Начало этих записок надо читать в тексте "Длинное лето 2006". Это лето оказалось настолько длинным, что его описание превысило допустимый размер файла. Поэтому окончание этого лета пришлось перенести на глубокую осень в отдельный файл.
4. Ноябрь - для себя.
Наши гости разъехались. Мы свой долг хозяев исполнили. Теперь настало время что-то предпринять для себя. И повод для этого был. Мы получили приглашение от Стеллы, Валиной и Лериной подруги детства, посетить Штуттгарт, где еще ни разу не были. Не бывали мы и в Нюрнберге, который относительно недалеко от Штуттгарта. Поэтомы было принято решение, совместить эти две цели в одной поездке. Заказали по Интернету билеты до Штуттгарта и обратно. Расчетное время пребывания в гостях 3 дня. И вот мы в скоростном поезде по пути в столицу земли Баден-Вюртембург.
Описывать путь из Кельна в Штуттгарт нет необходимости, так как это уже сделано в начале этих записок. Поэтому используем время поездки для знакомства с историей и основными достопримечательностями города.
4.1. Штуттгарт
Штуттгарт расположен в котловине, обазованной реками Незенбах и Некар. Город имеет речной порт, ж-д вокзал и аэродром в удаленном на несколько километров Эхтердинге. Это большой торговый и индустриальный центр, окруженный виноградниками на склонах гор. Важнейшие отрасли производства автостроение (Даймлер-Бенц и Порше), электроника, точное приборостроение, машиностроение, текстиль, напитки, химия, металло- и деревообработка. С многочисленными издательствами город является значительным центром книгопечатания, прессы. Важной отраслью является международное сообщение и его обслуживание. В Штуттгарте помимо правительственных учреждений земли Баден-Вюртембург находятся и федеральные службы, такие как Монетный двор, Государственный суд.
В городе 2 университета, основанные в 1818 и 1967 годах, Государственная высшая школа музыки и театра, Государственная академия художеств, Промышленная академия, Высшая школа печати, техники, управления и библиотечного дела. В Штуттгарте находится Исследовательский институт авиации и космонавтики, Федеральный Исследовательский институт питания, Институт Макса Планка по изучению физики твердого тела и металлов. Имеется ряд музеев (Краеведческий, где можно увидеть регалии Вюртембергских королей, Государственная галерея, где собраны полотна от средневековья до наших дней, Музей Даймлер-Бенца, Этнографический музей, Музей Виноделия).
В городе имеется несколько театров, в том числе Государственный театр с известным Штуттгартским балетом, Театр марионеток, большой Концертный зал. Имеется знаменитый Штуттгартский зоопарк Вильгельма. Не смотря на большие разрушения во время 2-ой Мировой войны в городе сохранился целый ряд архитектурных ансамблей. Перечислять их нет смысла. По ходу прогулки по городу мы с ними познакомимся.
История города начинается с 10 столетия. Согласно преданию в 950 году герцог Лиудольф фон Швабен в долине реки Незенбах построил конюшни (Штуотгартен - от слова Штуте - кобылица). Отсюда город и получил свое имя. Поселение, разрастающееся на этом месте, находилось в тени Каннстатта, римского города-крепости. В 13 столетии Штуттгарт получил права города от маркграфов фон Баден - западных конкурентов Вюртембергских правителей. В 1320 году Штуттгарт превращается в резиденцию графов Вюртембергских. С 1495 и до 1803 года - столица и резиденция герцогства, а с 1806 года - Королевства Вюртембург. Короткий период с 1718 по 1734 годы город теряет значение столицы, которую герцог Эберхард Людвиг переносит в Людвигсбург. Герцог Карл Евгений возвращает Штуттгарту его столичное положение, которое усиливается еще увеличением территории Вюртемберга во времена Наполеона и сразу после его поражения. В 19 столетии город быстро расширяется и развивается. В 1883 году Готфрид Даймлер проектирует и строит в Бад Канштатте высооборотный бензиновый двигатель, который дает начало развитию автопромышленности, которая и определила индустриальное будущее Штуттгарта.
После 2 Мировой войны Штуттгарт быстро развивается в значительный промышленный центр Германии. В 1952 году он становится столицей объединенной земли Баден-Вюртембург. Более подробно об этом я писал в своих записках о поездке по горной Швейцарии и Шварцвальду. Сейчас Штуттгарт значительный промышленный, торговый и культурный центр Германии с населением порядка 600000 чел.
Пока мы изучали историю города наш экспресс продолжал свой путь. И вот главный вокзал Штуттгарта. Первое, что бросается в глаза, массивное здание Земельного банка Баден-Вюртемберга. Мы всматриваемся в лица людей на пероне, проплывающем перед окнами вагона, пытаясь угадать в толпе народа встречающую нас Стеллу. Сказать, что мы давно не виделись, это значит ничего не сказать. То, что я не видел Стеллу более 30 лет, можно утверждать с уверенностью. Мы, правда, незадолго до поездки увидели фотографии ее и ее мужа, которые были сделаны Зориком во время их визита в Штуттгарт. Поэтому уверены, что узнаем ее. Выйдя из вагона и не встретив никого, двигаемся к выходу. И тут замечаем Стеллу и ее мужа Виктора, которые протискиваются против потока людей, стремящихся к выходу. Радостная встреча, при которой как бы исчезли те годы разлуки, которые пролегли между нами. С первых фраз установилось полное понимание, как между старыми друзьями.
