Лекции по общему языкознанию
Волков
17.03.03
Общение, слово
1. подготовлено
2. произнесено
3. неизвестно до этого адресату.
Фактура речи - ?
В условиях диалога каждая последующая реплика опирается на предыдущую, частично ее воспроизводит. Этим человеческая речь отличается от животных.
Следовательно, диалог. отношения регулируются типологией восприятия.
Вопрос: в любом языке мира существуют вопросы "что", "какой", "почему". Следовательно, вопрос - побудительная реплика, побуждающая форму
повествования ответов.
Коммуникативные речевые формы:
"Что" - описание
"Какой" - повествование
"Почему" - ?
Любой диалог ввключает монолог. реплики. Любое сообщение продумывается: 1) мы находим (Схема 1) предмет речи, внутренне его развертываем (от диктума к модусу), решаем, как мы оформлим для собеседника смысловой субъект речи. Следовательно, понятия "слово внутр." = мышление, и "слово внешнее".
1. изобретение
2. расположение
3. выражение (locutio)
Что мы приспосабливаем:
- громкость
- темы
- членение (паузы)
- интонация.
Мы слышим себя. Животные не модулируют свои сигналы сознательно. Мы отделяем знаки от среды.
- сигнал (знак)
- шум
- помеха.
Необходимо, чтобы говорящий и слушающий имели общую цель, минимум знания, интерес.
1) зачем мы общаемся? Чтобы получить некоторую информацию.
2) Диалектический диалог - чтбы объяснить ситуацию.
3) Обучительный диалог.
4) Соревновательный диалог (отбор по речи).
5) Совещательный диалог.
6) Управляющий диалог.
7) Общий диалог (бессмысленные слова, не преследующие управляющих целей - знак контакта: я здесь).
Типы культуры устной речи:
1. диалог
2. молва (сообщение о текущем событии в пределах речевого коллектива)
3. фольклор (воспроизведение формы слова - правила, нормы и образцы для 1 и 2).
В основном лексическая система содержит свод правил..
1) слушать важнее, чем говорить.
2) отделение интонации от личности собеседника.
3) оценка личности собеседника.
4) анализ речи:
- уместность (отношение к моменту, цели и правилам, в т.ч., вежливости)
- логичность, внутренняя последовательность
- целесообразность, наличие замысла у партнеров
5) ответ, в зависимости:
- от своей выгоды
- от принадлежности собеседника
Мифологические правила формируют знаковые системы (с помощью знаков язык назначает и истолковывает все другие знаки - потому он универсален)
Схема 2.
1. Прогноз.
- знамение (единичный знак, смысл неясен, интерпретация свободна)
- примета (вероятно повторение, событие А В, формируется логика)
- гадание (искусственная знаковая система на основе примет, сопоставляет нормативную логики с вероятностьностной).
2. Мусические искусства - описывают картину мира в отношении ко времени (?)
- музыка (временная закономерность, хронотоп)
- танец (включает хоровод человека в музыку)
- изображение/ рисунок (пространственная картина, отвлечение от времени)
Связаны между собой. От танца к музыке и от танца к рисунку.
3. Практические искусства.
- утварь (=рисунок) (знаки-предметы; утварь организует наши действия)
- архитектура (=музыка) (образ реальности, устройство ойкумены)
- костюм (=танец) (система знаков, которые организуют индивидуальность человека как принадлежащего социуму)
4. Управление.
- ориентиры
- сигналы
- команды
В письменной словесности первое разделение:
грамотные - неграмотные
те, кто пишет и читает - те, кто читает
прифессионализация умственного труда, управляющий класс - писцы-жрецы (Египет, Вавилон и т.п.), они выполняют все управляющие функции.
Автор - писец - читатель
Возможно сохранение знания - нормативы языка.
Будучи неграмотным, я не отличаю человека от его речи, слова как абстракцию от предмета. Слово = абстракция.
Греческий и латинский культ.
