманта.
   Все эти истории и сказки про "ненависть некромантов ко всему живому" большей частью действительно сказки. В остальных случаях правдой будет что-то вроде этого:
  -- ошибка в ритуале воскрешения, в результате которой некромант теряет часть разума, памяти, души, отчего и ведёт себя не так, как нужно;
  -- ненависть к определённому сословию-кругу-касте-слою людей(или неких разумных) в социуме, которые уничтожаются при любой возможности, а молва людская множит смерти на тысячу;
  -- искусственно раздуваемый чёрный пиар, заботливо лелеемый спецслужбами государств, людьми вельмож и религиозных деятелей;
  -- принудительный контроль над магом-некромантом, которого сделали безвольной марионеткой и заставляют делать всякие ужасы;
  -- сугубо человеческий фактор под названием "Моча в голову ударила! Вместе с горшком!", после чего опьянённый полученной властью и возможностями некромант просто идёт вразнос. Увы, испытание властью и тем, что она даёт, проходят далеко не все.
   Но как бы там не было, если ты решил выступить против некроманта, будь морально готов к тому, что ты пополнишь его неживое войско и будешь сражаться против вчерашних соратников. Вне зависимости от того, какой будет некромант - безумец, рациональный лич или просто опьянённый властью живой человек. Игра не может идти вечно в одни ворота, чему другие некроманты и будут живым(или не очень!) доказательством. Доверчивый некромант - упокоенный(или уничтоженный с особым цинизмом!) некромант.
   В общем, как видно, становление некромантии на государственную службу будет сопровождаться нешуточными социальными потрясениями и катаклизмами. Не такое уж это и лёгкое дело. Потому многие власть имущие подумают, прочитают анализы(иногда даже и вполне беспристрастные!) и решат что ну его нафиг такой прогресс, пусть этим другие занимаются. А некромантов пусть гоняют кто хочет, всё польза - не будут заговоры против власти плести и козни существующему строю делать. Этакий социальный громоотвод и занятие для всех с активной гражданской позицией.
   Но тут может всплыть неожиданный фактор - самоорганизация некромантов. Не верите? И зря!
   Скорее раньше, чем позже некроманты поймут, что толпою отбиваться от наседающих вражин легче и дешевле. После чего станут сбиваться сначала в небольшие группы, потом эти группы сольются в отряды, а там и до армии рукой подать. А от организации армии до объявления нового государства на захваченной территории один шаг. Или не обязательно захваченной. Вдруг есть ничейная территория, к примеру, материк за океаном. Или безлюдные горы. Или огромная-огромная пустошь где-то на крайнем севере.
   Будут туда отходить некроманты, закрепляться и создавать своё некромантское государство. Вообще, самоорганизация низов - кошмар для любой власти, как бы она не утверждала обратное. Организованных в какую-то структуру людей тяжелее грабить и обманывать. А самоорганизация магов-некромантов с последующей трансформацией в государство - это кошмар в кубе. Если такое допустят - пиши пропало. Память у некромантов хорошая, и рано или поздно они припомнят всё, особенно тем, кто слишком рьяно их гонял и притеснял. У государства для этого ресурсов будет поболее, чем у отдельных людей или групп. Потому либо всех под нож, либо возглавить то, что нельзя предотвратить. То есть поставить некромантов под своё командование.
   Что опять же приводит нас к вопросу - что делать? И как сделать, что бы некроманты стали на сторону действующего государственного строя и выполняли хотя бы на треть его указы и законы?
   Соберутся государственные мужи за круглым столом, посовещаются, поспорят, а в споре и родится истина, которая будет выглядеть примерно так:
  -- некромантия будет узаконена и введена в какие-то юридические рамки;
  -- некромантам дадут те же права и обязанности, что и остальному населению государства;
  -- некромантия как наука будет поддерживаться финансами и ресурсами;
  -- вся законопослушная разумная нежить должна быть защищена законом;
  -- за преступления некроманты отвечают перед законом на общих основаниях, хотя некоторые исключения могут и быть(та же самозащита или нарушение финансовой деятельности);
  -- во время войны некроманты становятся в ряды защитников родины и отчизны;
  -- если некроманты станут частью госаппарата, то при условии что религия отделена от светской власти, религиозные деятели не лезут к некромантам с разной ерундой;
  -- некроманты должны быть верными существующему государственному строю, а не плести интриги и заговоры против него(возможно обыграть принесение магической клятвы на крови или что-то вроде этого);
  -- все существа, чьи преступления доказаны и подтверждены, могут быть выкуплены(забраны, сданы) на зловещие и ужасные эксперименты с целью развития отечественной некромантии.