На площади перед вокзалом наши хозяева показывают главный ориентир, по которому мы можем всегда определится, - это башня вокзала с часами. Ее видно почти со всех мест в центре города, а именно там и живут Стелла и Виктор. Мы хотели бы сразу начать со знакомства с городом, но время обеденное и нас обед ждет. Все же принимается компромиссное решение, идти сразу домой, но пешком.
Мы начинаем нашу прогулку по Кёнигштрассе (Королевская улица). Как и в большинстве современных городов это улица сплошных магазинов, больших и очень больших, маленьких и совсем маленьких, а также ресторанов, кафе, закусочных. Вся улица является пешеходной зоной и толпы народа фланируют вдоль неё. С архитектурной точки зрения мало интересного, прямоугольные коробки, стекло, бетон, метал.
Местами встречаются отдельные элементы "малой" архитектуры, небольшие скульптуры, барельефы. Как рассказывает Виктор, эта архитектурная среда довольно живо меняется во времени. Многие здания перестраиваются, меняя не только свой внешний облик, но и назначение. Строительный бум.
Кёнигштрассе выходит к широкой площади, Здесь справа большое здание с протяженной колонадой, напоминающее какой-нибудь дворец в классическом стиле. Но это тоже магазин, но большой.
Слева стоит памятник , который Виктор всегда принимал за первопечатника Гутенберга. Но это оказался нам неизвестный то ли князь, то ли граф в одеждах средневекового патриция с шпагой, имя которого, кажется Христиан.
На цоколе памятника литые барельефы со сценами из жизни, видимо, того же Христиана. Посередине площади большой фонтан, на подобие римского на площади Испании. Здесь же на площади развернулся предрождественский рынок с искусственным катком. За площадью на обступающих ее холмах живописная панорама города, карабкающегося вверх. Вдали на какой-то башне золоченая фигура, кажется с крыльями.
Сворачиваем с Кёнигштрассе в боковую улочку и выходим к Старому Замку.
Это одно из немногих старинных сооружений, оставшихся после "основательных" бомбардировок англо-американской авиацией города в 1944-1945 годах. Замок был построен, как крепость, окруженная водяным рвом, в 13-14 столетиях. Впоследствие он был существенно расширен в 16 столетии. Сейчас добраться до замка можно просто по булыжной мостовой без необходимости преодолевать водные препятствия. Со своей круглой башней, кирпичной кладкой стен, поросших плющем Старый замок выглядит внушительно и "средневеково". Есть на чем остановить глаз. По дороге встретили мы и памятник Шиллеру.
Вюртембержцы очень чтят своего земляка, классика немецкой литературы, одного из самых ярких представителя романтизма, эпохи "Бури и натиска". Надо полагать, что сам Шиллер не платил взаимностью своей родине. Будучи насильно отправлен герцогом Вюртембергским на военную службу, он вынужден был тайно бежать из Вюртембурга и для своего герцогства он был просто беглым дезертиром. Теперешняя любовь к Шиллеру в Баден-Вюртембурге напоминает эксплоатацию имени Моцарта в Зальцбурге, который тот ненавидел, или поклонение Колумбу в Испании, где он умер в тюрьме.
Мимо здания Ратхауза с прямоугольной башней с часами
выходим к широкой улице. За ней видна Лоренцкирхе, церковь св. Лоренцо с желтыми стенами и прямоугольной колокольней с острым шпилем.
Рядом с этой церковью и живут Стелла с Виктором, а напротив окна Штутгартской филармонии. Так что если вы хотите знать, где центр Штуттгарта, то знайте, что это в квартире Черногузов, такая фамилия Стеллы и Виктора.
За праздничным обедом, который был подготовлен по всем правилам, сначала мы обменивались новостями о нашем житье-бытье в Германии. Стелла и Виктор до Штуттгарта жили в небольшом городке. Затем им и семье их дочери удалось перебраться в Штуттгарт, где они чувствуют себя совсем неплохо, не страдая от ностальгии по покинутой Украине. Стелла и Виктор живут на пособие по обеспечению в старости. Дочь их работает, внук учится в гимназии и является, кажется, главным в семье. Его интересы удовлетворяются безусловно. Особенно это касается Виктора.
После обмена новостями был обсужден план проведения нашего краткого отпуска. После обеда снова прогулка по Штуттгарту. На завтра, оказывается, запланирована поездка в Людвигсбург, город, бывший полтора десятилетия столицей Вюртембергского герцогства. Кроме того на вечер этого же дня мы договорились посетить Валиных родственников (семья сестры мужа Валиной сестры), которые тоже живут в Штуттгарте. А третий день будет посвящен Нюрнбергу. Надо сказать, что времени для знакомства с самим Штуттгартом совсем мало. Остается только довольствоваться внешним осмотром города, что мы и продолжаем после обеда.
Погода нас не балует, то и дело начинает идти дождь. Сфотографировавшись на фоне церкви св. Лоренцо, снова отправляемся к Старому замку, но идем другими улицами, чем утром, для разнообразия. По дороге Виктор нам показывает сверхбольшой магазин с названием, напоминающим имя страны великанов в "Путешествиях Гулливера".
Наши дамы решают продолжить изучение города внутри этого монстра. Пятнадцати минут оказывается достаточным, чтобы снова вернуться к наружному осмотру города.
Снова памятник Шиллеру и Старый замок. Но в отличие от утреннего осмотра мы заходим в его двор.
Здесь по периметру в три этажа идут открытые галереи, поддерживаемые колоннами и арками. В углу двора стоит памятник одному из королей, естественно, конный.