1. Письменная речь
1.1. Надписи
1.1.1. эпиграфика
командно-управляющая система:
ориентиры, знаки, членение территории, история коллектива
1.1.2. знаки меры
1.1.3. нумизматика
1.2. Письменность (специальными инструментами на специальном материале)
1.2.1. сочинения (палеография)
литература, эпистолы
1.2.1.1. философия, знание
это специфика и-е, у них есть философия вместо письменного Священного Писания. Свящ. Пис. - это все нормы и жанры речи, систематизированные и данные в историческом порядке. Канон как письменности, так и морали. Преобразует фольклорные правила, выходит на фольклорную этику (противопоставление Нового и Ветхого Заветов).
1.2.1.2. право
1.2.1.3. история (фиксация фольклора)
1.2.2. документы
фактическая жизнь общества:
акты, договоры (диалог), распоряжения (последовательный диалог), удостоверения личности. [дипломатика]
2. Устно-письменная речь
2.1. Оратория (движение от истории и права)
2.1.1. совещательная (будущее) -> польза
2.1.2. судебная (прошлое) -> справедливость
2.1.3. показательная (настоящее) -> о прекрасном
2.2. Художественно-поэтическая (культура)
2.2.1. эпос
2.2.2. лирика
2.2.3. драма
Информационная революция (начало эры)
1. наличие канонического текста, который должен сохраниться при переводе (разделение на переписчиков и толкователей). Текст распространяется в большом числе одинаковых экземпляров
Свиток сменяется кодексом, появляется гипертекст
- оглавление, сами главы, страницы, стихи
- глоссы
- легко оперировать, текст утрачивает линейность
!Августин был поражен, увидев Амвросия Медиол. читающим про себя!
2. система догматических текстов:
- Священное Писание
- экзегетика (толкования)
- догматика
- апологетика (полемика)
- гомелетика (проповеди) 1. учебная речь 2. пропагандирующая речь
речь с продолжением, ориентированная на постоянную аудиторию: слово (монолог)/ беседа (диалог)/ поучение (много человек)
Новый тип письма:
минускул (в 4 линии) в отл. от унциала (в 2 линии)
eqtaoum стенография
3 типа сокращений в латинском:
- суспенсия (середина выбрасывается)
- контракция (обрезается окончание)
- номина сакра (шифруется)
3 типа письма
- устав (каллиграфия)
- полуустав (обычное письмо) - современное письмо
- скоропись (деловое, одноразовое письмо)
24.03.03
Документ - предназначен для обязательного чтения (в отл. от литературы). Текст документа построен так, чтоб пониматься однозначно.
I.
1. адресация (формуляр)
2. преамбула - по поводу чего
3. изложение содержания
4. завершение/ резолюция - прошение, мотивы
5. подпись + обращение
6. число
II. клаузула
Эпистола - 1) личная 2) деловая (документ, может влечь юридическую ответственность и обязательно - формуляр)
Для поучения существуют "письмовники". Современная переписка в Интернете очень интересна, т.к. любой большой стиль зарождается из переписки (стиль Возрождения - от Петрарки, Карамзин - Пушкин). Там в узком кругу внутренний шифровальный язык - интересно сравнить с типами внешнего письма.
Печатная словесность.
Гуттенберг, первая пол. 15 века.
Формируется новое сознание национальные языки. Появление связано с информационными технологиями. При устной речи - разделение... умственно оплачиваемый (писатель, переписчик) и умственно неоплачиваемый (читатель) (?).
Д.С.Лихачев. Текстология.
Рукописное произведение создается в течение всего времени, что оно переписывается. Как только текст перестают переписывать и начинают печатать, это прекращается возникает понятие литературного авторства с личной ответственностью за текст (т.к. он продается пропорционально интересу читателей).
Рукопись - это мат. носитель (!).
- можно украсть (плагиат)
- можно написать что-либо, вредное для общества (цензура)
- можно исказить канонический текст.
Цензура - двигатель культуры. Появляется научная художественная литература и журнальная публицистика. Это разная степень авторской ответственности.