   Возможно, ещё что-то добавится, а что-то уберётся. Но в любом случае будет выработано решение и подобраны аргументы, устраивающие обе стороны.
   Понятно, что всё гладко сразу не будет, но, по крайней мере, стороны услышат друг друга и сделают попытку протянуть навстречу друг другу руку дружбы.
   То, что по этим рукам попытаются ударить, можно не сомневаться. Не всем людям придётся по нраву такое радикальное прогрессивное начинание как "некроманты на государственной службе". И нелюдям тоже!
   Кстати о них, нелюдях этих! Ведь если авторы фанфиков и разработчики компьютерных игр допускают существование иных видов гуманоидных рас, то среди них тоже возможно появление особ с даром поднимать мёртвых себе на службу. Или наоборот, полный запрет. Например, почти всегда эльфам ставят запрет на некромантию, если только не делят их на тёмных и светлых, где на тёмных эльфов запрет на некромантию не распространяется.
   Но казалось бы, какое дело всем этим нелюдям(эльфам, оркам, гномам и так далее) до некромантов, тем более тех, которых какое-то там государство хочет поставить себе на службу? Ну не скажите... Ещё как есть дело!
   К примеру нежить может жить(или существовать, это смотря с какой стороны и точки зрения смотреть!) ничуть не меньше чем те же долгоживущие(или бессмертные) эльфы. Например, лич или вампир. Уверен, такая альтернативная ветвь жизни эльфам малость не понравится. Хотя бы по той причине, что может нежить, прожившая не одну сотню лет, выступить как свидетель в каком-нибудь локальном, но очень важном для какого-нибудь конкретного эльфа вопросе со свидетельством не в его пользу.
   Гномам может прийтись не по нраву неуступчивость нежити в торговых вопросах. Живое упрямство против неуступчивости нежити вполне может развязать не одну войну, как торговую, так и горячую, когда пылают города и на полях сражений сходятся огромные армии.
   Или вдруг выясниться, что по голой физической силе нежить не уступает тем же гномам и оркам, на равных соревнуясь с ним в фехтовании тяжёлыми мечами-цвайхандерами или фламбергами. Или поднимая тяжеленые камни на спор.
   А ещё на нежить может не действовать природный дар эльфов - внушать людям доверие к любому эльфу. Или очаровывать. И полностью игнорировать ферромоны дриад, которые отключают мозги любому представителю мужского пола вне зависимости от возраста. И полностью игнорировать прочие преимущества иных рас, которые так хорошо воздействуют на жалких людишек, гномишек, эльфишек и тому подобных.
   А демоны злобно скрежещут зубами, ибо каждый представитель нежити разумной - это душа, потенциально избежавшая их когтей. От них не отстают ангелы, возмущённо хлопая крыльями, для которых душа выбравшая путь существования в теле нежити чуть ли не личное оскорбление, как же - пренебрегли небесными чертогами(хотя и геенной огненной тоже!). Надо же, свой, третий путь нашли! Да как же можно отвергать порядок, демиургом установленный?! За такое будут карать!
   Потому представители нелюдских рас тоже активно включатся в травлю и уничтожение некромантов, пусть даже не прямо, а поддерживая денежками и магией разные людские организации вроде религиозных сект или рыцарских орденов.
   В общем, как не кинь - всюду клин. Свои люди не примут некромантию, потому что она может вдруг высветить неприглядные моменты их жизни, которые настоятельно не рекомендуется выставлять на всеобщее обозрение. Чужие люди будут против, потому что некромантия может ударить их сначала по карману, а потом и по морде, когда они с возмущением полезут куда не нужно. Сторонняя нелюдь будет против некромантии, потому что она уравняет силы и нивелирует некоторые природные особенности нелюдских рас.
   Государство, рискнувшее сделать ставку в стратегической перспективе на некромантию, может вдруг резко выйти на первое место в экономической и военной гонке, что очень сильно не понравится другим претендентам. И они приложат все усилия, что бы задавить в зародыше такую ситуацию, пока некроманты при поддержке государства не набрали достаточную силу, что бы дать по зубам любому агрессору.