В одной из ниш между колоннами стоит колокол, его история осталась для нас тайной.
От Старого замка проходим к Новому замку. Внешне он значительно менее интересный, чем Старый замок, если он и впечатляет, то своей величиной и большой площадью перед ним.
Новый замок строился с 1746 по 1807 годы.
От замка направляемся в парк. Его сердцем является большой пруд, причудливой формы. На нем всякая водоплавающая птица, в том числе белые лебеди. Один из них спокойно позировал мне, пока я его снимал почти в упор. В парке находится стекляная ступенчатая пирамида местного планетария. От него, обогнув пруд, мы поднимаемся на холм, на котором расположен парк Розеншгштейн с дворцом, любимое место отдыха горожан (по свидетельству энциклопедического справочника). Дворец в классическом стиле построен в 1824 - 1829 годах архитектором Джовани Залусси для короля Вильгельма 1-го, который здесь и умер 25 июня 1865 года.
Дворец как дворец, но парк вокруг него действительно очень красивый, особенно живописны высокие платаны. С холма открывается красивая панорама города. Внизу видны зеленые конуса купален на минеральных источниках. Спускаемся с холма к пруду и по его противоположному берегу возвращаемся в центр города, к вокзалу. Уже стемнело и по Кёнигштрассе мы идём при ночном освещении. Многие здания имеют специальную подсветку, что значительно оживляет ночной город. На Кёнигштрассе предпринимаем неудачную попытку купить мне кожаную шапку. На центральной площади сверкает огнями предрождественский рынок с искусственным катком. Вскоре мы оказываемся у дома Стеллы и Виктора.
4.2. Людвигсбург
Сегодня 4 октября и мы собираемся посетить Людвигсбург. Едем втроем, Стелла, Валя и я. Виктор только провожает нас до вокзала, а сам отправляется по магазинам в связи с делами внука. Ехать до Людвигсбурга недолго и вскоре мы выходим на его вокзале, где нас должна встретить знакомая Стеллы Мила. Она живет в Людвигсбурге и преподает немецкий язык для русскоязычных иммигрантов. Она обещала Стелле показать нам город. Встреча состоялась. Мила оказалась симпатичной и общительной женщиной. Мы отправляемся на прогулку. Посмотрев попутно на несколько симпатичных "фахверковых" домиков, вышли к строительной площадке, на которой возводится еще один гигантский универмаг с тем же названием, напоминающем "Страну великанов". Странно, как этот огромный магазин может окупить себя в маленьком Людвигсбурге. Но "неисповедимы пути..." глобализации! Проходим скромный памятник воинам погибшим "за короля". Здесь рядом находяться бывшие казармы, а теперь "Гарнизонный музей". За памятником в старинном, или стизизованном под старину, домике расположен "Мак Дональдс", а за ним симпатичный "фахверковский" дом. Вот такой коктейль старины и современности. Этот живописный угол так и просился в кадр и на его фоне я запечатлел всех троих дам.
А пока по дороге Мила знакомит нас с Людвигсбургом. Это город на севере Большого Штуттгарта. Индустрия производит машины, автомобили, тектиль и хирургические инструменты. Довольно известны фарфоровая мануфактура, минеральные лечебные купальни в районе Хоенэк и Киноакадамия Баден-Вюртемберг. Население города 86000 чел.
Город возник вокруг барочного дворца, который был резиденцией герцогов фон Вюртемберг и был построен с оглядкой на французский Версаль. Во времена герцога Еберхарда Людвига фон Вюртемберга последний перенес сюда столицу герцогства (1718-1734 годы). Несмотря на такой короткий "столичный" период Людвиг успел достаточно "наследить" в городе, в том числе и назвать его своим именем.
Самого Людвига мы "встретили" на рыночной площади, где, как и положено, работал рынок. Могучая бронзовая фигура Людвига возвышалась над суетящимися внизу потомками его подданых. Герцог в рыцарских латах, в окружении символов славы. На монументе надпись: "Герцог Ебергард Людвиг. 1676-1733. Основатель города". На площади две церкви, одна напротив другой, принадлежат двум разным ветвям христианства. Есть, конечно, старинная аптека. А рядом возвышаются многоэтажные бетонные коробки. Рыночная площадь находится как-бы на возвышении, с которого спуск ведет ко дворцу. Вход во дворец через трехарочные ворота. За ними внутренний двор и следующие трехарочные ворота, за которыми открывается просторный платц, окруженный каре дворцовыми зданиями. Главное здание дворца, где обитал сам герцог, находится слева от входа. Все строения выполнены в стиле барокко. Большой фонтан с колонной в зелено-золотых цветах явно в т.н. "имперском" стиле времен Наполеона. Мне этот дворец несколько напоминает Дрезденский Цвингер, во всяком случае общей планировкой, хотя он и более скромный. К дворцу примыкает регулярный французский парк, в который мы не попали. Под одной из входных арок находится магазин сувениров, где торгуют и продукцией местной фарфоровой мануфактуры. Среди различных книг по истории и искусству обнаружили книгу о связях между Людвигсбургом и Санкт-Петербургом.