Например: Памфлеты (Паскаль, Бомарше) - цензура сажает автора за оскорбления. Инквизиция - расс. научные произведения. Так, Галилей в академии Данте читал лекции на итальянском языке (размеры ада с помощью циркуля) - он умел рассчитывать объем. То есть он вычислил объем ада и количество грешников. В общем, предмет был плох, а делал он это не на ученой латыни, а на итальянском языке. А Бруно писал на народном языке, что надо быть язычником - сожгли. По сути, это был памфлет, но этого не поняли. Рабле - художественная литература. Это юмор на тему классических риторических упражнений. Тупо, но похабно. Но посадить не за что.
Цензура возникла в университете века за полтора до книгопечатания. Профессор делает краткое изложение summa и имеет учебник. Читать должен по латыни и обязуется не диктовать, т.е. студенты должны иметь учебник. Преподаватель не читает, а толкует - понятия и свои умозаключения в определенной форме, желательно силлогизмами. А книга, "экземпляр", лежит в библиотеке + отпуск (тетради). Любой студент переписывает свою тетрадку (часть оригинала) на всех, а потом меняются. Но экземпляр должен быть крайне точным существует корпорация переписчиков с цензурой во главе.
Потом цензурой стали заниматься доминиканцы (отбор книг).
Возникает научная литература на новых языках. Средневековая литература была, в основном, энциклопедической, то есть не делилась по видам (физика: метафизика, физиология, математика). Любой текст опирался на предыдущие, ссылался друг на друга.
А теперь появились библиотеки, а там рубрикатор.
Мерсен (Фр., 1630-е гг.) "невидимый коллеж". Ему слали письма ученые, а он - им, создавая обмен информацией. А потом после его смерти стал издаваться журнал с письмами и полемикой - по рубрикам. Просто нужно было систематизировать научное изложение как литературную традицию.
В Германии новые университеты (начало 18 века). Лейпциг, Берлин. Гимназия (тривиум)...
Профессиональная наука, конкурс. Экзамены.
Средняя школа складывалась по-разному. Язык науки до середины 19 века - латынь. Хорошее знание латыни дает гимназия. Также сущ. "кавалерские школы", или "лицей" - учат на национальном языке (поэзия, документы, манеры, поведение) - 17 век.
После 17 века национальный язык распространяется (французская литература, философия от Декарта). Изучают франц. язык - в отношении к латыни и иностр. яз. как язык национальной литературы. Теоретическое представление - Арно, Ланскло - "Всеобщая национальная грамматика", "Логика, или искусство мыслить".
Грамматика изучает человеческий язык как таковой, т.е. все языки означают мысли, кот. логически принадлежат семантической общности. Существует 8 частей речи, простая пропозиция (Nom - главный). Все категории общие - а различаются языки способами выражения (de = Gen).
Эта грамматика дополняется логикой, т.к. простое предложение строится по грамматике, а сложное - по логике. (энтинема - предложение с опущенной посылкой).
"Риторика, или искусство говорить". Обоснов. ту идею, что знаки обозначают мысли, эмоции и воля - соответств. стили (в т.ч. в историческом развитии), классификация звуков, правила стихосложения и риторики.
Эти книги были по всей Европе как основы образования и классицистического стиля.
Художественная литература тоже из рационалистического стиля и науки о языке (Буало), рационалистический стиль художественного слова определяет типы жанров (не равно нормам салонной беседы, переписки, поэзии!!)
Новый документ тоже выравнивается по новым нормам рационалистической дипломатии и права. Так под новой печатной литературой ежит рукописная словесность, только перестроенная. В конце 19 века - начале 20-го появляется новая фактура речи.
Массовая коммуникация
1. Газеты, массовая информация, реклама
- создание текста производится коллегиально
- информирование населения о текущих событиях
- существует рубрикатор, тоже плод коллективного творчества, это описание мира. Новые материалы попадают в рубрики.
- используется одноразово - а достать старую? "Правда" за 39-й год была в спецхране --политическая позиция меняется.
