Лавкрафт Г.Ф. : другие произведения.

История "Некрономикона"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Библиографическая заметка о самой знаменитой книге ужасов, написанная автором в 1927 г., опубликованная в 1938 г., объявившаяся в сети, как я понимаю, в сентябре 2018 г.
    Вероятно, уже кто-то его перевел, но мне все равно. В pandan к другим, пострадавшим при сносе моей странице, миниатюрам Г.Ф.Л.
    Надо бы восстановить и остальные миниатюрки.
    Прежняя обложка показалась слишком аляпистой. Заменила на более строгую.

Обложка [Т.Модестова]
  
  
  

Г. Ф. Лавкрафт

  

История "Некрономикона"

  
  Оригинальное название "Аль азиф", где "азиф" -- слово, использовавшееся арабами для обозначения особого ночного звука (издающегося насекомыми), полагаемого стрекотом демонов.
  Составлен Абдулом Аль-Хазредом, безумным поэтом из Саны в Йемене, который, как говорят, процветал в период халифата Омейядов, около 700 г. н.э. Он посетил руины Вавилона и подземные тайники Мемфиса и провел десять лет в одиночестве в великой южной пустыне Аравии -- в Руб-эль-Хали, или "Пустоте" древних -- и в Дане, или Багровой пустыне современных арабов, которая считается населенной защищающими ее злыми духами и смертоносными монстрами. Об указанной пустыне множество странного, невероятного и чудесного рассказывается теми, кто выдает себя за проникших в нее.
  В последние годы жизни Аль-Хазред проживал в Дамаске, где был написан "Некрономикон" ("Аль азиф"), и о его окончательной смерти или исчезновении (в 738 г. н.э.) повествуют много страшного и противоречивого. Он, как сообщает Ибн Халликан (биограф XII столетия), был схвачен невидимым чудовищем среди бела дня и ужасающе пожран на глазах несметного числа оледеневших от испуга свидетелей. Многократно говорится о его безумии. Он утверждал, что видел сказочный Ирем, Город Колонн, и обнаружил под руинами некоего безымянного города в пустыне шокирующие анналы и секреты расы старше человечества. Он был единственным индифферентным мусульманином, поклонявшимся неизвестным существам, которых именовал Йог-Сотот и Ктулху.
  В 950 г. н.э. "Азиф", который получил значительное, хотя и тайное распространение в кругу философов той эпохи, был скрытно переведен на греческий Феодором Филетом Константинопольским под заглавием "Некрономикон". В течение следующего столетия он побуждал ряд экспериментаторов к устрашительным опытам, вследствие коих запрещен и сожжен патриархом Михаилом. После этого о книге слышали только украдкой, но позднее в средние века (в 1228-м) Олаус Вормиус сделал латинский перевод, и латинский текст был напечатан дважды -- один раз в пятнадцатом столетии готическим минускулом (очевидно, в Германии) и один раз в семнадцатом (вероятно, в Испании) -- оба издания без выходных данных и локализуются во времени и пространстве исключительно по внутренним типографским признакам. Труд на латинском и на греческом был запрещен папой Григорием IX в 1232 году, вскоре после латинского перевода, который и привлек внимание. Арабский оригинал был утерян еще во времена Вормиуса, что отмечено в его вступительной заметке, и, как заявляется, нет никаких следов греческой копии, которая была напечатана в Италии между 1500 и 1550-м, после сожжения библиотеки некоего жителя Салема в 1692-м. Английский перевод, сделанный доктором Ди, никогда не обнародовался и имеется только в виде фрагментов, извлеченных из оригинального манускрипта. Из латинских текстов, ныне существующих, известен один (15-го столетия), находящийся под замком в Британском музее, тогда как другой (17-го столетия) -- в Национальной библиотеке в Париже. Издание 17-го века есть в библиотеке Виденера в Гарварде и в библиотеке Мискатоникского университета в Аркхеме. Также в библиотеке университета Буэнос-Айреса. Многие другие копии, вероятнее всего, пребывают в нетях, а одна, пятнадцатого столетия, по упорным слухам, входит в состав коллекции известнейшего американского миллионера. Сомнительный по сию пору слух обещает сбережение греческого текста шестнадцатого столетия в салемском семействе Пикманов; но если он сохранялся, то пропал вместе с художником Р. У. Пикманом, который исчез в начале 1926-го.
  Распространение книги жестко подавлялось властями большинства стран и всеми ветвями упорядоченных конфессий. Чтение ее приводит к ужасным последствиям. Говорят, что, по слухам, именно из этой книги (о которой знают сравнительно немногие в широкой публике) Роберт В. Чамберс получил идею своего раннего романа "Король в желтом".
  
  

Хронология

  
  "Аль Азиф" написан около 730 г. н.э. в Дамаске Абдулом Аль-Хазредом.
  Переведен на греческий в 950 г. н.э. как "Некрономикон" Феодором Филетом.
  Сожжен патриархом Михаилом в 1050 г. (т.е. греческий текст) -- арабский текст тогда же утрачен.
  Олаус переводит с греческого на латынь в 1228 г.
  В 1232 г. латинская редакция (и греческая) запрещена папой Григорием IX.
  В 14... -- готическое печатное издание (Германия).
  В 15... греческий текст отпечатан в Италии. В 16... испанская перепечатка латинского текста.
  
  
  (C) H.P. Lovecraft, 1938
  (C) Перевод: Т.Модестова, 16.01.2019.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"