После осмотра дворца самого герцога, направляемся к дворцу его фавориток, который так и называется "Фаворитеншлосс". Еще его называют "Лустшлосс", т.е. "Дворец желаний". Чтобы до него добраться, надо пересечь по высокому пешеходному мосту транспортную артерию города. Отсюда с моста открывается вид одновременно на дворец герцога и на Фаворитеншлосс. Под герцогским замком раскинулась выставка плодов и цветов, где "главным героем" является тыква. Вся выставка оранжевого цвета. Фаворитеншлосс - дворец в стиле барокко, с двумя башнями под зелеными крышами, расписан розовой и охровой краской. По всему фронтону идет лестница с балюстрадой, позволяющая выходить непосредственно со 2-го этажа на двор. Это придает дворцу торжественный вид. Под лестницей тоже вход во дворец, но на первый этаж. К сожалению, дворец был закрыт для посещения. Поэтому мы отправляемся в "Фаворитенпарк" - огромный лесопарк, расположенный за замком. Главной его достопримечательностью являются олени, которые живут здесь на свободе. Практически все пространство парка отведено заповедной зоне, куда доступ посетителям запрещен. Остается только асфальтированная аллея, которая пересекает весь парк и по которой можно передвигаться. Но никаких ограждений нет, только ограничительные надписи. Как только мы вошли в парк, сразу вдалеке увидели группу из нескольких диких оленей, но на большом расстоянии от аллеи. Фотографировать их было бессмысленно, но очень хотелось. Вдруг пара оленей отошла от стада и направилась в сторону аллеи. Я попытался их опередить и снять спереди, но бежать боялся, чтоб их не спугнуть. В результате мне удалось сделать один снимок сбоку и один со спины. Снимки получились неплохие, а главное, не каждый день можно увидеть и запечатлеть таких красавцев не в клетке. Олени впереди нас спокойно пересекли аллею и углубились в лес.
Продолжая прогулку, пересекаем весь парк, выходим на окраину города и по его улицам выходим к ж-д станции. Здесь мы прощаемся с нашим симпатичным гидом Милой и возвращаемся в Штуттгарт.
Вечером того же дня мы посетили Валиных родственников Иру и Иосифа, которые уже длительное время живут в Штуттгарте. Вспомнили всех родных и знакомых, живых и мертвых. Поговорили о детях. Их сын живет в Мюнхене. Вечером возвратились к Стелле и Виктору. На утро нам предстояла поездка в Нюрнберг.
4.3. Нюрнберг
Рано утром отправляемся поездом из Штуттгарта в Нюрнберг. Погода отвратительная, низкие облака, часто идет дождь. За окнами вагона сплошная серость, ничего привлекающего внимание. Дорога предстоит дальняя, несколько часов пути. Надо как-то скоротать время. Поэтому, как у нас уже принято, ознакомимся предварительно с общим описанием и историей Нюрнберга.
Этот город нам был знаком прежде всего Нюрнбергским процессом, во время которого были осуждены главные руководители нацистской Германии за преступления против человечности. Выбор Нюрнберга, как места суда был не случайным, так как этот город внес свой значительный вклад в развитие и укрепление нацистского режима. Именно здесь проходили всегерманские съезды НСДРП, здесь были приняты поистине людоедские рассовые законы, направленные прежде всего против евреев, цыган, инвалидов. Затем уже в школе мы узнали о "Нюрнбергском яйце" - карманных часах, впервые изготовленных в Нюрнберге. Здесь в Германии мы узнали о том, что в Нюрнберге проводится накануне Рождества знаменитый "Кристельнкинд"-рынок, где торгуют очень красивыми игрушками и елочными украшениями. Вот, пожалуй, и все, что нам известно об этом городе. Поэтому перед его посещением есть смысл поговорить о нем подробнее.
Нюрнберг лежит на обеих берегах речки Пегнитц. Его историческое ядро расположена на возвышении от 298 до 351м над уровнем моря. Это второй по величине город Баварии и является значительным жилым и индустриальным центром. К концу прошлого столетия население города насчитывало около 500000 чел. Вместе с соседними городами Эрланген, Фюрт и Швабах Нюрнберг представляет собой практически единое целое. Город соединен с внешним миром железной дорогой, автобаном, водным путем по каналу Рейн-Майн-Дунай. Кстати, во время моей работы в Речфлоте Украины мне пришлось много работы проделать по изучению условий плавания по этому водному пути с целью вывода наших судов в глубь Европы.
Разнообразная индустрия города наряду с традиционными отраслями, происходящими еще от средневековых ремесел, особенно металлообработка, имеет и современные отрасли высоких технологий (электроника). В машиностроении действует много малых и средних предприятий, высокоспециализированных в узких областях. Имеется пищевая промышленность (особенно известны нюрнбергские медовые пряники - лебкухены), химическая промышленность, производство игрушек и карандашей.
Нюрнберг - важный центр науки и образования. Здесь имеются Академия изобразительных искусств, Институт с факультетами техническим, экономическим, социальным, городская Академия музыки, университет Ерланген-Нюрнберг.
Точное время возникновения Нюрнберга неизвестно. Предполагают, что толчком для возникновения города послужила крепость Бург, сооруженная на скале из пещаника где-то в середине 11 века на первоначально баварской территории. Крепость была необходима императору Священной Римской империи Генриху 3-му для компенсации потерь территории империи в связи с передачей Генрихом 2-м ряда земель образованным епископствам Бамберг и Айхштедт. Впервые наименование "ноуренберк" - скалистая гора, упоминается в императорском документе 1050 года.