   Конечно, всё это возможно только в том случае, если:
  -- автор фанфика или коллектив разработчиков компьютерной игры придерживается хоть какой-то толики здравого смысла;
  -- допускается, что некроманты могут быть вменяемыми и рациональными вне зависимости от своего состояния(живой или мёртвый);
  -- хватит силы воли отступить от навязанных штампов о некромантах.
   Кстати, о штампах! Такой штамп как "некромант постоянно ковыряется в трупах" вполне допустим. Мало ли какие патологии есть у мертвеца или как на мёртвую ткань трупа оказало воздействие новое заклинание или экспериментальный ритуал. И штамп "от некроманта всегда тянет смертью" тоже возможен. Что поделать, он работает напрямую с Магией Смерти(или как это ещё обзовёт фантазия фикрайтеров и разработчиков), что сказывается на его возможной ауре или духе.
   А вот штамп "всех убью - один останусь" отдаёт бредом, хотя тут тоже есть своё исключение. Это я о контроле над некромантом, который вынужден делать то, что скажут даже против своей воли, будучи управляемой марионеткой. Для создания образа некромантов как любителей бессмысленных убийств и маньяков самое оно.
   Потому если всё же принято решение использовать какой-то штамп из арсенала о некромантах, стоит сесть и хорошо подумать - а как это обосновать и так ли он нужен? Иначе может получиться глупая ситуация, которая испортит впечатление от игры или чтения фанфика.
   На мой предвзятый и пристрастный взгляд имеют право на существование такие штампы о некромантах:
  -- боязнь некромантов некоторыми животными, которые чуют от них смерть;
  -- прямое обращение некромантов к той сущности, что олицетворяет смерть(богиня смерти, шинигами, дух смерти, жнец, бог смерти и так далее);
  -- некромант не боится убивать;
  -- некромант своим присутствием может негативно влиять на некоторые виды растений;
  -- некромант, будучи нежитью, может иметь очень отвратный вид;
  -- некромант следует правилу "на вкус и цвет товарищей нет";
  -- некроманты предпочитают блондинок :-) ;
  -- некромант очень уязвим к каким-либо металлам, природным явлениям, растениям, не имеющим к магии никакого отношения. Ну, например, непереносимость серебра, слабость от аромата орхидеи и невозможность войти в проточную воду реки и ручьёв. В общем, есть свои слабые и уязвимые стороны, наложенные миром или природой через волю автора или разработчиков;
  -- потрошение трупов в ходе научных и магических экспериментов;
  -- какие-то ярко выраженные таланты или их полное отсутствие.
   Можно ещё что-то добавить или наоборот, вычеркнуть. В конце концов, всё будет зависеть от воли и таланта автора фанфика или коллектива разработчиков(в их случае ещё и от финансирования процесса разработки игры).
   Но какой же будет окончательный вывод из всей этой писанины? А он будет такой - некромантию поставить на службу государству в фанфике или игре вполне можно, но никто не говорит, что это будет легко. Это будет адски трудно, будет серьёзное противодействие со стороны различных лиц, групп и целых слоёв населения, сопредельных стран и нелюдских рас. Но трудно - не значит, что невозможно.
   И потому многие авторы интуитивно чувствуя эти сложности предпочитают идти проторенной дорогой, лепя некроманта по устоявшимся штампам как безумного мага и злодея, алкающего власти над всем миром и превращения оного в некрополь, чем показать, как некромант пробивает себе дорогу в жизни и обществе, решая проблемы, подобные тем, на которые я указал. Сложно, скучно... и непривычно. Потому, даже не раздумывая, идут по пути наименьшего сопротивления, пользуясь старыми штампами и наработками. И вообще, что это за ересь - вменяемый некромант, пашущий за твёрдый оклад в следственном отделе или цеху по шлифовке мраморных плит, любящий живых женщин и кормящий бурундука с руки? Этого не может быть, потому что просто не может быть.
   Но ты, читатель, который смог одолеть этот абсурдный и нелепый текст до конца, можешь попробовать хотя бы с самыми минимальными шансами на успех запилить свой фанфик или компьютерную игру о некроманте, представляющим собою просто винтик или шестерёнку государственного аппарата. А уж куда ты его пристроишь - армия, промышленность, разведка, правоохранительные органы, медицина - то решать тебе. А я просто обозначил возможные пути, показав, что такое возможно.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"