- за счет чего живет газета? реклама. И это определенная идеология
- сама по себе газета не является фактом культуры (а является рубрикатором, т.к. он воспроизводим, хотя и меняется)
- любая газета состоит из логически не связанных материалов. Они связаны:
а) рубрикатором
б) ключевыми словами (спецслова, полторы сотни массовой коммуникации) - символич. зонтик - он слегка плывет, а работает на конкретных примерах - сущ-ет квазиличность, идеологический лидер. крупная фигура, фигурант PR-акции, обладающий весом в области (интеллект - Сахаров). Они меняются стилевое движение.
Кроме того, газеты существуют не по отдельности, а в комплексе. Это элементы одной системы, которая в новостных частях управляются информационными агентствами аудитория живет в едином символическом зонтике. Все газеты обязаны освещать популярную тему, причем определенным образом должны толковать. Так же, но чуть иначе.
Индивидуальный стиль:
среднее толкование более-менее отличается по объему, по времени, по модальности. Поэтому эта система управляема источникми информации. Аудитория достигается поэтикой газеты. Ее читают по диагонали и по заголовкам. Они не отражают содержание, но привлекают. И создают поэтический стиль.
31.03.03
Состояние системы и теории языка определяются составом словесности и актуальных требований языковой практики.
Схема 3
1. Устная словесность (бесписьменная).
С появлением письменной словесности объем вырастает. При этом устная система слова сохраняется, приобретая иное качество: в центр языкового представления ложится письменное слово (изменяет языковое сознание грамм. (чит./ чит.+пис./ неграм). Читатель+писатель: языковой знак в сознании другой, чем у неграмотного.
Иероглиф: что-то, похожее по звучанию + детерминант + определенные звуки.
Грамматическое искусство описывает язык, разбитый на грамматические категории, или (у изолирующих языков) словарная организация по графическому принципу составления иероглифов, или "словарные рифмы" (это гласный - д-база, а-рифма, о-кратк/полугласный/нуль звука 4 тона, тон определяется согласным по дополнительной дистрибуции).
Теория высказывания (пропозиции) - это законченная речь, делится на монолог и диалог.
Простое высказывание содержит 1 предикативное ядро. 4 частеречных категории (греч.) - имя/нарицание, местоимение, глагол, частицы.
В грамматике Варрона деление: склоняемые, спрягаемые, согласные, неизменяемые. 8 частей: имя, местоимение, глагол, наречие, причастие, союз, предлог, артикль.
У любой части речи:
- пафос - форма изменения
- эйдос - неизменяемая часть
- отношения с другими словами.
Учение о соллипцизмах (синтаксис) - о сочетании частей речи.
Рассматриваются парадигмы по употреблению слов у хороших авторов 2 течения:
1) аналогизм
способы изменения есть признак не слова, а класса, свойство как часть класса (по значению) д. подчиняться.
2) аномализм
3-4 вв., Алекс. Каждое слово обладает особым значением, этимологией и парадигмой.
В грамматике - Варрон и потом Присциан - они сочетаются, пока не вырабатывается система правил и исключений. (Примерно с 6 века вводятся в стандарт грамматического описания языка).
Т.о., грамматике должны обучать человека, в т.ч. грамотно строить предложение (на основе классического образования - поэтика, история, философия, оратория). После того как он понял грамматику, идет логико-риторическое образование = умение строить сложное высказывание (вместе - тривиум).
Положение высказанное обязательно спорно (иначе незачем говорить). Ему м.б. противопоставлено отрицание. Надо разработать аргументацию в поддержку, т.е. привести доводы, убедительные для оппонента.
Топы (общие места):
1. самоочевидное (категории) - что есть, то есть
2. менее очевидное - для людей образованных и т.п.
Например: Успех есть следствие добродетели.
Топы являются посылками заключения.
Например: Человек есть смертен (топ). Сократ - человек. Сократ смертен (заключение).
Логические топы:
Часть целое, предыдущее последующее, род вид
Из них и получаются категории грамматики. Так как в умозаключении используются синонимы, антонимы, это влияет и на лексическую систему.
Поэтика
В 5-6 вв. после развития неоплатонизма + квадрив. + 7 свободных искусств.
"Брак Меркурия и Филологии" (первый - практический ум, вторая - логическое и словесное искусство).
Слово и число представление о соотношении знаков (словесных, числ.. музыкальных, чертеж).