Под защитой крепости город быстро развивается, особенно после превращения его в место паломничества после захоронения там мощей святого Зебальда (около 1070 года) в храме его имени. Город хаотично разрастался от крепости вниз к реке Пегнитц. Независимо от него на противоположном берегу в середине 12 столетия возник городок рядом с королевским двором, основанным еще Конрадом 2-м, Этот городок назывался "Лоренцштадт" по имени церкви св. Лоренцо, в отличие от "Зебальштадт". Лоренштадт имел в плане форму яйца и параллельно проходящие улицы с востока на запад с небольшими поперечными переходами между ними.
Благодаря ряду обстоятельств, таких как благоволение императора, а также жизненная необходимость найти источники существования на бедной песчаной почве, а также в связи с хваткостью и умением граждан города, Нюрнберг быстро превращается в крупнейший торговый и ремесленный центр в Южной Германии. Т.н. "Нюрнбергское право", дарованное горожанам императором, стало образцом для многих растущих городов средневековой Европы. 8 ноября 1219 года император Фридрих 2-ой даровал право печатать собственную монету и взимать пошлины. В своем послании император назвал Нюрнберг "сердечно любимым городом". Впервые в 1245 году Зебальдштадт и Лоренцштадт официально объединяются в один город "университас цивиум" и обносятся общей крепостной стеной (1323 год).
После вымирания рода Салиеров, к которым принадлежали первые императоры- патроны города, власть в империи переходит к роду Штауферов, которые рассматривают Нюрнберг, как свою вотчину. Город строго управляется специальным чиновником императора, т.н. "Шультхайсен". Постепнно связь между императором и городом становится слабее, особенно во время борьбы Штауферов с Папой Римским. В 1339 году власть Шультхайсена переходит к одному из представителей купечества Конраду Гроссу, жертвователю средств на постройку и содерждание Госпиталя Святого Духа. Его можно считать первым "городским" судбей Нюрнберга. Постепенно Нюрнберг превращается в город с самоуправлением, окончательно оформившемся к 1313 году. Наряду с Большим Советом "Названных" ежегодно им избирался Малый, или Внутренний совет с 26 членами, из которых 13 действовали, как "Старшие бургомистры", сменяемые каждый месяц, в то время как остальные "Младшие бургомистры" исполняли должность судей в местном суде. Т.н. Узкий совет состоял из 7 человек во главе с двумя председателями. Таким образом город обеспечил себе систему управления, обеспечивающую постоянную смену руководства и контроль над службами, над выборами и исполнением решений большинства. Это препятствовало чрезмерному усилению власти отдельных личностей. Вместе с тем влияние широких слоев населения было весьма незначительно. Основная власть принадлежала полусотне богатых семей, которые превратились в слой потомственных патрициев, но особого рода, которые не чуждались принимать активное участие в хозяйственной жизни, торговле, в отличие от родовой аристократии.
История Нюрнберга, начиная от 13 столетия и вплоть до середины 16 столетия представляет сплошной хозяйственный подъем, что отразилось и на архитектурном облике города. К построенным в 13 веке соборам св. Зебальта и св. Лоренцо добавляются ратхаус (1332-1340), Фрауенкирха (1349) - церковь Богородицы, семь францисканских монастырей, госпитали - богодельни Святого Духа, Святой Марты и 12-ти братьев. Основой такого бурного развития являлась не только оживленная торговля, внутренняя и внешняя, но и цветущее искусство ремесленников, получившее даже специальное имя "Нюрнбергер витц" - нюрнбегская смекалка. В списках, составленных в 1363 году в Нюрнберге числилось 1219 мастеров по 50 профессиям, в том числе 30 в области металлообработки.
Накапливаемое в городе богатство позволяло не только строить город, создавать благотворительные заведения, спонсировать развитие искусств, но и давать займы постоянно находящимся в финансовых затруднениях императорам. Тем самым оказывалось и влияние города на политику империи и получение новых привилегий. Так, например король Людвиг Баварский даровал для нюрнбержцев свободу от пошлин на 72 таможенных пунктах империи. Карл 4-ый до 40 раз проживал в Нюрнберге месяцами. В 1356 году он издал т.н. "Золотую буллу", в которой обязал всех будущих императоров проводить свой первый рейхстаг в Нюрнберге. С 1424 года Нюрнберг становиться местом хранения императорских сокровищ и регалий.
В течение 100 лет с середины 15-го до середины 16-го веков город является местом концентрации духовных и культурных сил. Он был центром немецкого гуманизма (Конрад Целтис, Христов Шойл и др.), науки и искусства. Здесь работали математик и астроном Региомонтанус, создатель самого старого сохранившегося глобуса Земли Мартин Вехайм, Эрхард Этцлауб разрабатывал морские карты в проекции, названной позже по имени Меркатора, создатель "Нюрнбергского яйца" - карманных часов Петер Хенлайн. Народное искусство бардов - майстерзингеров достигло своей высшей точки в лице Ганса Розенплюта и Ганса Закса. Выдающиеся художники этой эпохи резчик по камню и дереву Вайт Стосс, скульптор по камню Адам Краффт, семья литейщиков Вишер. Наиболее знаменитым является, конечно художник и график Альбрехт Дюррер. На весь мир известны его гравюры "Молящиеся руки", "Меланхолия", "Всадники Апокалипсиса".
С середины 16-го столетия начинается определенный спад в истории Нюрнберга, постепенная потеря его "столичной" роли. Сначала появилась трещина между императором Священной Римской империи и городом в связи с переходом к протестантизму. Хотя Нюрнбергу удалось избежать кровавых событий, связанных с новообращенцами или иконоборцами, но принятие Лютеровского учения нюрнбержцами не могла приветствоваться императором - опорой и защитой Римского папы. С 1543 года в городе не проводились Рейхстаги. Через 10 лет город оказался в кольце т.н. "второй Маркграфской войны", в результате которой были опустошены окружающие город земли. Сам город, правда, не был разрушен. Но эти потери привели к растройству городских финансов. Несмотря на эти трудности Нюрнбергу удалось в 1555 году соорудить несколько великолепных круглых башен, укрепляющих крепостные стены; в 1578 году была основана Высшая школа в Альтдорфе; в 1616-1622 годах осуществлено строительство Нового ратхауса. Потеря многих торговых путей в связи с открытием Америки смогли более чем компенсировать открытием новых рынков на Востоке. Для поддержания стабильгости нюрнбургской валюты был основан "Банко Публико" - Народный банк. На границе 16-го и 17-го столетий были построены богатейшие патрицианские жилые дома семейст Топлеров, Фембо, Пеллер.
Тридцатилетняя война, приведшая к практически полному параличу европейской торговли, нанесла городу тяжелейший удар. Кроме того население города, которое к этому времени уже достигало 40000 человек, было катастрофически сокращено в результате чумы 1618 года. Город постепенно терял свое вдохновение. Заскорузлые правила ведения торговли и ремесел не отвечали нарождающимся капиталлистичеким отношения. Ища выход из положения, ремесленники переходили от уникального производства к массовому дешевому. К концу Тридцатилетней войны город имел гигантский долг в 7 млн. гульденов. Городские власти видели единственное решение в повышении налогов. Это вызвало протесты граждан, паралич хозяйственной жизни, бегство наиболее предприимчивых людей из города. Картина несколько напоминает сегодняшнюю Германию, не так ли? В конце 18 столетия город оказался перед угрозой банкротства. Предполагаемое присоединение Нюрнберга к Пруссии в 1796 году, которое могло принести улучшение финансов города, не состоялось. В 1806 году Наполеон, в соответствие с Пактом о Рейнском союзе, включил Нюрнберг в состав Баварского королевства, союзника Франции. И блестящий столичный город превратился в провинцию без какого либо влияния на политику.
Но могучий толчок, полученный Нюрнбергом в прежние столетия не дал погасить его изобретательный дух. Здесь была построена первая в Германии железная дорога (Иоганес Шаррер, 1835), была проделана большая работа по переводу ремесленных предприятий в модерную индустрию (Фридрих Клетт, Теодор Крамер, Зигмунд Шукерт). В течение 19 столетия Нюрнберг становится ведущим индустриальным городом Баварии. В этом же столетии романтики открыли для себя исторический Нюрнберг. Его прекрасно сохранившийся Старый город стал как бы визитной карточкой легендарного немецкого средневековья, его духа. Своим подобным превращением Нюрнберг обязан прежде всего Людвигу Тику и Вильгельму Вакенродеру. Нюрнберг превращается в Мекку художников и писателей. В 1852 Ганс фон Ауфзес основал здесь Германский Национальный музей, который по его мнению не мог быть открыт в любом другом месте. Этот музей представлял общую картину развития искусства и культуры Германии.
Представление об этом особом историческом значении Нюрнберга сыграло с городом "злую шутку". Нацисты сделали его "своим городом", откуда распространялась "коричневая чума" по миру.
Во время 2-ой Мировой войны Нюрнберг был практически полностью разрушен, но со свойственной нюрнбержцам смекалкой и настойчивостью был полностью восстановлен. Сейчас это большой развитый современный город, открытый миру, что не мешает ему сохранять свою историю и облик.
Несмотря на столь длинный экскурс в историю Мюнхена, наша дорога к нему продолжалась еще дольше. Пришлось даже на некоторых участках пути ждать встречных поездов, так как из-за ремонта на некоторых участках было одностороннее движение. Но вот, наконец, и вокзал Нюрнберга. При подъезде поезд тянулся мимо каких-то совсем неинтересных строений, совсем не напоминающих блестящее историческое прошлое города.
Знакомимся с расписанием на обратный путь и выбираем поезд с тем, чтобы успеть вернуться в Штуттгарт не очень поздно. Выйдя с вокзала, сразу видишь невдалеке сплошной каменно-черепичный массив Альтштадта - Стврого города, обнесенного могучей стеной с высокими башнями. Разделяет старый и новый Нюрнберг только разветвленный подземный переход. Без сожаления покидаем новый город с его вокзалом и устремляемся к древним стенам Альтштадта. Подземный переход с многочисленнымимагазинчиками и обжорными заведениями выводит нас прямо к Кёнигстор - Королевским воротам.
Здесь большая крепостная круглая башня,
от которой идет одна из главных улиц - Кёнигштрассе,
по которой мы и углубляемся в город. И сразу попадаем под очарование архитектуры Нюрнберга. Фахверковые и каменные здания, с крутыми крышами, с узкими, но высокими окнами придают какой-то определенный ритм улицам, старинный флер. Трудно поверить, что большинство этих домов восстановлено уже после войны. Выглядят они очень "аутентично". Преимущественные цвета зданий - красно-коричнегого спектра (может быть отсюда и пошла "красно-коричневая чума"). Но выглядит все очень солидно и красиво. Фасады зданий украшены различными "излишествовами", эркерами, козырьками, башенками. Обращаю внимание, что практически нет полностью фахверковых домов. Только вехние части некоторых зданий фахверковые. Уже при составлении этих записок я выяснил причины этого. В самые старые времена дерево было главным конструктивным и несущим материалом. Основной каркас собирался из деревянных брусьев, панели между ними закрывались разными, не несущими нагрузки конструкциями. Хорошая обрабатываемость дерева и его экологические преимущества сочетались с большой пожароопасностью. Поэтому в Нюрнберге с ростом умения мастеров по обработке камня городские власти начали ограничивать применение дерева, как конструктивного материала. Сначала запретили строить из дерева эрдгешосс - первый этаж, а затем и вовсе потребовли перейти на каменное строительство. Для любителей фахверка осталась возможность его иммитировать, разрисовывая каменные стены фальшивыми "деревянными брусьями". Так что не каждый фахверк - фахверк.
Обращают на себя внимание и многоэтажные крутые чердаки зданий, в некоторых я насчитал до 5 этажей, ничего подобного я раньше не видел. Один из таких домов стоит на углу Кёнигштрассе и Корнштрассе (Зерновая улица). Это здание использовалось в средневековье, как общественное зернохранилище. Городской совет в благоприятные годы скупал зерно и помещал его в это хранилище, где оно могло сохраняться многие десятки лет без потери своих хлебопекарских качеств. Так, например, в 1541 году императору Карлу 5-ому было показано вполне пригодное зерно, которое хранилось 180 лет и полностью сохраняло свои качества. Это зерно выбрасывалось на рынок при резком повышении цен для их стабилизации. В особо неурожайные годы городской совет за счет казны молол зерно на муку, выпекал хлеб, который продовался населению по себестоимости. Чтоб представить себе объемы такой благотворительности и размеры зернохранилищ достаточно сказать, что в 1540 году были реализованы в городе 460000 буханок хлеба весом более 2 кг каждая. При этом запасы зернохранилищ были далеко не исчерпаны. С 1572 года в здании бывшего зернохранилища размещалась таможенная служба города.
По Кёнигштрассе выходим к церкви св. Лоренцо, которая послужила центром образования нижнего города.
Кстати и этот собор и собор св. Зебальда в верхнем городе очень похожи Две высокие башни у входа с острыми зеленоватыми шпилями, длинный неф и повышенная часть хора. В силу ограничения времени пребывания в городе мы удовлетворяемся только внешним осмотром собора. Богатая каменная резьба западного фасада здания, с готическим порталом и большим окном-розеткой. К сожалению только теперь, просматривая путеводитель по городу, убеждаюсь, что мы много потеряли, не осмотрев собор изнутри. Там бы мы встретили знаменитое "Английское приветствие" Вейта Штосса (1517-1518) и Сакраментхаус (святилище) Адама Крафта (1493-1495) с его необыкновенно выразительным скульптурным автопортретом.
Продолжаем наш путь по Кёнигштрассе к Торговой площади (Марктплатц). По дороге встречаютсч лотки с нюрнбергской жареной колбасой. Жарят ее на "живом огне" древесных углей из бука, никаких электрических грилей. Это одна из традиций Нюрнберга. На Марктплатц стоит Церковь Марии (Богородицы). Она была сооружена по повелению императора Карла 4-го на месте еврейского гетто, которое был просто сожжено вместе с частью его жителей. В хрониках, сообщающих об этом факте, даже не упоминается, удалось ли кому-либо из евреев спастись. Очень характерно, чужие - не люди! Очевидно, иточник нацизма в Нюрнберге образовался в 20-ом веке не на пустом месте. Тот же Карл повелел заложить на этом месте Фрауенкирхе (церковь Мадонны), которая была построена в период с 1349 по 1352 годы. Церковь была подчинена Пражскому монашескому ордену св. Августина. В архитектуре ее ощущается богемское (чешское) влияние. Церковь имеет богатый западный фасад, с резьбой по камню, множеством скульптур. В украшении церкви приняли участие, уже после ее постройки тот же Адам Краффт, Иоган Хойсс, Себастьян Линденаст и др. Изначально церковь имела очень богатый интерьер, но в годы секуляризации (Наполеон), в значительной степени он был разграблен. То, что сейчас украшает интеръер, перенесено из других церквей. Надо сказать, что Карл 4-ый при уничтожении еврейского гетто руководствовался "благородными" целями. Задачей было освободить место в тесном городе для организации рынка. Им же было категорически запрещено строительство домов на этом месте. И этот запрет и по сей день свято выполняется. Обширная Марктплатц перед Фрауэнкирхе служит местом рыночным. Но, видимо, день нашего приезда не был рыночным днем. И огромная площадь была пустынна. Этому способствовала и холодная дождливая погода, во время которой местные жители предпочитают сидеть в тепле.
Рыночная площадь (взгляд из-под зонтика)
Зато ничего не мешает нам рассмотреть саму площадь и окружающие ее здания. Кстати, дождливая погода имеет и свои преимущества. Дождик превращает мощенные мостовые, каменные стены, парапеты набережной, мосты в глянцевые. И город кажется каким-то сказочным, игрушечным, как на открытках. На площади стоит ступенчатый фонтан, богато украшенный скульптурой, разными цветами и позолотой, Название - Шёнер бруннен (красивый источник).
Сооружен в 1396 году. Сейчас на площади стоит копия, оригинал хранится в Германском национальном музее. Первоначально фонтан предназначался для снабжения горожан водой. Здесь стоит вообще остановится на отношении города к обеспечению водой. Нюрнберг еще с времен средневековья славился, как город с хорошим водоснабжением. В одном из документов 1594 года упоминалось, что здесь имеются 118 источников чистой воды, имеющих вороты с цепями и ведрами. Кроме того в городе имелись 14 водопроводов, снабжающих почти все дома в городе "живой" водой. Упомянутый в 1368 году водопровод предназначался для Больницы-богодельни Святого духа. Постройка фонтанов, колодцев и подобного не только удолетворяла насущные потребности жителей, но и использовалась для украшения города, как один из важнейших видов искусства. В городе были сооружены множество фонтанов и источников, богато украшенных скульптурой, резьбой, металлическим литьем. В путеводителе по Нюрнбергу перечислены 17 фонтанов. Все их названия походят в основном от скульптур, установленных на них (Аполлобруннен, Генземенхенбруннен и др.). С наступлением новых времен тенденция украшения города фонтанами не исчерпана. Так в 1984 году у Белой башни был сооружен роскошный многофигурный фонтан с названием "Брачная карусель", автор профессор Юрген Вебер. Мы еще посетим его в конце нашей прогулки по городу.
А пока я обнаружил, что нарушена хронологическая последовательность описания этой прогулки. Я пропустил упомянуть Богадельню Святого Духа, которую мы увидели еще до того, как пришлли на Марктплатц.
У моста через Пегнитц, ведущего в Зебальштадт, открывается великолепный вид на это строение. Три здания замкового типа протянулись вдоль берега, а четвертое установлено поперек реки и соединяет берег с оконечностью острова Шютт. Оно покоится на двух каменных арках. Все здания украшены башенками, эркерами. Спокойная поверхность реки, несмотря на пасмурную погоду, отсвечивает серебристым цветом. Забранная в камень набережная и каменный мост создают вместе с богадельней необычайно красивый архитектурный ансамбль, наверное это красивейшее место в Нюрнберге.
Теперь мы можем со спокойной совестью продолжить наш путь в сторону Бурга - крепости, возвышающейся над городом и послужившей основой возникновения его.
По дороге втречаем здание ратхауса, мощное каменное каре с тремя богато украшенными порталами, с башнями на крыше(1616-1622), т.н. дом Фембо, с богато расписанными стенами, принадлежавший богатому нидерландскому купцу, а теперь здесь городской музей,
проходим мимо церкви св. Зебальда.
Наконец подходим к подножью скалистой горы, на которой расположилась императорская крепость.
По Бургштрасе и серпантину пешеходных дорожек поднимаемся в крепость и входим в нее через ворота рядом с башней Зинвельтурм (1313), самой старой средневековой круглой башней Нюрнберга.
В крепости имеется несколько зданий разного назначения, все фахверки на каменном основании. Полностью каменные здания это императорский дворец, императоские конюшни. Сегодня в конюшнях расположена молодежная гостиница. Дворец удивляет своей высотой, особенно высотой крыши в которой размещены 8!!! этажей. На территории крепости встретили русскоязычную экскурсию, к которой решили присоединиться. Борис - экскурсовод вывел нас на бывший бастион, а тепеь круглый парк, с которого открывается великолепная панорама всего города.
По крутой улочке, мимо фахверковых домов спускаемся на небольшую площадь возле дома-музея Дюррера.
Передать словами прелесть этого живописного уголка трудно, надо видеть своими глазами или хотя бы на фотографиях. Встретили мы здесь и странную бронзовую фигуру жуткого огромного зайца, пожирающего людей.
Это оказалась каррикатура-предупреждение. Рисуног Дюррера "Заяц" был невероятно популярен и его можно было встретить почти в любой немецкой семье, он стал определенным символом, таким же как персонажи опер Вагнера, например. Известно, что последний послужил нацизму уже после своей смерти, как определенный символ германского духа. Автор "Зайца" предупреждает соотечественников об опасности "патриотических" символов, какими бы милыми они ни выглядели.
Русскоязычная экскурсия пошла в музей Дюррера, а ее руководитель остался с нами на улице и дал несколько советов, что еще посмотреть в городе. И прежде всего на улицу Вайсгербергстрассе. И не зря.
Здесь сохранилась почти нетронутая архитектура старого квартала ремесленников. Каждый дом в отдельности не представляет чего-либо особенного но весь уличный ансамбль оставляет небывалое впечатление, ощущается какой-то особый флёр старины.
Мы отправились дальше бродить по городу. Пару раз пересекали Пегнитц по Мясному и Музейному мостам, переходя из Лоренцштадт в Зебальштадт и обратно. В конце концов холод и голод загнали нас на Марктплатц в Мак-Дональдс, который есть в каждом, даже очень древнем городе. Здесь мы перекусили плодами глобализации и отправились в сторону вокзала по еще нехоженным улицам. И здесь у т.н. Белой башни мы увидели уже упомянутый фонтан "Брачная карусель" - одно из сравнительно новых украшений Нюрнберга.
В чем идея этой карусели, понять трудно. Это многофигурная композици, среди которой и люди, и животные и мифические существа. Венчает всю эту вакханалию дико отплясывающая женщина. Непонятно, но интересно.
Тем и закончилась наша экскурсия по Нюрнбергу. Мы сели в поезд и поехали в Штуттгарт.
4.4. Лето закончилось?.
На следующее утро мы уезжали из Штуттгарта домой. Стелла и Виктор нас провожали. Они обещали приехать к нам в гости весной следующего года. Уже когда я писал эти записки Леня выразил желание снова приехать в гости, а у нас в кармане уже лежат билеты для поездки в Майами к Лере и Зорику. Так что, похоже, длинное лето 2006 года будет продолжено и в 2007 году. Покой нам только снится.